4. – Реестр книгам, расхищенным неприятелем во время вторжения в Москву 1812 года Из всеобщей истории in 4°. 15. Encyclopédie méthodique, à Paris. 68 томов. 26. Büschings Magazin 2-ter u. 3-ter Theil. Hamb. 1767. in 8°. 23. Tableau des revolutions de l´Europe par M-r Koch. 2 tomes, à Paris. 1790. 24. Letres historiques, critiques et politiques sur les évenemens qui se sont passes depuis 1778 jusqu´à present, a Londres. 1787. 14 tomes. 25. Unser Jahrhundert, oder Darstellung der interessantesten Merkwürdigkeiten und Begebenheiten, und der grössten Manner desselben. 3 Theile. Altona 1795. 25а. История XVIII столетия. Часть IV. Москва. 1806 27. Politique de tous les cabinets de l´Europe. 2 tomes, à Paris. 1794. 42.Schlötzers Staatsanzeigen 2-ter Theil. Gòttingen. 1782. 46. Mercure historiques et politique etc., 1693, tome XV. Из Российской истории 17. Указ о учреждении Воспитательного дома, in fol. 42b. Список 7-классным чиновникам 1811 и 1812 года, in fol. 56. Diarium itineris in Moscoviam. Viennae Aust., in fol. 54. Царственный летописец, в Спб. 1792. 4°. 132.Histoire de Pierre I, par M-r Mavillon, a Amst. 1742. 4°. 194. Описание всех в Российском государстве обитавших народов. Соч. проф. Георгия. 3 части, в Спб. 4°. in 8°. 10. Духовный регламент. 1721. 47. Общий тариф. 1796. 86. Повествователь древностей Российских. Изд Н. Новиковым. Ч. I. Спб. 1776. 87. Dissertations sur les antiguités de la Russie par Gatterie. St Pet. 1795. 91 Ядро Российской истории кн. Хилкова, в Москве, 1770. 92.Chilkows Kern Russischer Geschichte, Moskwa. 1786. 93. Новое ядро Российской истории. Соч. Нехачина. 2 части. Москва. 1795. 181. Жизнь Минина. Спб. 1799. 231. Деяния Петра I. Соч Ив. Голиковым. Ч. 1, 4 и 7. Москва. 1788. – Дополнение к Деяниям Петра I. Часть 1 и 15 239. Etat présent de la grande Russie par Perry 1717. 326Ь.Жизнь Екатерины II. Москва 1801. 326b. Lobrede auf Catharina II. Riga. 1802. 327. Potemkin – Halle. 1804. 328. Жизнь Павла I Москва. 1805. 333. Tagebuch eines französischen Offziers ets Amst 1776.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) Евгений (Баженов), архиеп. Псковский и Порховский. Литография П. Ф. Бореля. Нач. 60-х гг. XIX в. (ГИМ) (Баженов [Бажанов] Александр Филиппович; 1784, с. Заглухино Каширского у. Тульской губ.- 29.06.1862, Псков), архиеп. Псковский и Порховский. Род. в семье причетника. В 1795-1808 гг. учился в Коломенском ДУ, Тульской ДС, в 1811 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию. С 16 сент. 1811 г. назначен преподавать словесность в Тульской ДС. С 1 сент. 1818 г. преподавал риторику, а позже - гражданскую историю в Казанской ДС. 16 февр. 1819 г. в Казани Баженов был пострижен в монашество, 19 февр. рукоположен во диакона, 22 февр.- во иерея. С 6 апр. 1819 г. игумен Седмиезерной пустыни , с 20 июля того же года архимандрит, настоятель симбирского Покровского мон-ря. С 14 авг. 1819 г. ректор и профессор богословия Тобольской ДС, с 22 авг. того же года настоятель тобольского Знаменского мон-ря, с 15 сент. 1824 г. ректор и профессор богословия Костромской ДС, настоятель костромского Богоявленского мон-ря. Кроме того, с 1819 по 1828 г. Е. был поочередно в Казанской, Тобольской и Костромской епархиях присутствующим консистории, кафедральным цензором и благочинным мон-рей. В 1828 г. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди, назначен законоучителем С.-Петербургского 1-го кадетского корпуса. Когда в апр. 1829 г. была учреждена Новочеркасская епархия, Святейший Синод предложил имп. Александру I кандидатуру Е. в качестве главы новой кафедры, но вскоре последний получил др. назначение - в Тамбовскую и Шацкую епархию. 9 июня 1829 г. состоялось наречение, а 11 июня в Успенском соборе Московского Кремля - хиротония Е. во епископа Тамбовского и Шацкого, к-рую возглавил митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) . Современники называли Е. «крайне ретивым при исполнении своих обязанностей и надменным по отношению к духовенству».

