В «Новом словотолкователе» слова характер и характеристический определяются таким образом: «Характеристический или карактеристический, карактерный, гр. Качественный, свойство, качество, какого лица или вещи знаменующий, изъявляющий. Характеристические или отличительные знаки какой-либо вещи: под сим выражением разумеется то, по чему одна вещь познается и от другой различается. Характер, Характир или Карактер, гр. 1) Нрав, отличительное свойство, расположение, склонность, качество, душевное свойство человека. 2) Начертание, буква, знак, написанный или вырезанный. 3) Наружное достоинство, чин, сан, титул. 4) Признак, примета, которая одну вещь от других того же рода отличает. 5) У гравировальщиков: ясность, видность как в мускулах, так и в обрисовке. 6) Значит также почерк чьей-нибудь руки» (Н. Яновский 1806, ч. 3, с. 1082). Заметка ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись на трех листках, озаглавленная: «Слово ”характер“ у Карамзина». Кроме того в архиве есть две выписки включенные в настоящую публикацию: одна – из Предисловия Карамзина к переводу трагедии Шекспира «Юлии Цезарь» (1787), другая – из письма А. А. Петрова к Н. М. Карамзину от 11 июня 1785 г. Заметка печатается по рукописи с внесением отдельных уточнении и поправок. Сведения о слове характер встречаются и в других работах В. В. Виноградова . Так, в «Очерках», характеризуя неустойчивость литературно-книжных стилей в языке середины XIX в., читаем: «Для изучения колебаний в книжной и разговорной речи 30–40-х годов дает кое-какие данные книга ”Справочное место русского слова“ (изд. 1839 и 1849 гг.) – нечто вроде сборных ходячих стилистических ошибок». Так, см. в пункте 3: «Констатируется колебание старых норм синтактики и фразеологии, влияние на них разговорной речи. Например: ”Лекарство. Не должно говорить: лекарство против чахотки, против кашля; говори: лекарство от чахотки, от кашля“ (54). ”Отвращение. Когда речь идет о предметах одушевленных, это слово употребляется с предлогом от; когда о неодушевленных, то надо писать отвращение к (этой физиономии)“ (78). «”Форма. Часто говорят неправильно: эта бумага для про-формы; слово про (латинское pro) значит для, следовательно, должно говорить просто: эта бумага для формы, т. е. для соблюдения формы“. ”Характер. Часто говорят: человек с характером, или в этом деле вы показали много характера. Должно говорить: с твердым характером, много твердости характера”» (см. Очерки, с. 314).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Оттон Андреевич, подполковник, рождение 1785 † 1822 Лудовик Андреевич, статский советник, бывший волынский вице-губернатор; рождение 7 мая 1786; женат на Шавкиной Александр Андреевич, подполковник; рождение 1790 Август Андреевич Юлия Андреевна, за Блау Фредерика Андреевна, за фон-дер-Вейде КОЛЕНО VI: Лудвиг Иванович, рождение 15 июля 1832 Рейнгольд Иванович, рождение 18 июня 1834 Анна Ивановна Александр Лудвигович, рождение 28 апреля 1818 Владимир Лудвигович, рождение 8 февраля 1820 Лудвиг Лудвигович, рождение 7 марта 1821 Андрей Лудвигович, рождение 24 декабря 1823 Леонид Лудвигович, рождение 30 марта 1825 Платон Лудвигович, рождение 18 января 1829 Мария Лудвиговна Анна Лудвиговна Андрей Иванович 5) находился, при Екатерине Великой, генерал-поручиком и эстляндским губернатором; при Императоре Павле был в той же должности, с переименованием в тайные советники. Карл Романович Врангель служил, при Императоре Павле, генералом от инфантерии. Генрих-Вильгельм Врангель, живший в первой половине одиннадцатого века, имел от брака с Христиною-Еленою Дельвиг, сына (рождение 1737 † 1780), женатого на Варваре-Шарлотте Криднер. У них были: сын и две дочери: 1) Гедвига-Варвара (рождение 1758 † 1838) была за Бернгардом-Вильгельмом Врангелем; 2) Юлия-Вильгельмина была за Готгардтом-Иоанном Гельфрейхом; 3) Пётр (рождение 15 апреля 1760 † 1807), артиллерии майор, от брака с Доротеею-Маргаритою-Варварою Фрейман (рождение 1768 † 10 октября 1806), оставил 2 сыновей и 3 дочерей: а) Елисавету Петровну (рождение 1795 † 1818); б) Юлию Петровну (рождение 1797 † 1810); в) Шарлотту Петровну, за Готгардтом-Генрихом-Теодором Коскулем; г) Фердинанда Петровича, (рождение 18 февраля 1796); бывшего правителем российских северо-американских колоний, ныне вице-адмирала и управляющего морским министерством; женатого на баронессе Елисавете Россильон; у них сын Пётр (рождение 13 ноября 1831); д) Егора Петровича, генерал-лейтенанта, кавалера белого орла и попечителя виленского учебного округа (рождение 13 февраля 1803), женатого на Каролине Швебс; у них сын Фёдор Егорович (рождение 5 марта 1840) и четыре дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Н. Зиновьев не сообщает. Впрочем, в этом журнале отсутствуют все материалы, касающиеся 1789 г. Он обрывается на записи от 7 ноября 1788 г. из Немура (далее в публикации следует отрывок дневника В. Н. Зиновьева за 1790 г., рассказывающий о жизни в Санкт-Петербурге). Ничего не говорится о встрече с Карамзиным и в позднейших (1806 г.) воспоминаниях В. Н. Зиновьева, где рассказывается о возвращении в Россию, но не из Италии (как указано в «Письмах русского путешественника», а вслед за ними и Ю. М. Лотманом), а из Франции и Швейцарии через Германию вместе с семейством Кошелевых. Кстати сказать, в Цюрихе русские путешественники посетили Лафатера, которого «застали заваленного бумагами в его кабинете и весьма зahяmoro».[lxxviii] 10 (?) августа 1789 г. в этот же кабинет вошел Путешественник и также не был сразу принят Лафатером, который, сославшись на занятость, оставил его на некоторое время одного «разбирать физиогномические рисунки». Затем Лафатер «повел» Путешественника в «собрание цирихских ученых, к профессору Брейтингеру, где рекомендовал хозяину и гостям как своего npuяmeля»[lxxix]. Путешественник к этому времени уже был знаком с Лафатером по переписке (Карамзин вступил в переписку с Лафатером в 1786 г.) и по дороге в Лейпциг (письмо из Мейсена от 13 июля) цитировал своему спутнику - «прагскому студенту» одно из писем цюрихского мыcлumeля[lxxx]. Кроме того, В. Н. Зиновьев никак не мог «путешествовать по Италии с Сен-Мартеном». Второй раз (первый раз он был в Италии дипломатическим курьером в 1774 г.) он отправился, согласно журналу путешествия, в Венецию из Вены через Триест и прибыл туда 5 ноября 1784 г., а 19 (8) декабря того же года приехал в Лион, «чтобы просветить себя»: в письме упоминаются глава лионской ложи, «выдающийся мacoh»[lxxxi] Ж.-Б. Виллермоз и др., но не Ceh-Mapmeh.[lxxxii] Затем в письме из Парижа от 9 января 1786 г. В. Н. Зиновьев сообщал C. Р. Воронцову, что «благополучно пробыл в Лионе две недели». Сюда он приехал, вероятно, из Пармы, где был в сентябре 1785 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

1783 См. Ribot Th. L " évolution des idées genérales. Рус. пер. 1898, стр. 272. Возможность существования различных форм причинности Ribot считает (указывая на Вундта) «секретом будущего». 1785 Срав. Е. König. Die Entwickelung des Causalproblems in der Philosophie seit Kant. (2 ч. Theil) S. 408. (1890). Также R. Eisler Wunuts Philosophie… 1902. S. 123. Lachelier, Theorie de la connaissance… p. 36. 1796 Интересно отметить тот факт, что Е. König в своем «W. Vundt als Ph. u Ps.» не придал принципу цели того значения для теории познания, какое приписывает ему сам Вундт. König, как видно из его изложения, считает более удобным говорить о цели не в теории познания, а в применениях метафизических принципов к естествознанию. 1797 System. S. 311. Logik, I, S. 635. Срав. взгляд на причинность и цель у Лосского, (Учета психологии с точ. зр. волюнтаризма. 1903 стр. 71). Последний считает у Вундта причинность и цель даже совершенно равносильными, во всяком случае в психической области. 1805 Конечно, непрерывность необходимо предполагать здесь в виде образного сравнения, а не в точном смысл математической непрерывности. 