Информация с сайта «Деметра/Ярославика» – краеведение в Ярославской области. Спасское на Ильди. Две церкви: Преображенская села Спасского в Ильди – самостоятельная и приписная к ней в 1814 г. домовая церковь в сельце Ажерове – Нерукотворенного Образа Христа Спасителя. Церковь в селе каменная, приходская; летняя и зимняя отдельно, прочная. Домовая церковь в сельце Ажерове деревянная, на каменном фундаменте, при усадьбе Азанчевских, прочная. В церкви с. Спасского три престола: зимний – Казанской Божией Матери и в честь св. и чуд. Николая, в летней - Преображения Господня. Построена в 1799 г. тщанием прихожан, домовая церковь построена в 1794 г. на средства помещицы Софии Николаевны Азанчевской. Церковной земли 37 десятин 138 кв. саж., церковные дома для жительства священника и церковно-приходской школы. Церковного капитала в билетах 5902 руб. 21 коп. Прихожан 979 душ муж. пола и 1126 жен. Церковно-приходская школа в селе. Штатный состав причта: священник и псаломщик, причтового капитала в процентных бумагах 1606 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение " ... Способна заинтересовать и церковь Преображения в селе Спас-Ильдь. Изо всех сицких памятников она наиболее традиционна. Уже подходя к селу, видишь ее явную " старинность " . Очертания колокольни, пятиглавия, апсиды вызывают в памяти древние архитектурные мотивы. И здесь - не поздняя стилизация, а, скорей, запоздалая традиция. Главы, близкие к пучинистым, световой барабан, декоративные граненые барабаны, украшенные лопатками с перегибом, лопатки высокого строгого четверика - все имеет истоки в XVII веке. Композиция храма 1799 года, детали еще дышат стариной допетровской. Высокий двусветный четверик, граненая апсида, простая трапезная - все выглядит отнюдь не скупым, не бедным, а достойно сдержанным. Трехъярусная колокольня, уступом приставленная к трапезной, вполне созвучна всему остальному. Храм в Спас-Ильди - самое интересное на этом маршруте воплощение древнерусских архитектурных мотивов. Тут нет воспоминаний, тут есть еще живая традиция... "

http://sobory.ru/article/?object=18785

В монашество пострижен в 1794 году, Августа 12. В Августе 1795 года определён был Проповедником Академии с оставлением при учительской должности. В 1797 году, Сентября 10, определён Префектом Академии Московской и находился в должности этой и проповедником по 13 Ноября 1798 года, потом произведён в Архимандрита в Троицкую Сергиеву Приморскую пустынь и определён на 1799 год на чреду Священнослужения в Санкт–Петербурге. В Январе 1799 году – учителем Богословия в Невской Академии, в том же году, Октября 8, переведён в Новгородский Антониев монастырь, а в Ноябре 18 – паки в Сергиеву пустынь со степенью Антониева монастыря и определён Ректором Невской Академии. В 1800 году, Января 8, – Наместником Невской Лавры. Марта 21 переведён в Иверский монастырь, а Сентября 15 пожалован Кавалером Ордена Св. Анны 2 класса. В 1802 году, Июля 5, переведён в Юрьев монастырь и в 1804 году, Января 10 дня, не быв в этом монастыре, хиротонисан в Епископа Тульского. В 1807 году, Ноября 18, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. В 1814 году, Августа 30, причислен к Ордену Св. Владимира 2 степени большого Креста. 67 . ПАРФЕНИЙ III Петроев, Великороссиянин, из духовного звания, родом Новгородец. Обучался в Новгородской Семинарии с 1757 года. С 1770 года был в оной учителем до Риторического класса и в 1776 году, Ноября 26 пострижен в монашество. В 1779 году, в 30 день Мая, по Указу Святейшего Синода от 26 Апреля, произведён в Архимандрита в Архангельский Сийский монастырь и вскоре определён Ректором Архангельской Семинарии, и Богословия учителем. В 1790 году, Мая 26, переведён в Александро-Свирский монастырь. В 1800 году, Февраля 6 переведён в Вяжицкий монастырь. В 1802 году, Июля 5 переведён в Иверский, а в 1804 году, Января 12, – в Юрьев. В 1809 году, Апреля 16, пожалован алмазным Крестом, Июня 6 хиротонисан в Епископа Архангельского, в 1810 году, Декабря 12, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса. 68 . ЕВГРАФ Музалевский-Платонов, Александро-Невской Академии Ректор и Кавалер, Великороссиянин, из духовного звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Иерофей, епископ Острожский (Лобачевский Яков Федорович) Родился 24 марта 1783 года в г. Ковеле Волынской губернии в семье униатского священника. В 1794 году вся семья присоединилась к Православию. С 1799 года учился в Волынской духовной семинарии. В 1807 году поступил в Киевскую духовную академию. С 27 сентября 1811 года – учитель Волынской духовной семинарии. 