Церковь Николая Чудотворца Торгового в Болхове. Обиходные названия: церковь Николы Богаделенского, Никольская церковь, Свято-Никольская церковь. Первое упоминание о Никольской церкви в Старом остроге содержится в Писцовой книге писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова (1624–1625 гг.): «Церковь Николы Чудотворца, да придел Пророка Ильи деревян, а в нем образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение попа Досифея...» В XVIII в. Никольскую церковь отстроили из кирпича. По архитектуре представляла собой невысокий храм типа восьмерик на четверике. Храм имел два теплых придела – Св. пророка Ильи и Св. Дмитрия Солунского, которые упоминаются в 1782 г. Церковь находилась на бойком торговом месте. Но для того чтобы отличать ее от других Никольских храмов в Болхове (Николо-Гончарного и Николо-Козмодамианского), прихожане называли ее Никола-Торговый, а поскольку в первой половине XIX в. при ней существовала богадельня (в 30-х годах), это прозвище сменило другое – Николо-Богадельнинская. В XIX в. началась цепь перестроек, благодаря которым Никольская церковь полностью изменила свой внешний вид. В 1835 г. перестроили колокольню, в 1839 г. появилась каменная трапезная, в 1867 г. при старосте Зикееве перестроили Ильинский и Дмитриевский приделы, в 1868 г. подверглась переделке теплая церковь. В 1889 г. сгорела колокольня, но в том же году ее отремонтировали, заменив шпиль на луковичное завершение. При церкви существовали две школы грамоты – одна для девочек, открытая совместно с Вознесенской церковью в 1899 г., а другая в доме псаломщика – в 1900 г. Николо-Богадельнинская церковь была закрыта в 1929 г. В 1941 г. ее сожгли отступавшие советские войска. Окончательно руины здания разобрали в 1945 г. Источник: Неделин В.М. «Архитектурные древности Орловщины. Книга 2 (ушедшее)». - Издательство: " Вешние воды " , 2009 г., стр. 79-80; сайт www.bolhow.ru Николаевская церковь, что у Богаделен (иначе Торговая, Николо-Богаделенская, Никола Торговый) несомненно, получила свое название от своего местоположения на «торгу», на старинной базарной площади. Название «Николо-Богаделенская» указывает на то, что в 1-й половине XVIII ст. в 30-х гг. возле церкви существовала богадельня, от которой не сохранилось никаких следов.

http://sobory.ru/article/?object=37219

Призовите Бога в помощь Призовите Бога в помощь: Сб. писем/Сост. иерод. Никон (Париманчук).М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 800 с.: ил. — (Письма о духовной жизни). В новую книгу, изданную московским Сретенским монастырем, входят избранные письма митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова, 1782–1867) — выдающегося церковного деятеля, проповедника, пастыря и молитвенника Русской Церкви, почти полвека возглавлявшего Московскую кафедру. Переписка великого архипастыря со своими современниками, лишь небольшая часть которой публикуется в книге, разнообразно богата духовными рассуждениями, в которых и сегодняшний читатель найдет для себя ответы на многие вопросы духовной жизни. Некоторые письма полностью публикуются впервые. Письма приведены в алфавитном порядке имен адресатов, по хронологии и объединены в два раздела. Для удобства пользования в конце книги дается предметный указатель. Письма проиллюстрированы иконографическим материалом. Публикуем отрывок из книги: «НЕУСЫПАЮЩЕЕ ОКО МЫСЛИ» Угас светильник, полстолетия светивший на всю Россию не оскудевая, не померкая, но как бы питаясь приумножением лет и выступая ярче по мере продвижения вечернего сумрака. Смежилось неусыпающее око мысли Из отклика И. С. Аксакова на кончину святителя Филарета Родина святителя Филарета — древний подмосковный город Коломна. Здесь 26 декабря 1782?года в семье диакона, впоследствии священника, Михаила Дроздова родился сын, нареченный Василием в память святого Василия Великого. Отец и мать будущего святителя происходили из потомственного духовенства. Много лет спустя, в 1822 году, архиепископ Филарет в Слове в Неделю всех святых, произнесенном при посещении родного города, сказал: «По неисповедимым судьбам Божиим видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет.., вновь находясь посреди братий и ближних, в сообществе которых получил первые приятные ощущения жизни, желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к Отчизне» . 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в лавру наполнило его душу несказанной радостью.

