Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, «Наука», 2001 г. Смоленская область. Вязьма. Аркадиевский монастырь Аркадьевский монастырь, заштатный, общежительный, в городе Вязьме. Основан в 1832 году из существовавшей в 1780 году женской общины. По преданию, на сем месте в XI веке подвизался преподобный Аркадий (см. 14 августа). При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Аркадиевский монастырь основан и получил название в память преподобного Аркадия. Любимое место преподобного в Вязьме, где он совершал свои уединенные молитвы – камень вблизи собора; жители по смерти его огородили и всегда почитали его с благоговением. В 1594 г. устроили на нем церковь всемилостивого Спаса с приделом преподобного Аркадия. Вскоре, усердием Бориса Годунова, эта церковь была улучшена, обогащена и переименована в церковь Происхождения честных древ, а на пожертвование граждан устроена близ нее другая отдельная церковь в честь Владимирской Божией Матери. В 1611 гг. обе эти церкви подверглись разорению и «стояли без пения» до 1660 г., потом приписаны были к собору. Под державою Алексея Михайловича устроена новая церковь во имя всемилостивого Спаса на старом церковном месте и вместо бывшего в Вязьме до литовского разорения Спасского, потом закрытого мужского монастыря. Как долго существовал этот монастырь неизвестно, только в начале XVIII века, как видно из дел архива духовного Вяземского правления, здесь уже тогда не было монастыря. В 1760-х гг., когда по высочайшему повелению требовались справки о церквах, священник этой церкви показал, что церковь милостивого Спаса нижнего монастыря с приделом преподобного Аркадия – каменная, построена коштом вяземских обывателей, но в каком году – не знает. По закрытии в 1779 г. женского Ильинского монастыря в Вязьме, старицы этого монастыря числом 19, не желая вступить в мирскую жизнь, испросив в 1780 г. позволения у генерал – губернатора Репнина, поселились при церкви Спаса нижнего монастыря, именуемой Аркадиевскою, устроили при ней своими трудами каменную богадельню и обнесли ее, церковь и огород каменною стеною. Таким образом, вместо мужского монастыря при церкви всемилостивого Спаса образовалась женская община. Старицы перенесли сюда устав богожительных монастырей и общим приговором избрали из среды своей начальницу Наталию, но общий надзор за общиною предоставили старшему соборному священнику, потому что церковь всемилостивого Спаса находилась в ведении собора. Содержание богадельни зависело единственно от добровольных жертвователей; все, что было собрано, поступало в общую кассу и употреблялось на пропитание сестер и на поддержание церкви. Кроме того, им поручено было, с согласия местного духовенства, печение просфор и приготовление свечей для всех городских церквей. По ходатайству монахини упраздненного Ильинского монастыря Севастианы Рыдванской дан был этой общине в 1788 г. Смоленским наместничьим правлением «отверстый лист» для свободного жительства в богадельне.

http://sobory.ru/article/?object=06317

В 1780 году село перешло к графу А. С. Строганову (в 1800-1811 годах - президенту Императорской академии художеств). Он в Братцеве не появлялся, но ремонт в последней четверти XVII века в храме, по-видимому, был осуществлён. Во всяком случае, в 1788 году церковь Покрова Пресвятой Богородицы упоминается в документах как " исправная " и, кроме того, вместо придела Алексия, человека Божия, показан придел " Сретения Богородицы " (т.е., надо полагать, Сретения Владимирской иконы Божией Матери). Придел, таким образом, получил новое посвящение. А переосвящение обыкновенно предварялось серьёзными ремонтными работами. Надо отметить, что судьба Алексеевского-Сретенского придела вообще была трудна и непостоянна. В 1780-е годы его переосвятили в первый раз. Затем, после осквернения храма наполеоновскими солдатами в 1812 году, придел двадцать лет оставался неосвящённым. В 1833 году новый владелец села В. Н. Ладомирский повелел разобрать его и заменить новым, посвящённым Иоанну Златоусту. В 1880-е годы, когда число прихожан Покровского храма значительно увеличилось, северный придел вновь перестроили, и он получил свой настоящий вид - с горкой кокошников и маленькой главкой. При последней перестройке его не переосвящали, и он по-прежнему остался Иоанно-Златоустовским. Главный же престол был освящён в начале 1813 года. Северный же придел оставили до времени неосвящённым по бедности: тогдашний владелец села И. Н. Римский-Корсаков, второй муж жены А. С. Строганова задерживал плату священнику и дьячку, а приход был малолюден - в эту пору в нём насчитывалось 22 двора с 205 душами обоего пола - и содержать двухпрестольный храм не имел средств. В. Н. Ладомирский, сын Римского-Корсакова, получив имение в 1828 году, напротив, загорелся благоустроительными планами в отношении Покровской церкви. Увы, они, как это часто бывало в то время, послужили к искажению её исторического облика. О переустройствах, предпринятых Ладомирским, мы можем судить по сохранившимся чертежам. Так, согласно им, восточный фасад храма приобрёл совершенно неуместный рустованный портик. К счастью, самые ценные элементы внешнего убранства храма - изразцы - остались на своих местах.

