Дионисий , с 1697, а 4 авг. 1700 хирот. в еписк. Вятского. Макарий , в 1700–27, † 22 апр. Герасим определён 28 июля 1727. а 5 февр. 1733 перев. в Московский Богоявленский мнтрь. Варлаам 24 февр. 1733 назначен с Перервы, но там оставлен. Товия определён 27 авг. 1733, из ризничих монастыря; † в сент. 1758. Архимандриты Константин Борковский , игум., с 1759; 6 авг. 1763 перев. в Боровский Пафнутиев мнтрь, но оставлен здесь архим-том; в 1767 перев. в Казанский Спасо-Преображенский. Иустин , в 1767–76. Митрофан (игум.), с 13 авг. 1777–1780, по дек. … Геннадий , с 1 сент. 1781 по 30 июля 1788. Венедикт , из Ахтырского Троицкого, с 20 нояб. 1788; 20 окт. 1792 перев. в Переяславльский Даниилов мнтрь. Никифор Феотоки , бивший архиеп. Астраханский, управлял мнтрём с 19 янв. 1793; † там 31 мая 1800. Георгий , из казначеев Троицкой Сергиевой Лавры, определён 20 сент. 1800; † в июле 1806. Амвросий Виноградский перев. из Лужецкого 29 авг. 1807; † в нояб. 1810. Ираклий Евреинов 28 июля 1811 перев. из Московского Богоявленского; † 15 сент. 1815. Дамаскин Россов 20 апр. 1816 перев. из Высоцкого монастыря, а 3 июля – в Сергиеву Петергофскую пустынь. Геннадий Баранович , из законоучителей кадетского корпуса, в 1816–22, перев. в Иосифов мнтрь. Феофилакт в 1822 перев. из Московского Златоустова монастыря; до апр. 1831. Платон 29 апр. мая] 1831 перев. из Лужецкого монастыря, а 16 сент. 1848 – в Спасо-Андрониев. Пармен Соколов перев. с Перервы 1 окт. 1848; † 15 июня 1855. Иаков Кротков 31 авг. 1855 перев. из Дмитровского Борисоглебского монастыря; 18 янв. 1870 хирот. в еписк. Муромского (викария Владимирской епархии). Амфилохий Казанский , бывший архим. Новоиерусалимский, определён 1870 … Особая заметка [Митр. Серапион , в сент. 1822–1824, окт. Митр. Варлаам Грузинский, 20 февр. 1825–1830, 18 дек.]. 20 Высоцкий Богородичный, у города Серпухова, основан игум. Афанасием, учеником св. Сергия Радонежского, около 1380 г. Ныне третьеклассный. [III, 632.] Игум. Афанасий , основатель, † 12 сент. 1395.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ту, в которую живем мы. В ледниковую эпоху жило много животных типов, которые угасли и вымерли теперь (мамонт, пещерные – лев, тигр и медведь, может быть diornis – гиганская птица), но все то, что живет теперь, несомненно жило и в ледниковую эпоху. Человек уже жил в то суровое время и вел жестокую борьбу за существование с природой и животными (эта эпоха характеризуется сильным понижением температуры, обилием воды и ледников). Он вышел из этой борьбы торжествующим победителем. Таковы фазы, которые пережила земля в своей истории. 2827 Гуфеланд – один из знаменитых врачей своего времени (1762–1836), имя которого поныне пользуется широкой известностью даже среди не медицинской публики. 2828 Адам Чарторийский, князь, государственный деятель (1770–1861); некоторое время был близким лицом Александра I, занимал пост попечителя виленск. учебного округа. Но в 1823 г., когда мipoboззpehue Александра I радикально изменилось, был отставлен от должности. 2829 Иоахим Лелевиль (1786–1861), польский историк, бывший профессором Виленского и Варшавского университетов. 2830 И. Хлопицкий, один из наиболее выдающихся польских генералов (1771–1854); состоял на французской военной службе до 1814 г., когда возвратился в Польшу и по воле имп. Александра был назначен дивизионным генералом, но скоро вышел в отставку. Когда вспыхнула в Польше описываемая революция, он вступил в администр. совет. 