Амвросий (Андрей Иванович Подобедов, 1742—1818), епископ Севский, викарий Московской епархии в 1778—1785 гг., затем возглавлял Казанскую епархию до 1799 года, когда был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру, на которой оставался до марта 1818 г. (с 1801 г. — в сане митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Выборгского); первоприсутствующий член Святейшего Синода; скончался митрополитом Новгородским и Олонецким. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 351, 353—356. Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. Репринт. изд. М., 1997. С. 4. Исидор (Иаков Сергеевич Никольский, 1799—1892) был епископом Дмитровским, викарием Московской епархии (1834—1837); последующие семь лет возглавлял Полоцкую, а затем Могилевскую епархии; в 1844—1857 гг. — экзарх Грузии; с 1858 по 1860 — митрополит Киевский и Галицкий; с 1860 г. до своей кончины — митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 123. Крутиков Иван Александрович. Святитель Феофан затворник и подвижник Вышенской пустыни.//Душеполезное чтение.1897. Ч. 1. С. 53—54. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 126—128. См. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 126—128. Софония (Стефан Васильевич Сокольский, 1799—1877) впоследствии был епископом Новомиргородским, викарием Херсонской епархии с 1863 по 1871 год, когда возглавил новообразованную Туркестанскую епархию, скончался архиепископом Туркестанским и Ташкентским. Никольский Константин. Орловская духовная семинария до 1867 г. (Церковно-исторический очерк). курс. соч. Киев. 1912.//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. Л. 132.

http://bogoslov.ru/article/5065084

Афанасьевский мужеский заштатный, в Ярославле; построен в 1615 г. В нем церковь во имя Св. Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских, с приделом во имя Св. Алексея Митрополита. Берлюковская Пустыня, Московской Епархии, в 40 верстах от Москвы, при реке Воре; возобновлена и украшена в 1778 г. старанием Преосвященного Платона, Митрополита Московского. В ней Соборная церковь во имя Живоначальной Троицы, построенная в новейшем вкусе, с двумя приделами: во имя Николая Чудотворца, которого здесь находится чудотворный образ и Св. Мученика Мины. Бизюков-Григорьевский мужеский, 2-го класса степенью 21, Екатеринославской Епархии в Бериславском округе, в 15 верстах от города, вверх по Днепру, при береге оного на возвышенном грунте. Начало сему монастырю положил и устроил бывший Игумен Софрониевой Молченской пустыни Феодосий и в знак благодарности своей Князю Григорию Александровичу Потемкину, принявшему его под свое покровительство, воздвигнул в нем церковь во имя Св. Священномученика Григория, и причислил его к Софрониевой пустыне. Потом, когда в 1808 году за ветхостью упразднен состоявший в Смоленской Епархии Ставропигиальный Крестовоздвиженский Бизюков монастырь и переведен со всем церковным и монастырским имуществом в Григорьевской; почему и обращен оный во второкласный монастырь с названием Бизюков-Григорьевский. Благовещенский Астраханский женский, 3-го класса, в Астрахани, за Белым городом, против Вознесенских ворот. В нем главная церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы построена в 1754 году Архимандритом Мефодием на иждивение Преосвященного Илариона, Епископа Астраханского. Благовещенский, называемый Назарет, мужеский 2-го класса степенью 44-й, Черниговской Епархии в городе Нежине; основан в 1702 году по указу Петра Великого на иждивение Преосвященного Стефана Яворского . В нем церковь Соборная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя Сретения Господня и во имя Архидиакона Стефана в 1814 году возобновленная. Архимандрит монастыря сего носит мантию с крижалями, на которых вышит образ Благовещения Пресвятой Богородицы; посох Архиерейский; священнослужение отправляет по примеру Антониева Новгородского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В мир другой ты преселилась. – И всех детей к себе взяла, Теперь молитва лишь осталась И с благодарностью слеза». 3) Чугунный: «Здесь погребены дети титулярного советника Льва Саввича Целиковского: Лидия, род. 8 дек. 1845 г., сконч. 9 янв. 1851 г.; Алексей, родился 10 апр. 1846 г., сконч. 17 января 1851 г. Спите, милые, спокойно, Утром сладок сон и мил. Время полдня очень знойно, А вечер хладен и уныл». 4) Чугунный: «Здесь погребено тело надворной советницы Агнии Николаевны Бехтеевой. Род. 1762 г. янв. 10 дня. Сконч. 8 мая 1840 г.» 5) «Под сим чугунным памятником погребено тело боярина штабс-ротмистра Александра Федор. Новикова. Сконч. 16 мая 1849 г.» 6) «Под сим чугунным памятником погребено тело тульской мещанки девицы Анисий Захаровой Кудиновой. Сконч. 12 авг. 1846 г.» 7) Чугунный: «Здесь погребено тело задонской купеческой жены Людмилы Никитиной Климентовой. Род. 1830 г. Сконч. 11 февр. 1851 г.» 8) Чугунный: «Здесь погребено тело подполковника и кавалера Симеона Конст. Предоевича, жития его было 70 л., военную службу продолжал 43 г. Родился в Ново-Миргороде 1778 года, в военную службу вступил 1791 г., продолжал оную до 1834 г., поселился в г. Задонске 1838 г. Сконч. 1848 г. 30 сент.» 9) Чугунный с позолоченным наверху крестом и якорем – над женой помещика Ивана Николаевича Лермонтова, Марией Николаевной. 10) Белого мрамора памятник: «Супруга капитан командира Сенявина, Капитолина Иванова урожд. Потапова, род. 4 сент. 1775 г., сконч. 22 мая 1822 г.» 11) Под сим мраморным камнем покоится прах княжны Анны Васильевны Кугушевой, сконч. 13 июля 1852 г. 2 л. и 3 м.» 12) «Здесь под мраморным камнем покоится тело Аграфены Дмитриевой Семеновой, сконч. 29 мая 1795 г. и с нею дочь ея коллежская советница Параскева Петровна Милонова, сконч. 8 ноября 1802 г.» 13) «Под сим мраморным камнем покоится тело бригадира графа Стефана Федоровича Толстова, род. 1756 г. 6 апреля, сконч. 28 февраля 1809 г. в 10 час. по полуночи. Остановись, вздохни, кто любит добродетель! Помощник ближнего, семейства благодетель

