Кирилл Александрийский указывает на пророка Исаию, который «поскольку говорил: «со­творил еси» о том, чего еще не было в то время, то, да­вая знать, что еще не было, но непременно совершится, он прибавляет: «да будет, Господи» ( Ис.25:1 ) 1775 . «Чрез пророков и праведников, – говорит св. Ириней Лионский , – как чрез рабов, слышали о будущем пришествии Царя (Христа) и в некоторой мере радовались, ожидая Его пришествия», и все жившие в Ветхом Завете 1776 . В этом смысле св. Отец и говорит, что они «рассеяли по земле пришествие Сына Божия что и каково оно будет, чтобы последующие люди, наученные ими, легко встретили оное» 1777 . Вот почему св. Кирилл Ал. и говорит, что «знание о Христе было гораздо древнее (Его) страдания, так как о Нем предвозвещали святые люди, и вопиял закон, и так как Св. Писание предызображало нам Его таинство» 1778 . При том же «у Иудеев были мужи святые, сведущие в законе, исследовавшие и изучавшие пророческие предсказания». Поэтому, как «эти мужи ожидали искупления чрез Христа», о чем «они знали, по внушению Духа» 1779 , так и вообще «несомненно были во Израиле такие, которые жа­ждали пришествия Спасителя и сильно желали видеть Его» 1780 . И действительно, Евангельская история свидетельствует, что пред временем пришествия в мир Спасителя не только особые избранники, но и весь народ Иудейский был проник­нут ожиданием Мессии. Из числа первых был праведный священник Захария, отец Иоанна Крестителя, который еще до рождения Христа благословлял Бога за то, что Он «посети и сотвори избавление людем Своим и воздвиже рог спасения нам» ( Лк.1:68, 69 ). Таков же «был тогда в Иерусалиме человек, именем Симеон, чающий утешения Израилева»... 1781 , (ибо) «ему было предсказано Духом Святым, что он не уви­дит смерти, доколе не увидит Христа Господня», почему он, взяв младенца Иисуса на руки, сказал: «видели очи мои спасение Твое (Владыко), которое Ты уготовал пред лицем всех народов» ( Лк.2:25, 26, 30, 31 ). «Тут была также Анна пророчица – замечает при этом Евангелист – и она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме» ( Лк.2:36, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Посему надлежит попытаться принять в безмолвии светоносные лучи божественной красоты по священному совету богоносцев и пророков, а скорее, по [изреченному] через пророков увещанию Бога Вседержителя, а подчас и порицанию за нерадение к сему, как, например, через Исаию: »Оставили Меня, источник жизни« 1767 , а также: »Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, и народ Меня не разумеет« 1768 . Также еще: «Солгал Мне, и не помянул Меня, и не принял Меня ни в разум свой, ни в сердце своё; и Я, увидев тебя, презираю» 1769 . И через Осию: »Меня забыли« 1770 и далее: »Обручу тебя в правде и вере, и узнаешь Господа« 1771 , а также: »Ты отверг ведение, и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною« 1772 , и: »Горе им, трусливым, что отдалились от Меня« 1773 ; и опять же через Иеремию увещает Он никого ничем не хвалиться, но всякому, кто хвалится, хвалиться единственно «тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» 1774 . И через Давида: »Помедлите успокойтесь и познайте, что Я – Бог» 1775 . Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению 1776 и восклицает, что «забыл Израиль Создателя своего« 1777 , а другой говорит, что »переходят от одного зла к другому и Бога не знают» 1778 . И снова: «Не захотели знать Бога» 1779 . Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: «Просветите себе свет ведения« 1780 ; и [слова] Давида: »Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» 1781 , «приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» 1782 , и продолжает он: «Я познал, что велик Господь« 1783 , и: »Дивно ведение Твоё для меня, – выше сил моих [постигнуть] его!« 1784 , и исповедуется Богу в том, что »буду насыщаться в узрении славы Твоей» 1785 и что «возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» 1786 , и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня 1787 , чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и тем самым более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность Чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

