Часть II. Святитель Филарет (Дроздов) К ДУХОВНОМУ ОБЛИКУ ХРИСТИАНИНА (по письмам и мнениям святителя Филарета Дроздова) «Радуйся, святителю Филарете, Церкви Русския похвало и утверждение» Из акафиста святителю Филарету (для келейного чтения) «Отторгнемся на время от всего земного и преходящего, к которому привязаны – то по необходимости, то по воле, – и свободно и неразвлечённо воззрим к Небесному и Вечному. Се из тридневного Гроба восходит Свет жизни вечной. Одни видят и веруют, другие не видят и веруют: и все блаженны тем, что веруют» Святитель Московский Филарет «Митрополит Филарет! Это имя, блиставшее в истории Российской Церкви и Российского государства на протяжении многих десятилетий, сиявшее всё более и более ярким светом, ни на мгновение не померкнувшим, «имя, грозное для лжи, неправды, зла и мрака, – и любезное, честное святое для истины, правды, света, добра " " 9 . Это имя является теперь синонимом закона, правды, мудрости, непререкаемости. И теперь нет и в будущем, надеемся, не будет главы, которая бы не склонилась в благоговейном безмолвии пред этим великим и славным именем». Так писал в самом начале XX века иеромонах Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси (1945–1970) 10 . И мы сегодня склоняем пред этим Святителем (1782–1867) – уже прославленном (4 декабря 1994 года) в лике Святых – свои головы, как мудром святом Учителе, постоянно зовущим нас своими Богопросвещенными словами к правде, свету, добру – к духовному преображению. Наставления святителя Филарета широки и глубоки. В данном сообщении будет представлена лишь частичка его богатейшего духовною наследия» 11 . Духовный облик христианина – это нечто и данное и заданное; это то, что и Господь вложил в него и то, что он должен развить до высочайших свойств Творца; то, что определяет его внутреннее величие – и красоту выражения его; его душевный склад – и его действия... Святитель Московский Филарет весьма лаконично, но и весьма поучительно, точно говорит и о первом, и о последнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Щукинское, урочище. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне). /// Объект не принадлежит Православной Церкви Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Село Щукинсное. Церковь в селе каменная, построена в 1867 году на средства прихожанина Василия Игнатьева Васильева, имеет один престол в память положения ризы Божией Матери (2 июля). В приходе 7 деревень: Бородина (2 вер.), Мало-Просекова (3 вер.), Шистова (5 вер.), Шмакова (10 вер.), Подсохина (9 вер.), Ошуркова (5 вер.), Крутнихинская (7 вер.). Всего дворов 502. Прихожан: муж. пола 1539, жен. пола 1542. В приходе одна приписная церковь в дер. Ошурковой, во имя св. Троицы и часовня в дер. Шмаковой, во имя Арх. Михаила. Церковной земли: усадебной 5 дес. 1600 кв. саж., пахотной 90 дес., сенокосной 9 дес. Церковного капитала 14 руб. 11 коп. Жалованье священнику 130 руб., псаломщику 30 руб. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Для священника имеется деревянный дом, построенный в 1910 году, для диакона помещения нет, для псаломщика есть. В селе Щукинском и дер. Ошурковой имеются церковно-приходится школы. Ближайшее село Верхне-Суерское (7 верст). Расстояние от Консистории 355 вер., от благочинного 20 вер., от уездного города 100 верст. Адрес: ст. Лебяжье, с. ж. д. Источник: Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года/Изд. Тобол. епарх. братства св. великом. Димитрия Солунского. Тобольск, 1913. Точная дата основания д. Щукиной, расположившейся на берегу речки Чактары, не установлена. Речка эта является правым притоком реки Суери, пойма которой активно заселялась после строительства в начале 1740-х гг. военных форпостов, ограждавших возникающие поселения от набегов кочевников. Достоверно известно, что в 1749 г. здесь уже существовала д. Щукина, вероятно получившая свое название от прозвища крестьян, поселившихся в ней первыми. В административном отношении новое поселение состояло в ведении Верх-Суерской слободы, которая относилась к Ялуторовскому дистрикту Тобольской провинции Сибирской губернии. В 1782 г. слобода вошла в состав Ялуторовского уезда Тобольского наместничества, которое в 1796 г. было упразднено, а уезд перечислен в образованную в этом году Тобольскую губернию. Одновременно в нем вместо Верх-Суерской слободы была образована одноименная волость, в состав которой включена и д. Щукина. После открытия здесь в начале 1860-х гг. самостоятельного прихода деревня получила статус села. В Верх-Суерской волости Ялуторовского уезда с.Щукинское состояло до ликвидации в 1924 г. уездного и волостного деления.