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Деревянная церковь во имя Святых Петра и Павла упоминается ещё в конце XVI века (1568). Но история современного храма, как правило отсчитывается с 1770-х годов, так как в этот период он был заново отстроен. А вот монастырь ордена базилиан, при которых закладывалась эта церковь по инициативе маршалка Казимира Льва Сапеги, датируется 1639 годом. В 1675 году княгиня Христина Мосальская, которая тогда владела Ружанами, преобразовала это здание по образцу униатского. Следует сказать, что закладка каменного храма состоялась ещё в 1762 году, однако его возведение началось лишь через 10 лет и завершилось к 1778 году. В 1781 году с разрешения митрополита Ясона Смогоржевского протоархимандрит Порфирий Важинский освятил храм во имя апостолов Петра и Павла. Автором проекта барочного церковного здания считается Ян Самуэль Беккер, придворный архитектор Сапег. Средства на все выполненные работы выделил князь Александр Сапега. В 1834 году базилианский орден был упразднён, и через несколько лет храм передали православным верующим. В 1875 году над алтарным помещением возвели купол на небольшом барабане. Из описи, которая была тогда составлена, мы узнаём, что деревянная потолочная часть была покрыта гипсом, а карнизы имели плоскую овальную форму. Над пространством главного зала взору наблюдателя открывалась роспись на тему " Преображение " , а над алтарной частью - " Господь Саваоф " , однако в некоторых местах роспись была повреждена влагой. В алтаре находилась чёрная табличка с надписью живописца Фусгорда, кисти которого, по всей видимости, и принадлежат росписи. Перекрытие основного церковного зала представляло из себя зеркальный свод. Роспись под названием " Преображение " была отреставрирована после пожара 1895 года и восстановлена только в нач. ХХ века. Слева и справа от апсиды, которая отделяется деревянным резным иконостасом, располагались медальоны с изображением апостолов. Внутри здания хранилась тогда особо ценная икона 1865 года, созданная на доске с орнаментом " Богоматерь Одигитрия " (1648 г.). По многим предположениям, она смогла защитить этот храм от сильного пожара, которым был уничтожен практически весь городок Ружаны. Церковь тогда тоже сильно пострадала: остались только стены и часть крыши. Но здание было быстро восстановлено.