После этого происшествия молва о нем распространилась по всей земле, так что царь эдомский и царь Измаильтян услышали о нем и послали к нему послов со множеством денег и многочисленными подарками. Они прислали к нему также мудрых людей для того, чтобы обратить его в свою веру. Но царь был благоразумен (да будет его душа завязана в узле жизни у Господа Бога!) 1777 , и он велел привести также одного израильского мудреца, сам расспрашивал, исследовал основательно и собирал всех мудрецов вместе для того, чтобы они могли рассуждать 1778 о религии, но каждый из них противоречил другому и они не могли прийти в соглашение насчет веры. Когда государь увидел это, он им сказал: «Теперь идите домой, а на третий день явитесь ко мне еще раз», и мудрецы пошли домой. На другой день царь послал за священником царя эдомского и сказал ему: «Я знаю, что царь эдомский больше (то есть важнее) всех других царей и что его религия хороша и почитаема, так что она мне также нравится, но я тебе предложу один вопрос и когда ты мне ответишь сущую правду, то я тебя буду любить и уважать 1779 : Как ты думаешь, какая вера по твоему взгляду лучше – израильская или измаильская?» На что священник ответил: «Да живет царь вечно! Если ты спрашиваешь о достоинстве веры 1780 , так знай, что израильская превосходна 1781 , потому, что Господь (будь Он благословен!) избрал Израиля между всеми народами и языками, называл его мой «первородный сын», показал им великие чудеса, вывел их из земли египетской, превратил для них море в сушу 1782 , спас их от рук Фараона и египтян, потопил их преследователей в морской тине, кормил их манной во время их голода, утолял их жажду водой, пущенной из камня, дал им Тору среди огня и пламени, привел их в землю Ханаанскую и выстроил им святой храм. Впоследствии же времени, когда они стали строптивы, когда согреши- ли и не соблюдали закона, то Бог разгневался на них, изгнал их, удалил от лица Своего и рассеял их по четырем сторонам света. He будь этого, никакая религия не могла бы сравняться с религией Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письмо его же к А. С. Сыромятникову (от апреля 1780 г.) с благодарностью за присланные печатные книжки против раскола (л. л. 37–38). 14 . Письмо некоего Якова Лавренцева (села Груздева см. л. 52 об.) к Гавриилу Григорьевичу Шипулину с благодарностью за содействие при обращении из раскола (л. 39). 15 . Два письма известных лиц о пользовании книжками и тетрадями против раскола (л. 39 об. – 40). 16 . Письмо жителя с. Васильевского Гаврилы Григорьева Шинулина (от 20 мая 1781 года) к А. С. Сыромятникову об издании книг против раскола (л. л. 41–42). 17 . Письмо из с Васильевского от него же (от 4 июня 1781 г.) в Москву «благоприятелям» (в том числе Сыромятникову) с благодарностью за душеспасительные беседы и книжки (л. л. 43–45). 18 . Письмо из с. Васильевского от Гаврилы Григорьева Шипулина (от 1 мая 1780 г.) А. С. Сыромятникову с благодарностью за присланные вновь напечатанные книжицы (л.л. 46–48). 19 . Письмо некоего Якова Лаврентьева к Гавриилу Григорьеву Шипулину с благодарностью за содействие при обращении из раскола (л. л. 48–49 ср. с л. 39). 20 . Два письма Гаврилы Григорьева в С.-Петербург к Ивану Иванову Бабурину и А С. Сыромятникову (от 1 мая 1780 г.) о пользовании книжками и тетрадками против раскола (л. л. 49–51 ср. л. 39–40). 