Эпоха II-я, по присоединении к российскому престолу Крымского полуострова 1788 год Корсунского единоверческого благословенного общежительного монастыря, Богородицкая, дер. Церковь сия, в которой и священнослужение производилось до 1792 года в Сентябре месяце сгорела. Известно, что монастырь Корсунский первоначально был близ села Знаменки. Сюда же, на левый берег Днепра, где теперь он находится, монастырь перенесен в 1792 году. Главная церковь пятиглавая, каменная, освящена 30 Мая 1803 года. Кроме сей имеются в монастыре особые небольшие церкви: 1-я Преподоб. Михаила епископа Синадского, 2-я Николая Чудотворца, с приделом Св. Иоанна Златоустог о, 3-я Св. Димитрия Солунского. 1790 год Города Алешек, Введенская, дер. Днепр. у. 1791 год Города Феодосии, соборная, Александро-Невская, кам. Обстоятельства, касающиеся сей церкви, примечательны. Она помещается ныне в древнейшей Греческой Николаевской церкви, коея начало неизвестно, и которая оставалась в совершенном запустении. Правительство предлагало исправить ее и отдать для Богослужения Анатольским Грекам, в Феодосии проживающим. А в соборную церковь , с наименованием Александровскою, преобразовать старинную Турецкую мечеть. Предположение это утверждено было Государем, так что по Высочайшей воле, на перестройку мечети феодосийской от строительной экспедиции уже отпущена была и сумма. Между тем в мечети устроен в 1808 году придел во имя Святителя Николая, где соборное Богослужение уже и совершалось. В 1810 году комиссия строительная распорядилась приступить к действительной перестройке мечети; и как в сем случае надлежало некоторые части оной сломать: то велено было придел закрыть, с тем, дабы соборные священнослужители перешли в Греческую Введенскую церковь 6 , и там по очереди с Греками совершали бы Богослужение. Сие впрочем Русским прихожанам, за незнанием ими Греческого языка, не понравилось. Особенно они оставались недовольными в большие церковные праздники; а потому и просили, чтобы вместо Греческой Введенской церкви, отдана была для Российского Богослужения древняя Николаевская Греческая церковь . «Сие тем де удобнее», писали прихожане, «что Анатольцы, будучи в малом числе, легко могут относиться с требами своими в Введенскую Греческую церковь , куда действительно они всегда и ходят». Справедливость этого подтвердил и Феодосийский тогдашний градоначальник Броневский. Почему Платон, архиепископ Екатеринославский, по желанию соборных прихожан, поступить и благословил. Таким образом в 1811 году собор Феодосийский, оставив Введенскую Греческую церковь, переместился в Греческую же Николаевскую, разумеется, после возможной ее поправки. За невыполнением проекта, относительно перестройки мечети, и по ныне сия церковь остается соборною.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Бобровский. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты В 1890 г. в селе Бобровское (ныне рабочий поселок Бобровский Сысертского района) был заложен каменный трехпрестольный храм во имя Архистратига Михаила, с двумя приделами - в честь Богоявления и во имя святой великомученицы Параскевы. Строительство церковного здания было полностью завершено в 1920 г. А уже в 1922 г. большевики реквизировали богослужебные ценности, в 1936 г. году храм закрыли для богослужений. От храма остались только стены, купола и башенные надстройки отсутствуют. Внутри остались кое-где росписи на стенах, да и кованные решетки на окнах. Пол разобран по всей видимости местными жителями. В последнее время обнесен деревянным забором. Состояние аварийное, в некоторых местах начали выпадать кирпичи из кладки. В поселке Бобровском Сысертского района планируется восстановление старого пятипрестольного храма во имя Архангела Михаила. Не московскими меценатами - своими силами. А пока скорбно стоит " без света и пения " полуразрушенный храм в центре поселка, сломанными куполами взывая к небу, и камни его руин вопиют… Святыня превратилась в место поруганных алтарей. А ведь это один из уникальных памятников архитектуры XVIII-XIX веков. И сама точка отсчета времени существования села связана с датой освящения первого Бобровского храма: в 1709 году в селе Бобровском была освящена сельская деревянная церковь, о чем есть упоминание в церковных архивах. Этот деревянный храм сгорел в 1792 году, тогда же был заложен новый храм, каменный, который был построен за один год. В 1799 году заложен придел северной стороны, строительство которого было закончено в 1810 году. В 1849-1854 годах закончен придел с южной стороны. В 1871-1874 годах длина храма увеличена к западу и выстроена четырехъярусная каменная колокольня. Все строительные работы были закончены к 1896 году. Пятипридельный каменный бобровский храм был единственным действующим на окрестные селения: Косулино, Малые Брусяны, Ключи, Фоминку, Черданцево, Токарево, Кадниково.

