Мы здесь пытались обрисовать Филарета, как гениального церковного деятеля, но мы оставили в стороне его столь же великий дар церковного оратора и проповедника. Вот как Владимир Николаевич Лосский в кратких и сжатых словах касается этой темы: «Не будучи до сих пор канонизованным, Филарет Московский (1782–1867) принадлежит к великой линии епископов-богословов, которых церковь прославляет, именуя их «Отцами». Действительно, можно сказать, что он был отцом богословской мысли в России. После Екатерининскаго века «просвещения», после смущения от «религии сердца пиэтистов», Филарет обращается к мысли, призывая ее исследовать бездонные тайны Откровения. «Христианство не есть юродство, или невежество, но Премудрость Божия». Подобно самым величайшим между Отцами Церкви, он настаивает над необходимостью богословского рассуждения, над бдительностью мысли, которая должна приступать без страха к разрешению умственных затруднений. Проповеди Филарета напоминают гомилии св. Григория Назианзина своим богословским богатством, также св. Василия – безупречным мастерством, которым он сдерживает полет своей мысли, требуя от нее точной меры. В классической своей проповеди на Великий Пяток (1816) Филарет развивает свою любимую тему: Искупление. После рассуждения о кресте, воздвигнутом «ненавистью иудеев и буйством язычников» он переходит к поклонению кресту, как символу Божественной любви, укорененной в предвечном святилище Св. Троицы. Это «Тайна сокрытая от веков и родов» ( Кол. 1:26 ). Тайна «Агнца, закланнаго от создания мира» ( Апок. 13:8 ). «Так Бог возлюбил мир» ( Ин. 3:16 ). Обычный день  митрополита рисует нам Сушков: «День  его был насыщен до отказа. Когда он отгоняет сон, когда уступает сну, т.е. в каком часу прерывает труды, молитвы, бдение, и в каком покидает ночное ложе, этого никто не знает. После утрени и обедни чай. После чая служебные занятия, доклады письмоводителя, объяснения с просителями и т.д.; к двум или трем час. по полудни кончен труд питания: легкий, не изысканный обед.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Таким образом, святитель утверждает, что умершие от ран воины будут удостоены Царства Небесного, в котором их раны будут свидетельством их подвига верности Богу и земному Отечеству. Преставившиеся ко Господу воины будут ходатайствовать о своих благодетелях как святые. Заметим, что в более ранних речах свт. Филарет высказывался не столь однозначно. Так в 1839 г. святитель освящал храм в Спасо-Бородинском женском монастыре, который был основан М.М. Тучкой, вдовой генерал-майора А.А. Тучкова 4-го, погибшего в Бородинском . Здесь святитель разделяет погибших воинов на две категории: святые мученики «за Веру, Царя и Отечество», над чьими могилами Церковь возводит храмы Божии, и отягченные грехами души, об облегчении посмертной участи которых Церковь возносит сугубые молитвы. Святители Филарет (Дроздов) (1782–1867) и Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). Младший современник святителя Филарета Московского свт. Игнатий (Брянчанинов) в письме генералу Н.Н. Муравьеву-Карскому писал: «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых. Российская история представляет единственный пример Христианского мученичества: многие Русские – не только воины, но и архиереи, и бояре, и князья – приняли добровольно насильственную смерть для сохранения верности Царю: потому что у Русского по свойству восточного Православного исповедания, мысль о верности Богу и Царю соединена . Впрочем, свт. Игнатий вменял в мученичество и нравственные страдания за правду. Так в другом письме тому же адресату, убеждая его не оставлять должности из-за наветов и интриг против него, святитель писал: «В Вас пускают стрелы и кинжалы, Вам наносят сердечные раны; эти невещественные оружие и язвы видны Богу и оценены Им: ибо не только, по словам одного видного святого, подвиг и смерть за Христа есть мученичество , но и подвиг, и страдания за правду причисляются к .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/24/ru...

