Арх.: ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Т. 2. Д. 2614. Соч.: Кр. ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры: С прил. знатных происшествий, случившихся в оной. СПб., 1782. М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824; Слово, говоренное 24 нояб. 1793 г. в Большой придворной церкви в день тезоименитства имп. Екатерины Алексеевны. СПб., 1793. Пер.: Серан де ла Тур. История о Епаминонде, фивском полководце, с примеч. историческими и критическими. М., 1774. Ист.: Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. доп. С. 17-19; Яковлев А. А. Записки/Вступ. ст.: В. А. Андреев. М., 1915. Лит.: Евгений. Словарь. Т. 2. С. 144, 145; Пассек В. В. Ист. описание Моск. Симонова монастыря. М., 1843. С. 222; Снегирёв И. М. Новоспасский мон-рь. М., 1843. С. 98-99; Смирнов С. К. История Моск. Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 323, 324, 354, 355; он же. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 351-352, 372, 374, 505-506; Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. С. 181-187; Чередеев К. К. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 147-149; Крылов А. П. Иерархи Ростово-Ярославской паствы, в преемственном порядке с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 268-278; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. С. 389; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 297-298; Титов А. А. Павел (Пономарёв), архиеп. Ярославский и Ростовский//РА. 1910. Кн. 2. 7. С. 439-445; Святители земли Нижегородской/Сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 100-102. Д. Б. К. Иконография Прижизненные портреты П., вероятно, не сохранились. Поясной живописный портрет П. написан П. Ф. Рыбниковым в кон. 1809 г. (поправлен К. Я. Каниевским в 1836; ИРЛИ (ПД). И. 2853) для портретной галереи членов Российской академии, размещавшейся в зале академических собраний Российской академии в С.-Петербурге. П. изображен вполоборота влево в черной рясе и черном клобуке, на груди - панагия, звезда и знак ордена св. Александра Невского на орденской ленте; у П.- черная курчавая борода, длинные вьющиеся волосы лежат на плечах. В кон. 30-х гг. XIX в. по рис. М. А. Кашенцева с этого портрета была создана литография (с большой точностью воспроизводящая живописный оригинал) для сер. «Литографированные портреты членов Российской Академии», печатавшейся к 50-летнему юбилею академии по инициативе ее президента А. С. Шишкова (СПб., изд. А. О. Мошарского, 1835-1841; ИРЛИ (ПД). ПД-10193; экземпляры в ГМИИ, ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

В 1771 году " по указам Правительствующего Синода и Сената Новоторжской воеводской канцелярией и городским магистратом отведено за городом Торжком на городовой стороне, где прежде был Богословкий монастырь, место для погребения умерших под кладбище " . Оно было здесь открыто в 1772 году. В 1774 году городское купечество обратилось в Новоторжское духовное правление с просьбой разрешить построить кладбищенскую церковь. Доподлинно известно, что в 1783 году церковь была освящена. Сооружение храма Иоанна Богослова осуществлялась на пожертвования известного своей благотворительностью новоторжского купца Ивана Якимовича Морозова. Храм строился 4 года, с 1778 по 1782 год. Кирпичная, оштукатуренная на белокаменном цоколе церковь Иоанна Богослова построена в стиле барокко. Родовая усыпальница именитых купцов Морозовых находилась рядом с храмом. Во время строительства Иоанно-Богословской церкви в Торжок приезжала императрица Екатерина II. На приёме государыня познакомилась с И. Я. Морозовым и спустя некоторое время выслала ему из Старицы старинный образ святого апостола Иоанна Богослова для строившегося храма. Эта икона была помещена в иконостасе над могилой пятнадцатилетнего сына Морозова - отрока Иоанна. В 1844 году на средства купца Бителева вокруг кладбища построили каменную ограду. В 1865-1867 гг. церковь возобновлялась на средства её старосты, почётного гражданина купца Якова Никитича Уварова. Братьями этого благодетеля на этом же кладбище была построена в 1843-1844 гг. тёплая церковь во имя преподобной Марии Египетской. Эта церковь была разрушена в годы Великой Отечественной войны и разобрана в послевоенные годы. От неё сохранился лишь фундамент. Службы в церкви Иоанна Богослова продолжались вплоть до 1923 года. Постановлением ВЦИК и распоряжением Губисполкома от 1922 года " Об изъятии драгоценностей " заключащихся в нижеследующем списке для зачисления в фонд Всероссийской центральной комиссии помощи голодающим Поволжья, при ВЦИК. В список был включён 21 предмет: ризы с икон, серебрянные венцы, лампады, кресты и другое. Позже были сброшены колокола. Время от времени в храме проходили редкие службы и отпевали умерших.