http://pravenc.ru/text/186965.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Основатель медицинского образования на Урале и герой Отечественной войны 1812 года Из истории славной династии Гамалея 17.02.2021 841 Время на чтение 3 минуты В начале января пермская патриотическая общественность отдала дань памяти героям Отечественной войны 1812 года. Во время мероприятия вспоминали не только хорошо известных героев той войны, но и пермяков – участниках русско-наполеоновских войн. Особняком стоит и ставшая с недавнего времени известная в стране фамилия Гамалея. Николай Фёдорович Гамалея, чьим именем назван Центральный институт эпидемиологии и микробиологии, был внуком много лет прожившего в Перми Михаила Леонтьевича Гамалея, которого многие краеведы не без оснований считают основателем медицинского образования на Урале. Один из сыновей Михаила Леонтьевича, уроженец Перми Николай Михайлович Гамалея (1795 – 1859), был участником Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии 1813 – 1814 годов. О Николае Михайловиче (как впрочем, и о других героях-пермяках) стало известно благодаря сайту «Забытые имена Пермской губернии», в котором собран довольно обширный материал, повествующий нам о подвигах наших героических предков. Как повествует сайт, «по окончании в 1810 году курса наук в Московском университете Гамалея вступил 4 марта того же года в службу в департамент уделов. Служа здесь, он 8 апреля получил чин коллежского регистратора, а 17 ноября того же года был определен в канцелярию комитета, Высочайше учрежденного по делам Лифляндским. Получив 21 октября 1811 и 12 апреля 1812 годов чины губернского и коллежского секретаря, Гамалея бросил гражданскую службу и по вызову военного начальства поступил в Санкт-Петербургское ополчение, созданное для защиты России от наполеоновских войск в Отечественной войне 1812 года, с переименованием в подпоручики. В составе Санкт-Петербургского ополчения Гамалея после изгнания Наполеона из России принял участие в заграничном походе русской армии. Сражался в Польше, Пруссии, Саксонии, Австрии, Баварии, Вюртемберге, Бадене, Швейцарии и Франции. Принимал непосредственное участие во Втором сражении под Полоцком, где за отличие был награждён орденом Святой Анны 4-й степени. Затем Гамалея сражался в бою под Чашниками, баталии под Смолянами и в битве при реке Березине. В последнем сражении он был ранен в ногу пулей навылет и за отличие произведен в поручики. В последний раз он принимал участие в военных действиях, во время осады крепости Модлин»...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/02/17/os...