В 1999-2000 годах, после пожара 18 августа 1997 года, в селе построено последнее здание храма. В настоящее время небольшой деревянный Борисоглебский храм с шатровым завершением является центром духовной культуры и настоящим украшением современного села. Борисоглебское, св. мучеников Бориса и Глеба, 1881 г.; преподобного Нила Столбенского, и преподобного Нила Синайского, 1907 г. К числу старинных приходов Сычевского района относится приход села Борисо-Глебского, расположенном в 7 км от Сутормино, на слиянии живописных рек Касни и Держи. На месте сохранившейся церкви, сооруженной в 1849 г., стояла старая, тоже деревянная, построенная в конце 17 века церковь. Стены храма были оклеены холстом, по которому выполнены масляные росписи. В настоящее время в селе Борисоглебское эта церковь сгорела, а на ее месте построена новая церковь. История: 1691 - построена на средства прихожан, находилась в 4 саженях впереди от нынешнего. 1782 - на средства прихожан построен новый храм с приделом во имя преподоб. Нила, Столобенского Чудотворца, в этот же год выдан антиминс. 1844 - перестроен на средства помещика поручика Павла Петровича Иванова, купол разобрали до третьего яруса, вместо него устроили новый меньшей высоты и покрыли листовым железом, заменили иконостас на меньший. 06.06.1867 - бурей сорвало купол и за 1,5 месяца на средства прихожан и купца Семена Парфеновича Паршенкова он был восстановлен. 16.05.1882 - храм сгорел от пожара в селе. 1880-е - куплен храм в с.Ильинском с иконостасом и колокольней, поставлен на фундамент от прежней церкви. 26.01.1883 - храм освящен. 11.06.1974 - объявлена памятником архитектуры Смоленской обл. Описание - 1777 - деревянный, маловместимый, весьма незначительного размера в высоту; 1782 - деревянный с таковой же колокольней, был очень высок, хотя и небольшого размера, с небольшим количеством окон, отчего в ясные дни в нем всегда была темнота, иконостас был украшен лепною резьбою; с 1883 - церковь деревянная на кирпичном цоколе, снаружи покрыта тесом и покрашена масляной краской, внутри обшита тесом и оклеена холстом, окрашен масляной краской; покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви, считая и колокольню, 12,5 саж., наибольшая ширина 12,5 саж., высота до верха карниза 6,5 саж., а в настоящей 14 арш.; на церкви имеется одна глава; окна одинаковой длины и ширины 13 шт. и малых 4 шт; двери наружные створчатые 4 шт. и внутренних полустеклянных 2 шт.; иконостас длиною 11,5 арш. высотою 7 арш. (оценен 700 рублей), пятиярусный с иконами старинной греческой живописи; церковь холодная. Колокольня в 3 яруса, общей высоты 14 арш., в третьем ярусе повешены колокола, из них самый большой весом 10 пудов, второ1 3 пуда и два малых.

