188 Феофилакт Горский написал толкование на все св. Писание (оставшееся в рукописи). Аполлос Байбаков издал (1785–87 г.) читанные им толкования на к ефесянам, филиппийцам, колоссянам, на 1-е послание к коринфянам, на 1-е послание к солунянам, на послание к галатам. Гавриил Петров (известный впоследствии митрополит Новгородский и С.-Петербургский) издал (1794) толкования на Соборные послания (Апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды); написал также обьяснение беседы о блаженствах и нескольких псалмов (оставшиеся в рукописи). Мефодий Смирнов напечатал истолкование посланий к римлянам, имевшее три издания (1794, 1799 и 1815 г.г.). Ириней Клементьевский издал толкования на послания к римлянам (1787 г.), к евреям (1787 г.), на 12 меньших пророков в 6 ч. (изд. 1804 и 1809 г.г.), на Даниила (1816 г.), на псалмы (изд. 1791, 1807 и 1814 г.г.). Прот. Сидоровский напечатал изъяснение на воскресные и праздничные Евангелия, имевшее три издания (1784, 1804 и 1805 г.г.). Ириней Фиалковский издал толкование на послание к римлянам (1806 г.), на послание к галатам (1807 г.); толкование на остальные 16 посланий осталось в рукописи. Далее: иеромонаха Феоктиста объяснение соборнаго послания апостола Иакова (1806 г.), Сергия Краснопевкина краткое изъяснение посл. к римлянам (1801 г.), Анастасия Братановского толкование на Евангелие Иоанна (в ркп.), Симона Лагова толкование на Новый Завет (в ркп.), Андрея Прокоповича мысли при чтении посланий ап. Павла к солунянам (1819 г.), к галатам (1820 г.), к колоссянам (1820 г.), к ефссянам (1821 г.), Амвросия митр. Новгородского «Руководства к чтению Св. Писания». См. Филарета, И. Р. Ц.. V, 44, 45; его же Обз. р. дух. лит.. II, §§ 74, 109. 111, 154, 160, 171. 190 Сухопутный (1731 г.). Морской (1752 г.). Пажеский (1759 г.), Артиллерийско-Инженерный (1762 г.). В 1732 г. учреждены были гарнизонные школы при полках для обучения солдатских детей, причислявшихся тоже к военному сословию. С этими школами слились в 1740 г. цифирные школы Петра. 193 См. Листовского, биография гр. П. В. Завадовского в Р. Архив, 1883 г., 3, стр. 152; Paterson, Book for every Land, р. 370.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Адриан , с 1784. Исаия 1796 перев. в Небин. Архимандриты Венедикт Постников 1800 перев. в Печерский. Иаков , 1800–5; † ... Арсений , 1806–18. Пётр , 1818–25. Афанасий , 1826–30. Спиридон , 1830–33. Афанасий , 1834–37. Митрофан , 1838–45, перев. в Спасо-Елиазаров. Нифонт , 1846–51. Виталий , с 1854–1865, 10 янв. хирот. в еписк. Томского. 4 Снетогорский Рождества Богородицы, от Пскова в 5 верстах, основан в исх. XIII века; в 1804 г. обращён в архиерейский дом. [VI. 167.] Игумены Иоасаф убит 1299. Иов , 1310–12. Тарасий , 1483. Иона , в мар. 1547. Корнилий бывший 12 сент. 1562. Савва в 1570 перев. в Печерский. Сильвестр 15 июня 1571 перев. туда-же. Геннадий , 1587 и 88. Игнатий , 1598–1605. Елевферий , в июле 1612. Архимандриты Иоасаф , 1613 и 14. Антоний , 1617. Феодосий , 1623–26. Вассиан , 1630–36, дек. Макарий , 1641–43, перев. в Печерский. Арсений , 1643–47. Герасим , 1651. Дионисий , в июле (sic) 1657, в июне 1664, 1667. Афанасий , из Спасомирожского?, в мае, сент. 1672, 1673, 74, 77, 1679 и 80. Иоиль , 1684–90. Герасим , 1691–98. Пётр , 1719–21. Судья Псковского дома; † в июне 1724. Он-ли? Вениамин Сахновский определён 19 июля 1726–30, перев. в Печерский. Никодим Сребницкий в июле 1734 перев. в Ипатиевский. Савватий , 1739–47. Сильвестр , 1755–57. Феодосий Голосницкий в 1758 перев. из Колязина, а 11 нояб. 1761 хирот. в епископа Устюжской епархии. Дорофей , 1762–1768, 19 мар. перев. в Новгородский Антониев. Иринарх в 1768 перев. из Спасо-Мирожского, а 1775 – в Александровский Свирский. Варлаам Головин 1775 перев. из Мирожского, а 1785 – в Печерский. Афанасий , с 1785, а 1804 перев. в Спасо-Елиазаров и мнтрь упразднён. 5 Крыпецкий Иоаннобогословский, от Пскова в 20 верстах, основан св. Саввой в исх. XV века. Ныне третьеклассный. [IV, 877.] Игумены Св. Савва Крыпецкий † 27 авг. 1495. Кассиан , ученик его. Серапион 15 апр. 1511, 1520. Феоктист , 1547–54. Иосиф Руслов , 1555–59. Макарий , 1559. Герасим , 1587–90. Иона , чёрный поп, 1595. Герман , строитель, 1596. Феодосий , 1598.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Пономарёв Петр Николаевич; 4.10.1749, дер. Александрова Дмитровского у. Московской губ.