Село Никитское и соименный ему подмосковный уездный город Никитск, существовавший с 1781 по 1802 годы на месте нынешнего Колычево Домодедовского городского округа, были названы в честь великомученика Никиты – святого покровителя начальников двух родственных боярских фамилий, происходящих от легендарного Андрея Ивановича Кобылы. Из обоих родов вышли выдающиеся церковные деятели прошлого: святитель Филипп Колычев и патриарх Филарет Романов. От Андрея Кобылы и пятерых его сыновей произошли семнадцать домов русских дворян. От пятого сына Федора Андреевича Кошки пошел род Захарьиных-Юрьевых. Никита Романович Захарьин-Юрьев, давший имя селу Никитское, за год до смерти принял монашеский постриг с именем Нифонт и был погребен в родовой усыпальнице Романовых в московском Новоспасском монастыре. Его сын Федор Никитич Романов также стал иноком, а после воцарения сына Михаила – московским патриархом Филаретом. Сохранившееся кирпичное здание церкви с белокаменными деталями в Никитском было построено в XVIII веке. В конце 1830-х – 1840-х годах при владельцах села Рославлевых были обновлены приделы в честь Сергия Радонежского и великомученика Никиты, а затем построена колокольня с высоким шпилем, которую позже соединили папертью с храмом. Устроителем усадьбы в Никитском, от которой остались руины недалеко от Владимирской церкви, считается генерал-поручик Николай Иванович Рославлев. Д. А. Корсаков в статье «Сторонники воцарения Екатерины II» называл его в числе «людей 28-го июня 1762 года». В этот день, когда церковь отмечала память бессребреников Кира и Иоанна, группой заговорщиков был свергнут император Петр III, а царицей провозглашена его жена Екатерина II. Братья Николай и Александр Рославлевы за деятельное участие в заговоре были щедро награждены императрицей. В частности, Александр Рославлев получил в дар село Ловецкие Борки нынешнего Луховицкого района Московской области, где построил церковь в честь святых бессребреников Кира и Иоанна. После восшествия Екатерины II на российский престол Н. И. Рославлев попал в число наиболее близких к новой государыне лиц. В сентябре 1762 года Николай Иванович сопровождал царицу в Москву на коронацию, а во время торжественного обеда в Грановитой палате стоял около трона Екатерины рядом с графом И. С. Гендриковым и Алексеем Григорьевичем Орловым.

http://sobory.ru/article/?object=01153

Большое значение для развития певч. искусства имел составленный Д. Анастасиматарий ирмологического напева, более краткого по сравнению с древней традицией (сохр. только список Ath. Xeropot. 374, 2-я пол. XVIII в.), к-рый положил начало рукописной традиции кекрагариев (стихов «Господи, воззвах»), догматиков и пасапноариев (стихов «Всякое дыхание») на гласы в этом стиле. Кроме того, Д. сочинял мелос для песнопений Великого поста: «Да исправится» 2-го плагального гласа (Athen. O. et М. Merlier 13, 1805-1815 гг.), «Ныне силы небесныя» 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 348, 1771-1781 гг., с указанием «экзегесис древнего»), «экзегесиса» киноника «Вкусите и видите» 1-го гласа Иоанна Клады (Lesb. Leim. 248, 1770-1790 гг.; Athen. O. et М. Merlier 7, 1805 г.), «Вечери Твоея тайныя днесь» на 2-й плагальный глас (Athen. Paidousi 2, 1780-1800 гг.), «Да молчит всякая плоть» на 1-й плагальный глас (Lesb. Leim. 341, 1790-1793 гг.) и др. Из сочинений утрени наиболее известны полиелей «Раби, Господа» 4-го гласа (Ath. Xen. 105, кон. XVIII в.; Ath. Pantel. 1815-1825 гг.; Ταμεον Ανθολοϒας. Θεσσαλονκη, 1978. Τ. 2. Σ. 72-93), славословие на глас βαρς (Ydra. Iliou 632, 1796 г.; Athen. Paidousi 2, 1780-1800 гг.; Ταμεον Ανθολοϒας. Κωνσταντινοπολις, 1834. Τ. 2. Σ. 33-38. Θεσσαλονκη, 1978. Σ. 415-421). Писал песнопения литургии: херувимские (1-3-го гласов: Taxiarch. 4, 1770-1790 гг.; Πανδκτη. Κωνσταντινοπολις, 1851. Τ. 4. Σ. 159-189), киноники воскресные (8) (Ath. Xen. 144, 1808 г.; Ταμεον Ανθολοϒας. Κωνσταντινοπολις, 1824. Σ. 170-188), седмичные (4) и праздничные (12) (Lesb. Leim. 248, 1770-1790 гг.; Athen. Paidousi 2, 1780-1800 гг.; Πανδκτη. Κωνσταντινοπολις, 1851. Τ. 4. Σ. 622-844). Сохранились калофонические ирмосы Д. (Ath. Xen. 107, 1830-1840 гг.; Ath. Pantel. 1024, 1-я пол. XIX в.) и кратимы для них и для ирмосов др. авторов: 1-го гласа - «Исцеление окроплением» (Ρσιν δι το αντσματος - Athen. O. et М. Merlier 7, 1805 г.), 4-го гласа - «Потрясошася людие» (Εσεσθησαν λαο) Петра Берекета (Athen.

