Красное. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Поселение возникло ок. 1678 г. на крутом берегу Вятки и первоначально называлось Красная Изголовь, с 1766 г. – Красный Яр (Красноярское). В 1701 г. в д. Красная Изголовь построена деревянная часовня для чтимой местной иконы. В 1718 г. указом Казанского митрополита деревня стала селом Рождественское Красная Изголовь тож с построением первой деревянной холодной церкви во имя Рождества Христова, вошедшей в Уржумскую округу. В 1722 г. при храме заведены первые метрические книги. В 1749 г. в селе построена вторая теплая деревянная церковь во имя св. Димитрия Мироточивого. По описи 1775 г. в селе Красный Яр – Рождественское тож числились старая обветшалая деревянная часовня, холодная старая Христорождественская церковь и теплая деревянная еще крепкая Димитриевская церковь. 24 января того же года обе церкви сгорели, осталась одна старая ветхая часовня, в алтарное место которой были сложены уцелевшие церковные вещи. 31 марта 1775 г. дана храмозданная грамота за 379 на построение в селе новой деревянной церкви во имя Рождества Христова с приделом в честь св. Димитрия Мироточивого. Указом Вятской Духовной Консистории от 24 сентября 1775 г. за 2421 разрешено до построения церкви все требы совершать в вышеозначенной часовне, а священнослужение – в Лебяжской церкви. В том же 1775 г. по просьбе причта и прихожан, указом Духовной Консистории от 18 декабря 3203 позволено ветхую часовню поправить и превратить ее во временную церковь, а в селе строить не деревянную, а каменную церковь по выданной храмозданной грамоте. И хотя церковь-часовня освящена была только 11 января 1776 г., в «клировой ведомости» за 1775 г. написано: «Рождественская церковь деревянная вместо коей строится новая церковь каменная». Такая же запись за 1781 г.; в приходе 228 дворов. В самом селе только священнослужителей с семьями насчитывалось 40 человек. В 1783 г. 23 июня освящен первый придел каменной церкви во имя св. Димитрия Мироточивого, 3 июня 1795 г. освящен главный престол во имя Рождества Христова. В Духовной Консистории хранилось «дело» диакона с. Красной Изголови Федора Старцова «о дозволении чинить сбор со своих прихожан на украшение церкви». В 1811 г. сами красноярские прихожане просили разрешения вместо деревянной отдельно стоящей колокольни построить в селе каменную звонницу, «деньги-де у них имеются».

http://sobory.ru/article/?object=12650

Амвросий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Рождественский-Вещезеров Алексей) Родился около 1767 года в семье священника Новгородской епархии. Образование получил сначала в бывшей Кирилловской духовной семинарии, а затем в Александро-Невской духовной академии. С 5 марта 1794 года преподавал в той же академии в высшем классе грамматику и греческий язык. С 9 мая 1795 года – преподаватель поэзии. 25 марта 1797 года пострижен в монашество. В ноябре 1798 года зачислен в число соборных иеромонахов Александро-Невской лавры. С 18 февраля 1799 года – преподаватель красноречия, русского и латинского языков. С 26 января 1800 года – архимандрит Спасо-Каменного монастыря, Вологодской епархии и ректор Вологодской духовной семинарии. 27 июля 1804 года переведен настоятелем в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь и в то же время назначен цензором проповедей. В декабре 1810 года Амвросий вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия. 11 сентября 1811 года переведен настоятелем Валдайского Тверского монастыря и 25 октября назначен членом духовной консистории. 26 марта 1812 года определен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 28 января 1816 года – настоятель Московского Донского монастыря и председатель Московского комитета духовной цензуры. 15 июля 1817 года хиротонисан во епископа Вятского. 28 октября 1822 года возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую кафедру. Скончался 14 февраля 1825 года. Время управления Амвросием Тобольской епархией совпало с особенными заботами правительства о распространении христианства среди инородцев края. С этой целью была учреждена миссия в киргизских степях, основаны казачьи станицы с церквами и молельными домами. Все это требовало от епархиального архиерея большого личного внимания к событиям и усиленной деятельности. Как человек образованный, Амвросий понимал, что для упрочения дела миссии необходимо иметь образованных священнослужителей, поэтому стремился насколько возможно благоустроить семинарию, улучшить условия обучения. Делу просвещения было обращено главное внимание преосвященного Амвросия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Калакунда. Часовня Параскевы Пятницы. Пятницкая часовня /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Параскевы Иконийской Год постройки:приблизительно 1800 - 1873. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, деревня Калакунда Координаты: 62.596716, 37.068662 Проезд:проезд на лодке Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Калакунда (род, племя рыбы; рыбный порог; рыбацкая артель) располагалась на высоком левом берегу реки Илекса, рядом с границей между Олонецкой и Архангельской губерниями. Согласно ревизии 1762–1763 годов, трое сыновей Григория Сидорова – Артемий (24 года), Данила (13 лет) и Василий (8 лет) – из водлозерской деревни Варишпельда «перешли той же волости в Сидоровскую деревню окрест реки Илексы, новопоселенную около Кунды порога на восточной стороне и писались в сем селении». Новая деревня стала называться Калакундой сначала в приходских документах (метрической книге и духовной росписи) 1795 года, затем в ревизских сказках 1811 и 1816 года. У старшего брата Артемия родился сын Деомид. От него пошел местный деревенский род Демидовых; от среднего брата Данилы – Данилины. В 1849 году в Калакунду переселился из деревни Нижняя Нетома Почезерской волости (Пудожский уезд) Фома Петров с женой и детьми и дал начало калакундёнской династии Фоминых. В центре деревни стояла часовня во имя мученицы Параскевы, построенная до 1873 года. Старинное деревенское кладбище располагалось вдали от поселения на Жилом Ручье. На некоторых кладбищенских деревьях были выжжены имена или инициалы похороненных жителей Калакунды. В наши дни здесь стоит рыбацкая изба и поклонный крест под крышей на месте уничтоженной в 1970-е годы Параскевинской часовни. По материалам: Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51864

