Н.Н. Кудрявцев являлся одним из наиболее влиятельных и состоятельных людей в г. Казани и Казанской губернии. В родстве с ним состояли многие известные русские общественные и государственные деятели, литераторы и учёные, в том числе: денщик Императора Петра I, инициатор постройки «Ледяного дома» императрицы Анны Иоанновны, впоследствии - генерал-аншеф А.Д. Татищев (1697 - 1760) (женатый на дочери Н.Н. Кудрявцева - Анастасии-Марии Нефедьевне Кулрявцевой), соратник Императрицы Екатерины II, полководец Семилетней войны 1756 - 1763 гг., Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., командовавший подавлением Пугачёвского восстания (Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.), генерал-аншеф граф П.И. Панин (1721 - 1789) (женатый первым браком на дочери А.Д. Татищева - внучке Н.Н. Кудрявцева Анне Алексеевне Татищевой), крупный деятель русского масонства, издатель П.А. Татищев (1730 - 1810) (внук Н.Н. Кудрявцева - сын его дочери А.-М.Н. Кудрявцевой), участник Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., генерал-майор Н.А. Чирков (1753 - 1806) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева - Елизавете Петровне Татищевой), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Д.В. Давыдов (1784 - 1839) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Софье Николаевне Чирковой), сенатор эпохи Императора Николая I, тайный советник, полковник И.П. Поливанов (1773 - 1848) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Екатерине Николаевне Чирковой), генерал-майор Л.Н. Энгельгардт (1766 - 1836) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева Екатерине Петровне Татищевой), русский поэт и переводчик Е.А. Боратынский (Баратынский) (1800 - 1844) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Анастасии Львовне Энгельгардт), мемуарист и историк Н.В. Путята (1802 - 1877) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Софье Львовне Энгельгардт), поэт, статс-секретарь, тайный советник В.И. Панаев (1792 - 1859) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери его внучки В.Я. Кудрявцевой и и.д. Казанского губернатора А.Я. Жмакина Прасковье Александровне Жмакиной) и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Сдача Мальты привела орден к серьезному кризису. Ок. 50 рыцарей последовали за Наполеоном в Египет. Великий магистр Гомпеш с 12 рыцарями и 2 сержантами прибыл в Триест под защиту имп. Франца II (1792-1806, император Австрии в 1804-1835). Др. группа рыцарей из российского приората собралась в С.-Петербурге и 7 нояб. 1798 г. объявила Гомпеша низложенным, провозгласив российского имп. Павла I великим магистром М. о. Православный женатый монарх в принципе не мог стать главой католического духовно-рыцарского ордена, однако Павел I согласился взять на себя эти обязанности. Вероятно, император руководствовался скорее романтическими представлениями о рыцарстве и желанием возглавить древний славный орден, нежели серьезным политическим расчетом. Это вызвало противоречивую реакцию в сохранившихся провинциях ордена. Приораты России и Германии признали избрание Павла I, в то время как приораты Испании, Богемии и Баварии отказались сделать это. Под давлением Павла I и Франца II и после неудачной попытки договориться с англичанами о возвращении Мальты ордену Гомпеш согласился уйти в отставку и в июле 1799 г. отправил в Россию важнейшие реликвии М. о.: частицу Честного и Животворящего Древа Креста Господня, Филермскую икону Божией Матери и десницу св. Иоанна Крестителя. В С.-Петербурге собрались 249 рыцарей М. о., что превратило столицу Российской империи также и в новую столицу ордена. В сент. 1800 г. англичане захватили Мальту, и имп. Павел I начал переговоры о возвращении острова ордену. В марте 1801 г. Павел I был убит. Новый имп. Александр I Павлович (1801-1825) не проявил интереса к должности великого магистра М. о. В 1810-1811 гг. он распустил приорат России и конфисковал его собственность. После смерти великого магистра Джованни Батисты Томмази (1803-1805) в ордене вплоть до 1879 г. не избирали новых магистров, утверждая лишь временных заместителей-лейтенантов. При Томмази центр ордена находился на Сицилии, затем в 1827 г. переместился в Феррару и только в 1834 г. обрел постоянную штаб-квартиру в Риме, где под его ответственность снова был передан госпиталь. М. о. окончательно отказался от военных функций и сконцентрировался на медицинской и благотворительной деятельности, которой занимается до наст. времени. В 1879 г. папа Римский Лев XIII (1878-1903) утвердил лейтенанта Джованни Батиста Чески а Санта Кроче (1879-1905) в качестве нового великого магистра М. о. В 1962 г. М. о. вернулся к практике созыва генерального капитула для избрания руководителей братства, называемого ныне Суверенным военным орденом госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского, на Родосе и Мальте.