http://sobory.ru/article/?object=03263

Я тщусь, я призываю Св. Духа, дабы Он своим всемогущим действием паки образ Иисуса Христа в сердце вашем написал, который вы своим непослушанием загладили... О, коликою радостью и веселием тогда наполнили бы вы небо и землю... Сам Отец небесный невидимо принял бы вас в свои объятия и уверил бы сердце ваше, что вы, соединясь с Церковью, входите в преддверие блаженства вечного... О, всеблагий и благоутробный Господи! Молит Тебя возлюбленная невеста Твоя Церковь»... 1016 Вот искреннее слово, речь любви: она убедительна, крепка, могуча. Читатель невольно проникается тем настроением, какое переживал составитель книги, – желанием быть в общении с Церковью и скорбью о блуждающих во тьме раскола. Лишь «окраденный умом» и «ожесточенный сердцем» будет чувствовать себя иначе. И действительно, «Увещание» имело громадное значение в деле борьбы с расколом. Одно то, что в нем находили для себя точку опоры первые основатели и защитники так называемого единоверия, 1017 достаточно подтверждает это. Сами путеводители раскола понимали, что для раскольников чтение «Увещания», так сказать, не безопасно: чтобы предупредить нежелательное для них воздействие этой книги на раскольников, они поспешили выставить её в мнимой двуличности, советуя своим единомышленникам различать в «Увещании» показную сторону от затаенной мысли. 1018 За рассматриваемый период «Увещание» выдержало четыре издания. 1019 После этого были напечатаны: в 1779 году «Краткая выписка из разных книг о чести епископа, священника и диакона и показание о тайнах церковных», в 1784 – «Обличительное показание на непокорников церкви», в 1788 – «Места из Евангелия, хранимого в Новегороде, в котором имя «Иисус» написано двумя гласными», – в 1793 – «Книга о Церкви и таинствах, служащая к увещанию старообрядцев». Из лиц, по собственной инициативе трудившихся на поприще полемики с расколом, известны: преосвященный Никифор, преосвященный Симон, протопресвитер Иоанн Полубенский и др. Сочинение Никифора Феотокия († 1800), архиепископа славенского, потом астраханского, носит название «Ответов» и содержит в себе «Окружное послание» к старообрядцам Славенской епархии (1780 г.), «Ответы» на Соловецкую челобитную (1780 г.), присланную преосвященному старообрядцами Бахмутского уезда, «Ответы» на 15 вопросов, поданных (1790 г.) ему от имени старообрядцев иргизского «общества» строителем Сергием и уставщиком Прохором, и «Ответ о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

6) Строитель иеромонах Александр из казначеев и ризничих Белгородского Архиерейского дома, упоминается с 1774 no 1775 (декабрь) в звании строителя сей Пустыни, был вместе и экономом Белгородского Архиерейского дома при Преосвященном Аггее и присутствующим в Белгородской духовной консистории. 7) Строитель иеромонах Лаврентий Карпинский с 1775 по 1778 год, перемещен настоятелем в Горохватскую Рождественскую Богородицкую Пустынь. 8) Строитель иеромонах Константин с 1788 по 1780 год, переведен из строителей Богородицкого Знаменского монастыря, указом Преосвященного Аггея от 1-го ноября 1778 года. 9) Строитель иеромонах Авдий Туранский с 1780 по 1792 год, из духовного звания. Обучался в Харьковском коллегиуме, пострижен в монашество в Харьковском же Покровском училищном монастыре и оставшись в коллегиуме обучал в оном латинскому языку, грамматике, пиитике, риторике, философии и богословию; а в прибавочных классах: немецкому языку, истории, географии и арифметике по 1778 год, а с 1778 года, по резолюции Преосвященного Аггея, находился в том же Харьковском коллегиуме учителем низшего грамматического класса и по воскресным дням после ранней обедни преподавал «Инструкции на катехизис», Московского и Калужского Архиепископа Платона. В 1760 году назначен настоятелем в Коренную Пустынь; в 1783 сделан присутствующим в Курском Духовном правлении; в сентябре 1791 года префектом Курского Духовного училища, а в 1792 году перемещен из Коренной Пустыни Настоятелем в Обоянский Знаменский Монастырь; оттуда Игуменом в Молченской Печерский, а в 1796 году 17 февраля произведен в