Хозяин добрый был, хотя простаго нраву, Умел и собирать, Любил и раздавать; Различных должностей был верный исполнитель, Пустынь Екатерининской, Давидовой строитель, Игуменом потом Угрешским был, А после в Чудове наместником служил.   2. Лежит здесь Николай монах, Был он сперва солдат в полках, Носил он шпагу, а последи четки, Был воин храбрый, потом монах кроткий, Шпагою врага он поражал, А четками духа злаго прогонял, Теперь пошел на небо и с четки и с мечем, А мы к Богу о нем молитвы пролием, Да дастъ он ему два венца, Един за храбрость вернаго борца, Другой за монашеские труды; В них величаясь, не захочет возвратиться сюды. 3. Под сим камнем лежитъ Ипполит. В обители Святой храня церковныя свечи, Явился пред Богом в веселии поючи, И сам как свечка верою горел, А ныне как на небо возлетел, И там горит любовию к Богу, И за труды обрел он мзду премногу. На другой стороне близ кладбища за беседкою сада находится конюшенный двор с каменными жилыми покоями. IV. Настоятели монастыря Так как при первоначальном устройстве Вифания имела только значение пустыни и кладбища, то для служения в храме определен был Платоном в 1785 г. один Иеромонах Феодорит; не было даже и причетника. В следующем 1786 году престарелый священник села Мартемьянова Звенигородского уезда Андрей Федоров по прошению принять Платоном в Вифанскую богадельню, и ему предписано исправлять в церкви причетническую должность. В 1789 г. присоединен к Феодориту Иеродиакон. По возведении Вифании на степень второкласного монастыря в 1797 г. учреждена в нем Архимандрия, и указом Императора Павла предписано Архимандритом Вифанского монастыря быть всегда наместнику Лавры. Но при жизни Платона в силу того же указа, в котором Митрополиту усвояется название хозяина Вифании, Архимандрит Вифанский имел не самостоятельное управление монастырем, а действовал под непосредственным распоряжением Платона, который сам входил во все подробности дел, касавшихся монастыря, и предписал в самом титуле своем после слов: Свято-Троицкия Сергиевы Лавры священно-Архимандрита, – прибавить: и главному Спасо-Вифанскаго училищнаго монастыря начальнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Митрофанию наследовал в епископстве Никита, муж правый и учёный. За ним называют главою Смирнской церкви св. Феодора, во имя которого, как сказывают, построена до ныне существующая церковь , в Пергаме; но мы не нашли в числе святых, епископа Смирнского сего имени, а полагаем, что церковь Пергамская построена во мя св. Феодора Студита , который в 819 году, по повелению Императора Льва Армянина, был сослан в Смирну под надзор нечестивого Смирнского епископа, которого имя неизвестно, и который был одним из главнейших иконоборцев. Св. Феодор Студит много пострадал в Смирне и память его свтяхы подвигов невсегда осталась в этом краю. За сим мы не находим особенно замечательных фактов в истории Смирнской церкви. В новейшие времена, в 1785 году, в числе Смирнских епископов был Прокопий, возведенный напоследок на Вселенский Патриарший престол. Ему наследовал в Смирне в 1797 году его протосинкелл Гигорий, тот безстрашный страстотерпец, который, быв возведен на Патриарший престол Константинополя, приял мученический венец во время восстания греков в 1821 году и погребен в Одессе. За блаженным Григорием приял Смирнское епископство Анфим, Смирнский уроженец. За возведением и его на Патриарший престол Константинополя, был поставлен из Апамии, Паисий, Смирнским епископом, не нося титула митрополита, принадлежащего Смирнским епископам. В 1840 году правил этою митрополиею известный своею ученостью и доблестями, Хрисанф, перемещенный из Миры Ликийской. Ныне, главою Смирнской церкви, Афанасий из Кастории. Обозрение Пергама должно было отнести к моей прездке из Константинополя чрез пустыню Трои; но по принадлежности Пергама к семи церквам Апокалипсиса, я включаю описание этого города в один объём. Вид на Пергам, проехав реку Бакир-Чай, древний Каик, довольно пасмурен, но вам представляется, за передовою высотою, один только Акрополис, или полуразрушенная цитадель, на вершине и на скалах дикой горы средней высоты, за которою встает другая гора, довольно огромная. Три погребальные кургана царей Пергамских рисуются близ берегов Каика.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

