105 Против неприличных вольностей католического искусства в изображении священных предметов не однократно восставали западные богословы, начиная со Св. Бернарда и до позднейших времен. Вот, например, любопытная выписка из Эразма, приводимая в цитованном выше сочинении Молана: De Historia SS. Imaginum: «Artifices quidam, cum pingunt aliquid ex Evangelica historia, affingunt impias inertias. Veluti cum exprimunt Dominum apud Martham ac Mariam exceptum convivio, dum Dominus Ioquitur cum Maria, fingunt Ioannem adolescentem clam in angulo fabulantem cum Martha, Petrum exsiccantem cantharum. Rursum, in convivio, Martham a tergo assistentem Ioanni, altera manu injecta humeris: altera velut irridente Christum, qui nihil horum sentiat. Item, Petrum jam vino rubicundum, cyathum admovere labris. Et haec cum blasphema sint et impia, tamen faceta videntur». Стр. 122. 107 Систематическое обозрение иконописных сюжетов, преимущественно западного искусства: Ioan, Molanus et Natalis Paquot, De historia SS. Imaginum et pieturarum. Lovanii. 1771. – Bombelli, Raccolta delle immagini della B-ma Vergine. Roma. 1792. – Münter, Sinubilder u. Kunstvorstellungen d. alten Christen. Altona. 1825. – Didron, Histoire de Dieu. Paris. 1843. – Wessenberg, Die Christlichen Bilder. St. Gallen. 1845. – Menzel, Christliche Symbolik. Regensburg. 1856. – Hack, Der Christliche Bilderkreis. Schaffhausen. 1856. – Iameson, Legends of the Madonna. Изд. 3-е. London. 1864. – Iameson and Eastlake, The History of Our Lord. London. 1864. – Для восточного искусства: Didron, Manuel d’Iconographie Chre1tienne. Paris. 1845. 108 Так, например, в древнем рельефе на амвоне Веронского собора Богородица, еще без сияния кругом головы, стоит перед благовествующим Ангелом: « senza nimbo, ed in piedi second l’antica verità, non essendo stato uso Ebraico d’inginocchiarsi» – замечает Маффей, Verona illustrate, кн. III, гл. 3. 112 Iameson, Legends of the Madonna. Стр. 170–171. Подобное изображение можно видеть в Христианском Музее Академии Художеств в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

За ослушание истине — верят лжи и заблуждениям. 2 Фес. II, 10–11. — Из Второго послания к фессалоникийцам, одной из «священных» книг христиан, входящих в состав Нового завета. 190 В одном произведении Достоевского выведен офицерский денщик, который разделял свет на две неравные половины: к одной он причислял «себя и своего барина, а к другой всю остальную сволочь». — Указанной здесь Лесковым философии денщика в произведениях Достоевского не найдено. Лесков в данном случае мог иметь в виду философию денщика Якова Торцеголового из рассказа В. И. Даля «Денщик». В. И. Даль пишет о Якове Торцеголовом: «Он… дошел своим умом до основных понятий философии Канта, с тем только различием, что употреблял, при всеобщем разделении вселенной, множественное число вместо единственного; весь мир распадался для него на две половины: на мы и не мы. Мы — это были для него сам он с барином своим и со всеми своими пожитками; не мы — это были все прочие господа, весь видимый мир… мы и не мы было то же, что приятель и неприятель» (В. Даль. Полное собрание сочинений, 1897, т. III, стр. 361–362). 191 …из творения З. Г. фон Тюнена…— И. Г. Тюнен (у Лескова инициалы указаны неточно) — немецкий экономист (1783–1850); в своем сочинении «Der isolierte Staat» (1826) излагает сложную теорию ведения хозяйства. 192 …они сделают с ними то, что делали с бисером упомянутые в евангелии свиньи (Мф. VII, 3). — Имеется в виду следующее место в евангелии: «…не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (от Матфея, VII, 6; у Лескова ошибочно указан стих 3 вместо 6). 193 …я не раз говорил о некоторых лицах английской семьи Шкот — см. наст. изд., т. VI, стр. 627. 194 …у Перовского служили Веригин и известный «аболиционист» Журавский…— Л. А. Перовский (1792–1856) — граф, министр внутренних дел с 1841 года, министр уделов с 1852 года; Д. П. Журавский (1810–1856) — ученый, статистик, сторонник освобождения крестьян (аболиционист — первоначально сторонник освобождения негров), близкий знакомый Лескова (см. наст. изд., т. 3, стр. 636; т. 5, стр. 595). 195