- 19.03.1806, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона. 10 янв. 1760 г. поступил в семинарию при Троице-Сергиевой лавре , ректором к-рой являлся архим. Гавриил (Петров) ; получил фамилию Пономарёв. В 1768 г. был направлен в Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно троицкий архим. Платон (Левшин) , благоволивший к Пономарёву, разрешил ему вместе с другом А. Войновым изучать французский, немецкий и итальянский языки в Московском ун-те, а также в течение 4 лет слушать при нем курс философии и риторики «для пользы своей». По отзыву преподавателя ун-та С. Иванова, «немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы» ( Смирнов. 1867. С. 351). В 1772 г. по окончании курса в академии и ун-те Пономарёв вернулся в лаврскую семинарию и был оставлен учителем франц. и нем. языков. В июне 1775 г. по настоянию архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) принял монашеский постриг с именем Павел, рукоположен во диакона, затем во иерея и 28 авг. того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1779 г. преподаватель истории. Под рук. архиеп. Платона П. составил «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (1782). Также в это время он занимался переводами с франц. языка. В 1782 г. по ходатайству митр. Платона П. был назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря . Служил цензором духовных сочинений, представляемых в Синод или в Московскую синодальную контору. Рекомендовал к печати переведенные студентами «Священные размышления Иоанна Герарда», «Образ жития Енохова» (1784), «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с волею Божию» (1784), «Стихотворческое изъяснение на Екклезиаста», «Христианин, воин Христов» Эразма Роттердамского и др. В 1784-1785 гг. П. одобрил соч. «Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием» (М., 1785) архим. Аполлоса (Байбакова) (см. подробнее: Смирнов. 1855. С. 323-324).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

Симферополь. Церковь Константина и Елены. Церковь Святых равноапостольных Константина и Елены Церковь. Действует.   Престолы: Константина и Елены Год постройки:не позже 1785. Ссылки:   Адрес: Республика Крым, г.Симферополь, ул.Октябрьская, д. 3а Координаты: 44.951008, 34.103691 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1785г. командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом и устроил в нём полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены, которая по праву считается первым православным храмом Симферополя.ьВо время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II в мае 1787г. посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви. С середины XIX в.церковь становится домовой, а с 1914г. снова полковой. В 20-е годы XX в. церковь закрыли.  В 2001г. здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение. Первый памятник, установленный в Симферополе в честь екатерининского военачальника князя Василия Михайловича Долгорукого (1722—1782), армия которого в 1771 году овладела Крымом. В 1783 году Крым окончательно был присоединен к России. Главный город будущей Таврической области решили строить рядом с татарским поселением Ак-Мечеть, где расквартировались русские войска. Православных храмов в Ак-Мечети не было, поэтому в 1785 году командир полка Б.А. Тищев купил небольшой татарский дом, хозяин которого уехал в Турцию, и устроил в нем полковую церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены. Она находилась на границе средневекового поселения Ак-Мечеть и нового города Симферополя. После ухода из Ак-Мечети русских войск церковь на некоторое время опустела. В 1786 году правитель Таврической области В. В. Каховский распорядился установить в церкви иконостас и возобновить богослужение. Но город рос, число христиан увеличивалось, они уже не могли уместиться в маленьком храме. Во время своего путешествия по Крыму императрица Екатерина II 26 мая 1787 года посетила Симферополь и молилась в Константино-Еленинской церкви. Пораженная ее бедностью и простотой, императрица выразила желание видеть в губернском городе «приличный храм соборный» и пообещала подарить церковную утварь и ризницу. Однако еще почти двадцать лет православные жители Симферополя приходили в маленькую старую церковь. Они обращались к Новороссийскому архиепископу Афанасию с просьбой разрешить строительство нового храма в их городе. Но новая церковь во имя святых апостолов Петра и Павла появилась только в 1806 году.

