К 14 сент. 1840 г. семинария переехала из Слуцка в Минск и разместилась в 3-этажном здании Минского благотворительного об-ва (1811-1839), приобретенном для духовной школы. В семинарии имелась ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В сент. 1841 г. семинария была реформирована согласно уставу 1840 г. В курс обучения вводились новые предметы: естественные науки, основы сельского хозяйства, а также медицина (в 1866 курс медицины в Минской ДС был заменен курсом педагогики). Преподавание агрономических наук (введено в 1846, отменено в 1866) совмещалось с практикой. На принадлежавших семинарии участках испытывали новые сорта зерновых, выращивали образцы луговых трав, культивировали аптечные, фабричные, огородные и др. растения. Плоды с ученического огорода поступали в семинарскую экономию, а семена продавались. В сент. 1866 г. в Минской ДС было введено преподавание педагогики, для практики студентов в нояб. 1866 г. при семинарии открылась воскресная школа, получившая позже наименование «образцовой». Особенностью семинарии стало учреждение в ней в 1859 г. 12 вакансий для новообращенных евреев с целью подготовки из них миссионеров, а также введение в 1860 г. изучения евр. языка. Важную роль в истории Минской ДС сыграл ее ректор в 1852-1866 гг. архим. Николай (Трусковский), подготовивший историко-статистическое описание М. е., опубликовавший ряд церковно-краеведческих статей. В 1855 г. Минское ДУ, размещавшееся при Екатерининском храме в Минске, было переведено в новопостроенное здание на Соборной пл. в центре Минска. 8 сент. 1860 г. открылось первое на белорус. землях жен. духовное уч-ще в мест. Паричи (ныне поселок в Светлогорском р-не Гомельской обл.), предназначенное для обучения девочек из духовного звания. В 1867/68 уч. г. 40 воспитанниц уч-ща перешли в открывшееся в сент. 1867 г. Минское жен. духовное уч-ще. Здания нового уч-ща были построены в 1863-1866 гг. на Троицкой горе в Минске, где до 1795 г. действовал Вознесенский мужской мон-рь. В сент. 1874 г. Минская ДС была преобразована по новому уставу на основаниях духовно-учебной реформы 1867 г. В соответствии с реформой было упразднено Божинское духовное уч-ще, остались 3 муж. уч-ща: Минское, Пинское и Слуцкое.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