http://sobory.ru/article/?object=20215

Иона, митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (Василевский Иван Семенович) Родился 18 февраля 1763 года в городе Калуге в семье бедного причетника-иконописца. Первоначально учился в духовном училище при Лаврентиевом Рождественском монастыре близ Калуги, затем в Перервинской духовной семинарии, откуда, как лучший ученик, переведен в лаврскую духовную семинарию, переименованную в Московскую духовную академию. В 1790 году окончил курс духовной академии. 30 января 1792 года назначен священником к Калужской Воскресенской церкви. В 1803 году возведен в сан протоиерея. В 1807 году пострижен в монашество и в том же году возведен в сан архимандрита. С 1808 года – ректор Калужской духовной семинарии и настоятель Перемышльского Свято-Троицкого Лютикова монастыря. В 1810 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург. С 1811 года – инспектор и эконом Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря. 29 марта 1812 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. 22 апреля 1821 года возведен в сан архиепископа Астраханского и Кавказского. 1 октября 1821 года назначен экзархом Грузии, архиепископом Мцхетским. Тифлисским и Карталинским. Состоял членом Святейшего Синода. 22 августа 1828 года возведен в сан митрополита. 5 марта 1832 года уволен от управления Грузинской Церковью. Вызван в Святейший Синод для присутствия и оставался в Санкт-Петербурге до самой смерти. Жил в Александро-Невской лавре. Скончался 22 июня 1849 года на руках своего любимого друга, архиепископа Нафанаила (Савченко, † 1875). Погребен в Александро-Невской лавре в Феодоровской церкви. Детство святителя прошло в убогой нищете. Ему нередко приходилось даже просить милостыню для себя и своей беспомощной и бесприютной бабушки. Рано познав нужду, он привык чутко относиться к людским бедам и горестям и всегда старался оказать нуждавшимся всевозможную помощь. Так, в 1830 году во время холеры в Грузии он с лекарствами самоотверженно посещал больных и исполнял священнические требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Н.Н. Кудрявцев являлся одним из наиболее влиятельных и состоятельных людей в г. Казани и Казанской губернии. В родстве с ним состояли многие известные русские общественные и государственные деятели, литераторы и учёные, в том числе: денщик Императора Петра I, инициатор постройки «Ледяного дома» императрицы Анны Иоанновны, впоследствии - генерал-аншеф А.Д. Татищев (1697 - 1760) (женатый на дочери Н.Н. Кудрявцева - Анастасии-Марии Нефедьевне Кулрявцевой), соратник Императрицы Екатерины II, полководец Семилетней войны 1756 - 1763 гг., Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., командовавший подавлением Пугачёвского восстания (Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.), генерал-аншеф граф П.И. Панин (1721 - 1789) (женатый первым браком на дочери А.Д. Татищева - внучке Н.Н. Кудрявцева Анне Алексеевне Татищевой), крупный деятель русского масонства, издатель П.А. Татищев (1730 - 1810) (внук Н.Н. Кудрявцева - сын его дочери А.-М.Н. Кудрявцевой), участник Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., генерал-майор Н.А. Чирков (1753 - 1806) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева - Елизавете Петровне Татищевой), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Д.В. Давыдов (1784 - 1839) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Софье Николаевне Чирковой), сенатор эпохи Императора Николая I, тайный советник, полковник И.П. Поливанов (1773 - 1848) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Екатерине Николаевне Чирковой), генерал-майор Л.Н. Энгельгардт (1766 - 1836) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева Екатерине Петровне Татищевой), русский поэт и переводчик Е.А. Боратынский (Баратынский) (1800 - 1844) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Анастасии Львовне Энгельгардт), мемуарист и историк Н.В. Путята (1802 - 1877) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Софье Львовне Энгельгардт), поэт, статс-секретарь, тайный советник В.И. Панаев (1792 - 1859) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери его внучки В.Я. Кудрявцевой и и.д. Казанского губернатора А.