Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРПУХОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Серпуховский храм во имя святителя Николая Чудотворца, 2016 год. Фото с сайта sobory.ru В XVI веке Буткиной улицею назывался участок оживленной Боровской дороги (ныне ул. Чернышевского): въезд на высокий правый берег р. Нары. Имя улицы происходит, по-видимому, от глагола «бутить» - то есть мостить битым камнем. Название храма “Никола в Бутках” зафиксировано уже в 1552 году в Сотной кн. В. С. Фуникова. Тогда эта местность была еще малолюдна: кн. В. С. Фуников указал здесь не более десяти дворов и еще восемь пустующих дворовых мест; среди местных хозяев - кузнецы, но главным образом крестьяне государевой Конюшенной слободы. Такие слободы были во многих городах; их жители не только обслуживали обширное хозяйство дворцовых конюшен, но и отвечали за сбор пошлин с торговли лошадьми. В XVII веке в Буткиной улице сосредоточены уже дворы высокой знати: с 1620 года - князей Лыковых и Голицыных; в 1646 году - князей Долгоруковых и Дашковых. Скорее всего, это были осадные дворы, где в смутные времена укрывалось всякое добро из княжеских имений, однако несомненно, что данная часть города из глухой окраины превратилась в престижный район, видимо, находившийся под защитою укреплений. Церковь построена в 1711 году на месте стоявшего здесь деревянного храма: антиминс в неё был выдан 2 мая этого года. В 1780 - 1788 годах - пристроен, а в 1850 году - расширен придел вмч. Георгия Победоносца. В начале XIX века были поставлены трапезная с колокольней в стиле ампир. Дьяконское место при храме " убавлено по малоприходству " с 1813 года. В 1838 году перестраивалась алтарная часть храма. Здание принадлежит к характерному типу городских храмов двух первых десятилетий XVIII века - времени исключительной активизации церковного строительства в Серпухове. Прихожанами храма были жители Серпухова и пригородного сельца Пущино (на р. Наре).

http://drevo-info.ru/articles/13677370.h...

Летка. Церковь Спаса Преображения (старая). Спасо-Преображенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1827 и 1830. Адрес: Республика Коми, Прилузский район, Летка, ул. Школьная, старая школа Координаты: 59.612106, 49.428069 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1645 году в Летке была деревянная церковь Преображения, имелись три двора церковнослужителей.Тридцать лет с 1780 года священником Летской церкви служил Корнелий Иванов. После него - Федор Иоакимов, Иоанн Попов, Стефан Заварин, Петр Ермолин, Иоанн Смелков. В 1809 году деревянная Летская церковь сгорела. И только в 1827 году на её месте построили каменную, которую освятили три года спустя. И. А. Плосковым приводится такая запись: «Теплая церковь с холодною и с колокольнею, каменная одноэтажная, построена тщанием прихожан… Холодная церковь приведена в совершенство в 1858 году пожертвованием купца Александра Прозорова, уроженца Вятской губернии г. Слободского». Каменная церковь в Летке простояла более ста лет. При ней в 1906 году была построена Васильевская церковь в Верхолузье, творили службу в трех часовнях Летского прихода: «в починке Уле во имя Святого Архистратига Михаила 8 ноября, в починке Худышине во имя Святого Великомученика Георгия 26 ноября, в деревне Осиногорская в честь Покрова Пресвятыя Богородицы 1 октября». По воспоминаниям старожилов села, церковь Преображения Господня в Летке в начале 30-х годов ХХ века была закрыта, а в 1934 году разобрана. http://www.old.nbrkomi.ru/page/2152/ Церковь в честь Преображения Господня в Лецкой волости Сольвычегодского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Летская волость была приписана к упраздненному в 1797 г. Лальскому уезду, затем к Усть-Сысольскому. В 1788 г. при церкви числилось 384 человека, в 1868 г. - 1155. Церкви В 1809 г. сгорела приходская деревянная церковь. Вместо нее с 1827 г., " тщанием прихожан, священника и людей " , строилась Преображенская церковь - каменная, одноэтажная, холодная, в одном корпусе с тёплой церковью и колокольней. Престолы: в холодном храме - во имя Преображения Господня; в тёплом приделе - во имя свв. Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев, освящён после постройки в 1830 г., после ремонта 19 декабря 1866 г.