http://sobory.ru/article/?object=08803

По указу имп. Екатерины II от 15 мая 1785 г. «для пользы Церкви нашей Православной и просвещения исповедающих закон наш в Польше» в Слуцке открылась ДС, разместившаяся при Свято-Троицком мон-ре. Семинария первоначально имела 2 грамматических класса: низший и высший. Первым префектом семинарии в 1785-1796 гг. был выпускник Киево-Могилянской академии Пантелеимон Иллекевич-Корбут. Новое духовное учебное заведение развивалось согласно общему типу рус. духовных семинарий и должно было совмещать курсы низшей и средней духовных школ начиная с обучения грамоте и заканчивая преподаванием высших богословских наук. В 1790 г. в Слуцкой ДС обучались ок. 100 воспитанников. Церковь Рождества Христова в дер. Новоселье. Ок. 2002 г. Фотография. 2007 г. Церковь Рождества Христова в дер. Новоселье. Ок. 2002 г. Фотография. 2007 г. В 1790 г. учебный процесс прекратился в связи с заключением польскими властями в тюрьму Переяславского еп. Виктора (Садковского); преподавание возобновилось 8 янв. 1793 г., после освобождения архиерея. Были открыты низшие классы риторики, пиитики, грамматики и латыни, в которых обучался 31 чел. По Высочайшему указу 13 апр. 1793 г. «благочестивая Слуцкая преосвященного Виктора семинария» стала именоваться Минской, хотя продолжала оставаться в слуцком Троицком монастыре, где для нее при Минском архиеп. Иове (Потёмкине) были построены отдельные здания: «училищный» дом и «сиротский» дом для проживания учеников на казенном обеспечении. В 1798-1799 гг. семинария была преобразована «сообразно прочим великороссийским семинариям». После переписки с правлением Киево-Могилянской академии благодаря присланным из Киева программам и учебникам к низшим и средним классам прибавились высшие - философский (1803), медицинский (1804) и богословский (1806). Лучшие выпускники направлялись для дальнейшей учебы в КДА. В 1804-1805 гг. помещения ДС были выведены за пределы Троицкого мон-ря на территорию приходского Стефановского храма, при к-ром для нужд семинарии были построены новые деревянные здания. Первый выпуск ДС в Слуцке в 1808 г. состоял из 4 чел. Важную роль в благоустройстве семинарии сыграл ее ректор с 1796 г., настоятель минского Петропавловского мон-ря (с 1800 пинского Богоявленского мон-ря) архим. Лазарь (Терешкевич).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Якутская и Вилюйская Кафедра в Якутске Имена Сведения Дионисий (Хитров), епископ бывший епископ Якутский, викарий Камчатской епархии с 12.01.1870 по 12.12.1883 епископ Уфимский и Мензелинский Иаков (Домский), епископ рукоположен с 08.01.1884 27.05.1889 бывший епископ Селенгинский, викарий Иркутской епархии с 05.07.1889 по 14.10.1896 епископ Рязанский и Зарайский; 14.01.1900 Ярославская Учреждена 16 октября 1799 года Ростовская и Ярославская Кафедра в Ростове, а с 10 мая 1788 года – кафедра в Ярославле Имена Сведения Арсений (Верещагин), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 22.09.1783 архиепископ с 27.03.1785 по 16.10.1799 переименован архиепископ Ярославский и Ростовский Ярославская и Ростовская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Арсений (Верещагин), архиепископ бывший архиепископ Ростовский и Ярославский с 16.10.1799 23.12.1799 Павел (Пономарёв), архиепископ бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 26.12.1799 19.03.1806 Антоний (Знаменский), архиепископ бывший архиепископ Тобольский и Сибирский с 25.05.1806 по 12.07.1820 на покое; 10.08.1824 бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 26.09.1820 по 03.07.1821 архиепископ Московский и Коломенский Симеон (Крылов Платонов), архиепископ бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 03.07.1821 27.05.1824 Авраам (Шумилин), архиепископ бывший архиепископ Астраханский и Кавказский с 07.05.1824 по 03.09.1836, (с 1825 по 1827 был в Санкт-Петербурге) на покое; 18.04.1844 бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 19.09.1836 по 18.04.1837; на Ярославскую кафедру не выезжал митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Казанцев), архиепископ бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 08.05.1837 по 16.12.1853 на покое; 27.07.1871 бывший архиепископ Иркутский, Нерчинский и Якутский