В статье об усадебных зданиях мы уже говорили, как современное монашество чуждо так называемой черной работы. Прежде по крайней мере низшие члены монастырской братии обязывались на сей труд, а также и лица, назначавшиеся на епитимию. А ныне работников не бывает, кроме наемников и наемниц. И нет таких лиц, которые бы могли руководить делом хозяйственным в доступно широком размере и образцовом виде. Просветительное и нравственно-исправительное служение Кизического монастыря отмечено в монастырских документах весьма давно. И вообще научение всего народа вере и наставление его в правилах нравственности считалось обязанностью монастырей, почему в 1738 году предписывалось оным о принятии мер к насаждению в народ знания Закона Божия и искоренению религиозных заблуждений. В разное время в Кизический монастырь посылались духовные лица для научения порядкам служб, раскольники и инородцы для вразумления и научения истинной вере, виновные в тяжких преступлениях для молитвы и очищения своей совести, т.е. на епитимии. В 1743 году были посланы в Кизический монастырь для наставления в вере обратившиеся из раскола крестьяне Даниил Окулев и Емельян Семенов. В 1785 г. – для говения и причащения дворовый человек Василий Максимов, никогда не бывший у исповеди и убежавший из монастыря, а потом новокрещенный из татар Василий Кириллов, не бывший у исповеди 13 лет; в 1786 году – диакон села Остолопова Симеон Моисеев для научения в чтении и церковном уставе, чтобы потом посвятиться в священники. В 1787 году был прислан новокрещенный чувашенин Яков Яковлев для наставления в вере и говения. В 1797 году присылался один новокрещенный татарин для наставления в вере и христианской жизни по случаю небытия его у исповеди; в 1800 году для той же цели присылался один чувашенин, не бывший на исповеди ни разу. В том же году находился в Кизическом монастыре священник Саранского округа села Грибоедова Павел Сергеев для изучения священной истории и катехизиса. В 1829 и 30 годах сюда присылалось несколько татар, склонных к отпадению, для увещания их в правилах христианской веры; в 1831 году было около 10 мальчиков – детей бедных псаломщиков, которые обучались здесь чтению и пению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Достойно еще упоминания, что в 1754 году запрещалось делать на ризах изображение орденских звезд, а на орарях голубых и красных лент; в 1760 году было дело об изъятии по Епархии 1053-х неискусной работы икон, которые предположено было отправить в Оренбургскую губернию. Определялось исповедовать инородцев при незнании их языка чрез возведение очей, показывание на небо, делание крестного знамения. В 1742 году вытребовались прежние церковные книги, а в 1765 году рассылался указ о напечатании Минеи за сентябрь в том виде, как она была до Императрицы Елизаветы Петровны, с исключением службы Св. Дмитрию Ростовскому . В следующем году было распоряжение о служении молебном 1 января не по особой книге, а по прежним книгам. В 1775 году было подтверждение указа 1743 года относительно прочного создания престолов и благолепного украшения их, что в Кизическом монастыре и было исполнено – чрез устроение прекрасной одежды на престол из шелковой травчатой материи. В конце 1774 года молились о прохождении оспы, в чем был усмотрен «подвиг духовного торжества»; а в 1781 году молились об избавлении от оспы Великих Князей Александра и Константина Павловичей. В 1785 году молились по случаю дарования прав дворянству; в 1877 году молились по случаю взятия Хотина, потом Очакова, а также по случаю победы над флотом короля Шведского и в 1793 году по случаю мира с Турками. В 1798 году было запрещено держать в монастыре богомольцев без письменных видов. В 1797 году было запрещение петь запричастные духовные стихи, а велено петь каноны. В 1799 году велено было при возношениях Высочайшего имени