http://pravenc.ru/text/171242.html

Хрящёвка. Церковь Георгия Победоносца (новая). Церковь. Не действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:Между 2006 и 2015. Адрес: Россия, Самарская область, Ставропольский район, с. Хрящёвка, ул. Советская, д. 4А Координаты: 53.813953, 49.08765 Проезд: Из Самары на автомобиле: выезд из города по Московскому шоссе, на транспортной развязке при пересечении с трассой М5 - налево по указателю на Москву. Далее двигаться по трассе прямо до Тольятти, при въезде в город на развязке после Зелёновки уйти вправо на обводную дорогу и следовать по ней прямо до ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Самары на автомобиле: выезд из города по Московскому шоссе, на транспортной развязке при пересечении с трассой М5 - налево по указателю на Москву. Далее двигаться по трассе прямо до Тольятти, при въезде в город на развязке после Зелёновки уйти вправо на обводную дорогу и следовать по ней прямо до пересечения с Хрящёвским шоссе и указателя на Хрящёвку. По нему повернуть направо и далее двигаться прямо направлением на Хрящёвку (пропуская поворот главной дороги на АвтоВАЗ) через Выселки. При въезде в Хрящёвку взять левее по главной дороге и далее двигаться прямо, в центре села церковь будет справа у дороги Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История старой церкви (до затопления и переноса села Хрящевка) Церковь в с. Хрящевка построена на средства прихожан. Строительство было начато в 1826 г., окончено в 1828 г. Освящение церкви состоялось 12 мая 1830 г. Здание церкви каменное, теплое, с каменной колокольней, вместимость - 700 человек. Церковь двухпрестольная: один престол во имя Великомученика Георгия, в теплом приделе - престол во имя Казанской Божьей Матери. Время освящения престолов неизвестно. С 1905 г. в описаниях церкви значится, что престол один «в память и в честь обновления храма в Киеве Св. великомученика Георгия, иконная живопись в церкви старинная, потемневшая». Согласно Клировым ведомостям, из утвари особо ценными являлись два Евангелия: одно издания 1683 г., второе - 1711 г. и того же времени крест; две иконы 1700 года. В церкви хранились копии метрических книг, начиная с 1781 г.; существовала библиотека. Церковь была обнесена деревянной оградой, под церковью и оградой находилось 368 кв. саж. земли. При церкви за оградой находилась деревянная сторожка, в которой постоянно проживали два сторожа. На особо отведенном месте существовало церковное кладбище, обнесенное деревянной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=28387

12 декабря 1781 года епископ Радовецкий Досифей (Хорескул) перенес свою кафедру в Черновцы, а 12 февраля 1782 года был настолован как первый епископ " Черновицкий и Буковинский " . Каноническое положение Черновицкого архиерея было установлено цесарским указом 4 июля 1783 года как зависимое от Карловацкого первоиерарха. Однако, эта связь оставалась во многом номинальной. Архиереи утверждались императором, членов консистории назначал правящий архиерей по соглашению с местным начальством. В результате секуляризационных реформ австрийского императора Иосифа II ко второй половине XVIII века религиозная ситуация в епархии коренным образом изменилась: из 28 обителей лишь 3 (Драгомирна, Сучевица, Путна) избежали закрытия; имущество монастырей поступило в государственный Религиозный фонд, проценты с которого должны были идти на нужды Церкви, духовенства и школы; монастырям запрещалось приобретать собственность, в т. ч. оставленную по духовному завещанию. Вдвое сократилось число священников, места диаконов при храмах были упразднены. После утверждения в середине 1830-х годов на Буковинской кафедре епископа Евгения (Гакмана) православная церковная жизнь Черновцов и края заметно оживилась. В январе 1873 года в результате его многолетних ходатайств Черновицкая кафедра была возведена в ранг митрополичьей и стала центром автокефальной митрополии, в состав которой были включены все прочие православные в пределах собственно австрийской половины империи (Цислейтании) - т.е. епархии Далматинско-Истрийская и Боко-Которская. К 1900 году глава митрополии носил титул архиепископа Черновецкого и митрополита Буковинско-Далматинского. Давление со стороны австрийского правительства, усиление римо-католической пропаганды, а также нарастающая национальная разобщенность между румынским и славянским населением ухудшали положение православной Церкви в Буковине. Однако, несмотря на нажим австрийской администрации, процент униатов в крае оставался незначительным. После Первой мировой войны, распада Австро-Венгерской империи и присоединения Буковины к Румынии, с 1919 года Буковинская епархия находилась в составе Румынской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Черновцы