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Жительство имею на Большой Морской улице, в доме г-на Александрова. Архив РДМ, п. 69, д. 1450. 1 л. 406. Письмо иеромонаха Вениамина к великой княгине Елене Павловне С.-Петербург 7 августа 1856 г. Копия Ваше Императ Высочество, всемилостивейшая государыня. Под высоким покровительством Вашего Императорского Высочества, удостоясь принести посильные труды мои на поле брани в Крыму, имею счастие всепреданнейше представить В Высоч прошение мое к господину министру иностранных дел об определении меня штатным иеромонахом при Духовной Миссии в Иерусалиме и ожидать от Ваших августейших щедрот на сие соизволения. Вашего Имп Высочества, всемилостивейшая государыня, всепреданнейший слуга И.В. Архив РДМ, п. 68, д. 1450. 1 л. 407. Отношение министра двора графа В.Ф. Адлерберга к обер-прокурору Св. Синода графу А.П. Толстому С.-Петербург 3 сентября 1856 г. Копия Государь император в награду трудов и усердия, оказанных состоящим в Крестовоздвиженской общине сестер милосердия иеромонахом Вениамином в напутствовании умирающих и в попечении о раненых во время сражений под Севастополем, Всемилостивейше соизволил пожаловать ему наперсный крест на Георгиевской ленте. Имея честь сообщить Вашему Превосходительству о сей монаршей милости для зависящего от Вас, милостивый государь, распоряжения, покорнейше прошу препровождаемые при сем два свидетельства, по миновании надобности, мне возвратить. Архив РДМ, п. 69, д. 1450. 1 л. – Приложение на 1 л. 408. Выписка из определения Св. Синода С.-Петербург 29 апреля 1857 г. Подлинник Приказали: Предоставить господину обер-прокурору графу Толстому отвечать кому следует 718 , что за сделанными Святейшим Синодом распоряжениями о том, чтобы в Иерусалимскую нашу Миссию избраны были члены из лиц, получивших высшее духовное образование, по важности возлагаемых на них особых поручений, не представляется возможным причислить иеромонаха Вениамина к той Миссии 719 . РГИА, ф. 796, оп. 135, д. 1792, л. 18. 409. Из письма Е.Л. Ширман к иеромонаху Вениамину Ревель 10 июля 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Ф. Погосским; см. о нем на стр. 518–519. 595 Ассюрирован (от франц. assurer) — заверен, обеспечен. 596 Роман Маркевича…— Имеется в виду роман «Забытый вопрос», напечатанный в «Русском вестнике», 1872, 597 «…на второй же день по приезде…— Лесков в первой половине августа был в Москве, где при встречах с Писемским и шла речь о печатании пьесы «Подкопы». 598 …о М и его издании…— Речь идет об издании: «Гражданин». Журнал политический и литературный. Сборник 1872 г.»; вышли две части сборника. 599 Редактор… г. Г…— Градовский (см. примечание к письму 51). 600 …даровитейшее… имя г. Страхова…— В первом сборнике «Гражданина» напечатана статья H. H. Страхова «Ренан и его последняя книга». 601 …согласны ли Вы… чтобы Ваша… пиеса печаталась… в газете? — Писемский в ответ на это предложение писал Лескову в письме от 20 августа 1872 года: «Что же касается до помещения пиесы моей в газете, то для меня конечно бы это было все равно; но в газете она не может быть помещена вся, а должна печататься по частям, что я считаю совершенно неудобным» (А. Ф. Писемский. Письма, стр. 248; в данной публикации ответ Писемского ошибочно датирован 20 июля 1872 года). Пьеса «Подкопы» была напечатана в газете «Гражданин», 1873, 602 …доброжелательствовали Кашпиреву…— Речь идет о журнале В. В. Кашпирева «Заря», прекратившем выход со второго (февральского) номера за 1872 год. 603 То ли дело Хан…— Журнал «Всемирный труд», издававшийся М. А. Ханом с 1867 года, был закрыт в 1872 году. 604 …письмо Ваше я получил…— Речь идет о письме Писемского от 20 августа 1872 года (см. примечание к письму 56). 605 …переписку… Журавского с гр. Перовским. — Лев Алексеевич Перовский (1792–1856) — государственный деятель, в 1841–1852 годах министр внутренних дел, в 1852–1856 — министр уделов. См. также примечание к письму 35. 