титуловать Императора Великим магистром Иерусалимского ордена Иоаннитов, а потом «Державным»; а в 1800 году повелено было праздновать в честь Иоанна Крестителя 12 октября в память перенесения из Мальты в Гатчину десной руки Св. Пророка и Предтечи Иоанна. В 1804 году установлено чествование памяти Иннокентия Иркутского 26 ноября. В 1807 году был указ относительно усугубления молитв о победе над врагами, а в 1812 году ряд торжественных молебнов о победе над французами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Димитрий Гирардис, грек, купеческий сын. Учился в Троицкой семинарии и во время ученичества был помощпиком учителя греческого языка в 1774–5 г. В 1776 г. уволен «в свою нацию». Григорий (в монашестве Гедеон) Замыцкий села Копнина дьячков сын. Учился в Троицкой семинарии с 1764 г. В 1775 году, будучи студентом богословия, назначен помощником учителя нисшего класса. В 1776 году опредлен учителем еврейского и греческого языков. Пострижен в 1778 году. В 1782 г. взят на чреду священнослужения в Петербург (слова его, говоренныя там, изданы в 1786 г.); оттуда послан в сан архимандрита в казанский Спасопреображенсюй монастырь и в 1787 г. опредлен на должность ректора казанской академии, в 1790 г переведен в свияжский монастырь, в 1793 г. отказался от должности ректора, и в следующем году переведен во Владимир в Царевоконстантиновский монастырь и получил должность ректора владимирской семинарии; в 1800 г. переведен в тверской Колязии монастырь, оттуда в Псковопечерский, в 1802 г. в Воскресенский (Новый иерусалим): в 1805 г. хиротонисан во епископа вятского. Скончался в 1817 году 329 . Михаил (в монашестве Мисаил) Смирнов, воспитанник Троицкой семинарии. В 1782 году на место Гедеона определен учителем греческого и еврейского языков и в сем году пострижен, в монашество; в 1784 г. переведен учителем на Перерву. Александр Сергеевич Никольский, села Горошкова дьячков сын. Учился в Троицкой семинарии с 1765 года; в 1776 г. определен учителем нисшего класса и вместе с тем ему назначено быть помощником наместника Павла в преподавании французского и немецкого языков. В 1779 г. определен учителем сих языков. В 1782 г. по прошению уволен и поступил в учителя санктпетербургского воспитательного дома. В текущем столетии жил в Москве и издал несколько переводных книг и сочинений, из которых некоторые изданы российскою Академиею (См. роспись Смирдина NN1076, 1226, 5557, 6012, 6019, 8760, 9316). Иван Степанович Рижский, сын священника из Риги, родился в 1761 г. Поступил учиться из псковской семинарии в Троицкую в Феврале 1775 года. По окончании курса, в 1778 г., определен в сентябре информатором, а в декабре того же года учителем риторики. В 1785 году вышел из духовного звания и получил чин губернского секретаря. В октябре сего года, после того, как префект Мефодий сделан ректором, Рижский переведен на кафедру философии, которую преподавал целый год во время префектуры Илиодора, определенного на риторику. В октябре 1786 года Рижский по прошению уволен в светскую службу и определился учителем в горный корпус в С.-Петербурге. В 1797 г. поступил на должность секретаря в Св. Синод, откуда через два года опять перешел в горный корпус. В 1804 году поступил профессором словесности в харьковский университет, в 1809 г. избран ректором оного и скончался в чине коллежского советника в 1811 году. Перечень его сочинений в словаре светск. писателей 11, 145. Риторика, им изданная, была долгое время книгою руководственною в учебпых заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В школах видим между учениками и монахов и лиц из белого духовенства. В 1777 году в философии учился иеродиакон Феофан, в риторике дьячек из села Рахманова Егор Петров. В 1785 году учился лаврский послушник Алексей Рагозин; в 1787 году – учитель риторики из севской семинарии монах Гавриил, в 1790 – иеродиакон Дорофей, в 1799 г. – двое лаврских послушников Семен Якшинский и Павел Семенов, в 1800 г. – диакон Данило Воинов, регент архиерейского хора; в 1803 г. принят в философский класс поступивший в лавру священник Иван Андреев Бакшевский. Он обязан был ежедневно ходить к утрене и вечерне и отправлять эти службы в свою чреду, а позднюю обедню за него поручено было служить другому. От хождения на молебны и всенощный бдения Платон его уволил, кроме 9-й и 10-Й недель и больших праздников. Вместе с Бакшевским учились диакон Андрей Вознесенский и послушник Иван Преображенский . Число обучающихся в семинарии, при свободе перехода из одного духовно-учебного заведения в другое, непрестанно изменялось. Ученики переходили, то из московской академии в троицкую семинарию, то из семинарии в академию. Такое же движете было со стороны учеников семинарий коломенской, калужской, перервинской, звенигородской и, наконец, вифанской. В некоторых семинариях курсы были неполны, и ученики для продолжения образования переходили в троицкую семинарии, в которую принимаемы были по испытанию. Так в 1779 году приняты трое учеников из семинарии перервинской, 6 из калужской, 2 из звенигородской. Если оказывался недостаток учеников в других семинариях, то его восполняли ученики троицкой семинарии: в 1791 году 35 учеников троицкой семинарии из риторики, высшего и нисшего грамматических классов отправлены были в перервинскую семинарию. После того, как указом императора Павла 1797 г. разрешено было открыть вифанскую семинарию, Платон в 1798 году приказал избрать из своекоштных учеников троицкой семинарии 100 человек, которых предназначил, по открытии семинарии, перевести в Вифанию. Но до открытия семинарии (6.авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

черниговских новгород-северских (1785 г.) и могилевских (1797 г.) в екатеринославскую, московских (как оказалось, совершенно неискренних) на короткое время (1799 г.) в казанскую, в 19 ст. киевских (1833 г.) в черниговскую 192 . тобольских (1837 г.) в пермскую 193 и ярославских (1848–52 гг.) в костромскую 194 , – начинает сменяться практикой отправления в общеправославных храмах, в случае просьбы единоверцев, служб по старым книгам и обрядам 195 . Такая практика имеет предшествующие примеры в деятельности отдельных архипастырей, как в 18 ст. уже при домогательствах, направленных к обособлению воссоединявшихся старообрядцев в отдельные приходы, напр., в распоряжениях воронежского епископа Тихона 3 (Малинина) 196 , так и в начале 19 ст. в распоряжениях нензенско-саратовских епископов Гаия (Такаова) и Моисея (Близнецова-Платонова), не стеснявшихся правилами 27 окт. 1800 г. 197 , тверского архиепископа (впоследствии московского митрополита) Филарета 198 и, кажется, в склонности действовать подобным же образом тамбовского епископа Арсения (Москвина) в 1810 г. 199 . В такой практике заключается могущественное средство привязать к православию колеблющихся между ним и расколом, – в 1858 году московским митрополитом Филаретом 200 таковых указано до 600.000, – и подтверждением целесообразности ее может служить лично нам высказанное 8 июля 1890 г. в Москве приснопамятным архимандритом Павлом (Прусским) несочувствие устроению единоверческих приходов, каковое он откровенно назвал напрасным 201 . Итак, в деле привлечения старообрядцев к православной церкви данными статистики несколько тушуется обличительное значение единоверия, отвечающее первой цели его. Для суждения с вполне определенными выводами о достижении второй цели единоверия материалы оказываются менее достаточными. Во всяком случае бесспорно, что единоверие служило и служит интересам православной церкви не без пользы, хотя далеко не в той мере, какая предположена его учреждением. Вот почему самостоятельное значение в борьбе с расколом, усвояемое единоверию одними мнениями, с большей основательностью отрицается другими, приписывающими ему лишь смысл прикладной – в системе духовно-просветительных условий, влияние которых делает единоверие даже излишним при переходе из раскола в православие и ускоряет достижение второй цели единоверия для тех, кто раньше избрал его посредство при вступлении в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