http://sobory.ru/article/?object=02442

В 1859 году при КазДА выходят творения уже упоминавшегося нами преп. Максима Грека . Вначале на славянском языке – без перевода, затем некоторые из них издаются в 1860 году в «Православном собеседнике» (журнале при той же Академии), а с 1864 по 1897 год там же, в Казани, выходят три тома Творений преп. Максима Грека 297 1 на русском языке. В разных изданиях в 60-х годах XIX века публикуются творения, в том числе полемического антиеретического характера, таких отцов Русской Церкви XIV-XV веков, как сет. Фотий, митрополит Киевский, преп. Зиновий Отенский , свт. Киприан, митрополит Московский Во второй половине XIX века начинают издаваться сочинения сщмч. Гермогена, патриарха Московского (1530–1612), в основном агиографического характера, в том числе повествования о свт. Гурии, архиепископе Казанском, о явлении Казанской иконы Божией Матери. Более поздний автор XVIII века, аскетический писатель преп. Паисий Величковский (1722–17194), возродитель русского исихазма, переводил на славянский язык с греческого творения святых отцов. Он стал издаваться только в XIX веке, с 1847 года (Житие и писания. Оптина пустынь, 1847). В конце XIX – начале XX века вышли его собственные творения: «Об умной или внутренней молитве» (М., 1892; до революции было четыре издания); «Крины сельные» (два издания: Одесса, 1905; 1910). Однако главный массив издаваемых русских святоотеческих творений XIX века приходится на авторов, живших в ту эпоху, таких как свт. Филарет Московский , свт. Игнатий Брянчанинов , свт. Феофан, Затворник Вышенский , св. прав. Иоанн Кронштадтский . Свт. Филарет Московский (1782–1867) – фигура весьма значимая для русского патристического книгоиздания (именно в церковное правление свт. Филарета и происходит его взлет). Свои первые труды свт. Филарет опубликовал в печати в 1814 году, будучи архимандритом и ректором СПбДА, среди них – молебный чин по поводу «избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык», а также «Обозрение богословских наук». Увидели свет два самых полных и не повторенных ни до революции, ни после нее издания трудов митрополита Филарета: «Собрание мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам» в пяти томах (пятый том в двух частях) вышли с 1885 по 1888 год в Санкт-Петербурге (СПб., Синодальная типография) 298 с двумя частями указателей; «Сочинения Филарета митр. Московского и Коломенского: Слова и речи» в пяти томах вышли в Москве в типографии Мамонтова (М., 1873–1885).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В последующие времена также не умолкали предупреждающие голоса тех учителей и архипастырей, которые сознавали опасность быстрого и неиспытанного Рукоположения. Об этом писали такие духоносные русские пастыри, как святой Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, Задонский (1724–1783), Филарет, митрополит Московский и Коломенский (1782–1867), протоиерей Иоанн Сергиев (1829–1909). Некоторые авторы-пасторологи, отрицая необходимость так называемого призвания, весь центр тяжести переносили на пастырскую подготовку. В тех случаях, когда из-за недостатка священников речь идет о Рукоположении мирянина, еще не получившего систематического духовного образования, но имеющего рекомендации от своего приходского духовника, епископ должен с бдительной заботой, применяясь к возрасту и развитию каждого такого кандидата, осведомиться в личной беседе с ним о добром намерении, свободной воле и бескорыстном желании посвятить себя пастырскому служению, о его духовных, нравственных и умственных способностях, о соответствующем состоянии его физического и психического здоровья. Нужно также взвешивать способность кандидата к несению священнического бремени и к исполнению пастырских обязанностей. При отборе и должном испытании желающего принять Священство надлежит проявлять твердость, даже если в епархии ощущается недостаток в священниках, ибо Бог не оставит Церковь Свою без служителей, если достойные будут выдвигаться, а неподходящие будут отечески направляемы к принятию иных обязанностей и послушаний в многообразном служении Церкви Христовой. Отобранные таким образом кандидаты после Рукоположения и устройства на приход должны восполнять свое образование, поступив в заочный сектор одной из Духовных школ Московской Патриархии. Духовная подготовка Взыскующий Священства, будущий пастырь, готовится вступить на путь духовный, или, по старому русскому выражению, «войти в духовенство». Само это выражение ко многому обязывает. Оно означает, что будущий клирик в первую очередь должен стяжать благодатные дары Духа Святого. Он готовится всецело отдаться Царству Духа, а не царству земной обыденности с его расчетом, вожделением и соблазнами плоти. Прежде всего это предполагает самовоспитание в духе Царства Божия, созидание его в себе. Это возрастание в духе дается не всем и не сразу, оно приобретается долголетним подвигом всей жизни, начавшимся еще в юности, решительным выбором Царства не от мира сего, посвящением себя на служение Богу и ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь наш Иисус Христос учил народ: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф 5:16). Святитель Филарет Московский (Дроздов, 1782–1867) так толкует эти слова Спасителя в своей проповеди пред обетом сердобольных вдов — предшественниц сестер милосердия в наших больницах (1843 г.). “Теперь найдено, что если мы и не Апостолы, а принадлежим только к народу верующих; тем не менее и для нас есть доля в Нагорной проповеди Христовой; и нам нечто сказано в сих словах: да просветится свет ваш пред человеки; дело света духовного нам не чужое. Слышащие сие не пожелают ли услышать и то, как можем мы участвовать в распространении света, и не только услышать, но слышимое и творить по возможности? К разрешению же предложенного теперь вопроса мы тотчас придти можем, не через трудное изыскание, но через простое продолжение слов поучения Христова. Тако да просветится свет ваш пред человеки. — Каким образом? — Господь продолжает: яко да видят ваши добрые дела. Вот очень простая правда света! Добрые дела — вот свет, который всякий издавать может! Добрый пример — вот способ, которым каждый может распространять свет между другими! И вот явственная черта Божественного учения Христова, что она, восходя превыше высокого созерцания, в то же время нисходит до самого простого разумения и всякому доступного исполнения! Чтобы распространять между человеками свет, или иначе сказать, истину и добро, для сего, кажется, мы не знаем более открытых способов, как три следующие: слово, власть, пример. Слово действует убеждением, власть — праведно употребляемым могуществом, пример располагает к подражанию Но что еще скажем более близкое к тем, которых состояние подобно не граду, стоящему верху горы, но, может быть, только хижине под горою? Неужели может и их свет просвещаться пред человеки? — Почему не так? И малый светильник в хижине увидит блуждающий странник, и пойдет на его свет, и найдет в хижине спасение от холодной ночи или зверя, и успокоится в безопасности, и обрадуется странноприимству. И скромное доброе дело человека невидимого в мире, если одушевлено добрым и святым намерением, есть дело света, которое и действует в сем качестве, привлекая к добру: и даже под управлением Провидения простирает иногда свое действие на неизмеримую даль

