В июле 1818 года енисейское духовное правление рапортовало тобольскому архиепископу Амвросию: «имеющийся при енисейской кладбищенской Успенской церкви в верхнем этаже храм во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла минувшего июня 17 дня соборне освящен». На одном из генеральных планов Енисейска начала 19 века видно, что к югу и западу от Успенской церкви были распланированы кварталы жилой застройки, а вдоль ее южного фасада была проложена улица, получившая в последствие название Успенской. Консисторская справка за 1822 год сообщает, что с момента освящения Успенского храма на первом этаже кладбищенской церкви проживающие вокруг нее «купцы и мещане многократно просили ее учинить приходскою». Однако из-за недостаточного числа дворов и прихожан просьбы енисейцев длительное время оставались без удовлетворения. По-прежнему в деятельности столичных духовных властей соблюдались требования синодального указа о недопущении строительства «лишних церквей». Без положительного решения было оставлено даже обращение тобольского архиепископа в Синод в октябре 1807 года. Лишь в 1823 году с разрешения Синода Успенская церковь стала приходской, а кладбище вокруг нее было закрыто по решению городских властей. К этому времени в западной части города с 1794 года уже действовало другое городское кладбище, получившее позднее по названию местности наименование Севастьяновского. Обширный земельный участок для этого кладбища был отведен за пределами городской застройки к юго-западу по Ачинскому тракту. Здесь в 1785-1794 годах была выстроена небольшая каменная кладбищенская церковь в честь праздника Воздвижения креста господня. Впервые здание Крестовоздвиженской кладбищенской церкви было показано на плане города 1797 года. В начале 1824 года священнослужители и прихожане Успенской церкви обратились в Енисейское духовное правление с прошением о строительстве крыльца и помещения для сторожей. Причины обращения прихожан к духовным властям становятся понятными из рапорта правления архиепископу тобольскому и сибирскому Амвросию, датированному мартом 1824 года. Енисейские священнослужители сообщали: «Церковь же сия 2-х этажная и двупрестольная. В нижнем храме Успенье Божьей Матери, а в верхнем Апостолам Петру и Павлу, из коих в последней, наипаче во время Собрания Народнаго, вход потесности своей весьма неудобен, потому, как он сделан для хождения только на колокольню. По сему за непременно и необходимо находит в означенную церковь для входа заплотить крыльцо каменное, равно и сторожку». Некоторое время спустя в иркутской духовной консистории была рассмотрена смета «на предполагавшуюся при градоенисейской Успенской церкви постройку крыльца и сторожки», составленную в связи с отсутствием в Енисейске академически обученных архитекторов или землемеров имеющими опыт «мастеровыми людьми». Именно к этому времени следует отнести появление у западного фасада колокольни крыльца с четырьмя колоннами, а на территории церкви одноэтажного здания для помещения сторожа.

http://sobory.ru/article/?object=15125

В 1857 г. на средства жителей г. Кадома обитель приобрела 179 дес. земли в с. Никиткино. Помещик А. А. Манцеров передал сестрам еще 172 дес. земли в сельце Кулаевы Починки; шацкий купец Соловьёв купил для общины 146 дес. земли. К 1868 г. земельные владения К. м. составляли 600 дес. После 1873 г. были организовано Аниковское монастырское поместье (в 4 км от Кадома), Беловское подворье с огородом (в 3 км от Кадома), расширен Никиткинский сад. К 1911 г. К. м. владел 763 дес. 817 кв. саж. земли, из них 338 дес. 314 кв. саж. пахотной, 222 дес. 824 кв. саж. «под лесом», 123 дес. «под лугами». При Никиткинском хуторе был разбит сад (ок. 3 дес.), к-рый сдавался в аренду, что приносило мон-рю доход ок. 600 р. в год. На монастырских хуторах были устроены 2 пасеки. Кроме земли мон-рь владел капиталом в билетах на 114 тыс. р. Среди святынь К. м. наиболее почитаемыми были храмовая икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская), а также образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет», переданный сестрам от благотворительницы Богдановой по духовному завещанию вместе с усадьбой, ранее принадлежавший ее отцу. По рассказам Богдановой, «отец ее однажды чуть не утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица Небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мною, спаси меня!» - и был выброшен на берег, в то время как товарищи его потонули» (Там же. С. 20). Др. чтимая икона - образ Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), согласно надписи на обратной стороне, была специально для кадомской обители «писана и освящена во св. Афонской горе, в русском Свято-Андреевском общежительном скиту». Икона вмч. Пантелеимона «замечательной живописи» также была прислана со Св. Горы, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне (Там же. С. 22). К нач. XX в. в б-ке мон-ря хранились Новый Завет (СПб., 1739), Следованная Псалтирь (1755), «Алфавит духовный» (1760) и Поучения свт. Димитрия Ростовского (М., 1776), Евангелие с толкованиями блж. Феофилакта Болгарского (М., 1783), Четьи-Минеи, составленные свт. Димитрием Ростовским, в 4 книгах (М., 1796), Добротолюбие (М., 1793), Семь слов прп. Макария Великого (СПб., 1775), Обличение неправды раскольников, показанное в ответах выготских пустосвятов на вопросы иером. Неофита (М., 1745), Лествица (М., 1785), Киево-Печерский патерик (1779), Наставления о собственных всякого христианина должностях свт. Тихона Задонского (СПб., 1791) и др. Архив мон-ря содержал крепостные акты, указы, приходо-расходные и соборные книги и акты. Самые древние документы - «приговор» Кадомского городского об-ва об основании обители 1795 г. и указ Рязанской духовной консистории «о дозволении» строить богадельню при Димитриевской ц. г. Кадома 1797 г. 1917-2012 гг.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

Там он вступил в число «согласных», вскоре был посвящён в иеромонахи и сделан настоятелем Успенского «согласнического» монастыря (в Новороссии). В 1797 г., вступили в единение с Церковью некоторые из казанских старообрядцев. Казанский архиепископ (впоследствии митрополит С.-Петербургский) Амвросий (1785–1818 г.), по сношении с Св. Синодом, передал им церковь во имя 4-х евангелистов (в Казани) и назначил священником Архипа Андреева. В том же году пожелали обратиться в единоверие до 1000 человек в Нижегородской епархии. По донесении об этом Св. Синоду, последовало Высочайшее соизволение (12 марта 1798 г.) «иметь у себя тем старообрядцам церковь и особенных священников, рукоположенных от епархиального архиерея, для отправления службы Божией по старопечатным книгам», при чем Св. Синоду разрешено давать подобное же дозволение и по другим епархиям, когда из них поступят подобные же заявления раскольников. Поэтому, в том же году Св. Синод беспрепятственно удовлетворил ходатайства старообрядцев гг. Торжка, Твери и Верхнеудинского округа Иркутской губ. Тогда же, по благословению новороссийского митр. Гавриила, устроена единоверческая церковь в г. Александрии. В 1799 г. вступили в «согласие» с православною Церковью некоторые из петербургских старообрядцев, во главе с почётным гражданином Ив. Миловым. Из моленной, бывшей в его доме, была устроена церковь во имя св. Николая. Император Павел I лично посетил эту церковь и слушал в ней литургию, а потом пригласил «миловцев " в свою придворную церковь, и те также простояли там литургию. В 1800 г. Св. Синодом было дозволено устроить единоверческую церковь в Курске. До 1800 г. почти все старообрядческие общества соединялись с православною Церковью на своих собственных условиях. Но такой порядок, очевидно, был не нормален: необходимо было выработать определённые, общие для всех, правила соединения старообрядцев с Церковью. Такие правила, действительно, и были выработаны в 1800 г. Произошло это следующим образом. В 1799 г. московские старообрядцы изъявили желание принять благословенных священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Митрополит Серафим был сын дьячка Калужской Космо-Дамианской церкви. Родился в 1763-м году. При крещении получил имя Стефан. Его отец именовался Василий Тимофеев. В 1776-м году он поступил в низший класс Перервинской Семинарии, с фамилией Глаголев, и в январе 1779-го года перешел в Троицкую Семинарию, – с фамилией Глаголевский. Тогда было в обычае давать учившимся в Семинарии фамилии, которых простые Великороссийские семьи не имели. Калуга в то время входила в состав Московской епархии. В 1783-м