Красное. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Поселение возникло ок. 1678 г. на крутом берегу Вятки и первоначально называлось Красная Изголовь, с 1766 г. – Красный Яр (Красноярское). В 1701 г. в д. Красная Изголовь построена деревянная часовня для чтимой местной иконы. В 1718 г. указом Казанского митрополита деревня стала селом Рождественское Красная Изголовь тож с построением первой деревянной холодной церкви во имя Рождества Христова, вошедшей в Уржумскую округу. В 1722 г. при храме заведены первые метрические книги. В 1749 г. в селе построена вторая теплая деревянная церковь во имя св. Димитрия Мироточивого. По описи 1775 г. в селе Красный Яр – Рождественское тож числились старая обветшалая деревянная часовня, холодная старая Христорождественская церковь и теплая деревянная еще крепкая Димитриевская церковь. 24 января того же года обе церкви сгорели, осталась одна старая ветхая часовня, в алтарное место которой были сложены уцелевшие церковные вещи. 31 марта 1775 г. дана храмозданная грамота за 379 на построение в селе новой деревянной церкви во имя Рождества Христова с приделом в честь св. Димитрия Мироточивого. Указом Вятской Духовной Консистории от 24 сентября 1775 г. за 2421 разрешено до построения церкви все требы совершать в вышеозначенной часовне, а священнослужение – в Лебяжской церкви. В том же 1775 г. по просьбе причта и прихожан, указом Духовной Консистории от 18 декабря 3203 позволено ветхую часовню поправить и превратить ее во временную церковь, а в селе строить не деревянную, а каменную церковь по выданной храмозданной грамоте. И хотя церковь-часовня освящена была только 11 января 1776 г., в «клировой ведомости» за 1775 г. написано: «Рождественская церковь деревянная вместо коей строится новая церковь каменная». Такая же запись за 1781 г.; в приходе 228 дворов. В самом селе только священнослужителей с семьями насчитывалось 40 человек. В 1783 г. 23 июня освящен первый придел каменной церкви во имя св. Димитрия Мироточивого, 3 июня 1795 г. освящен главный престол во имя Рождества Христова. В Духовной Консистории хранилось «дело» диакона с. Красной Изголови Федора Старцова «о дозволении чинить сбор со своих прихожан на украшение церкви». В 1811 г. сами красноярские прихожане просили разрешения вместо деревянной отдельно стоящей колокольни построить в селе каменную звонницу, «деньги-де у них имеются».

http://sobory.ru/article/?object=12650

Невель. Спасо-Преображенский мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1682. Год утраты:приблизительно 1958 (разобран на кирпич) Адрес: Россия, Псковская область, г. Невель, пл. Карла Маркса (Красная площадь)Замковая улица, 1 Координаты: 56.017441, 29.916042 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Дата образования Спасо-Преображенского монастыря не установлена. Монастырь находился в городе Невеле Витебской губернии, был расположен недалеко от берега реки Еменка и занимал видное место на Торговой площади г. Невеля. С 1795 года монастырь был нештатным и необщежительным. Притеснения православным жителям города от поляков и иезуитов были весьма тягостны, это и побудило их объединиться в братство вокруг находившейся в городе деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1682 году по просьбе жителей города переведен к Благовещенской церкви упраздненный мужской Троицкий монастырь, находившийся в 3 верстах от Невеля. В 1720 году Благовещенская церковь сгорела. Жители решили построить каменную церковь, и в 1725 году приступили к строительству церкви на собственные деньги. Новый храм было решено посвятить Преображению Господню. Храм был освящен 1 августа 1732 года, имел в высоту 8 саженей, в ширину 6 и в длину 11 саженей. Храм венчал восьмигранный купол. Крыша была двускатная, в храме было 25 окон разной величины. Храм был холодный. Вначале были два придела, но позднее, после пожара их убрали и храм стал одно-престольный. С правой стороны, перед алтарем, помещалась ризница. В 1907 году в храме был произведен капитальный ремонт. Под сводами храма за алтарем в 1752 году был погребен благотворитель монастыря бургомистр г. Невеля Симон Быховец. Имя архитектора, автора проекта храма, не известно. С южной стороны к Преображенскому храму был пристроен теплый храм во имя Святого Николая Чудотворца. Дата его строительства и архитектор не известны. Кровля храма была шатровая, односкатная. К востоку от Преображенского храма был выстроен холодный каменный храм во имя Нила Столобенского. Храм был устроен в 1811-1825 гг., имя автора проекта не известно. Над храмом возвышалась двухъярусная колокольня. Храм был устроен на средства братчиков и пожертвования верующих.