http://sobory.ru/article/?object=16450

Онега. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В состав прихода входили все жители города Онеги, Андозерского селения (в 12 верстах от Онеги) и рабочие на лесопильных заводах под Онегой. В 1601 г. в приходе было две церкви: Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, построенный в 1597 г. В писцовых книгах 1621 и 1622 г.г. указывалось, что в Устьенской волости (названа по своему местонахождению в устье реки Онеги) было 22 крестьянских дома, 3 церковнослужительских, 6 келий, дом священника на погосте был сожжен и разорен литовцами. В 1657 г. волость, по грамоте царя Алексия Михайловича, была пожалована основанному в том же году патриархом Никоном на острове Кие Крестному монастырю. В 1683 г. был построен новый Никольский храм, в 1695 г. - соборный Успенский храм. Волость оставалась во владении монастыря до 1765 г., когда была причислена в состав Новгородской губернии, в 1776 г. переведена в состав Архангельской губернии, в 1780 г. Усть-Онежское селение переименовано в уездный город Онега. 19 июня 1827 г. оба храма сгорели от удара молнии. По сообщению онежского городничего и магистрата от 1725 г. сгоревший Успенский храм был холодным и имел два придела: Иоанно-Богословский и Ильинский. Храм был двенадцатиглавый и имел 30 углов. Никольский храм с трапезой и папертью был теплым, при нем был холодный Иоанно-Предтеченский придел. Сгоревшие храмы были уже ветхими. Строительство каменного двухэтажного Свято-Троицкого храма и каменной колокольни началось на средства в размере 8000 руб. асс., пожалованные по указу Екатерины II от 1783 г., и на добровольные пожертвования. Строился храм очень долго. Сначала в июле 1800 г. архимандритом Крестного монастыря Никоном был освящен нижний теплый храм в честь Архангела Михаила, затем главный Свято-Троицкий храм - 17 мая 1814 г. архимандритом того же монастыря Кириллом. 2 июля 1837 г. был освящен придел в честь Николая Чудотворца в трапезной нижнего храма. Онежский собор, называвшийся до пожара Успенским, стал именоваться Свято-Троицким. 28 ноября 1848 г. во время совершения литургии в нижнем Михайло-Архангельском храме, по неизвестной причине, случился пожар в колокольне, вследствие чего все деревянное строение как в колокольне, так и в верхнем Троицком храме сгорело, купол колокольни обвалился, колокола упали. Иконостасы и все имущество нижнего храма были спасены, в верхнем же храме все сгорело. Восстановление верхнего храма шло очень медленно, так что он вторично был освящен в 1860 г. На городском кладбище находился каменный храм во имя св. Лазаря. Ему предшествовал одноименный деревянный храм, построенный в 1788-1791 г.г., освященный в 1791 г. и сгоревший 24 мая 1884 г. На строительство каменного храма израсходовали 3000 руб. из церковной казны и 8000 руб. пожертвований. Несмотря на пожар 1886 года, когда многие лишились своих домов, горожане принимали деятельное участие в строительстве храма. Храм был освящен 10 декабря 1889 г.