http://sobory.ru/article/?object=18197

По писцовым книгам Михаила Воейкова и подъячего Феодора Прокофьева 1678 г. значится погост Бобино с церковью Благовещения. Бобинский погост принадлежал архиерейской вотчине (Древние акты). В середине XVIII столетия были две церкви – Благовещенская и Николаевская. 17 июня 1773 г. Николаевская церковь сгорела. 12 августа 1773 г. дана храмозданная грамота за 1261 на построение каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Св. Николая Чудотворца. После пожара богослужения совершались в деревянной Благовещенской церкви, каковая разобрана по постройке каменного храма в 1787 г. Каменный же храм построен в 1782 г. и в этом году 1 октября освящен теплый придел Никольский. Холодный храм освящен в 1787 г. В 1835 г. в колокольне устроена церковь с одним престолом, который освящен 13 сентября 1835 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла./…/освящен правый престол в честь Св. Николая, а левый престол освящен 16 августа 1873 г. в честь Св. Апостола и Евангелиста Иоанна. В настоящее время в храме три же престола: в холодной – Благовещенский, в теплой – правый Никольский и левый Иоанно-Златоустовский. В колокольне престол прежний – Петропавловский. Приписная митинская церковь, деревянная, построена в 1897 г. и освящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 99/1762, 202/1766, 83/1779, 207/1780, 386/1782 (освящение придельной церкви), 273/1785, 365/1787 (освящение церкви), 356/1796, 624/1802, 369/1804, 158/1807, 747/1812, 818/1814, 72/1821, 1229/1826, 626/1833, 1059/1835 (освящение Благовещенского придела), 459/1836, 420/1837, 157/1849, 1549/1850, 1524/1852, 388, 1271/1853, 947/1856, 595/1862 (расширение церкви), 180/1867 (построение теплой церкви), 465/1871, 382/1873, 318/1882, 303/1901 (построение храма). Метрические книги с 1749 г.; Дела архива Вятской духовной консистории: 1066/1897 (построение церкви), 399/1898. Примечание. Исходящий реестр по Вятской духовной консистории за 1773 г. 1261. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 6. Вятские губернские ведомости 1880 г. 51

http://sobory.ru/article/?object=34146

Св. Макарий Унженский † 25 июля 1504. (Строит. Давид Хвостов , 1596–1608). Иона , 1598. Иоасаф , 1607–10. Зосима , 1613–25. Макарий , 1625–33. Макарий , второй, определён 22 февр. 1634; до 1638. Пафнутий , 1638–40, уединился. После в Московском Богоявленском. Иосиф Норкин , 1640–52, уволен. Пафнутий (вторично), бывший Московского Богоявленского, определён 1 апр. 1652 и 53. Карион , 1653–59, уволен. Пафнутий (третично) с 28февр. 1659–1661, в янв. отошёл в Кусскую пустынь и там †. Сергий , бывший архим. (какого монастыря?) определён 7 февр. (sic) 1661–63, оставлен. Нафанаил , 1663–66, оставлен. Никита , 1666–75, отрешён. Митрофан 1675 перев. из Владимирского Козмина, а 2 апр. 1682 хирот. в епископа Воронежского. Иона , 1682–88. Феодосий 1688–91. Спиридон , 1691–94. Иона , 1694–99. Трифиллий , 1699 и 1700. Леонид , 1700–14. Леонтий Павлов перев. из Кривоезерского, 1714–27. Александр , 1727 и 28. Леонтий (вторично) 1728–1741; † … Ефрем , 1741–44, отрешён. Александр , 1744–50. Варсонофий , 1751. Гурий , 1751–58. Анастасий , 1758–61. Иосиф , 1761–63. Амвросий , архим., 1763–70. Иероним , архим., 1770–74. Митрофан , 1774–82. Иосиф , 1782–92. Транквиллин , 1792–1800. Иринарх , 1800–6. Гедеон , 1806–20. Макарий 1820 перев. из Железноборовского; архим. с 1829 по 1838. Дионисий Муравьев , архим., 1839 перев. из Паисиина; до 1850 († …?). Платон , архим., в нояб. 1850 перев. из Чухломского Авраамиева; до 1867 († …?). 266 Иннокентий , архим., 1867 и 68. 