Постройки Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 году в Глинской пустыни находились В 1770 - 1781 годах был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на двухэтажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня. Около 1786 года к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы апостола Иоанна Богослова, свт. Геннадия I, патриарха Константинопольского и др. Собор в честь Рождества Богородицы (XVIII в.) был капитально отремонтирован при игум. Филарете и освящен 6 сентября 1820 года еп. Евгением (Казанцевым) . В результате перестройки 1852-1864 гг. к собору были пристроены два придела, освященные в сентябре 1864 года еп. Курским Сергием (Ляпидевским) : южный - во имя свт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского , северный - свт. Алексия Московского и мц. Александры. Приделы были оформлены в едином стиле пилястрами, двумя ярусами окон (окна нижнего света имели треугольные разорванные фронтоны), тремя декоративными килевидными кокошниками над карнизами северных и южных фасадов. Барабан увенчала массивная глава луковичной формы с ребрами, соответствующими граням барабана. Вероятно, в это же время вплотную к углам основного четверика были сооружены четыре главки на высоких восьмигранных барабанах, установленных на восьмигранные, декорированные глухими арками основания. На каждой апсиде появилось по три небольшие главки. На средства харьковского помещика К. Д. Хрущова в храме был поставлен резной, с позолотой, двухъярусный иконостас. Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в 1826 - 1830 гг. и освящена в октябре 1831 году игум. Филаретом. Это трехъярусная постройка: в нижнем ярусе расположены св. врата, украшенные четырехколонным портиком; второй ярус - четверик с полукруглой апсидой и симметричным ей объемом, с запада декорированный пилястрами с окнами между ними; третий ярус - восьмерик с окнами на каждой грани, увенчанный ребристым куполом и луковичной главкой на высоком барабане. В нишах между колонн первого яруса и над окнами четверика - изображения святых. В храме был установлен резной, из красного дерева, позолоченный иконостас. При входе с гостиного двора братия и прихожане поклонялись поставленной над св. вратами Иверской иконе, присланной с Афона.

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

Москва. Церковь Спаса Преображения в Преображенском (воссозданная). Петропавловская церковь; Главный храм Сухопутных войск Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Преображенское впервые упоминается в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович распорядился построить здесь летний дворец. Широкую известность Преображенское получило во времена Петра I. Здесь базировались потешные войска, сформированные для забав царевича. В 1687 году из потешных войск были сформированы Преображенский и Семёновский полки. Из значимых событий того периода можно отметить основание здесь в 1686 году Преображенского приказа. В 1747 году сержант Преображенского полка приобрел по соседству, в Семеновском, здание старой деревянной церкви. Сруб перевезли в Преображенское и установили на полковом дворе Преображенского полка, на месте полотняной временной церкви. 19 июля 1747 года церковь была освящена в честь небесных покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. Престол во имя Спаса Преображения, ставший впоследствии главным, был освящён в 1800 году. В 1763 году прихожане решили построить новый каменный храм, начался сбор пожертвований. Строительство нового храма было начато через два года, рядом со старой деревянной церковью. К 1768 году строительство было завершено и храм заработал. В 1781 году к нему пристроили придел Петра и Павла и колокольню. Во время московского пожара 1812 года церковь не пострадала, службы в ней не прекращались всё время пребывания в Москве французской армии. Начиная с 1830 года, при активном участии купца Котова, избранного церковным старостой, храм начал благоустраиваться и богатеть. В 1856 году Преображенский полк пожертвовал церкви икону Преображения Господня. 23 мая 1883 года, перед празднованием 200-летия полка, церковь посетил Александр III. После посещения императора в Спасо-Преображенском храме был сооружён второй придел во имя Александра Невского. После революции храм оставался действующим. Прихожанам храма удалось сохранить все церковные ценности, включая колокола. Во времена массового закрытия церквей сюда приносили на сохранение иконы из других храмов. Во время Великой Отечественной войны прихожане собирали пожертвования для фронта. С 1944 года в храме находидась кафедра митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича).

