Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНИСИФОР (Боровик Онисим; 1769 - 20.04.1828), еп. Вологодский и Великоустюжский (1814-1827), архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический (1827-1828). Род. в Могилёвской губ. в семье представителя духовного сословия «из малороссов». Учился в Могилёвской ДС, к-рой покровительствовал Георгий (Конисский), архиеп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский. По окончании семинарии Боровик женился на племяннице архиеп. Георгия и 9 июня 1788 г. был рукоположен архиепископом во иерея к могилёвской Воскресенской ц. Овдовел через неск. месяцев после свадьбы, переведен в кафедральный собор и назначен настоятелем в семинарии. В 1789 г. свящ. О. Боровик подал прошение о поступлении в полковые священники и получил назначение в Козловский мушкетерский полк. В составе корпуса под рук. ген.-поручика гр. Б. П. Меллина принял участие в сражениях русско-польск. войны 1792 г., а также в подавлении восстания Т. Костюшко (1794), в т. ч. в битве под Миром (31 мая 1792), в сражении под Щекоцинами (26 мая 1794), в сражении при Мацеёвице (29 сент. 1794) и в штурме Праги (24 окт. 1794), вместе со своим отрядом совершал изнурительные переходы по болотам и речкам. Он получил высокую оценку своей службы во время военных действий и в 1796 г. был возведен в сан протоиерея. В 1800 г. прот. О. Боровику был пожалован наперсный крест, в 1801 г. он переведен в Апшеронский мушкетерский полк и в том же году назначен благочинным; в 1804 г. награжден камилавкой. В составе полка, входившего в армию М. И. Кутузова, прот. О. Боровик принял участие в русско-австро-франц. войне 1805 г., в т. ч. в битве при Кремсе (30 окт.). Во время отступления к Ольмюцу, куда прибыл имп. Александр I Павлович, чтобы возглавить рус. армию, прот. Онисим был представлен императору и имел у него аудиенцию. 15 янв. 1806 г. ген. Кутузов обратился к имп. Александру I с просьбой выделить протоиерею единовременное денежное вознаграждение, т. к. тот лишился имущества после битвы под Аустерлицем, отмечая «примерное его житие и особенное усердие к службе» ( Жмакин. 1905. 14. С. 582-583).

http://pravenc.ru/text/2578433.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСМАЙЛОВ (Измайлов) Филипп Филиппович (1794, Москва - 27.11.1861, там же; в ПБЭ: 1794-1863; по данным Ш. А. Гумерова, 1797-1863), секретарь канцелярии Святейшего Синода РПЦ (26 авг. 1831 - июль 1840), обер-прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Грузинского Экзархата РПЦ (6 янв. 1841 - 20 окт. 1856), автор автобиографических сочинений, содержащих сведения по истории РПЦ и Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 1-й пол.- сер. XIX в. Род. в семье московского свящ. Филиппа Ивановича Исмайлова, служившего в ц. свт. Николая на Болвановке (в семье было еще 5 дочерей). Чтению, письму, начаткам древнегреч. и лат. языков и др. наук обучался дома, в 8 лет был отдан в Славяно-греко-латинскую академию (1802-1814). Когда И. было 10 лет, умерла его мать; детей взяла на воспитание 17-летняя старшая сестра. С 15 лет И. давал частные уроки. Особое предпочтение отдавал точным наукам, в МГУ слушал курс лекций физика П. И. Страхова. Учился в Перервинской ДС (1814-1816), где играл в студенческом театре, и в МДА (1816-1820), к-рую окончил со степенью магистра. Период жизни до 26 лет, «время воспитания и образования», И. описал в соч. «Взгляд на собственную прошедшую жизнь» (изд. в 1860), к-рое считалось «первым опытом автобиографии современного нам человека из духовного звания» ( Троицкий. 1860. С. 538). В книге содержится яркое и подробное описание домашнего уклада жизни московского священника на рубеже XVIII и XIX вв., духовных учебных заведений, а также событий 1812 г. Уйти в ополчение или в кавалерию И. помешало запрещение митр. Московского Платона (Левшина ; † 1812) вербовать учащихся духовных учебных заведений. Отец И. продолжал служение в Москве, детей отправил к родственникам во Владимирскую губ. И. рассказывает о жизни военного времени в подмосковных селах, в занятой французами Москве, в Троице-Сергиевой лавре , о разорении французами Москвы и ее восстановлении жителями города, о др. событиях. С симпатией И. отозвался о ректоре Перервинской ДС и ректоре МДА (1816-1819) еп. Калужском и Боровском Филарете (Амфитеатрове) . Служение в России

