Мариуполь. Церковь Екатерины Александрийской. Греческая церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Екатерины Александрийской Год постройки:Между 1780 и 1782. Год утраты:приблизительно 1936 (снесена) Адрес: Украина, Донецкая обл., г. Мариуполь, храм находился в 10 м к юго-западу от церкви св. Харалампия Координаты: 47.092804, 37.562455 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Эта церковь – одна из старейших в Мариуполе, имеющая седую историю, на протяжении которой она дважды меняла свои имена. Истоки этой истории – в памятном 1780 году, на закате XVIII столетия и на заре рождения нашего города. В тот жаркий день 1780 года неутомимый митрополит Игнатий заложил на месте бывшей казацкой паланки центральную (соборную) церковь для новоустроенного греческого общества. Освятили храм 22 апреля 1782 года в честь священномученика Харлампия. Это было первое имя, в честь которого освятили церковь. Пройдет более 80 лет, прежде чем на карте города засверкает другое наименование – в честь св. Екатерины. Но это будет еще впереди, а в то время первая постройка храма была не притязательной – «деревянная, простая, невзрачная, окна маленькие, украшений никаких». Оно и понятно, церкви, возведенные на скорую руку, не отличались прочностью и долговечностью, а «удовлетворяли потребности буквально только дня». Со временем эту церковь перестраивали с целью увеличения площади, стала она каменной. Был оставлен в первозданном виде только алтарь, сразу строившийся из камня. Позднее достроили колокольню, но церковь все же была «и тесна и непрочна». Приведем копию выписки из описи 1834 года, где сказано: «Церковь каменная, о трех главах. К ней приделана колокольня, нижний этаж каменный, а верх деревянный». В 1840-х годах по соседству с ветшавшей Харлампиевской церковью начинается строительство нового грандиозного храма, который возведут на той же Базарной площади и который унаследует имя св. Харлампия. Этот храм станет главным в городе. А старая церковь будет закрыта в 1848 году «по ветхости». О ней забудут, некоторое время она будет служить складом для зерна. В 1867 году о ней вновь вспомнят, подреставрируют, подчистят – в общем, приведут в божеский вид и на следующий год освятят во имя Св. Великомученицы Екатерины, в память о легендарной императрице Екатерины 11. С момента нового возрождения церковь не имела своего причта и поэтому ее приписали к Харлампиевскому собору.

http://sobory.ru/article/?object=57367

Год со святителем Филаретом Московским Сретенский календарь-дневник на 2017 год      Святитель Филарет (Дроздов, 1782–1867), митрополит Московский и Коломенский (1821–1867), великий архипастырь, столп Русской Церкви, был еще и одним из столпов Российского государства. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным. Почти полвека управлял митрополит Филарет Московской епархией, и это время было самым блестящим периодом в истории епархии и всей Русской Церкви. Проповеди, беседы первосвятителя Московского поражают глубиной мудрости и силой слова. «До Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, потому что Он вездесущ и потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу; только умей найти эту близость верой и молитвой». «Имейте мысль смиренную и никого не осуждающую, кроме себя: и Господь дарует Вам мир и утешение». «Господь повелевает молитися и не стужати, т[о] е[сть] не скучать недостатком признаков услышания молитвы. Бог исполняет молитвы паче, их же просим или разумеем, потому иногда неисполнение молитвы есть истинный дар». «Если видишь себя благополучным, пользуйся благополучием умеренно; если чувствуешь в себе силу, помяни Бога, давшего тебе крепость; берегись, чтобы обильно питаемое земными наслаждениями сердце не одебелело и не сделалось неспособным к небесным ощущениям; старайся питать оное не столько видимыми благами, сколько мыслию о невидимом Подателе благ». «Холодность к духовному не от того ли, что мы не довольно холодны к делам мира и плоти, что внимание сильно занято земным и, привлекаясь к сему, нелегко восходить к небесному? Да подвизаемся быть равнодушнее к тому, что чуждо душе, скоропреходит и не пойдет за нею в ее вечный путь. За все благодарить Бога есть легкий и благой для души путь. Да управляем себя на путь сей». «Для избежания греха осуждения надобно помышлять, что осуждение возвращается на осуждающего, не только судом Божиим, но, по тайным судьбам Божиим, часто самим делом. В чем осудит человек преткнувшегося ближнего, в том сам претыкается, сверх опасения».