21 . Письмо жителя села Васильевского Гаврилы Григорьева Шипулина (от 20 мая 1781 года) к А. С. Сыромятникову об издании книг против раскола (л. л. 51–54). 22 . Письмо в С.-Петербург от жителя града Мологи Григория Михайлова Новотелкова к Сыромятникову от 10 февраля 1786 года: «Милостивый мой благодетель и отец А... Стеф... Данные мне от вас в Ярославле из старопечатных святого Писания книг выписки столько меня о неоспоримой истинне святые церкве уверили, что как скоро я их рассмотрел, то почти в тоже самое время благоволили Спаситель просветить ум мой неизреченным светом благодати Своея, при котором удобно мог я рассмотреть свое неправое в расколе мудрование и непокорство святей церкве, которое тогдаж и все свои душепагубные заблуждения оставя, и вышел из тьмы на свет истинны, хотя враг души наших со своими слугами и единомысленники и первыми и злохитрственными ево сетми и старался удержать меня на своей стороне, однако оные сети удержать меня при помощи Божией не сильны стали.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

Работа Г. для двора началась с подготовки картонов (1776-1792, в наст. время все - Прадо, Мадрид) для гобеленов королевской мануфактуры Санта-Барбара; эти картины на темы из народного быта исполнены радости жизни (напр., «Продавец посуды», 1779, парные «Майский праздник в долине Сан-Исидоро» и «Капелла Сан-Исидоро», 1778, все - Прадо), интенсивны по цвету и тонко нюансированы. По изобразительным и декоративным задачам картоны для ковров близки к панно Г., выполненным в 1887 г. для виллы Эль-Капричо в Аламеде мадридских покровителей художника герцога и герцогини Осуна. Живописная насыщенность ранних работ Г. перекликается с интересом художника к напряженной монохромности и использованию в композиции и фактуре контрастных сопоставлений; это проявилось в 1-й серии рисунков и офортов Г. (по произведениям Веласкеса, 1778), где он применил акватинту, позволявшую достичь тончайших живописных эффектов. «Богоматерь — Царица мучеников». Роспись купола ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар. 1780–1781 гг. «Богоматерь — Царица мучеников». Роспись купола ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар. 1780–1781 гг. Первые крупные работы, выполненные Г. для Церкви, связаны с заказом на эскизы фресок сарагосской ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар (к 80-м гг. XVI в. увеличена из-за наплыва паломников на поклонение чудотворному яшмовому столпу, на к-ром Богородица явилась ап. Иакову Зеведееву). Г. было предложено расписать малый сев.-зап. купол церкви, поместив там композицию «Богоматерь - Царица мучеников». Первые 2 эскиза Г. были отклонены решением капитула из-за их композиционной смелости, что было воспринято художником как оскорбление и принудило его оставить фрески (1780-1781) незаконченными. Вскоре Г. выполнил ряд композиций на религ. сюжеты: «Святое Семейство» (1785), «Смерть св. Иосифа», «Молитва св. Лутгарды», «Св. Бернард Клервоский и св. Роберт Молезмский» (все - 1783) - для церкви мон-ря Санта-Ана в Вальядолиде и др. Портреты Г. 90-х гг. XVIII в. (Г. М. Ховельяноса-и-Рамиреса, Л. Моратина и др.) передают чувство одиночества и уязвимость человека. Душевный разлад, болезнь, приведшая к глухоте, усугублялись для Г. сознанием общественного кризиса и атмосферой, царящей в стране: на престол Испании в это время взошел Карл IV, к-рый разделял правление с супругой Марией Луизой и их фаворитом доном Мануэлем Годоем, за Пиринеями началась война, сделавшая насилие и страх обыденными явлениями жизни. Среди произведений Г. этих лет, сатирически или иносказательно касающихся человеческой греховности, несчастий, страхов перед неведомым, соблазнов зла и безумств жизни,- серия фантасмагорий «Капричос» (80 офортов с комментариями, 1799), к работе над к-рой он приступил после монументальной росписи ц. Санта-Куэва в Кадисе (1791-1797).