Я. Жмакина Прасковье Александровне Жмакиной) и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Семен Раич Раич (Амфитеатров) Семен Егорович (1792–1855) – поэт, переводчик, педагог, журналист. Отец, получивший в семинарии фамилию Амфитеатров, и дед были священниками Покровской церкви в селе Высоком Орловской губернии; все пятеро сыновей окончили Севскую семинарию; старший из них – Феодор (1779–1857), принявший монашество с именем Филарет, был ректором севской, уфимской и тобольской семинарий; с 1813 – настоятель Иосифова Волоколамского монастыря; с 1819 – епископ Калужский, с 1837 до конца жизни – митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской лавры, один из крупнейших церковных деятелей и проповедников того времени, доктор богословия. Прославился как выдающийся проповедник и духовный наставник. В 1841 году принял в Киево-Печерской лавре тайную схиму с именем Феодосия. Почитается как местный святой. Семен Амфитеатров в 1810 году окончил Орловскую духовную семинарию, с благодарностью вспоминал впоследствии «отличных преподавателей» риторики и пиитики, называя своими «путеводителями к Парнасу» Гавриила Державина, Ивана Дмитриева. По окончании семинарии решил выйти из духовного звания и поступить в университет, что было не так-то просто. «В мое время, – вспоминал он, – от духовного звания освобождали только неспособность к наукам, неисправимая леность, безнравственность и неизлечимая болезнь». Три первых пункта явно отпадали, освободили «по болезни». Новую жизнь пришлось начинать подканцеляристом в земском суде. Прослужил недолго, став домашним учителем таких же дворянских недорослей Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера, которых в 1811 году родители привезли на экзамены в только что открытый Царскосельский лицей. Семен Амфитеатров в 1812 году приступил к занятиям с девятилетним Федором Тютчевым. Иван Аксаков отмечал в первой его биографии: «К чести родителей Тютчева надобно сказать, что они ничего не щадили для образования своего сына и по десятому его году, немедленно «после французов», пригласили к нему воспитателем Семена Егоровича Раича. Выбор был самый удачный...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Шуя. Храмовый комплекс. Соборы Воскресения Христова и Николая Чудотворца. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1756 и 1832. Адрес: Ивановская обл., Шуйский р-н, г. Шуя, Зелёная пл., 4 Координаты: 56.857477, 41.382861 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Собор Воскресения Христова Собор Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Храмовый комплекс: соборы Воскресенский и Никольский и колокольня.  2-я пол. 18 в. - 1-я треть 19 в., нач. 20 в., пл. Зелёная.    Главный храмовый комплекс Шуи расположен на высоком берегу Тезы, на одной из центральных площадей -бывш. Соборной, и главенствует в панораме города, доминируя в широком окрестном пространстве. Деревянная приходская церковь Воскресения известна здесь с 1629 г.; на ее месте в 1667 г. была сооружена каменная, с 1690 г. она стала соборной. В 1710 г. храм сгорел. В пожаре погиб и зимний собор Николая Чудотворца, известный с нач. 18 в. Формирование существующего комплекса началось с 1756 г., когда у древнего взвоза, на небольшой террасе, укрепленной подпорной стенкой, на месте прежнего был построен зимний Никольский собор. В 1792-98 гг. к югу от него на средства прихожан был заново выстроен летний Воскресенский собор. В 1810 г. еще южнее итальянским архит. Я. Маричелли начато строительство колокольни. Возведенная до третьего яруса, в 1819 г. колокольня рухнула, и дальнейшую работу по ее сооружению (до 1833 г.) проводил крестьянин Владимирского уезда Михаил Саватеев под руководством губернского архит. Петрова. Строительство субсидировал в основном купец Д.В. Корнилов. Он же в 1833 г. пристроил к Никольскому собору северный придел Митрофания Воронежского и западный портик. В 1912-13 гг. Воскресенский собор был расширен: его трапезная сделана двусветной с устройством боковых приделов и высокой трехсветной паперти-притвора на западе. Прежде в соборный комплекс входили также две часовни: Смоленская (сер. 19 в., перестроена в 1876) - рядом с колокольней и Александра Невского (1896) - к юго-западу от колокольни, у рынка; обе ныне утрачены. Все сооружения возведены из кирпича и оштукатурены, детали белокаменные. Храмовый комплекс в стиле классицизма, определивший облик центральной части города.