http://pravoslavie.ru/94171.html

Гребеневская (Спасское). Церковь Спаса Преображения на Кьяндском погосте. Спасо-Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Название от Къяндского ручья, вытекавшего из соседних с селом холмов, на одном из которых, ближайшем к р. Ваге, находились приходские храмы. До начала XIX в. приход назывался Спасским, по имени главной Спасо-Преображенской церкви, Къяндским назывался погост, состоявший из двух деревень: Даниловской и Гребеневской. Каменный двухэтажный Спасо-Преображенский храм был построен вместо одноименной деревянной церкви, сгоревшей в 1804 г. от удара молнии, сгорел и церковный архив. Каменный храм начали строить в 1810 г. Престолы: в нижнем этаже - во имя свт. Николая, освящен 30.09.1815; главный - в честь Смоленской иконы Божией Матери, освящен 26.05.1817; в верхнем этаже - главный в честь Преображения Господня, освящен 31.05.1820; придельный в трапезе - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 30.09.1845. Вблизи каменного храма располагались две церкви. Одна - во имя прор. Илии, построена в 1750 г., освящена 17.10.1751. Первоначально стояла вблизи сгоревшей Спасо-Преображенской церкви, в 1831 г. перенесена к каменному храму. Другая церковь - в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь мучч. Флора и Лавра. Построена в 1758 г. Придел освящен в 1757 г., главный престол - в 1758 г. Первоначально стояла на берегу р. Ваги, в 1824 г. перенесена. Приписная церковь: в д. Петровской, на берегу р. Шелаши (8 верст от прих. храмов). Каменная, одноэтажная, во имя апостолов Петра и Павла. Построена вместо одноименной часовни в 1865-1870 г.г., освящена 4.10.1870. В 1894 г. началась пристройка каменной теплой церкви-трапезы с двумя приделами - во имя Успения Пресвятой Богородицы и св. благоверного князя Александра Невского. Священники: Марк Власов 1631 г.; Феодор Рожин 1701 г.; Иоанн Рожин 1732-1750 г.г.; Феодор Рожин 1750-1797 г.г.; Михей Ульяновский 1770 г.; Петр Кононов 1781-1805 г.г.; Михаил Паромов 1782-1810 г.г.; Василий Павловский 1809-1817 г.г.; Иоанн Щеколдин 1818-1820 г.г.; Кирилл Рожин 1821-1831 г.г.; Михаил Дмитриев Первушин 1832-1837 г.г.; Андрей Иоаннов Яковлев 1806-1846 г.г.; Алексей Федоров Ежов 1839-1850 г.г.; Николай Кремлев 1847-1849 г.г.; Михаил Дмитриев Первушин 1851-1858 г.г.; Димитрий Андреев Каллиников 1858-1867 г.г.; Евграф Григорьев Зуев 1849-1882 г.г.; Григорий Васильев Овчинников 1867-1876 г.г.; Иоанн Васильев Дмитриев 1876-1878 г.г.; Иоанн Борисович Борисов 1878-1881 г.г.; Феодор Михайлов Синцов 1882-1893 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=25626