606 …видеть Вас в Петербурге…— Писемский смог приехать в Петербург лишь в конце сентября (см. А. Ф. Писемский. Письма, стр. 250). 607 …не прочтете ли Вы своей пиесы…— Речь идет о пьесе «Подкопы». Писемский 19 сентября 1872 года в ответ на это писал: «Прочесть у Вас пиесу мою буду душевно рад» (А.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Вернемся немного назад к тому времени, когда был заложен непрочный фундамент гипотезы о бесконечности Вселенной. Канто-Лапласовская теория происхождения Солнечной системы в XIX веке стала общепризнанной и, вместе с тем, как бы бастионом борьбы против библейских «сказок» о происхождении мира. Сначала образовалось Солнце, а уж потом от него отделилась Земля. Это как будто ниспровергало библейское Откровение. Свет до Солнца! Да может ли быть что-нибудь более нелепое? Но не случайно эту «прогрессивную» мысль Достоевский вложил в уста всем известного Смердякова в его разговоре с простецом Григорием. В теории Канта-Лапласа все было как будто ясно, пока знания были только поверхностными. Но, оказалось, что ряд движений планетной системы (движения планет и их спутников) опровергает возможность ее образования путем вращения. Но главное было даже не в этом. Вся теория строения мира, в сущности, покоилась на постулатах Евклида и на неверном методологическом представлении о том, что все, что верно для Земли, верно и для Вселенной в целом. Если, по Евклиду, можно было проводить прямые линии бесконечно, что для чисто умозрительного представления казалось верным, то на деле, то есть в реальном мировом пространстве, это, как вскоре выяснилось, оказалось невозможным. Если, по Лапласу, с принципиальной точки зрения важно было заранее предсказать каждое событие в Космосе или, наоборот, высчитать, что происходило много веков назад, то, как увидим дальше, после открытия квантовой механики выяснилось, что этой, так называемой, лапласовской необходимости суждено было остаться в более узких рамках. Не успела неразрывно связанная с геометрией Евклида Канто-Лапласовская система завоевать всеобщее признание, как гениальный Лобачевский (1792–1856) построил новую, неевклидову геометрию, называемую теперь его именем. Другая неевклидова геометрия была открыта позднее Риманом; в некоторых отношениях она противоположна геометрии Лобачевского, но, вместе с тем, служит необходимым дополнением к ней. В евклидовой геометрии, согласно аксиоме «о параллельных», через точку, не лежащую на прямой, проходит только одна прямая, лежащая в той же плоскости и не пересекающая заданную прямую. В геометрии Лобачевского таких прямых можно провести бесконечно много, а в геометрии Римана – ни одной: каждая прямая, лежащая в одной плоскости с заданной прямой, пересекает эту прямую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

C. 260… сохранить „оттенок благородства“…— Неточная цитата из эпиграммы Пушкина „Сказали раз царю, что наконец…“ (1825): Льстецы, льстецы! старайтесь сохранить И в подлости осанку благородства. 215 Сторож я, что ли, моему брату Дмитрию? — Каинов ответ богу об убитом брате, а? — По библейскому сказанию, Каин, сын Адама и Евы, убил своего брата Авеля из ревности и зависти к нему. „И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?“ (Бытие, гл. 4, ст. 9). Ср. со словами Смердякова Алеше (с. 254). 216 …Како веруеши…— Вопрос из чина архиерейского посвящения, в ответ на который посвящаемый читает Символ веры — краткую формулу христианского вероучения. 217 —  Ну говори же, с чего начинать, приказывай сам, — с бога? Существует ли бог, что ли? — Ведь ты вчера у отца провозгласил, что нет бога… И далее: — Я вчера за обедом у старика тебя этим нарочно дразнил — Ну, представь же себе, может быть, и я принимаю бога, — засмеялся Иван…— Ср. со словами Франца Моора пастору Мозеру в „Разбойниках“ Шиллера: „Я часто, насмехаясь, говорил тебе за бокалом бургонского: «Нет бога!“ Теперь я без шуток говорю с тобою и повторяю: «Нет бога!