http://sobory.ru/article/?object=07519

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (19.05.1792, г. Елец Орловского наместничества (Киев ?) - 16.04.1832, Москва), археограф, палеограф, нумизмат, исследователь древнерус. и славянской письменности, член-кор. С.-Петербургской АН (1825). Биография Род. в семье дворянина, надворного советника и полкового лекаря хорватского происхождения Ф. Д. Калайдовича, с 1777 г. жившего в Ельце (согласно надписи на надгробном памятнике К., ученый род. в Киеве - Новые сведения о К. Ф. Калайдовиче//Библиогр. зап. 1892. 5. С. 353-354). К. учился в Елецком народном уч-ще и в Киево-Могилянской академии. В нач. XIX в. семья переехала в Москву, Ф. Д. Калайдович получил место лекаря при Московском университетском благородном пансионе. С 1799 по июль 1807 г. К. «на своем коште» учился в гимназии Московского ун-та, в 1807 г. поступил в Московский ун-т, к-рый окончил в 1810 г. со званием кандидата словесных наук. Интерес к естественным наукам, ботанике, минералогии (в 1810 К. был принят в имп. Московское об-во испытателей природы) сочетался у юноши с увлечением археологией, нумизматикой и лит. творчеством. В 1810-1812 гг. К. преподавал российскую историю и географию в гимназии Московского ун-та (без жалованья), тем же предметам обучал в университетском благородном пансионе. Тогда же начались занятия К. историей и археографией. 19 сент. 1811 г. 19-летнего К. приняли в действительные члены имп. московского Общества истории и древностей российских (ОИДР), в нояб. того же года Об-во одобрило предложенное К. издание памятников древнерус. письменности под общим названием «Русские достопамятности», поручив ему редактирование (прервано в 1812). 14 нояб. 1811 г. К. был избран в члены-сотрудники Общества любителей российской словесности . С 1811 г. ученый публиковал статьи в «Вестнике Европы», «Сыне Отечества», в «Трудах Общества любителей российской словесности». В июле 1812 г. К. с одобрения Н. М. Карамзина вступил в Московское ополчение («Ополчение московской военной силы»).

http://pravenc.ru/text/1319911.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БААДЕР [Нем. Baader] Франц Ксавер фон (27.03.1765, Мюнхен - 23.05.1841, там же), нем. католич. философ, теософ и богослов. Один из крупнейших деятелей нем. романтического движения. Изучал медицину в Ингольштадте и Вене (1781-1784), минералогию и химию в горной академии Фрайбурга (1788-1792). Жил в Англии и Шотландии (1792-1796). В сер. 90-х гг. XVIII в. вместе с Ф. Г. Якоби вел полемику против идеалистической философии И. Г. Фихте и раннего Ф. В. Шеллинга . После назначения в 1799 г. горным советником в Мюнхен стал организатором мюнхенского кружка романтиков, куда вошли Й. Гёррес, Г. Г. Шуберт, Й. Риттер и др. С 1806 г. сблизился с Шеллингом, на к-рого оказал существенное влияние. В 1810-1820 гг. активно участвовал в религиозно-политической жизни Европы: был одним из идейных вдохновителей Свящ. союза, автором проекта создания экуменической христ. академии в С.-Петербурге (совместно с А. Н. Голицыным и А. С. Стурдзой). С 1826 г. в качестве профессора философии и спекулятивной теологии Мюнхенского ун-та читал курсы лекций по философии религии, психологии, антропологии; издавал совместно с Гёрресом ж. «Эос», ориентированный на идеалы Реставрации. Круг идейных интересов Б. чрезвычайно широк; в его сочинениях воплотились синтетические устремления позднеромантической мысли. Основная интенция его творчества - поиск путей синтеза естественно-научного, философского и религ. мировоззрений на основе теистического и персоналистического толкования действительности; категориальные средства Б. активно черпал из неоплатонической традиции, томизма , средневек. и новоевроп. мистики (Майстер Экхарт , И. Таулер , Г. Сузо, Я. Бёме ), теософии XVIII в. (Ф. Этингер, Э. Сведенборг , Л. К. де Сен-Мартен). Наследие Б., разнообразное по тематике, не содержит законченной философской системы (симптоматично название наиболее крупного из законченных сочинений Б.- «Fermenta cognitionis»), но группируется в ряд проблемных комплексов и образует сложный контрапункт неск. мотивов, проходящих через все его сочинения.