с 24.12.1853 21.06.1874 бывший архиепископ Херсонский и Одесский со 2.10.1874 по 26.04.1876 архиепископ Волынский и Житомирский бывший епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 15.05.1876 15.12.1876 Ионафан (Руднев), епископ бывший епископ Олонецкий и Петрозаводский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Метрические книги имеются с 1801 года, исповедные – с 1800, обыскные – с 1785 г., брачные документы с 1801, приходорасходные книги с 1799 г. Клировые ведомости, не вполне, имеются с 1819 по 1858 год, с этого года – полные. По церковным документам видно, что причт сперва состоял из священника (иногда – двух), диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Первым священником был упоминаемый выше Симеон Михайлов; в 1799 году, по старости его, был дан ему в помощники о. Петр Иаковлев; в 1802 г. о. Симеон остался, вероятно, за штатом и тогда в помощники Петру Иаковлеву, дан Илья Алексеев. В 1806 г. Яковлев переведен в Стрельну; с 1806 по 1839 г. служил о. Илья Алексеев. С 1811 года у него служили помощниками: Козьма Иовлев († 1821), Василий Кудрявцев (1821 – 1824), Михаил Черновский (до 1826 г.), Стефан Михайлов (до 1828), Стефан Митрофанов (1832 – 1839). С 1839 по 1843 год служили: Стефан Митрофанов и Платон Янусов. С 1843 г. здесь стал служить один священник. После Янусова, с 1858 по 1876 год, служил Александр Врудский. Из прежних священников особенно деятельными были Симеон Михайлов, строитель прежней деревянной церкви, и Платон Янусов, обновитель деревянной церкви и строитель новой, каменной. Под наблюдением Янусова построены были и друг. церкви в Ямбургском уезде. Он был благочинным и был представлен к наперсному кресту, но не получил его за смертью . При Александре Врудском устроена каменная ограда вокруг церкви и кладбища, устроены местные иконы Спасителя и Божией Матери в серебр. ризах, приобретен дом для священника, учреждено приходское попечительство и устроен дом для училища. За последнее объявлена ему благодарность от Петербургского учебного округа, в 1873 году. Он имел уже наперсный крест и кроме того, за наблюдение над преподаванием Закона Божия в школах воспит. дома, был в 1871 г. Высочайше награжден 100 рублями. Диаконами служили: Иоанн Иоаннов, упоминаемый в 1767 г., Феодор Яковлев, Иаков Федоров, Василий Федоров, Стефан Митрофанов, Василий Ксенофонтов, Василий Гаврилов, в 1835 году переведенный в Яблоницы, Семен Городецкий, уволенный за штат в 1856 г. и живущий в Ястребине, в собственном доме, с пенсиею от попечительства в 40 руб. сер., Александр Надежин и Николай Зверев, служивший до 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

великомученика Артемия деревянной церкви; в начале 1701 г. постройка церкви была окончена, а 4 июня перед всенощным бдением на освящение и благолепное украшение храма св. мощи были перенесены в новоустроенную церковь , где и пребывали до 1713 года, когда, с благословения преосвященного Рафаила, архиепископа Холмогорского и Важеского, в монастырской ограде была выстроена новая теплая с трапезою братскою церковь, первая еще во имя праведного Артемия; 13 апреля 1713 года церковь была освящена, а 23 июня того же года, в день памяти праведного Артемия, мощи его были торжественно перенесены из холодной церкви в новую теплую и поставлены в углу, в южной стороне храма. К сожалению, и эта церковь подверглась той же участи, что и первые две холодные: сгорела от неизвестной причины 9 декабря 1789 года; во время пожара мощи св. праведного отрока были перенесены обратно в холодную церковь св. великомученика Артемия, где и почивали до устройства нового каменного храма во имя св. праведного Артемия. Мысль о построении каменного храма в Веркольской обители подал преосвященный Вениамин, епископ Архангельский и Холмогорский: она вызывалась необходимостью обезопасить обитель от пожаров. Посетив 1 января 1778 года монастырь, архиепископ дал благословение братии строить каменную церковь во имя праведного Артемия чудотворца Веркольского с двумя приделами: во имя Святителя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Семь лет трудилась братия над заготовкою материала для церкви и только 23 сентября 1785 года была совершена закладка церкви и