17 1792 – из Троице-Лаврской сем., 1795 – префект ее, 1796 – преф. Славяно-греко-латинской акад., 1804 – ректор ее, 1808 – еп. Пензенский, 1811 – Нижегородский, † в 1825 и погребен в Нижегор. кафедр. соборе. 18 «Римская история» Ролленя представляла 9 огромных томов. Его же есть «Древняя история» – 13 томов. Не помню, читал ли последнюю, но первую читал долго и усердно, хотя и с пропусками полного текста речей разных полководцев, вроде Суллы, Помпея и др., которые мне надоедали. – Кстати, о наших прихожанах. Был у нас один очень замечательный человек, гроза нашего клира, в особенности низшего, Н.Ф. В-в, богатый человек и в чинах (кажется, над. сов.), имевший большой каменный дом как раз против алтаря нашей церкви. Это был бывший причетник, отданный в солдаты за кражу чего-то (как сам он рассказывал), попавший в войска путейского ведомства, дослужившийся здесь до чинов и даже орденов и составивший себе хорошее состояние. Он был очень богомолен, внимателен к нашему клиру и щедр в плате за требы и в других случаях (напр., в праздники делал подарки священнику, диакону), но строго следил за порядком богослужения и нередко делал выговоры, особенно причетникам. Его вообще очень побаивались, но уважали и ценили, как самого важного и главного нашего прихожанина. 19 Впрочем, хорошо этого не помню и не знаю, хотя и посылали меня иногда, как хорошего ученика, из 4-го класса в 1-й заменять там учителя, в его отсутствие. 20 Тогда еще жив был его тесть, протоиерей Фиалковский, вместе с которым, в одной квартире, жил и наш училищный ректор о. прот. Лебединский (маг. Моск. дух. академии, IV курса 1820–1824 гг., по выпускному списку значащийся под 16). Он назывался именно «ректором», а не «смотрителем», как уже и тогда назывались начальники училищ – Печерского и Арзамасского. 22 О. прот. Лебединский, пользовавшийся общим уважением, имевший вес даже у Преосв. Иеремии, не гнушался, как говорили, даже очень малыми приношениями, добродушно приговаривая при этом: «годится на горшки?» 23 Окончил курс СПб. акад. в 1817 г., 11-м магистром по списку; 1824 – ректор СПб. сем., 1826 – рект. СПб. акад., 1830 – еп. Пензенский, 1835 – Нижегородский, 1847 – архиеп. Донской, 1867 – уволен на покой в Кременецкий Вознесенский монастырь, с пенсией 1,500 р. – как почему-то о нем одном замечено в «Списках архиереев, архиерейских кафедр...» Ю. В. Толстого, – вероятно, потому что это была усиленная тогда пенсия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Даже в 1920 году в Тифлис прибыл представитель Католической Церкви, который предложил Католикосу Леониду принять главенство папы. Несмотря на то что его предложение было отвергнуто, JB 1921 году Ватикан в качестве своего представителя для Кавказа и Крыма назначил епископа Мориондо. В конце того же года Рим на эту должность назначил епископа Сметса. Вместе с ним в Грузию прибыло большое число иезуитов, которые бродили по древней стране, рекомендуя себя в качестве археологов и палеографов, но на самом деле стараясь найти благоприятную почву для распространения идей папизма. Попытки Ватикана и на этот раз закончились безуспешно. В 1924 году епископ Смете покинул Тифлис и уехал в Рим. Нарушением порядка церковной жизни явилось и учреждение в XIV столетии в Грузии двух католикосатов  в связи с разделением страны на два царства — Восточное и Западное. Один из Католикосов имел свою резиденцию в Мцхете при соборе Свети–Цховели и назывался Карталинским, Кахетинским и Тифлисским, а другой — сначала в Бичвинте (в Абхазии) при Богородицком соборе, воздвигнутом в VI веке императором Юстинианом, а затем, с 1657 года, в Кутаиси и назывался сначала (с 1455 г.) Абхазским и Имеретинским, а после 1657 года — Имеретинским и Абхазским. Когда в 1783 году царь Карталинский и Кахетинский Ираклий II формально признал покровительство России над Грузией, Имеретино–Абхазский Католикос Максим (Максиме II) удалился в Киев, где в 1795 году скончался. Высшее управление Церковью Западной Грузии (Имеретией, Гурией, Мингрелией и Абхазией) перешло к Гаенатскому митрополиту. Тяжелое положение православных грузин вынуждало их обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. Начавшись в XV столетии, эти обращения не прекращались вплоть до присоединения Грузии к России. В ответ на просьбу последних царей — Георгия XII (1798–1800) в Восточной Грузии и Соломона II (1793–1811) в Западной — 12 сентября 1801 года императором Александром I был издан манифест, которым Грузия — сначала Восточная, а затем и Западная — была окончательно присоединена к России. «Восторг грузин, — пишет епископ Кирион, — при получении этого манифеста о присоединении не поддается описанию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН Вениамин (Краснопевков), архиеп. Нижегородский. Портрет. XIX в. (РГИА) Вениамин (Краснопевков), архиеп. Нижегородский. Портрет. XIX в. (РГИА) (Краснопевков [Краснопевков-Румовский] Василий Федорович; 26.07.1739, с. Красное С.-Петербургской губ.- 17.03.1811, Н. Новгород), архиеп. Нижегородский и Арзамасский. Из семьи священника, брат протопресв. московского Благовещенского собора Сергия Краснопевкова, духовника имп. Александра I. Обучался в ДУ, затем в Александро-Невской ДС, где в 1759 г. был пострижен в монашество. После окончания семинарии был назначен ее префектом и учителем философии (1768), состоял членом С.-Петербургской духовной консистории, с 1770 г. ректор ДС и учитель богословия. В том же году возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Староладожского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , позднее - Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря , с 1774 г. настоятель санкт-петербургской Троице-Сергиевой пустыни . Хорошо владея лат. и греч. языками, В. помогал Новгородскому и С.-Петербургскому архиеп. (позже митрополит) Гавриилу (Петрову) в его работе над кн. «О служении и чинопоследованиях православной Греко-Российской Церкви» (СПб., 1792), с этой целью начал переводить Евхологий Ж. Гоара (Rituale Graecorum). 13 июля 1774 г. состоялась хиротония В. во епископа Олонецкого и Каргопольского, к-рую возглавил архиеп. Гавриил; местом пребывания викария являлся Александров Свирский мон-рь. В 1775 г. В. был назначен епископом Архангельским и Холмогорским (с 1787 - с титулом Архангельский и Олонецкий). Заботился о духовном образовании, возобновлении обителей, создании храмов, укреплении церковной дисциплины. Собирал древние рукописи. В 1781 г. предписал во всех мон-рях и храмах завести памятные книги и «внести в них древние достопамятности и продолжать вписывать все достойное памяти». Следствием данного распоряжения стало открытие мн. исторических памятников, на основании к-рых по указанию архиерея Л. Максимович составил «Подробное историческое описание Архангельской епархии» (1795). В. проводил беседы с распространившимися по епархии духоборцами . В 1781 г. имп. Екатерина II наградила Архангельского епископа золотой панагией с драгоценными камнями.