В 1795 г. литов. земли, отошедшие Российской империи, были объединены в Виленскую губ., а с 1796/97 г. входили в состав Литовской губ. (вместе с территорией бывш. Слонимской губ.), которая в 1801 г. была разделена на Литовско-Виленскую (с 1840 Виленская) и Гродненскую губернии. В 1842 г. из зап. части Виленской губ. была образована Ковенская губ. Юго-зап. часть Л. (Занеманье и Белосточчина) в 1795 г. отошла Пруссии, в 1807 г. включена в Варшавское герц-ство, а в 1815 г.- в Августовское воеводство Царства Польского, к-рое в 1837 г. было преобразовано в Августовскую губ. Очередные административные изменения произошли после подавления восстания 1863-1864 гг.: в 1866 г. Августовская губ. была упразднена; все ее литовские уезды вошли в состав новообразованной Сувалкской губ. При этом часть территории совр. Л. входила в Гродненскую губ. (Друскеники, ныне Друскининкай), Курляндскую губ. (Поланген, ныне Паланга) и Пруссию (М. Литва). В кон. XVIII - нач. XIX в. на Л. была частично распространена сословная и адм. система Российской империи: на местную шляхту распространено действие Жалованной грамоты дворянству 1785 г., городская власть подчинена губ. властям (1808), часть вопросов из компетенции магистратов перешла в ведение городских дум, организована полиция. При этом были сохранены сословные суды (городские и земские), действовал Третий Литовский статут 1588 г. Одной из составных частей политики Екатерины II по интеграции земель бывш. ВКЛ в состав Российской империи было ослабление влияния католич. Церкви в стране. С этой целью в ее правление проводился курс на изоляцию католич. Церкви от Римского престола и ее подчинение светской власти в духе идей иозефинизма , осуществлению к-рого содействовал Могилёвский католический еп. Станислав Богуш-Сестренцевич (с 1781/83 архиепископ; с 1798 митрополит). Его власть в 1795 г. была распространена на земли Л., отошедшие России; автономия мон-рей была ликвидирована, а их земли конфискованы. В 1798 г. указом имп. Павла I Петровича было учреждено католич. Могилёвское архиепископство-митрополия с 5 католич. епископствами-суффраганами: Виленским, Жямайтским, Луцким, Каменецким, Минским. Т. о., Виленское и Жямайтское еп-ства были выведены из подчинения Гнезненскому архиепископу. На землях Л., ранее входивших в Виленское и Жямайтское еп-ства и отошедших к Пруссии, в 1797 г. было учреждено Вигрское еп-ство, напрямую подчиненное папе Римскому (просуществовало до 1818, когда вместо него было учреждено Августовское, или Сейнское, еп-ство).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Наименованный первым почетным доктором богословия, избранный в вице-президента Российского библейского общества и в почетные члены медико-хирургической академии и С.-Петербургской «Беседы любителей русского слова», митрополит Амвросий известен был и своими литературными трудами. Ему принадлежат: «Руководство к чтению священнаго писания Ветхаго и Новаго завета»; «Сокращение богословских догматов»; примечания и объяснения на «Опыт словенскаго словаря»; «Молитвы для чтения в больницах по утру и в вечеру» и «Собрание поучительных слов, произнесенных в разныя времена и в разных местах». Кроме того, в рукописях остаются несколько академических рассуждений, курс богословских уроков и много проповедей. Пособниками митрополиту Амвросию в управлении Новгородскою епархиею в 1800–1818 гг. были семь епископов Старорусских, его викариев: Антоний (Знаменский) в 1799–1802 гг., Михаил (Десницкий) в 1802–1803 гг., Евгений (Болховитинов) в 1804–1808 гг., Антоний (Соколов) в 1808–1840 гг., Иоасаф (Стретенский) в 1810–1813 гг., Мефодий (Пишнячев­ский) в 1813–1816 гг. и Амвросий (Орнатский) в 1816–1819 гг. О епископе Антонии (Знаменском) была речь раньше, так как он начал свое служение в Новгороде еще при митрополите Гаврииле. Епископ Михаил (Десницкий) в 1802 г. был викарием митрополита Амвросия, а в 1818 г. преемником его по С.-Петербургской и Новгородской епархиям; поэтому речь о нем впереди. Евгений (в миру – Евфимий Алексеевич Болховитинов), сын священника, родился 18 декабря 1767 г. в г. Воронеже. Девяти лет он лишился отца и был определен в хор архиерейских певчих, откуда через несколько месяцев 15 октября 1777 г. определен был в Воронежскую семинарию. В 1785–1788 гг. Болховитинов обучался в Московской академии и слушал лекции в Московском университете. С 9-го января 1789 г. он занял место учителя в Воронежской семинарии и преподавал риторику, французский и греческий языки, римские древности, философию, с 5 сентября 1790 г. – богословие, с 14 августа 1797 г. – церковную