http://pravenc.ru/text/674987.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Нижеломовский, Казанской Богородицы, основан в половине XVII века; ныне второклассный. [V, 169.] Игумены Иона (строит.) 1649. Исаия определён 6 окт. 1652, и в авг. 1653, в нояб. (sic) 1655. Никон , 1656–77. Иаков , 1678–80. Никон , 1682–84. Сергий , 17 июня 1687. Авраамий , в янв. 1688–91. Павел Сниторцев определён 1691–1719, уволен на покой. Архимандриты Иоасаф Шамаев в 1719 перев. из Донецкого, а в 1725 – обратно. (Упом. 7 окт. 1725). Сергий , бывший игум. Колоцкий, определён 20 дек. 1725; игум. 1725–28; архим. с 31 мар. 1728–85; † (кажется, в дек. 1734). Потом вакансия. Варлаам определён в исх. 1738; с 13 сент. 1748 наместник Чудова монастыря, с управлением и сего монастыря; в 1751 уволен. Феодосий , в 1751–53. (Прислан из Суздаля и обратно туда-же). Варлаам (паки) 1753–55; уволен на покой; † 10 кая 1760. Тихон (из Суздальской епархии) 1755–63, 21 окт. перев. в Козловский Троицкий. Исаакий 21 окт. 1763 перев. из Козловского, а в 1774 – в Сканову пустынь. Тихон (паки) 26 нояб. 1774 перев. из Козловского, а 1779 – в Цареконстантинов. Иоанникий Полонский 7 мая 1779 перев. из Владимира, в 1784 – в Черниговский Троицкий Илиинский, но не поступил, а в янв. 1790 перев. в Нижегородский Печерский. Арсений Домонт в янв. 1790 перев. из Брянского Петровского, а 20 мар. 1794 – в Казанский Спасо-Преображенский. Досифей , с 1794. Израиль 31 окт. 1802 перев. из Александро-Свирского, а 1814 – в Макариев Желтоводский. Аарон Нарцисов 1815 перев. из Пензенского Спасского, а 1821 – в Тольгский. Иннокентий Платонов в 1821 перев. из Московского Златоустова, а 27 мар. 1822 – в Новгородский Антониев. Антоний Добротин перев. из Иркутского Вознесенского, 1822–29. Иоанникий Образцов в июле 1829 перев. из ректоров Пермской семинарии; 3 апр. 1832 хирот. в епископа Вятского. Николай Доброхотов , 1832–36. перев. в Ростовский Богоявленский. Анастасий , 1836–44 Евтихий , 1845–69. 2 Петропавловский, в Саранске, основан в исх. XVII века (1684г.); ныне 3-го класса. [V, 538.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Леонтович Михаил Иванович; 6.11.1784, мест. Ст. Сенжары (ныне с. Ст. Санжары Полтавской обл., Украина) - 29.02. 1840, Харьков), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Отец М., Иван Леонтович, был купцом 2-й гильдии Петриковской слободы, мать (2-я жена отца), Анастасия Ивановна (1757-1833),- дочь протоиерея. Один из братьев М., Кирилл, впосл. стал иеромонахом Александро-Невской лавры . Михаил получил домашнее образование, обучался чтению, чистописанию, началам рус. и лат. грамматики. По воспоминаниям прот. Николая Лисневского, племянника М., после гибели отца семья из-за земельных тяжб с соседним помещиком «осталась практически нищей» ( Кулжинский. 2001. С. 4). Ок. 1791 (1794?) г. Леонтович был определен в Полтавское приходское уч-ще, 2 сент. 1795 г. переведен в уездное уч-ще в Екатеринославе, где проживал его дядя, свящ. Иеремия Леонтович. В 1808 г. окончил Екатеринославскую ДС и архиеп. Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Платоном (Любарским) с одобрения семинарского начальства направлен, как лучший воспитанник, в Духовную Академию при Александро-Невской лавре. 