http://pravenc.ru/text/165243.html

- 9 Апреля 1841г.). Будучи лейтенантом флота в 1780-1781 годах, он стал почётным членом ложи «Нептуна к надежде» в Кронштадте. Некоторые историки считают, что А.С. Шишков сохранял связи с масонством и в начале февраля 1813 года, будучи Государственным секретарем и членом Государственного Совета при Императоре Александре I. Тогда будто бы по распоряжению «братьев» он сетовал главнокомандующему Русской Армии светлейшему князю М.И. Кутузову (тоже по некоторым данным масону), что тот не отговорил Русского Императора от идеи заграничного похода с. 176 и далее]. Однако сам А.С. Шишков о «братьях» в записках ничего не пишет, а мотивировал свои соображения тем, чтобы далее не проливать крови русских солдат за интересы западноевропейских стран и особенно британцев. Патриотизм адмирала А.С. Шишкова, которого по праву считают первым славянофилом, бывшего в 1824-1828 годах министром просвещения, ни у кого из современных православных патриотов сомнений не вызывает, несмотря на документально подтвержденного «почетного членства» в 1780-1781 годах в масонской ложе лейтенанта А.С. Шишкова. То же самое можно говорить о масонстве А.С. Пушкина, который под влиянием общекультурных веяний в дворянстве и в своей родне рвался стать масоном в 19 лет, но тогда принят в «братья» не был. Он удостоился такой «чести» только в 1824 году. Будучи в том же году сосланным в Михайловское, хотя в «работах» Кишиневской ложи участия и принимал, но постепенно после разгрома декабрьского восстания и после встречи с Императором Николаем Павловичем Первым, по Милости Божией, вполне осознал пагубность масонства. В 1835-1837 года А.С. Пушкин, вступивший в доверительные отношения с Императором и ставший официальным историографом при Царском Дворе претерпел самую настоящую травлю со стороны масонов и в конечном итоге был убит масоном Дантесом. Правда, бывшие «братья» занимались похоронами Поэта, продолжая загробную месть Русскому Гению своими оккультными пассами. В России конца XVIII века самым главным противником масонов стала по-настоящему просвещенная Императрица Екатерина Великая, поначалу водившая дружбу с зарубежными масонами, но в ходе Французской революции в 1789 году в полной мере осознавшая какую угрозу христианской государственности несут тайные общества с их оккультной идеологией.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/07/...

Титло — надстрочный знак, означающий пропуск букв, сокращение в церковнославянском языке. Звательство — звательный падеж в церковнославянском языке, применяемый при обращении к другому лицу; для обозначения «звательности» использовалось особое титло. То обстоятельство, что ребенка учили «знаку звательства», свидетельствует о том, что учил его старообрядец: в никоновских книгах этот знак был отменен. Звательство — звательный падеж в церковнославянском языке, применяемый при обращении к другому лицу; для обозначения «звательности» использовалось особое титло. То обстоятельство, что ребенка учили «знаку звательства», свидетельствует о том, что учил его старообрядец: в никоновских книгах этот знак был отменен. То есть выученное прежде. То есть выученное прежде. Кафисма (кафизма) — раздел псалтыри; в данном случае имеется в виду начало псалма 37. Кафисма (кафизма) — раздел псалтыри; в данном случае имеется в виду начало псалма 37. Имеются в виду журнал «Вестник Европы» (1801–1830), основанный Н. М. Карамзиным, ежемесячное издание «Почта духов» (1789), издававшееся И. А. Крыловым, и «Живописец, еженедельное на 1772 год сочинение», сатирический журнал Н. И. Новикова. Имеются в виду журнал «Вестник Европы» (1801–1830), основанный Н. М. Карамзиным, ежемесячное издание «Почта духов» (1789), издававшееся И. А. Крыловым, и «Живописец, еженедельное на 