историю и герменевтику; в то же время проходил и административные должности: вице-префекта, с осени 1790 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Из ркпп. же Тифлисского церк. музея, как только известные ему, автор указывает, с описанием их, 12, 242, 317, 449, 699 и 700 (стр. 93–94). Перечень этот далеко не безгрешен. И именно. Ркп. 317 (собственно богослужебная, о чем автор не говорит), описываемая проф. А. С. Хахановым даже с критическою оценкою, совершенно не относится к его задаче. Правда, в ней имеются извлечения из правил VI всел. собора, но они мало того, что не составляют предмета изучения автора, даже и не относятся в переводам св. Евфимия и суть перевод с русского (славянского), как это знает и сам автор 7 . Ркп. 449 заключает собственно Евангелие и на самом деле такому как его описывает автор, в ряду ркап. Тифлисского музея отвечает только ркп. 478; автор лишь умалчивает про указатель в конце сей ркп. 8 . Ркп. 694 содержит толкование Златоуста на евангелие Иоанна, и ничего более 9 . По содержанию, как его отмечает проф. А. С. Хаханов, она отвечает только 437-му, но нисколько не подходит к последнему по формату, а кроме того, утверждать о тожестве их невозможно за отсутствием здесь у автора указаний на объем ркп. и время ее написания 10 . 760, наконец, на самом деле заключает отрывки из истории персидского царства 11 и в ряду описанных теперь (в цитуемом изд. Ф. Жордания) 800 ркпп. ни одной не отвечает по содержанию, как его сообщает автор 12 . Таким образом, из шести ркпп., указываемых теперь проф. А. С. Хахановым, – одна указана напрасно, по какому – то недоразумению, одна – неверно и две – ложно. Остаются, следовательно, правильно указанными только две ркпп. 12 и 242 (1785 и 1797 г.г.). При этом, в отношении второй из них автор напрасно умалчивает, что по существу содержания, насколько она может иметь для него значение, этот совпадает с 229 и что в нем в конце также имеется «Книга об исповеди», но опущены постановления VII всел. собора и статья о степенях родства 13 . Оставляя в стороне указанные теперь дефекты в представленном автором перечне ркпп. Тифлисского церк. музея, имеющих отношение к его цели, мы зададимся более общим вопросом, все ли сделано на сей раз проф. А. С. Хахановым в пределах представлявшейся ему возможностей?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

216 Первоначально входили в состав Тобольской губернии, после революции отошли к Тюменской области. 217 Возможно, Чаны. Озеро в Барабинском районе Новосибирской области. Свое название получило от тюркского чан – «большой котел». Озеро мелководное, неглубокое (до 2 м), слабосоленое, площадью до 2 000 кв. м. В «Описании Западной Сибири» Завалишина упоминается среди наиболее значительных озер Западной Сибири. Говорится, что озеро лежит между Омским, Каннским и Мариинскими округами и обильно простыми породами рыбы. 218 До 1935 е Каинск – название г. Куйбышева. Основан в 1722 г. как военное укрепление Каинский Пас (каин в переводе с татарского означает «береза», так как город расположен в березово-осиновых лесах, на границе с барабинской степью) для защиты барабинцев от нападения калмыков и киргизов. В 1743 г. при Каинском форпосте была построена церковь . После проведения Московско-Сибирского тракта Каинск стал важнейшим пунктом на пути из Омска в Томск. В Каинске начинают селиться ямщики, а за ними и крестьяне. В 1782 г. Каинская слобода получила статус уездного города – Каинска Тобольского наместничества, затем Колыванского, позднее, в 1834 г. – Томской губернии. В 1785 г. учрежден городской герб в зеленом поле золотой бык в знак скотоводства на Барабинской степи. В 1797 г. уездный Каинск переименован в окружной город Каинск, в 1804 – вторично наименован уездным (с 1822 – снова в окружной). В 1804 г. был построен Спасский собор. К 1841 г. население Каинска составляло 2,5 тысячи человек. В XIX в. Каинск был местом политической ссылки и этапным пунктом ссыльных, направлявшихся по Московскому тракту в Восточную Сибирь. Через город прошли пугачевцы, декабристы, петрашевцы, народовольцы и польские повстанцы. Помимо арестантской тюрьмы в Каинске имелся эшафот, где плетьми и розгами наказывали ссыльных и местных жителей. Эшафот был снесен только в 1905 г. 219 Озеро Иткуль расположено на севере Челябинской области и является памятником природы. Длина его 8 км, ширина 6 км. Максимальная глубина 16 м. На северо-западе расположен поселок Сайма, на севере – деревня Даутово, на северо- востоке – деревня Иткуль. Озеро богато рыбой, используется для разведения сиговых.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