http://pravenc.ru/text/150297.html

Курганы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Стоит на кладбище, расположенном на высоком холме, восточный склон которого полого спускается к селу. На месте существующей церкви в кон. 18 в. находился деревянный храм Покрова, сгоревший в 1795 г. По прошению местных помещиков капитана Николая Гавриловича Корсакова и Елизаветы Андреевны Аракчеевой и по ходатайству сына последней - знаменитого Алексея Андреевича Аракчеева (как предполагают, родившегося в Курганах), тогда подполковника, в соседнем селе Большое Поречье была куплена старая деревянная церковь Воскресения, которая после перевозки в 1796 г. была освящена во имя Покрова с прибавлением придела Всех Скорбящих Радости. В 1811 г. этот храм был перенесен на кладбище и переосвящен во имя Благовещения, а на прежнем месте на средства Е.А. Аракчеевой присодействии ее сына (к тому времени графа и генерала) в 1812-1816 гг. выстроили каменную церковь Покрова. Согласно описи 1816 г., храм имел пять деревянных, обшитых железом глав. Компактная продольно-осевая композиция включала двусветный четверик, к нему с востока и запада примыкали равновеликие прямоугольные алтарь и трапезная, скорее похожая на притвор. Южный и северный фасады четверика были обработаны неглубокой, но крупной нишей, в которую были вписаны все проемы и две колонны по сторонам входа: композиция напоминала портик в антах. В нач. 1830-х гг. с запада пристроена каменная двухъярусная колокольня с высоким шпилем. Ее нижний прямоугольный ярус занимала паперть с лестницей в более узкий ярус-четверик, прорезанный арочными проемами звона. Возможно, в тоже время первоначальное завершение храма заменили крупным деревянным ярусом (восьмигранной или цилиндрической формы), его высокую гуськовую кровлю венчал небольшой барабан с шаровидной главкой. К осени 1886 г. по проекту архит. В.И. Кузьмина, утвержденному 26 марта 1884 г., возвели обширную двухпридельную трапезную, которая включила в свой объем первоначальную трапезную и нижний ярус колокольни, а также заслонила западные части фасадов четверика храма. Проект был характерен для эклектичной архитектуры своего времени с преобладанием форм русского стиля. Фасады трапезной с пятью прямоугольными окнами под треугольными сандриками завершались щипцовыми фронтонами, украшенными под карнизом аркатурным пояском. Над кровлей трапезной возвышалось пятиглавие. Проект очевидно был осуществлен в упрощенных формах - без фронтонов и глав. Несколько позднее по тому же проекту вместо прежнего второго яруса колокольни был сооружен восьмигранный ярус звона с шатром в духе архитектуры 17 в.

http://sobory.ru/article/?object=24801

Алексеевка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1911. Адрес: 307474, с. Алексеевка, Глушковский район Координаты: 51.388059, 34.341502 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В ряде документов Курской епархии имеются косвенные свидетельства о том, что Покровский храм существовал уже в 18 в. В ревизской сказке 1811 г. " села Алексеевки приходской одноприходной Покровской церкви " священником записан Федор Пркофьевич Прокопов, который " по 5 ревизии (1795 г.) состоял при сей церкви дьячком " . Деревянная церковь была однопрестольной, построенная в начале ХХ века каменная церковь была трехпрестольной: главный престол - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 2-й южный - во имя св. вмч. Димитрия Мироточца, 3-й - во имя Серафима Саровского. В " Справочной книге ... за 1908 г. " показана деревянная церковь, построенная в 1834 г. Сведения о дате постройки каменного храма противоречивы: в клировой ведомости за 1915 г. говорится о постройке в 1911 г. " тщанием прихожан " каменного здания церкви с деревянным верхом, с колокольней каменной в одной связи, покрытая железом; в клировой ведомости 1921 г. датой постройки каменного здания указан 1909 г. При храме действовала церковно-приходская школа в с. Алексеевка, учрежденная в 1913 г., располагалась в деревянном здании, принадлежавшем церкви. На ее содержание ежегодно отпускалось 180 руб. от Рыльского отделения Епархиального училищного совета. В 1915 г. в школе обучалось 45 мальчиков и 11 девочек. В приходе было две земские школы: в с. Алексеевка, учрежденная в 1899 г., и в дер. Горках Путивльского уезда, учрежденная в 1913 г. В 1922 г. из храма были изъяты ценности. С 1932 г. богослужения в храме прекратились, община распалась, длительное время здание церкви использовалось колхозом под хозяйственные нужды. В 1938 г. здание церкви было признано " пришедшим в негодность " и грозящим обвалом, в сентябре было принято решение о закрытии церкви. Богослужения возобновились в храме в 1943 г. В 1970-х гг. Покровская церковь была действующей. В праздничные дни службу посещали до 1000 прихожан. Покровский храм с. Алексеевка включен в " Список памятников архитектуры местного значения " . Из истории храмов Курской епархии. Архивное управление Курской области. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=16797

Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь - православный мужской монастырь в Тамбовской области. Возвращен Церкви в 2007 году. Содержание История [ править править код ] Согласно легенде своё название (Трегуляевский) получил в связи с тем, что Питирим любил гулять в этих местах. 15 сентября 1688 года он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и иноком Иннокентием, избрал место для будущего монастыря в Тамбовском Ценском лесу, недалеко от Тамбова. Первым строителем и настоятелем монастыря стал иеромонах Варлаам. Во вновь построенной обители святитель имел свою келию. Вначале обитель носила название Предтеченской пустыни, а со второй четверти XVIII века стала монастырём. Первоначально обитель располагалась в полукилометре от берега Цны, в глубине леса, восточнее нынешнего места. В 1691 году была построена деревянная церковь св. Иоанна Предтечи. По преданию, Питирим собственноручно выкопал в обители колодец, вода которого, как считается, обладает целебными свойствами. В 1717 году в монастыре случился пожар, уничтоживший практически всю обитель, включая монастырский храм. Восстановленная Предтеченская церковь просуществовала до 1753 года, когда из-за ветхости была разобрана. Вместо неё была построена деревянная Введенская церковь, простоявшая до 1790 года, когда из-за ветхости была разобрана и она. Активное строительство в монастыре шло в годы управления тамбовской епархией епископа Феофила (Раева) (1788—1811 годы). В 1789 году перестроены келии и трапезная, вновь построили настоятельский корпус. С 1790 по 1808 годы была построена каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи. В то же время построены два каменных флигеля, а в 1795 году монастырь обнесли каменной стеной. Второй пик строительства в монастыре приходится на конец XIX — начало XX века. В 1895 — 1902 годах в русско-византийском стиле построен храм Спаса Нерукотворного. В 1901 году во Введенском храме в обоих приделах обновлены иконостасы, произведена новая роспись стен. В 1903 году достроен Предтеченский соборный храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Церковь Преображения Господня (Локня) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Преображения Господня построен в конце XVIII века, по преданию в нем крестился великий полководец Кутузов. Содержание История [ править править код ] Церковь Преображения Господня построена в 1795 году «тщанием помещика Максима Ивановича Карамышева с помощью прихожан». Покрашенное голубовато-белой краской, оно ярко выделялось на фоне крестьянских курных изб. В церкви служили два священника: Иоанн Елисеев и Стефан Поликарпов, один дьяк. Среди прихожан было 1009 мужчин и 1024 женщины. Исповедальную роспись на 1804–1811 годы составил Стефан Саровский. Медальоны Царских Врат писаны баронессой Фридерикс в 1870 году в городе Санкт-Петербурге. Витраж в алтаре выполнен ленинградским художником В. Овчинниковым в 1971 году. Росписи в церкви, к сожалению, утрачены все. По преданию в этом храме крестился великий полководец М.И. Кутузов. Преображенская церковь после 1917 года не закрывалась и в настоящее время является действующей. Однако во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. По-настоящему занимался восстановлением церкви Преображения Господня священник Михаил Уляхин. Он не только восстановил стены и купола, но и иконостас. За иконами Гавриила и Ирмиония матушки ездили в Латвию, нашли и вернули их, много ездил и много икон нашёл сам настоятель. В последующие годы чудотворная икона Тихвинская бесследно исчезла из храма, она была украдена, и вместе с ней пропало ещё 18 икон. Здесь сохраняется могила брата М.И.Кутузова Симеона Илларионовича Голенищева — Кутузова князя Смоленского. Недалеко от храма и могилки монахинь, которые жили при храме после того, как большевистская власть разогнала монастыри. Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Псковская область, Локнянский район, село Локня Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Преобр...