http://sobory.ru/article/?object=37637

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 14. Православная Церковь в Америке 14.1. Краткий очерк истории Православной Церкви в Америке 14.1.1. История основания Православной Церкви в Америке Происхождение Православной Церкви в Америке было обусловлено миссионерской деятельностью Русской Церкви. Распространение Православия на Американском континенте связано с освоением русскими людьми Аляски и Западного побережья США. Одним из первых, кто основал русские поселения на этой земле и начал здесь строительство православных храмов, был Григорий Шелихов (1748–1795). По его инициативе в 1793–1794 г.г. на остров Кадьяк была направлена миссия, составленная из иноков Валаамского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Среди членов миссии был священномученик иеромонах Ювеналий и преподобный Герман Аляскинский, ныне почитаемые православные святые. Уже к концу 1796 г. число просвещенных в Америке достигло двенадцати тысяч. Успех миссии поставил вопрос о назначении на Аляску самостоятельного епископа, которым стал с титулом «Кадьякский» в 1799 г. архимандрит Иоасаф. Трагическая гибель не позволила ему приступить к архипастырским обязанностям. В 1811 г. в результате конфликта с Российско-Американской промысловой компанией кафедра была закрыта, и ее возрождение связано со священником Иоанном Вениаминовым, ставшим впоследствии митрополитом Московским Иннокентием (1879), и за свои миссионерские труды причисленным к лику святых. Отец Иоанн прибыл на остров Уналашку в 1823 г. и не только перевел на алеутский язык Священное Писание и богослужение, но и активно изучил местную культуру и быт. Он начал с открытия православной школы для детей, создал алеутам письменность, которой у них до этого не было, перевел множество библейских текстов. Это быстро принесло свои плоды. В 1840 г. на острове Ситке в Новоархангельске открылась епископская кафедра, и принявший монашество с именем Иннокентий, отец Иоанн в 1849 г. стал ее первым епископом. В 1867 г. император Александр II продал Аляску США, однако договор оставлял все храмы и часовни в собственности Русской Церкви. В 1870 г. была создана Алеутская и Аляскинская епархия. Одним из ее выдающихся епископов стал будущий Патриарх Московский Тихон (1925), причисленный к лику святых, который управлял кафедрой с 1899 по 1907 г.г. В 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско, тогда же в церковное богослужение был введен английский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОКСФОРДСКОЕ ДВИЖЕНИЕ [англ. Oxford movement], движение внутри Церкви Англии, целью к-рого являлось обновление богословской и литургической жизни Церкви в духе «возвращения к корням» англикан. религ. традиции. Наименование «Оксфордское движение» связано с принадлежностью большинства его участников к Оксфордскому ун-ту; также их называли трактарианцами, поскольку свои размышления по богословским вопросам они публиковали в формате т. н. трактатов («Трактаты для нашего времени», англ. Tracts for the Times, 1833-1841). Первоначально трактаты представляли собой небольшие эссе, затем их формат был изменен и приближен к академическим статьям. За все время было опубликовано 90 трактатов. О. д. тесно связано с развитием англокатолицизма - наиболее консервативного течения внутри «высокоцерковной» (High Church) традиции Церкви Англии, близкого в ряде богословских и литургических вопросов к рим. католицизму. Самым плодотворным в деятельности О. д. считается период с 1833 по 1845 г. Наиболее известными представителями О. д. были Джон Генри Ньюмен (1801-1890), впосл. перешедший в католичество и ставший кардиналом, и Эдвард Бувери Пьюзи (1800-1882), после ухода Ньюмена возглавивший О. д. Среди др. членов О. д. выделяют Джона Кибла (1792-1866), Чарлза Марриотта (1811-1858), Ричарда Фруда (1803-1836), Роберта Уилберфорса (1802-1857) (в 1854 принял католичество), Айзека Уилльямса (1802-1865) - автора «трактата» 80, впосл. обвиненного в симпатиях к католицизму и потерявшего место преподавателя в Оксфорде, и Уильяма Палмера (1803-1885). На начальной стадии участие в О. д. принимал также Хью Джеймс Роуз (1795-1838), исследователь герм. протестантизма и основатель издания «British Magazine». Религиозное по сути О. д. было вызвано к жизни политическими событиями т. н. конституционной революции 1828-1832 гг. В 1828 г. парламент проголосовал за отмену «Актов о проверке и корпорациях», что означало уравнивание в политических правах англикан и диссентеров (см.