2834 Слово это в подлиннике написано не ясно, поэтому не ручаемся за точность его воспроизведения. 2840 Петр Григорьевич, впоследствии известный юрист и администратор; род 1808 г., ум. членом государств. Совета в 1891 г. Состоял профессором в Москов. и Петербург. Университетах. 2841 И.Г. Эверс, историк и юрист (1781–1830). С 1810 г. читал историю и географию России в дерптском университете. Сочинение его, о переводе которого говорит здесь Платонов, – Das älteste Recht der Russen. 1826. 2843 Платонов сам писал стихотворения; одно такое стихотворение в рукописи имеется у нас; написано оно на день Ангела графа Михаила Владимировича, когда Платонов еще быть студентом Академии. 2851 Эдуард Ганс, известный немецкий юрист, представитель так называемого философского направления в юриспруденции. Род. 1797 г., ск. 1839. 2856 Дон Мигуэль – брат дона Педро, бразильского императора. Д. Мигуэль, состоя регентом при португальской королеве, малолетней дочери дона Педро, узурпаторствовал португальский трон. 2857 Дон Педро – бразильский император, род. в 1798 г. В 1826 г., после смерти отца, принял португальский троп, который вскоре передал своей несовершеннолетней дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Острые гранёные пинакли, окружающий купол треугольный фриз, как бы намекающий на готические щипцы, под крестами яблоки-шишки, да и сами кресты специфической формы - с диагональными лучами и акцентированным центром, напоминающие о символике масонства. Стрельчатые арки - элемент, характерный для готической или романской архитектуры, так же как и барельефные изображения святых, крупная кладка... Кстати, кладка, точнее облицовка, - это как раз самый, пожалуй, " русский " из строительных материалов - белый камень. Форма башенок-звонниц навеяна " псевдоготикой " . Купольное завершение никак не готическое, это дань барочной составляющей в архитектуре храма. Купольное завершение имеет и сам храм, хотя там нехарактерные для готической традиции округлости замаскированы пинаклями, фризом и прочими " остротами " . Отдельно стоящая колокольня появилась в 1830-е гг., когда псевдоготикой уже не увлекались. Тем не менее было очевидно, что просто приставить к такой церкви что-нибудь ампирное или русско-византийское - значит испортить памятник. Архитекторы пошли на хитрость, добавив простой по сути колокольне декоративных элементов, напоминающих убранство Владимирской церкви, этакая " псевдо-псевдоготика " . На самом деле видно: обводы стрельчатых проёмов мягче, пинакли - лишь рельеф, декор откровенно вторичен... А что останется, если его убрать? Правильно - ампир в чистом виде. Церковь двухэтажная; как и многие усадебные церкви, она сочетает в едином здании отапливаемый зимний и " холодный " летний приделы. В верхнем этаже располагается придел, освящённый во имя Владимирской иконы Божией Матери, в нижнем - фактически высокий подклет - в честь Рождества Христова. Действует в настоящее время только последний. У него низкие своды, четырёхугольные несущие столпы, в потолочных плафонах - росписи на евангельские сюжеты. Завершает перспективу нижнего храма простой и невысокий трёхъярусный иконостас. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Существующая церковь при усадьбе Быково была заложена в 1781 году на месте древнего храма Рождества Христова.