http://sobory.ru/article/?object=23532

Святитель Петр I (17811830) известен своими заботами по водворению внутреннего порядка в стране. Его труду принадлежит обнародование Судебника для Черногории. До этого времени страна управлялась устными распоряжениями, основывавшимися на предании. В Судебнике были заключены постановления, направленные против измены отечеству, против преступлений уголовного характера (убийств, междоусобий, краж и пр.), а также постановления, касающиеся обязанностей священников и народных старшин. В частности, об измене отечеству говорилось, что любой изменник Церковью предается проклятию, а гражданским судом приговаривается к смертной казни с истреблением его дома и даже поколения — как враг всего народа. Священникам и народным старейшинам Судебником вменялось в обязанность учить народ страху Божьему, жизни со всеми в мире и любви, уклонению от зла и даже мысли о зле. Под руководством святителя Петра черногорцы одержали славные победы над турками в 1796 году под Мартиничами и у селения Крусе. Несмотря на значительно превосходящие силы противника, потери черногорцев были невелики: в первом сражении 23 убитых и около 30 раненых, у турок — одних только бегов и аг было убито более 60, простых же солдат много; во втором сражении 130 убитых и около 240 раненых, у турок погиб предводитель войска — албанский визирь Махмуд-паша, рядовых же солдат погибло до 3500 человек. Российский Император Павел I наградил Святителя орденом святого Александра Невского, который был доставлен в Черногорию со следующим именным рескриптом: «Преосвященный Митрополит! Ведая усердие Ваше к империи Всероссийской, по единоверию от праотцев Ваших наследованное и ни в каком случае не колеблемое, восхотели Мы явить Вам знак особливого Нашего к Вам благоволения, вследствие чего жалуем Вас кавалером ордена Нашего святого великого князя Александра Невского, богоугодными делами и храброй защитой отечества прославленного предка Нашего. Препровождаемые при сем знаки сего ордена повелеваем Вам возложить на себя и носить по установлению. Пребываем к Вам и ко всему народу Вашему навсегда неизменно благосклонный» .

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Серебряниках. Троицкая церковь с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи в колокольне Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Предшественник храма 1657 г. — деревянный (первое письменное упоминание в 1620 г.) Находился на правом берегу реки Яузы, около её устья, в Старых Серебряниках, «что в Денежных мастерах», около слободы ремесленников — «серебряников», чеканивших царскую серебряную монету. Был перестроен в 1721 г. Нынешний храм построен в 1781 г. на средства купчихи Т.И. Суровщиковой, с использованием части стен и подклета старого. Главный престол - Живоначальной Троицы, приделы в трапезной — Казанской иконы Божией Матери и святителя Василия Великого. В 1764—68 гг. на средства прапрадеда Н.Н. Пушкиной (жены поэта), владельца полотняной фабрики А.А. Гончарова, чья усадьба с севера граничила с церковным участком, построил новую, отдельно стоящую колокольню, на месте разобранной старой. В её средней части устроен храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, «для всегдашнего поминовения родителей» (архитектор К.И. Бланк). Обновлялся в 1830-х гг., 1890-94 гг. (в 1891 г. расширена трапезная), 1910 г. В XIX в. пристроено крыльцо. В кон. XIX в. сооружена ограда с воротами в русском стиле с киотом для иконы. Храм в стиле барокко с классицистическим оформлением боковых фасадов. Однокупольный с широкой ротондой, увенчанной небольшой главкой на тонком гранёном барабане. Портик с колоннами. Основа здания — неравносторонний восьмиугольник с примыкающими к нему прямоугольными боковыми частями — трапезная, алтарь, образующими крестообразную форму. Лепнина на восьмиугольных стенах — церковные символы (крест, якорь, книга и др.). Меандровый фриз — в виде бегущей волны. В храм ведёт каменная лестница. Ярусы колокольни почти не убывают по высоте, что создает впечатление массивности. Колокольня — одно из лучших произведений московского барокко сер. XVIII в. Строилась как самостоятельный храм. Обилие колонн, карнизы, разорванные фронтоны. Прежде на колокольне были часы с курантами