4 Тихонов Николаевский под городом Духом, основан св. Тихоном Луховских в исх. XV века. В 1681г. приписан к Ново-Иерусалимскому; 1743 отписан. С 1764 третьеклассный. [IV, 870; VI, 399.] Св. Тихон Луховский, строит., † 16 июня 1492; в лике святых с 1569. Игумены Константин , 1569. Иона , 20 июня 1577. Антоний , 1583 и 84. Ферапонт , 1592–99. Мисаил , строит., 1602. Иона , 1608, 30 сент. 1614. Сергий , 1624–27. Иоаким , 1630–34. Евфимий перев. из Авраамиева Городецкого 3 авг. 1634. Корнилий определён 15 июня 1635. Феодосий , 1638 и 39.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филарет (Дроздов) архиепископ, свт., бывший архиеп. Ярославский и Ростовский с 3.07.1821 митрополит с 22.08.1826 †19.11.1867 Леонид (Краснопевков) епископ Дмитровский, викарий Московской епархии с 20.11.1867 по 25.05.1868 временно управлял Иннокентий (Вениаминов) митрополит, свт., бывший архиеп. Камчатский, Курильский и Алеутский с 5.01.1868 † 31.03.1879 Макарий (Булгаков) митрополит, бывший архиеп. Литовский и Виленский с 8.04.1879 † 9.06.1882 Иоанникий (Руднев) митрополит, бывший архиеп. Карталинский и Кахетинский с 27.06.1882 по 17.11.1891 митр. Киевский и Галицкий † 7.06.1900 Леонтий (Лебединский) митрополит, бывший архиеп. Холмский и Варшавский с 17.11.1891 † 1.08.1893 Сергий (Ляпидевский) митрополит, бывший архиеп. Херсонский и Одесский с 9.08.1893 † 11.02.1898 Викарии Московской епархии Севские и Брянские епископы С 29 мая 1764 года Кафедра в Севске Тихон (Якубовский) епископ, рукоположен с 8.08.1764 по 17.12.1767 еп. Воронежский и Елецкий Кирилл (Флоринский) епископ, рукоположен с 13.01.1768 по 26.04.1778 на покое; † 24.09.1795 Амвросий (Подобедов) епископ, рукоположен с 5.06.1778 по 25.04.1781 еп. Крутицкий и Можайский Дамаскин (Семенов-Руднев) епископ, рукоположен с 5.07.1782 по 22.09.1783 еп. Нижегородский и Алатырский Севский и Орловский епископ С 13 января 1784 года Феоктист (Мочульский) епископ, рукоположен с 7.01.1784 по 9.02.1787 еп. Курский и Белгородский С 6 мая 1788 года преобразована в самостоятельную Орловско- Севскую епархию. Дмитровские епископы Викариатство учреждено 17 мая 1788 года Серапион (Александровский) епископ, рукоположен с 11.06.1788 по 16.10.1799 еп. Калужский и Боровский Серафим (Глаголевский) епископ, рукоположен с 25.12.1799 по 29.01.1804 еп. Вятский и Слободской Августин (Виноградский) епископ, рукоположен с 6.02.1804 с 13.06.1811 управлял Московской епархией архиепископ с 30.08.1814 по 19.02.1818 архиеп. Московский Лаврентий (Бакшевский) и Коломенский епископ, рукоположен с 19.01.1819 по 26.10.1820 еп. Черниговский и Нежинский Афанасий (Телятьев) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2 . Апокалипсис XIV века Румянцевского музея, сличенный по древним памятникам преимущественно с Апокалипсисом, писанным рукою св. Алексия, помещенным в его Новом Завете, с греческим текстом V века из кодекса св. Ефрема Сирина издания Тишендорфа и 1072 года, где не доставало в кодексе V века с изображением св. Иоанна Богослова, гравированным на дереве гравер. Рыжовым из греческого Нового Завета XII-XIII веков: Т. 3, ч. 1. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1886. -VIII, 270 с., 1 л. ил. 3 . Археологические заметки о греческой Псалтири, писанной в конце IX века, принадлежащей действительному члену Общества древнерусского искусства при Румянцевском Московском музее и других обществ А.Н. Лобкову, с снимками Символа веры , Херувимской песни и некоторых других песней на 12 страницах. – М.: Солдатенков, 1866. – 26 с., л. факс. 4 . Второй и последний ответ на статью И.Д. Мансветова «О греческом Кондакарии»//Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1880. – Отд. 2. – С. 383–390. То же. – М.: Тип. Снегирева, Ценз. 1880. – 8 с. 5 . Выписка из подробной описи имущества Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 1680 года//Изв. Имп. археол. о-ва. – 1862. – Вып. 1. – Стлб. 25–60. 