на время утратило интерес к России. Ситуация изменилась, когда в мае 1808 г. в Испании началось восстание против наполеоновской оккупации. Д. увидел в нем начало конца тильзитской системы. Острота англо-амер. противостояния, которое позже (в 1812-1815) обернулось войной, не помешала Д. правильно оценивать характер и масштаб исходивших от Наполеона угроз. Д. называл Наполеона «бичом, терзающим землю, первым и главным апостолом разорения людей и издевательства над нравственностью» (письмо к С. Родни 10 февр. 1810). В авг. 1808 г. Д. направил в С.-Петербург амер. посланника У. Шорта; однако в силу сложного стечения обстоятельств Шорт задержался в Париже, и фактически обмен первыми посланниками между США и Россией состоялся лишь в 1809-1810 гг., при следующем президенте - Дж. Мэдисоне. С апр. 1809 г. Д. жил в своем виргинском поместье Монтиселло. Он стал инициатором создания (март 1825) и первым ректором ун-та Виргинии в Шарлотсвилле. Д. был крещен в англикан. Церкви (с 1776 Епископальная церковь в США), всю жизнь принадлежал к ней, был членом приходского совета, регулярно посещал литургии (но нет свидетельств, что принимал Св. Причастие); отпет и похоронен по англикан. обряду. В его б-ке (6,5 тыс. томов, положила начало Б-ке Конгресса США) 552 книги посвящены богословию. Религиозность Д. отличалась таким своеобразием, что проф. М. Питерсен, исследователь текстов Д., писал, что Д. «принадлежал к секте, состоявшей из него одного». Изучение взглядов Д. затрудняется тем, что его рукописное наследие - гл. обр. письма, по к-рым рассеяны многочисленные богословские размышления,- колоссально по объему, так что в старых собраниях его документов опубликована лишь малая часть. В 1950 г. проф. Дж. Бойд начал комментированную публикацию всех текстов Д. (The Papers of Thomas Jefferson), к-рая рассчитана на 60 томов и по уровню и качеству комментариев считается эталонной для амер. и мировой текстологии; однако 33-й том, опубликованный в янв. 2007 г., охватывает период лишь до кон. апр.

http://pravenc.ru/text/171835.html

После воссоединения с Россией Грузинская Православная Церковь вошла в состав Русской на началах Экзархата. Западногрузинский Католикос-Патриарх Максим II (1776 – 1795) еще в 1795 г. удалился в Киев, где и умер в этом же году. С этого момента духовная власть над обоими Католикосатами перешла к Восточногрузинскому Католикосу-Патриарху Антонию II (1788 – 1810). В 1810 г. по решению Святейшего Синода Русской Церкви он был смещен, а вместо него был назначен Экзарх Иверии – митрополит Варлаам (Эристави) (1811 – 1817). Таким образом, Грузинская Церковь вошла в прямую зависимость от Русской Православной Церкви и была незаконно лишена своей автокефалии. С другой стороны, нахождение православных грузин под крылом Русской Церкви оживило и стабилизировало духовную жизнь в Грузии, чего нельзя было добиться в прежних условиях постоянных завоеваний. За время существования Грузинского Экзархата произошли важные положительные изменения: в 1817 г. открылась духовная семинария в Тифлисе, в 1894 – семинария в Кутаиси. Открывались епархиальные женские училища и церковно-приходские школы. С 1860-х гг. стал издаваться журнал «Грузинский духовный вестник» (на грузинском языке). С 1886 г. на грузинском и русском языках стал выходить двухнедельный церковно-религиозный журнал «Мцкемси» («Пастырь»), издававшийся до 1902 г. С 1891 г. по 1906 и с 1909 по 1917 гг. стал выпускаться еженедельный официальный журнал «Духовный Вестник Грузинского Экзарахта» на русском и грузинском языках с обязательной подпиской для духовенства. При экзархе архиепископе Павле (Лебедеве) (1882 – 1887) было учреждено «Братство Пресвятой Богородицы», издававшее на русском и грузинском языках духовно-нравственную литературу, организовывало религиозно-нравственные чтения, духовные концерты и т.д. В 1897 г. оно было реорганизовано в «Миссионерское духовно-просветительское братство». С 70-х rr.XIX в. в Абхазии развивается строительство небольших каменных и деревянных церквей и монастырей. В это же время именно здесь благодаря русским монахам, прибывшим сюда со Святой Горы Афон, происходит возрождение очага православного монашества. Дело в том, что, согласно церковной традиции, на этой земле был погребен апостол Симон Кананит, также еще в эпоху средневековья Абхазия была одним из известных очагов православия в Западной Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