году Стефан Васильевич Глаголевский перешел в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию и, будучи в Академии, посещал вместе с Матфеем Десницким, впоследствии его предшественником по Петербургской митрополии, лекции в Московском Университете, пользуясь, как и тот, пособием Дружеского Ученого Общества. В марте 1785-го года он был назначен учителем Троицкой Семинарии грамматического класса. Потом перешел в класс Риторики. Он еще не решил в то время, по какому пути направить свою жизнь, и в подписке, данной в мае 1787-го года, написал: «в какое состояние, духовное или светское, вступить намерен, теперь еще решиться не могу». Колебания, впрочем, длились недолго. В сентябре 1787-го года он был переведен в тот же класс в Москву, в Академию, и 2-го декабря уже принял здесь в Заиконоспасском Монастыре пострижение, с именем Серафим. В августе 1790-го года назначен префектом Академии, в 1799-м году – ректором. Как префект, он получил класс Философии, как ректор – класс Богословии, который, впрочем, он имел за собою еще с 1798-го года. С 1795-го года он был произведен во архимандрита Лужецкого Монастыря, а в 1798-м году переведен в Заиконоспасский. 25-го декабря 1799-го года он был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московского митрополита Платона (Левшина) . Как и на предыдущих местах служения, он пробыл на викариатстве недолго. В 1804-м году он получил Вятскую епархию, в 1805-го году переведен в Смоленск, в феврале 1809-го года – в Минск, с званием архиепископа. В Минске ему пришлось быть только 3 месяца: по случаю нашествия Французов он отбыл в Петербург и там присутствовал в Святейшем Синоде и Комиссии Духовных Училищ, а в 1814-м году он переведен в Тверь и пожалован званием члена Святейщего Синода, в 1819-м году назначен митрололитом Московским, 19-го июня 1821-го года переведен в Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Академии иеромонах Амвросий был последовательно префектом и с 1774-го года ректором и преподавал одновременно Философию, потом Богословие. Деятельностью на последней кафедре он оставил по себе память составлением учебного «Руководства к чтению Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Этот учебник в 1779-м году издан был Святейшим Синодом и долгое время был единственным руководством в Семинариях. За проповедь 14-го июня 1775-го года, на день рождения великой княгини Наталии Алексеевны, супруги цесаревича Павла Петровича, сказанную в присутствии Императрицы, архимандрит Амвросий получил от Государыни бриллиантовый крест, причем Государыня поручила представить его на архиерейство. 5-го июля 1778-го года, в Сергиевой Пустыни, в присутствии Императрицы, он был посвящен во епископа Севского, викария Московской митрополии, и получил от Государыни бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3.000 рублей. В новой должности преосвященный Амвросий проявил особенно энергичную просветительную деятельность, открыв 2 Духовных Училища и Семинарию. В 1781-м году, 14-го февраля, он был назначен членом Московской Синодальной Конторы, а 25-го апреля переведен на Крутицкую кафедру. Это была большая епархия, составленная из территории нынешних епархий Московской, Калужской и Тульской. В новой епархии преосвященный Амвросий тоже послужил духовному просвещению, открыв 2 новых Духовных Училища и улучшив положение Семинарии. 27-го марта 1785-го года преосвященный Амвросий был назначен архиепископом Казанским. В Казанской Семинарии архиепископ Амвросий расширил и улучшпл преподавание, много пополнил семинарскую Библиотеку, обновил состав преподавателей и посылал лучших воспитанников для завершения образования в Московские Университет и Академию, и в результате достиг того, что число воспитанников Семинарии возросло в 2½ раза, дошедши до 500. В 1795-м году архиепископ Амвросий был вызван для присутствования в Святейшем Синоде и получил бриллиантовый крест на клобук. Новый Император Павел, тотчас по воцарении, 10-го ноября 1796-го года, собственноручно возложил на него орден святого Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сильнейшею опорою раскола в этом краю были раскольнические часовни. В одном имении гр. Строганова таких часовен было 14. Более замечательные из них следующие: 1) Сретенская, построенная в 1764 г. в селе Сретенском. При этой часовне обыкновенно проживали беглые попы, как напр. Иргизский поп Михайло Иванов. 