2 августа 1814 года пострижен в монашество; 6 августа рукоположен во иеродиакона, а 9 августа – во иеромонаха; 20 сентября того же года назначен строителем заштатного Загаецкого святителя Иоанна Милостивого монастыря с оставлением учителем семинарии. С 1 сентября 1817 года – инспектор Волынской духовной семинарии. 23 декабря 1819 года возведен в сан архимандрита. 7 сентября 1823 года назначен благочинным монастырей. С 19 августа 1829 года – настоятель Свято-Троицкого Дерманского Острожского монастыря. 25 марта 1845 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии, и оставлен настоятелем Дерманского монастыря. В том же 1845 году состоял вице-президентом Волынского попечительного комитета о тюрьмах. Скончался 17 апреля 1871 года. Епископ Иерофей был человек всесторонне образованный, с широким умственным кругозором, хорошо знакомый с богословскими, историческими и естественными науками. Прекрасно знал языки: латинский, греческий, еврейский, польский, французский, немецкий, итальянский. По характеру это был человек кроткий, доброжелательный. Труды: Историческая записка о Дерманском монастыре//Волынские епархиальные ведомости. – 1873, часть неофициальная. С.282–301, 320–334. Отчетная записка о рассмотренной рукописи архимандрита Николая под заглавием: О начале и судьбе Православной Церкви в нынешней Минской епархии, с соображением и заключением рассматривавшего//Волынские епархиальные ведомости. – 1873, часть неофициальная. С. 354–372, 393–412, 433–441. Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 120.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

145 Чаадаев Петр Яковлевич (1794–1856) – русский мыслитель и публицист. В своих «Философических письмах» (написаны в 1829–1831 гг.) высказал мысль о том, что Православная Церковь способствовала воцарению «рабства» (крепостного права) на русской земле и тем самым задержала духовное развитие России (см.: Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма. T. 1. М., 1991. С. 347); Чаадаев полагал, что католицизм является наиболее адекватным выражением христианства. Позже, в «Апологии сумасшедшего» (1837), отказался от этого убеждения. Гагарин Иван Сергеевич (1814–1882) – князь, российский дипломат; в 1843 г. оставил Россию, поселился в Париже, перешел в католичество и вступил в орден иезуитов. 147 Катков Михаил Никифорович (1818–1887) – русский публицист, издатель журнала «Русский вестник» (с 1856 г.) и газеты «Московские ведомости» (1850–1855, 1863–1887 гг.); в 30-х гг. примыкал к кружку Н. В. Станкевича; в 50-х гг. умеренный либерал, сторонник английского политического строя; со времени Польского восстания 1863–1864 гг. – один из вдохновителей контрреформ. 148 Михайловский Николай Константинович (1842–1904) – русский социолог, публицист, литературный критик; идеолог народничества; один из редакторов «Отечественных записок» и «Русского богатства». В конце 1870-х гг. был близок к «Народной воле»; в 1890-х гг. с позиций крестьянского социализма выступал против марксизма. 150 Гизо (Guizot) Франсуа (1787–1874) – французский историк, с 1847 г. глава правительства, свергнутого Революцией 1848 г.; с 1840 г. фактически руководил всей политикой Июльской монархии. 153 Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – русский философ, историк, общественный деятель, публицист; один из идеологов славянофильства, автор либерально-дворянского проекта отмены крепостного права, участник подготовки Крестьянской реформы 1861 г., в 1859–1860 гг. – член редакционной комиссии. 