Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Пономарёв Петр Николаевич; 4.10.1749, дер. Александрова Дмитровского у. Московской губ.- 19.03.1806, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона. 10 янв. 1760 г. поступил в семинарию при Троице-Сергиевой лавре , ректором к-рой являлся архим. Гавриил (Петров) ; получил фамилию Пономарёв. В 1768 г. был направлен в Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно троицкий архим. Платон (Левшин) , благоволивший к Пономарёву, разрешил ему вместе с другом А. Войновым изучать французский, немецкий и итальянский языки в Московском ун-те, а также в течение 4 лет слушать при нем курс философии и риторики «для пользы своей». По отзыву преподавателя ун-та С. Иванова, «немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы» ( Смирнов. 1867. С. 351). В 1772 г. по окончании курса в академии и ун-те Пономарёв вернулся в лаврскую семинарию и был оставлен учителем франц. и нем. языков. В июне 1775 г. по настоянию архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) принял монашеский постриг с именем Павел, рукоположен во диакона, затем во иерея и 28 авг. того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1779 г. преподаватель истории. Под рук. архиеп. Платона П. составил «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (1782). Также в это время он занимался переводами с франц. языка. В 1782 г. по ходатайству митр. Платона П. был назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря . Служил цензором духовных сочинений, представляемых в Синод или в Московскую синодальную контору. Рекомендовал к печати переведенные студентами «Священные размышления Иоанна Герарда», «Образ жития Енохова» (1784), «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с волею Божию» (1784), «Стихотворческое изъяснение на Екклезиаста», «Христианин, воин Христов» Эразма Роттердамского и др. В 1784-1785 гг. П. одобрил соч. «Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием» (М., 1785) архим. Аполлоса (Байбакова) (см. подробнее: Смирнов. 1855. С. 323-324).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

Енисейск. Спасо-Преображенский монастырь. Храмы и скит монастыря: Собор Спаса Преображения Церковь Захарии и Елисаветы Скит Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Енисейска — старейший монастырь Красноярской митрополии. Основан не позднее 1642 г. на месте молитвенных подвигов инока Тимофея Иванова (1592 г.). Во владении монастыря были вотчины, солеваренный завод, мельницы, всесословное духовное училище. Летопись монастыря велась с 1804 г., библиотека насчитывала 300 книг. В 1920-х гг. монастырь был закрыт и подвергся разграблению, в 1937-1938 гг. на его территории происходили массовые расстрелы. В 1990 г. в обители началось возрождение монашеской жизни. К настоящему времени полностью восстановлены главный храм и братский корпус, продолжаются реставрационно-восстановительные работы. Источник: официальный сайт Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru/db/text/2468346.html Спасский мужской монастырь был основан в 1642 г. (по другим, менее достоверным сведениям, – в 1593 г.) к юго-западу от Енисейского острога, у дороги, ведущей в Маковский острог, на краю подступающей с запада невысокой, но крутой террасы. Первоначально все монастырские постройки были деревянными. В середине 18 в. на месте сгоревшей соборной церкви был построен Спасский собор с двумя приделами, трапезной и колокольней. Сложные, многоугольные очертания территории монастыря, огороженной деревянным заплотом, определялись направлением двух изогнутых лучевых улиц, расходящихся от центра города. Территория делилась на переднюю (восточную) и заднюю (западную) половины. В 1785-1796 г.г. к востоку от собора, на самом краю террасы, были выстроены каменные ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы. В 1789-1806 г.г. возводится каменная ограда, охватившая полукольцом переднюю часть монастырской территории. В 1794-1796 г.г. к северу от собора, в линии ограды, выстроен каменный настоятельский корпус. В 1803 г. ростроен каменный корпус братских келий, к западу от собора. Наконец, в 1805-1808 г.г. «усердием енисейского купца Ивана Волкова» к собору пристроен с юга третий, Ильинский придел. Создание каменного монастырского ансамбля совпало по времени с регулярной перепланировкой города. Надвратная церковь, собор и братский корпус образовали продольную ось ансамбля (с несколько смещенным к северу восточным окончанием), совпадающую с направлением продольной Ручейной ул. (ныне ул. Фефелова), упиравшейся в монастырские ворота; здесь перед воротами, возникла сенная площадь.