http://pravenc.ru/text/77272.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУНДТВИГ [дат. Grundtvig] Николай Фредерик Северин (8.09.1783, Удбю, на юге о-ва Зеландия - 2.09.1872, Копенгаген), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель. Род. в семье лютеран. пастора. С 1792 г. учился у приходского священника в Тюрегоде, в 1798-1800 гг.- в классической школе в Орхусе, в 1800-1805 гг.- в Копенгагенском ун-те (специализация - исл. язык). В 1803 г. Г. получил степень бакалавра богословия. Отказавшись от рукоположения в пастора, работал домашним учителем на о-ве Лангеланн. В 1805-1808 гг. Г. опубликовал исследования «О песнях «Эдды»» и «Мифология Севера». Н. Ф. С. Грундтвиг Н. Ф. С. Грундтвиг В 1810 г. перед рукоположением в пастора произнес проповедь на тему «Почему слово Божие исчезло из дома Его?», в к-рой обличил рационализм, уничтоживший чувства и веру человека. В связи с этим консистория пересмотрела решение о его рукоположении, и Г. стал только помощником в приходе отца. С 1813 г. выступал в Копенгагене как свободный проповедник. Он считал, что следует больше внимания обращать на духовный рост человека после крещения и конфирмации . Полагаясь на абсолютный авторитет Библии, Г. подчеркивал, что живым словом, к-рым Бог говорит «сейчас», являются таинства и Апостольский Символ веры в противоположность Свящ. Писанию, к-рое говорило «тогда». С т. зр. Г., христианство, имея личностный характер, не может рассматриваться только применительно к отдельно взятой личности и предполагает соборность. В полной мере этому способствует единение человека со своим народом, осуществляемое с помощью родного языка, мифологии, поэзии, истории и культуры. «Сначала человек, а потом христианин»,- говорил Г. В 1816-1819 гг. он редактировал лит. ж. «Dannevirke». В 1818-1824 гг. перевел и издал «Деяния данов», составленные Саксоном Грамматиком ок. 1218 г. За перевод получил премию от кор. Фредерика IV. В 1821 г. Г. был рукоположен в пастора и назначен по королевскому указу в церковный приход г.

http://pravenc.ru/text/168209.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (18.07.1792, с. Сторожевая Слобода (Полебино) Данковского у. Рязанской губ.- 5.09.1860, там же), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор. Родился в семье коллежского советника, уездного предводителя дворянства Дмитрия Степановича Нечаева и Анны Ивановны Нечаевой (урожд. Сиверс). Получил домашнее образование, в 1810 г. аттестован Московским ун-том. 16 янв. 1811 г. принят на службу в Коллегию иностранных дел актуариусом. С 1 апр. 1811 г. Н. состоял при канцелярии рижского военного губернатора кн. Д. И. Лобанова-Ростовского; с 23 янв. 1812 г. переводчик, участвовал в формировании резервных войск во Владимире и Арзамасе; 12 дек. 1812 г. возвратился в Коллегию иностранных дел «с одобрением ревностной службы». 8 июля 1814 г. баллотировался на должность директора гимназии, но не был избран советом Московского ун-та, 8 окт. 1814 г. уволился из Коллегии. 17 окт. 1814 г. Н. перешел в ведомство народного просвещения, был назначен почетным смотрителем уч-щ Скопинского у. Рязанской губ. С 18 сент. 1817 г. директор уч-щ Тульской губ., организовал в Туле ланкастерскую школу (на 125 детей), 4 пансиона (2 - для девочек и 2 - для мальчиков; на 120 чел.), способствовал открытию частных школ. В 1821 г. тульские дворяне, в т. ч. Н. (т. н. нечаевский кружок), попытались начать издание еженедельной газ. «Тульские ведомости», но проект издания не был поддержан в столице. Н. пользовался признанием как воспитатель и педагог, издатель ж. «Телескоп» Н. И. Надеждин, сын священника Зарайского у. Рязанской губ., свидетельствовал, что Н. способствовал его духовному становлению. В 1817 г. Н. организовал в своей усадьбе 1-й музей, посвященный Куликовской битве, в к-ром были собраны предметы, найденные местными крестьянами при распашке: панцири, кольчуги, шлемы, мечи, копья, наконечники стрел, наперсные кресты, иконы-складни. В создании музея помогали Н. М. Карамзин и М. П. Погодин . Имп. Александр I Павлович одобрил сооружение памятника вел. кн. св. Димитрию Иоанновичу Донскому на Куликовом поле, над проектом начал работать скульптор И. П. Мартос (Письмо из Тулы. 1820. С. 149). 27 авг. 1824 г. подписан Высочайший рескрипт о сооружении на Куликовом поле храма и инвалидного дома для воинов (Отечественные известия. 1825. С. 377). Начат сбор пожертвований на монумент в память павших на Куликовом поле, в 1850 г. возведен гранитный обелиск по проекту А. П. Брюллова.

http://pravenc.ru/text/2565178.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010