154 Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) – русский религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику (учение о «соборности» и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В 1764 г. А. м. был упразднен, насельницы переведены в Крестовоздвиженский жен. мон-рь, находившийся в бывш. Костромском кремле, а в помещениях Ризоположенской обители устроено архиерейское подворье. Однако, поскольку в 1773 г. Крестовоздвиженский мон-рь был уничтожен пожаром, А. м. вновь был возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина Крестовоздвиженского. Вокруг обители взамен деревянной начали строить каменную ограду, включавшую в себя 3 небольшие угловые башни, Святые въезжие и скотопрогонные ворота. В 80-х гг. XVIII в. каменная стена была возведена с сев. стороны, в 1814-1816 гг.- с вост. и юж. сторон, в 1832-1833 гг.- с зап. стороны. В 1794 г. к А. м. была приписана находившаяся рядом одноглавая, бесстолпная, одноапсидная «малоприходная» ц. Сретения Господня с небольшой шатровой колокольней, построенная в 20-х гг. XVIII в. В 1802 г. была разобрана старая колокольня Ризоположенского храма, и к 1804 г. возведена новая трехъярусная в классицистическом стиле, ставшая главной архитектурной доминантой монастырского ансамбля. Как и большинство жен. обителей, А. м. с основания являлся особножительным. В 1817 г. по инициативе казначеи Софии (Лизуновой), в 1829 г. ставшей настоятельницей, в мон-ре было введено общежитие (см. Общежительный мон-рь ). В период настоятельства игум. Софии (1829-1847) в обители велось активное строительство. В нач. 30-х гг. XIX в. были построены каменные двухэтажный корпус келий, трапезная с кухней, деревянные хлебные амбары, квасоварня, прачечная, красильня, ткацкая, к сев. стене ограды пристроен скотный двор с сеновалами и погребами. В 1831 г. был разобран тесный придел Ризоположенского храма в честь Входа Господня в Иерусалим и на его месте построены 2 новых теплых придела: с сев. стороны - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора арх. Михаила, с юж. стороны - в честь Входа Господня в Иерусалим и мц. Анастасии (оба придела освящены в 1832). С введением общежития число насельниц возросло: в 1835 г. их было менее 100, в кон. 40-х гг.- до 200, в 1862 г.- 250.

http://pravenc.ru/text/114784.html

Высшая власть в Карловацкой Митрополии принадлежала собору епископов во главе с Предстоятелем. Митрополит избирался Церковно-Народным Конгрессом, состоящим из духовенства и светских лиц. На протяжении второй половины XVIII – XIX вв. динамика церковной жизни во многом зависела от политики того или иного императора. Для этого периода характерно вмешательство правительства в церковные дела – Синод не мог созываться без разрешения светских властей (закон 1760 г.), правительство присвоило себе право утверждать Предстоятеля Церкви и епископов (закон 1780 г.). С другой стороны, в 1792 г. Венгерское королевство предоставило сербам, проживавшим на его территории, права гражданства, а православные митрополиты и епископы поучили доступ в венгерский сейм. В 1794 г. в Сремских Карловцах была основана Православная Сербская Богословия (училище) для обучения будущих кандидатов в священнослужители. В 1814 г. император Франца II (1792 – 1835) написал митрополиту Карловацкому Стефану (Стратимировичу) (1790 – 1837) письмо, в котором предлагал ему, как главе местной православной церкви, в интересах сближения народов Австрийской империи, оставить юлианский календарь и принять григорианский, употребляемый Римско-Католической Церковью. Митрополит Стефан решительно заявил о невозможности такого нововведения. Император на время отступился, но через несколько лет он возобновил пропаганду в пользу унии в Хорватии. В 1848 г. в Венгрии произошла революция, носившая национально-освободительный характер. Революция потерпела поражение. Тогда же в Карловцах состоялось заседание Народной Скупщины под председательством митрополита Иосифа (Райячича) (1842 – 1848), на котором сербы выдвинули требование политической свободы. Одновременно митрополит Иосиф был избран Патриархом (1848 – 1861). Император Франц Иосиф I утвердил Патриаршество и создание Сербского воеводства. Всплеск благосклонности австрийского правительства длился недолго – уже в 1860 г. воеводство было упразднено, а права Патриарха урезаны до митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ч. сев. соборная паперть, где находились могилы настоятелей; вероятно, перестроен Преподобнический храм, ставший 2-этажным и приобретший 8-гранный купол; внизу находилась ц. прп. Павла, наверху - ц. прп. Сергия, в к-рой богослужения совершались редко. 