“ Опровергай меня теперь всеми орудиями, какие имеешь в своей власти, — и я их рассею одним дуновением уст моих» (д. 5, сц. 1, см.: Шиллер. Драматические соч. в пер. рус. писателей. Т. 3. С. 151). 218 …был один старый грешник в восемнадцатом столетии…— Имеется в виду Вольтер. Фраза, цитируемая Иваном, встречается у Вольтера в „Посланиях“, CXI, „Автору новой книги о трех самозванцах“ (1769). 219 …современные аксиомы русских мальчиков, все сплошь выведенные из европейских гипотез…— Аналогичные упреки по адресу русской атеистической и революционной мысли неоднократно в разной форме высказывались самим Достоевским. В „Дневнике писателя“ за 1876 г. он писал: „То-то и есть, что у нас ни в чем нет мерки. На Западе Дарвинова теория — гениальная гипотеза, а у нас давно уже аксиома“ (XXIII, 8). 220 …находились и находятся даже и теперь геометры и философы — которые сомневаются в том, чтобы вся вселенная или, еще обширнее — всё бытие было создано лишь по эвклидовой геометрии…— Одна из аксиом геометрии Эвклида (IV–III bb. до н. э.) заключается в том, что параллельные линии, как бы они ни были продолжены, никогда не пересекаются, даже в бесконечности. Неэвклидовы геометрии новейшего времени, начиная с работ русского математика Н. И. Лобачевского (1792–1856), создавались на основе замен некоторых постулатов Эвклида. Иная, чем у Эвклида, формулировка аксиомы о параллельных линиях принадлежит Г. Ф. Б. Риману (1826–1866). О знакомстве Достоевского с неэвклидовыми геометриями см.: Кийко Е. И. Восприятие Достоевским неэвклидовой геометрии//Достоевский: Материалы и исследования. Л., 1985. Т. 6. С. 120–125. 221

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Подовый пирог – пирог, испеченный на поду в печи. Под – кирпичный или глиняный настил в печной топке, куда кладутся дрова. Лабаз – мучная и крупяная лавка. Эмар Гюстав (наст. имя Оливье Глу; 1818–1883) – французский писатель, путешественник. В 12 лет поступил юнгой на торговое судно, совершил путешествия по неисследованным областям Южной Америки, командовал мексиканской бригантиной, охотился на пушных зверей. Вернувшись на родину, занялся сочинительством и опубликовал более 50 романов, основанных на своем богатом жизненном опыте. Находился под влиянием сочинений Фенимора Купера. Купер Джеймс Фенимор (1789–1851) – знаменитый американский романист, классик приключенческой литературы. Центральная тема его произведений («Пионеры», «Последний из могикан», «Следопыт» и др.) – конфликт между колонизаторами и американскими индейцами. Мариет Фредерик (1792–1848) – английский писатель, морской капитан, автор приключенческих романов. Ферри Габриель (1809–1852) – французский писатель, один из создателей жанра авантюрно-колониального романа. Его очерки и романы посвящены описанию богатой и полудикой Мексики. Румянцевский музей – существовал в 1862–1925 гг. Образован на основе коллекции и библиотеки, собранных графом Н. П. Румянцевым. Находился в бывшем Доме Пашкова. Собрание ру-мянцевских книг положило основание нынешней Российской государственной библиотеки. Кок Поль Шарль де (1793–1871) – французский писатель, создатель бытописательных романов, романов-фельетонов с «пикантными» подробностями. Его имя стало нарицательным для обозначения легковесной, фривольной литературы. Монтепен Ксавье де (1823–1902) – французский автор бульварных романов, поставлял на книжный рынок занимательное чтиво. При этом не гнушался как очевидным плагиатом, так и использованием черновиков своих современников. Стал известен благодаря скандальному произведению «Дочь штукатура» (1856), за которое подвергся тюремному заключению. Фарисей – член одной из иудейских сект во время пришествия Спасителя. Фарисеи строго соблюдали все предписания закона, нередко добавляя к ним свои мелочные правила, выдавая их за Божественные. Христос обличал фарисеев в лицемерии, в том, что свои измышления они поставили выше подлинного почитания Бога. Позже так стали называть человека, который неискренен в своих словах и поступках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4249...