http://sobory.ru/article/?object=01404

Церковной земли 66 десятин. В 1738 г. Нижний Салтов страдал от чумы, тогда умер Вознесенский священник его Андрей Жуковский. Холера действовала здесь только в 1848 г., тогда умерло от неё до 100 человек. Число прихожан Нижнего Салтова: в 1730 г. 1349 муж., 1198 жен.; в 1750 г. 1560 муж., 1415 жен.; в 1770 г. 1709 муж., 1576 жен.; в 1790 г. 1840 муж., 1750 жен.; в 1810 г. 1358 муж., 1456 жен.; в 1830 г. 1775 муж., 1785 жен.; в 1850 г. 1536 муж., 1550 жен. По ведомости 1785 г. в Салтовском имении показывалось: в Нижнем Салтове 1465 муж., 1458 жен.; в сл. Писаревке 989 муж., 940 жен.; в Николаевке 230 муж., 175 жен. черкасов и 98 русских; в сл. Федоровке 203 муж., 191 жен. Земли 15183 десятин, в том числе 1781 десятин лесу. Издавна на счет владельца Салтовского имения содержится богадельня на 49 душ муж. и 54 жен. Средства к жизни доставляют жителям хлебопашество и простые ремесла, сбываемые на ярмарках, которыя в Салтове бывают: 17 января, 23 апреля, 8 июля, 8 снтября и 1 нября. СЛОБОДА РУБЕЖНАЯ Слобода Рубежная – на левом берегу Донца. Заселение её черкасами, надобно полагать, было современно населению города Салтова. Ибо она так близко к городу Салтову, что составляет как бы часть бывшего важного города, она отделяется от него только валом, или рубежом, почему и называется Рубежной. По Чугуевским бумагам, Рубежная упоминается уже в 1660 г. В ней жили большей частью неслужащие казаки, доставлявшие содержание крепости Салтовской. Подаренная Шафирову и скоро опять взятая в казну, Рубежная пожалована была Екатериной I Гендрикову, и при графе Иване Симоновиче Гендрикове была уже так многолюдна, что в ней было три храма. Из них деревянный Петропавловский, в 1833 году, с переселением части жителей, перенесен в слободу Петропавловку; другой деревянный – Рождества Христова, с приделом Святителя Николая, за ветхостью разобран (из него сделана ограда около каменной церкви). Каменный храм, построенный графом Гендриковым, освящен в честь Успения Богоматери в 1769 году, а два придела – позже того.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Однажды в монастыре скончался один из иноков и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Иоанн долго отказывался, но из милосердия, уступив просьбам удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей келлии. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел - убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания. Через некоторое время старцу в видении было указано Пречистой и Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он все перенес и по милости Божией остался жив. Преставился около 780 г., в возрасте 104 лет. русском языке издано: 1. Изложение православной веры/Слав. пер. Преосв. Амвросия (Зертиса-Каменского). М., 1765-1781. То же/(Неполн. пер.)//Христианское чтение. 1830. 1840. 1841. То же/(2-й пер.). М., 1844. То же/Пер. А. Бронзова. СПб., 1894. То же./Пер. Н. Сагарды//Полное собрание сочинений. Вып. 1. СПб., 1913. С. 157-345. 2. Философские статьи/Пер. Н. Сагарды//Полное собрание творений. Вып. 1. СПб., 1913. С. 45-121. 3. Против ересей//Там же. С. 122-155. 4. Против тех, кто выбрасывает святые изображения/Пер. Н. Сагарды//Там же. С. 347-441. То же/Пер. А. Бронзова. СПб., 1893. С. XXXVIII - 168 - XXIX. То же. (Третий трактат)/Пер. И. Колоколова//Христианское чтение. 5. Проповеди//Христианское чтение. 1827. 1828. 1835-1837. 1840. Иконописный подлинник Новгород. XV. Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.

http://patriarchia.ru/db/text/908606.htm...

При монастыре (вне ограды) четыре пруда мерою; 1-й (верхний) 83 и 40 саж.; (средний) 73 и 24; 3-й (нижний) 32 и 39; 4-й пруд 18 саж. и 24 сажени. Монастырские здания с 1763 до 1840 г 138 Подробных описей монастыря с 1763 года до 1840-х годов не сохранилось и мы имеем только отрывочные известия, почерпнутые нами из некоторых указов и других бумаг находящихся в архиве монастыря. В 1778 г. Сентября 1-го дня по имянному Ее И. В. (Екатерины II) указу на строение монастырских зданий и исправление ветхостей в Угрешском монастыре выдано было 9835 р. 20 к., на записку денег выданы были из Государственной Коллегии приходо-расходные шнуровые книги, которые в 1785 г. для поверки были вытребованы в Коллегию, где они, должно полагать, и остались, и потому потребностей о постройках мы не знаем, но, по всей вероятности к этому времени должно отнести окончание колокольни, которая, как видно из описи 1763 года была еще не достроена. В 1781 году Успенская церковь была исправляема; в ней переменяли (верхние) накаты и в этом же году она была освящена. В 1782 году исправляли Николаевский собор и за хлопоты и надсмотр за работами игумен Варнава выдал архитектору и его двум помощникам 91 рубль. В 1784 году (из донесения в Моск. Духовн. Консисторию Угрешского игумена Варнавы мы знаем, что) в монастыре были следующие здания: 1) Церковь во имя Святителя Николая каменная с папертью, под оною выходы для поклажи монастырского припаса; 2) Настоятельские келлии каменные в два яруса, через сени в связи с оными; 3) Церковь Успения пресвятыя Богородицы, каменная теплая без приделов. Под нею – 4) Трапеза братская; 5) Погреба; 6) Кладовая; 7) Колокольня каменная (до колоколов) в два яруса, в ней назначено быть церкви, но оная еще не сделана; 8) Келлии каменные; 9) Пекарня; 10) Поварня каменная, в два яруса и 11) прочие Службы; 16) Около монастыря Ограда каменная с двумя воротами и 8-ью башнями. Вероятно, в это-то время иконостас Успенской церкви был покрыт ярью по серебру (как упомянуто без означения года в одной описи) ибо в 1763 году в описи он значится золоченым, а в 1830-х годах он был белый, с карнизами крытыми желтым кроном.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

