Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святой преподобный Серафим Саровский и Свято-Троицкая Серафимо-Дивеевская обитель   Памятник преп. Серафиму в Сарове. Скульптор В.Клыков 19.07.1759 - Курск. В купеческой семье Исидора и Агафьи Мошниных родился младший сын Прохор. 1762 - Смерть отца Исидора Мошнина 1766 - Падение Прохора со строительных лесов с большой высоты, остается невредим 1769 - Болезнь, исцеление Божией Матерью 1776 - Паломничество в Киев. Отшельник Досифей направляет его в Саровский монастырь для становления на путь исихазма 20.11.1778 - Становится послушником в Сарове (игумен в Сарове - о. Пахомий); вверяется о.Иосифу. Различные послушания: пекарня, столярня... 1780-1783 - Водянка. Исцеление после видения Божией Матери 13.08.1786 - Принесение обетов. Прохор становится о.Серафимом Окт.1786 - О. Серафим посвящен в иеродиаконы 1788 - Основание Дивеевской общины Агафьей Мельгуновой (матерью Александрой) 13.06.1789 - Кончина матери Александры. Она берет обещание с оо. Пахомия, Исайи и Серафима присматривать за ее общиной 2.09.1793 - О. Серафим рукоположен в священники 1794 - Кончина игумена Пахомия. Избрание игуменом о.Исайи; он меньше заботится о монахинях 20.11.1794 - о.Серафим становится отшельником. Он уже известен как старец 1794-1798 - 1000 дней столпничества в начале отшельнической жизни. Питание травами 12.09.1804 - Преп. Серафим тяжело ранен двумя разбойниками и исцелен Божией Матерью 1806 - Отставка о.Исайи. Преп. Серафим отказывается от должности игумена. Избрание Нифонта. Преп. Серафим прекращает старческое попечение о братии. Духовная опека монахинь. 4.12.1807 - Кончина о.Исайи 1807-1810 - Преп. Серафим становится «молчальником» в своей пустыньке 1810 - Нифонт и монастырский собор обязывают его вернуться в монастырь 8.05.1810 - Преп. Серафим возвращается в монастырь и уходит в затвор

http://sedmitza.ru/text/713589.html

John Anthony McGuckin St. Seraphim of Sarov (1759–1833) KONSTANTIN GAVRILKIN St. Seraphim belongs to that tradition of monastic spirituality which was brought to Ancient Rus from Mount Athos in the early 11th century and revived in the late 18th to 19th centuries by Paisy Velichovsky and his followers, among whom one should note St. Ignatius Brianchaninov, St. Feofan (Theophan) the Recluse, and the Optina elders. Prokhor Moshnin (Seraphim’s name prior to his monastic tonsure) was born into a pious merchant family in Kursk. In 1776 he visited the Kiev Caves Monastery, where the elder Dosifei advised him to practice the Jesus Prayer continuously and to enter the Sarov monastery (in Nizhnii Novgorod province). He arrived there in 1778, took monastic vows in 1786, and received the name Seraphim. From his disciples and early biographers, who relied both on his personal testimony and eyewitness accounts, we know that he had multiple mystical expe­riences, including revelations of Christ and many visitations by the Virgin Mary who guided him throughout his 55-year monastic life and healed him on a number ofoccasions from severe illnesses and injuries. Between 1794 and 1810 Seraphim lived a reclusive life in the forest outside the monastery, spending his time in the practice of the Jesus Prayer, reading Scripture and patristic literature, and engaging in manual labor. One day he was savagely beaten by robbers who left him crippled for the rest of his life; when the attackers were later arrested, he persuaded the authorities to let them go. He returned to the monastery in 1810, but remained in seclusion until 1825, when, at the command of the Virgin Mary, he began to receive people seeking his guidance and healing, and became one of the most renowned startsi of Russia. Seraphim’s extraordinary asceticism and mystical life were witnessed by several of the inhabitants of the Sarov monastery and by visitors whose lives were dramatically changed by their encounter with the saint.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Евфимий (Шервашидзе). Икона. Кон. XX в. [груз. ] (Шервашидзе) (1746, с. Эркети, Гурия - 21.04.1822, Александров Свирский мон-рь), сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель. Род. в семье гурийского эристава Христофора Шервашидзе в с. Эркети. Представителям рода Шервашидзе принадлежали церкви во имя св. Архангелов в с. Эркети, где находился склеп эриставов Гурии, и во имя вмч. Георгия в с. Гамочинебули, где Е. служил диаконом и где находилась могила его отца. У Е. было 2 брата - Давид и Ростом; его дядей был митр. Джуматский Максим, духовным наставником - Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх Иосиф (Багратиони) . До Гелатской кафедры Е. занимал Джуматскую, его имя упомянуто в грамоте 1767 г. ( Бакрадзе. 1988. С. 252). Е. много жертвовал и активно занимался церковным строительством. В грамоте от 7 апр. 1787 г. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 967-970) указано, что он восстановил храм во имя свт. Николая в мон-ре Гелати и даровал храму крестьян. В 1790 г. он пожертвовал Георгиевской ц. в с. Гамочинебули крепостных крестьян, приобретенных им на собственные средства в вотчинах груз. эриставов (Там же. С. 994-995). В 1804 г. передал в дар мон-рю Гелати с. Бослеви, в к-ром расселил гелатских крестьян (Там же. С. 1124, 1129, 1131). По приказу царя Имерети Соломона II (1789, 1790-1810) Е. на собственные средства построил в с. Мухакруа церковь и пожертвовал ей крепостных крестьян, в 1810 г. поставил настоятелем церкви свящ. Кубанеишвили. Е. был сторонником объединения Грузии. Вместе с митр. Кутаисским сщмч. Досифеем (Церетели) (в 1795-1814 местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса) возглавил делегацию, отправленную в 1789 г. царем Соломоном II в Картли и Кахети к царю Ираклию II с предложением об объединении царств. Однако переговоры не имели успеха.

