Гавриил Романович (3.07.1743, Казань (по др. сведениям, дер. Кармачи или Сокуры под Казанью) - 8.07.1816, с. Званка Новгородского у. и губ.), поэт, гос. деятель. Из мелкопоместного дворянского рода татар. происхождения. В 1759-1762 гг. учился в Казанской гимназии, находившейся в ведении Московского ун-та. В 1762-1771 гг. служил в нижних чинах в лейб-гвардии Преображенском полку в С.-Петербурге, в 1772 г. произведен в чин прапорщика. В 1773-1774 гг. состоял в Секретной комиссии по расследованию причин Пугачёвского бунта, деятельно участвовал в его усмирении. 15 февр. 1777 г. отставлен от военной службы с чином капитан-поручика, переведен на статскую службу с чином коллежского советника и награжден имением в Белоруссии. В авг. 1777 г. назначен экзекутором 1-го департамента Сената. В дек. 1780 г. переведен в новоучрежденную Экспедицию о гос. доходах, составил инструкцию («начертание должности»), регламентировавшую ее деятельность. В февр. 1784 г. из-за разногласий с ген.-прокурором кн. А. А. Вяземским Д. был отправлен в отставку, но уже в мае 1784 г. назначен на должность губернатора новоучрежденной Олонецкой губ. В дек. 1785 г. переведен губернатором в Тамбов, где при нем было открыто главное народное уч-ще (сент. 1786) и начала действовать типография (нояб. 1787). В 1787 г. усилиями Д. были открыты народные школы в др. городах губернии (Козлов, Лебедянь, Елатьма, Шацк, Липецк, Спасск, Темников). В кон. 1788 г. из-за конфликтов с ген.-губернатором И. В. Гудовичем Д. был отставлен от должности губернатора и отдан под суд. В сер. 1789 г. полностью оправдан, а в дек. 1791 г. стал статс-секретарем имп. Екатерины II с поручением наблюдать за законностью решений Сената. В сент. 1793 г. стал сенатором, а в янв. 1794 г. президентом Коммерц-коллегии. В этой должности Д. взялся за борьбу со злоупотреблениями таможенной службы и иностранных купцов, в результате чего ему было передано распоряжение императрицы никакими делами больше не заниматься и числиться президентом Коммерц-коллегии, «ни во что не мешаясь».

http://pravenc.ru/text/171736.html

радуясь успехам Суворова над конфедератами, сотрудничала в журнале Н. И. Новикова «Живописец» и чинила с соседями, Австрией и Пруссией, первый раздел Польши, от которой приобрела на свою долю всю нынешнюю Белоруссию в 1772 г.; была обеспокоена донским казаком Емельяном Пугачёвым, выдавшим себя на р. Яике (Урал) за императора Петра III Федоровича в 1773 г.; уничтожила самозванца в 1774 г.; торжествовала Кучук-Кайнарджийский мир с Турцией, издала манифест об уничтожении Запорожской Сечи 3 августа и обнародовала сочиненное ею Учреждение для управления губерний Всероссийской Империи 7 ноября 1775 г.; почти диктовала Европе на Тешенском конгрессе условия трактата, покончившего европейскую войну за баварское наследство в мае 1779 г.; окончательно сбила с толку все европейские державы, да отчасти и северо-американцев, вооруженным нейтралитетом, изобретенным ею обще с графом Н. И. Паниным, в 1780 г.; издала Устав о соли, вине и купеческом водоходстве в 1781 г.; учредила орден св. равноапостольного князя Владимира 22 сентября 1782 г.; присоединила к России Крым 8 апреля и приняла в русское подданство Ираклия II, царя кахетинского и карталинского, 24 июля 1783 г.; руками морехода Шелехова, занявшего остров Кадьяк, положила начало русских владений в Америке в 1784 г.; даровала русскому дворянству Жалованную грамоту, с которою вместе обнародовано и Городовое положение 21 апреля 1785 г.; издала Устав народных училищ 23 января и объявила манифестом открытие Государственного заемного банка 28 июня 1786 г.; посетив Крым, получила в Москве объявление второй турецкой войны, начатой победою Суворова под Кинбурном 1 октября 1787 г.; увидела и нового врага на водах балтийских – шведский флот герцога зюдерманландского, побитый, однако, адмиралом Грейгом у Гохланда 6 июля, между тем как Потемкин готовился