http://pravmir.ru/shkolnyiy-apostol-i-ap...

Митрополит Платон оставил память о себе как яркий и ревностный проповедник (после него осталось более 600 слов и речей) и учитель веры. Его «катихизисы» — краткий для детей, катихизис в беседах для народа и катихизис для священнослужителей, написанные живым русским языком, не только служили делу духовного просвещения разных слоев русского общества, но и послужили дальнейшему развитию русской богословской мысли. Во второй половине XVIII — начале XIX в. заметно усилился интерес к русской церковной истории, что нашло отражение в трудах монаха Никодима (Селлия), протоиерея Петра Алексеева, митрополита Платона, митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), епископа Пензенского Амвросия (Орнатского) и ряда других церковных деятелей. Новая страница в истории русской богословской мысли и церковной науки связана с жизнью и трудами митрополита Московского Филарета (Дроздова; 1782—1867). Сын диакона (впоследствии — протоиерей) Михаила Феодоровича Дроздова из г. Коломны, он получил образование в Троицкой Семинарии, где показал блестящие способности. Был оставлен по окончании курса учителем поэзии. Он пользовался особым покровительством митрополита Платона, видевшего в Троицкой Семинарии свое любимое детище. Однако в 1809 г. Комиссия духовных училищ при Святейшем Синоде вызывает иеродиакона Филарета в Петербург, где он был назначен профессором богословия в преобразованной Духовной Академии. В 1812 г. он становится ее ректором (уже в сане архимандрита, с 1817 г. — в сане епископа) и в этой должности остается до 1819 г. Петербургские десять лет оказались творчески самым напряженным периодом в его жизни. Он разработал академические курсы по догматическому богословию, библейской истории и церковным древностям (предмету, заключавшему в себе элементы патрологии, литургики и канонического права), написал ряд пособий. Под его руководством в Академии в 1815— 1822 гг. был осуществлен перевод на современный русский язык Нового Завета и Псалтири, издававшихся Российским Библейским обществом. Ярким выражением богословских воззрений Преосвященного Филарета явились его проповеди, произнесенные в тот период. Великой его заслугой перед православной богословской мыслью было освобождение ее от крайностей схоластики, возвращение ее к Священному Писанию и к патристической традиции.