http://pravenc.ru/text/187673.html

Лаврентий (Бакшевский), еп. Черниговский и Нежинский. Литография. Сер. XIX в. (РГИА) (Бакшевский Лука Николаевич; 11.10.1776, с. Ивановское-Прозоровское Покровского у. Владимирской губ.- 17.12.1837, переславль-залесский Данилов во имя Св. Троицы мон-рь), архиеп. Черниговский и Нежинский. Род. в семье свящ. Николая Васильева († 1819) и Агафии Петровой († 1813). В 1795-1810 гг. свящ. Н. Васильев служил в Борисоглебском храме с. Волохова Александровского у. Владимирской губ. Сестры архиерея впосл. вышли замуж за священнослужителей. По воспоминаниям сестер и др. родственников, когда в 80-х гг. XVIII в. Переславль-Залесский и Дмитровский еп. Феофилакт (Горский) распорядился переписать всех сыновей епархиальных священнослужителей, родители Л., опасаясь отправки единственного сына на военную службу, поспешили отдать его в Переславскую училищную семинарию, располагавшуюся в переславль-залесском Даниловом во имя Св. Троицы монастыре ( Радугин. 1862. С. 442). Здесь он получил фамилию Бакшевский. Первоначально отставал от товарищей в учебе, подвергался наказаниям и насмешкам, но постепенно стал одним из лучших воспитанников, был переведен в Троицкую лаврскую семинарию, обратил на себя внимание митр. Московского и Калужского Платона (Левшина) . 6 сент. 1799 г., по окончании семинарского курса, Бакшевский был определен учителем низшего грамматического класса Перервинской ДС, учрежденной в 1775 г. владыкой Платоном; 7 авг. 1800 г. переведен учителем в высший синтаксический класс. 2 марта 1800 г. по совету митр. Платона, но «против воли» родного отца принял монашеский постриг. 25 марта того же года митр. Платоном Л. был рукоположен в сан диакона, 6 дек. 1801 г.- в сан иерея и 29 апр. 1804 г. назначен префектом (инспектором) семинарии, учителем риторики. 6 янв. 1806 г. в Троице-Сергиевой лавре митр. Платоном возведен в сан игумена, назначен настоятелем Перервинского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря , награжден палицей. С 25 янв. 1808 г. ненадолго возглавил Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь . В том же году был назначен настоятелем московского во имя свт. Иоанна Златоуста монастыря . 14 окт. 1808 г. в Вифанском Преображенском скиту возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2462461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖДАНОВ Иоанн Борисович (ок. 1750, Воронеж - 20.12.1824, г. Елец Орловской губ.), свящ., подвижник благочестия Ельца, Липецка и Воронежа. Сведения о Ж. сохранились в трудах прот. Луки Ефремова, к-рый лично знал подвижника и в течение мн. лет собирал свидетельства и воспоминания о нем. Прот. Л. Ефремов составил «Воспоминания об о. Иоанне Борисове» (Воронеж, 1866) и «Краткое описание жизни» (Воронеж, 1893). Род. Ж. в семье священника, в 1770 г. окончил Воронежскую ДС, женился. По просьбе вдовствующего отца в 1772 г. Воронежским и Задонским еп. Тихоном (Якубовским) Ж. был рукоположен во диакона. Служил на приходе отца в воронежской ц. в честь Вознесения Господня. В начале церковного служения дважды писал Воронежскому еп. свт. Тихону Задонскому , испрашивая его благословение и наставление. Ответы святителя датируются 24 окт. 1776 г. и содержат 10 пространных духовных советов молодому церковнослужителю. В 1779 г. Воронежским и Елецким еп. Тихоном (Ступишиным-Малининым) Ж. был рукоположен во иерея, служил в Воронеже. В кон. 1779 г. был переведен в Елец, в ц. во имя арх. Михаила, затем в ц. в честь Преображения Господня, настоятелем к-рой являлся до кончины. Перед началом служения в Ельце посетил в Задонске свт. Тихона Задонского. В 1808 г. получил разрешение у Орловского и Севского еп. Досифея (Ильина) на замену иконостаса и пола в Преображенской ц. Работы произведены не были, т. к. елецкие купцы И. В. Шапошников и А. Д. Талдыкин на свои средства предложили др. проект по переустройству храма. В 1810 г. по ходатайству Ж. с разрешения правящего архиерея были проведены работы по расширению главного алтаря, увеличению трапезной части храма, устройству в нем придела во имя св. Иоанна Крестителя, изготовлению 3 новых иконостасов. Храм был расписан на темы из Житий святых живописцем А. П. Щучкиным. Прихожане до закрытия храма в 1930 г. почитали иконы, поступление к-рых связывалось с именем настоятеля. По заказу Ж. для Преображенской ц. были написаны 2 живописные иконы «Спасителя, изображенного стоящим на облаках и херувимах с благословляющей десницей и скипетром в левой руке» и «Божией Матери, на левой руке Которой благословляющий Богомладенец, к Которому Она склонилась Пречистою Своею главою». По местному преданию, перед этими иконами, находившимися на колоннах старой трапезной церкви, Ж. молился ночью. Во время работ по расширению трапезной в сер. XIX в. части этих колонн с иконами были вырезаны и помещены в новые стены теплой Преображенской ц., у них были зажжены неугасимые лампады.