http://sobory.ru/article/?object=09605

Дьяконы: Шутов Иоанн – ? Попов Кондрат Петрович – ? Иконников Иоанн Васильевич – 1826–1860. Сергиевский Алексей Фокиевич – 1890–1909. Попов Василий Андреевич – 1915–1918. Чевский А.И. – 1917. Дьячки: Иван Елизарьевич – (1645). Константин Трофимович Урудов – (1678). Василий Фомич – (1682). Петров Кондрат Васильевич – до 1794. Попов Иаков Петрович – 1795–1801. Воронцов Сергей – 1802–1809. Терентьевский Афанасий Ефимович – 1809–1835. Терентьевский Семен Афанасьевич – с 26.10.1842–1854. Воронцов Алексей – 1858–1860. Попов Василий Ильич – 1881. Пономари: Василий Аникиевич – 1645. Семен Михайлович Окишин – 1678. Попов Мина Кондратьевич – 1778–1787. Буклитов Иоанн Иродионович – 1788–1797. Савинов Иаков Федорович – 1798–1834. Воронцов Алексей Арефьевич – 1835–1855. Терентьевский Семен Афанасьевич – 1858–1860. Псаломщики: Попов Василий Ильич – с 10.06.1847 – по 9.10.1891. Терентьевский Семен Афанасьевич – 1854–1886, в 1892 – заштатный. Патрушев Александр Алексеевич – 1892–1898. Иконников Павел Аристархович – с 09.11.1900 до 10.12.1911. Безносиков Тимофей Александрович – 1912–1917. Можегов Александр Александрович –1918. Попов Александр –1918. Вероятно, каждому жителю нашего села было непросто проходить мимо остова старинного Стефановского храма. У многих возникала мысль о необходимости восстановления церкви. В 2009 году меценаты обратились к проектировщику Павлову Виктору Фёдоровичу с просьбой подготовить проект реконструкции Ношульской церкви. Архитектор взялся за эту нестандартную задачу, и 24 сентября 2009 заключили договор. Более года сложное, необычное дело не продвигалось. Но после поездки исполнителя по храмам Золотого кольца сдвинулось с мёртвой точки, и через несколько месяцев проект лёг на стол. Удивительно, но о старом храме серьёзно задумались и другие люди. Отец Иннокентий (Бенца) привёз бывшие в употреблении материалы и запланировал на лето 2010 года подготовить к службе старинный Стефановский храм. Речь о реконструкции не шла. Были намерения привести в порядок одно из помещений храма и там проводить богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=16410

Из трех ковчегов для хранения св. даров, один большой, сребра-позлащенный, чеканный, с финифтевыми образами. На четырех тумбочках, под колоннами вычеканена надпись: «Устройся сей святый ковчег усердием и старанием Веденского островского монастыря строителем иеромонахом Артемоном в 1834 г. Весу 7 фунт. 72 золотн.» Между иконами в иконостасах есть замечательные, так: по левую сторону царских врат, в иконостасе Введения во храм Пресвятой Богородицы, образ Тихвинской Богоматери, на доске, края которой вверху и с боков наставлены, длиной 1 арш. 12 1 / 2 верш., шириной 1 арш. 7 1 / 2 верш., древнего иконного письма. На образе лица, ручки, ножки Спасителя, венцы и одежда выпуклые, резные. Лица, ручки и ножки наведены красками, а одежда и венцы золоченые на масло, от времени потемнели. Откуда и когда поступила в монастырь икона Богоматери нет письменных сведений; но устное предание народа и отчасти сказание о жизни св. преподобного Александра Свирского указывают, что пред этой иконой «во время своей земной жизни молились родители преподобного Александра Свирского , о даровании им чада, при чем положили обет воздержания в супружеской жизни. По молитве их Господь Бог послал утешение в лице Амоса, подвизавшегося во иночестве под именем Александра Свирского, да и сам преподобный во дни отрочества молился пред этой иконой, о даровании ему смысла к уразумению учения Божественного писания. По описи 1778 г. на сей иконе значились украшения: два венца и цаты серебряные, чеканные, золоченые, убрус низан мелким жемчугом, под оным убрусом около лица до цаты подзор серебряной, чеканной, покров красной тафты, по концам шит серебром. В описи 1802 г., написано: «Оный образ прошлого 1796 г. за ветхостью переправлен красками, а по местам серебром и золотом». В 1811 г., с разрешения Епархиального начальства, вышеозначенный убрус, по ветхости осыпавшийся, усердием действительного тайного советника, сенатора и кавалера Алексея Ивановича Корсакова устроен вновь и приведен в лучший вид. В 1823 г. 4-го апреля, на икону Божьей Матери, с.-петербургским купцом Василием Никитичем Лемтюгиным, устроена сребра-позлащенная чеканная риза, весом 27 фунт. 55 золот. В 1869 г. 2-го ноября, жемчужный убрус с каменьями, украшавший икону Владычицы, похищен неизвестным святотатцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Иконостас дубовый, без покраски, с такими же рамами, карнизами и резьбою, которые по местам позолочены, устроен с колонами и пилястрами, состоит из десяти икон, расположенных в три яруса. Кроме сего, в церкви находится местно-чтимая икона святителя и чудотворца Николая величиною в аршин и 10 вершков, писанная на холсте и покрытая металлическою золоченною ризою. Сохраняется предание, что икона сия принесена каким-то благочестивым старцем прихожанином из Мирликии еще в XVII ст. Все необходимые утварные вещи имеются; к ценным могут быть отнесены: полный прибор литургийных сосудов 84 пробы серебра, пожертвованный в церковь московским гражданином И. И. Четвериковым, и серебряная чаша, пожертвованная в 1778 г. Кунцевичами, остальные вещи большею частью из аплике. Ризница находится в хорошем состоянии и может быть признана достаточною, так как из имеющихся девяти облачений только два довольно ветхи, остальные же пять парчовых и два бархатных траурных совершенно годны к употреблению и благовидны, хотя сделаны не из серебряной парчи. Богослужебных Евангелий имеется два, из коих одно в сплошном металлическом окладе с финифтяными образками, а другое молебное, обложенное малиновым бархатом, с металлическими украшениями. Из других богослужебных книг недостает только месячной минеи. В архиве церковном имеются две книги визитных записей с 1732 по 1832 гг., писанные на польском языке, в коих указываются документы на церковную землю и другие статьи обеспечения причта. Метрические книги хранятся с 1790 г., a приходские регестры с 1828 г. Колокольня устроена во фронтонной части церкви, в ней имеются четыре колокола: в 12 ½, 3, 2 пуда и 20 фунт. Вокруг погоста устроена каменная крытая железом ограда. Кладбищ в приходе восемь, на коих устроено четыре кладбищенских церкви, а именно в деревнях: Добрыневе, Лантевичах, Панкове и Кукшевичах, а также есть одна приписная деревянная Анненская церковь в застенке Косках, отстоящем от Станькова в четырех верстах, где живет и настоятель. До 1834 г. Косковская церковь была самостоятельною, в 1812 г. церковь потерпела разорение от французов.