положить к ее ногам упорный Очаков, павший, наконец, после кровопролитного приступа 6 декабря 1788 г.; торжествовала победы героев своих Суворова при Фокшанах 21 июля и на Рыминке 11 сентября, Потемкина под Бендерами 3 ноября 1789 г.; даровала шведам, еще два раза разбитым на море принцем Нассау-Зигеном, мир, подписанный в Вереле 3 августа, и повелела выбить медаль в память взятия Суворовым Измаила, облитого кровью 33 тысяч погибших защитников, 11 декабря 1790 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Проф. X. Ф. Маттеи, родом саксонец, кончивший курс в Лейпцигском университете, прибыл в Москву в 1772 г., 28 лет от роду, получив приглашение в Московский университет для занятия должности ректора обеих университетских гимназий; через 4 года он был определен в университет профессором словесных наук и пробыл здесь до 1784 г., когда он «по нездоровью своему и фамильным нуждам» был уволен от службы и возвратился в Саксонию. В 1804 г. он снова прибыл в Москву, будучи вызван в университет для занятия кафедры греческой и римской словесности, и оставался в Москве до конца своей жизни в 1811 году 12 . В бытность свою в Москве Маттеи усиленно занимался разработкой, изданием, критическим исследованием и изъяснением памятников греческой и латинской древней письменности, в особенности первой, причем для своих работ постоянно пользовался рукописями Московских Синодальной (бывшей Патриаршей) и Типографской библиотек. 13 Одни из памятников он издавал вполне или в отрывках, из других делал выписки, подвергал отдельные места критике и исправлял, отмечал варианты текста, сравнивал их с другими рукописями или древними изданиями и сообщал их для соображения европейским ученым, частию по их просьбе, частию по интересам собственным и для пользы науки. К сделанному им в 1782–1788 гг. полному изданию Нового Завета на греческом и латинском языках со 100 Московских греческих рукописей он присовокупил 29 рисунков и некоторые свои замечания. Он занимался не только рукописями богословского содержания, но и сочинениями древних греческих поэтов, ораторов, философов, медиков и друг. 14 Маттеи, кроме того, известен еще своими работами по описанию греческих рукописей Московских Синодальных библиотек. Чрез 4 года после своего приезда в Москву, в 1776 г., он уже издает первую свою работу в этой области – Notitia codicum manuscriptorum Graecorum Bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi Ecclesiae; Orthodoxae Graeco-Rossicae cum variis anecdotis, tabulis aeneis et indicibus locupletissimis (M. 1776 г., в лист). Здесь им подробно были описаны первые 50 рукописей в лист бывшей Патриаршей библиотеки, те же самые рукописи, которые под первыми 50 значатся и в его другом позднейшем труде – описании всех греч. рукописей сей библиотеки–Ассигата codicum Graecorum manuscriptorum... notitia et recensio 15 (стр. 1–53). Через 4 года после выпуска в свет первой своей работы по описанию Синодальных рукописей Маттеи в 1780 г. издал краткий перечень всех греческих рукописей Синодальных библиотек под заглавием – Index codicum manuscriptorum Graecorum Bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi Ecclesiae Orthodoxae Graeco-Rossicae (Petropoli 1780r., в 4°) 16 . А в 1805 г. появляется его подробное описание всех греческих рукописей Синодальных библиотек – Accurata codicum Graecorum manuscriptorum Bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi notitia et recensio (Лейпциг, 1805 год) 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Молитва: „Боже, очисти мя грешнаго...“ 1776 Речь о ней у нас уже была раньше 1777 , где выяснено также, что другая, изданная Floss’oм, молитва 1778 принадлежит вообще неизвестному автору. При этом надлежит отметить то обстоятельство, что в ц.