http://pravenc.ru/text/182207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ II (Абашидзе) (1725-1795), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) (1776-1795) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), видный церковный и гос. деятель западногруз. царства Имерети при царях Соломоне I (1752-1784, с перерывами), Давиде II (1784-1789) и св. Соломоне II (1789-1810). М. род. ок. 1725 г. ( Какабадзе. 1913. С. 4; Цкитишвили. 1980. С. 3). Будучи представителем знатного княжеского рода, получил хорошее домашнее образование, затем учился в школе при мон-ре Гелати , к-рая славилась учеными-монахами и обладала традициями, полученными от Гелатской академии. Наряду с богословскими дисциплинами изучал словесность, историю и иностранные языки. Неизвестно, когда принял постриг. В 34-летнем возрасте, находясь в сане архимандрита, участвовал в созванном по инициативе царя Соломона I Церковном Соборе Абхазского Католикосата (1759). На Соборе М. был хиротонисан во епископа и получил в управление восстановленную древнюю Кутаисскую епархию . Сохранился документ (между 1759 и 1762; в нем стоит ошибочная дата 1710), подписанный рачинским эриставом Ростомом, в к-ром отражены принятые на Соборе решения. Ростом указывал, что этим «первым жертвенным письмом» он и члены его дома «подносят» Кутаисской епархии «всю ту вотчину, которая перешла в наши руки из прежнего Кутаисско-архиерейского удела... в надлежащих пределах с лесами, водами и со всеми спорными и бесспорными местами», а также обязуются «полностью возвратить вам и те части, которые отчуждены нами» (О восстановлении звания...//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 28-30). На Соборе были приняты многие ключевые для Церкви и общества в Зап. Грузии решения. Наиболее важным был вопрос о похищении и продаже людей в рабство османам - явлении, широко распространенном в Грузии и принявшем со 2-й пол. XVIII в. характер национального бедствия. Работорговля стала основным источником заработка для мн. людей среди всех слоев населения ( Рехвиашвили. 1982. С. 312). На заседании 5 дек. Собор предал проклятию тех, кто «осмелится и плоть свою, и кровь свою, и ближнего своего пленить и передаст в руки безбожных оттоманиан», а также «семью его, и ближних его, и того, кто посмеет приютить его» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 843). Со стороны гос-ва в свою очередь был принят закон о предании работорговцев смертной казни.