Архимандрита и назначен Настоятелем Преображенского Острожского монастыря и ректором Волынской семинарии; скончался 23 сентября 1807 года. 10) Строитель иеромонах Иларий 1792 по 1795 год, назначен в следствие указа Святейшего Правительствующего Синода к Преосвященному Феофану епископу Тамбовскому, о высылке из Саровской общежительной пустыни иеромонаха в Курскую Коренную пустынь, для заведения в оной общежительных порядков. По ведомостям значится из Великороссиян духовного звания, пострижен в монашество в Астраханском Спасском монастыре в 1758 году, был в Астраханском Архиерейском доме ризничим, экономом и духовником, и наконец определен там же строителем, Покровского монастыря, откуда по собственному желанию перемещен Тамбовской Епархии в Саровскую общежительную пустынь; а в 1792 году 20 октября по указу Святейшего Синода назначен строителем в Коренную пустынь, откуда в конце 1795 года, согласно его собственному прошению, уволен Преосвященным Феоктистом обратно в Саровскую пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Деревянная церковь посвящена Успению Божией Матери. Антиминс ее освящен июля 30 1818 г. митр. Михаилом. В храмах достопримечательны: 1) мощи преп. Феофила, почивающие, под спудом, под средним алтарем каменной церкви. Преп. Феофилу местно празднуют 29 декабря. Этот Феофил был игумном здешней пустыни и скончался в 1592 г.; 2) мощи преп. Иакова, неизвестно когда жившего; неизвестно также и место, где они положены. Причт сперва состоял из священника и двух причетников. В 1854 г. с увеличением прихода, определена просвирня. Прежними священниками были: Исаия Васильев, служивший до 1788 или до 1780 г., Петр Тимофеев, (с 1780 по 1797 г. ); Игнатий Васильев, (с 1797 по 1831 г.). Он был сын пономаря Порховского уезда и служил сперва пономарем, а потом диаконом в Боротинском погосте. При нем выстроен каменный храм. Говорят, что Император Александр 1 посещая Феофилову пустынь, заходил к о. Игнатию и даже исповедывался у него; Петр Григорьев, после переведенный к Лугскому собору, живущий еще и по ныне; Димитрий Антониев Романский из второразрядных студентов. Ныне служит Иоанн Семенов Разумовский также из второразрядных студентов, перешедший сюда в 1854 году из Ветвенина (Гдовского у.). В звании дьячков состояли: Трифон Игнатьев – до 1801 г., Петр Екимов Голубев (1801–1806), Иван Васильев (1800–1838), Александр Каллиников Смирнов (1844–1855), Иван Онисимов Лабецкий, перемещенный в 1880 г. в Заполье; Андрей Андреев Чужбовский, служивший с 1865 до 1867 г. и переведенный в Дылицы; Иван Иванов Ильинский служит по настоящее время. Пономари: Григорий Исаев, Иван Григорьев, Иван Каменоградский и Стефан Яковлев Яновский. Церкви принадлежат: 1) два ветхих деревянных дома для причта, сторожка и баня; 2) земли 89 дес. 2,022 саж.; в том числе под кладбищами и церквами 1 дес. 590 саж.; неудобной 1 дес. 1,270 саж.; 3) 2,250 р. капитала церковного и 530 руб. на причт. Дом священника построен в 1858 г. из боковых флигелей телеграфного здания, находившегося на шоссе, в 6 вер. от церкви; дом причетника переделан из бывшего здесь дома священника Романского. По преданию в этом доме жил Александро-Невской Лавры наместник, архим, Товия, наблюдавший за постройкой церкви. Дом этот Товия оставил за долг священнику Игнатию Васильеву, а потом он переходил от одного священника к другому чрез покупку.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Устюжну Новгородской губ. с уездом (43 церкви) и 5 церквей в Тихвинском у., к С.