-слав. „ Моли твословах “ известны – как принадлежащие „св. Макарию Великому “ – ещё следующие молитвы [о которых не знают западные издания творений этого подвижника]: Из утренних: а) „молитва 2-я“: „От сна востав полунощную песнь приношу ти, Спасе…“ 1779 ; б) „молитва 3-я“: „К Тебе, Владыко человеколюбче, om сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся...“ 1780 ; и в) „молитва 4-я“: „Господи, иже многою, Твоею благостию и великими щедротами Твоими, дал еси мне рабу Твоему... 1781 . Из читаемых „на сон грядущим“: а) „молитва 1-я“: „Боже вечный, и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети: прости ми грехи...“ 1782 ; и б) „молитва 4-я“: „Что ти принесу, или что ти воздам, великодаровитый безсмертный Царю, щедре и человеколюбче Господи?..“ 1783 Имея в виду эти молитвы, проф. Казанский пишет: „св. Макарию Египетскому ... принадлежат некоторые молитвы, вошедшие в церковное употребление“ 1784 ... Действительно, подлинность этих молитв, по-видимому, стоит выше сомнений. Несомненно, что они были перенесены (хотя каких-либо подробностей этого мы и не знаем) к нам из страны, просветившей нас и светом Христовым. В наше время, когда обращается усиленное внимание исследователей на отыскивание и изучение рукописей из прежних веков, позволительно надеяться, что кому-либо, быть может, посчастливится отыскать где-нибудь в архивах и древний манускрипт, содержащий в себе эти молитвы на их оригинальном языке и ясно подтверждающий принадлежность их пр. Макарию Египетскому . III) Epistolae sancti Macarii Aegyptii, числом 2 1785 1786 . Оба Послания „впервые изданы“ только Floss’oм в „1850 г.“ 1787 . а. Первое „Послание“ отыскано в латинском переводе. Оно имеет надписание: „ Incipim epismola sancmi Macharii “ (= Macarii ) „ ad filios Dei “ и затем начинается словами: „In primis“ (=imprimis) „quidem si coeperit homo semetipsum agnoscere 1788 … Послание издано на основании „трёх кодексов“ (Один из них „Vaticanus bibliothecae Christinae 588“ – „XIII века“; здесь „Послание читается“ на „р. 112–114“. Другой кодекс – „Trevirensis olim bibliothecae s. Maximini, qui nunc apud Bollandistas in Belgia asservatur“ – „XV века“; „Послание находится почти в средине кодекса“. Третий – „Confluentinus bibliothecae Gymnasii 23“ – „XV века“; здесь Послание чит. на „р. 125, 2–127“) 1789 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Между 500 г. и 950 г. масореты добавили, опираясь на дошедшую до них Масору («традицию»), знаки, уточняющие расстановку гласных и произношение, к состоящему из одних согласных древнееврейскому тексту, который сохранили Sopherim. Масореты были книжниками, которые систематизировали и записали изустно передававшиеся критические замечания и пояснения к древнееврейскому тексту. У масоретов существовали две главные школы, два центра, в общем и целом не зависящие друг от друга: Вавилонский и Палестинский. Самые знаменитые масореты жили в галилейской Тивериаде в конце девятого и в десятом столетии: это Мозес Бен Ашер (Asher), его сын Аарон (Aaron) и Мозес бен Нафтали (Naphtali). Текст бен Ашера является на сегодня стандартным текстом еврейской Библии, лучше всего представленным в кодексе Leningradensis В19 А (L) и в кодексе Aleppo. В настоящее время основное значение имеет стандартный «масоретский» текст еврейской Библии, с него и выполняются переводы. Фредерик Кеньон (Kenyon) формулирует важнейший вопрос: действительно ли масоретский текст передаёт древнееврейский текст, изначально созданный священнописателями? Стандартное издание масоретского текста впервые вышло под редакцией еврейского христианина Якоба бен Хайима (Chayyim; ок. 1525). В основном это был исправленный вариант масоретского текста бен Ашера (ок. 920) (см. Geisler, General Introduction to the Bible, chap. 25). Ответ на вопрос Кеньона можно найти благодаря подробному ознакомлению с количеством и качеством библейских рукописей. Количество рукописей. Первая коллекция древнееврейских манускриптов, собранная Бенджамином Кенникоттом (Kennicott; 1776–1780) и опубликованная Оксфордским