При Троицком соборе действовала типография; 1-й изданной там книгой был трактат по догматическому богословию «Цветение истины» (Floarea Adevrului, 1750). При еп. П. П. Ароне в Блаже издавались катехизисы, учебники богословия, полемические труды в защиту унии, пастырские послания епископа, а также большое количество богослужебных книг на румын. языке (при этом визант. обряд практически не подвергался латинизации; до 1779 при печати румын. текстов использовали кириллицу). Повышению авторитета еп. П. П. Арона, подорванного его прежним конфликтом с еп. И. Мику-Кляйном, способствовал строгий аскетический образ жизни архиерея, к-рый много проповедовал и часто совершал пастырские визитации (во время одной из таких поездок, 9 марта 1764, он скончался). Преемником еп. П. П. Арона стал его сподвижник, преподаватель блажской семинарии Атанасие Редник (1765-1772), привлекший в монастыри в Блаже и Алба-Юлии имевших хорошее лат. образование монахов-василиан. Также он продолжил заложенную его предшественником традицию финансовой поддержки талантливых студентов. Такую же политику проводил еп. Григоре Майор (1773-1783), стремившийся повысить уровень образования среди духовенства и верующих. «Патент о веротерпимости» (1781), подписанный имп. Иосифом II, не оказал существенного влияния на положение греко-католиков, но способствовал нормализации отношений между униат. и правосл. иерархами, к-рые совместно прилагали усилия к национальной эмансипации румын. В 1777 г. в Трансильвании была создана 2-я униат. епархия - с кафедрой в г. Орадя, суффраганная по отношению к католич. Эстергомской митрополии лат. обряда. Еп. Йоан Боб (1782-1830) получил известность как ученый, составил 1-й фундаментальный румынский лексикографический труд (Румыно-латино-венгерский словарь - Dicionarul românesc, latinesc i unguresc. Cluj, 1822-1823. 2 vol.), трактаты по богословию, аскетике, пастырству. Среди многочисленных изданий, подготовленных в этот период в Блаже, был румынский перевод Свящ. Писания (Biblia de la Blaj, 1795).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Квашенки. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения , Николая Чудотворца , Владимирской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1830 и 1836. Адрес: Московская область, Талдомский район, д. Квашонки Координаты: 56.8095, 37.5557 Проезд: на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестылево по указателю на " Гелиопарк " поворот налево - до Талдома. В Талдоме на светофоре направо, далее по у ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестылево по указателю на " Гелиопарк " поворот налево - до Талдома. В Талдоме на светофоре направо, далее по указателю на Кимры и Спас Угол - прямо. Населённый пункт " Квашонки " обозначен. Церковь будет видна с дороги Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В Кашинской переписной книге за 1678 год написано: «за боярином и дружейничим Богданом Матвеевичем Хитрово, деревня Квашенки, а в ней крестьян...» Первая церковь в Квашенках построена в XVIII веке, о чем свидетельствует клировая ведомость за 1796 год: «в с. Спасское, что на Квашенках ц. Преображения с приделом Владимирской [иконы] Божией Матери деревянная, построенная в 1736 г., в приходе пять деревень...». В 1781 году село принадлежало княжне Клеопатре Михайловне Юсуповой, в 1855-м — майорше Прасковье Васильевне Щербачевой. По данным Добровольского каменная церковь построена в 1836 году, причем основной престол освящен в честь Преображения Господня, а два других – в честь Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая. Однако в межевом описании Калязинского уезда за 1855 год сказано, что «в селе есть господский дом деревянный на каменном фундаменте и есть церковь каменная еще не освященная». Разногласие источников объясняется тем, что после постройки церковь освящалась дважды, поскольку трапезная часть храма перестраивалась. В историко-статистическом описании Калязинского уезда указано, что в селе сильно развит скорняжный промысел.