http://sobory.ru/article/?object=40425

Кириллов Новоезерский мужеский, 3-го класса, степенью 12-й, Новгородской Епархии, в 30 верстах от Белоезерска, на острове озера нового; построен Преподобным Кириллом в 1517 году. В нем: 1) Церковь Соборная во имя Воскресения Христова, вновь устроенная и освященная в 1809 г. При ней приделы: во имя Преподобного Кирилла, освященный в том же году; в сем приделе почивают Св. мощи Преподобного Кирилла, обретенные в 1649 году, ноября 7 дня; во имя Святого Николая Чудотворца, освященный в 1803 г. 2) церковь теплая во имя Смоленские Богородицы, с приделом во имя Св. Алексея Божией Человека, возобновлена в 1798 году; 3) во имя Святых Захарии и Елисаветы, возобновлена и освящена в 1803 году; 4) во имя Святых Апостол Петра и Павла, освящена в 1778 году. В сем монастыре наблюдается общежительный устав, возобновленный в 1790 году. – Из примечательных вещей в обители сей находятся: напрестольный крест, писанный на древе от гробовой доски Преподобного Кирилла, обложенный золотом и жемчугом в 1674 году; Евангелие напрестольное, обложенное серебром и жемчугом в 1679 году; покров на раку Преподобного, пожалованный Императрицею Екатериною II, в 1795 году. Состоит под управлением Архимандрита. Китаевская Пустыня, Киевской Епархии, приписанная к Киево-печерской Лавре, расстоянием от оные в 10 верстах; основана Князем Дмитрием Михайловичем Голицыным в 1716 году. В ней церковь во имя трех Святителей. Киево-Николаевский женский, 3-го класса, в городе Алатыре; построен около 1639 года. В нем 3 церкви каменные; 1) Во имя Св. Николая; 2) во имя Вознесения Господня; 3) во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Киево-печерская Лавра , пространный и во всей России древнейший монастырь, стоит в Киеве, в части Печерской. Название сие получил по двум пещерам, где почивают нетленные телеса угодников Божиих, именуемые; 1-я ближняя или Антониева, 2-я дальняя или Феодосиева, из коих 1-я на 91, а 2-я на 201 сажень простираются. Все здания Лаврские, Соборная церковь  и колокольня, стоящая на высокой горе, видны далеко, а особливо из-за реки Днепра, и представляют прекраснейшую картину.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Кроме того, в 1759-1764 гг. в обители проживал перешедший в Православие бывш. униатский еп. Крижевецкий и архимандрит Марчанского мон-ря Феофил (Пашич). Он был переведен в Мгарь из братии Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (похоронен на территории М. м.). Несмотря на ряд трудностей, в 1752-1754 гг. был завершен ремонт Преображенского собора (храм из 7-купольного стал 5-купольным), к-рый 28 авг. 1754 г. освятил митр. Киевский и Галицкий Тимофей (Щербацкий) . На восстановление храма и строительство новых зданий передавал средства генерал-фельдцейхмейстер принц Гессен-Хомбургский Людвиг Вильгельм, квартировавший в Лубнах. В этот же период был достроен новый каменный келейный корпус. В 1762-1765 гг. известный резчик С. И. Шалматов сделал новый иконостас для Преображенского собора, который в 1765 г. расписал иконописец И. П. Косачинский. В 1775 г. пожар уничтожил часть келейного корпуса, где хранился архив, часовню во имя свт. Афанасия Пателлария (построена между 1736 и 1775) и «каменно-деревянную» колокольню. За халатность и несвоевременные действия при тушении пожара настоятель архим. Паисий (Яновский) был уволен. По приглашению архим. Иосифа (Чернявского), настоятеля М. м. в 1778-1781 гг., в обители поселился К-польский патриарх Серафим II (впоследствие был похоронен в Преображенском соборе). При архим. Дамаскине в 1784-1785 гг. была возведена каменная ограда, в 1785 г. началось строительство каменной колокольни. В том же году недалеко от М. м. был основан Благовещенский скит. При настоятеле (1800-1804) архим. Иосифе (Ильницком) в 1804 г. к келейному корпусу была пристроена теплая Благовещенская ц. В 1834-1835 гг. в М. м. проживал на покое бывш. архиеп. Псковский Мефодий (Пишнячевский), к-рому было предоставлено право «главного управления» обителью († 1846; похоронен в М. м.). На его средства в 1837-1844 гг. была достроена каменная монастырская колокольня, в 1846 г.- одноэтажный архиерейский дом. В 1897 г. при наместнике архим. Антонии (Петрове) рядом с М.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