университетом, насчитывала 615 рукописей Ветхого Завета. Позднее Джованни де Росси (de Rossi; 1784–1788) опубликовал перечень 731 рукописи. Самые важные открытия рукописей в новое время – это «Каирская гениза» (1890-е) и свитки Мёртвого моря (1947 г. и далее). В аттике каирской синагоги была обнаружена «гениза», то есть хранилище древних рукописей, где находилось 200 000 рукописей и фрагментов (Kahle, 13; Würthwein, 25), около 10 000 из которых были библейскими (Goshen-Gottstein, 35). По данным Дж. Т. Милика (Milik), в °свитках Мёртвого моря насчитываются фрагменты около 600 рукописей, хотя не все из них библейские. Как полагает Моше Гошен-Готтштайн (Goshen-Gottstein), общее количество фрагментов древнееврейских рукописей Ветхого Завета, рассеянных по всему миру, исчисляется десятками тысяч (ibid., 31).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

1744 г. Указом Сената от 23 авг. 1756 г. вновь было разрешено строительство мечетей в населенных пунктах, где не проживали православные либо они составляли менее 1/10 всех жителей. По данным 1780 г., в Пензенском наместничестве проживало более 24 тыс. мусульман в Инсарском, Керенском, Краснослободском, Мокшанском, Наровчатском, Нижнеломовском, Саранском и Чембарском уездах. Точное число общин, существовавших в это время, неизвестно. С 1788 г. все общины региона стали подведомственны Оренбургскому магометанскому духовному собранию во главе с муфтием. Местным главой всех мусульман стал ахун, проживавший в с. Яндовищи Инсарского у. (ныне Республика Мордовия). В пределах уездов, где существовали мусульм. общины, было создано 5 управлений во главе с ахунами или имамами-мухтасибами. К 1826 г., по офиц. данным, в Пензенской губ. действовало 70 общин общей численностью 14 294 чел. муж. пола. В 1826 г. в Пензенской губ. имелось 3 ахуна, 49 имамов, 10 указных мулл, 15 неуказных мулл, 2 хатыба, 3 мухтасиба, азанчи (муэдзин). После революционных событий 1917 г. численность мусульман постепенно уменьшалась. В 1929 г. была закрыта соборная мечеть в Пензе. В 1945 г. в П. о. зафиксировано 7 действовавших мечетей (Кузнецкий, Городищенский, Каменский, Неверкинский, Беднодемьяновский, Сосновоборский районы), из них 4 были открыты в том же 1945 г. Еще 3 мечети открылись в 1946 г., две - в 1947 г. ( Королёва, Королёв. 2013. С. 70). Недействовавших мечетей в П. о. в сер. 40-х гг. было 75 (Там же). Основная часть татар. населения П. о. проживала в Кузнецком р-не, где функционировало 5 мечетей. В сер. 40-х гг. XX в. в П. о. было зарегистрировано 14 мусульм. религ. об-в, в каждом из к-рых состояло до 3-4 тыс. чел. (Там же. С. 46). Нерегулярно функционировали незарегистрированные группы мусульман в селах Плетнёвка и Решетино Пачелмского р-на, Татар. Кутеевка Белинского р-на, Усть-Уза Шемышейского р-на (Там же. С. 70). К сер. 60-х гг. XX в. в П. о. действовало 13 зарегистрированных общин и 13 мечетей, а незарегистрированных общин фиксировалось 22 (Там же; Королёва, Королёв.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Русско-тур. война 1787-1791 гг., к-рую Россия вела в союзе с Австрией, была отмечена крупными победами рус. армии под командованием Суворова, Потёмкина, Румянцева и флота во главе с адм. прав. Феодором Ушаковым . Ясский мир, заключенный в дек. 1791 г., привел к закреплению России на берегах Чёрного м., границы империи продвинулись до Днестра, а Турция признала присоединение Крыма к России. Параллельно с этой войной велась русско-швед. война 1788-1790 гг., вызванная желанием Швеции вернуть утраченные в XVIII в. территории. Атаки шведов были отбиты, и в авг. 1790 г. был заключен Верельский мир, подтвердивший территориальные приобретения России. На присоединенных землях в Сев. Причерноморье в 1770-80-х гг. возникли новые города: Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь, Симферополь и др. В 1779 г. Е. А. выступила посредником между Пруссией и Австрией в войне за Баварское наследство и стала гарантом Тешенского мира, установившего баланс сил в Свящ. Римской империи. Е. А., вдохновленная успехами 70-80-х гг., имела намерение объединить усилия европ. держав для совместного изгнания турок из Европы, восстановить Византийскую империю и возвести на ее престол своего внука вел. кн. Константина Павловича. «Греческий проект» Е. А. обсуждала в переписке с австр. имп. Иосифом II , Однако конкретных шагов по реализации проекта сделано не было, т. к. он был рассчитан на совместные усилия С.