В 1795 году для Оптиной пустыни наступили лучшие времена. Обители уделил внимание московский Митрополит Платон. По благословению митрополита началась застройка обители, которая длилась много лет. Строителем был назначен отец Аврамий, своего служения он не оставлял вплоть до того момента, когда немощь заставила его просить освободить от работ. В 1801 году «за отличные услуги обители к общей пользе», отца Авраамия произвели в игумена Лихвинского Покровского Доброго монастыря, с управлением в то же время и в Оптиной пустыни. До преклонного возраста все любили и уважали его в обители, где он смог при жизни увидеть достойные плоды своих величайших трудов. Вплоть до 1861 года обитель процветала. В братстве было уже более 150 человек. Оптина пустынь вела, в том числе, и издательскую деятельность. Труды старцев Оптиной пустыни издавались достаточно широко, приумножая достояние святого места. В 1923 году, во времена богоборчества, Оптину пустынь закрыли. Но не просто закрыли, а разрушили многие храмы, надругавшись над святым местом, превратив его в светские учреждения. Снова начался трудный период истории обители. Большевики закрыли храмы монастыря, превратив их в лесопилку, а скит в дом отдыха. Лишь в 1987 Оптина пустынь вернули Русской Православной Церкви. 3 июня 1988 года после долгого перерыва в Оптиной пустыни совершилось первое богослужение. По сей день в обители принимают тысячи паломников. Храмы Оптиной пустыни Введенский собор Это — главный храм Оптиной пустыни, который строили с 1750 п0 1771 год. В храме находятся мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптиной пустыни, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери Впервые этот храм Оптиной пустыни был построен в 1809-1811 году. В советские годы он был разрушен до основания. В 1989 году археологи обнаружили фундамент храма. Считается, что в келии при храме когда-то жил преподобный старец Анатолий (Потапов). В 1996 году храм был восстановлен и сначала стал усыпальницей старцев Оптиной пустыни. В 1988 году среди всех старцев Оптиной пустыни первым в лике святых был прославлен преподобный Амвросий. В 1996 году уже четырнадцать Оптинских старцев были признаны святыми, мощи семи их них торжественным крестным ходом перенесли в Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. По сей день храм остается усыпальницей Оптинских старцев. Храм Преображения Господня

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 г. В 1238 г. он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение 7 недель. Все жители были перебиты. По преданию, 2-летний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск " злым городом " . В начале 15 в. Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой. Время основания Оптиной пустыни неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым или ближайшими его наследниками. По другой версии, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской. Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь - а таковые ранее носили название Оптиных. Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В плане монастырь почти квадратный. В центре находится главный храм монастыря - Введенский собор. Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере - церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 г. из старой трапезной, на юге - Казанская церковь, построенная в 1811 г., на востоке - Владимирская. Известно, что в 1625 г. ее игуменом был Серий. В 1630 г. там была деревянная церковь, шесть келий и 12 человек братии,управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 г. местные бояре братья Шепелевы построили Введенский собор. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена как «малобратный монастырь». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. Указом 1727 г. ей была возвращена мельница. В 1773 г. в монастыре было всего два монаха - оба глубокие старики. Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 г., когда на нее обратил внимание московский Митрополит Платон и назначил строителем иеромонаха Иосифа, через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий. Стараниями митрополита Московского Платона (Левшина), затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ».