http://sobory.ru/article/?object=15243

Церковь ап. Иоанна Богослова на Богословском кладбище (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь ап. Иоанна Богослова на Богословском кладбище в городе Санкт-Петербург деревянная, возведена в 1998-2000 годах в память прежде существовавшего одноименного храма. Квадратный в плане сруб с четырехскатной крышей Содержание История [ править править код ] Участок правого берега реки Невы вблизи ее излучины, к северу от впадения реки Охты в Неву жители называли «Палюстри» — болотный. На этой земле была размещена Петром I казачья слобода. Севернее ее, в местности, известной под названием Пискаревка, в начале 1720-х годов была построена церковь, освященная во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При ней организовано небольшое кладбище. Она обветшала к 1780-м годам и в 1786 году храм закрыли. Иконостас и утварь были переданы в Смоленскую церковь – иконостас стоит в приделе апостола Иоанна Богослова. Храм разобрали в 1788 году, но кладбище оставалось действующим до середины XIX века. В XIX веке Выборгская сторона из безлюдной окраины превратилась в достаточно плотно заселенную промышленную зону. И весной 1841 года в этих краях основали новое кладбище – примерно в 2,5 км к северу от старого. Кладбище назвали Богословским в память разобранной церкви. В 1844 году Синод утвердил проект каменной церкви, но из-за нехватки денег проект так и остался на бумаге. В 1853-54 годах была построена небольшая двухэтажная часовня. Лишь в 1914 году был выдан переносной антиминс и в часовне начали служить Литургию. Одновременно архитектор В. Н. Бобров разработал проект деревянного трехпрестольного храма, который был заложен 22 мая 1915 года митрополитом Питиримом как храм-памятник воинам, павшим в первую мировую войну. 26 ноября 1916 года храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освятил епископ Ямбургский Анастасий. Церковь относилась к типичным образцам деревянного зодчества неорусского стиля. В 1928 году территорию кладбища расширили, а в апреле 1930 года его чуть было не переименовали. В Выборгский райсовет поступило «требование рабочих» удалить имя святого из названия кладбища, однако переименование не состоялось, и кладбище сохранило свое историческое название. В 1930 году кладбищенская церковь еще числилась действующей, но в 1934 году она была разграблена и в апреле 1938 года закрыта окончательно. А месяц спустя «помещение закрытой церкви Иоанна Богослова на Богословском кладбище было снесено по причине его расположения в запретной зоне военной организации»… Часть имущества передали в Музей истории религии и Госфонд. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_ап._Ио...

1819 г. От чрева матере моея Ты еси мой покровитель... Не отвержи мене и во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене ( Псал. 70:6, 9 ). Я родился 15 марта 1819 года. Родители мои были Михаил Сергеевич и Стефанида Ивановна. Отец мой был сын диакона Крестовоздвиженской церкви села Палеха, Вязниковского уезда, Владимирской епархии, Сергия Никитича; родился 20 сентября 1783 года. Оставшись в малолетстве круглым сиротой, он воспитывался в доме священника и благочинного того же села Палеха Ивана Ефимовича Дмитревского (уроженца Вологодской епархии), женатого на сестре деда его, Никиты Феодоровича, Ирине Феодоровне. 11 или 12 лет он, обучившись грамоте, определен был к той же Крестовоздвиженской церкви, при которой был его отец, на должность пономаря и вскоре посвящен был в стихарь. Мать моя, Стефанида Ивановна, родилась в 1788 году, была дочь также диакона села Гориц, Шуйского уезда, Суздальской (ныне Владимирской) епархии, Ивана Ивановича. Дед ее, также Иван Иванович, был дьячком в селе Горицах, а прадед о. Иоанн в том же селе был священником. Овдовев, он поступил в число братии в Николо-Шартомский монастырь, находящийся от Гориц в 4-х верстах. Здесь, приняв монашество с именем Иоасафа, он возведен был в 1780 году в сан игумена, но в ночь на 29 число августа 1786 года, неизвестно кем, был убит в монастыре, как замечено в старинном монастырском синодике 1 . Как у моего родителя была только одна сестра Аграфена Сергеевна, бывшая в замужестве за священником в селе Богородском, Шуйского уезда, о. Александром: так и у матери моей был только один брат Петр Иванович, который был сначала дьячком при Горицкой Богородицкой церкви, а потом при той же церкви диаконом. Отец мой, как мне его описывали, был невысокого роста, с русыми волосами и красивым лицом: при живом и веселом характере, отличался любознательностью и пользовался добрым расположением прихожан и родных, коих как в Палехе, так и в Горицах было очень много. Кроме исполнения своих служебных обязанностей по церкви, он занимался домашним столярным ремеслом, – вставкой в оконные рамы стекол и даже художеством – иконописью. Известно, что во второй половине XVIII столетия палеховцы заимствовали искусство иконописания от иконописцев г. Шуи – главного тогдашнего центра стариной Суздальской иконописи 2 . У меня и теперь цел образ Божией Матери всех скорбящих радости – произведение кисти моего родителя. Впрочем, на этом образе ему принадлежит только доличное, т. е. платье, а лица писаны другим, более искусным, мастером. В Суздальской, а равно и в Палеховской иконописи существовало следующее разделение труда: один левкасит, т. е. грунтует алебастром, смешанным с простым клеем, доски, другой по заготовленному на доске рисунку пишет лица, третий – доличное (платье), четвертый подписывает, пятый накладывает серебро, шестой окрашивает поля (края образа) и последний олифит 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Чижово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Николаевская Сяменжевская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1862. Адрес: Вологодская обл., Сямженский район, д.Чижово Координаты: 60.018565, 41.624376 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Среди полузаброшенных деревень, бескрайних лесов и полей, на песчаном холме возвышается эта церковь. Заметить ее можно за несколько километров. Сейчас церковь не действует. Год постройки: 1862. Церковь в полуразрушенном состоянии. Построена из самобитного кирпича. По сохранившимся строениям можно определить, что здание имело трехчастную композицию. Купол церкви сгорел от удара молнии в 1998 году. Окна украшены ажурными коваными решетками. Несмотря на то, что церковь достаточно большое и высокое сооружение, она не выглядит громоздкой. Ощущение изящности и легкости ощущается, как снаружи, так и внутри. В церкви можно увидеть сохранившиеся до наших дней фрески. Росписи в плачевном состоянии, но то, что уцелело, поражает. Все композиции заключены в большие лепные рамы. Фигуры на фресках объемны, складки на драпировках четко прописаны. Все изображения оригинальны.  Сяменжевская Покровская церковь основана не позднее 1755 г. Каменная церковь, 1780 г., одноэтажная, теплая. Престолы в честь: Покрова Пресвятой Богородицы - главный, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1788 г. в приходе числилось 772 человека, в 1868 г. - 2060. Сяменжевская Николаевская церковь, 1862 года, каменная. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. Обновлённый холодный храм во имя свт. Николая Мирликийского освящён 24 ноября 1875 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=07097