На построение архиерейских палат, церкви, устройство и отделку оных со всеми принадлежностями израсходовано до 16 тысяч рублей серебром из монастырской казны. 10. Скитская, деревянная, с колокольней, во имя святых апостолов Петра и Павла, на каменном высоком основании над склепом, где погребен храмоздатель, почетный гражданин Петр Иванович Куманин, стоила до 15 тысяч рублей серебром; освящена в 1860 году. 11. Во имя Сошествия Святого Духа, в здании училища, с колокольней, вместе со всем зданием и прочими принадлежностями устроена монастырской казной, освящена в 1873 году. Все здания училища стоили до 45 тысяч рублей серебром. Колокольня каменная в 6 ярусов, вышиной в 37 саженей; она была начата строением в 1758 году при игумене Варлааме, но в 1763 (как видно из описи) не была еще совершенно достроена, должно полагать, после 1778 года; нижние два яруса оставлены в прежнем виде, а третий, временный (сложенный кое-как), снят и вместо него надстроено еще четыре, и все сие совершено с 1859 по 1860 годы и стоило до 40 тысяч рублей серебром, на иждивении Александрова. На построение различных монастырских и скитских зданий и устроение ограды на протяжении до 800 сажен с 16 башенками, со святыми вратами и 7 въездными и четырьмя часовнями, частью на вклады разных лиц, частью из монастырской казны, в разное время израсходовано более 200 тысяч рублей серебром. Построение трех гостиниц, в коих 160 нумеров, с гостиным двором и всеми принадлежностями стоило монастырю в разное время более 70 000 рублей серебром. I. Устав обители. По всей вероятности, устав с древнейшего времени был общежительный, измененный в 1764 году при отобрании от монастырей их владений и преобразовании их в штатные. Но через девяносто лет, в продолжение которых обитель дошла до последней крайности (как уже подробно объяснено), в 1853 году общежитие было снова восстановлено, и с тех пор обитель стала обновляться. При моем поступлении в 1834 году служба церковная, по малочисленности братии (монахов с послушниками было 10 человек), была весьма непродолжительна: вечерня начиналась в 4 часа; на повечерии каноны и акафисты читались непостоянно; к утрени ударяли в 4 часа; на полунощнице утренние молитвы не читались; обедня была одна, и в будни и в праздничные дни в 9 часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010