Пакрацкий Никанор (Груич; администратор в 1872-1874); Прокопий (Ивачкович; патриарх Сербский и Карловацкий митрополит в 1874-1879); Герман (Анджелич; патриарх Сербский и Карловацкий митрополит в 1881-1888); патриарх Георгий (Бранкович; 1890-1907); патриарх Лукиан (Богданович; 1908-1913). Ист.: Деклараториум Илирикум//ЛетМС. 1856. 93. Ч. 1. С. 1-62; Акта сабора народа Србског у Темишвару године 1790 држаног и царска Земун, 1861; Српски народни сабор 1769. у Карловцима//ЛетМС. 1872. 114. С. 151-202; Г. Споменици из будимског и пештанског архива. Београд, 1873-1875. 4 збирке. (ГСУД: 2. 3-6); Руварац Д. Mojcuje митр. београдски (1713-1730)//ССКА. 1898. Бр. 34. С. 81-200; он же. Прилози за ucmopujy архиепископа и епископа у мumponoлuju Kapлobaчkoj//ЛетМС. 1899. 198. Св. 2. С. 98-122; 199. Св. 3. С. 119-134; он же. Опис српских фрушкогорских ман-ра: 1753 г. Сремски Карловци, 1903; он же. Дuapujyм Српског Темишварског сабора од 1790. Сремски Карловци, 1914; М. О Прилози за ucmopujy митрополитства му (1731-1737). Нови Сад, 1900; Д. Прилози за ucmopujy српске цркве//Весник Српске цркве. Београд, 1908. 4. С. 293-299; Р. Прилози за ucmopujy Срба у Aycmpo-Yrapckoj у доба nampujapxa Apcehuja III 1913. Бр. 51. С. 16-42; С. за српску ucmopujy из рус. архива и б-ка//Там же. 1922. Бр. 53. С. 1-329; J., M. Српске npubuлeruje од 1690. до 1792. Београд, 1954; Gavrilovi S., Petrovi N. Temišvarski sabor 1790. Novi Sad; Sremski Karlovci, 1972; Р. Српска црква сред. 17. в.//ГСАН. 1980. 2. С. 61-164; С., И. о православним црквама Карловачке мumponoлuje XVIII в. Београд, 1981. Лит.: Кудрявцев А., свящ. Церковный вопрос в Австрии//ХЧ. 1870. Ч. 1. 4. С. 709-740; Ч. 2. 11. С. 849-878; 1871. Ч. 1. 1. С. 150-158; 4. С. 736-755; С. Србски народни сабор у Сремским Карловцима 1869 г. Нови Сад, 1870; Митр. Павле 1884. 137. Св. 1. С. 42-70; Руварац Д. Исторично-критична црта о Земун, 1886; он же. Српски Народни и Црквено-народни Сабори у Yrapckoj од 1690. до данас. Земун, 1889; он же. Постанак и развитак српске црквено-народне abmohoмuje.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

В 1831 г. было создано Корейское апостольское вик-ство во главе с еп. Бартелеми Брюгьером (1792-1835). Епископ неск. раз пытался въехать в К., однако умер в Монголии 20 окт. 1835 г. С янв. 1836 по дек. 1837 г. в страну тайно прибыли 3 франц. священнослужителя - еп. Лоран Жозеф Мариюс Имбер (1796-1839; в 1836 назначен вторым викарием К.), Пьер Филибер Мобан (1803-1839) и Жак Оноре Шастан (1803-1839). Переодевшись в траурную одежду, к-рую обычно носили корейцы, потерявшие родителей, они сумели пересечь границу. За 1837 г. Мобан и Шастан крестили 1237 чел. К 1839 г. число католиков в К. достигло 9 тыс. чел. Однако в ходе новых гонений в 1839 г. все 3 миссионера были арестованы и после пыток казнены, как и мн. др. католики-корейцы. С 1845 г. католицизм проповедовали миссионеры - апостольский викарий К. еп. Жан Жозеф Ферреоль (1808-1853) и Мари Никола Антуан Давлюи (1818-1866). В 1845 г. в сан священника был рукоположен первый кореец - Андрей Ким Дэ Гон (1822, по др. данным, 1821-1846), обучавшийся в 1837-1845 гг. в португ. семинарии в Макао (ныне Аомынь). В 1845 г. он вернулся в К., однако был арестован и после пыток обезглавлен 16 