http://pravoslavie.ru/6055.html

святитель Филарет Московский (Дроздов) (1782–1867) Библиография Библейская история Догматико-полемические труды Литургика Нравственно-аскетические труды Основы православия Отзывы и рецензии Письма Священное Писание Ветхого Завета Слова Аудиокниги Труды на иностранных языках святитель Филарет Московский (Дроздов) Выдающийся церковный и государственный деятель XIX века. Богослов, ученый, подвижник, духовный писатель и проповедник, основатель многих монастырей и монастырских скитов, академик Императорской АН, почетный доктор философии Дерптского университета, автор знаменитого " Катехизиса Православной Кафолической Восточной Церкви " . Детские и молодые годы Святитель Филарет (мирское имя — Василий Михайлович Дроздов) родился в Московской губернии, в городе Коломне, в семье диакона, 26 декабря 1782 года. Как по отцу, так и по матери он принадлежал к линии потомственного духовенства. В детстве Василий получил прекрасное нравственное воспитание, должное первоначальное образование. Отмечают, что уже в этом возрасте в нём проявились стремления к знаниям. По достижении надлежащего возраста, он был зачислен в Коломенскую семинарию. Учился с охотой, слыл в числе лучших студентов. Затем он продолжил образование в Троице-Сергиевой Лавре. Праздных компаний он не любил и выделялся среди однокурсников привычкой уединяться: в основном для молитвы, или для чтения назидательных книг. Кроме того он любил играть на гуслях и в шахматы. По окончании образовательного курса Василий Михайлович принял предложение руководства и остался работать преподавателем поэзии. В своё время он попал в поле зрения великого русского пастыря, митрополита Платона (Левшина) , подвизавшегося в Вифанском скиту, неподалеку от Лавры. Владыка заметил его дарования и прозрел в нём Божьего служителя. Однажды жители Коломны обратились к митрополиту Платону с житейской, казалось бы, просьбой определить к ним Василия Михайловича священником. Но просьба была отклонена: владыка Платон предполагал для него другое будущее. Монашеская жизнь

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский Сын священника города Коломны, будущий святитель Филарет (Дроздов; 1782–1867), митрополит Московский и Коломенский, получил традиционное образование в Троицкой семинарии и, как талантливейший семинарист, был оставлен там «учителем поэзии», пользуясь уже тогда особым – и вполне заслуженным – покровительством митрополита Московского Платона. В 1809 году Филарета назначили профессором богословия в Санкт-Петербургской духовной академии, а вскоре и ее ректором (1812–1819). В 1817 году он был возведен в сан епископа Ревельского, в 1819 году – назначен управлять Тверской архиепископией, с введением в состав членов Святейшего Синода. В 1820 году его перевели в Ярославль, а уже на следующий год – в Москву. Еще в бытность Филарета ректором Петербургской академии здесь, под его руководством, стало наконец возможным решить давнюю и важнейшую задачу национальной богословской науки – подготовить первый перевод на современный русский язык книг Нового Завета и Псалтыри, что и было осуществлено в период 1815–1822 годов . Вскоре же переводы эти начали издаваться Российским Библейским обществом. Самые первые русскоязычные издания Нового Завета печатались с параллельным традиционным славянским текстом, но уже в 1823 году Новый Завет был издан на одном лишь русском языке. Слово Божие становилось всё доступнее россиянам и всё шире входило в духовную жизнь нации. С 1820 года начали переводить и Ветхий Завет, причем книгу Бытия перевел сам владыка Филарет. Уже в личном его покровительстве подобной переводческой деятельности сказалась удивительная отзывчивость владыки на реальные требования дня: насущная необходимость более полного и точного знания евангельского текста самыми широкими слоями русского общества весьма ощущалась в те годы – особенно в связи с начавшимся постепенным проникновением в Россию безрелигиозной идеологии Запада. В этих условиях вечное, непреходящее слово Божие, ясное и понятное, было необходимо равно всем – и низам, и верхам.