http://sobory.ru/article/?object=56043

Дмитрий Ознобишин Ознобишин Дмитрий Петрович (1804–1877) – поэт, прозаик, переводчик. «Где ты странствуешь? Где ныне//Мой поэт и полиглот», – писал ему Н.М. Языков в 1834 году. Ознобишин отвечал: «На вызов твой я ожил снова//Петь юность, дружбу и любовь...» Он действительно был полиглотом: владел французским, английским, немецким, итальянским, испанским, шведским, греческим языками и латынью. Но современники называли его еще и восточником. Он знал арабский и фарси, был одним из переводчиков-первооткрывателей великих поэтов Востока – Низами, Саади, Хафиза, Нахшаби, Ибн-Руми, Абу Новаса. Пушкинская поэтическая эпоха благодаря Ознобишину знала не только западную литературу, но и восточную. Ознобишин «дышал Востоком», был уверен, что он станет для русской поэзии «неисчерпаемым запасом новых пиитических выражений, оборотов, слов, картин». Оригинальные стихи Ознобишина, его восточные переводы, подражания, «восточные повести», статьи широко публиковались в журналах и альманахах (сам Ознобишин совместно с С.Е. Раичем издал известный альманах «Северная Лира на 1827 год»); но при жизни не вышло ни одного его поэтического сборника. «Боюсь быть отсталым рыцарем на литературном турнире», – писал он П.А. Вяземскому в 1867 году, подводя итог своей более чем тридцатилетней литературной деятельности. Посмертное издание Ознобишина вышло лишь в XXI веке. Два тома «малой» серии «Литературного наследства» впервые представили оригинальную и переводную поэзию Дмитрия Ознобишина в полном объеме как одно из ярких явлений Золотого пушкинского века. Восемь стихотворений Ознобишина стали романсами на музыку А.А. Алябьева, Н. А. Титова , Петра П. Булахова, Н.А. Римского-Корсакова и других композиторов. Удивительной оказалась судьба его стихотворения «Чудная бандура» (1836), ставшего в процессе устного бытования одной из самых популярных казачьих песен «По Дону гуляет, по Дону гуляет...». В религиозной поэзии Пушкинской эпохи Ознобишин известен, прежде всего, своей «Вечерней молитвой», в которой уже после Пушкина, и явно под его влиянием, он обратился к той же самой великопостной молитве Ефрема Сирина . Ознобишин-псалмопевец еще ждет своего открытия. В поздние годы его «задушевным трудом» стали переводы и переложения псалмов, одним из первых читателей и критиков которых был митрополит Филарет (1782–1867).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

1. Время святителя Филарета «Облака темнеют; наносится дальний гул грома... Восстани, Господи, запрети волнам и разжени тучи» (23:49). Иногда приходится быть свидетелем ностальгии о прошлом: мол было много хорошего или даже все хорошо. Так ли это? – Нет! Со временем плохое забывается, теряет свою остроту на фоне каких-либо современных нестроений. К тому же когда-то мы были моложе и потому все воспринималось и переживалось в ином свете. А в самом деле любое время имеет свои радости и несет свои трудности. Чем же характеризуются годы жизненного подвига Московского Святителя (1782–1867)? – Далеко – не легкостью, о чем он сам красноречиво говорит в ряде писем к разным лицам – от простых духовных лиц до Августейших особ. Слушаем слово Святого Иерарха: «Век сей так страстен к беспорядку и вздору, и так забыл первые начала здравого смысла и приличия, что между ревностью строгой, о которой он не помышляет и не выносит, и между недостатком ревности, преступным против истины, трудно пробираться тропинкой ревности терпеливой» (23:46–47). «Мы дожили до какого-то туманного времени. Мгла покрывает умы. В одних видишь неожиданное, в других не видишь ожидаемого» (4:597). То, что видим печально, «и паки печально то, что видящие не видят» (23:52). Устремленное движение к преобразованиям в соединении с неограниченной свободой слова и гласности «произвели