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Первый храм Трёхизбянского городка, посвящённый славе Покрова Богоматери, перенесён был со старого на новое место Трёхизбянска. В 1772 г., по благословлению Тихона Воронежского, освящён был новый храм, который существует и поныне. В 1820 г. Необычайное разлитие Донца затопило более половины слободы и храм. Посему возвышен каменный фундамент храма, возобновлён иконостас и починены другие ветхости. Ризница и утварь храма до 1773 года, когда священник Тимофей Павлов, были очень бедны – сосуды и кресты были оловянные, ризница тяжинная. Усердный и благоговейный священник употребил все старания для приведения храма в приличное благолепие и столько успел, что разница, как показывает опись 1808 г., стала по тогдашнему времени образцовою. И доселе целы ризы и воздухи, шитые собственною рукою священника. По его старанию отведено для церкви 76 десятин земли. Тому же священнику местная церковь одолжена сильным ослаблением раскола, который дотоле господствовал в приходе. Он успел весьма многих возвратить с пути заблуждений на путь спасительной истины. Подвиги его удостоены были защитою личности его. Однажды отправился он в хутор для исправления треб; один из фанатиков раскола, озлобленный успехами пастыря в обращении суеверов к святой вере, засел на дороге в закрытом месте, с ружьём, с решимостью убить священника. Когда священник, на обратном пути из хутора в слободу, ехал мимо места, где сидел исступленный раскольник, последний три раза спускал курок ружья, но столько же раз ружьё осекалось и изменяло злодею; священник проехал цел и невредим. Поражённый тем, раскольник на другой день явился к священнику и сам рассказал о своём злодейском замысле, так чудно разрушенном. Священник простил его и скончался 1792 г. В 1826 г. В Трёхизбянском приходе было 58 раскольников. В 1842 г. Обратилось к православию 18 человек, а в 1844 г. 3 человека. Ныне остаётся в Трёхизбянске до 70 суеверов. Число чад православия: в 1800 г. 1245 муж., 1283 жен.; в 1810 г. 1072 муж., 1113 жен.; в 1830 г. 1485 муж., 1505 жен.; в 1850 г. 1578 муж., 1735 жен. пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1783 Ibid., II, 126; ср. III, 203–205 – В одном не изданном Слове М.Грека указывается, что многие в его время пренебрегали покаянием, а другие не приступали к нему, надеясь выполнить перед смертью (Рукоп. Воскресен. мон., Жмакин, 639, прим. 2) 1786 М.Грек выражается: «жидовское сребролюбие» (II, 246), Буссов: «росты больше жидовских и мусульманских» 1791 Прав. Соб. 1861, февр., Попеч. церкви, 182, 186; янв., 80. Поуч. Кирилла II. Прав. Соб. 1861, янв., 87 1792 Уч. зап. Им. Ак. Н. по II отд., т. V. Опис. Сборн. Кир. Белозер мон., стр. 66. Князь этот Константин Владимирович? Безрукий (Опыт рус. историогр. II, 535). В русской литературе было известно апокрифич. слово св. отца нашего Василия, архиеп. кесар. «о судиях и властителях», но прямо относящееся к рус. быту. (Прав. Соб. 1864, I, 365) 1802 В этих строках находят дословный перевод из Метаморфоз Овидия: «Vivitur ex rapto; non hospes ab hospite tutus, Non socer a genero; fratrum quoque gratia rara est» (Изв. Ак. Наук 1914, 15, с. 1105) 1807 Сочин., II, сл. xxvii, 346–357. В походе войско кормилось на счет областей, через которые проходило. Соловьев, IV, 208. О необходимости денежного жалованья заявлял Иван Пересветов и снова повторяется в смутное время (1610–11 г.) 1810 Некоторые думают, что здесь речь идет о Василии Ивановиче (Жмакин, 157), так как упоминается о разводе, но по другим чертам слово это могло относиться и ко времени боярского управления или И.Грозного 1814 Берсень так жаловался Максиму на вел. князя «а все ныне отвсюду брани, ни с кем нам миру нет, ни с Литовским, ни с Крымским, ни с Казанью, все нам недруги, а наше нестроение… на Бога одного и надея». Акты экспед. I, 172 1815 Поучит. главы (как полагают Ивану IV) начальствующим правоверно (Соч., II, слово viii, 157–185) 1816 О ней, впрочем, существует теперь другое мнение, находящее подтверждение в более компетентном источнике (Статьи С.Ф.