1806 Ученые справки г. Глубоковского имели бы цену, если бы не предупредил его в этом отношении проф. Гидулянов, в своей книге: Митрополиты в первые три века. М. 1905, обстоятельно исторически осветивший условия образования церковного устройства в первые три века. В виду этой книги справки проф. Глубоковского утрачивают ценность. Мы будем рассматривать их исключительно в качестве доводов интерпретации, защищаемой г. Глубоковским. 1817 Цитаты приводим по изданию 1849 г.: Cassii Dionis Cocceiani rerum romanarum Libri octaginta. T. I-II. Lipsiae. 1849. 1819 Для обозначения племени, или рода Д. Кассий употребляет слово γνος: «δο δ γνη τν βρεττανν μγιστα εσ, Καληδνιοι κα Μαιται» (LXXVI, 22. p. 399). 1821 Можно указать еще след. пример: LXXXVIII, 23:2 (р. 431, Т. II) 34:6 (р. 438), 40:4 (р. 442), LXXIX, 18:2 (p. 452). 1825 Как показывает упоминавшаяся выше книга проф. Гидулянова самые тщательные поиски митрополитов в течение первых трех веков дали результат отрицательный: не удалось указать ни одного митрополита. За то существование примасов именно согласно 34-му Апостольскому правилу констатировано твердо. Установлено митрополитской инстанции, промежуточной между примасом и епархиальными епископами всецело принадлежит 1-му Вселенскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Памятником его подвижнической жизни, как выше было замечено, остается в скиту, на пасеке, за прудом, уединённая беседка (род келлии), сколоченная им самим из досок, где безмолвный старец – „тщася худшее покорити лучшему, и плоть поработити духу” – проводил без сна летние ночи в уединённой молитве, и в крайнем утомлении принимал краткий отдых, сидя на малой лавице, в той же келейце устроенной. На стенке и до днесь висят медные складни со св. изображениями – свидетелями тайных воздыханий и обильных слёз, которые обличали лишь веки глаз его, опухшия и лишенные ресниц. Из иноков этого времени оставили по себе память: 7) Иеросхимонах Никон. Он происходил из мещан города Арзамаса; в монашество пострижен 1783 года отцом Назарием, 1785 г. посвящен в иеродиакона и чрез четыре дня в иеромонаха; принял схиму в 1805 г. В сане иеромонаха он шестнадцать лет трудился в печении просфор и исправлял, притом, чреду священнослужения. Много лет подвизался в пещере, с большими трудами изрытой в монастырской горе. Суровая и мрачная эта пещера была жилищем змей, которых сожительство не тревожило смиренного старца. С удивлением взирал на жизнь пещерника преосвященный митрополит Михаил, посетив старца в его вертепе. 6 августа 1822 года подвижник почил от трудов своих. 8) Схимонах Николай: он был первоначально келейником у отца Назария. Научившись от него высокой жизни, он много лет подвизался сам в тесной пустынной келлии, имевшей пространства не более квадратной сажени; в этом уединении удостоили старца посещаем Император Александр Благословенный и преосвященный митрополит Михаил. – Жизнь его протекла в трудах и непрестанной молитве. Он скончался 6 января 1828 года. Недалеко от места его подвигов под сению креста почивает многотрудное его тело. Над могилою его, как памятник, стоит деревянный гроб и крест. 9) Благочинный иеромонах Дамаскин. Он происходил из дворовых людей; в 1789 году пострижен игуменом Назарием в монашество; того же года посвящен в иеродиакона и в 1793 году – во иеромонаха. В 1800-году был определен строителем в Коневскую обитель и по желанию снова возвращён в Валаам. С 1806 года до кончины исправлял должность благочинного над монастырями: Валаамским, Коневским, Введенско-Островским и Андрусовской пустынею; кроме того, проходил должность ризничего и, по словесному приказанию преосвященного Амвросия, митрополита Новгородского и С.-Петербургского, должность письмоводителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интерполяция, по мнению Кройманна. 1774 Исправление Кройманна. В рукописи: «и». 1775 Ср.: Ис. 43:19; 65:17; 2 Кор. 5:17. 1776 Ср.: Мал. 3:1;Мф. 11:10. 1777 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Кому предстояло следовать». 1778 Кройманн предполагает здесь лакуну: «различие божеств». 