столько разнообразных воззрений на предметы, что трудно между ними найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству» (23:46). При возрастающей же образованности люди «оказываются не так осмотрительными в поступках, как в прежнее время», и менее основательными во всем – «малом и великом» (23:50). Сделавшись худым, век «легче верит худому, нежели доброму, и особенно там, где доброе должно быть примерным» (23:47). Потому соблазн опережает назидание – идет скорее его (8:75). Сей лукавый век жадно ловит случаи к нареканию, к клевете и «жалом насмешки, даже неосновательной, язвит иногда не без вреда успехам добрых предприятий» (23:50). И даже из христианских обществ выходят люди, говорящие развращенное. «Безрассудные хуления провозглашаются, как мудрость. Соблазн и беззаконие открывают себе широкие пути» (23:51). Потому заря и вечерняя и утренняя не кажутся светлыми. «Облака темнеют; наносится дальний гул грома; громоотводов или нет, или их ломают. Волны восходят: Иисус же спяше» (23:49).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

II. А. И. Яковлев. Участие святителя Филарета (Дроздова) в развитии русской национальной культуры в первой половине XIX века Значение святителя Филарета (Дроздова , 1782–1867), митрополита Московского и Коломенского, в церковной и государственной жизни России XIX века давно стало предметом внимания исследователей. Его личность уже современниками воспринималась намного шире рамок церковной ограды, в которых он жил и действовал, его многообразная деятельность оказала прямое и косвенное влияние на многие стороны общественной жизни России того времени. Гениально одаренная натура московского митрополита, его активно-деятельное отношение к событиям текущей жизни нередко побуждали его вторгаться в сферы, не входящие непосредственно в ведение епархиального архиерея. Время жизни и деятельности святителя Филарета оказалось временем формирования и расцвета русской национальной культуры. Это позволяет поставить вопрос о возможном участии московского митрополита в процессе культурного развития или о его косвенном влиянии, с учетом глубинных христианских корней русской культуры и ощутимого воздействия Русской Церкви на этот процесс. 1 Культура не является исключительно сферой досуга или сферой деятельности отдельных одаренных личностей, она формируется в сфере духовного производства и отвечает потребностям общества в создании разнообразных систем его жизнеобеспечения; культура составляет «содержание духовного производства» – производства художественных и интеллектуальных ценностей. Однако для более точного разграничения различных культур, существующих в мире, необходимо дополнить предложенное определение, используя уточнение Б. С. Ерасова: «Культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого (или различные части общества – социально-статусные или профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность» 1 . Тем самым явление культуры с необходимостью должно обрести национальные и конфессиональные черты, что побуждает к уточнению соотношения понятий «культура» и «цивилизация».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В.В. Виноградов Натяжка НАТЯЖКА Слово натяжка в современном русском языке означает: 1) действие по глаголу натягивать – натянуть 206 . Натяжка струн. Натяжка шин. Это значение и употребление относится отчасти к области общей разговорной речи, больше же к сфере профессиональных диалектов. 