1772 год сочинение», сатирический журнал Н. И. Новикова. Имеются в виду следующие книги: «Сочинения» Карамзина (Т. 1–11. М., 1803–1815), «Кадм и Гармония. Древнее повествование» — историко-нравоучительный роман М. М. Хераскова (М., 1789), «Луция Апулея платонической секты философа превращение, или Золотой осел», перевод с латинского Е. И. Кострова (М., 1780–1781). Имеются в виду следующие книги: «Сочинения» Карамзина (Т. 1–11. М., 1803–1815), «Кадм и Гармония. Древнее повествование» — историко-нравоучительный роман М. М. Хераскова (М., 1789), «Луция Апулея платонической секты философа превращение, или Золотой осел», перевод с латинского Е. И. Кострова (М., 1780–1781).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

248 Паизиелло Джованни (1740–1816) – итальянский композитор. В 1776–1783 гг. придворный композитор и инспектор Итальянской оперы в Петербурге; в 1784 г. придворный композитор в Неаполе. Наиболее известны его оперы «Служанка-госпожа» (1782), «Прекрасная мельничиха» (1788) и др. 251 Репнин Николай Васильевич (1734–1801) – князь, военный и дипломатический деятель, генерал-фельдмаршал (1796). Участвовал в Семилетней войне, в 1762 г. посол в Пруссии, в 1763–1769 гг. в Польше. При Ларге и Кагуле командовал дивизией. Во время русско-турецкой войны 1787–1791 гг., исполняя обязанности главнокомандующего, выиграл сражение под Мачином. В 1770–1790 гг. генерал-губернатор различных губерний. С 1798 г. в отставке. 253 Кваренги Джакомо (1744–1817) – архитектор, представитель русского классицизма; с 1780 г. работал в России. Среди его проектов – Английский дворец в Петергофе (1781–1794), Академия наук (1783–1789), Екатерининский институт (1804–1807), Конно-гвардейский манеж (1804–1807), Смольный институт (1806–1808), Александровский дворец в Царском Селе (1792–1796). Работы Кваренги во многом определили архитектурный облик Петербурга. Камерон Чарлз (ок. 1730–1812) – архитектор. Шотландец, учился во Франции и Италии. С 1779 г. работал в Петербурге, придворный архитектор Екатерины II. Строил комплекс Царского Села, дворец и павильоны в Павловске, дворец Разумовского в Батурине на Украине. Фальконе Этьен Морис (1716–1791) – французский скульптор. Учился в Париже, в 1766–1778 гг. работал в России, затем в Голландии; с 1780 г. – во Франции. Самое знаменитое творение – памятник Петру I в Петербурге. Чевакинский Савва Иванович (1713–между 1774 и 1780) – архитектор. В 1741–1767 гг. главный архитектор Адмиралтейств-коллегии, учитель В. И. Баженова и Е. И. Старова. Участвовал в строительстве комплекса в Царском Селе (1745–1760), руководил сооружением Никольского морского собора (1753–1762), перестройкой Кунсткамеры (1754–1758) и др. Баженов Василий Иванович (1737 – или 1738–1799) – архитектор, рисовальщик, педагог. Учился в Москве, Петербурге, Париже. С 1765 г. академик, в 1799 г. – вице-президент Петербургской Академии художеств. Автор проектов Дома Пашкова, ансамбля в Царицыне, дворца в Московском Кремле, Михайловского замка в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАКОВ Родион Родионович (1758, Москва - 27.02.1803, там же), рус. архит. эпохи классицизма, ученик и последователь В. И. Баженова и М. Ф. Казакова . Характеристика творчества К. затруднена из-за слабо документированной биографии. Большую сложность создает и тот факт, что К. был однофамильцем одного из своих учителей: их работы начали путать, вероятно, еще при жизни зодчих. К. самостоятельно работал на рубеже XVIII и XIX вв. в стилистике зрелого классицизма. Творческой манере К. приписывают напряженный драматический пафос, характерный для эпохи романтизма. Однако собственных проектов архитектора немного, достоверно известны лишь 3 его постройки, сохранилось 2; ему приписывают множество других, но не все атрибуции