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

На монастырском кладбище были похоронены пензенские вице-губернатор А. М. Евреинов (1773-1816), губернатор Александр Алексеевич Панчулидзев (1789-1867), губ. предводители дворянства Е. П. Чемесов (1735-1810), А. Н. Арапов (1801-1872) и Д. К. Гевлич (1837-1913), 1-й председатель губ. земской управы А. Н. Бекетов (1824-1898), саратовский губ. предводитель дворянства и черниговский губернатор Алексей Александрович Панчулидзев (1819-1888), участник заграничных походов российской армии ген.-майор И. С. Леонтьев (1782-1824), ген.-лейтенант А. И. Юшков (1796-1859), настоятели П. П. м. архимандриты Иоасаф (Пашин; 1818-1869) и Кирилл (Щеглов; 1815-1897), церковный краевед прот. Иаков Бурлуцкий (1819-1886), прот. И. И. Репинский (1781-1850), кафедральный свящ. В. З. Уманский (1798-1856), архит. А. С. Федотов (1842-1909), благотворительница М. М. Киселёва (1798-1887), родители писателя М. Н. Загоскина и др. В 1918 г. П. П. м. являлся резиденцией еп. Пензенского сщмч. Иоанна (Поммера). 9 мая того же года в монастырской келье на него было совершено покушение. В кон. мая во время боев с войсками Чехословацкого корпуса большевики «безо всякого повода открыли артиллерийский огонь» по обители, несколько снарядов попали в кельи, смежные с покоями еп. Иоанна. В сент. того же года в келье и канцелярии архиерея был произведен обыск. Вероятно, именно в П. П. м. в 1920 г. еп. Иоанн рукоположил во диакона старца священноисп. Иоанна Калинина . В 1919-1921 гг. на части монастырской территории размещалась «колония дефективных детей», с 1924 г.- «конный обоз по вывозу нечистот». В 1925 г. официально закрыто монастырское кладбище (в 40-60-х гг. XX в. полностью уничтожено; надгробия вывезены, зарыты или использованы как поделочный камень). В 20-х гг. XX в. последним наместником мон-ря стал его постриженик архим. Иоанникий (Жарков). Вероятно, в 1927-1928 гг. П. П. м. был закрыт. Архив мон-ря составляют фрагментарно сохранившиеся дела, к-рые находятся в Гос. архиве Пензенской обл. (Ф. 129), отдельные материалы содержатся в фонде Пензенской духовной консистории (Ф. 182) и др. фондах. Архитектурный ансамбль и реликвии