сент. того же года (канонизирован в 1984). В 1856 г. в К. прибыл 4-й викарий, еп. Симон Франсуа Бернё (1814-1866), с 2 франц. священниками. Согласно его посланию в Ватикан, в 1857 г. в К. насчитывалось 15 206 католиков. В 1860 г. их число составило 23 тыс. чел., включая 12 священников-корейцев. В 1866 г. регенту при малолетнем ване Коджоне, тэвонгуну, была подана петиция с призывом легализовать в К. католицизм. Согласно одной из версий, инициатива составления петиции принадлежала католическим миссионерам, следовавшим советам франц. правительства, к-рое пыталось заставить К. заключить союз с Англией и Францией якобы для получения гарантии независимости и защиты от экспансии России и рус. Православия. По другой версии, петицию подали корейские католики Хон Бон Джу (сын кормилицы вана Коджона) и Нам Джон Сам (сын конфуцианского ученого, у к-рого тэвонгун учился в молодости).

http://pravenc.ru/text/2057272.html

Ломоносов был первым, кто открыл " закон сохранения " , притом не только для количества вещества, но " сей естественный закон простирается и на самые правила движения .. и любые перемены, в натуре случающиеся " . Он отвергал господствовавшую тогда " теорию флогистона " и объяснял все тепловые явления движением мельчайших корпускул (сейчас молекулярно-кинетическая теория стала общепринятой), а отсюда выводил понятие " абсолютного нуля " , как " последней ступени холода, состоящей в полном прекращении движения частиц " . В астрономии Ломоносов открыл атмосферу Венеры (во время прохождения ею диска Солнца), в оптике создал " ночезрительную трубу " - прообраз современных приборов ночного видения. 26 июля 1753 во время грозы из-за малости знаний об " электрической силе " и неосторожности при работе с установленной на Васильевском острове " громовой машиной " погиб друг Ломоносова профессор Рихман (Михаил Васильевич в это время как раз уходил обедать). В публичной лекции (сами такие лекции также были его нововведением) Ломоносов высказал уверенность, что трагическое событие сие не устрашит испытующие умы, и тут же предложил идею молниеотвода. Огромная работа проделана Ломоносовым по созданию замечательных по качеству и по красоте мозаик из кусочков смальты и цветного стекла. Прекрасны и стихи его, в которых он предчувствует, что " может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать " , а также поэтические " Размышления о Божественном величии " , составленные по книге Псалмов. Похоронен Михаил Васильевич Ломоносов на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры. Дмитрий Федорович Егоров (1869-1931) - выдающийся русский математик, Президент Московского Математического Общества, один из основателей и почетный член (1929) АН СССР. В 20-х годах разрабатывал математические концепции в Богословии; предложил теоретико-множественные модели Божественных качеств (всеведения, всемогущества, справедливости) и свободной человеческой воли. В связи с этим был обвинен в контрреволюционной деятельности, арестован (вместе с А.Ф.Лосевым и другими православными мыслителями) и сослан в Казань. Здесь он и похоронен рядом с Николаем Ивановичем Лобачевским (1792-1856), создателем неевклидовой геометрии.

http://pravoslavie.ru/1428.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010