-Петербурга, Вены, Лондона и Парижа, чьи интересы не совпадали. Е. А. не позволяла втянуть себя в чуждые интересам России конфликты. Так, во время войны за независимость амер. колоний (1775-1783) Великобритания пыталась привлечь Е. А. на свою сторону и просила послать за океан рус. экспедиционный корпус. Императрица не только отказала Великобритании в военной поддержке, но и выступила в 1780 г. с декларацией о морском вооруженном нейтралитете. Этот акт международного права давал возможность нейтральным державам защищать свои суда в зоне военных действий с помощью оружия. К декларации присоединилось большинство европ. гос-в, что оставило Великобританию в фактической изоляции.

http://pravenc.ru/text/Екатерины II.html

е. не следует ничем возмущаться, предоставляя быть тому, что есть и должно быть). – Вторую группу представителей французского просветительно-освободительного движения XVIII в. составляли те, которые извлекали из научных данных естествознания конечные выводы и положения материализма и отвергали деизм Вольтера, как детскую наивную веру, допускавшую все-таки хотя бы призрачно-деистическое существование Бога. Родоначальником этого крайнего материализма был Ламетри (ум. 1751 г.), а его главным деятелем и распространителем Денис Дидро, сменивший деизм на материализм и получивший громкую известность своей энциклопедией (выходила в 1751–1780 г.), которая дала общее название философам французского просвещения – энциклопедистов, потому что все они принимали в ней более или менее видное участие. Как эстетик и поэт, Дидро популяризировал английский семейный и нравоописательный роман и буржуазную трагедию (от которой ведет свое начало новейшая драма, в тесном значении этого слова – в значении особого вида драматических произведений), в противовес кончавшему свое существование псевдоклассицизму, как было и в Англии, давал в своих произведениях широкое место жизни и лицам простых буржуазных слоев народа, которых игнорировала ложно-классическая поэзия. «Система природы – Système de la nature» Гольбаха, позитивная теория познания Кондильяка, материалистическая физиология мышления Кабаниса и естественно-научные работы Бюффона (ум. В 1788 г.) проводили начала, представляемые этой группой французских мыслителей. – Третья группа двигателей просветительной литературы XVIII в. Вносила в общее движение ту именно новую и живительную струю возрождения, которая делала произведения названных выше английских романистов столь привлекательными тогда и которая была совершенно чужда тогдашним европейским литературам. Вещатель и верховный вождь этой группы, женевец Жан Жак Руссо (ум. В 1778 г.), с одной стороны, свел политические и экономические теории своего века к самым крайним и абстрактнейшим выводам, с другой стороны, холодно-рассудочные умствования этого века оживил и освежил возвращением к природе, во всей ее прелести и естественности, доставляющей человеку самые высокие наслаждения, и к жизни сердца, к чувству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