Кроме Вильны, иезуиты основали свои школы во всех главнейших городах литовского княжества и в русских областях под польским владычеством: в Полоцке, Орше, Риге, Люблине, Несвиже, Дерпте, Львове, Витебске, Слониме, Ковне, Гродне, Новгороде-Северском, Смоленске, Динабурге, Минске, Дрогичине, Мерече, Слуцке, Житомире, Пинске, Киеве, Овруче, Луцке, Ярославле, Перемышле, Красноставе, Остроге, Каменце-Подольском, Баре, Виннице. 727 С уничтожением в 1773 г. ордена иезуитов закрыты были как виленская академия, так и прочие иезуитские школы в Западной России. Из профессоров виленской академии, по своим ученым трудам, известны: два брата Кояловича, Войцех, бывший ректором академии с 1654 по 1657 г. и Казимир, ректор с 1657 по 1666 г., автор истории Литвы; Станислав Ростовский, написавший историю литовских иезуитов, изд. в Вильне в 1768 г. и Адам Нарушевич – автор истории польского народа в 7 томах, 1780–1788 г., умерший в сане епископа луцкого в 1796 г. Впоследствии, в замене академии, учреждено было в Вильне главное училище, преобразованное в 1803 г. в императорский университет. Для униатов Вильна не имела особого значения. Хотя она считалась главным городом униатской митрополичьй епархии, но не только значительных униатских учреждений, а и униатов в ней было не много. Средоточием, вокруг которого группировались виленские униаты, был Троицкий монастырь. Блестящей эпохой в его истории было начало XVII века при Ипатие Поцее и при Рутском; по после он не имел выдающегося значения. Троицкие базильяне ревностно упражнялись только в нападениях на православные церкви, в оскорблениях священников и мирян, соперничая в этом с иезуитами. Кроме Троицкого монастыря базильяне завладели виленскими церквами: воскресенской, пятницкой, Покрова Богородицы, Иоанна Богослова, св. Михаила, пророка Илии, св. Екатерины, св. Николая (перенесения мощей), св. Козьмы и Дамиана, апостолов Петра и Павла, великомученика Георгия и Рождества Христова. Царь Алексей Михайлович после взятия Вильны, сделал распоряжение, чтобы выселить униатов из Вильны и ближайших к ней мест. Это произвело страшный переполох между всеми униатскими епархиями, но после удаления русских войск из Вильны дела опять приняли свое прежнее течение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1780 году воспитательный дом, по отдаленности его от наиболее населенных частей города, переведен был в здания, находившиеся в Миллионной улице, против Мраморного дворца, другою стороною обращенные к Красному каналу. Это были купленные казною дома царевича Александра Грузинского и графа Разумовского, приспособленные к новому назначению и распространенные большими пристройками. Первоначально и здесь церкви не было, и церковные требы по дому исправлялись священниками соседних церквей, а погребение младенцев совершалось причтом Волковского православного кладбища. В 1786 г. заложен был первый храм воспитательного дома и 1 октября 1788 г. освящен в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот храм устроен был по плану архитектора Фельтена на отдаленном от жилых покоев месте, и был довольно обширен и благолепен. Как на некоторую особенность его, можно указать на то, что престол и жертвенник в этом храме покрыты были не обыкновенными одеждами, а особыми образами, писанными на холсте. Со времени построения церкви воспитательный дом стал иметь и свой особый причт. Прошло после того около десяти лет. Местоположение воспитательного дома опятъ признано неудобным, и для помещения его, еще ближе к центру города, куплены были в 1798 г. два смежных дома, принадлежавших графам Разумовскому и Бобринскому и выходившие лицевой стороной на набережную Мойки между Полицейским и Красным мостами. Прежние здания воспитательного дома, а с ними вместе церковь, велено было передать в военное ведомство; и потому церковь сдана была по описям протоиерею преображенского полка Лукиану Протопопову. Это было в половине 1798 г. Таким образом, церковь Рождества Предтечи существовала при воспитательном доме около 10 лет. Между тем, в новом здании воспитательного дома в том же 1798 г. устроена была и новая церковь. Она помещалась в первом этаже флигеля, примыкающего к северной стене нынешней церкви, и по воле императрицы Марии Федоровны освящена была во имя апостола Павла. Эта церковь далеко уступала прежней в благолепии и богатстве, и, кроме того, оказалась столь тесною, что уже в 1801 г. императрица Мария Федоровна повелела устроить вместо нее новую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=10054