-Петербургской - 21 церковь в Новоладожском у., к Тверской - г. Весьегонск с уездом (48 церквей) и 6 церквей в Краснохолмском у. Ризница Олонецкого архиерейского дома передавалась по описи в Новгородскую епархию. Семинаристов перевели в Архангельскую ДС (в их числе - буд. Казанский архиеп. Иона (Павинский)); туда же передали и семинарскую б-ку. Некоторое время семинарский корпус продолжал использоваться - в нем устроили школу, где обучались «до будущего времени по способности» сыновья священно- и церковнослужителей Олонецкой губ. (РГИА. Ф. 796. Оп. 71. Д. 118. Л. 1 об.), но к нач. XIX в. школа прекратила работать (тогда же имп. Павел I Петрович упразднил Олонецкую губ.). Добротные каменные корпуса Троицкого отделения Александрова Свирского мон-ря остались бесхозными и быстро пришли в негодность. Рассмотрение нерешенных дел Олонецкой консистории «чрез дальныя переписки» с Архангельском продолжалось мн. месяцы после упразднения О. и К. в. В нояб. 1787 г. Архангельский и Олонецкий еп. Вениамин отправился в поездку по Олонецкому наместничеству, взяв с собой одного из членов Архангельской консистории. Для завершения консисторских дел он более месяца (с 9 дек. 1787 по 12 янв. 1788) провел в Петрозаводске (Там же. Оп. 68. Д. 474). Олонецкая ДС Олонецкая ДС учреждена указом имп. Екатерины II от 22 сент. 1779 г., на ее содержание предусматривалось отпускать по 2 тыс. р. ежегодно (ПСЗ. Т. 20. 14921. С. 868). Весной 1780 г. настоятелем Александрова Свирского мон-ря был назначен законоучитель имп. Шляхетского кадетского корпуса в С.-Петербурге иером. Варлаам (Романов; возведен в сан архимандрита 15 марта 1780). Ему было поручено «заведение в Олонецкой епархии семинарии под смотрением епархиального архиерея» (т. е. еп. Иоанникия (Микрицкого)) с назначением ее ректором (РГИА. Ф. 796. Оп. 61. Д. 116). В этой должности архим. Варлаам оставался весь период существования семинарии. Согласно «ведомости» архим.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНАКАРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ [греч. Παναγα τς Κανακαρας], расположена близ дер. Литрангоми на п-ове Карпасия (Кипр). История Построенная в кон. V в. К. ц. могла принадлежать раннехрист. поселению, располагавшемуся севернее на горном склоне. Она уцелела во время первых араб. нашествий VII в. и в эпоху иконоборчества . После возвращения Кипра под власть Византийской империи (965) церковь была перестроена. Вероятно, это произошло в XII в., в период расцвета Кипра при династии Комнинов. Однако первые письменные свидетельства о К. ц. появляются значительно позже установления на острове лат. владычества (1191). Церковь Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в. Церковь Пресв. Богородицы Канакарии. Кон. V в. К XV в. местность уже имела наст. название. Дер. Канакария упоминается в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и в заметке о тур. набеге 1451 г. в рукописи Paris. gr. 1626. Деревни Канакария и Литрангоми были частью королевского домена Лузиньянов, о чем свидетельствует «Описание Кипрского королевства» (Relatione del Regno di Cipro), составленное вскоре после перехода острова под власть Венецианской республики (1489). Источники эпохи Лузиньянов ничего не говорят о статусе храма. Согласно местному преданию, одно время он использовался совместно православными и католиками, что не было на Кипре редкостью. Совр. облик церковь приобрела, вероятно, в кон. XV - нач. XVI в., в период активного восстановления и обновления греч. храмов. В это время в люнете над юж. входом была создана фреска Божией Матери с Младенцем с надписью: «Богоматерь Канакария». Есть основания полагать, что незадолго до тур. завоевания 1570-1571 гг. храм перешел в юрисдикцию Фамагустской епископии и был превращен в мон-рь. Когда в нач. XVII в. вместо этой епархии была учреждена Киринийская, монастырь был подчинен архиепископу. Он продолжал существовать до кон. XVIII в., что подтверждается неск. свидетельствами. В надписи 1779 г. над зап. порталом упоминается игум. Хрисанф, отремонтировавший храм. Из имущественных документов архиепископии известно, что в 1780 г. были отпущены средства на ремонт церкви и келий. В «Хронологической истории острова Кипр», изданной архим. Киприаном в 1788 г., Канакария значилась как мон-рь. Этот статус сохранялся за ней вплоть до XX в., хотя с сер. XIX в. монастырские земли стали сдаваться в аренду сначала монахам, потом мирянам. Когда в 1895 г. К. ц. посетил рус. ученый Я. И. Смирнов, впервые обследовавший этот памятник, насельники в мон-ре отсутствовали. Дер. Канакария перестала существовать, а жители Литрангоми, несмотря на то что там была церковь, стали использовать К. ц. как приходский храм.