вызывают доверие. К. (в документах упом. как Родион Родионов) был сыном отставного прапорщика архитектуры в команде Д. В. Ухтомского. Первоначальные знания по архитектуре получил у отца. В июле 1770 г., выдержав экзамен, поступил учеником в Экспедицию кремлевского строения к Баженову. В сент. 1770 г. К. в числе прочих работал над моделью Кремлевского дворца. В 1774 г. направлен в команду к М. Ф. Казакову на строительство деревянного Пречистенского дворца. Здесь К. участвовал в выполнении лепных работ. В 1776 г. К. создал 1-й самостоятельный проект дворца на Воробьёвых горах (не реализован, не сохр.). В дек. 1777 г. К. получил звание архитекторского помощника и вместе с начальником и учителем М. Ф. Казаковым отправился в Коломну, где они были заняты снятием плана города и осмотром «ветхостей» Коломенского кремля. В февр. 1778 г. К. получил чин 14-го класса. С 1776 г. К. помогал своему учителю в строительстве подмосковной усадьбы Н. А. Демидова Петровское (Княжищево). Сохранилось документальное свидетельство (окт. 1780) совместного пребывания М. Ф. Казакова и «архитектора Родиона Родионова» на строительстве в усадьбе. В янв. 1781 г. К. был уже поручиком архитектуры. С дек. 1781 г. К. определен в команду К. И. Бланка на строительство Екатерининского дворца в Лефортове, тогда же ездил в С.-Петербург с его планами. В 1783 г. параллельно с М. Ф. Казаковым послан в Могилёв к Г. А. Потёмкину. В 1785 г. от начальника Экспедиции кремлевского строения М. М. Измайлова К. получил аттестат о работе в Крыму и в Херсоне, где предположительно был занят сооружением ворот крепости.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Ястребов Григорий Фед. Поступил в семинарию 1763 г. 1771 г. обучался в риторике. Ястребцов Алексей Степ. Поступил в семинарию 1767 г. 1779 г. окончил философию и несколько раз просил об определении на священнические места (Арх. Суз. кон. 1778 г., 291; 1779 г., 1780 г., 1781 г. подал прошение об увольнении в Новгородскую епархию. В прошении между прочим писал: „От Вашего Преосвященства никакого милосердия и впредь получить не надеюсь и за темь Вашим на меня жестокосердием утруждать Вас более не (Арх. Суз. кон. 1781 г., Ястребков Семён. В 1788 г. обучался в синтаксиме. Ячменев Иван. 1774 г. числился в аналогии и был в бегах. См. выше, стр. 137. ____________________________________ Федоровский Ефим Ив. 1782 г. из философии – в Московский университет (Арх. Суз. кон. 1782 270). Федоровский Семён Дм. 1763 г. взят в семинарию. 1764 г· исключён «за неспособностью» (Арх. Суз. кон. 1704 г., 225). Фёдоров Василий. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Фёдоров Герасим. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Фёдоров Дмитрий. Поступил в семинарию 1774 г. 1779 г. из синтаксимы – во Владимирское наместническое правление для определения в приказный чин (Арх. Суз. кон. 1779 г., 507). Фёдоров Иван. В 1771 г. обучался в школе аналогии. Фёдоров Козьма Фед. 1788 г. из синтаксимы–пономарём в с. Матвеищево (Арх. Суз. кон. 1788 г., 535). Фёдоров Николай. В 1771 г. обучался в школе аналогии 20 Не мало дел помечено резолюцией еп. Геннадия такого приблизительно содержания: «По сему доношению изследовать и, буде но следствию окажется, что жалоба ученика на священника с причетники принесена справедливо, то тогда обиженнаго защитить, а с обидящими поступить согласно указов». (См. напр. Дело архива Суздальской дух, консистории, 1766 г., 101). 30 Некоторые монастырские здания пришлось ввиду этого распоряжения еп. Тихона перестроить и приспособить для помещения учеников. См. Арх. Суздальской консистории. 1786 г., 300. 57 Еп. Геннадий скончался в Москве на Суздальском подворье. Арх. Суздальской дух, консистории. 1775 г., 147

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010