6 . Выписка из списка Пандекта Антиохова XI века//Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1858. -Т. 8. – Стлб. 41–47, 147–155. 7 . Дополнения к церковно-славянскому словарю А.Х. Востоко-ва: Из Пандекта Антиохова XI века: Из Ирмолоя XII-XIII веков Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки//Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1861. -Т. 10. – Стлб. 73– 78. 8 . Древлеславяно-греко-русский словарь из Юрьевского Евангелия 1118–1128 годов, сличенный с Евангелиями XI века и 1270 года. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1877. – 40 с. – На тит. л.: Описание Юрьевского Евангелия 1118–1128 гг. Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. 9 . Древлеславянская Псалтирь Симоновская до 1280 года, сличенная с рукописными Псалтирями XI-XVII веков и старопечатными XV и XVII веков, с греческим текстом X века из Феодоритовой Псалтири, сличенным с Псалтирью в Синайской Библии, Псалтирью 862 года, Псалтирью X века Норовскою и Псалтирью X-XI веков: Т. 1–4. – М., 1880–1881.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 декабря. День памяти святителя Филарета, митрополита Московского (1782-1867). Он был невероятно эрудированным человеком, в совершенстве знал немецкий, французский, греческий, латинский языки. Был одним из немногих в тогдашней России знатоков иврита. Ил.: Портрет святителя Филарета, 1861. - С.5; 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы . [В этот день мы вспоминаем, как родители Богородицы, Иоаким и Анна, привели свою дочь в Иерусалимский храм. У супругов долгое время не было детей. И они дали обет: если ребенок родится, посвятить его Господу. Когда Деве Марии исполнилось три года, родители привели ее к иерусалимскому храму. Богородица без посторонней помощи поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем маленькой. Наверху ее уже ждал первосвященник. С тех пор Богородица жила и служила при храме. Проводила дни в молитве, изучала Писание, училась рукоделию]. Ил.: Введение во храм Пресвятой Богородицы, XV в. Иконография. - С.5; 19 декабря. День памяти святителя Николая. [Однажды святитель Николай вынужден был выехать из Мир Ликийских. Вдруг к нему пришли несколько жителей Мир. Они со слезами рассказали Николаю, как градоначальник осудил на смерть троих ни в чем не повинных людей. Подкупленный врагами осужденных, он никогда бы не решился на такой неправедный суд при Николае. Святитель тут же отправился в обратный путь. На площадь, где проводились казни, он успел как раз к тому моменту, когда осужденные со связанными руками уже стояли на эшафоте и палач собирался отрубить голову первому из них. Никто не решался заступиться за невинных людей. Святитель Николай, не говоря ни слова, поднялся на эшафот, вырвал меч из рук палача, отбросил его в сторону и развязал несчастных. Народ с ликованием встретил своего архиепископа...]. Ил.: Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. Илья Репин. 1888. - С.5; К олонка главного редактора: Владимир Легойда. Что мы можем сказать о Боге? [«…в последнее непростое для болеющего человечества время, когда так хочется и колется сформулировать за Него ответ на вопрос о причинах происходящего, назвать тех, кто в период испытаний остается со Христом, а кто Его предает и т. п. И как-то совсем забывается: человек не сводится к тому, что он говорит. Ведь о Боге можно не только говорить, но и молчать. Это не о том, чтобы зарыть голову в песок. Но о том, чтобы восстановить связь, которая нарушилась из-за нами же созданных помех. В том числе помех безудержного говорения. Наша надежда в другом. И о ней очень хорошо сказала Марина Цветаева: “Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Всё”»]. Фото//Фома. - – декабрь 2021. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-224...

