Положение о стипендиях Маврокордато скреплено было патриаршим и синодальным определением в 1709 году. Стипендиями стало пользоваться 18 учеников. За это пожертвование, а равно и за другие услуги греческому просвещению со стороны рода Маврокордатов Макрей именует их Медичисами Греции. 77 Из многих, хотя и неполных сведений, касающихся истории патриаршей школы XIX-ro века, ограничимся немногими. Из наставников школы этого времени заслуживает внимания историка Дорофей Проий (Πριος). В сане диакона он изучал философию в Пизе и Флоренции, в 1792 году посетил Францию, где познакомился с Руссо и Лавуазье. Отсюда побывал в Англии, Бельгии, и прошел Венгрию, Болгарию и Македонию, возвращаясь обратно. Таким образом прошедши всю Европу, он занимался в тамошних школах преимущественно философией. Был потом учителем физико-математических наук на о. Хиосе, откуда он однако ж удалился в Константинополь, видя враждебное отношение к новым теориям, которые он старался пересадить на греческую почву. В Константино- —35— поле, в патриаршей школе, он занял кафедру философии и богословия, оставаясь здесь с 1803 г. до 1807. Наконец, он получил сан архиерейский и уехал в свою епархию. 78 Другим замечательным наставником той же школы был Стефан Дугка. Он родился в Тырнове, впоследствии изучал математику и философию в немецких городах – Галло, Геттингене и Иене, был слушателем по части философии у знаменитого Шеллинга. По возвращении в Турцию, он был наставником в патриаршей школе, но учительствовал только в продолжение одного года (1809–1810), «не будучи в состоянии (по выражению К. Кумы) перенести многочисленных интриг». Затем, получив приглашение от молдавского господаря Скарлата Каллимаха, прибыл в Яссы, где и был сделан преподавателем философии в Лицее. Пребывая в Яссах, Дугка занимался сочинением о соглашении естественноисторических знаний с богословием, но обвиненный в том, что вводит новое учение, вынужден был представить Константинопольской патриархии свое исповедание веры. Умер он в 1830 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С другой стороны слышится журчание ручья. Идешь туда, думаешь, что он уже близехонько, и, однако, не видишь ничего, кроме поросшей вереском степи и тесных рядов сосен, на ней стоящих. Наконец, на расстоянии полета брошенной палки, берег начинает показывать верхи своих берез. Тогда только, достигнув края степи, видишь между листьев проблеск воды, и если, желая спуститься безопаснее, правой рукой ухватишься за корень одной березы, то левой можешь держаться за верхние ветви другой. Дошедши до самого ручья, видишь над собой только узкую, в несколько саженях ширины полосу неба, а по обеим сторонам непроницаемую ткань листьев и стволов. Ежели после других странствований, между однообразных деревьев, по степи доберешься, наконец, до границы ее, то взорам представится вдруг, как бы по волшебному слову, картина необычайно разнообразная и обширная: ряд озер с зелеными островами, реки, поля и холмы. Изумительно, как много изменений света и мрака здесь можно обнять одним взглядом, от черных елей болотной долины до соснового леса, возвышающегося за ними, и берез, которые в виде венца обхватывают подошву и бедра дальней горы. Все это становится еще прекраснее, когда в летний день солнце, прерываемое облаками, беспрестанно играет оттенками». Такова Финляндия, милые читатели! Любопытно узнать, как досталась России столь прелестная красотами земля. Россия долго владела только теми ее областями, которые были завоеваны Петром Великим, то есть Карелией, Ингерманландией и городами Кексгольм и Выборг. Не один раз после этого Шведские короли покушались вернуть их, но Русские знали ценность своего приобретения, и поэтому все усилия Шведов были напрасны: завоеванные провинции как будто сроднились со своим новым Отечеством, и Швеция мало-помалу начала забывать потерю, как вдруг на ее престол взошел в 1792 году государь, известный в истории многими своими странностями и необдуманной отвагой, с которой он пускался в самые невероятные предприятия: это был Густав IV Адольф. Его отец, Густав III, с самого младенчества воспитывал его, как спартанца .