http://pravenc.ru/text/2578259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕЕТЦЕН Зеетцен [нем. Seetzen] Ульрих Яспер (30.01.1767, Зофиенгроден, близ Евера - сент. (окт.?) 1811, близ Таиза, Йемен), нем. врач, ориенталист, исследователь Ближ. Востока. С 1785 г. З. изучал медицину в университете Гёттингена. В 1789 г. защитил диссертацию по биологии (Systematum de morbis plantarum brevis dijudicato). Был советником-аудитором в Анхальт-Цербстском княжестве, тогда принадлежавшем российскому императору (имел, т. о., российское подданство). В 1790-1792 гг. участвовал в неск. исследовательских путешествиях по Германии и Нидерландам. С 1794 г. публиковался в зоологических, ботанических и технических журналах, с 1795 г. член естественнонаучных об-в в Берлине и Йене. Имел финансовую поддержку великого маршала саксон. двора и издателя научного ж. «Географический и астрономический вестник» Ф. К. фон Цаха. З. также покровительствовал рус. имп. Александр I. 13 июня 1802 г. З. отправился в длительное путешествие по Ближ. Востоку. После 6-месячной остановки в К-поле побывал в М. Азии и Сирии. Почти год жил в Халебе (Алеппо), где занимался практическим изучением араб. языка. В апр. 1805 г. выехал из Халеба в Дамаск. Обследовал территорию заселения финикийцев, Ливан, Антиливан , Баальбек , район Эль-Ладжа. В сер. 1806 г., пройдя через горы Антиливана, достиг истоков Иордана, оттуда через Тиверию отправился в Заиорданье. Из Хасбайи З. добрался до Банияса - древней Кесарии Филипповой. Обследовал р. Эль-Хасбани, к-рая, по его мнению, должна быть истоком Иордана, и Тивериадское оз. Достиг Тиверии (араб. Табария), отождествил руины близ Умм-Кайса с древней Гадарой , одним из городов Десятиградия , обнаружил руины Герасы . Посетил Амман (древнюю Филадельфию). Побывал в Элеале (древнем городе амонитян), в Мадабе , на горе Нево , в обл. Карак (на территории моавитян). Прибыл на юж. оконечность Мёртвого м. Маршрут З. далее проходил по горам Вост. Иордании, вокруг Мёртвого м. Он обследовал окрестности Иерусалима , совершил путешествие до Хеврона и 4 апр. 1806 г. прибыл в Вифлеем , а затем в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/199703.html

Холм. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:не позже 1795. Год утраты:приблизительно 1953 (окончательно разобрана) Адрес: Новгородская область, Холмский район, г. Холм Координаты: 57.14745, 31.16778 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Город Холм разделен на четыре части: 1) Ильинскую, 2) Никольскую (от находящихся в центре их храмов во имя св. Пр. Илии и св. Николая Чуд.), 3) Татиловскую (от Татинова камня или Такинова, как называют другие, от котораго шла межа в этой части), и 4) Клинскую (от клинообразного положения ея между двух рек Ловати и Куньи). В «Истории княжества Псковскаго» Высокопреосвященнейшаго Митрополита Евгения упоминаются в г. Холме два монастыря: мужской и женский, а именно – в Клинской части, при устье р. Куньи, Николаевский Дворецкий (мужской), упраздненный в 1764 году, и подчиненный духовному управлению Рдейскаго игумена, Медовский Троицкий (девичий), в одной версте от города, при устье р. Тудра, впад. В Кунью, упраздненный тоже в 1764 г.; памятников того или другого почти не сохранилось; первый даже совершенно изгладился из памяти старожилов. В настоящее время церквей в городе семь: три каменных, три деревянных (приписных или кладбищенских) и одна при тюремном замке. Именно: 