2) переносно. «Вынужденное, насильственное допущение в чем-нибудь, искусственная подтасовка в какую-нибудь сторону». Например, толковать что-нибудь с натяжкой; эту мысль можно допустить лишь с большой натяжкой. Разговорное слово натяжка в основном реальном значении имеет своим синонимом книжное слово натяжение, которое, однако, кроме обозначения действия по глаголу натянуть – натягивать, выражает также состояние по глаголу натянуться – натягиваться («степень натяжения пружины») и, кроме того, применяется в медицинском языке со значением «срастание кромок кожи у раны» («первичное натяжение»). Переносное же значение слова натяжка имеет себе параллели в значениях слова натянутость («отсутствие свободы, непринужденности») и натянутый («лишенный непринужденности, естественности, интимной простоты»). Например, натянутая метафора; натянутое сравнение; натянутые отношения. Ср. у А. И. Герцена: «Сцена эта может показаться очень натянутой, очень театральной». В «Воспоминаниях» Д. В. Григоровича: «Простоту обстановки не думали осуждать: напротив, с нею исчезла натянутость, всем было как-то легче и веселее» (Григорович 1928, с. 186). Эти значения слов натяжка и натянутый (а в связи с этим и образование слова натянутость) развились не ранее конца XVIII – начала XIX в. Есть основания думать, что они сложились на почве тех переносных значений и оттенков, которые глагол натягивать и слово натяжка получили в деловом служилом, чиновничьем диалекте. Так, уже в XVIII в. выражение натягивать на чью-либо сторону обозначало «наклонять в чью-либо пользу» (сл. 1867–1868, 2, с. 872). В связи с этим и в слове натяжка возникло значение: « " Неправильное толкование существа дела или применение закона в чью-либо пользу». В решении этого дела есть натяжка» (там же). В «Разных замечаниях по службе армейской...» (1782) генерал-поручика С.  М.  Ржевского: «наглое похищение полковых денег и натяжка беззаконная в подделке расходных статей в книгах...» (Русск. архив, 1879, 3, с. 357).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Василёвка. Церковь Троицы Живоначальной. церква /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1782. Адрес: Украина, Сумская область, Сумской район, с. Василевка, ул. Петровского, 19 Координаты: 50.661774, 34.170342 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Василёвку или в Василёвку, выходить на остановке " Василёвка " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С. Василевка, Троицкая церк., постр. в 1782 г. на средства помещика Миклашевского; камен., однопрестольн. От г. Харьк. в 190 в. От ближ. почтов.-телегр. конт. в г. Лебедине в 28 в. Земли усадебн. ¾ дес., пахотн. 34 дес. и сенокосн. 20 дес. Прихож. м. п. 1820, ж. п. 1802. Причта по штату полож.: священ., диак. и псалом. Жалов. свящ. 105 р. 84 к. и псалом. 35 р. 28 к., диак. жалов. не получ. Помещ. для свящ. и псалом. церков., а для диак. наемное. Церков.-приход. шк. и народ. учил. Приход. попечит. нет. Хутора: Александрова в 6 в., Новоченовка и Максименков в 7 в. Свящ. Феодор Заводовский 60 л. Оконч. семин. по 2 разр. Свящ. с 1867 г. и на настоящ. месте с 1872 г. Состоит законоуч. местн. шк. Послед. нагр. скуфья 1897 г. Диак. Василий Корляков 32 л. Оконч. учит. семин. Диак. с 1901 г., на настоящ. месте 1902 г. И. д. псалом. Алексей Гораин 26 л. Обуч. в духовн. учил. Псалом. и на настоящ. месте с 1903 г. Церк. стар. крест. Авксентий Максименко с 1902 года. Источник: " Справочная книга для Харьковской епархии " 1904 года Колокольня  - часть архитектурного ансамбля, помещавшегося в центре села. Состоял он из помещичьей усадьбы, небольшой каменной церкви и невысокой колокольни с проездом в первом ярусе, поставленной восточнее церкви на её продольной оси. Такое необычное расположение колокольни по отношению к церкви обусловлено распланированным решением всего комплекса усадьбы (в XIX веке принадлежавшей Капнистам), органической частью которой была церковь с колокольней (усадьба не сохранилась). Церковь построена в 1778-1782 г.г., а колокольня – в XIX в. по заказу семьи Капнистов – владельцев имения в Васильевке. Им это имение перешло в наследство от семьи Полуботков.