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУНДТВИГ [дат. Grundtvig] Николай Фредерик Северин (8.09.1783, Удбю, на юге о-ва Зеландия - 2.09.1872, Копенгаген), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель. Род. в семье лютеран. пастора. С 1792 г. учился у приходского священника в Тюрегоде, в 1798-1800 гг.- в классической школе в Орхусе, в 1800-1805 гг.- в Копенгагенском ун-те (специализация - исл. язык). В 1803 г. Г. получил степень бакалавра богословия. Отказавшись от рукоположения в пастора, работал домашним учителем на о-ве Лангеланн. В 1805-1808 гг. Г. опубликовал исследования «О песнях «Эдды»» и «Мифология Севера». Н. Ф. С. Грундтвиг Н. Ф. С. Грундтвиг В 1810 г. перед рукоположением в пастора произнес проповедь на тему «Почему слово Божие исчезло из дома Его?», в к-рой обличил рационализм, уничтоживший чувства и веру человека. В связи с этим консистория пересмотрела решение о его рукоположении, и Г. стал только помощником в приходе отца. С 1813 г. выступал в Копенгагене как свободный проповедник. Он считал, что следует больше внимания обращать на духовный рост человека после крещения и конфирмации . Полагаясь на абсолютный авторитет Библии, Г. подчеркивал, что живым словом, к-рым Бог говорит «сейчас», являются таинства и Апостольский Символ веры в противоположность Свящ. Писанию, к-рое говорило «тогда». С т. зр. Г., христианство, имея личностный характер, не может рассматриваться только применительно к отдельно взятой личности и предполагает соборность. В полной мере этому способствует единение человека со своим народом, осуществляемое с помощью родного языка, мифологии, поэзии, истории и культуры. «Сначала человек, а потом христианин»,- говорил Г. В 1816-1819 гг. он редактировал лит. ж. «Dannevirke». В 1818-1824 гг. перевел и издал «Деяния данов», составленные Саксоном Грамматиком ок. 1218 г. За перевод получил премию от кор. Фредерика IV. В 1821 г. Г. был рукоположен в пастора и назначен по королевскому указу в церковный приход г.

http://pravenc.ru/text/168209.html

Оставшись после смерти отца круглым сиротою, мальчик, с фамилией Виноградов, впоследствии измененную на фамилию: Виноградский, благодаря заботам одного дальнего родственника и участью ректора Московской духовной Академии архимандрита Амвросия, был помещен в Перервинскую семинарию на казенное содержание. – (Очерки жизни арх. Августина, стр. 3). По окончании здесь курса риторики, он перешел в Троицкую семинарию, в которой и окончил курс учения в 1787 году. ( Н. Розанов ч. 3, кн. 2, стр. 2). 20 В 1788 году Алексей Виноградский был назначен учителем высшего грамматического класса в Перервинской семинарии и потом – учителем риторики и поэзии в Троицкой семинарии. В 1792 году занял должность префекта и учителя философии в этой же семинарии. В 1794 году был пострижен в монашество с именем Августина, а в 1795 назначен ректором и преподавателем богословия в Троицкой семинарии. В бытность ректором сей семинарии произведен 21 ноября 1798 года в сан архимандрита. 25 декабря 1801 года назначен ректором Московской духовной Академии. (Розанов ч. 3, кн. 2, стр. 2). 