1779 Конъектура Кройманна. В рукописи: « , то не будет удивительным происходящее в соответствии с установлением Творца, чтобы Царствие Божье подтверждалось чем угодно в большей степени, чем завершением в Иоанне Закона и пророков и затем началом ». 1780 Ср.: Ис. 40:3; Лк. 3:4; Мф. 3:3; Мк. 1:3 ; Ин А: 23. 1781 Вставка Кройманна. 1782 См.: Лк. 16:18. 1783 См.: Втор. 24:1. 1784 См.: Мф. 19:8. 1785 См.: Мф. 19:4—6; ср.: Быт. 1:27; 2:24. 1786 Вставка Кройманна. 1787 Исправление Кройманна. В рукописи: «объявляя Отцом Того». 1788 Т. е. сделал их союз нерасторжимым. 1789 См.: Лк. 16:18. 1790 Вставка Кройманна. 1791 Исправление Кройманна. В рукописи: «также». 1792 Ср.: 1 Кор. 6:15. 1793 Исправление Кройманна. В рукописи: «запрещающий». 1794 См.: Втор. 24:1. 1795 См.: Мф. 5:32. 1796 Исправление Кройманна. В рукописи: «женился». 1797 Ср.: Втор. 22:28—29. 1798 См.: Мал. 2:15. 1799 Ср.: Л к. 16:16. 1800 Ср.: Лк. 3:19. 1801 Ср.: Втор. 25:5—6. 1802 Ср.: Лк. 3:20; Мф. 14:3. 1803 Ср:.Мф. 14:10. 1804 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и, конечно, о том, что предшествовало его гибели». 1805 Ср.: Лк. 16:18. 1806 Рукописное чтение: «не в меньшей степени посредством смерти, чем посредством расторжения брака». 1807 Ср.: Лк. 16:22—23. 1808 См.: Лк. 16:29. 1809 Вставка Кройманна. 1810 Ср.: Л к. 16:26. 1811 Ср:.Лк. 16:23. 1812 Обитель блаженных душ в загробном мире, согласно языческим мифам. 1813 Ср.: Быт. 17:4; Рим. 4:17. 1814 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1815 Ср.: Рим. 4:3. 1816 Ср.: Рим. 4:13. 1817 Ср.: Рим. 4:11. 1818 Кройманн считает, что здесь лакуна «мы утверждаем». 1819 Другое понимание: «тогда < уничтожение > станет явным по небесному обетованию». 1820 Вставка Кройманна. 1821 У Осии об этом ничего не говорится, ср.: Ам. 9:6.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Временное отправление студентов семинарии в университет для изучения светских наук и в особенности новых языков с тем,. чтобы они после могли принести пользу семинарии в должности учителей, всегда было в планах Платона, но решительный выход учеников семинарии в университет не нравился ни ему, ни начальству семинарии. Касательно учеников мало подававших надежды, что они будут полезны в духовной службе, большой заботы не было, – их не останавливали: но лишиться лучших учеников – семинарии было жаль. Потому Платон иногда прибегал в этих случаях к мерам решительным. В 1771 году просился в университет ученик философии Иван Зернов: Платон на представлении о том написал: «обучаться ему в семинарии, в надежду вступления в духовный чин; иначе издержанный на него духовного училища кошт мог бы почесться напрасным». Но Зернов не остался в духовном чине и по окончании курса в семинарии в 1775 г. поступил на службу в коллегию иностранных дел. В 1785 г. ученик риторики Иван Остроумов, племянник лаврского казначея Иоанникея, подал прошение, чтоб его уволили для поступления в университет; Платон дал резолюцию: «ежели стараться о его счастии, надобно, кажется, лучше промыслить о нем. Впрочем да будет воля дядя». Ученики, произшедшие из светского звания, или присланные в семинарию из других епархий, свободно увольняемы были в университет: в 1773 г. ученик риторики Андрей Озерской, поручиков сын, в просьбе Платону писал: для снискания себе больших от науки совершенств и «для оказания отечеству гораздо величайших услуг, которые как оказать надеюсь, так и обещать осмеливаюсь, крайнее желание имею обучаться в Императорском М. университете. Платон приказал его уволить и выдать ему из своих денег 6 рублей. В 1779 г. уволен для поступления в университет студент богословия, родом из черниговской губернии Антон Сташевский, который в своем прошении писал, что желает поступить в университет, «дабы сделать приращение своему разуму». Из поступивших в студенты университета известны еще: Сергей Попов (в 1768 г. магистр университета), студент богословия Василий Юдинский (1767 г.), студент богословия Иван Верещагин (1773 г.), Михаил и Никанор Доброгорские (1780 г.), Илья Дьяконов (1786 г.), Павел Сокольский (1790 г.). В 1806 году двое студентов семинарии: Иван Борисов и Сергей Десницкий поступили в педогогический институт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