12 окт. 1788 г. по распоряжению духовной консистории была составлена опись казенного имущества мон-ря (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 3928. Л. 76-80). В трапезной Павловской ц. в стеклянном футляре хранилась часть дупла липы (высота 1 аршин и окружность 4 аршина), в к-ром жил прп. Павел. В 1783-1784 гг. была завершена работа над новым иконостасом. Пророческий ряд, упоминавшийся в переписной книге дьяка И. Свищова (15 апр. 1654), в иконостасе отсутствовал. В 1785 г. над деисусным рядом, включившим 12 из 15 икон Деисуса XVII в., стоял праотеческий, в центре к-рого находилась икона «Пресв. Троица с Авраамом и Саррой». Три центральные иконы деисусного ряда в 1785 г. находились в алтаре. Впосл. упоминается «Спас в силах», к-рый в 1853 г. висел на левом столпе собора. В 1843 г. упомянуты 8 икон пророков в серебряных басменных окладах, к-рые, вероятно, находились в пророческом ряду первоначального иконостаса со средником - образом «Святые Давид и Соломон». 14 авг. 1781 г. в помещении трапезной, не использовавшейся по прямому назначению, игум. Вениамин освятил теплую Успенскую ц., для к-рой были написаны иконы. Саму же трапезную устроили в 2-этажном братском корпусе слева от въездных зап. ворот. Над ее сводами поднялся высокий восьмерик с барабаном и главкой, существовавший до 60-х гг. XIX в. (в наст. время возведено предполагаемое завершение храма). В кон. XVIII в. в линию с южной оградой был построен 2-й келейный корпус (сохр.) - длинное, прямоугольное в плане здание под 4-скатной крышей. В 1794 г. был освящен и Иоанно-Предтеченский храм. XIX - нач. XXI в. В истории обители 1-я пол. XIX в. не была благоприятным временем. Из настоятелей этого периода известны архим. Август (!) (Албенский; 1800-1812), игум. Гавриил (Болховитинов; 1812-1814), племянник митр.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Баронесса Элеонора-Юлия КОЛЕНО XI: Георг-Вильгельм, майор, рождение 28 сентября 1757 † 1832;женат на Евфросиние Шульман Готгардт-Магнус, женат на Генриетте Фрис Леонгард-Берендт-Густав, майор, рождение 20 августа 1760 † 4 апреля 1818; женат: 1) на Иоанне-Беате Зильбергарниш, рождение 1769 † 1794; 2) на Евфросиние-Шарлотте Штрик(от 1-го брака 3 сына; от 2-го брака 3 сына и 5 дочерей) Отто-Леберехтъ, женат на Бельт Рейнгольд-Вильгельм, женат на Крузенштерна Доротея-Иоанна, за Карлом-Андреем Стакельбергом Шарлотта-Генриетта, за бароном Будбергом 38) Барон Александр-Готгардт-Вильгельм, 12 мая 1804 Баронесса Виргиния, за генерал-лейтенант Николаем Александровичем Окуневым Баронесса Прасковья, за генерал-лейтенантом Рокасовским Баронесса Елисавета Львовна Баронесса София Львовна Баронесса Варвара Львовна Баронесса Надежда Львовна Баронесса Эвелина Баронесса Генриетта Барон Андрей Фёдорович, действительный статский советник и посланник в Берлине, 1817; женат на Марие Петровне Убри Барон Осип Фёдорович, рождение 1820 Барон Александр Фёдорович, 29 января 1825 Баронесса Елена Фёдоровна Барон Леонгард-Георг-Густав, рождение 5 сентября 1796 Баронесса Юлия-Доротея-Генриетта, за Лудвигом-Отто- Магнусом Фрейманом Барон Павел-Готфрид, рождение 10 апреля 1814 Барон Александр-Вильгельм, рождение 13 марта 1825 Баронесса Эмилия-Петронилла Баронесса Вильгемина-Жанета Баронесса Анна-Августина Баронесса Юлия-Доротея Барон Фридрих-Вольдемар, майор, рождение 7 ноября 1794 Баронесса Корнилия-София, рождение 1798 † 1834; за бароном Таубе Баронесса Аврора-Фредерика Баронесса Доротея-Елисавета, за Оттоном-Густавом-Вильгельмом Будденброк Барон Госвин-Вольдемар, рождение 23 января 1809; женат на Иоанне-Маргарите Фегезак Барон Вольдемар Стефан, рождение 26 июля 1810 Барон Оттон-Вольдемар, флота капитан-лейтенант, рождение 12 июня 1816; женат на Марианне Армитстедт Баронесса Генриетта-София, за статским советником бароном Таубе Барон Рётгёр-Оттон-Магнус-Леонгард, рождение 16 сентября 1819 Баронесса Анна-Елена-Мария

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