http://pravoslavie.ru/65317.html

Ижевск. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В конце XVIII века, когда Ижевск был еще крохотным поселком при железоковательной фабрике, на горе, находившейся тогда далеко за его чертой, располагалось кладбище с деревянной часовней. В 1783 году часовня была заменена небольшой, тоже деревянной, Троицкой церковью. Во время майского пожара 1810 года церковь сгорела и больше на этом месте не возобновлялась. Кладбище было перемещено за восточную черту разросшегося к этому времени заводского селения, в конец нынешней Советской улицы. Там и была в 1814 году построена по проекту С. Дудина новая, каменная, Троицкая церковь, дошедшая до нас в сильно измененном виде. На месте сгоревшей церкви долгое время стоял столб с иконой, а в 1855 году была построена каменная Михайловская часовня (архитектор И.Т. Коковихин). По храмозданной грамоте преосвященного Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского, от 20 марта 1782 г. было разрешено обратить кладбищенскую часовню Ижевского завода в церковь. Деревянная церковь была построена в 1784 г. на кладбище и освящена в честь Св. Троицы. В 1810 г. церковь сгорела, кладбище перенесли за восточную черту заводского поселка, где и был воздвигнут “усердием прихожан” в 1814 г. каменный храм по проекту Семена Дудина и освящен в честь Св. Троицы. В 1852–1867 и 1912–1914 гг. церковь несколько раз перестраивалась. Свято-Троицкая кладбищенская церковь была приписной к Александро-Невскому собору. Свято-Троицкая церковь была закрыта на основании постановления президиума ЦИК УАССР от 3 февраля 1938 г. В 1945 г. здание храма было возвращено верующим. Одним из храмов, прославлявших Святую Троицу, является действующий и на сегодняшний день Свято-Троицкий Кафедральный собор (ранее именовался как Свято-Троицкая кладбищенская церковь). Это старейший храм Ижевска. Своё летоисчисление он ведёт с 1782 г. - тогда по храмоизданной грамоте преосвященного Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского, от 20 марта 1782 г. разрешено было обратить кладбищенскую часовню Ижевского завода в церковь.

http://sobory.ru/article/?object=00776

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Макарий (Троицкий), еп. Калужский и Боровский. Фотография. Ок. 1895 г. Макарий (Троицкий), еп. Калужский и Боровский. Фотография. Ок. 1895 г. (Троицкий Макарий Трифонович; 1830, с. Доброводье Севского у. Орловской губ.- 3 июля 1906, г. Белёв Тульской губ.), еп. Калужский и Боровский. Род. в семье священника, служившего в сельской ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1782-1786). Первоначальное образование получил дома, затем обучался в Севском ДУ. В 1849 г. поступил в Орловскую ДС, которую окончил в 1851 г. В 1855 г. окончил КДА со степенью старшего кандидата богословия. Однокурсником М. по академии был буд. Туркестанский и Ташкентский еп. Никон (Богоявленский). С 1856 г. преподавал логику и психологию в Орловской ДС. 8 нояб. того же года Троицкий был рукоположен в сан иерея, служил в храме свт. Николая Чудотворца и в других орловских церквах; в 1859 г. награжден набедренником, в 1863 г.- скуфьей, в 1867 г.- камилавкой, в 1877 г. возведен в сан протоиерея. В 1863 (1865?) г. был назначен законоучителем орловского Александринского ин-та благородных девиц и настоятелем институтской ц. во имя св. прав. Анны. Летом 1867 г. М. служил Божественную литургию в присутствии имп. Александра II Николаевича , посетившего ин-т. М. Т. Троицкий был женат на М. Я. Голиневич, дочери семинарского инспектора, в 1868 г. овдовел. 15 окт. 1879 г. был пострижен в монашество, 28 окт. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чёлнского в честь Преображения Господня мужского монастыря Трубчевского у. Орловской губ. В нач. 1880 г. М. был вызван в С.-Петербург для совершения чреды священнослужения и проповедей. Здесь он познакомился с архим. св. Николаем (Касаткиным) , к-рый 15 марта того же года записал в дневнике: «...о. Макарий из орловских протоиереев, особенно симпатичная личность» (Дневники св. Николая Японского. СПб., 2004. Т. 1. С. 217). С 28 февр. 1881 г. настоятель московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря , с 18 мая того же года благочинный обителей Московской епархии. По семейным преданиям, зафиксированным в воспоминаниях внука епископа, воронежского архит. Н. В. Троицкого (1900-1984), служба М. в Успенском соборе Московского Кремля произвела благоприятное впечатление на митр. Московского Макария (Булгакова) и др. иерархов, что повлияло на карьеру архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2561404.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя арх. Михаила. 1996 г. Фотография. 2012 г. Церковь во имя арх. Михаила. 1996 г. Фотография. 2012 г. (Тульчинской и Брацлавской епархии УПЦ) находится в пос. Чечельнике Чечельницкого р-на Винницкой обл. Основан решением Синода УПЦ от 27 окт. 2015 г. при храме во имя арх. Михаила (1996). Ок. 1818 г. в Чечельнике на средства ген.-фельдмаршала И. В. Гудовича (1741-1820) вместо 2 небольших Михайловской и Покровской церквей был построен кирпичный 3-престольный храм во имя свт. Иоанна Златоуста, арх. Михаила и в честь Покрова Пресв. Богородицы. Ген.-майор гр. А. И. Гудович (1782-1867), сын фельдмаршала, заказал для церковной колокольни главный колокол. На колоколе, «отлитом усердием действительного тайного советника графа Андрея Ивановича Гудович и дочери его Анны Андреевны Трубецкой и Екатерины Николаевны Орловой в Чечельницкую церковь 1860 года июня 27 дня, весу 107 пудов 18 фунтов», была сделана соответствующая надпись. Летом 1937 г. храм был взорван, кирпич использовали при строительстве школы. В 1996 г. на фундаменте старой церкви был возведен 5-главый кирпичный храм во имя арх. Михаила с 52-метровой колокольней. В нач. XXI в. при церкви существовало сестричество, основанное настоятелем архим. Пименом (Старчаком), в 2015 г. принявшим схиму с именем Иона. Сестры активно занимались социальным служением: ухаживали за больными и бездомными, готовили пищу для нуждающихся. 20 окт. 2015 г. на приходском собрании священнослужители и прихожане приняли решение о преобразовании сестричества в мон-рь. 31 окт. 2015 г. в обители была совершена первая Божественная литургия, к-рую возглавил митр. Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) . За богослужением митрополит возвел бывш. насельницу киевского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря мон. Серафиму (Смагло) в сан игумении М. м. К нач. 2017 г. в новообразованном мон-ре проживали ок. 50 сестер. В М. а. м. помимо храма имеются келейный корпус, ограда, хозяйственные службы.