22 В 1909 году, 6 декабря, Государь, во время беседы во дворце с митрополитом Платоном, спросил у него: Доволен ли он своим викарием? – Совершенно доволен, отвечал митрополит и просил Государя оставить Августина при нем, чтобы похоронить его кости. Государь обещал исполнить просьбу митрополита. Но так как в Св. Синоде уже существовало предположение перевести преосвященного Августина сначала в Воронеж, а потом в Нижний-Новгород самостоятельным епископом, то в 1810 году митрополит возобновил свою просьбу к Государю об оставлении при нем Августина. Через тогдашнего Обер-Прокурора Св. Синода князя А. Н. Голицына. Государь ответил митрополиту, что «обращает сей случай в доказательство всегдашнего своего к нему благоволения, и, согласно с желанием его, оставляет преосвященного Августина викарием Московским» (Очерки жизни арх. Августина, стр. 16, 17). 23 Розанов, ч. 3, кн. 1, стр. 281. – Здесь надобно заметить, что митрополит Платон не совсем устранил себя от управления епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

на княжне Понинской и умер 4 октября 1801 г., оставив по себе память «шалуна и повесы не только светлейшего, но и пресветлейшего» (Порошин). Внучата принца Карла Бирена владеют в настоящее время княжеством вартембергским, в прусской Шлезии, и потому зовутся князьями бирен-вартембергскими; а дочь Карла, Луиза (1791–1853) была замужем в России за обер-шенком графом Михаилом Юрьевичем Виельгорским. (Дневнек Берхгольца. 1860, ч. IV. – Обзор главнейших происшествий в России, Ведемейера. 1835, I, 117 и д.; II; III, с. 1–33. – Записки дюка Лиргийского. 1845, с. 122. – Записки Миниха-сына. 1817. – Письма леди Рондо, 1836, с. 46. – Записки кн. Шаховского, 1810, I, 1–56. – Артемий Петрович Волынский, Шишкина, в журнале «Отеч. Записки» I860. – Шлиссельбург, Томилина. 1847, с. 88–89. – История губ. города Ярославля, Троицкого, с. 76. – Записки Нащокина, 1842, с. 77. – Записки о роде князей Голицыных, Серчевского, 1853, 64–74. – Деяния Екатерины II, Колотова, 1811, I, 124–129. –- Записки Порошина, 1844, с. 388, 441, 453. – Список кавалер. росс. орденов, 1814. – Список воен. генералам, 1809. – Российск.родосл. книга, кн. Долгорукого, 1856, ч. III, с. 96. – С.-Пет. Вед. 1730–1740 г. – Камер-фурьерские журналы 1730 гг. – Месяцесловы академические за разные годы XVIII века. – Mémoires du règne de Catherine, la Haye, 1728. – Ebauche pour donner une idée de la forme du gouvernement de l’Empire de Russie. Copenhagen, 1774. – Mémoires de Manstein, 1771. – Anecdotes intéress. de la cour de Russie, Londres, 1792. – Extraits des dépêches des ambassadeurs anglais et français. Berlin, 1858. – Materialien zu der russischen Geschichte, v. Schm. Phiseldek. 1784, II. – Hermann’s Geschichte. Hamburg, 1853, IV и V. – Denkwürdigkeiten des Petersburger Hofes. Leipzig, 1843. – Gothaischer genealogischer Hof-Kalender, за разные годы). Последнее четырехлетие жизни Суворова (1796–1800г.) В России царствовала тогда Екатерина II, увенчанная лаврами долголетних внешних успехов. Отдыхая на этих лаврах, Екатерина, как бы пресыщенная ими, не искала новых, и все участие ее в событиях западной Европы ограничивалось естественным сочувствием к несчастиям Бурбонов и щедротами французским эмигрантам, всюду искавшим себе убежища.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