9 Своей религиозной нетерпимостью папа Николай I породил схизму между греческой и латинской церквями, где 50 тыс. католиков принесены в жертву чрезмерной страсти этого властителя. 11 Французское духовенство имеет более 70 миллионов дохода и с 1814 года его собственность приумножается ежегодно более чем на 7 миллионов. Сборы в церквях Парижа и пожертвования в большие праздники, особенно по четвергам, пятницам и субботам, приносят не менее 500 т. франков в год. Случайный доход священников парижских церквей простирается от 12 до 15 тысяч франков для менее благоприятных и около 40 т. – для богатых. Ежегодно только в столице служат более 700 т. месс по франку. Считают более 600 тысяч дохода, а остальное – на разрешенные расходы, на публикование провозглашений, на еду яиц, скоромного в некоторые дни поста и другие милости для причта... Париж, нечестивый. Париж, он один доставил священникам около 5 миллионов франков. 12 История Петра III. Изданная на основании документа, найденного в бумагах Де-Монморина, бывшего министра иностранных дел и составлен­ная секретным агентом Людовика XV при дворе в С.-Петербурге. 17 Анна Феодоровна, Цесаревна и Великая Княгиня, первая супруга вел. кн. Константина Павловича. Дочь герцога Саксен-Кобурского; род. II сент. 1781 г. в Готе; 2 фев. 1796 г. приняла православие, а 16 февраля соверш. бракосочетание ее с в. кн. Константином Павловичем; в 1801 г. принуж­дена была уехать из России и проживала в Париже и Швейцарии; 20 марта 1820 г. последовал развод ее с Константином Павловичем. Ск. 12 авг. 1860 г. в Эльфенау близ Берна. 18 Каченовский, Лев Яковлевич, протоиерей. Род. в 1794 г.; оконч. курс в Черниговск. семинарии; 1 янв. 1823 г. рукополож. во свящ.; 2 авг. 1828 г. – свящ. 4-го Бугского полка; 6 июня 1830 г. – свящ. при Ясском госпитале; в конце тридцатых годов назнач. свящ. в Швейцарии, где состоял духовником в. к. Анны Феодоровны; в 1847 г. – уволен с пенсией и в том же году скончался. 19 Полисадов Василий Петрович, прот. Род. в 1815 г.; в 1842 г. оконч. Моск. Дух. Академию со степ. магист. богословия; в том же году опред. на кафедру богословия в СПб. Дух. семинар.; в марте 1845 г. рукоположен во священники; 26 мая 1847 г. опред. к церкви в Женеве и духовник, вел. кн. Анны Феодоровны; в 1849 г. – свящ. посольск. церкви в Париже; в 1854 г. – настоятель посольск. церк. в Берлине; в 1858 г. – настоят. Петропавловского собора в СПб. и проф. богословия СПб. универ.; в 1871 г. – свящ. Исаакиевского собора; в 1874 г. – в отставке. Ск. 2 авг. 1878 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43. ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (1762–1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794–99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую «вещь в себе»; центральное понятие «учения о науке» Фихте (цикл сочинений «Наукоучение») — деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность — мир объектов, «не-Я». Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания «Я» в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем. 44. ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (1671–1713), граф, английский философ, эстетик и моралист, представитель деизма. Развил учение о гармонии, царящей в мире и человеке, источник которой — Бог. В своих диалогах утверждал идею достоинства и внутренней свободы человека («Моралисты», 1709). 45. ВЕТРИНСКИЙ (Иродион Яковлевич), воспитывался в Санкт-Петербургской духовной академии и кончил курс бакалавром в 1814 г.; затем был там же преподавателем, а с 1818 г. ординарным профессором; в 1814 — 1822 гг. преподавал историю философии, а в 1823 — 1826 гг. — философию; с 1826 г. был цензором главного цензурного комитета, а с 1834 г. — директором могилевской гимназии. Труды его: «Виргилиевой Енеиды песнь первая» (с латинского, СПб., 1820); «Надгробные слова Флешиера» (с французского, СПб., 1824); «На кончину императора Александра I» (элегия, СПб., 1825); «На кончину государыни Елисаветы Алексеевны» (СПб., 1826); «На кончину императрицы Марии Феодоровны» (СПб., 1828); «Памятники древней христианской церкви или христианские древности» (СПб., 1829 — 1845); «Русские письма о счастливой жизни по ее возрастам» (СПб., 1848); «Methaphysica» (СПб., 1821). Кроме того, Ветринский издал «Правила высшего красноречия», графа Сперанского (с биографией автора, СПб., 1844). М. М.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010