2) Кривецкая, построенная расколоучителем крестьянином Ефимом Соловьевым ок. 1778 г., близ села Кригецкого. Сам Соловьев был наставником в той часовне и многих увлек в раскол. 3) Егвинская, построенная жителями села Егвинского в 1805 г., в деревне Бабушкиной, при впадении реки Егвы в реку Обву. Основателем и первым наставником этой часовни был крестьянин Агапит Удавихин, два раза бывший в Иргизских раскольнических монастырях, хитростью и грамотностью многих увлекший в раскол. При Егвинской часовне почасту проживали беглые попы. Последний из них беглый священник Димитриевского села Пермской епархии, Аристарх Шабуров, послан был сюда старшинами Екатеринбургского раскольнического общества, Якимом Рязановым и Лукою Тарасовым, в октябре 1825 г. 49 Шабуров имел бронзовый крест в память 1812 г.: носить ему оный было запрещено Екатеринбургскими старшинами, «дабы не послужило сие простым сердцам в смущение»; даже и рясы не позволили носить по той причине, что рясы «с древними обычаями св. отец несоответственны». Чрез несколько лет Шабуров за бродяжничество и разные беззакония подпал под суд и расстрижен. 4) Около 1785 года Васильевские и Челвинские староверы построили себе часовню в деревне «Русаках». Первым строителем и настоятелем этой часовни был вышеупомянутый Осип Бухалов, весьма упорный расколоучитель, не раз сидевший в тюрьме за свое изуверство, и отвергший все увещания Вятского епископа Лаврентия (в 1788 г). 5) В 1797 году расколоучителем Федором Жуковым построена часовня в деревне «Мамошихе», в Филатовском ведомстве. 6) Около этого же времени в 37 верстах от г. Перми, в деревне «Жаковой» построена часовня раскольниками, крепостными гг. Лазаревых, приходов Васильевского и Паинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В следующем году присылаемы были два священника, при чем в указах подробно описаны их вины служебные, за подобные коим в монастырь посылалось множество духовных лиц и после; напр. за незаконное повенчание. В 1785 году присылались некоторые за известные преосвященному погрешности. В 1786 году присылаем был артиллерийский канонир Толстой за неумышленное убийство жены, на год, с положением за каждой службой по 30 поклонов; священник села Шихазды на 1 год за опущения по службе; священник села Тогаева и священник Бугульминского заказа, Троицкого Осокинского завода, за пьянство и побои, нанесенные сыну сидельца питейного дома с запрещением священнослужения на полгода. Из приведенного списка наказуемых за первое столетие существования монастыря видно, что число наказуемых было не особенно велико. В следующее столетие наказуемых было несравненно больше, особенно за пьянство. Можно сказать, что пьяные люди были почти исключительными лицами из числа отбывающих свое наказание в монастыре, так как подобные прежним проступки (неслужение молебна) не вменялись в наказание монастырским послушанием. Привыкшие пьянствовать дома, последнего рода наказуемые большею частью не покидали своей привычки и в монастыре, а потому соединенное с пьянством буйство сделалось теперь частым явлением, нежели прежде, когда наказание переносилось смиренно и звалось послушанием. Пьяные люди не давали покоя не только обитателям Кизического монастыря, но и самому преосвященному, который посему сделал распоряжение, чтобы судимых за пьянство посылали в более отдаленные от Казани монастыри, чем Кизический. В 1797 году опять последовало распоряжение о том, чтобы наказуемые не были отпускаемы из монастыря. Но вот в 1799 году опять стали присылаться в Кизический монастырь штрафованные за пьянство: один священник Симбирского округа на 1 месяц; в 1800 году священник Корсунской округи – на 3 месяца и др. Были наказуемые в последующие годы, при чем иногда попадались такие лица, что не знали, что с ними и делать. Напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Этому первому процветанию внешнего благосостояния монастыря способствовало покровительство главного его строителя патриарха Адриана и живодейственное предстательство пред ним первотрудника сего монастыря иеродиакона Стефана Сахарова. Второе время процветания монастыря относится к