началась постройка ее, которая окончилась совершенно в 1806 году. Ввиду того, что приделы были отделаны и освящены еще в 1791 году, то и св. мощи праведного отрока в том же году были перенесены из деревянной церкви в один из приделов, именно св. Николая, и из него уже в 1806 году, по окончательной отделке главного храма, перенесены 22 января при многочисленном стечении народа исправляющим должность строителя монастыря протоиереем Григорием Клюкиным соборно со священниками и диаконами разных приходов в храм св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм святого пророка Илии на Пороховых Деревянный храм построен и освящен в 1743. В 1781 заложен каменный храм, освящен 21 декабря 1785 года. В 1805–1806 рядом построен теплый храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского и освящен 6 октября 1806. В 1841 оба храма соединили. В 1938 храм был закрыт, здание передано местной противовоздушной обороне (МПВО). В 1974 году в здании храма произошел пожар. В 1983 году частично отреставрирован. В 1988 году храм был возвращён епархии. 22 декабря 1988 года освящён не пострадавший от пожара Александро-Невский придел. В 1989 году освящён главный придел во имя святого пророка Илии. Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. При храме для взрослых и детей открыта  воскресная школа , признанная по масштабу и организации учебного процесса одной из лучших в городе. Библиотека храма, насчитывающая 9000 единиц хранения, доступна всем желающим. По воскресным и праздничным дням в храме действует консультативная служба. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 декабря, 2018 12 декабря, 2018 2 августа, 2021 18 ноября, 2019 15 марта, 2019 26 февраля, 2019 26 февраля, 2019 10 января, 2019 24 декабря, 2018 19 декабря, 2018 12 декабря, 2018 2 августа, 2021 18 ноября, 2019 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/5-voprosov-o-peredache...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЖОЗОВСКИЙ [польск. Brzozowski] Тадеуш (Фаддей) (21.10. 1749, Кёнигсберг (совр. Калининград) - 20.01.1820, Полоцк), ген. ордена иезуитов. В 1765 г. в Несвиже вступил в орден. Окончил духовную семинарию в Вильно и был рукоположен во пресвитера (1775). Служил гувернером, преподавал франц. язык в школах Народной эдукационной комиссии в Минске (до 1782), затем в Орше (1784-1785) и Полоцке (1785-1789); префект школ в Витебске (1789-1791), проповедник в Полоцке (1791-1797). В 1797-1805 гг. секретарь ордена иезуитов, действовавшего после запрета папой Климентом XIV в 1773 г. только в России, и ассистент генерала ордена (1802-1805). В 1805 г. избран генералом ордена после гибели Габриеля Грубера, в 1805-1815 гг. жил в резиденции ордена в С.-Петербурге. При Б. были открыты новые иезуитские миссии в Моздоке (1806), Иркутске (1810) и Томске (1814). Он добился от имп. Александра I преобразования в 1812 г. Полоцкой иезуитской коллегии в Полоцкую академию, приравненную по статусу к ун-ту и получившую привилегии и руководство всеми иезуитскими школами в Российской империи (см. ст. Академии духовные католические в России ). Однако после обнародования в 1814 г. папской буллы о восстановлении об-ва Иисуса с его прежними правами между имп. Александром I и иезуитами , находившимися в России, произошел конфликт, в основе к-рого лежало недовольство правосл. духовенства деятельностью иезуитов и увеличением числа обращенных в католичество. Кроме того, Б. отклонил предложение обер-прокурора Свящ. Синода А. Н. Голицына присоединиться к Российскому библейскому обществу , созданному при поддержке императора. Указом Александра I от 20 дек. 1815 г. члены ордена иезуитов, и Б. в т. ч., были высланы из С.-Петербурга. В 1820 г. (уже после смерти Б.) орден был изгнан из России, иезуитские коллегии и академии упразднены, имущество, земельные владения и б-ки ордена конфискованы и переданы в гос. казну. Лит.: Brzozowski Tadeusz//Encyklopedia wiedzy o jezuitach na ziemiach Polski i Litwy, 1564-1995. Kraków, 1996. Col. 73-74; Андреев А. Р. История ордена иезуитов: Иезуиты в Российской империи: XVI - нач. XIX в. М., 1998. С. 100-102. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149111.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010