С этого момента ведет свое начало новая наука – египтология. Тот же Шампольон положил основание египетской грамматике, словарю, истории и мифологии. Второй период в истории науки о Египте, наступивший после смерти Шампольона, характеризуется глубоким падением науки: снова появляются априорные воззрения, воскресают фантастическая идеи и гипотезы. Все, что создано было с таким трудом гениальным Шампольоном и стало уже находить себе признание, теперь было подвергнуто сомнению и даже совершенно отвергалось. К числу противников Шампольона относятся Сальволини, Шпон (1792–1824). Зейффарт (1796–1849), Улеман, акад. Г.Ю. Клапрот (1783–1835) и И.А. Гульянов (1789–1841). Своим возрождением египтология отчасти обязана была Германии. Лепсиус (1810–1884) ввел в науку ясные и точные методы, разделил всю историю Египта на три периода (Древнее, Среднее и Новое Царства), привел в порядок египетский отдел Берлинского музея, а его «Denkmaler aus Aegypten and Aethiopien» навсегда останутся неисчерпаемой сокровищницей для всякого интересующегося древним —80— Египтом. Лепсиус открывает собой третий период в истории научной египтологии, характеризующийся преобладанием описательного момента, собирания фактов без критической обработки их. Типичным представителем этого периода является Генрих Бругш, составивший целый ряд сборников надписей, словарей, справочных изданий и т. д. Это – логически необходимая стадия развития всякой науки: без предварительного внешнего ознакомления с материалом науки, с ее инвентарем немыслимо никакое дальнейшее движение ее. К этой «старой школе» принадлежали многие выдающиеся исследователи, оказавшие науке крупные и существенные услуги. Основным недостатком трудов этих ученых служит убеждение в неподвижности египетской культуры. Критического отношения к источникам не замечалось, и египтологи лишь ощупью наталкивались на правильную дорогу. Следующий, четвертый период отличается господством строго-научных и плодотворных методов исследования, созданных (особенно в области грамматики) берлинским профессором Адольфом Эрманом. Хронологический принцип, тщательность наблюдений и осторожность в выводах проникают во все отрасли науки. В разработку религии и истории те же самые приемы внес великий французский ученый Гастон Масперо. Появились целые школы исследователей, окончательно разработавших научный метод, внесших свет в прежний хаос в сфере языка (Зете, Штейндорф), истории (Бристэд, Эд. Мейер), искусства (Шпигельберг, Жан Капар) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Интерполяция, по мнению Кройманна. 1774 Исправление Кройманна. В рукописи: «и». 1775 Ср.: Ис. 43:19; 65:17; 2 Кор. 5:17. 1776 Ср.: Мал. 3:1;Мф. 11:10. 1777 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Кому предстояло следовать». 1778 Кройманн предполагает здесь лакуну: «различие божеств». 1779 Конъектура Кройманна. В рукописи: « , то не будет удивительным происходящее в соответствии с установлением Творца, чтобы Царствие Божье подтверждалось чем угодно в большей степени, чем завершением в Иоанне Закона и пророков и затем началом ». 1780 Ср.: Ис. 40:3; Лк. 3:4; Мф. 3:3; Мк. 1:3 ; Ин А: 23. 1781 Вставка Кройманна. 1782 См.: Лк. 16:18. 1783 См.: Втор. 24:1. 1784 См.: Мф. 19:8. 1785 См.: Мф. 19:4—6; ср.: Быт. 1:27; 2:24. 1786 Вставка Кройманна. 1787 Исправление Кройманна. В рукописи: «объявляя Отцом Того». 1788 Т. е. сделал их союз нерасторжимым. 1789 См.: Лк. 16:18. 1790 Вставка Кройманна. 1791 Исправление Кройманна. В рукописи: «также». 1792 Ср.: 1 Кор. 6:15. 1793 Исправление Кройманна. В рукописи: «запрещающий». 1794 См.: Втор. 24:1. 1795 См.: Мф. 5:32. 1796 Исправление Кройманна. В рукописи: «женился». 1797 Ср.: Втор. 22:28—29. 1798 См.: Мал. 2:15. 1799 Ср.: Л к. 16:16. 1800 Ср.: Лк. 3:19. 1801 Ср.: Втор. 25:5—6. 1802 Ср.: Лк. 3:20; Мф. 14:3. 1803 Ср:.Мф. 14:10. 1804 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и, конечно, о том, что предшествовало его гибели». 