Моисей, епископ Нижегородский и Арзамасский (Близнецов-Платонов) Родился 20 октября 1770 года в селе Темшилово-Покровское Дмитровского уезда Московской губернии. В 1790 году пострижен в монашество. В 1792 году окончил Троице-Сергиеву лаврскую духовную семинарию. С 1795 года – префект Троице-Сергиевой духовной семинарии и соборный иеромонах. С 1796 года – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. С 14 февраля 1800 года – настоятель Московского Златоустовского монастыря; 1 октября 1802 года переведен в Московский Богоявленский монастырь. С 1804 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии. С февраля 1804 года – архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. 25 марта 1808 года хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. 28 мая 1811 года переведен на Нижегородскую кафедру. Скончался 10 января 1825 года. Погребен под папертью Троицкого собора Макариева Желтоводского Троицкого монастыря Нижегородской губернии. Преосвященный Моисей во все время 13-летнего управления Нижегородской епархией не упускал ни одного случая проповедать слова увещания, наставления, утешения. При всех трудах и попечениях о благе своей паствы, он лучшим временем своей жизни почитал то, которое проводил в размышлениях о духовных предметах. Для него тягостно было общество, и он искал тишины и уединения. Любовь к наукам была спутницей жизни епископа Моисея. Украшала его благотворительность к бедным и неимущим; был он отцом сирых и беспомощных. Чужд был прихоти и изнеженности. Во всем любил соблюдать правду. Строгое соблюдение своих обязанностей он предпочитал родству, дружбе и собственной славе. Отличался снисходительностью ко всем низшим себя. Если кого огорчал, то старался скорее загладить огорчение. Слабости подчиненных прощал столько, сколько требовало того человеколюбие и долг врученной ему власти. Остался в памяти знавших его как пастырь мудрый, твердый и ревностный о благе своей паствы. Эпитафия на гробнице его гласит: Небес ли пожелать тебе, о иерарх почтенный?

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1794 г. по желанию имп. Екатерины II обер-прокурор Святейшего Синода А. И. Мусин-Пушкин поручил Б.-К. подготовить материалы по истории польск. униатов. Результатом работы Б.-К. явилось соч. «Историческое известие о возникшей в Польше унии» (1805), в к-ром автор проследил предысторию заключения унии с 1204 г. (посольство папы Иннокентия III к галицко-волынскому кн. Роману Мстиславичу ) до унийного Брестского Собора 1596 г. (см. Брестские Соборы ). Б.-К. дал отрицательную оценку как Брестской унии, так и Флорентийской унии 1439 г., придерживаясь мнения, что Флорентийский Собор не был вселенским, а заключенная уния являлась «соединением», основанным «на мирских пристрастиях». История Брестского Собора рассмотрена Б.-К. преимущественно на основании опубликованных источников («Апокрисиса», «Синопсиса» и др.). Используя материалы из собрания возглавляемого им архива, Б.-К. дополнил их подборкой документов, относящихся к истории гонений на Православие в Речи Посполитой до 1795 г., уделив особое внимание истории русско-польск. отношений в связи с положением правосл. населения на территории Польского гос-ва, начиная с царствования Алексея Михайловича . В распоряжении Б.-К. был ограниченный круг источников (тогда еще не были известны документы Ватиканского архива и др. собраний), что обусловило нек-рую односторонность его суждений. Тем не менее исследование Б.-К. стало первым в рус. науке трудом, посвященным истории унии до кон. XVIII в. Б.-К. подготовил к публикации «Дневные записки св. чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского» (1781). В 1799 г. вместе с Мусиным-Пушкиным и А. Ф. Малиновским принял участие в подготовке 1-го изд. «Слова о полку Игореве» (1800). В 1811 г. возглавил Комиссию печатания гос. грамот и договоров, в 1813 г. подготовил к печати 1-й том «Собрания государственных грамот и договоров из фондов Архива Коллегии иностранных дел» с комментариями. Многочисленные материалы, собранные Б.-К., были использованы Н. И. Новиковым при издании «Древней российской вивлиофики» (1773-1775) и еп. Амвросием (Орнатским) при подготовке «Истории российской иерархии» (1807-1815). Рукопись труда Б.-К. о русско-польск. отношениях (опубл. под названием «Переписка между Россиею и Польшей по 1700 г.») использовал Н. М. Карамзин при написании «Истории государства Российского».

http://pravenc.ru/text/77494.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010