«Успех Ежемесячных сочипений, прибавляет к этому Милютин, побудил и многих других писателей приняться также за издание журналов, число которых с 1759 г. стало увеличиваться заметно и постоянно. Таким образом Ежемесячные сочинения не только приохотили к чтению русскую публику, не только распространили в ней множество полезных сведений.... но и положили прочное начало русской журналистике» 428 . Московские ведомости. После того, как издание первых русских Ведомостей в 1728 г. было перенесено в Петербург, Москва оставалась без своей газеты до 1750 г. Вскоре после открытия университета, положено было издавать при нем Московские Ведомости. Первыми редакторами были профессора университета, Поповский и Барсов. Сначала Московские Ведомости имели чисто официальный характер. В состав их входили высочайшие приказы, придворные известия и разные объявления; литературных статей в первые годы почти не было. Ведомости получили более обширный объем и более разнообразный и интересный характер по содержанию с того времени, как, по предложению куратора университета, Хераскова, в 1779 г. их взял в аренду па 10 лет, вместе с университетской типографией, знаменитый Н. И. Новиков. Новиков стал прилагать к Ведомостям разные прибавления, каковы были: «Экономический магазин» (1780–1789), «Городская и деревенская библиотека» (1782–1786), «Прибавления к Московским Ведомостям», содержащие в себе статьи исторические, физические и нравоучительные (1783–1784), «Детское чтение» (1785–1789), «Магазин натуральной истории» (1788–1790). Праздное время, в пользу употребленное ( 1759–1760). Оно издавалось при шляхетском кадетском корпусе еженедельно по листу из 16 страниц. Журнал этот имел характер чисто литературный и составлялся по образцу литературного отдела Ежемесячных сочинений Миллера. В нем помещались также стихотворения и разные статьи или рассуждения в форме посланий, разговоров, снов и проч. Напр. Разговоры богов: 1) каким образом побеждать сердца; 2) о премудрости; 3) сравнение любви со скупостью; 4) о красноречии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

патриархи почти перестали появляться в Палестине и предпочитали жить в К-поле или святогробских имениях Дунайских княжеств. Это мотивировалось необходимостью отстаивать интересы ИПЦ перед Портой, эффективно управлять имениями и организовывать сбор средств на нужды Патриархата. Все черное духовенство Палестины к этому времени объединялось в своего рода монашеский орден - Святогробское братство, которое по своему политическому влиянию могло конкурировать с патриархами. Братство состояло преимущественно из греков, его уставы предписывали сохранять определенную замкнутость по отношению к араб. окружению. Арабы в ИПЦ могли становиться лишь приходскими священниками. Тем не менее источники XVII - нач. XIX в. неоднократно упоминают среди палестинского монашества и даже архиереев лиц негреч. происхождения - славян, румын, грузин и арабов. Так, в кон. XVII в. патриарх Досифей II Нотара (1669-1707) предпринял попытку учредить архиерейскую кафедру в Заиорданье (г. Аджлун). Этот регион, населенный преимущественно арабами-кочевниками, почти не контролировался османскими властями и церковной иерархией. В сан Иорданского митрополита был возведен митр. Фотий (Абд ан-Нур) араб. происхождения, к-рый через нек-рое время вернулся в Иерусалим. Ок. 1713 г. Фотий был поставлен на кафедру Птолемаиды, которая в это время была одним из центров католич. пропаганды в араб. среде, и святогробцы осознавали, что именно араб должен стоять во главе этой епархии. В 1740 г. митрополитом Птолемаиды был поставлен крупнейший араб. богослов Софроний аль-Килизи, впосл. занимавший Патриаршие кафедры Иерусалима (1770/71-1774) и К-поля (1775-1780). В 1788-1808 гг. ИПЦ возглавлял еще один араб: Анфим, уроженец Месопотамии, в детстве попавший в плен к бедуинам, выкупленный святогробцами и получивший греч. образование. Святогробцы готовы были считать «своими» тех людей негреч. происхождения, к-рые интегрировались в эллинистическую культуру (Там же. С. 37-44). В XVII - нач. XIX в. не существовало этнического антагонизма между православными арабами и фанариотским духовенством.

http://pravenc.ru/text/293788.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010