http://pravenc.ru/text/2579946.html

Наш дед был подлинным самородком, поднявшимся из нищеты сельского духовенства крепостной России императора Николая Первого. Он достиг всех отличий, доступных в то время белому женатому духовенству, вплоть до потомственно го дворянства, полученного им вместе с орденом св. Владимира. Это продвижение по иерархической лестнице он проделал исключительно благодаря своим дарованиям, преданности пастырскому служению и верному исполнению всех возложенных на него обязанностей. Он был свободен от искательства, желания угодить начальству и установить связи с влиятельными лицами. Эти черты унаследовал и мой отец, которому были всегда чужды карьеризм и честолюбие. Личная незаинтересованность нашего деда заслужила ему любовь и уважение взыскательного митрополита Филарета Московского (1782–1867), неизменно выделявшего его из среды остального духовенства. Обстоятельная статья об о. Стефане Зернове помещена в Русском Биографическом Словаре (Петроград 1916 г. Издание Императ. Рус. Историч. Общества). Она передает основные этапы его жизни и поэтому является лучшим введением в описание его личности. Кроме этих материалов, сохранились в печати одна из проповедей нашего деда и его обращение к жертвователям Свято-Николаевского братства с призывом оказать посильную помощь сиротам духовенства. Биографический словарь в следующих словах характеризует нашего деда: «Степан Иванович Зернов родился 23-го декабря 1817 года в селе Архангеле, Меленковского уезда, Владимирской губернии, где отец его был в то время диаконом. Раннее детство прошло в самых неблагоприятных обстоятельствах. Отец, смещенный за какую-то провинность на пономарскую должность, переезжал из села в село, и при этих условиях, конечно было не до забот о сыне. Однако нашлись добрые люди, и 10-летнего мальчика, немного подготовленного дома, отдали для обучения в ближайшее Муромское духовное училище. Как здесь, так и в Вифанской семинарии, где Зернов по лучил среднее образование, он отличался выдающимися способностями и поэтому шел по успехам в числе первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Об общем благодатном призвании ко спасению Глас благодати в сверхъестественном откровении Особенные благодатные средства спасения – слово Божие и таинства. О Церкви Христовой Общее понятие о Церкви О Церкви земной Основание Церкви – Христос Каким же образом Верховный Зиждитель, Глава Церкви – созидает тело Церкви? Чрезвычайные строители Церкви Равенство власти апостольской Необходимость постоянной иерархии Основа законного пастырства в Церкви Три степени иерархии Пастыри, как орудия верховной власти Христа О таинствах О благодати крещения Внешняя сторона таинства Божественное установление таинства О миропомазании О таинстве причащения. Понятие о нем Плоды таинства Необходимость Евхаристии Внешняя сторона таинства Таинство покаяния Таинство елеосвящения Таинство брака Таинство священства Церковь земная, как средство объединения и освящения верующих. Церковь земная получает еще освящение через общение с Церковью небесною Видимая и невидимая Церковь Непоколебимое существование Церкви до конца мира. Непрерывное пребывание в Церкви благодати Божией. в) О последней судьбе человека Личное бессмертие человека с точки зрения разума Взгляд на бессмертие в Ветхом Завете Смерть, по учению Нового Завета Всеобщее воскресение из мертвых. Истинное воскресение праведных для жизни вечной Участь человека тотчас по смерти Состояние души умершего тотчас после смерти Неполное воздаяние за дела тотчас по смерти Молитва Церкви за умерших с верою Каким образом «действие молитвы простираться может так далеко, Окончательное определение участи человека при втором пришествии Иисуса Христа Всеобщее воскресение из мертвых и последний суд над людьми Суд над людьми будет произведен при посредстве святых Вечное блаженство праведников Вечное мучение грешников Новое небо и новая земля К характеристике догматического учения м. Филарета     «Трудно было найти человека скуднее и слабее по плоти», – говорил о знаменитом Московском иерархе Филарете (род. в 1782 г., ум. в 1867 г.) проповедник в своем надгробном слове 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Они были совсем не арианами, a только старомодно, консервативно рассуждавшими людьми. Небиблейский, чисто философский термин «омоусиос» казался им лишним, обременительным. Александру, епископу Константинопольскому, дан был приказ — формально принять Ария в общение с церковью. Но случилось так, что Арий не удостоился этой чести. Он умер скоропостижно, как говорится в просторечии, от разрыва сердца. И по свидетельству Макария, Афанасиева «посла» в Константинополе, случилось это с Арием в отхожем месте. Несомненно, благоразумие императора удержало торжествующих врагов Афанасия от нетактичной спешки в замещении его на Александрийской кафедре. Паства волновалась, протестовала. Сам великий преподобный Антоний из пустыни не раз писал императору в защиту Афанасия. Власти, однако, не бездействовали. Четырех наиболее шумных пресвитеров власти арестовали и выслали. Император писал, обращаясь к клиру, к девственницам и всем верным, убеждая быть спокойными, что он не пойдет навстречу анархии и крикам толпы, что суд над Афанасием был законным судом собора. Отвечая преподобному Антонию, Константин признавал, что на деле бывают судьи и пристрастными, но невероятно, чтобы столь многочисленный собор епископов, просвещенных и мудрых, мог осудить невинного. Афанасий просто человек гордый, бесцеремонный, вздорный. Когда наш мудрый Филарет одному светскому собеседнику, отвергавшему правоту какого-то судебного приговора, возразил: «Суд не ошибается,» тот заметил: «Владыко, Вы забыли суд над Иисусом Христом.» Филарет вздохнул и покаянно признался: «В эту минуту меня Господь забыл...» Мелитиане ликовали. Исхиру возвели в епископы. B его деревне ему построили даже церковь с помощью казенных муниципальных сумм.  Антоний Великий, преподобный (ок.260-ок.365) — известный христианский аскет, отшельник, проповедник монашества; пользовался среди христиан (особенно в Александрии) глубоким уважением и почитанием.  Филарет (Дроздов Василий Михайлович, 1782-1867) — с 1826 г. митрополит Московский; чтился Русской православной церковью как толкователь Священного Писания, мудрый учитель нравственности, талантливый администратор. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/434984/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010