http://sobory.ru/article/?object=15135

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Григорий V (Ангелопулос), патриарх К-польский (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746, Димицана - 10.04.1821, К-поль), сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.), патриарх К-польский (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821). В 1765-1767 гг. обучался в Афинах у известного педагога Димитрия Водаса, в 1767 г. прибыл в Смирну к своему дяде иером. Мелетию, экклисиарху храма св. Георгия, и посещал Евангелическую школу. Через нек-рое время он отправился на Строфадские о-ва и принял монашеский постриг в одном из мон-рей. Образование Г. продолжал на Патмосе, слушал лекции по богословию у дидаскала Даниила Керамевса. По окончании учения Г. был вызван в Смирну митр. Прокопием и стал служить у него архидиаконом, затем исполнял должность протосинкелла. Здесь в 1783 г. он сделал перевод на новогреч. язык слов свт. Иоанна Златоуста о священстве. В 1785 г. митр. Прокопий стал К-польским патриархом, а его преемником по Смирнской кафедре был назначен Г. За 13 лет управления Смирнской митрополией он ревностно занимался проповедью слова Божия, восстановил неск. храмов, в т. ч. митрополичий собор во имя св. Фотинии, защищал смирнское духовенство от сборщиков хараджа. Он особенно заботился о народных школах, учреждая новые и поддерживая старые, в частности Евангелическую школу, помогал бедным ученикам и учителям. Г. дважды исполнял обязанности члена Синода (в 1793 и 1797). Во время 2-го пребывания в Синоде он был избран на К-польский Патриарший престол. В первое Патриаршество (9 мая 1797 - 18 дек. 1798) Г. старался обеспечить народу безопасность и спокойствие, направить его свободолюбивые стремления к реальным целям по возможности без ущерба для его гражданского положения в данных условиях. Он издал синодальный томос, запрещавший рукополагать во епископский сан лиц, состоявших ранее в браке и имевших детей. При нем был построен новый патриарший дом. Патриарх принимал меры к разрешению споров мон-рей, в частности писал монахам Афона, что они не имеют права без его ведома ни продавать, ни покупать монастырских владений. Г. восстановил греч. типографию при Патриархии; книги стали печататься под непосредственным надзором патриарха, вел. драгомана, 2 архиереев и 2 мирян.

http://pravenc.ru/text/166699.html

Митр. Ираклий (Лисовский). Гравюра из кн.: Батюшков П. Н. Холмская Русь. 1885 г. Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734, мест. Ушачи Полоцкого воеводства, Речь Посполитая (ныне поселок Витебской обл., Белоруссия) - 30.08.1809, г. Орша Могилёвской губ. (ныне Витебская обл., Белоруссия)), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), униат. митр. Киевский и Галицкий (с 1806). Род. в обедневшей семье белорус. шляхтичей, принадлежавших к дворянскому роду Одровонж-Лисовских. Был крещен в католич. Церкви по лат. обряду, но с детства посещал униат. церковь в родном городе, которую окормляли монахи ордена василиан . По окончании начальной школы в Ушачах принял решение вступить в братию василианского монастыря при Софийском соборе в Полоцке; в монастырской школе изучал философию и богословие. Там Л. был пострижен в монашество с наречением имени Ираклий. Вскоре по рукоположении в сан пресвитера стал игуменом полоцкого Софийского мон-ря, затем настоятелем василианского Покровского мон-ря в Орше, с 1778 г. был архимандритом Онуфриевского мон-ря в с. Онуфриеве (Онуфрево) Могилёвской губ. (ныне дер. Селец Могилёвской обл., Белоруссия). В 1780 г. после избрания Полоцкого архиеп. Иасона Смогоржевского униат. митрополитом Киевским Л. вошел в состав консистории Полоцкого униатского архиепископства, стал управляющим делами архиепископства. С 1782 г. исполнял обязанности протоигумена Белорусской провинции василиан, включавшей ок. 20 монастырей. В 1784 г. с одобрения имп. Екатерины II Алексеевны митр. И. Смогоржевский назначил Л. на Полоцкую кафедру. 7 апр. того же года униат. Пинский еп. Гедеон Горбацкий в сослужении католич. Могилёвского архиеп. Станислава Богуша-Сестренцевича совершил епископское рукоположение Л. В 1785 г. Л. подчинил своей юрисдикции василианские мон-ри в епархии. Управляя Полоцким архиеп-ством, Л. стремился очистить греко-католич. богослужение от элементов латинизации, которая активно проводилась в униат. Церкви после Замойского Собора, состоявшегося в 1720 г. при митр. Льве Кишке . Л. приветствовал восстановление в храмах иконостасов, использование за богослужением правосл. книг, ношение облачений византийского, а не лат. обряда, а также разрешал униат. духовенству отпускать бороды.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