концу 30-х и началу 40-х годов XIX столетия, которое, кажется, всецело было обязано мудрой и симпатичной деятельности настоятеля архимандрита Гурия, умевшего своею жизнью, деятельностью и вниманием к религиозным потребностям общества расположить к благоустроению монастыря капитальных и усердных к церкви Божией благотворителей. Таким образом, оба случая процветания благосостояния монастыря исходили не из монастырских доходов, а совне. Обычные же доходы монастыря всегда были большею частью таковы, что их доставляло только на удовлетворение самых насущных и неотложных его нужд. Угодьями своими монастырь редко пользовался сам, а большею частью сдавал их в аренду, почему не несправедливо эти угодья были отобраны и заменены штатным жалованием. По штатам 1764 года Кизический монастырь поставлен в 3-ю степень и на него отпущено было 224 руб. 71 коп. так называемый штатной суммы; потом в 1797 году прибавлено 190 руб. 19 коп. Впоследствии еще было прибавлено 243 руб. 68 коп., так что всего монастырь стал получать штатного жалования 658 руб. 58 коп. Потом еще отпускалось 400 р. на наем служителей. Некоторое время эти суммы отбирались в пользу консисторских чиновников, а потом и вовсе отменены. Церковные доходы Кизического монастыря как-то: свечные, кружечные, кошельковые также всегда были очень ограниченные. По приходно-расходной книге за 1785–1791 годы значится свечного дохода от 63 р. – до 107 руб., часовенных 47 рублей. В 1812 году той и другой суммы поступило 991 р. 10 коп., из коих употреблено на расход 853 р. 32 коп. Осталось 137 руб. Важнейшие расходы были на покупку свеч (148 руб.), на устроение двух киотов для иконы Божией Матери (130 руб.) и на покупку 2 потиров в 333 золотника (322 р. 50 коп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

КАЗАНСКАЯ АКАДЕМИЯ заведена под именем школы в 1723 году, Марта 19, по силе Духовного Регламента и по определению Тихона, Митрополита Казанского, при Архиерейском Доме, в ней обучали по 1733 год букварям и Славяно-Российской Грамматике, а с 1733 года Преосвященным Иларионом Рогалевским, Архиепископом Казанским, Заведены Славяно-Латинские школы в Зилантове монастыре, и первыми учителями определены: Стефан Гловатский и Василий Пуцек-Григорович, бывший потом Вениамин Митрополит Казанский, оба из студентов Киевских. Сей Преосвященный положил основание строению каменному для Семинарии близ самых гостиных рядов. В 1738 году Преосвященный Епископ Лука Конашевич завёл Арифметический класс, и на основании, положенном Преосвященным Иларионом, отстроив нижний этаж, перевёл учеников из Зилантова монастыря. В 1739 году 1 числа Сентября открыт Философский класс, и первым учителем оного был Иеромонах Вениамин Пуцек Григорович. В 1744 году было окончивших курс Философский около 40 человек, а во всей Семинарии 232 человека; а в 1745 году – 308 человек. В 1751 году открыт класс Богословский, и определён учителем Иеромонах Феофил Игнатович, бывший, наконец, Епископом Черниговским. Около сего же времени окончен строением и второй этаж всей Семинарии, сделаны две церкви – тёплая и холодная. В 1765 году по расписанию, положено на Семинарию сию 1.635 рублей, 87½ копеек. А в 1774 году Семинария и церкви погорели. В 1779 году назначено ежегодного жалованья две тысячи рублей. Преосвященный Лука Конашевич снабдил Семинарию сию богатой библиотекой, которую умножил после Преосвященный Вениамин Пуцек-Григорович. Наконец, Преосвященный Амвросий, Архиепископ Казанский, довёл её до возможного совершенства, как зданием, так и внутренним порядком. С 1785 года заведено там обучение Немецкого и Французского языков, а при том Математики, Истории и Географии, введён новый сообразный с методом Народных училищ порядок преподавания наук, и отправляемы были студенты для образования к учительской должности в Университет, Московскую Академию Лаврскую и в Невскую Семинарии; попечением сего же Преосвященного распространено и поправлено всё Семинарское строение; отделана великолепная зала для публичных собраний, а в 1793 году выстроены учительские покои. В 1797 году переименована Семинария сия Академией, и положено на неё ежегодного жалованья по 10.000 рублей. В 1800 году прибавлено ещё на лекаря 230 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010