13 . Моисей (1802), в мире Михаил Близнецов-Платонов, сын священника, родился в селе Тешилове, Покровское тоже, близ Троицкой лавры. При рождении он был близнецом брату, скончавшемуся после священником в Москве, почему и дана ему фамилия Близнецов. Сначала он обучался в Дмитровском училище, потом (с 27 ноября 1780 г.) в Троицкой семинарии. Как отличный воспитанник, содержавшийся на благотворительные деньги (кошт) митропол. Платона, Михаил получил себе другую фамилию, по имени митрополита, ревностного покровителя наук. По окончании курса, определен 1792 года февраля 2-го, учителем греческого языка в той же семинарии; с 26 февраля 1795 г. преподавал и еврейский язык. Пострижен 14 августа того же года и на другой день определен префектом (инспектором) и наставником философии. В марте 1797 г. – соборный иеромонах. 9 февраля 1800 г. переведен на должность префекта в московскую академию и 14 числа произведен в архимандрита Златоустова монастыря. Октября 10-го 1802 г. получил в управление Богоявленский монастырь; в феврале 1804 г. сделан ректором московской академии и учителем богословия. В то же время переименован настоятелем Заиконоспасского монастыря. Указом Св. Синода от 19 декабря 1807 г. вызван в Петербург на чреду священнослужения и проповедания. В 1808 г. марта 29, посвящен в епископа Пензенского; в 1811 г. переведен в Нижний-Новгород. За ревность к ученым занятиям, он был избран почетным членом Московского общества истории и древностей российских; скончался в 1825 г., 10-го января 98 . 14 . Аполлинарий (1802–1806), в мире Архип Пуляшкин из мещан г. Вязьмы, родной брат знаменитого подвижника Новоспасского монастыря иеромонаха Филарета, в схиме Феодора 99 , пострижен 1785 г., апреля 13, в московском Симоновом монастыре, и того же года июня 8 посвящен в иеродиакона, 11-го числа во иеромонаха. В 1788 г. Симонов был упразднен за обветшалостью. Тогда (сент. 5) Аполлинарий, состоявший в должности ризничего, помещен был в Богоявленском монастыре, куда перевезена им из Симонова и самая ризница, находившаяся под хранением его до восстановления (в 1795 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИЙ (Подобедов Андрей Иванович; 20.11.1742, с. Стогово Переславль-Залесской пров. Московской губ.- 21.05.1818, Новгород), митр. Новгородский и Олонецкий. Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский. Портрет. Неизв. худож. 1-я пол. XIX в. (ТСЛ. Патриаршие покои) Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский. Портрет. Неизв. худож. 1-я пол. XIX в. (ТСЛ. Патриаршие покои) Род. в семье священника Владимирской епархии. Получив хорошую домашнюю подготовку, в 1757 г. поступил в Троицкую лаврскую ДС, где его наставниками, в числе проч., были буд. митр. С.-Петербургский Гавриил (Петров) и митр. Московский Платон (Левшин) . По окончании курса в 1764 г. оставлен в семинарии преподавателем риторики, катехизатором, с 17 нояб. 1765 г.- библиотекарем, с 12 июня 1767 г.- преподавателем евр. языка. 12 февр. 1768 г. принял постриг, 22 сент. 1768 г. рукоположен во иеромонаха и переведен в московскую Славяно-греко-латинскую академию , где с сент. 1771 г. занимал должность префекта и преподавателя философии. 18 авг. 1774 г. назначен ректором академии с возведением в сан архимандрита Заиконоспасского московского мон-ря , где ярко проявился проповеднический дар А. Проповедь, произнесенная А. по поводу убийства Московского архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) , была опубликована на рус., франц. и нем. языках. Высоко ценившая талант А. имп. Екатерина II пожелала, чтобы он был представлен на первую архиерейскую вакансию. 