John Anthony McGuckin St. Seraphim of Sarov (1759–1833) KONSTANTIN GAVRILKIN St. Seraphim belongs to that tradition of monastic spirituality which was brought to Ancient Rus from Mount Athos in the early 11th century and revived in the late 18th to 19th centuries by Paisy Velichovsky and his followers, among whom one should note St. Ignatius Brianchaninov, St. Feofan (Theophan) the Recluse, and the Optina elders. Prokhor Moshnin (Seraphim’s name prior to his monastic tonsure) was born into a pious merchant family in Kursk. In 1776 he visited the Kiev Caves Monastery, where the elder Dosifei advised him to practice the Jesus Prayer continuously and to enter the Sarov monastery (in Nizhnii Novgorod province). He arrived there in 1778, took monastic vows in 1786, and received the name Seraphim. From his disciples and early biographers, who relied both on his personal testimony and eyewitness accounts, we know that he had multiple mystical expe­riences, including revelations of Christ and many visitations by the Virgin Mary who guided him throughout his 55-year monastic life and healed him on a number ofoccasions from severe illnesses and injuries. Between 1794 and 1810 Seraphim lived a reclusive life in the forest outside the monastery, spending his time in the practice of the Jesus Prayer, reading Scripture and patristic literature, and engaging in manual labor. One day he was savagely beaten by robbers who left him crippled for the rest of his life; when the attackers were later arrested, he persuaded the authorities to let them go. He returned to the monastery in 1810, but remained in seclusion until 1825, when, at the command of the Virgin Mary, he began to receive people seeking his guidance and healing, and became one of the most renowned startsi of Russia. Seraphim’s extraordinary asceticism and mystical life were witnessed by several of the inhabitants of the Sarov monastery and by visitors whose lives were dramatically changed by their encounter with the saint.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