http://pravenc.ru/text/2563794.html

Моховое. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Строительство в селе двухэтажной каменной церкви начато в 1782, окончено в 1785 году. В том же году церковь освящена. Строителем является бригадир Иван Иванович Вердеревский. В нижнем этаже устроен престол в часть Воздвижения Креста Господня, в верхнем - в честь Иконы Божией Матери Феодоровской, который был освящен в первой половине XIX века. Одновременно с церковью была построена колокольня, за ветхостью разобранная в сороковых годах XIX века, после чего на ее месте была возведена новая, также не дошедшая до наших дней, строительство которой было закончено в 1867 году. Село Моховое, получившее свое название от находящихся близ него болот, обильных мохом, как гласит народное предание, находится в 3 верстах от большой дороги, идущей из г. Пронска на Скопин, почти на границе Скопинского уезда с Пронским, которые отделяются один от другого большим оврагом – Сухою Галиной. Существующая в том селе каменная двухэтажная церковь начата постройкою в 1782 году, а окончена и освящена в 1785 г. Строителем ее был бригадир Иван Иванович Вердеревский. В нижнем этаже устроен престол в честь Воздвижения Честного Креста Господня; а в верхнем – в честь Иконы Божией Матери Феодоровской, который был освящен в первой половине текущего столетия. Одновременно с церковью устроена была и колокольня, но она за ветхостью в сороковых годах была разобрана, на месте коей существующая ныне окончена постройкою в 1867 году. Церковной земли состоит в настоящее время 35 десятин, которая вся находится в близком расстоянии от церкви; кроме того притч пользуется процентами с 250 руб. неприкосновенного капитала. В состав прихода входят: село Моховое с 61 двором и деревни Галина ( в 2,5 верстах ) с 45 дворами, Деменьшина ( в 2,5 верстах ) с 25 дворами, Рюмки, принадлежащая прежде к селу Булычеву, с 42 дворами и Ближние Рюмки ( в 1 версте ) с 10 дворами в коих муж. пола 572, жен. пола 562, в числе коих почти вовсе нет грамотных за отсутствием сельской школы в приходе. По штату 1873 г. в притче положены 1 священник и 1 псаломщик. ( Клировые ведомости с 1805 – 80 гг. ) И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1884 г. том 2 стр. 210. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17773