http://sobory.ru/article/?object=59220

Волгоград. Церковь Никиты Исповедника в Отраде. Свято-Никитский храм Карта и ближайшие объекты Церковь Святого Никиты Исповедника (1782-1795) - самый древний памятник русской архитектуры XVIII века Волгограда, дошедший до нас. Церковь была построена в 1782–1795 гг. в честь Святого Никиты Исповедника, считавшегося небесным покровителем Никиты Бекетова. В 1763 году Никита Афанасьевич Бекетов, один из приближенных Екатерины II, в 1763 году был назначен астраханским генерал-губернатором. Царицын в то время входил в состав Астраханской губернии, и поэтому императрица пожаловала вновь назначенному губернатору земли в его окрестностях. В годы войны пострадал церковный купол, который был восстановлен, а сам храм в 1950-е гг. был заново расписан московскими художниками. Источник: Волгоград Православный Свято-Никитская церковь — одна из немногих на территории современного г. Волгограда, которая пережила советское время и сохранилась до наших дней. Церковь была построена на средства Астраханского генерал-губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова в конце XVIII века. С проблемой более точной датировки строительства храма сталкивались все, кто обращался к его истории. Одним из первых пытался разрешить её более ста лет назад известный исследователь нашего края А.Н. Минх. В «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» он писал: «По сведениям волостного правления Никита Афанасьевич Бекетов построил в 1782 году в Отраде церковь во имя св. Никиты Исповедника, в честь своего ангела, но по архивным документам («Труды» Саратовской учёной архивной комиссии 1893 года, вып. 2, с. 106) показано, что Никитинская каменная церковь в селе Отрада построена в 1795 году, следовательно, принимая во внимание время кончины Бекетова 9 июня 1794 года, вероятно, эта церковь была начата лишь при нем, освящена же в 1795 году, вскоре после его смерти...» Первоначально храм был построен в форме базилики. Вдоль стен в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга располагались окна, благодаря чему вовнутрь поступало много света. Фасады были окрашены в светло-жёлтый цвет. В XIX – XX веках храм дважды перестраивался. По утверждению В.В. Серебряной, в 1867 году церковь была расширена притворами с юга и севера и приобрела крестообразную форму. В 1901 году вместо деревянной колокольни была возведена каменная. Очевидно, тогда храм приобрёл тот вид, какой он имеет в настоящее время: сочетание классицизма и эклектики (с элементами древнерусской архитектуры).

http://sobory.ru/article/?object=07231

John Anthony McGuckin St. Filaret (Philaret) Drozdov (1782–1867) KONSTANTIN GAVRILKIN Vasilii M. Drozdov was born into a clerical family in Kolomna and studied at the seminary in St. Sergius Lavra, where he also taught after graduation and was tonsured a monk with the name Filaret. Brilliant eru­dition, colorful preaching, and a gift for languages were decisive in his appoint­ment in 1812 to the post of rector of St. Petersburg Theological Academy, where he had been teaching since 1810, and in 1817 he was elevated to the rank of bishop of Revel and vicar of St. Petersburg. During his rectorship (1812–19), Filaret completely revised the curriculum of all the Russian ecclesiastical schools, introduced the study of European scholarly literature, and prac­tically created biblical studies as an aca­demic discipline in Russia. Because of his organizational skills and effective leader­ship, he was also gradually introduced to a number of state and ecclesiastical com­mittees, including the holy synod in 1819. Very shortly, however, because of intrigues and the growing influence of conservatives over Tsar Alexander I, he was removed from the capital though, after short terms at Tver’ and then Iaroslavl’, he was appointed archbishop of Moscow in 1821, becoming metropolitan in 1826. From 1814 to 1826 Filaret was active in the Bible Society, believing that translation of the Scriptures into modern Russian (they were then available only in Church Slavonic) would revive the Russian Church. However, after printing a few books (the Psalms in 1822 and the New Testament in 1823) the society was closed down at the beginning of Nicholas I’s reign (1825–55) amid accusations that its leadership, includ­ing