27) Гавриила IV (1780–1785) постановление о признании независимости Синайского архиепископства; синодальное определение о хиротонии новых епископов ( Γεδεων, I. 266–268). 28) Григорий V (1806–1808, 1818–1821). Ему усвояется распоряжение, которым будто бы был уничтожен титул епископа и все епископы, носившие этот титул, переименованы в митрополиты и архиепископы. Об этом говорит современник патриарха греческий историк Макрей и осуждает за это патриарха. В объяснение этого распоряжения патриарха нужно заметить, что патриаршая Константинопольская система уже давно почти сгладила правовые отличия митрополитов от епископов, что уже в XVI u XVII в. только некоторые митрополиты греческие, по древнему обычаю, имели еще в подчинении у себя епископов, но уже в небольшом количестве – по три, по два, по одному (Christophori Angeli. De Statu hodiernorum graecorum. Lipsiae 1671 p. 838). И меру патриарха Григория нужно вероятно понимать в смысле уничтожения различия в юридических полномочиях между митрополитами и епископами, а не в смысле переименования всех без исключения епископов в митрополиты и архиепископы. (Maurer. Das griechische Volk. 397. Лебедев. Ист. Гр. вост. ц. 329). 29) Анфима IV (1848–1852) синодальное признание независимости православной церкви в королевстве греческом ( Συν V. 147–185). 30) Иоакима III (1818–1884) синодальное признание независимости православной церкви в королевстве Сербском. 31) Иоакима IV (1884–1887) синодальное признание независимости православной церкви в Румынии. Освободительные войны России с Турцией в XIX столетии возбудили вопрос о реформе как внешнего гражданского положения христиан в государстве, так и внутренних религиозных учреждений христианских общин. К этому же стремилось и образованное общество христианского населения. В виду таких обстоятельств Турецкое правительство в 1857 году созвало церковно-народное собрание из представителей православной общины и поручило ему проектировать ряд постановлений с указанною целью. По инструкции, присланной турецким правительством собранию вместе с пригласительным указом, ему поручено проектировать: а) новые правила об избрании патриарха, б) правила об избрании епископов, в) правила о личном составе Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

В 1801 г. был заключен субсидиарный договор с Аудом, а в 1803 г. англ. войска вошли в Дели. Формально Могольское гос-во просуществовало до 1858 г., но последние правители Акбар II (1806-1837) и Бахадур-шах II (1837-1858) получали выплаты в виде пенсий от компании, и их деятельность полностью контролировалась англичанами. В 1814-1826 гг. в состав англ. владений вошли области в юж. предгорьях Гималаев и был установлен протекторат над ассамскими землями. К 1838 г. Ассам с вассальными княжествами был полностью аннексирован, а в 1843 г. та же участь постигла Синд. Наконец, в 1849 г. в результате 2 англо-сикхских войн (1845-1846, 1848-1849) англичане смогли завоевать Пенджаб. Подчиняя себе новые и новые земли, англичане укрепляли и развивали систему колониального управления и эксплуатации подвластных им территорий. Акт об управлении И. 1773 г., принятый англ. парламентом, поставил деятельность Ост-Индской компании под контроль правительства и признал инд. приобретения компании ее собственностью. Первым генерал-губернатором стал Уоррен Хейстингс (1774-1785). При нем была ликвидирована система «двойственного управления» и установлен полный контроль над местными адм. структурами. Были учреждены суды во главе с брит. судьями, создана колоссальная по численности сипайская армия. В 3 президентствах Британской Индии - Бенгальском, Мадрасском и Бомбейском - были свои управленческие структуры и воинские контингенты. К рубежу XVIII и XIX вв. основной объем прибыли англичане получали за счет взыскивания