Платонова, стр. 219–225) 1825 Сочин., II, 361, 381, 382. Янковский, Печалов. духовенства за опальных (Чт. в Общ. ист. 1876, кн. I). О роли царя у м. Даниила (Жмакин, 070–071)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Адрес: Свердловская область, Сысертский городской округ, посёлок Двуреченск, Озёрная улица, дом 3В Телефон: +7(908)636-54-44 Подробнее... Храм Архистратига Михаила (Бобровский) [ править править код ] Сама точка отсчета времени существования села связана с датой освящения первого Бобровского храма: в 1709 году в селе Бобровском была освящена сельская деревянная церковь, о чем есть упоминание в церковных архивах. Этот деревянный храм сгорел в 1792 году, тогда же был заложен новый храм, каменный. В 1799 году заложен придел северной стороны, строительство которого было закончено в 1810 году. В 1849—1854 годах закончен придел с южной стороны. В 1871-1874 годах длина храма ,была увеличена к западу и выстроена четырехъярусная каменная колокольня. Все строительные работы были закончены к 1896 году. Храм Архистратига Михаила один из уникальных памятников архитектуры XVIII-XIX веков. В основе здания церкви лежит крестово-купольная система. Основной объем храма освещался через высокие окна. Это многомонументальное основание с ритмичностью крупных полуколонн и арочных окон подчеркивало стройность устремленных ввысь объемов церкви и колокольни. Адрес: 624019 Свердловская область, Сысертский район, поселок Бобровский, улица Ленина, дом 116. Телефон: +7(963)449-70-49 Подробнее... Храм Сергия Радонежского (Большой Исток) [ править править код ] В 1888 году с назначением на уже самостоятельную Екатеринбургскую кафедру епархиального Преосвященного Поликарпа (Розанова), было решено устроить на этом месте мужской скит. В этом же году в скиту был устроен однопрестольный деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского и 22 сентября (ст. ст.) освящён. В 1938-1939 годах- это был единственный действующий храм на территории Сысертского района. По решению собрания трудящихся Большого Истока храм был закрыт в 1939 году и здание передали под школу. Далее там располагались общежитие, клуб, хлев, зерносклад. В конце 1970-х годов здание бывшей церкви пришло в ветхость и было снесено. В 2014 году были полностью возведены стены каменного храма преподобного Сергия, а в 2015 году изготовлены, освящены и установлены купола и кресты.

http://azbyka.ru/palomnik/Свердловская_о...

Косулино. Окрестности села поросли сосновым лесом; болот почти нет; почва по преимуществу, глинистая и песчаная; климат здоровый. Приход Бобровский состоит, кроме села, из деревень: Донка при речке Бобровке, Вьюхиной, Поварни, Фоминой и Ключей. До 1866-го года к приходу принадлежали ещё деревни Малая Брусянка и Гусева; а до 1880-го – Косулино. Село Бобровское существовало уже в самом начале XVIII-ro столетия, и имело церковь . В 1774 г., в феврале месяце (11, 24 и 25 чисел) село подверглось нападению шайки мятежников-пугачёвцев. Руководителями шайки были жители деревень Ключевской и Фоминской. Один из них, церковный староста Бобровской церкви, сам привёл в церковь татар, грабивших и убивавших жителей села, и отдал им церковные деньги. Священник Борис Гобов при первом же нападении скрылся в Екатеринбург. Церковь всё же уцелела. До 1809–1810 г. жители прихода были государственными крестьянами, а потом, за исключением дер. Ключей, перечислены в горнозаводские непременные рабочие, или урочники; с 1863 г. были освобождены от обязательных работ и стали называться сельскими обывателями. Все прихожане племени русского, вероисповедания православного. В деревне Фоминой в 70-х г.г. XIX ст. появились было скопцы, по после ссылки их в Сибирь распространение секты прекратилось. Занятия жителей разнообразны: изготовление колёс (д. Вьюхина), телег, ходков для летних экипажей, саней (д. Поварня); работа на крупчатных мельницах и известковых горах; земледелие развито слабо, так как земельные наделы слишком малы, и земля не совсем удобна; но за последнее время замечается усиленное стремление к хлебопашеству. Неизвестно когда заложенный и освящённый храм существовал уже в 1709 г., но где стоял, неизвестно. 26–го января 1792 г. этот храм сгорел, и вместо него в том же году на средства прихожан заложен был новый каменный, и освящён в 1793 г., так же, как и первый, во имя св. Архистратига Михаила. Размеры храма были небольшие: в длину, за исключением алтаря, 2 саж. 2 арш., и в ширину 3 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сольский Дмитрий Мартынович (03.09.1833–29.11.1910) – граф. Окончил Императорский Александровский лицей с золотой медалью. 