http://pravenc.ru/text/1470187.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 История Екатеринославской духовной семинарии тесно связана с историей Екатеринославской епархии , созданной 9 сентября 1775 года по указу Екатерины II . С целью подготовки кадров для новой епархии по инициативе Е. Булгариса была создана школа для мальчиков при Крестовоздвиженском монастыре в Полтаве , преобразованная в 1776 году в семинарию архиепископом Евгением (Булгаром) . Дом отдан был свой под семинарию, который находился в Полтаве . В ноябре 1779 года она была открыта в латинских классах до риторики, т. е. состояла из следующих отделений: российского класса, грамматики, синтаксиса и поэзии; для сирот была открыта бурса. В 1780 году были открыты при семинарии добавочные классы: греческого, французского и немецкого языков, арифметики и рисовальный . Первыми учителями в этих классах были: в греческом - прот. Иоанн Свечайло , в риторическом - священник Григорий Богуловский , в французском - Петр Антон, в немецком и математики - профессор Шаль (из Лейпцигского университета) и в рисовальном - отставной поручик фон-Роткирх. В сентябре 1783 года открыт философский класс, первым учителем которого и вместе префектом семинарии был иеромонах Гавриил (Банулеско-Бодони) . 21 сентября 1786 года был открыт богословский класс. Надлежащую организацию семинария получила при архиепископе Амвросии, при нем она получила название „Екатеринославской " и организацию, сходную с тогдашним порядком обучения в Московской академии . В 1788 году в его управление прибыл вторично в Полтаву архимандрит Гавриил (Банулеско-Бодони) , который был назначен ректором семинарии и преподавателем греческого языка. В  1898 году семинария переместилась из Полтавы в Новомиргород .  В  1803 году была переведена в Екатеринослав и за ней утвердилось название Екатеринославской . В 1817 году последовало преобразование Екатеринославской духовной семинарии. Вследствие преобразования низшие классы отделены от семинарии и получили название приходских и уездных училищ . Курсы предметов, преподаваемых в семинарии, были расширены, вместе с тем должно было увеличиться число классов и воспитанников.