Мощи святителя Филарета (Дроздова) будут перенесены в храм Христа Спасителя Москва,  9 июня 2004 г. Патриарх Алексий возглавит сегодня торжества по перенесению в Храм Христа Спасителя мощей святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского,  сообщает агентство ИТАР-ТАСС.   Сегодня вечером они будут торжественно доставлены из Троице-Сергиевой лавры. Со вчерашнего дня по этому случаю в монастыре проходят праздничные богослужения. Около четырех часов дня торжественная автомобильная процессия тронется из лавры в Москву. Ожидается, что святыня будет доставлена к семи часам вечера в храм Христа Спасителя во время праздничного всенощного бдения, которое будет совершать Патриарх Алексий. Место для мощей подготовлено в верхнем Рождественском храме. Оно выложено плитками того же мрамора российских и уральских месторождений, которым отделан интерьер храма. Патриарх Алексий, мотивируя решение о переносе, отмечал в преддверии события, что именно митрополит Московский Филарет осуществил в 1839 году закладку храма Христа Спасителя, и его мощи станут главной святыней кафедрального собора. Святитель Филарет (1782-1867) - выдающийся иерарх, богослов и государственный деятель, автор манифеста 1861 года об отмене крепостного права. " Веком Филарета " называли просвещенные люди девятнадцатое столетие. Его духовную поддержку испытали Пушкин и Жуковский, Лермонтов и Чаадаев, Гоголь и Погодин. Скончался святитель Филарет в 1867 году и был погребен в Троице-Сергиевой лавре. Мощи из Москвы перевозили  на открытой железнодорожной платформе. На каждой станции служились панихиды, которые собирали огромное количество народа. В конце 30-х годов XX века его усыпальница, как и многие святыни лавры, была осквернена. В 1994 году археологи на месте церкви Филарета Милостивого обнаружили яму, заполненную строительным мусором, среди которого находились многочисленные человеческие останки и элементы облачения. Благодаря кропотливой работе медиков, антропологов и других специалистов останки были идентифицированы. Они принадлежали трем архиереям, ныне прославленным в лике святых - митрополиту Филарету (Дроздову), митрополиту Иннокентию (Вениаминову) и архимандриту Антонию (Медведеву). В том же 1994 году святитель Филарет был причислен к лику святых. 9 июня 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10081.html

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Филарет Дроздов Филарет Дроздов (1782–1867) – святой (память 19 ноября/2 декабря), митрополит Московский и Коломенский. Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, талантливый преподаватель, проповедник и богослов, крупный общественный деятель. Покровитель русского воинства. Автор знаменитого «Катехизиса», по которому обучалась вся русская молодежь. По просьбе императора Александра П составил манифест об освобождении крестьян. В стихотворной форме переписывался с А.С. Пушкиным. Пушкин написал полное глубокого отчаяния стихотворение: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною, Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучной жизни шум. Митрополит Филарет возразил ему: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана; Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум И созиждется Тобою Сердце чисто, светлый ум! И поэт ответил святителю знаменитым стихотворением «Стансы»: В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Серафима В священном ужасе поэт. (Первоначально последняя строфа выглядела так: Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Однако по требованию цензуры Пушкин убрал из текста имя великого иерарха.) Митрополит Филарет был окружен любовью народной: толпы людей собирались на каждое его богослужение, ждали благословения, веря в особую силу этого благословения, и видели необыкновенные подтверждения этой веры. Незадолго до кончины явился митрополиту в видении его покойный отец и сказал: «Береги 19-е число». Филарет сообщил об этом наместнику Троице-Сергиевой Лавры и попросил приготовится к похоронам. 19 ноября (по старому стилю) 1867 года, в воскресный день, митрополит с особой бодростью и одушевлением совершил литургию, причастился, после службы прилег отдохнуть и безболезненно отошел в вечность. Вся Москва сошлась на поклонение усопшему, который был перевезен в Троице-Сергиеву Лавру и схоронен в церкви Святого Духа. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010