В составе Ин-та российской истории РАН существует Центр по изучению религий, первенствующее место в работах к-рого занимают проблемы истории РПЦ. Центр активно сотрудничает с духовными академиями, Российским православным ун-том Иоанна Богослова и ПСТБИ, регулярно проводит совместные научные конференции, издает сборники научных трудов. В 1988 г. образован Научный совет по истории РПЦ при Президиуме РАН. В 1991 г. при Ин-те этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН образована Проблемная группа по изучению истории рус. Православия. Президенты и директора АН: Л. Л. Блюментрост (1725-1733), Г. К. фон Кейзерлинг (1733-1734), И. А. Корф (1734-1740), К. фон Бреверн (1740-1741), К. Г. Разумовский (1746-1798) (в период пребывания его за границей в 1766-1798 гг. его замещали директора Российской академии по изучению рус. языка и словесности - В. Г. Орлов (1766-1774), С. Г. Домашнев (1775-1783), Е. Р. Дашкова (1783-1796), П. П. Бакунин (1796-1798)), А. Л. фон Николаи (1798-1803), Н. Н. Новосильцов (1803-1810), С. С. Уваров (1818-1855), Д. Н. Блудов (1855-1864), Ф. П. Литке (1864-1882), Д. А. Толстой (1882-1889), вел. кн. Константин Константинович (1889-1915), А. П. Карпинский (1917-1936), В. Л. Комаров (1936-1945), С. И. Вавилов (1945-1951), А. Н. Несмеянов (1951-1961), М. В. Келдыш (1961-1975), А. П. Александров (1975-1986), Г. И. Марчук (1986-1991), Ю. С. Осипов (с 1991). (В 1741-1746, 1810-1817 и 1915-1917 президентов АН не было.) Издания АН: с 1728 г. при АН издавались «Санкт-Петербургские ведомости», научно-популярные «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания к Ведомостям», в 1757-1764 гг.- «Ежемесячные сочинения» АН. Основные периодические издания: Commentarii Academiae scientiarum imperiali (1728-1751. 14 t.), Novi commentarii Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1749-1776. 20 t.), Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1778-1786), Nova Acta Academiae scientiarum imperialis Petropolitanae (1787-1806. 15 t.), далее ежегодные бюллетени АН - «Bulletin scientifique», «Mémoires» (1809-1897), «Труды» (1821-1823. 2 ч.), «Чтения» (1831. Кн. 1), «Ученые записки» (1852-1855. 3 т.), «Записки» (1862-1895. 75 т.; в 1894-1930 - изд. по отд-ниям) и «Известия АН», «Вестник Академии наук СССР», «Доклады Академии наук СССР» и «Известия», издаваемые ее отд-ниями. АН издает ок. 200 научных и 7 научно-популярных журналов.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Первоначально мон-рем управляли игумены с келарем, казначеем и собором старцев, однако в кон. XVII в. соборные старцы не упоминаются, а с 1760 г. упразднена должность келаря. Из настоятелей наибольший вклад в строительство обители внесли игумены Герасим (1631-1649) и Арсений (1666-1682). При освящении в 1684 г. нового соборного храма патриарх Московский и всея Руси Иоаким возвел игум. Евфимия (1682-1697) в сан архимандрита и даровал обители архимандритию. В сер. XVIII в., при настоятелях архим. Николае (1738-1741, 1741-1768) и архиеп. Иосифе (Квабулидзе; 1741), при обители сформировалась груз. община. После реформы 1764 г. мон-рь как принадлежащий к 3-му классу был лишен архимандритии. Игуменами чаще всего назначались префекты и ректоры московских духовных школ, в т. ч. проповедник Славяно-греко-латинской академии Макарий (Сусальников; 1779-1782), префект академии Иннокентий (Полянский; 1782-1783), префект Перервинской ДС Ириней (Клементьевский ; 1783-1784), префекты академии Моисей (Гумилевский; 1784-1788) и Геннадий (Шумов; 1808-1810). Префект Перервинской ДС Иннокентий (Смирнов) , возглавлявший мон-рь в 1810-1812 гг., был возведен в сан архимандрита в 1812 г., после назначения бакалавром в СПбДА по кафедре церковной истории, для «вящшаго поощрения его к усердному продолжению служения». За исключением инспектора МДС игум. Феоктиста (Орловского; 1817), с этого времени настоятелями были архимандриты: префект МДА Парфений (Чертков ; 1813-1814), ректор Вифанской ДС и Московского уездного ДУ Неофит (Докучаев-Платонов ; 1814-1816), ректор Заиконоспасского ДУ Аполлос (Алексеевский; 1816-1817), инспектор МДА Евлампий (Пятницкий ; 1830-1831), инспектор МДА Платон (Казанский; 1831-1833), ректор Вифанской ДС, позже МДС Леонид (Краснопевков ; 1850-1854), ректор Вифанской ДС, позже Московской ДС Игнатий (Рождественский ; 1859-1863), инспектор, впосл. ректор Вифанской ДС и МДС Сергий (Спасский; 1863-1872); инспектор Вифанской ДС Кирилл (Орлов; 1872-1880). Со 2-й пол. XIX в. из числа настоятелей часто избирались викарные епископы, в т. ч. архим. Кирилл (Орлов) и Макарий (Троицкий) были хиротонисаны в викарии Воронежской епархии, архим. Модест (Никитин) - в викарии Московской епархии. Среди настоятелей были переводчик игум. Софроний (Младенович; 1770-1776), переводчик архим. Гавриил (Альбицкий-Игнатьев; 1821-1825), духовный писатель и проповедник архим. Митрофан (Воронцов; 1839-1845), христ. философ архим. Серапион (Машкин; 1897-1900).