И если что найдётся в сих, неугодное Богу и не полезное душе, нашего ради неразумия; да не будет того. Но воля Божья совершенна и благоприятна да бывает, Аз же прощения прошу. Если же кто об этом лучше и полезнее разумеет, пусть так и творит, а мы о нём радуемся. Если же кто в наших писаниях пользу найдёт, и обо мне, грешном, помолится, да обрету милость пред Богом. Конец списанию Нилову. После сего приписано тем же переписчиком, который писал слова сии: «В Богом избранных иночествуя во времена сии явленного, и ревнителя древних святых Отцов, старца Нила Сорского пустыни, нового скита, трудолюбно подвигом сотворившего, прежде бывшего Кирилловой обителью собраны от Писаний Боговдохновенных святых Отцов 11 глав, духовной мудростью, особенным образом отделанных, на спасение душам нашим. И к Богу отошёл месяца Мая, в 7 день, за полтора часа ночи, в третью неделю по Пасхе, Святых Мироносиц. Лета по седьмой тысяче 16. Нам образ сим жительством показал». Нищевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в уезде Переславля Рязанского и был приписным к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Новгородско-Северский Спасский монастырь Новгородско-Северский Спасский или Преображенский монастырь . Мужской, Черниговской Епархии 1 класса монастырь, находящийся внутри Новгорода Северского. Построен в половине XVII столетия Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем. С 1785 года, по учреждению Новгородо-Северской Епархии, был он Кафедральным Преосвященного Новгородо-Северского; в 1797 году, 1 Сентября, по упразднению этой Епархии, именным указом Архиерейский Новгородо-Северский дом велено обратить в первоклассный монастырь, и 13 числа туда назначен Новгородского Юрьевского монастыря Архимандрит Иоанн со степенью того Юрьева, но, по оставлению в Северском монастыре настоятелем уволенного от управления Могилёвской Епархией Епископа Илариона, Иоанн от 31 Декабря определён в Новгородский Антониев монастырь со степенью Юрьева же и Семинарии Ректором. По кончине же Преосвященного Илариона, случившейся в 1799 году, определён настоятелем Архимандрит Нижегородского Печерского монастыря и кавалер Иероним, который и доныне там настоятельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Владельцы дворянских усадеб могли привлечь к работе профессионального архитектора или заказать проект в столице. При всем разнообразии характерной чертой храмов традиционных типов стало стремление к максимальной индивидуализации. В убранстве бесстолпных церквей, как правило увенчанных единственной главой на высокой изогнутой кровле, наряду с развитыми барочными наличниками широко использовали: руст на лопатках и раскреповках, напр. в ц. Вознесения (1775) в с. Рязанове Островского р-на (заказчики Ларионовы) и в ц. Воскресения (1800) в с. Бартеневщине Галичского р-на (заказчик Н. Г. Бартенев); ордерные детали, напр. в церквах Воскресения (1777, не сохр.) в с. Марьинском Нерехтского р-на (заказчики А. В. Сумароков и П. И. Бизеев; не сохр.) и Благовещения (1790-1793) в дер. Неронове Солигаличского р-на (заказчик П. И. Черевин). В ярусных храмах основное внимание уделялось композиции восьмериков, своды к-рых прорезали люкарнами, напр. в ц. Спаса Нерукотворного (1758) в с. Готовцеве Галичского р-на (заказчик К. Ф. Готовцев), или увеличивали его высоту дополнительным аттиковым ярусом, напр. в ц. свт. Николая Чудотворца (1763) в с. Новом, что в Телякове Галичского у. (ныне Сумароково Сусанинского р-на; восьмерик разрушен (ИИМК РАН. Фототека)). Нередко храмы возводили по повторным проектам. Проект 5-главой бесстолпной ц. Успения (1785) в дер. Качалове Костромского р-на с рустованной центральной частью и углами, барочными наличниками и характерным подвышением карниза под аттиком был повторен в Успенской ц. (1795) в с. Воронье Судиславского р-на и в Вознесенской ц. (1806) в с. Вознесенском на Мезе (ныне дер. Бычиха Костромского р-на). Копиями костромской ц. апостолов Петра и Павла являлись 2-этажные церкви (1795) в Бовыкине Антроповского р-на и в честь Собора Пресв. Богородицы (1797) в с. Коровье (В. Пустынь) Чухломского р-на. Влиянием петербургской архитектуры можно объяснить выбор для сооруженной в 1776 г. ц. в честь Богоявления по заказу Ф. И. Катенина в урочище Борееве Чухломского р-на (не сохр.) типа однонефной базилики, популярного в прибалт.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