01.01.1852 определен на службу в Канцелярию Его Императорского Величества, с 25.01.1872 ее главноуправляющий, член Гос. Совета. – 36 Спасский Алексей Михайлович (1849–?) – митрофорный протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Воронежской губ., окт. Окончил в 1874 г. Киевскую духовную академию и был назначен преподавателем Тамбовской духовной семинарии. В 1882–1900 гг. – преподаватель, инспектор и ректор Воронежской духовной семинарии, протоиерей кафедрального собора г. Воронежа. 13 лет состоял редактором «Воронежских епархиальных ведомостей», где помещал и свои печатные труды. – 320, 322, 330, 354 Спасский Владимир Александрович (1869 – после 1919) – священник. Депутат IV Гос. Думы от Курской губ., прав. Окончил духовную семинарию. – 345, 354 Сперанский Михаил Михайлович (01.01.1772–11.02.1839) – граф (с 1839), русский государственный деятель, реформатор. Родился в семье сельского священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, в которой состоял с 1792 по 1795 г. профессором математики, физики и красноречия, в 1795–1797 гг. ее инспектор. В 1797 г. перешел на службу в Сенат. С 1808 г. ближайший сподвижник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Гос. Совета (1810). После того как открылась связь Сперанского с масонами, он в 1812 г. был уволен от всех должностей и арестован, в 1812–1816 гг. находился в ссылке. В 1819–1821 гг. – генерал-губернатор Сибири. С 1826 г. фактический глава 2-го отделения, руководил кодификацией Основных Законов Российской империи. – 154 Спирин Иван Лаврентьевич (1873–?) – крестьянин, старообрядец белокриницкой иерархии. Депутат III Гос. Думы от Московской губ., окт. Получил домашнее образование под руководством старообрядческого епископа. Занимался кустарным производством и торговлей. Член союза старообрядческих начетчиков, член Егорьевского старообрядческого братства. Имел библиотеку духовно-религиозных полемических книг. – 322, 327, 344

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В новом томе можно ознакомиться с публикациями, рассказывающими о таких видных иерархах Русской Церкви, как Иоанникий (Горский, 1810-1811 – 1877 гг.), архиепископ Херсонский и Одесский; Иоанникий (Ефремов, 1863-1914 гг.), епископ Белгородский, викарий Курской епархии; Иоанникий (Казанский, 1839-1919 гг.), архиепископ Архангельский и Холмогорский; Иоанникий (Никифорович-Полонский, 1742-1819 гг.), архиепископ Подольский и Брацлавский; Иоанникий (Образцов, 1792-1793 – 1880 гг.), епископ Кавказский и Черноморский; Иоанникий (Сперанский,1885-1969 гг.), епископ Красноярский, викарий Новосибирской епархии. Из ныне здравствующих иерархов Московского Патриархата в новом томе отмечен Иоанникий (Кобозев, род. 1938 г.), митрополит Луганский и Алчевский. В 25-м томе нашла отражение в отдельных публикациях жизнь и деятельность Патриархов Константинопольских: Иоанникия I (Патриарх в 1524-1525 гг.), Иоанникия II Линдиос (сер. XVII в.), Иоанникия III Караджа (Патриарх в 1761-1763 гг.), а также Иоанникия, Патриарха Александрийского (1657 г.). Здесь же присутствуют статьи, посвященные Архиепископам Сербским: Иоанникию I (1279 г.), св. Иоанникию II (1354 г.) и Иоанникию II, болгарскому Патриарху Тырновскому (ок. 1375 г.). Следует отметить и материал об Иоанникии, Архиепископе Кипрском (Предстоятель в 1840-1849 гг.). Особого внимания заслуживает размещенная в 25-м томе обширная статья, которая рассказывает о жизненном пути, церковной и просветительской деятельности выдающегося западнорусского духовного писателя, полемиста и проповедника Иоанникия (Галятовского), архимандрита Черниговского Елецкого монастыря и одного из ректоров Киево-Могилянской академии, внесшего большой вклад в развитие богословия и образования в Киевской митрополии в XVII в. Большой интерес представляют материалы, который знакомят читателя с деятельностью видных грузинских церковных деятелей Иоанна-Зосима, гимнографа Х в., и прп. Иоанна-Торникия, подвижника монашеской жизни, также совершавшего свое служение в Х в. Исключительно интересна статья, повествующая об Иоанне-Нектарии (Евграфе Ковалевском, 1905-1970), бывшем епископе Сен-Денийском (РПЦЗ), который явился основателем и первоиерархом Французской Православной Церкви галликанского обряда — православной церковной структуры, основанной на латинской богослужебной традиции.