5 июля 1778 г. в Троице-Сергиевой пуст. в Стрельне близ С.-Петербурга в присутствии императрицы А. был хиротонисан во епископа Севского, викария Московской епархии. Проявлял особую заботу о развитии духовного образования: открыл в 1778 г. семинарию в Севске и духовные уч-ща в Орле и Брянске. 25 апр. 1782 г. переведен на Крутицкую и Можайскую кафедру, усовершенствовал и отстроил Крутицкую ДС, размещавшуюся прежде в московском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре , открыл духовные уч-ща в Боровске и Белёве. С 14 февр. 1782 г. являлся членом Московской синодальной конторы. С 27 марта 1785 г. архиеп. Казанский и Свияжский. Восстановил сгоревшее здание Казанской ДС; позаботился об усовершенствовании преподавания в ней, для чего испросил у своего учителя и друга митр. Московского Платона (Левшина) неск. лучших преподавателей Троицкой ДС; способствовал приобретению семинарской б-кой значительной партии книг. Количество семинаристов в бытность А. в Казани выросло с 200 до 500 чел. В 1797 г. Казанская ДС была преобразована в ДА. В миссионерских целях улучшил постановку учебного дела в казанской школе для новокрещеных татар. Стараниями А. на епархиальные средства был капитально отремонтирован кафедральный собор, перестроено здание духовной консистории, устроен архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/114402.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Келембет Андрей Петрович; 1745 мест. Чернухи Лубенского полка - 4.07.1825, Мгарский мон-рь Полтавской епархии), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из дворян, сын диакона. В 13-летнем возрасте бежал из родительского дома и, Амвросий (Келембет), архиеп. Тобольский Амвросий (Келембет), архиеп. Тобольский назвавшись сиротой, поступил в КДА. 9 апр. 1777 г. принял монашеский постриг, 4 июня того же года рукоположен во иеродиакона, 28 июня 1780 г.- во иеромонаха. По окончании академического курса, 1 июля 1777 г., назначен учителем греч. языка при КДА, в 1784 г.-риторики, в 1785 г.- философии. В годы преподавания жил в Киево-Печерской лавре , неся послушание ризничего. Вел аскетическую и уединенную жизнь, все доходы раздавал бедным и нищим. С 10 сент. 1791 г. префект КДА, 22 марта 1793 г. возведен в сан архимандрита Акатова мон-ря Воронежской епархии с назначением ректором Воронежской ДС. 29 дек. 1796 г. перемещен на архимандритию в Антония Римлянина новгородский мон-рь с назначением ректором Новгородской ДС. С 17 сент. 1797 г. архимандрит новгородского Юрьева мон-ря . 17 сент. 1799 г. А. был назначен, 6 нояб. в Гатчине наречен, 13 нояб. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. Деятельность А. в Оренбургской епархии заслужила высокую оценку первоприсутствующего в Святейшем Синоде С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) , перед к-рым за А. ходатайствовал Старорусский еп. Евгений (Болховитинов) . 25 мая 1806 г. А. был перемещен в Тобольск с возведением в сан архиепископа. А. столкнулся с крайним упадком правосл. просвещения в Сибири, принимал меры для борьбы с резко усилившимся влиянием ислама. По инициативе А. в 1820 г. на хантыйский и мансийский языки был переведен НЗ, не получивший, однако, одобрения духовной цензуры в Петербурге. А. особенно заботился о Тобольской ДС: построил для нее новый каменный корпус; открыл в томском во имя Алексия, человека Божия, мон-ре трехклассное латино-рус. уч-ще. В числе ректоров ДС, к-рым А. оказывал особое покровительство, был буд. Киевский митр. Филарет (Амфитеатров) . Посетивший в 1821 г. Тобольскую ДС М. М. Сперанский дал исключительно благоприятный отзыв о ней.

http://pravenc.ru/text/114384.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010