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский ноября 1867 Прославлен в 1994 г. Память празднуется 19 ноября/2 декабря (преставление) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации Святителя Филарета (Дроздова ; 1782–1867), Митрополита Московского и Коломенского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, исследовав жизнь и святительское служение Митрополита Московского и Коломенского Филарета, стяжавшего своей молитвой и подвигами обильные дары Божественной благодати, находит ныне благовременным прославить во святых этого великого и богомудрого архипастыря Церкви Российской. В народе его почитают великим светильником православной веры, который и поныне в своих многочисленных творениях излучает свет истины Христовой. Благодаря значительному вкладу Святителя Филарета в перевод Священного Писания на русский язык христиане России и поныне имеют возможность внимать Слову Божию на доступном им языке. В полном убеждении в высоте и истинности духовной жизни и деятельного церковного служения Митрополита Филарета Собор определяет: 1 . Причислить Митрополита Московского и Коломенского Филарета к лику святых для общецерковного почитания. 2 . Честные останки Святителя Филарета считать святыми мощами 4 . Писать новопрославленному угоднику Божию честную икону для поклонения, согласно Определению Седьмого Вселенского Собора. 5 . Напечатать житие Святителя Филарета, а также начать издание его творений для назидания чад церковных. 6 . От лица Освященного Собора объявить о прославлении Святителя Филарета всероссийской пастве. 7 . Имя новопрославленного святого сообщить Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения его в святцы. Предстательством и молитвами Святителя Филарета да укрепит Господь православную веру чад церковных. Аминь. Святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов) родился в семье коломенского диакона (впоследствии священнника).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Верхняя Мосоловка. Церковь Космы и Дамиана (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1867 году в селе «тщанием помещика Охотникова» была построена деревянная Космодамиановская церковь. Являлась приписной к Архангельской церкви в Грачёвке. В 1896 году было начало строительство новой каменной церкви. Одновременно строилась церковно-приходская школа. В 1904 году строительство завершилась и главный престол храма был освящен в честь Космы и Дамиана. Основная статья на сайте:  Русские Церкви Верхняя Мосоловка. Церковь каменная, теплая, построена на средства прихожан в 1904 году. Престол - в честь бессребреников Космы и Дамиана. Дворов 302, душ муж. пола 1059, жен. пола 1090, великороссы, земледельцы, имеют земли по 2 десятины на душу. Три мелких хутора: крестьянина Михаила Демидова, крестьянки Екатерины Демидовой и дворянина Николая Облова. Школа церковно-приходская, одноклассная, законоучителю 360 руб. в год, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1816 года. Штат: священник, диакон и псаломщик. У причта 33 десятины полевой земли, в чересполосном владении с прихожанами, удобная. Причтовый капитал 200 руб., пособие от казны 550 руб. в год. Руга – печеным хлебом. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Усманский уезд, стр. 380. Верхняя Мосоловка возникла в первой половине XVIII века. Упоминается в документах 1750 и 1782 годов. Вначале селение называлось Мосоловкой, позднее для отличия от других Мосоловок (Средней и Нижней) — Верхней Мосоловкой. Название села произошло от фамилии одного из первых крупных владельцев земельных участков — Мосолова. Однако, по преданию, название произошло от слова «мослы». Якобы, каждый год вешние воды вымывали много костей (мослов), которыми была сплошь усеяна степь. В списке населенных мест 1862 года Мосоловка – казенное село с церковью, 130 дворов, 868 жителей. До 1928 года село территориально входило в состав Усманского уезда Тамбовской губернии.

http://sobory.ru/article/?object=40437

Воронеж. Церковь Всех Святых на Новостроящемся кладбище. Всесвятская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В июле 1834 г. губернский архитектор Иван Андреевич Блицын (1780-е - после 1841) выполнил проект церкви во имя Всех Святых. Один из приделов решено было посвятить святителю Митрофану Воронежскому, только что канонизированному Русской Церковью. В ноябре 1835 г. чертежи рассмотрели в Петербурге и утвердили, в следующем году началось строительство. 25 мая 1841 г. архимандритом Елпидифором (Бенедиктовым) освящен придел во имя святого Митрофана, находившийся в правой части трапезной, в 1842 г. уже ставший викарным епископом Елпидифор освятил придел во имя преподобной мученицы Евдокии, расположенный в левой части трапезной... Целиком же Всесвятская церковь была завершена к 1851 г. и освящена викарным епископом Феогностом (Лебедевым). По архитектуре церковь была близка к храмовой части нынешнего Покровского собора, да и строились они практически одновременно. Ее тоже относили к образцам «благородного, выдержанного классицизма». Это обстоятельство и дает возможность предположить в обоих случаях авторство одного и того же архитектора И.А. Блицына. Долгое пятнадцатилетнее строительство небольшого храма объясняется тем, что он возводился на частные пожертвования купчихи Евдокии Сергеевны Аврамовой (1782-1867), церковного старосты Ивана Ивановича Аврамова, купцов Александра Петровича Борисова (1781-1869), Антона Родионовича Михайлова (1804-1874), Ивана Михайловича Кривошеина. Их попечительством содержался первое время и церковный причт. Среди горожан церковь приобрела название Новостроящейся, и кладбище, вместо официального названия Новомитрофановское или Всесвятское, тоже именовалось Новостроящимся. В конце 1860-х гг. при ремонте храма стены его трапезной отделали под мрамор. В ноябре 1842 г. на окраинном кладбище был похоронен безвременно ушедший из жизни поэт Алексей Кольцов, чуть позже рядом с ним оказалась сестра Анисья (1820-1847), в замужестве Семенова, потом родители, Василий Петрович (1778-1849) и Прасковья Ивановна (1784-1861). В 1861 г. буквально напротив погребли поэта Ивана Никитина. Так было сделано сразу - поэт упокоился подле поэта, и могилу Никитина не переносили сюда позже, как иногда приходится слышать. На одной из дореволюционных фотографий можно увидеть табличку с надписью: «Дорожка к могилам Кольцова и Никитина».