http://sobory.ru/article/?object=00780

В Тобольске Радищев прожил в течение 7 мес., дожидаясь приезда свояченицы Елизаветы Васильевны Рубановской. Рубановская привезла 3 детей Радищева. В Тобольске Радищев был принят в лучших домах, пользовался покровительством наместника А.В. Алябьева. В Илимске помещен в воеводском доме, с конюшней и садом. Имел возможность заниматься науками, гончарным ремеслом. Начал опыты оспопрививания. В Сибири написал «Рассуждение о человеке и смертности его и о бессмертии души», «Письмо о китайском торге», начал «Историю покорения Сибири» и историческую повесть «Ермак». Эти работы были закончены уже после окончания ссылки и изданы Бекетовым в Москве в 1807-1811 г.г. После смерти Екатерины II новый император Павел I вернул из ссылки всех вельмож, которые подвергались гонениям при матери. Радищевы, не дожидаясь весны, поехали домой. Дорогой Елизавета Васильевна простудилась. Пришлось сделать остановку в Тобольске. Но здесь ей оказать квалифицированной медицинской помощи не смогли. Рубановская умерла 7 апреля 1797 г. 9 апреля ее отпевали в церкви Михаила Архангела и похоронили на Завальном кладбище. В 30-е г.г. XIX в. церковь посещали декабристы и художник М.С. Знаменский. «Тобольск православный» Предположительно автором одной из самых эффектных тобольских церквей, Михайло-Архангельской, был местный ямщик Кузьма Леонтьевич Черепанов (1712-1774). Он был также опытным зодчим, искусным резчиком, человеком, собравшим в своём доме библиотеку из четырёхсот томов, хорошо разбирающийся в математике, истории и точных науках. Сын Кузьмы, Александр - самоучкой стал живописцем и расписывал церкви, писал портреты. Одарённым самоучкой был и брат Кузьмы - Иван Леонтьевич Черепанов (1724-1795), автор знаменитой черепановской летописи " Сибирской хронографии " . Именно он с сыном Фёдором выполнил резной иконостас для тобольской церкви Михаила Архангела, они же писали иконы. Туристу стоит обратить внимание на ограду церкви, имеющую неповторимую форму и металлический узор составленный из стилизованных монограмм " М А " (Михаил Архангел), украшенные полуколоннами столбы на постаментах, упруго выгнутый посредине цоколь - всё это образует сложное сочетание хороводности и строгой ритмичности.

http://sobory.ru/article/?object=00968

Правда, в ближайшее за тем время представители «линии преподобного Паисия» не миновали Валаама С 1811 по 1817 год здесь подвизался схимонах Феодор (†1822) и его ученики: преподобный Лев Оптинский (†1841) и иеромонах Клеопа (†1817), скончавшийся на Валааме. Эти последователи преподобного Паисия оказали влияние на валаамского подвижника иеросхимонаха Евфимия (†1829) – старца высокой духовной жизни. Его младшим современником был схимонах Феоктист (†1863) – в прошлом морской офицер, поселившийся на Валааме в 1827 году и проведший последние десять лет своей жизни в пустынном уединении. Учеником иеросхимонаха Евфимия был игумен Дамаскин (Кононов, †1881) – создатель того Валаама, который предстает перед нами со страниц произведений Лескова и Немировича-Данченко, Шмелёва и Зайцева, тот самый «старый Валаам», самобытный и неповторимый «Северный Афон», куда ежегодно устремлялись тысячи паломников и путешественников со всех концов Российской империи, близкий и понятный по духу для своих и загадочно-необъяснимый для «чуждопосетителей», тот самый Валаам, который посетил когда-то студент Санкт-Петербургской Духовной академии Иван Федченков – будущий митрополит Вениамин, автор повествований, включенных в настоящий сборник. Игумен Дамаскин – в миру Дамиан Кононов (это не фамилия, а прозвище: Кононом звали его отца, крестьяне тогда фамилий не имели), родился в Старицком уезде Тверской губернии в 1795 году. С юных лет стремился к монашеству. Ходил на богомолье в Киево-Печерскую лавру, побывал на Соловках и в Сяндемской обители; в 1817 году впервые посетил Валаам. Затем отправился на Коневец, потом – в Тихвин, поклонился святыням Новгородской земли, и в 1819 году пришел на Валаам уже окончательно. Стал учеником старца Евфимия. Проходил различные послушания, не отказывался ни от какой работы: шил сапоги и рукавицы, месил квашню, кормил нищую братию. Труды сопровождались молитвенными подвигами. В 1823 году Дамиан был пострижен в рясофор и с того времени ежедневно приходил к своему старцу для откровения помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