А игумения обыкновенно просиживала по целым дням около постройки, и за труды мальчикам и девочкам из своих рук давала по три коп. Это рассказывали те самые старики и старухи Безлюдовские, которые сами получали из рук игумении по три коп. за ношение цеглы, как тогда называли кирпич. Главная церковь освящена Иоасафом Миткевичем, еп. Белгород., 9 сент. 1759 г. Храм, освященный в 1759 году, имел три главы и был весьма тесен внутри. В 1835 году игумения Анатолия Веревкина начала, а в 1837 году окончила переделку этого храма. Храм распространен: к северной, южной и западной сторонам сделаны пристройки, пропорциональные величине и наружному виду его; к 3 главам прибавлены еще 2; верх храма и весь храм получил от того более величия и красоты. На хорах западной части храма, на пространстве новой пристройки, сделан придел в честь Владимирской иконы Божией Матери; придел сей освящен преосвящен. Мелетием, архиепископом харьковским, сент. 2, 1837 года. б) церковь Архистратига Михаила. Теплая каменная церковь во имя Архистратига Михаила, называемая трапезною, построена в 1785 году, старанием игумении Тавифы Сошальской, и освящена харьковского коллегиума ректором, архимандритом Василием в 1786 году, мая 3 дня; так показывает грамота, данная на имя игумении Тавифы, Аггеем еп. бедгородским, апр. 6, 1786. В 1797 г. игумения Тавифа с сестрами доносили Консистории, что ею устроен новой разной иконостас в Михайловской церкви и вокруг монастыря устроена деревянная ограда, к которой приделаны хлебные каморы и келарня и устроена гостинная келия. в) Иконостас и иконы главного храма; утварь, ризница; денежные вклады и угодья; каменная ограда. С 1827 года по 1849 г. была игумениею обители Анатолия Веревкина. В нынешнее благолепие обитель приведена трудами этой благочестивой, умной и попечительной настоятельницы. На что ни посмотрите в нынешнем Хорошевом монастыре, — на всем увидите печать заботливой и боголюбивой души, так недавно переселившейся в вечность. Мы уже сказали, что ею перестроен главный храм монастырский, причем дано ему не только более вместительности, но и более красоты и величия.

http://sobory.ru/article/?object=08879

Художник помещает их на темном фоне, пронизанном рассеянным светом, или на фоне декоративного пейзажа-«кулисы»; колорит строится на звучных аккордах красного, черном или серебристом цветах; одежды, аксессуары прописаны легкой сетью прозрачных мазков - прием, придающий живописи Гойи особую одухотворенность. Несмотря на то что большую часть наследия Гойи составляют портреты, важное место в его творчестве занимают картины и монументальные работы на сюжеты из церковной истории. Изначально Гойя работал в академической манере: «Распятие» (1780, Прадо, Мадрид); росписи приходской церкви семейства Рамолинос (после 1771), капеллы Собрадиель в картезианском мон-ре Аула-Деи (после 1771); композиция «Богоматерь - Царица мучеников» в малом сев.-зап. куполе ц. Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар в Сарагосе (1780-1781); «Святое семейство» (1785), «Смерть св. Иосифа», «Молитва св. Лутгарды», «Св. Бернард Клервоский и св. Роберт Молезмский» (все - 1783) для церкви монастыря Санта-Ана в Вальядолиде; в 1791-1797 гг. (с перерывами) работал над фресками в оратории Санта-Куэва в Кадисе, и др. Главным произведением Гойи для Церкви стали фрески домового храма св. Антония Падуанского (Сан-Антонио-де-ла-Флорида) в зап. предместье Мадрида по заказу кор. Карла IV (1798). В конхе апсиды он поместил исполненное торжествующего света и радости «Поклонение Имени Господа», в куполе - «Чудо воскрешения убиенного, совершенное св. Антонием в Лиссабоне». Светлый колорит, эскизная манера письма, волнение, охватившее зрителей, передают атмосферу чуда. В то же время перспективно-иллюзионистически написанные детали 1-го плана (парапет, драпировки на нем), «реальное» небо вместо купола, головокружительный ракурс фигур, контрасты тени и вспышек света на одеждах вызывают чувство религиозного воодушевления, убеждают в подлинности чуда, делают нас его участниками. Размышления мастера о человеке и его духовном пути составляют сатирические офорты «Капричос» (ок. 1793-1798), в к-рых «задокументированы» все возможные пороки общества и человека, и «Диспаратес» (т.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010