огромных денежных сумм в форме контрибуций, субсидий и проч. выплат с поставленных в вассальную зависимость местных правителей; взимания земельного налога на аннексированных территориях; введения монопольных цен на торговлю нек-рыми товарами (солью, бетелем, табаком и др.); вывоза дешевых ремесленных товаров, прежде всего тканей. Для увеличения объема поступавших в казну налоговых средств с кон. XVIII в. англичане стали проводить реформы земельного налогообложения, учитывая исходную специфику разных территорий. В Бенгалии и в сев. части Мадрасского президентства в 1793 г. была введена система «постоянного заминдари» (постоянного земельного налогообложения), ориентированная в вопросах сбора земельной ренты на заминдаров-землевладельцев. Налоговые суммы, вносимые заминдарами в казну, не подлежали пересмотру. Аналогичная система «временного заминдари» (с пересмотром размера налоговых ставок) стала действовать в Сев. Индии - в Ауде и части Ганго-Джамнского двуречья (Доаба) - в соответствии с законами 1822 и 1833 гг. На юге Мадрасского президентства в 20-х гг. XIX в. получила распространение система райятвари, где в качестве земельных собственников и налогоплательщиков выступали общинники-райяты. Вариант системы райятвари - махалвари, введенный в нек-рых районах Доаба и позднее в Пенджабе, устанавливал в качестве налогооблагаемой единицы деревню (махал).

http://pravenc.ru/text/389577.html

Главным храмом Н.-С. м. являлся 4-столпный 3-апсидный одноглавый собор в честь Преображения Господня, который первоначально, по всей видимости, был домовым храмом новгород-северских князей. По мнению большинства совр. исследователей, он был возведен на рубеже XII и XIII вв. ( Черненко. 2016. С. 97). По предположению Е. Н. Торшина, храм строила киевская артель, присланная в Новгород-Северское княжество киевским кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем ( Торшин Е. Н. Церковь Параскевы-Пятницы в Чернигове и древнерус. зодчество рубежа XII-XIII вв.//Средневек. архитектура и монумент. искусство. СПб., 1999. С. 59). Композиционно он близок к собору в Путивле и к ц. Параскевы Пятницы в Чернигове, работы предположительно той же артели. Стены собора были расписаны фресками, полы выложены цветными плитками. Храм пострадал в 1239 г., во время монг. нашествия. Собор в честь Преображения Господня. 1791–1806 гг. Архитекторы Дж. А. Кваренги, И. Д. Ясныгин. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Преображения Господня. 1791–1806 гг. Архитекторы Дж. А. Кваренги, И. Д. Ясныгин. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 50-60-х гг. XVII в. в рамках работ по восстановлению мон-ря Лазарем (Барановичем) храм был расширен и перестроен в формах укр. барокко, стал 9-купольным. Его вид после этих работ известен по гравюре с изображением Н.-С. м. на титульном листе «Анфологиона», изданного в монастырской типографии в 1678 г. Вероятно, после этого расширения в соборе были устроены 2 придела - Рождества Христова и арх. Михаила, упомянутые в описи 1785 г. К 80-м гг. XVIII в. собор обветшал. После учреждения Новгород-Северской и Глуховской епархии и обращения Н.-С. м. в архиерейский дом стараниями еп. Илариона (Кондратковского) было принято решение о разборке старого храма и постройке нового на средства, выделенные имп. Екатериной II. Проект нового собора в стиле классицизма был разработан архит. Дж. А. Кваренги . В 1791-1796 гг. под наблюдением архит. И. Д. Ясныгина проведены основные строительные работы, в 1804-1806 гг.- отделочные работы. В 1806 г. собор освящен еп. Черниговским и Нежинским Михаилом (Десницким). Храм - квадратный в плане 5-купольный, основной купол располагается на круглом световом барабане, а 4 боковых - на 8-гранных глухих. Порталы северного и южного фасадов подчеркнуты ризалитами с 4-колонными портиками и увенчаны треугольными фронтонами. Со стороны зап. фасада расположен пространственный 4-колонный портик, с востока - круглая апсида.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010