http://patriarchia.ru/db/text/1429871.ht...

Свято-Троицкий монастырь (Усть-Каменогорск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий монастырь в Усть-Каменогорске — мужской монастырь Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви в Казахстане. Первый мужской монастырь РПЦ в Казахстане. Содержание История [ править править код ] Соборный храм Свято-Троицкого монастыря в Усть-Каменогорске является одновременно и старейшим сохранившимся православным храмом на территории Казахстанского Прииртышья — областей в среднем и нижнем течении Иртыша, и старейшей в городе кирпичной постройкой. Кирпичный храм был построен на месте церкви, находившейся в основанной в 1720 году Усть-Каменогорской крепости. Самой первой церковью на месте будущего Усть-Каменогорска стала походная церковь переброшенного в крепость Колыванского драгунского полка. Деревянная церковь с берестяной крышей и отдельной колокольней была основана в 1740-х. После того, как она сгорела, на ее месте по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла (Конюскевича) был выстроен новый деревянный храм, освященный 6 июня 1775 года, а еще через 14 лет 26 июня 1789 года был заложен каменный Троицкий храм. Его строительство началось по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама (Петрова). Его строительство продолжалось до 1809 года. При этом в ходе строительства храма, задумывавшегося в стиле лютеранских кирх и собора Петра и Павла в одноименной крепости в Санкт-Петербурге, происходили изменения в проекте: в 1792 году храм было решено строить не однопрестольным, а трехпрестольным с главным алтарем во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и приделом во имя равноапостольного царя Константина. Построенный в начале XIX века храм представлял собой крестовое в плане здание с утолщенной притворной частью и приделами, зауженным центром, завершавшимся пятигранной алтарной апсидой, и четырехскатной шатровой крышей с луковичной главкой и узким, высоким барабаном. Он был освящен 9 сентября 1810 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

19.  Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19. 27). 20. Аскетические опыты. Т. 1. 21. Архимандрит Пимен (Петр Дмитриевич Мясников; 1810–1880) — известный подвижник и духовный писатель. Его обширные воспоминания изданы еще при жизни автора (М., 1877). Ред. 22. Нанка хлопчато бумажная ткань из толстой пряжи, обычно желтого цвета — Ред. 23. Воспоминания архимандрита Пимена. 24. Ин. 8. 32. 25. Аскетические опыты. Т. I. 26. Графиня Анна Алексеевна Орлова Чесменская (1785–1848) — благотворительница Новгородского Юрьева монастыря и покровительница духовных писателей. —  Ред. 27. Архимандрит Фотий (Петр Никитич Спасский; 1792 1838) — настоятель Юрьева монастыря, инициатор разгона Библейских обществ в России, борец с масонским влиянием на русскую жизнь. Ред. 28. Святитель Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) крупнейший деятель Русской Православной Церкви XIX столетия, выдающийся богослов. Ред. 29. Аскетические опыты. Т. I. 30. См.: Помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое (Лк. 23. 41 42). 31.  …вселюсь в них и буду ходить в них… (2 Кор. 6. 16). 32.  Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 33. Аскетические опыты. Т. I. 34. Киновия — иначе общежитие, форма монастырского жития — Ред. 35. Аскетические опыты. Т. 1. Эта статья была издана по смерти еп. Игнатия в 1870 году в брошюре: «Три статьи, не бывшие в печати, епископа Игнатия Брянчанинова». Ярославль, 1870. 36. Ниже — даже ни. 37. Приношение современному монашеству. Т. 5. 38. Впоследствии иеромонах Александро-Невской Лавры. 39. Владыка занимал всего две комнаты: приемную, она же и столовая, и кабинет, она же и спальная. 40.  Орлец коврик круглой формы, с вышитым на нем орлом, полагаемый под ноги епископам при богослужении и молитве. 41. Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 42. Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все написанное им в течение жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати; тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических опытов. Четьи-Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010