Михаил, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский (Десницкий Матфей Михайлович) Родился 8 ноября 1762 года в селе Топорково Богородицкого уезда Московской губернии в семье пономаря. В день своего крещения он лишился отца. При поддержке митрополита Платона (Левшина , † 1812) окончил Троицкую духовную семинарию, изучал языки в Филологической семинарии, слушал курс в университете и изучал богословские науки в Московской духовной академии. В 1785 году рукоположен во священника и служил в церкви Иоанна Воина в Москве. В 1796 году переведен в придворную церковь Зимнего Дворца. В 1799 году, овдовев, пострижен в монашество и назначен придворным иеромонахом. 6 декабря 1799 года возведен в сан архимандрита Юрьева монастыря и назначен законоучителем в сухопутный шляхетский корпус. 20 июня 1802 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 18 декабря 1803 года переведен епископом Черниговским и Нежинским. 18 ноября 1806 года возведен в сан архиепископа. В 1813 году вызван в Санкт-Петербург. С 30 августа 1814 года – член Святейшего Синода. С 15 февраля 1815 года по 7 февраля 1816 года управлял Псковской епархией, оставаясь архиепископом Черниговским. С 26 марта 1818 года – митрополит Санкт-Петербургский, а с 25 июня того же года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, архимандрит Александро-Невской лавры. Скончался 24 марта 1821 года. Погребен в Александро-Невской лавре, в церкви Святого Духа. Преосвященный Михаил начал свой путь с деятельности приходского священника. Уже тогда он был известен как человек благочестивый. Он заботился о своем приходе, о своей пастве, отличался особой ревностью к проповеданию слова Божия. Проповеди говорил языком, доступным для прихожан. Причем, надо сказать, речь его отличалась силой слова, он был наделен даром импровизации. Он сам рассказывал, что этот дар слова как река тек в период его священства в Москве. Однажды его проповедь слышал император Павел, который затем и способствовал возведению Михаила в архиерейский сан. Однако с назначением его на Черниговскую кафедру преосвященный Михаил лишился своего богатого дара и уже не мог говорить проповеди так свободно и без приготовления, как прежде. Но Господь для пользы его паствы, а может и для него самого, отверз уста его. При первом же служении в Санкт-Петербурге он почувствовал в себе желание сказать поучение к пастве и духовенству и, открыв уста свои, начал говорить. И снова слова потекли рекой, дар импровизации был возвращен святителю. С тех пор он каждое воскресенье без всякой подготовки говорил глубокие проповеди. Он был в эту эпоху как труба – слово Божие через него сообщалось для питания и просвещения душ алчущих. Однако, когда об этих истинах пытались говорить с ним вне церкви, то он как бы не понимал их.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел, архиепископ Ярославский и Ростовский (Пономарев Петр) Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона. 10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию. В 1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии. В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина , † 1812), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. С 1779 года – преподаватель истории. С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. С 27 ноября 1783 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. С 13 октября 1785 года – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 14 января 1786 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. С 1792 года – член Святейшего Синода. 12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. С 26 октября 1798 года – епископ Тверской и Кашинский. 15 мая 1799 года возведен в сан архиепископа. С 26 декабря 1799 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. Скончался 19 марта 1806 года. Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле. Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и с разрешения митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Симферополь. Церковь Константина и Елены. Церковь Святых равноапостольных Константина и Елены Карта и ближайшие объекты В 1785г. командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом и устроил в нём полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены, которая по праву считается первым православным храмом Симферополя.ьВо время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II в мае 1787г. посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви. С середины XIX в.церковь становится домовой, а с 1914г. снова полковой. В 20-е годы XX в. церковь закрыли.  В 2001г. здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение. Первый памятник, установленный в Симферополе в честь екатерининского военачальника князя Василия Михайловича Долгорукого (1722—1782), армия которого в 1771 году овладела Крымом. В 1783 году Крым окончательно был присоединен к России. Главный город будущей Таврической области решили строить рядом с татарским поселением Ак-Мечеть, где расквартировались русские войска. Православных храмов в Ак-Мечети не было, поэтому в 1785 году командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом, хозяин которого уехал в Турцию, и устроил в нем полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены. Она находилась на границе средневекового поселения Ак-Мечеть и нового города Симферополя. После ухода из Ак-Мечети русских войск церковь на некоторое время опустела. В 1786 году правитель Таврической области В. В. Каховский распорядился установить в церкви иконостас и возобновить богослужение. Но город рос, число христиан увеличивалось, они уже не могли уместиться в маленьком храме. Во время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II 26 мая 1787 года посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви. Пораженная ее бедностью и простотой, императрица выразила желание видеть в губернском городе «приличный храм соборный» и пообещала подарить церковную утварь и ризницу. Однако еще почти двадцать лет православные жители Симферополя приходили в маленькую старую церковь. Они обращались к Новороссийскому архиепископу Афанасию с просьбой разрешить строительство нового храма в их городе. Но новая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла появилась только в 1806 году.