14 янв. 1809 г. прибыл в столицу. Товарищами по учебе Леонтовича были буд. митр. Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников) , архиеп. Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) , еп. Нижегородский и Арзамасский Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) , филолог, переводчик прот. Герасим Павский и др. 7 июля 1813 г. определением правления академии Леонтович был назначен «старшим» среди товарищей. Митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) , служивший в 1812-1817 гг. ректором академии, вспоминал: «Мелетия Леонтовича я помню очень хорошо, как благонравнейшего из моих учеников» (Там же. С. 14). В авг. 1814 г. Леонтович окончил СПбДА по 1-му разряду, 13 авг. решением Временного испытательного комитета был удостоен степени магистра богословия и определен бакалавром греческого языка в низшее отделение академии, а в окт. того же года - конференц-секретарем.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

(его жизнь и деятельность) Параграф 1 2 3 4     Московская Духовная Академия еще не насчитывает столетия своего существования, она возникла в XIX столетии, но день рожденья ее первых учеников, из которых лучшие потом стали ее славными и самоотверженными учителями, относится к XVIII веку. Они были старше школы, которая их воспитала, старше своей almae matris. Уже юношами они видели день ее духовного рожденья и затем, получив от нее первые наставления в мудрости, приняли сами заботу о ее духовном росте и некоторые из них служили ей до могилы. Таким был протоиерей Федор Александрович Голубинский. Он вступил в Академию в 1814 г., когда она только что открыла двери для духовных юношей, и он оставил академию в 1854 г. только затем, чтобы умереть. Четыре года он учился в Академии и тридцать шесть лет в ней учил, но он учил не одних только питомцев Академии, а и многих других. Учил он хорошо и хорошему. Он учил словоми примером. И многое доброе, что мы видим в Академии и что в области религиозно-философской мысли появляется у нас и вне Академии, обязано ему своим возникноветем. В текущем году исполняется столетие со дня его рождения. На обязанности Академии лежит вспомнить о своем славном питомце и наставнике, вспомнить о его жизни и трудах и еще раз высказать ему – хотя он в этом и не нуждается – благодарность за все, что он сделал. Настоящая статья 1  и продставляет собой посильное исполнение этой обязанности. § I Жизнь Федора Александровича не была богата событиями. Оп родился 22 декабря 1797 года. Повидимому, он был первенец у своих родителей. Его отцу – псаломщику г. Костромы Александру Андреевичу было в ту пору всего 22 года, хотя, правда, женился он уже за три года до этого (в 1794 г.), а был посвящен в стихарь и занял должность дьячка еще за несколько лет пред тем. Несомненно, Александр Андроевич был первым учителем своего сына. У нас имеются некоторые данные для характеристики этого учителя. Это его письма к Ф. А-чу, когда тот уже стал профессором Академии 2 . Александр Андреевич едва ли был питомцем школы, но он был питомцем церкви, он служил ей дьячком, псаломщиком, иподъаконом, дъаконом и священником (с 1820 г.), а она воспитывала в нем дух веры, смирения, терпения и любви, который он передал своему сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