http://sobory.ru/article/?object=02329

630-631 631-634 МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в. - нач. марта 1609), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии 634-640 МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. 640-642 642-643 643-646 646-648 648-652 МИХАИЛ (Семёнов Павел Васильевич; июнь 1873 или 1874 - 1916), писатель, публицист, еп. Канадский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) 652-659 МИХАИЛ (Темнорусов Павел Михайлович; 1854-1912), архиеп. Минский и Туровский, церковно-общественный деятель 659-663 663-666 666-669 МИХАИЛ I КИРУЛАРИЙ (нач. XI в.- 1059), патриарх К-польский (с 25 марта 1043 по 2 нояб. 1058), один из крупнейших церковно-политических деятелей в истории Византии 669-672 МИХАИЛ III АНХИАЛ [Анхиалец, из Анхиала], патриарх К-польский (янв. 1170 - март 1178), визант. богослов, ученый 672-674 674-675 676-677 676-677 677-678 678-679 679-680 680-681 681-682 МИХАИЛ VI [Михаил ас-Саббаг аль-Хамави] (ок. 1505 - 1592 (?)), патриарх Антиохийский (1576/77-1583/84) 682-683 МИХАИЛ I еп. Картли (Мцхетский) (50-е - кон. 60-х гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви 683-684 684-685 685-686 686-687 687-690 690-691 691-692 692-693 693-694 694-697 МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 697-701 МИХАИЛ АСТРАПА И ЕВТИХИЙ средневек. художники, создавшие неск. фресковых ансамблей на территории Македонии и Сербии 701-703 702-703 МИХАИЛ БРЕЙК [Бурейк, Барик; ад-Димашки ] (нач. XVIII в. - после 1781), свящ., правосл. араб. летописец 703-704 704-705 705-706 МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) 706-725 МИХАИЛ ГАРЕДЖЕЛИ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. в ст. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар и Симон Гареджийские

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

По делам видно, что в 1743 году при Бобрицкой Николаевской церкви были уже два священника. В мае 1702 года овдовевшему священнику Бобринской Николаевской церкви выдана была м. Аврамием епитрахильная грамота на право совершать священнослужение в той же церкви. По словам местной памяти, первый Бобринский храм существовал в Бобрике 50 лет, второй 56 лет и по ветхости обращён в кладбищенский, но стоит ещё и поныне, – уже 32 года. По этому народному счислению основание первого Бобрицкого храма падало бы на 1712 год: но известен Бобрицкий священник 1702 года. Итак первый храм построен здесь в 1699 году, когда совершён акт покупки Бобрицкой земли. Каменный храм в Бобрике с тремя престолами заложен в 1822 году генерал-поручицей Елизаветой и сыном её, тайным советником, Рахмановыми; великолепный храм с массивными колоннами и с дорогими иконами, из которых некоторые писаны в Италии, освящён в 1851 году преосвященным Филаретом. В приходе Бобрицкой церкви, принадлежащей по новому штату к 3 классу, состоит 1781 муж. душ, 1815 жен. Прежде было: в 1730 году 770 муж., 737 жен., в 1750 году 890 муж., 850 жен., в 1770 году 1210 муж., 1135 жен., в 1790 году 1360 муж., 1371 жен., в 1810 году 1429 муж., 1428 жен., в 1830 году 1621 муж., 1642 жен. душ. По переписи 1732 года в селе Бобрике школа и 228 душ муж., в деревне Бобрике 246 душ муж., в деревне Гребенникове (поселённой «лет тому 70», следовательно в 1662 году) – 186 душ муж., в деревне Юсуповке 128 душ муж., а всего 778 душ муж. По ведомости генерального межевания 1785 года в великом Бобрике с его деревнями показано 1421 душ муж., 1345 жен. при 9127 десятинах земли Андрея Андреевича Кондратьева. СЕЛО СТАРОЕ И НИЗЫ Одно на правой, другое на левой или лесной стороне реки Псла, ниже Старого по течению Псла в 3 верстах. Перепись 1732 года говорит, что Старое поселено «назад тому лет 90», следовательно в 1642 году. Таким образом Старое отвечает своему имени. Она самое старое из всех поселений сумского полка, и здесь то впервые жил Герасим Кондратьевич Кондратьев, впоследствии знаменитый сумской полковник. По набожности Кондратьева и по ходу дел не можем сомневаться, что первый храм в Старом построен не позже 1643 года. Ныне существующий здесь каменный храм Святого Николая построен в 1753 году полковником Степаном Ивановичем Кондратьевым, а существовавший до того времени деревянный храм был посвящён славе Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010