http://pravenc.ru/text/2561632.html

Статистика Александра Федоровна (Романова), царица-мученица Русская императрица, супруга императора Николая I (1796-1855) Александра Федоровна Романова (принцесса Шарлотта Прусская) родилась 1 (13) июля 1798 года в Потсдаме (Пруссия). Урожденная принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина была третьим ребенком в семье прусского короля Фридриха Вильгельма III из династии Гогенцоллернов и его супруги, королевы Луизы. Ее отец, Фридрих Вильгельм III (1770-1840), был добрым и искренне верующим человеком, но оказался слабым и нерешительным правителем, натурой, в общем, совсем не примечательной. Став в 1797 году прусским королем, он обещал содействие Австрии, но ничего не предпринял после вторжения в Австрию Наполеона в 1805 году. После сокрушительного поражения прусской армии под Иеной и Ауэрштедтом (1806), потеряв половину своих владений, Фридрих Вильгельм был вынужден подписать в 1807 году Тильзитский мир. Мать принцессы Шарлотты, прусская королева Луиза-Августа-Вильгельмина-Амалия (1776-1810) была дочерью дочь герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого. Фридрих Вильгельм и королева Луиза женились в 1793 году, и у них родилось трое детей. Два сына от этого брака, Фридрих Вильгельм IV (1795-1861) и Вильгельм I (1797-1888), впоследствии стали прусскими королями, а Вильгельм - ещё и первым германским императором (с 1871 года). Шарлотта была младшим ребенком в семье и единственной их дочерью. Став королевой, Луиза вскоре привлекла к себе сердца подданных и примкнула к партии реформ. Она пыталась вскружить голову Наполеону, ей самой вскружил голову русский царь Александр. Когда осенью 1806 года Фридрих Вильгельм выступил в поход против французов, Луиза последовала за ним в Тюрингию. После битвы при Иене Луиза бежала в Кенигсберг, забрав с собой троих детей, в том числе и младшую - 8-летнюю Шарлотту. В январе 1807 года Луиза была уже в Мемеле. Наполеон преследовал королеву, которую считал зачинщицей войны за своего нерешительного мужа, сопровождая погоню самыми недостойными оскорблениями. Несмотря на это, королева Луиза решила лично просить Наполеона в Тильзите о более мягких условиях мира, но все её усилия были напрасны.

http://lib.cerkov.ru/authors/601

Статистика Серафим Саровский, прп. (в миру — Прохор Исидорович Машнин; в некоторых источниках — Мошнин) — русский святой, преподобный; по инициативе Императора Николая II канонизованный Российской Церковью в 1903. Родился в 1754 году в городе Курске в семье местного купца Исидора Мошнина и Агафии.Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим. В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха. В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. Подвиги его в это время были: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания), ежедневная долгая молитва, столпничество. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник. Житие сообщает о случае, как преподобный из рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники. Узнав, что к старцу часто приходят посетители, в том числе и вполне обеспеченные, бандиты решили ограбить келью. Напав на Серафима, они проломили обухом топора ему голову и сильно избили, в результате чего старец навсегда остался сильно сгорбленным. В келии для себя они ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил их и упросил не наказывать. В 1807 году принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Был посещаем знатными особами, в том числе императором Александром I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Покровительствовал Дивеевской женской обители. В 1831 году сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы.