[Арм. ] (13.02.1770, Аштарак - 13.02.1857, Вагаршапат), католикос Армянской Апостольской Церкви (с 1843; ААЦ), видный деятель арм. национально-освободительного движения. Мирское имя Торос Шахазизян. Его отец Арутюн был священником. Н. А. учился в вагаршапатской школе Жарангаворац. В 1791 г. крестный отец Н. А. архиеп. Галуст рукоположил его во диакона; Торос принял имя Нерсес. 24 сент. 1794 г. Н. А. рукоположен во иерея; в 1808 г. назначен управляющим делами Католикосата, а 21 июня того же года Н. А. католикосом Даниелом I возведен в сан архиепископа, также избран членом новосозданного Синода ААЦ. С нач. 1800-х гг. Н. А. вел активную патриотическую деятельность за освобождение Армении от персид. владычества с помощью России, тесно сотрудничал с представителями политических и военных кругов рус. двора. Н. А. принимал деятельное участие в русско-персидской (1804-1813) и русско-турецкой (1806-1812) войнах. Он был убежденным сторонником пророссийской ориентации арм. освободительного движения, укреплял политические и дипломатические связи Св. Эчмиадзина с Россией. В 1814 г. Н. А. был назначен главой Армянской Апостольской Церкви в Грузии и Имеретии (на территориях, присоединенных к России в нач. XIX в.). Он переехал в Тифлис ( Тбилиси ), где развернул экономическую и духовно-образовательную деятельность и приложил большие усилия к тому, чтобы добиться процветания своей епархии и создания центра арм. духовной культуры в Тифлисе. В 1824 г. усилиями Н. А. в Тифлисе была открыта арм. школа, к-рая позже получила название Нерсисян. В ней получили образование многие в дальнейшем известные деятели арм. культуры. При школе действовала типография. Н. А. всячески содействовал издательской деятельности; его усилиями были опубликованы учебники, лит. произведения, духовные книги на древнем и новоармянском языках. Н. А. установил дружеские связи с рус. чиновниками Кавказа. Благодаря ему арм. диаспора в Грузии превратилась в важную движущую силу арм. общественно-политической и культурной жизни. Он принимал участие в русско-персид. войне 1826-1828 гг.; организовывал добровольческие отряды, обратился к армянам с патриотическим призывом - взять оружие и плечом к плечу с русскими воевать против врагов, лично участвовал в боях за освобождение Эривани (ныне Ереван), Вагаршапата, Сардарапата (ныне Армавир). После войны, когда Вост. Армения была присоединена к России, Н. А. продолжил свою политическую деятельность. 6 окт. 1827 г., спустя 5 дней после взятия Эривани русскими, он был назначен одним из 3 членов Эриванского временного управления, 1-го органа новой власти в Вост. Армении.

http://pravenc.ru/text/2565084.html

П.В. Долгоруков Бароны и графы Бюлеры Николай Бюлер (Bühler) и брат его Христофор, патриции имперского города Нюренберга 290 , получили от Императора Германского Фердинанда II, 21 апреля 1622 года, грамоту на дворянское достоинство. В грамоте этой сказано, что они: «потомки благородных и доблестных предков». Потомок вышеупомянутого Христофора Бюлера, Яков-Албрехт Бюлер (рождение 1722 † 1794), виртемберг-штутгардтский 291 действительный тайный советник и посланник в Вене, возведён был Императором Иосифом II, 31 марта 1784 года, в Баронское Римской Империи достоинство. Он женат был на Елисавете Ивановне Гросс († 1788) 292 ; имел четырёх сыновей и дочь: 1) баронесса Елисавета Яковлевна была за фон-Гохштеттер (сын их был шталмейстером Прусского Двора, а внук, Лудвиг Францович Гохштеттер, был российским полковником и военно-походным шталмейстером при Императоре Николае Павловиче); 2) барон Карл Яковлевич (рождение 1749 † 1811), сенатор, член коллегии иностранных дел и святого Александра Невского кавалер, был начальником дипломатической канцелярии князя Потемкина; посланником при Дворах Баварском и Виртембергском, при тарговицкой конфедерации; при сейме гродненском, и наконец в Регенсбурге, при сейме Германской Империи, в 1802 и 1803 годах, где принимал значительное участие в разграничен Германии и в так называемой секуляризации (т. е. в распределён бывших владений духовенства и городов имперских между германскими князьями, утратившими, по трактату люневильскому, свои собственные владения на левом берегу Рейна); он женат был на вдове баронессе Екатерине Ивановне Шиллинг-фон-Канштадт, рождённой фон-Шиллинг; детей не имел; 3) барон Христофор-Алберт (рождение 1752 † 1805), был виртембергским действительным тайным советником и посланником в Вене и в Петербурге; женат был на вдове графа Лерхенфельда, рождённой графине Фирек (Viereck); оставил сына барона Карла; 4) барон Фёдор Яковлевич (рождение 1760 † 1822), российский действительный статский советник, служил по коллегии иностранных дел; от брака с Елисаветою Броун († 1848) оставил сына и четырёх дочерей: а) барон Карл Фёдорович (рождение 1805), генерал-майор; б) баронесса Терезия Фёдоровна, за австрийским фельдмаршал-лейтенантом графом Рудольфом Салис-Цицерс; в) баронесса Дарья Фёдоровна, за графом Корнилием Егоровичем Орурком; г) баронесса Аделаида Фёдоровна; д) баронесса Александра Фёдоровна, за Леонгардом фон-Штрик; 5) барон Андрей Яковлевич (рождение 1764 † 10 сентября 1843); действительный тайный советник и сенатор, от первого брака со Степанидою Ивановною Бакуниною, рождённою Голенищевою-Кутузовою († 5 ноября 1805), имел сына барона Александра Андреевича († 1814); от второго же брака с Александрою Евстафьевною Пальменбах (рождение 21 октября 1786 † 19 марта 1836) 293 , имеет дочь Елисавету (рождение 1816 † 1827), и двух сыновей: Василия (рождение 1819 † 1830) и барона Фёдора Андреевича (рождение 3 апреля 1821), женатого на княжне Марие Петровне Черкасской.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Кигбаево. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Михайло-Архангельская церковь с. Кигбаево Сарапульского уезда Вятской губернии (с октября 1937 г. по 01 января 1941- с. Кигбаево Сарапульского района УАССР); Сведений об открытии прихода с. Кигбаево и строительстве первой Михайло - Архангельской церкви не обнаружено. В сентябре 1768 г. была выдана храмозданная грамота на строительство новой деревянной церкви, вместо обветшавшей. Новая церковь (теплая) была освящена 9 ноября 1770 г. в честь Св. Михаила Архангела. В 1772 г. церковь сгорела. Причт просил вместо сгоревшей построить вновь деревянную Михайло-Архангельскую церковь, а старую, пока неразобранную и частично уцелевшую, поправить. Ходатайство причта было удовлетворено. В 1794 г. дана храмозданная грамота от 16 марта 488 на строительство вместо ветхой деревянной церкви новой каменной, с тем же названием - Михайло-Архангельская. Каменная церковь была построена в 1794 г. с тремя престолами: главный - в честь Св. Михаила Архангела, освящен 19 мая 1814 г., правый придел в честь Св. Алексия Человека Божия, освящен 9 ноября 1798 г., левый - в честь Св. Пророка Илии, освящен 9 ноября 1813 г.  25 мая 1869 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство. Михайло-Архангельская церковь с. Кигбаево закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 14 августа 1941 г. Источник: сайт Ижевской и Удмуртской епархии   Состав прихода: д. Афонина Бобровка, д. Борисова, д. Глухова, д. Дикая Дуброва, с. Кигбаево (Кигдаево), д. Коробейникова, д. Митрошино, д. Сергеева, д. Старая Бобровка, д. Сыропятова, д. Шаврина. Состав приходов церквей городов, сел, заводских поселений конца XIX - нач. XX вв. Архангельская церковь каменная, построена в 1794 г. расстоянием от г. Вятки в 564 верстах, от уездного города и от благочиния в 17 верстах. Часовни деревянные в деревнях Глуховской, построена в 1862 г., Борисовской, построена в 1809 г., Старо-Бобровской, построена в 1800 году, Шадринской. Построена в 1820 г. и в деревне Шадриной молитвенный дом. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме псаломщиков, которые проживают на частных квартирах. Земли: усадебной 1 десятина 290 сажень, пахотной 60 десятин, сенокосной 6 десятин и под молитвенным домом и школою в деревне Шадриной 2 десятины. Братский денежный доход за последнее пятилетие до 800 руб.; мерной руги нет. Прихожан: православных русских 2665 муж. пола, 2683 жен. пола, приход состоит из 10 селений.