1805 Ср.: Лк. 16:18. 1806 Рукописное чтение: «не в меньшей степени посредством смерти, чем посредством расторжения брака». 1807 Ср.: Лк. 16:22—23. 1808 См.: Лк. 16:29. 1809 Вставка Кройманна. 1810 Ср.: Л к. 16:26. 1811 Ср:.Лк. 16:23. 1812 Обитель блаженных душ в загробном мире, согласно языческим мифам. 1813 Ср.: Быт. 17:4; Рим. 4:17. 1814 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1815 Ср.: Рим. 4:3. 1816 Ср.: Рим. 4:13. 1817 Ср.: Рим. 4:11. 1818 Кройманн считает, что здесь лакуна «мы утверждаем». 1819 Другое понимание: «тогда < уничтожение > станет явным по небесному обетованию». 1820 Вставка Кройманна. 1821 У Осии об этом ничего не говорится, ср.: Ам. 9:6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

В связи с возросшим числом монахов количество келий в Ла-Гранд-Шартрёз было увеличено до 35. С 1636 г. пребывание в статусе доната стало обязательным для конверсов перед прохождением новициата. В 1676 г. обитель Ла-Гранд-Шартрёз вновь полностью сгорела. Ее восстановлением занимался приор Иннокентий Ле Массон (1675-1703), прославившийся борьбой с янсенизмом среди членов ордена К. При нем в 1679 г. были официально отменены «нижние дома» К. В этот период орден стал заниматься пастырской деятельностью и благотворительностью (в Ла-Гранд-Шартрёз бесплатно раздавали нуждающимся еду). С развитием книгопечатания в картузианских обителях вместо скрипториев устраивались типографии. Самыми крупными были типографии в Турне (ныне Бельгия) (с 1606), Ла-Гранд-Шартрёз (ок. 1678), Ла-Коррери (с 1680). 1-я пол. XVIII в. прошла для ордена относительно спокойно (только обитель Картуз-Берёза пострадала во время Северной войны). В 1768 г. были закрыты картузианские обители на территории Венецианской республики. В 1772 г. русские войска А. В. Суворова вновь разорили Картуз-Берёзу. В 1782-1783 гг. имп. Франц II закрыл более 20 обителей К. в Австрии, во Фландрии и в Ломбардии. В 1784 г. 16 испан. общин отделились от ордена К. и образовали самостоятельную конгрегацию. К началу Французской революции (1789-1799) ордену К. принадлежали 137 муж. (считая испанские) и 5 женских обителей, в которых подвизались 2200 К. в сане пресвитера, 1250 монахов-мирян и 150 монахинь. Кон. XVIII - кон. XIX в. С началом революционных событий в обителях К. во Франции проводилась конфискация имущества (декрет от 2 нояб. 1789), а потом они были распущены (декрет от 13 февр. 1790). Приор Никола Альбергати де Жоффруа покинул Ла-Гранд-Шартрёз 17 окт. 1792 г. и переехал в Болонью, где в 1796 г. состоялся генеральный капитул. Затем штаб-квартирой главы ордена стал Рим. После смерти де Жоффруа в 1801 г. и до 1816 г. избирался не приор, а викарий главы ордена. Действующими оставались обители К. в Испании (формально отделившиеся от ордена), 2 - в Португалии, 1 - в Баварии, 1 - в Пруссии, 2 - в Польше, 1 - в Швейцарии. Во Франции функционировала только обитель Валь-Сент-Мари близ Буванта. В Италии обители К. были закрыты с 1810 по 1814 г. В Ла-Гранд-Шартрёз монахи смогли вернуться в 1816 г., но права собственности на землю восстановлены не были (лишь в 1857 государство гарантировало неприкосновенность владений). В течение последующих десятилетий во Франции открылись еще неск. картузианских обителей. В 1821 г. восстановлена женская община в Борегаре (близ Вуарона). С 1837 г. возобновились регулярные собрания генерального капитула. Неск. обителей были восстановлены в Италии, в т. ч. Чертоза близ Павии (в 1843).