http://sobory.ru/article/?object=01836

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЛОГОДСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вологодский Иоанно-Богословский храм, 2013 год. Фото Юрия Верещагина с сайта sobory.ru Храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Вологде (сохранился частично) Точная дата возведения на Верхнем посаде деревянной церкви во имя Иоанна Богослова неизвестна.Храм упоминается в Писцовой книге Вологды 1627 года. В документах 1691 года числится Богословская улица, получившая свое название от одноименного храма. Сохранились предания о проживании в пределах Богословского прихода множества иконописных мастеров, что подтверждается упоминанием Иконной улицы в средневековой Вологде и наличием в храме до революции 1917 года особо ценных икон. У историков нет единого мнения и насчет времени строительства каменной Иоанно-Богословской церкви. Согласно клировым ведомостям, церковь была построена в 1744 году. Церковь была двупрестольной. Бесстолпный четверик с трапезной возведен в стиле классицизма. Постройка позднеампирной колокольни со шпилем относится к 1830-1840 годам. Вологодский Иоанно-Богословский храм. Фото с сайта " Культура в Вологодской области " По имени церкви носила название прилегающая к ней улица – Богословская (ныне Воровского). Приход храма в 1781 году включал в себя 19 дворов. По данным на 1892 год численность прихожан составляла более 170 человек. До 1909-1910 годов к Богословской церкви была приписана церковь Михаила Архангела , располагавшаяся в соседнем квартале. Храм являлся одним из интереснейших по иконописи и хранящимся в ней памятникам древности. В 1906 году художником-реставратором Чириковым под наблюдением Императорского московского археологического общества были реставрированы около 100 старинных икон храма, в том числе и наиболее почитаемая икона Архистратига Михаила работы изографа Григория Агеева (1687 год). Также в церкви находились иконы Господа Бога Вседержителя, Иоанна Богослова, Богородицы, Святой Троицы, Воскресения Христова и другие. Время создания некоторых из них - начало XVII века. Многие иконы из Богословской церкви сегодня экспонируются в Вологодском музее-заповеднике.

http://drevo-info.ru/articles/13672678.h...

Холмы. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты «…Ознакомимся с интересным памятником зодчества – Знаменской церковью. Древнее село начиная с XVI века переходит из рук в руки: его владельцами были Салтыковы, Тюменские, Шаховские, Голицыны и Бове. С 1690 года Холм находится во владении Головиных, при которых на месте ветхой деревянной церкви около 1697 года возводится каменная, являющаяся прекрасным образцом стиля московского барокко. С запада к бесстолпному храму примыкает обширная, с двумя приделами, трапезная и поздняя, в стиле классицизма, трехъярусная колокольня. Но если композиция объемов Знаменской церкви традиционна – восьмерик на четверике, то декор ее фасадов далеко не зауряден. Отмечающие угла восьмерика витые колонки, оконные наличники, особенно те, что на стенах трехчастной апсиды, восьмигранные окна, красиво нарисованы и живописно скомпонованы. Внутри храма от былого, по-видимому, нарядного убранства ничего не сохранилось: ценный памятник зодчества пустует и разрушается». Источник: В.Я.Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974 Ныне существующая каменная церковь Знамения Божией Матери построена в 1696 г. Дмитрием Никитичем Головиным. В 1825-1830 г. на средства владельцы села Авдотьи Семёновны Бове (1786-1781) сооружены колокольня с приделом в ней преподобного Сергия и южный придел (Знаменский храм стал четырёхпрестольным; другие приделы- святого страстотерпца царевича Дмитрия и святителя Николая Мирликийского). Видимо, колокольня и южный придел выполнены по проекту О.В.Бове, знаменитого зодчего. Клировая ведомость 1847 г. С.Знаменское, Холм тож. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Престолов четыре: в холодном-Знамения, в приделах-Святого благоверного князя великомученика Димитрия, Чудотворца Николая, на колокольне, в приделе холодном- Преподобного Сергия Радонежского. Храм разоренный в советское время,уже в наше время возвращён верующим и восстанавливается. Из книги ХРАМЫ ИСТРИНСКОГО РАЙОНА, протоиерей Олег Пэнэжко, Владимир 2009г.

http://sobory.ru/article/?object=07790

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010