http://sobory.ru/article/?object=02780

Мефодий, архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский (Смирнов Михаил Алексеевич) Родился в 1761 году. Окончил Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1782 году пострижен в монашество. С 1790 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1 января 1792 года – архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. 14 февраля 1794 года назначен архимандритом Московского Новоспасского монастыря. 21 мая 1795 года хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского. 10 апреля 1799 года переведен епископом в Коломну. С 31 декабря 1799 года – епископ Тульский и Белевский. С 4 декабря 1803 года – член Святейшего Синода. 31 декабря 1803 года назначен епископом Тверским и Кашинским. 1 мая 1804 года возведен в сан архиепископа. С 30 августа 1814 года – архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский. Скончался 2 февраля 1815 года. Погребен в Троицком соборе города Пскова. Труды: История первых веков христианства («Liber historicus». – М., 1805), на латинском языке. Краткие правила и словарь простого греческого языка. – М., 1783, 1795. Толкование на послание апостола Павла к Римлянам. – М., 1794, 1799, 1814. Рассуждение о древности и важности так называемых апостольских правил. – М., 1803. Правило пасхального круга. – М., 1793, 1800. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1410, 1414, 1415. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 145, 160, 381, 445, 789, 839. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 399. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 170. Начертание жизни и деяний Святейшего Правительствующего Синода члена Мефодия, архиепископа Псковского. – М., 1823. Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 3 т. – М., 1941–1949. – Т. 1. – С. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Смоленск. Церковь Николая Чудотворца (Верхне-Никольская). Верхне-Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Была построена в 1794–1796 гг. на средства смоленского помещика Ивана Лесли. Здание стояло на перекрестке современных улиц Ковтюха и Володарского, между Смоленским гуманитарным университетом и станцией скорой помощи. Оно было обнесено каменной оградой, внутри которой располагалось кладбище. Церковь была закрыта в 1929 году. Сначала в ней планировали открыть Музей революции, затем курсы по переквалификации безработных. В итоге разместили метеорологическую станцию. Во время Великой Отечественной войны храм взорвали, а позже руины разобрали. На этом месте был разбит небольшой парк, рядом с которым последние годы располагалась автопарковка. Этим летом на месте Верхне-Никольской церкви был установлен поклонный крест, а митрополит Смоленский и Рославльский Исидор заявил о том, что принято решение о восстановлении этого древнего храма, в связи с чем из Санкт-Петербурга были запрошены его чертежи. В связи с ростом города в конце XVIII века появилась потребность в новых приходских церквах. В 1794-1796 годах в Офицерской слободе (район нынешних улиц Энгельса, Нахимсона, Герцена) усердием смоленского помещика Ивана Васильевича Лесли была построена Верхне-Никольская церковь. В ней имелось три престола: главный – холодный – во имя святого Николая Чудотворца, два других – теплых – находились в приделах, были освящены в память святых равноапостольных Константина и Елены и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Церкви «была дана богатая внутренняя обстановка». Суровые испытания пришлось пережить Верхне-Никольской церкви во время наполеоновского нашествия. Сначала поляк Понятовский в ней устроил конюшню, затем французские солдаты и офицеры – склад провианта. О Верхне-Никольской церкви сообщается следующее: «От пожара осталась цела, но разорена». После освобождения города от французов храм был завален вражеским провиантом, «…в церкви оказалось – муки 104, крупы и овса – 1100 кулей». Работы по очистке завершили только к 14 марта 1814 года, израсходовав на это 1300 рублей. Ввиду сильного разорения приход Верхне-Никольской церкви временно причислили тогда к Одигитриевской. Но, благодаря деятельности священника Григория Станкевича, в довольно короткие сроки был исправлен и заново освящен 24 июля 1814 года придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», утварь и все необходимое для которого «…на время взяты были из полковой церкви». На восстановление храма активно жертвовали прихожане. Смоленский епископ Иосафат подарил церкви «бархатно-малиновую ризницу», подаренную ему императрицей Марией Федоровной. В документах отмечается, что «…один неизвестный из Москвы прислал… несколько утвари».

http://sobory.ru/article/?object=43524

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010