http://pravenc.ru/text/1681193.html

Смирнов Никита Алексеевич сын священника села Малого Алексина (владимир. губ.), брат архиепископа Мефодия. Принят в семинарию в 1772 г. По окончании курса поступил на место отца. Известен сочинением: история о достопамятном Флорентийском соборе, собранная из достоверных писателей, а особливо из Сильвестра Сиропула (Спб. 1805). Снегирев Михаил Матвеевич. александровой слободы священников сын. Родился в 1760 г. Поступил учиться в семинарию Троицкую в февраль 1770 г. В 1783 г. из богословского класса перешел в московский университет. В 1786 г. произведен в магистры философии и свободных наук и определен учителем университетской гимназии В 1796 г. экстраординарный профессор философии с университета, в 1810 ордин. профессор церковной истории, в 1817 профессор прав. Скончался в 1820 г. в чине статского советника. О ученых трудах его в словаре Шевырева. Соколов Никита Петрович, вдадимирского уезда, села Крутца пономарев сын. Поступил учиться в Троицкую семинарию 17 апреля 1759 года. В 1767 году быд студентом философии и в ведомостях рекомендован по философии: «обучается весьма благонадежно, по еврейски похвально, по немецки преизрядно, по французски очень благоуспешно». В этом году послан в академию наук. По окончаиии курса в академической гимназии отправлен с Палласом в ученое путешествие для описания России. По возвращении академия наук отправила его в Страсбург где он получил степень доктора медицины. В 1783 г. произведен в адъюнкты академии наук, а в 1787 г. в звание ординарного академика по химии. В 1792 г. в следствие расстроенного здоровья оставил труды при академии и переселился в Калугу, потом в Москву, где скончался в 1795 году. Из трудов его напечатаны: начальные основания химии Еркслебена (перевод, с немец. Спб. 1788.); естественная история Бюффона , которую переводил он вместе с другими 8-ю сотрудниками (10 частей. Спб. 1789); в актах академии напечатаны некоторые из его сочинений на латинском языке; на руском же: о пользе и употреблении можжевельника, о деле молочного сахара, описание приисков земляного угля в калужском наместничестве и о смертности в Калуге.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Литургическое богословие различает два момента поражения диавола: а) первый, основоположный – во время приражения его к Спасителю Богочеловеку и б) второй, продолжающийся – в личном спасении верующих во Христа. а) Господь Иисус Христос уловил начальника злобы богомудрым льщением в воздаяние ему за прельщение прародителей в раю. Не усмотрев Бога в Пригвоздившемся плотию ко кресту 1790 , начальник тьмы сплелся со Христом в борьбе и приразился к Нему, как если бы Он был смертным 1791 . Спаситель же, обложившийся плотью, как бы на скрытой удочке низвлек коварного змия Божественною силою 1792 , пошел на заклание, подобно Агнцу, чтобы избавить людей от волчьего мучительства сатаны 1793 . И каковы были результаты борьбы для диавола? Заушение Господа иудеями – заушало злобу диавола 1794 , обнажение Христово – обнажало диавольскую силу 1795 , узы Спасителя – связывали змия нерешимыми узами и облекали в вечный стыд 1796 . Возвышение Искупителя на крест и пригвождение к нему греха мира низвергло возношения древнего льстеца 1797 , уязвило его и низложило 1798 . Распинаясь, Господь как бы натянул лук и, наподобие стрел, вонзил гвозди Своих рук в скверное и гневливое сердце вражие 1799 . Он пронзил врага – борителя 1800 , разорвал его сети 1801 , разбил челюсти этого мысленного волка и вырвал из его уст Своих словесных овец 1802 . Крепкий вопль Спасителя на древе к Отцу крепко поколебал вражию крепость 1803 , а крестная смерть сотворила как бы мертвым умертвителя и наполнила стыдом 1804 . Тогда поколебалось бесовское множество, побежали полки бесов от страха Божества 1805 , невольно опустилась превознесенная демонская бровь и поникло высокое око 1806 . Воскресение Христово из мертвых невидимо попрало бесовское царство 1807 , низложило сильных с престолов и сокрушило 1808 . У невидимого врага оскудело оружие 1809 , и сам он был связан нерешимыми узами мрака в тартаре и неугасимом огне неисчетно-крепкой силой Спасителя 1810 . Упавший с высоты князь тьмы был ввержен в пропасть ада 1811 , изгнан 1812 , пленен 1813 и посрамлен.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010