http://lib.cerkov.ru/authors/607

Нагорск. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1767. 1828 - колокольня, 1848 - пристройка и галерея. Адрес: Кировская обл., Нагорский р-н, пгт Нагорск, ул. Леушина, д. 4. Координаты: 59.314921, 50.80798 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село НАГОРСКОЕ Церковь Христорождественская Село старинное. Основание села относится ко времени царствования Ивана Грозного. Первоначально церковь была деревянная Христорождественская. Село Нагорское с Рождественской церковью в 1744г. принадлежало вотчине Вятского Трифонова монастыря - грамоты и акты монастыря стр.421. В церкви сохранился древний антиминс освященный при патриархе Никоне, антиминс сей хранится в Вятском церковном музее. В 1754 г. указом Духовной Консистории от 21 марта за 371, разрешено вместо ветхой деревянной Христорождественской церкви построить каменную церковь в то же проименование с приделом в честь св. Иоанна Предтечи. Вновь построенная каменная придельная церковь освящена 26 декабря 1767 г. , а Христорождественский престол освящен 23 сентября 1776 г. Теплая придельная церковь в 1828 г. разломана, вновь построена и освящена в том же году. Холодная церковь Христорождественская в 1848 г. то же сломана и построена другая. Престолов в церкви три : в холодной Христорождественский, в теплой правый в честь Иконы Казанской Божией Матери, левый в честь Рождества Иоанна Предтечи. На приходском кладбище в 1873 году по¬строена деревянная церковь, ныне существующая - престол в церкви один в честь Божией Матери " Утоли моя печали " . Указ 1754 года. Дела архива: 5-1754, 3X3-1770, 799-1775, 327-1776 ох, 541-1783, I и 768-1809пкх, 865-1810 пкк, 8I5-I8I2, 777-1818 сух,, 1267-1828, 1438-1835, 853-1873, 815-1838, 1498-1850, 85-1854, 77-1856,413- 1870,514-1871 пкл.х, 770-1873, 2332-1850. Летопись в епарх.библ. Метрические книги с 1745 года... Христорождественская церковь каменная, построена в 1828 г., расстоянием от г. Вятки в 117 верстах, от уездного города в 80 верстах. Кладбищенская церковь деревянная, построена в 1873 г. Часовни деревянные сельские: Георгиевская. Троицкая и Лиховская, построены в 1832 г., Лыжневская, Нечкинская, Плетневская, Слободкинская, построена в 1864 г.

http://sobory.ru/article/?object=19744

Томск. Церковь Рождества Христова. Церковь Николая Чудотворца, Никольская (Христорождественская) церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменная церковь во имя Рождества Христова была заложена в 1795 году, достроена и освящена в 1810 году. Она располагалась на Юрточной горе, рядом с мужским монастырём, на том месте, где начиная с 1-й трети XVII века стояли её деревянные предшественницы – Никольский и Христорождественский храмы. Эта территория входила в состав первого Томского женского монастыря (1671–1776). Каменная колокольня построена в 1856–1857 годах купцом Г.И. Елисеевым. Тогда же было решено вместо обветшавшей и тесной церкви строить новую, что и было сделано в 1900 году. Безруких Олег, протоиерей. Храмы города Томска. Опыт церковного историко-археологического исследования: дис. на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре церковной археологии Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра. 2003. С. 105-109. Никольская (Христорождественская) церковь Первоначально деревянная Христорождественская церковь упоминается в исторических документах с 1634 года. С 1671 по 1776 год церковь с приделом святителя Николая Чудотворца входила в состав Христорождественского женского монастыря. Наиболее почитаемыми святынями храма являлись древние скульптурные образы Св. Николая и Св. Параскевы Пятницы. Каменный трёхпрестольный Христорождественский (Никольский) храм был построен в 1898 г. на Аптекарском переулке, д. 1 и освящён 8 июня 1900 года преосвященным Макарием (Невским). Храм создан в архитектурном стиле «сибирское барокко». Прихожане Никольской церкви были знамениты своей активной благотворительной деятельностью. 30 декабря 1901 года при церкви было открыто общество трезвости. На 1912 г. настоятелем Никольской церкви был протоиерей Симеон Сосунов, священник Василий Окороков и псаломщик Ф. И. Пилиглотов. В 1920 г. Никольская церковь была национализирована и по договору передана в пользование верующим. В июне 1922 г. в Никольской церкви состоялось общегородское собрание сторонников обновленческого движения. Обновленческая община занимала храм в течение восьми лет. В августе 1936 г. Никольская церковь была закрыта. В начале 1950-х годов остатки стен и фундамента Никольского храма послужили для постройки жилого («лигачёвского») дома по улице Крылова, 6а.

http://sobory.ru/article/?object=43892

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010