http://sobory.ru/article/?object=08803

Теряево. Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь. Церковь Богоявления Господня в трапезном корпусе. Богоявленская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня , Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:Между 1504 и 1506. В 1682 одна глава заменена пятиглавием с кокошниками. Архитектор:Трофим Игнатьев Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский район, с. Теряево, на территории Иосифо-Волоцкого монастыря Координаты: 56.171919, 36.099401 Проезд:От ж. д. ст. Волоколамск (Рижское направление) авт. 31 до ост. Валуйки, далее на север 1 км до монастыря; или от ж. д. ст. Чисмена (Рижское направление) авт. 23 до ост. Теряево (конечная), далее 1 км на запад до монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми. Церковь строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа. Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля – свод её опирается на один срединный столп. При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви. В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада. http://www.iosif-vm.ru/monastery/architecture Трапезная палата с Богоявленской церковью - одна из старейших монастырских построек со сложной строительной историей. Кирпичное здание на подклете состоит из маленькой бесстолпной церкви, перекрытой коробовым сводом, и обширной палаты, крестовые вспарушенные своды который опираются на центральный столб. Одноглавый храм Богоявления был выстроен в 1504 году на средства князя Семёна Ивановича Бельского и Бориса Васильевича Кутузова (ум. 1501). Его скромная трапезная заново перестраивалась с частичным использованием стен прежнего здания в 1530 году на средства архиепископа Новгородского Феодосия (1491-1563). В конце 17 века при реконструкции монастырского ансамбля верх храма переделан в соответствии с формами завершения вновь выстроенной надвратной церкви. Древняя глава и закомары уступили место ярусам мелких кокошников, увенчанных декораивным пятиглавием. Работа производилась зодчим Трофимом Игнатьевым (кон. 17 в. - нач. 18 в.). Одновременно были расширены окна, обрамлённые богатыми наличниками. Они уничтожены при последующей растёске проёмов в 18 и 19 веках. В конце 19 века к трапезной с западной стороны примкнула трёхэтажная пристройка.