http://drevo-info.ru/articles/13681548.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЯЗЕМСКИЙ АРКАДИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вяземский Спасский собор бывшего Аркадьевского монастыря Вяземский Аркадиевский женский монастырь (недейств.) Монастырь располагался на левом берегу р. Вязьмы, на месте подвигов прп. Аркадия Вяземского . По сообщению жития прп. Аркадия, в 1661 г. святой явился в видении пастуху Сергию и заповедал возобновить близ места своих подвигов («в главной крепости у наместничья двора») некогда существовавшую там церковь во имя Всемилостивого Спаса («Нижнего»). Горожане построили храм, Сергий, приняв постриг с именем Спиридон, основал при нем мужской монастырь и стал его строителем. В документах XVII в. храм именовался «церковью Всемилостивого Спаса Нижнего монастыря» (в XV-XVII вв. в Вязьме существовал и др. Спасский монастырь - Преображенский, называвшийся «Верхним» или «Вышним» ). В начале XVIII в. «Нижний» монастырьрь пришел в запустение и был упразднен, указ архиеп. Сарского Леонида от 30 сентября 1727 г. свидетельствует, что церковь Всемилостивого Спаса стояла «бесприходной», как бывшая монастырская. В 1762 г. на средства купца Т. Ф. Бубкова на месте обветшавшей церкви была выстроена одноименная каменная с приделом во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (в кон. XVII в. в Вязьме возникла традиция отождествлять преподобных Аркадия Вяземского и Аркадия Новоторжского); в 1774 г. в ее приходе числилось 3 двора. В конце 1779 г. после закрытия Вяземского Ильинского девичьего монастыря 19 монахинь, не пожелавших уйти в мир, поселились при церкви Всемилостивого Спаса «Нижнего» монастыря, в то время приписной к Троицкому собору Вязьмы . В июне 1780 г. сестры испросили у ген.-губернатора Смоленского и Псковского наместничеств кн. Н. В. Репнина дозволения устроить при Спасском храме «своим коштом казенную богадельню», строительство каменного двухэтажного здания богадельни завершилось к лету 1783 г. Храм, богадельня, хозяйственные постройки и огороды были обнесены каменной оградой. Духовником сестер был священник из Троицкого собора, руководила общиной избранная сестрами мон. Севастиана (Радванская) , по ходатайству которой в мае 1788 г. Смоленское наместническое правление выдало общине «отверстный указ для свободного всем старицам в сей богадельне жительства». В 1805 г. в общине насчитывалось 30 сестер, в 1809 г.- 11. Насельницы шили облачения, выпекали просфоры для всех городских храмов, изготавливали свечи.

http://drevo-info.ru/articles/26084.html

Иркутск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Архиерейском доме. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1755 и 1863. Год утраты:Не установлен. Адрес: г. Иркутск, ул. Польских Повстанцев, 1А Координаты: 52.291684, 104.283025 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Архиерейском доме (1755 г.; 1863 г.), ул. Сухэ-Батора (ул. Тихвинская). Первая домовая архиерейская церковь была устроена иркутским епископом Иннокентием Неруновичем на Архиерейской заимке (пос. Жилкино) в честь Иустина Философа. Об устройстве в самом городе Иркутске архиерейской церкви в летописях имеется ряд разночтений. Наиболее вероятно выглядит следующая версия: в 1750 г. при Богоявленском соборе построили деревянный дом для проживания архиерея, сначала в нем в 1754 г. «на казенный кошт» была устроена Крестовая церковь. 9 сент. 1755 г. епископ Софроний переосвятил ее во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянный архиерейский дом сгорел в 1776 г. вместе со зданием консистории. Приемник Софрония, епископ Михаил (Миткевич) в 1788 г. перенес архиерейскую церковь в каменный корпус семинарии, построенный в 1780 г. по проекту А.Я. Алексеева и присоединил к ней престол во имя великомученика Георгия. В 1767 (1768?) – 1770 гг. строится новое, уже каменное здание архиерейского дома. В него 1 октября 1817 г. переносится Покровская церковь (но уже без Георгиевского престола) и освящается епископом Михаилом (Бурдуковым). Устроили ее в северо-восточном углу дома — в комнатах, служащих затем канцелярией. При архиепископе Ниле церковь была перемещена на чердак дома. В 1862 г. по указу епископа Парфения каменный архиерейский дом надстраивается еще одним этажом, который предназначался специально для домовой Покровской церкви. Постройка осуществлялась по проекту В.А. Кудельского. 14 апреля 1863 г. церковь была освящена архиепископом Парфением. Покровская церковь занимала почти весь третий этаж и в интерьере разделялась восемью опорами на три нефа с крестовыми сводами. Внутреннее убранство отличалось богатством и обилием позолоты. Иконостас резал известный иркутский мастер Борис Попов. С западной стороны к архиерейскому дому примыкал крытый переход от ворот. Над ними возвышалась небольшая деревянная колокольня. Ее восьмериковый ярус звона был увенчан пологим шатром с главкой. В 1905 г. колокольню заменили каменной, близкой по облику предшествующей, но более нарядной, эклектичных формах русского стиля. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39550

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010