http://sobory.ru/article/?object=36763

Михайловка. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Троицы Живоночальной, каменный, с тремя приделами: во имя свт. и чуд.Николая, Успения Божией Матери и Архистратига Михаила. Деревянная церковь Архистратига Михаила была построена в 1782 году и освящена в 1783 году. В 1870-х годах продана в село Воронье. С 1861 года началось сооружение однопрестольной каменной церкви, которая в 1867 году была окончена кладкой и покрыта железом. Священником ее являлся Алексей Николаевич Миловзоров, переведенный в настоящее место в декабре 1843 года. Храм был освящен 31 октября 1871 года, к этому времени колокольня еще не была закончена. В 1879 году освящен правый придел настоящей части храма во имя свт. и чуд.Николая. В 1883 году освящен левый придел во имя Архистратига Михаила. 7 октября 1887 года был утвержден проект на распространение каменной церкви с отдельно стоящей колокольней, составленный епархиальным архитектором Алексеем Егоровичем Эренбергом. Проект предусматривал пристройку к существующей церкви теплой трапезы на 1040 человек (не считая алтарей и пространства между ними). Строительное отделение посчитало необходимым утолщить некоторые стены и опоры трапезной. В 1891 году к настоящему храму была пристроена трапезная, оштукатурена внутри, намощены полы. 28 августа 1893 года был утвержден проект об устройстве в трапезной вместо двух - одного алтаря. Для этого предусматривалось в середине трапезной, против входа, устроить один придел вместо сущестующих двух боковых, заделав проход в настоящую церковь и пробив во внутренней стене окна для освещения алтаря; вход же в настоящую церковь устроить снаружи, через боковые двери. Указом Пензенской духовной консистории от 3 ноября 1894 года престол Михаила Архангела в настоящей церкви был упразднен, перенесен в левый придел трапезной и освящен 30 ноября 1894 года. Эти работы проводились при священнике Иоанне Павловиче Беляеве, перемещенном в настоящее место в последних числах 1893 года из села Новый Шуструй Нижнеломовского уезда, который побудил дочь диакона Анну Лавриферову к пожертвованию 95 рублей на устройство нового иконостаса.