http://sobory.ru/article/?object=14091

Юнаковка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Николаевская церковь В архитектуре церкви сильно влияние собора Вознесения Господня (1782-1788) в Софии. Подробнее см.: А.В. Чекмарёв. Влияние царскосельской Софии на архитектуру усадебных церквей //МАРХИ. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 8-12 апреля 2013 г. Москва, МАРХИ, 2013. С. 133-135. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В каком именно году сооружена была в Юнаковке первая церковь - неизвестно. В руках преосвященного Филарета были документы, удостоверяющие, что в 1709 г. был уже храм в Юнаковке во имя Святителя Николая Чудотворца. По описи, составленной в 1785 г., видно, что церковь была большая, деревянная, однопрестольная, пятиглавая, с пристройками с восточной, южной, северной и западной стороны, придававшими ей крестообразную форму. Все пять глав на главном здании храма были взлащены. Колокольня деревянная стояла отдельно. На ней 6 колоколов, из коих больший весил 106 пудов. От старой церкви до сих пор сохранилось два киота и, как редкий остаток старины, - оловянная чаша. Первая юнаковская церковь существовала до 1793 г. В этом году по прошению разрешено было деревянную церковь за ветхостью снять и заложить на том месте новую каменную с тремя престолами: во имя Св.Чудотворца Николая, Архистратига Михаила и в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Престол Рождества Богородицы средний и главный, а потому и самая церковь с той поры начинает именоваться «Рождество-Богородицкая». Этот огромный величественный храм строился единственно благотворениями прихожан, без всякой сторонней помощи 13 лет и окончен в 1806 г. В 1823 г. была снята старая колокольня и сооружена нынешняя попечением священника Корнилия Краснокутского, пожертвовавшего на это собственных 10 тыс. рублей. Окончательно отделана колокольня была только в 1827 г. старанием священника (потом протоиерея) Василия Максимовича Никольского. На колокольне был большой колокол весом 206 пудов, на нем надпись: «Колокол сей сделан старанием и попечением благочинного протоиерея В. Никольского в 1857 году».

http://sobory.ru/article/?object=45382

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИЛЯРДИ Жилярди [Джиларди; итал. Gilardi] Дементий Иванович [Доменико] (4.06.1785, Монтаньола, близ Лугано - 26.02.1845, Милан), архит. 1-й трети XIX в., работавший в России. Один из главных создателей в 10-30-х гг. XIX в. стиля московский ампир, господствовавшего в архитектуре не только города, но и окрестных усадеб. Ж. принадлежал к известной творческой династии уроженцев кантона Тичино (Тессин) на юге Швейцарии и был наиболее одаренным и успешно реализовавшим себя ее представителем. Помимо него в России с 80-х гг. XVIII до сер. XIX в. работали еще 7 членов этой семьи, оставивших заметный след в истории московской архитектуры. В 11-летнем возрасте Ж. вместе с матерью переехал к отцу, И. Д. Жилярди, жившему в Москве с 1787 г. и состоявшему с 1799 г. архитектором Воспитательного дома. В 1799 г. Ж. был отправлен учиться рисованию и живописи в С.-Петербург, где брал уроки у итальянцев Дж. Феррари, А. Порта и К. Скотти. В кон. 1803 г. уехал в Италию, с лета 1804 г. жил в Милане, продолжая обучение в Академии искусств, где спустя год принял решение стать архитектором. На его творчество повлиял сложившийся в Италии стиль ампир, отличавшийся от французского легкостью постройки и ориентацией не столько на монументальное величие имп. Рима, сколько на рафинированные образцы греческой классики и палладианства. Основные принципы стиля и конкретные приемы Ж. заимствовал из произведений Л. Каньолы и Дж. А. Антолини. После завершения обучения в 1806 г. он задержался в Италии, где не только ознакомился с достопримечательностями, но и попробовал себя в качестве архитектора. Ж. принадлежит проект входной лестницы Палаццо Реале в Нов. Прокурациях в Венеции (1809, в сотрудничестве с Дж. Меццани). В 1810 г. Ж. вернулся в Москву, где в нач. 1811 г. был определен помощником отца в ведомство Воспитательного дома. Д. Жильярди. Литграфия М. Д. Быковского. 1-я четв. XIX в. (ГПИБ) Д. Жильярди. Литграфия М.

http://pravenc.ru/text/182307.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010