In theologiegeschichtlicher Hinsicht müsste für diese Jahrzehnte analog, wenn es denn nicht so pathetisch klingen würde, vom » Goldenen Zeitalter « gesprochen werden. Denn die russische Theologie des ausgehenden 19., beginnenden 20. Jahrhunderts hat in wissenschaftlicher Hinsicht Leistungen vollbracht, die es in dieser Weise weder vorher noch nachher gegeben hat. Sie verdankte sich – ähnlich wie Literatur, Musik und Kunst – den Errungenschaften des frühen 19. Jahrhunderts, dem Ausbau des geistlichen Schulwesens, den Reformen der höheren Ausbildungsstätten, einer kirchlichen Autorität wie dem Metropoliten von Moskau und vormaligen Rektor der Geistlichen Akademie von St. Petersburg Filaret (Drozdov; 1782-1867), der die wissenschaftliche Arbeit zumindest in begrenztem Rahmen förderte. Die Theologie um die Jahrhundertwende blieb dahinter jedoch nicht zurück, sondern führte die Forschung in ihren verschiedenen Disziplinen zu einer bis dahin ungekannten Höhe.   Beispiele für prominente orthodoxe Theologen der Jahrhundertwende   Wer verbirgt sich hinter der russischen Theologie dieser Zeit? Was für Namen und Werke sind es, die hier in jedem Fall zu nennen wären? Im Grunde müssten sämtliche theologische Disziplinen durchgegangen werden, denn in jeder Disziplin finden sich Fachvertreter mit – zumindest für den Kontext der russischen Theologie – neuen, innovativen Forschungsansätzen. Ich will mich jedoch auf die historischen Arbeiten beschränken, da hier ohne Frage die bedeutendsten Beiträge geliefert worden sind. Der selbst aus Russland stammende, später in den Vereinigten Staaten lehrende orthodoxe Theologe Georgij Florovskij (1893–1979) hat deshalb auch vollkommen zurecht in seinem Werk »Wege der russischen Theologie« (Puti russkogo bogoslovija) diese Phase der russischen Theologiegeschichte mit dem Begriff »Historische Schule« (Istorieskaja Škola) überschrieben. Zugleich steht die »Historische Schule« aber auch für eine methodische Neuorientierung in der russischen Theologie insgesamt, die die Forschungsarbeiten in den verschiedenen Disziplinen überhaupt erst möglich gemacht und dann auch befördert hat: die Anwendung historisch-kritischer Methoden.

http://bogoslov.ru/article/1246959

Большую роль в деле духовного просвещения и отстаивания интересов Церкви сыграл в XIX веке святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский и Коломенский (1782–1867). Он много потрудился над переводом Священного Писания на русский язык, боролся с чуждыми Церкви влияниями, заботился об улучшении духовного образования и поддерживал близкие отношения со многими видными представителями образованного общества того времени. Тяжелое положение сельского духовенства . В XVIII веке положение духовенства, особенно сельского, было довольно тяжелым. При крепостном праве сельский священник был в зависимости от помещика, который часто относился к нему, как к своему слуге. А в 60-е гг. XIX в., когда крепостное право было отменено, сельское духовенство во многом лишилось материальной поддержки. Сельский священник, получая приход, должен был зарабатывать на жизнь свою и своей семьи, как крестьянин, обрабатывая земельный участок, который он получал при церкви. Из-за полевых работ у священника оставалось мало времени, чтобы заниматься просвещением своего прихода. В 1764 г. Екатерина II провела секуляризацию земельных владений монастырей и архиерейских домов. Теперь эти земли принадлежали государству, и из них Императрица наделяла поместьями тех, кого она жаловала дворянским званием. Тогда же из имевшихся в России девятисот шестидесяти трех монастырей более половины было закрыто, двумстам двадцати четырем монастырям правительство стало выдавать скудное содержание, а еще сто шестьдесят один монастырь был оставлен даже без такового. Позднее секуляризация монастырских владений была проведена также на Украине и в Белоруссии, где в результате было закрыто свыше сорока монастырей. Только архиереи получали жалование от государства. Лишь при императоре Николае I (царствовал в 1826–1855 г.) бедным приходам, стали оказывать небольшую материальную помощь из казны, но впоследствии было решено просто закрывать самые бедные приходы, приписывая их храмы к соседним более состоятельным приходам. Духовное образование .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010