http://pravenc.ru/text/2564206.html

Церковь 1700 года можно увидеть на гравюре с изображением Кирилло-Белозерского монастыря, созданной в 1720 году М. Нехорошевским. На гравюре колокольня отсутствует, а храм имеет три главы, хотя в описании названы два престола. Возможно, это объясняется тем, что художника больше заботила общая картина, чем детали и их соотношение. Место расположения церкви и прилегающего к ней комплекса гостиного двора и таможни обозначено верно: слева от въездной монастырской Казанской башни. Построенная во второй половине XVII века башня, вероятно, получила свое название по храму. В 1776 году подмонастырская слобода получила статус города, и в связи с этим Казанская церковь была обращена в собор. В конце XVIII века встал вопрос о расширении собора и придании ему более представительного облика. Начался сбор пожертвований на строительство. В апреле 1810 года протоиерей собора Василий Кириллов, церковный староста и городской голова купец Петр Гостинщиков обратились к Новгородскому архиепископу за разрешением на постройку колокольни и теплой церкви. Одновременно началась заготовка строительных материалов.  Осенью 1810 года и весной следующего года у кирилловских мещан Петра Проживина, Андрея Корепина и Василия Архипова куплено 115 тысяч кирпичей, Одновременно наняли мещанина Василия Гостинщикова для чистки старого кирпича от разбираемых печей и других строений. Приобретали известь, тес, бревна, полосовое и грановитое (для колонн) железо. Несмотря на хорошую сохранность расходных книг и других документов по собору, история его проектирования во многом остается загадкой. Ни в одном из документов имя автора проекта колокольни и теплой церкви не названо, но все источники однозначно указывают на разновременность проектирования теплого и холодного храмов. Обнаруженный недавно чертеж фасада и плана собора сопровождает надпись, из которой явствует, что благословение на сооружение колокольни и теплого храма давал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий, тогда как на холодный храм разрешение подписал уже митрополит Михаил, и произошло это 4 января 1819 года, то есть через шесть лет после завершения отделочных работ в теплом храме и на колокольне. В отличие от названных сооружений имя автора проекта холодного храма нам известно.

http://sobory.ru/article/?object=01106

Храм Семи отроков Эфесских (Тобольск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Семи отроков Эфесских построен в 1776 году и никогда не закрывался. В 1930-е годы размещался центр Тобольской епархии. В храме сохранился уникальный барочный иконостас XVIII века. Содержание История [ править править код ] Первоначальный деревянный храм во имя Семи отроков Эфесских был построен на Завальном кладбище Тобольска, вероятно, после 1758 года. В 1772 году было объявлено о строительстве каменного храма, которое поручили геодезии сержанту Абарину. Каменный храм был построен в 1776 году, колокольня - в 1810 году. В 1886 году при храме были открыты внебогослужебные чтения с обучением присутствующих церковному пению, а также учрежден склад книг и листов религиозно-нравственного содержания для продажи их желающим. В конце XIX века к храму решено было пристроить двухпрестольный придел. В 1909-1910 годах он был построен «на жертвы доброхотных дателей» и освящен во имя святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Серафима Саровского. Кладбищенская церковь Семи отроков Эфесских – единственная из всех храмов Тюменской области, которая не закрывалась в тяжелые годы гонений. В 1930-е годы здесь размещался центр Тобольской епархии вплоть до ее упразднения в 1937 году, когда по делу «Союза спасения России» архиепископ Артемий (Ильинский) и все священники храма были расстреляны. Их общая могила находится перед храмом с левой стороны. После расстрела священников сторож Агриппина не отдала храм на поругание: закрывшись в храме, она безвыходно прожила в нем целый месяц, питаясь просфорами, и не пустила большевиков-красногвардейцев. Во время Великой Отечественной войны Тобольской кладбищенской церковью было собрано для фронта 110 600 рублей. Настоятелем Тобольской Кладбищенской церкви получена телеграмма от Сталина с благодарностью за выражение патриотических чувств. В приходском доме при храме с 1996 по 2000 год, до передачи епархии Иоанно-Введенского монастыря , жили монахини. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Семи_отро...