35. ИОАННИКИЙ, уроженец Казанской Епархии, был Казанского Владимирского, потом Благовещенского кафедрального собора Протопопом; по пострижению в монашество произведён Епископом Лукой в Игумена Кизического монастыря, потом в Архимандрита этой Спасо-Преображенской обители, а отсюда переведён в Зилантов монастырь, в коем и скончался. 36. ФЕОФИЛ Игнатович, Малороссиянин, священнический сын, по приглашению Луки, Епископа Казанского, из Киевской Академии прибыл в Казань для обучения в новоучреждённой Казанской семинарии священнослужительских детей, и был в оной учителем, Префектом, и Зилантова монастыря Архимандритом, потом Ректором, первым Богословия учителем и Настоятелем этого Преображенского монастыря. Трудами его обитель сия после пожара обновлена, украшена и всеми потребностями снабжена. Отсюда переведён он в Ставропигиальный Саввы Сторожевского монастырь, из коего вскоре произведён в Епископа Черниговского. 37. ИЕРОНИМ Формаковский, Симбирский уроженец, постриженик этой обители, проходил разные должности по Семинарии, был Префектом, потом Ректором и Богословия учителем и Настоятелем этого монастыря, из коего переведён в Свияжский Богородицкий монастырь, а отсюда посвящён в Епископа Владимирской Епархии. 38. КОНСТАНТИН Борковский, Малороссиянин, из Киевской Академии по Указу Святейшего Синода вытребован к учительской должности в Московскую Академию, в которой был и Проповедником; сперва произведён в Архимандрита в Боровский Пафнутьев монастырь, но вскоре переведён в Московский Данилов монастырь, а отсюда в этот Спасо-Преображенский, и был Ректором и Богословия учителем в Казанской Семинарии, потом переведён в Нижегородский Печерский монастырь, и там скончался. 39. ПЛАТОН Любарский, Малороссиянин, священнический сын, по окончании курса наук в Киевской Академии был в Вятской Семинарии учителем и Префектом. В 1772 году, Августа 5 дня, из Игуменов Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря произведён в этот Спасо-Преображенский, а в 1785 году переведён из этой обители в Богородицкую Свияжскую, откуда в 1789 году в Новоиерусалимский Ставропигиальный Воскресенский, монастырь, из оного в 1792 году по собственному его желанию со степенью Воскресенского в Донской, и был Членом Синодальной Конторы, а потом в 1794 году произведён Епископом в Тамбов, но на пути в сию Епархию переведён Епископом же в Астрахань, и в 1795 году пожалован Архиепископом. В 1800 году, Января 20, пожалован Ордена Св. Александра Невского Кавалером. В 1805 году, Августа 18, переведён в Екатеринославскую Епархию. В 1811 году, Октября 20 скончался и погребён в Самарском Новомосковском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2). Дача при с. Новый Двор в 7 верстах, купленная митрополитом Сильвестром Чернацким у вдовы Тючевой. Здесь пахатной земли 59 дес. 2173 саж., сенокоса 3 дес. 130 саж.; лесу – 10 дес . 430 саж. В 1812 г. на 5 августа здесь ночевал Наполеон, идя в г. Смоленск. 3). На Аржавце по Днепру мукомольная мельница с 31 дес. и 2066 саж. земли, данной по грамоте князя Ростислава (в Вержавце). 4). В Рачевке 3 дес. и 1076 саж., приобретенных епископом Иосифом (Салтаном) для дачи. 5). Три рыболовные озера Дорогобужского уезда при упраздненном Бизюковском монастыре. Всего же числится за архиерейским домом 123 дес. 1713 саж. Кроме того, архиерейскому дому принадлежит каменный дом с деревянным флигелем на углу Соборной площади, и храм надворотный на крепостной стене. Деревянный храм впервые был устроен в 1728 г. Длотовским, который здесь же и скончался пред чудотворною иконою Богоматери. В 1795 г. Преосвященный Парфений вместо деревянного храма построил каменный, а Преосвященный Серафим в 1811 г. перестроил его в настоящий вид. По распоряжению Наполеона с балкона этого храма 2 пушки стреляли в русских, паливших из-за Днепра. Здесь два престола: у южной стороны во имя Всемилостивого Спаса и у северной – в честь чудотворной иконы Одигитрии, которая помещается в средине иконостаса. Икона Божьей Матери Одигитрии составляет важнейшую святыню града Смоленска, весьма почитаемую гражданами. Еженедельно перед нею совершается акафистное торжественное служение (за всенощной в пятницу), нередко с участием епископа Смоленского. По преданию, эта икона поставлена была над воротами почти со времени построения крепости в 1602 г. Чудотворная икона сия письма древнего – византийского. Она имеет в длину 2½ аршина, в ширину – 1½. В 1778 г. один образованный человек (Пассек наказан был жестокою болезнью за легкомысленные слова о чудотворной иконе Божьей Матери, находящейся в кафедральном соборе). И вот лежа больной, он в один день увидел вошедшего к нему монаха, который сказал ему: «Вы не имеете ни малейшей надежды на выздоровление, но Всевышнему угодно продлить дни ваши и доставить вам совершенное здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010