Замечательно, что в том же 1768 г. он получил из Украины известие о гайдамаках, что они соединяются с русскими войсками, чтобы вместе с ними идти против барских конфедератов. Арх. ун. м., связка 441 – письмо Туркевича из Варшавы от 15 июня. 960 Кн. Г., IV, 215. Тут же Туркевич приводит примеры, до какой степени велико в народ неведение самых простых вещей. «Не раз случалось, что спрошенные на катехизации: что такое святая Троица? отвечали: Маты Божая; а кто такой Христос? Тройця святая. Или, как в другом месте: христианин ли ты? хрыстыанын; а веруешь ли ты в Христа? вирую; а кто же такой Христос? а уже того не знаю. Умрет ли душа? Бог ее знае. Возстанет ли тело на суд Господень? не встане, и так далее…. Что касается исповеди, то простой народ всю сущность ея полагает в том, чтобы священник прочитал с ними: Исповедуюся Господу Богу и проч., как и мне не раз случалось слышать, когда я спрашивал: говорил ли ты свои грехи на исповеди? мене священник не пытав о грехи, и я не казав. Словом, можно сказать, что точно об этой стране пророк сказал: люди во тьме сидящие». Там же. Туркевич слова малороссов приводит везде на малороссийском наречии и приводит удивительно правильно, хотя записывает их польскими буквами. Мы не встречали ни в одном памятнике такой правильной передачи русской речи польскими буквами. Туркевич, очевидно, был истый малоросс. 971 О Петре Белянск., см. 1002, письма Левинск. от 21 декабря 1780 и письма Петра Белянского от 26 октября 1780, 7 февраля и 16 мая 1781 г., а также 872; 1005 – письмо его от 28 июля 1786 г., а также кн. В, III, 115 – окружное послание Петра 1788 г. 975 Смогоржевский обзаводился доносчиками в разных местах. Кроме упомянутых уже нами лиц в русском посольстве, приобретенных ему Левинским, тот же, Левинский в начале 1784. года получал тайно из Переяславля секретные донесения переяславского архиерея. Арх. ун. м. 990 – письмо Левинского, от 15 января. Для этой же службы был призван и Строцкий. 985 Там же, 319. К сожалению, приложение это без конца. Оно было, как и теперь часть его, в конце рукописной книги и явно пострадало от перевозки. Оканчивается оно litt. В. В. В., тогда как в ссылках на него в дополнении к донесению указываются документы под liti. G. G. G. (два раза указываются).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010