http://sobory.ru/article/?object=04357

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Гуслицкий Спасо-Преображенский Печерский мужской монастырь Россия, Московская обл., Орехово-Зуевский рн, г. Куровское. Киевский святитель Фотий устроил обитель в честь Преображения Господня на месте своего чудесного спасения в 1410 году, на холме между несколькими речками. В царствование императрицы Екатерины II монастырь был упразднен. Но осталась небольшая церковь, срубленная, по преданию, еще митрополитом Фотием, в ней и хранилась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, обретенная на месте спасения. В 1858 году по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) (1782–1867) было положено начало возобновлению Гуслицкого Спасо-Преображенского монастыря, целью построения которого было обращение к православию раскольников, которые населяли всю гуслицкую местность. По мысли святителя обитель должна была сочетать традиционное монашеское делание с миссионерством и обучением детей. Вот как это было. Строителем монастыря был назначен иеромонах Парфений (Агеев) (1807–1878). Это был человек сложной судьбы. В 1839 году Петр Агеев, он же бывший старообрядческий инок Паисий, уехал на Афон и там в 1841 году принял монашество с именем Парфений в русском Пантелеимоновом монастыре. Он много странствовал по святым местам, бывал на Востоке, свои воспоминания изложил в книге «Странствия по святым местам России, Молдавии и Турции». На литературное творчество Парфения обращали свое внимание русские писатели того времени: Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие. В 1854 году инок Парфений поступил в братию Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой Лавре. Он был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха и в 1856 году назначен строителем Николаевской Берлюковской пустыни. Здесь через два года он получил задание подыскать места для новых миссионерских монастырей. Изучив почти все селения Гуслицкой местности и не найдя подходящего места, отец Парфений на речке Нерской набрел на деревянную церковь Спаса, при которой в двух избах жили священник, дьячок и церковный сторож. По преданию, церковь возрастом была лет 400, в ней хранилась чтимая даже раскольниками явленная икона Нерукотворного Образа Спасителя.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Суворов. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь в Васильевском; Богородицкая церковь Карта и ближайшие объекты Однокупольная кирпичная церковь с трапезной и колокольней построена в 1806 г. в стиле позднего классицизма на средства помещика А.Г. Камынина. Два придела: Никольский, Афанасия и Кирилла (с 1862). Обновлена в 1845 г. Закрыта и значительно повреждена в сер. ХХ в. Официально действующей не значится, но с 2008 г. перед храмом проходят службы. Подготовлен проект восстановления здания. Подробная публикация: Легостаев В.В. Храмы Лихвинского уезда. Тула, 2008. Храм Покрова Божией Матери г. Суворова в настоящий момент находится в разрушенном состоянии и нуждается в восстановлении и реконструкции. Богослужения производятся в малом храме Покрова Божией Матери, расположенного рядом с основным храмом. Село Васильевское Лихвинского уезда значилось в описании наместничества Калужской губернии ещё в 1782 г. Датой строительства каменной церкви Покрова Божией Матери в селе Васильевское считается 1806 г., а в 1845 г. она была обновлена. Первоначально в храме Покрова Божией Матери числилось два престола. Главный освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Второй придел освящён во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1862 г. в записях Клировых ведомостей церквей Лихвинского уезда за 1862 г. уже значился третий престол - в тёплом приделе во имя святителей Афанасия и Кирилла. Земли при церкви состояло: усадебной — 1 десятина, пашенной 42 десятины 2060 кв. саженей. План и межевая книга хранились в церкви. На приходском кладбище в 1867 г. была построена каменная часовня. При Чернышевской слободе в 1855 г. в честь спасения императора Александра II была построена каменная часовня. В селе Васильевское существовало земское училище. Приход Покровской церкви состоял из жителей села Васильевское и прилегающих деревень и селений: Шмарово, Жёлтиково, Платовка, Катинка, Михайловка, Воробьёво, Чернышино, Хуторки, Агеево, Лютимка, Токарево, Полагино, Борисово, Ушатово. В 1862 г. приход насчитывал 215 дворов, 1210 мужского и 1327 женского населения, а в 1893 г. числилось 404 двора, 1469 мужского и 1522 женского населения. В 1891 г. прихожане получили архипастырское благословение за пожертвование 570 рублей на украшение церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12831

Тамбов. Домовая церковь Николая Чудотворца в бывшем здании Духовной семинарии. Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1847. В 1907-1910 перенесена в новое помещение. Архитектор:В.А. Усачёв Адрес: Россия, Тамбовская область, г. Тамбов, Ленинградская ул., д. 1 Координаты: 52.718242, 41.462828 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты С 1786 г. на Набережной улице г. Тамбова городскими властями было выделено место под строительство семинарии, и уже в 1788 г. в новое здание было переведено два класса философии и риторики, а в 1798 г. переводятся и все остальные. После реформ духовно-учебных заведений в 1867-1870 гг. при семинарии создана образцовая воскресная школа, где преподавали ученики старших классов. В 1847 г.на втором этаже семинарского здания была устроена Никольская церковь. Последние крупные строительные работы в семинарии производились в 1907-1911 гг., в это время была устроена новая семинарская церковь в южную часть здания. При основании Тамбовской семинарии в ней обучалось 29 человек, в 1799 г. 592, а к началу 20 века более 600. Семинария была одним из крупнейших духовно-учебных заведений в стране. Здание бывшей духовной семинарии находится по улице Ленинградской, д. 1 в Ленинском районе города Тамбова Тамбовской области. В 1780 г. для строительства главного семинарского корпуса наместник Тамбовской губернии граф Р.И. Воронцов определил усадебное место между городской стеной и монастырём. Однако эта территория оказалась слишком тесной и в 1782 г. для строительства был выделен квартал между Покровской церковью и архиерейским домом. Главный двухэтажный корпус был заложен по проекту архитектора В.А. Усачёва на высоком берегу реки Цны 30 мая 1785 г. Строительство здания затянулось, и в 1788 г. в недостроенное здание Указом Синода были переведены три класса семинарии - богословский, философский и риторический. В 1788 г. положение несколько улучшилось, ибо строительством и обустройством семинарии стал заниматься епископ Тамбовский и Шацкий Феофил. Главный корпус семинарии был окончательно отстроен лишь в 1798 г. По настоянию епископа началась подготовка к строительству каменных флигелей. Строительство первого флигеля для воспитанников, столовой и хлебни окончилось в 1800 г.

http://sobory.ru/article/?object=13871

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010