Filaret, were “freemasons” seeking to destroy the Orthodox Church. Filaret remained at odds with Nicholaevan bureau­crats, and after the early 1840s would not attend meetings of the synod until the begin­ning of Alexander II’s reign in 1855. Never­theless, it was during the rule of Nicholas I that Filaret acquired the reputation of being a great hierarch. Despite his withdrawal from the synod, he was consulted on every important question, and his opinions, deci­sions, and reviews of various ecclesiastical and secular subjects were regularly published. Even though he was academically brilliant, Filaret did not have the opportunity to develop truly scholarly work after he left St. Petersburg, although he continued to fol­low European scholarship throughout his life. Administrative and pastoral duties, together with frequent liturgical services and constant preaching, consumed his time. His ascetical lifestyle, pastoral wisdom, administrative efficiency, remarkable knowl­edge of the patristic tradition and of canon law, and, most of all, his unrivaled preaching, made him the most influential bishop of the Russian Orthodox Church in the 19th century, overshadowing every other Russian ecclesiastic from the 19th century onward. He was canonized in 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Долбино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Долбино. При описании Калужского наместничества в 1782 г. село находилось на левом берегу речек Вырка, Везовна и на правой стороне речки Черемошня. Принадлежало Ивану Васильевичу Киреевскому. Церковь каменная Успения Пресвятой Богородицы. Дом господский деревянный с плодовитым садом. В 69 дворах проживало 167 мужского и 178 женского населения (Описание и алфавиты к Калужскому атласу. – СПб., 1782. Часть 1. Книга 5. С. 266). В 1813–1814 гг. в этом селе писал свои стихи поэт В.А. Жуковский. От уездного города Лихвина в 41 версте. В 1859 г. в 36 дворах проживало 149 мужского и 138 женского населения (Список населенных мест по сведениям 1859 г. – СПб., 1863. С. 70). В 1914 г. количество жителей увеличилось соответственно до 209 мужского и 217 женского населения (Список населенных мест Калужской губернии. – Калуга, 1914. С. 51) . Первоначальная дата построения деревянной церкви у М. Попроцкого значится 1805 г., возобновления 1845 г. (Материалы для географии и статистики Калужской губернии, собранные офицерами Генерального штаба, под руководством М.Ф. Попроцкого. – СПб., 1864. С. 9). Каменная пятиглавая церковь и колокольня перестроены в 1867 г. До этого колокольня за ветхостью была разобрана, а колокола подвесили на столбы. Вокруг церкви существовала деревянная ограда. Престолов пять: В настоящей холодной части престол освящен во имя Святой Троицы, память на 50-й день по Пасхе. Второй престол в холодной церкви освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, память 15/28 августа. Третий престол освящён во имя преподобного Сергия Радонежского, память 5/18 июля и преставление 25 сентября/8 октября. Четвертый престол во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, память 18/31 января. В теплой трапезной части престол освящен во имя Воскресения Христова, переходящий праздник. Церковной земли по плану 1777 г. значилось 31 десятина 2161 кв. саженей, которая находилась в трех местах. 11 десятин близ церкви, из которой более 2 десятин усадебной. 16 десятин находилось на расстоянии 2 верст. Земля глинистая, на гористой местности, мало удобная. 6 десятин 20 кв. саженей находилось за рекой. По земле велся спор с белёвским купцом Прохоровым. Документы на землю имелись, кроме усадебной. Расстояние от духовной консистории 98 верст, от местного благочинного 35 верст. Ближайшие церкви: на севере Николаевская в селе Кстищи в 3,5 верстах, на западе Одигитриевская в селе Вейно в 8 верстах, на юге Троицкая в селе в селе Косьяново в 10 верстах, на северо-востоке Георгиевская в селе Сытичи в 9 верстах. Церковно-приходская школа открыта 15 ноября 1882 г. В 1893 г. законоучителем состоял приходской священник Александр Лебедев. Временно подменял его крестьянин села Долбино Дмитрий Ленков. С августа 1882 г. при церкви велись богослужебные собеседования.

http://sobory.ru/article/?object=43435

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010