Нагорск. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:1767. 1828 - колокольня, 1848 - пристройка и галерея. Адрес: Кировская обл., Нагорский р-н, пгт Нагорск, ул. Леушина, д. 4. Координаты: 59.314921, 50.80798 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село НАГОРСКОЕ Церковь Христорождественская Село старинное. Основание села относится ко времени царствования Ивана Грозного. Первоначально церковь была деревянная Христорождественская. Село Нагорское с Рождественской церковью в 1744г. принадлежало вотчине Вятского Трифонова монастыря - грамоты и акты монастыря стр.421. В церкви сохранился древний антиминс освященный при патриархе Никоне, антиминс сей хранится в Вятском церковном музее. В 1754 г. указом Духовной Консистории от 21 марта за 371, разрешено вместо ветхой деревянной Христорождественской церкви построить каменную церковь в то же проименование с приделом в честь св. Иоанна Предтечи. Вновь построенная каменная придельная церковь освящена 26 декабря 1767 г. , а Христорождественский престол освящен 23 сентября 1776 г. Теплая придельная церковь в 1828 г. разломана, вновь построена и освящена в том же году. Холодная церковь Христорождественская в 1848 г. то же сломана и построена другая. Престолов в церкви три : в холодной Христорождественский, в теплой правый в честь Иконы Казанской Божией Матери, левый в честь Рождества Иоанна Предтечи. На приходском кладбище в 1873 году по¬строена деревянная церковь, ныне существующая - престол в церкви один в честь Божией Матери " Утоли моя печали " . Указ 1754 года. Дела архива: 5-1754, 3X3-1770, 799-1775, 327-1776 ох, 541-1783, I и 768-1809пкх, 865-1810 пкк, 8I5-I8I2, 777-1818 сух,, 1267-1828, 1438-1835, 853-1873, 815-1838, 1498-1850, 85-1854, 77-1856,413- 1870,514-1871 пкл.х, 770-1873, 2332-1850. Летопись в епарх.библ. Метрические книги с 1745 года... Христорождественская церковь каменная, построена в 1828 г., расстоянием от г. Вятки в 117 верстах, от уездного города в 80 верстах. Кладбищенская церковь деревянная, построена в 1873 г. Часовни деревянные сельские: Георгиевская. Троицкая и Лиховская, построены в 1832 г., Лыжневская, Нечкинская, Плетневская, Слободкинская, построена в 1864 г.

http://sobory.ru/article/?object=19744

   Георгий V………..1380 —1397    Элиоз 1399—1411    Микель VI 1411 —1426    Давид II…….1426—1430    Теодорэ III.1430 —1435    Давид III 1435 —1439; 1443 —1459    Шио II 1440—1443    Маркоз……1460—1466    Давид IV…1466 —1479    Эвагрэ…1480 —1492; 1500 —1503    Абрам II…1492 —1497    Ефрем I 1497 —1500    Доротэос II….1503 —1510; 1511 —1516    Дионисэ…1510—1511    Василий VI 1517 —1528    Малахия 1528 —1538    Мелхиседек II 1538 —1541    Германа 1541 —1547    Свимон V 1547 —1550    Зебеде I 1550—1557    Николоз IV 1562 —1584    Николоз V 1584 —1591    Доротэоз III 1592 —1599    Доментий I 1599 —1603    Зебеде II 1603 —1610    Иоанэ VI 1610 —1613    Захария 1613 —1630    Эвдемоз I 1630 —1643    Христэфоре..1643—1660    Доментий II….1660 —1675    Николоз -VI 1675 —1676    Николоз VII…1676 —1687; 1691—1696    Иоанэ VII….1687 —1691; 1696—1700    Эвдемоз II 1700—1703    Доментий III…1704 —1729; 1735 —1742    Бесарион 1724 —1737    Николоз VIII 1742 —1744    Антоний 1Ч…1744—1756; 1763—1788    Иосеб 1756—1763    Антоний II.1788 —1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы)   Арсений….1390    Иоанэ-Иоакимэ 1455 —1474    Стефана 1470 —1516    Малахия I 1529 —1532    Эвдембз I 1543—1575    Эквтыме I……………………………1578 —1605    Малахия II 1605 —1639    Григоль I 1612—1659    Максима I….1628 —1647    Бесарион I…1647 —1656    Захария 1657 —1659    Свимон I…1659 —1666    Давид 1667 —1682; 1682—1697    Свимон II 1665 —1681    Звдемоз II….1667 —1669    Эквтыме II…..1669 —1674    Георгий 1701    Николоз 1703—1710    Григоль II 1706—1742    Германа 1742—1754    Бесарион II 1755—1766    Иосеб 1767—1776    Максиме II 1776 —1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави…………1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов…..1817 —1821 3. Митрополит Иона Василевский………….1821 —1832 4. Архиепископ Моисей Богданов-Платонов 1832—1834 5. Архиепископ Евгений Баженов…….1834 —1844 6. Митрополит Исидор Никольский………..1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский………1858—1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев……………1877 —1882 9. Архиепископ Павел Лебедев………………..1882 —1887 10. Архиепископ Палладий Раев………………..1887 —1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский……1892 —1898   Архиепископ Флавиан Городецкий………1898—1901