1) Соборная, Богоявленская, освящена 31 мая 1826 г., построена усердием прихожан на место деревянной Ильинской, существовавшей по 1795 г., 2) Воскресенская, построена в 1795 г., 3) Николаевская – в 1796 г.; вместо деревянной в 1839 г. воздвигнута новая каменная; 4) Тихвинская, кладбищенская, приписная к Соборной – в 1835 г.; 5) Георгиевская, кладбищенская, приписная к Воскресенской – в 1811 году; 6) Вознесенская – тоже кладбищенская, принадлежащая к Николаевской – в 1854 г.; и 7) во имя св. Ап. Филиппа – при тюремном замке – в 1873 г. К Соборной Богоявленской церкви пристроены приделы: св. Пр. Илии и Покрова Богоматери; к Николаевской – св. Нила Столобенского Чуд. И Митрофания Воронежскаго; к Вознесенской – Параскевы Пятницы и «Всех Скорбящих Радости» Божией Матери; и к Воскресенской (двух-этажной); в верхнем этаже: Преображения Господня, «Всех Скорбящих Радости» Б.М., Михаила Архангела и в нижнем – Воскресения Христова, Рождества Богоматери, св. Иоанна Предтечи и св. Благов. Вел. Кн. Александра Невскаго.

http://sobory.ru/article/?object=51947

Дмитрий, архиепископ Кишиневский и Хотенский (Сулима Даниил) Родился в 1772 году в местечке Новая Водолага Харьковской губернии в семье духовного звания. Образование получил в Харьковском коллегиуме и в Екатеринославской духовной семинарии. В 1795 году по окончании курса обучения оставлен в семинарии учителем. В 1797 году рукоположен во священника к городскому Екатеринославскому собору и определен членом духовной консистории. В 1798 году назначен префектом Екатеринославской духовной семинарии. В 1800 году возведен в сан протоиерея в Богуславский городской собор Киевской епархии и назначен управляющим церквами и духовенством местной протопопии. В 1806 году перемещен в г. Николаев в адмиралтейский собор с назначением законоучителем Николаевского штурманского училища. Вскоре назначен членом консистории. В мае 1811 года пострижен в монашество. 16 июня 1811 года хиротонисан во епископа Бендерского и Аккерманского, викария Молдавской митрополии. 18 июня 1821 года возведен в сан архиепископа и назначен в Кишинев. С июня 1823 года до начала 1825 года присутствовал в Святейшем Синоде. В 1833–1836 годах построил в Кишиневе кафедральный собор. Скончался 4 августа 1844 года. Погребен в Кишиневском кафедральном соборе, в правом приделе. Преосвященный Димитрий еще в студенческие годы стал известен за свой острый, проницательный ум и исключительную память. Благодаря этому он был оставлен преподавателем семинарии, а затем стал ее префектом. До возведения на высокий пост архипастырского служения Димитрий прошел все степени служения в духовном сане и завоевал славу неутомимого труженика и первого законоведа. С возведением Димитрия в сан епископа на долю его выпало много трудов по устройству только что освобожденной из-под власти турок Бессарабии. Ревностно утверждая Православие в крае, епископ Димитрий в первую очередь обратил внимание на монастыри и стал возводить в них общежительный устав и упорядочивать хозяйство. Затем он занялся вопросом улучшения духовного просвещения в епархии, поднятием умственного и нравственного уровня духовенства. Было открыто несколько школ при монастырях: Курковском Рождество-Богородицком, Добрушском Свято-Николаевском, Гиржавском Вознесенском, а также в Кишиневском, Бендерском и Аккерманском уездах. В 1816 году открыта Кишиневская духовная семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010