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

В 1775-1776 гг. в С.-Петербурге на средства осташковского купца Олейникова была построена ц. во имя Н. (освящена 30 окт. 1776), ставшая приписной к Троицкому собору (упразднена после пожара в 1809). В 1810 г. придел во имя Н. был устроен в храме св. Димитрия Солунского на Славкове ул. в Новгороде, на Торговой стороне. С кон. XVIII в. придел во имя Н. существовал в ц. Пророка Божия Илии в с. Ильинском Угличского у. (в храме хранился крест с частицами мощей Н.). В 1796 г. в с. Михновка близ Смоленска была построена кладбищенская ц. во имя Н. над захоронениями представителей рода Щукинских. В нач. XIX в. при содействии купца З. Сорокина устроен придел во имя Н. в ц. Спаса Преображения «за верхом» в Калуге. В Москве с XIX в. придел во имя Н. существовал в соборе Покрова Пресв. Богородицы Покровского муж. монастыря (ныне московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы ставропигиальный женский монастырь ), в 1862 г. аналогичный придел устроен иждивением А. В. Мазуриной в ц. Георгия Победоносца в Ст. Лучниках, в 1899 г.- в соборе Страстной иконы Божией Матери Страстной иконы Божией Матери женского монастыря в Москве. В 1845 г. в Бурятии, в отрогах Саянских гор, архиеп. Иркутским, Нерчинским и Якутским Нилом (Исаковичем) была устроена Нилова пуст. и освящена ц. во имя Н. (разрушена в 30-х гг. XX в., ныне на месте пустыни бальнеологический курорт). В 1858 г. в с. Опеченский Рядок в Боровичском у. Новгородской губ. была построена церковь, освященная во имя Н. В 1864 г. придел, носящий его имя, создан в ц. свт. Николая Чудотворца Гончарного в г. Болхове. В 1883-1889 гг. в Трубчевске на источнике Н. была построена и в февр. 1889 г. освящена часовня, в 1910 г. придел во имя Н. устроен в Троицком соборе г. Трубчевска. В 1897 г. в с. Борисоглебском Сычёвского у. возведена деревянная 2-престольная ц. во имя Н. и прп. Нила Сорского. Приделы во имя Н. существовали также в храмах Костромской, Псковской, Тульской и др. епархий. Указом Тверской духовной консистории от 15 янв. 1902 г. в Осташкове было открыто Об-во хоругвеносцев прп. Нила, Столобенского чудотворца. 14 сент. 1914 г. рабочие Путиловского завода в С.-Петербурге совершили крестный ход, встречавший на Николаевском вокзале прибывшую из Ниловой Столобенской пуст. икону Н. с частицей его св. мощей.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010