… πε ργον Εδοκης κλυψεν λην χθνα, ουδ τι τεκκος Οδ ρις ν λαιοσιν... 1774 т.е. „когда дело Евдокии покрыло всю землю, брань и вражда прекратились в народах». Но более внимательное изследование текста введения показало, что чтение Бандини было ошибочным, так как оно лишало приведенные стихи ясного смысла и противоречило общему ходу мыслей его автора. Согласно новому изданию предисловия, сделанному Людвигом 1775 , вместо „Εδοκης» в приведенных стихах следует читать „εδικιης " , т.е. нужно изменить только одну букву, чтобы возстановить прямой смысл стиха 1776 и вместе с тем отвергнуть заключение, построенное на основании старого чтения Бандини. За поправку, предложенную Людвигом, говорит сама очевидность; предисловие раскрывает ту мысль, что греки слишком мало ценили еврейскую священную поэзию, так как в переводе LXX-mu она передана речью прозаической, „но когда – продолжает в нем автор, – дело правды (т. е. евангелие) покрыло всю землю, то брань и вражда прекратилась в народах» и наступило время удобное для того, чтобы в слух всех народов и приятными звуками воспеть Давидовы песни. Очевидно, для имени Евдокии в этом порядке мыслей совершенно нет места, – а потому и основанный на нем довод Бандини должен быть признан научно несостоятельным 1777 . Вне всякого сомнения принадлежность Метафраза Аполлинарию поставляет свидетельство св. Григория Богослова . Имея в виду направленную к укреплению своего учения поэтическую деятельность Аполлинария, св. Григорий пишет об аполлинаристах в первом послании к Кледонию следующее: „если же обширныя книги, новыя псалтыри, противоречащия Давиду, и приятные стихи ( τν μτρων χρις) почитаются (у них) третьим заветом, то и мы будем псалмопевствовать, писать много и слагать стихи» 1778 . Так как под „обширными книгами» в этих словах Григорий разумеет сочинения Аполлинария, о которых он главным образом и ведет речь в первом послании к Кледонию, то и упоминаемая им новая псалтирь, переложенная приятными стихами, очевидно, должна быть произведением того же Аполлинария. Мало того: всматриваясь ближе в свидетельство Григория, можно заметить некоторое близкое соотношение между его выражениями и предисловием к существующему теперь под именем Аполлинария Метафразу. Как на причину того предпочтения, какое греки отдавали своим произведениям пред поэзией еврейской, автор предисловия указывает на приятность метров (κατ χριν μτρων ст. 19) во-первых, и потому задачей своего переложения Псалтири поставляет – возродить сладкую песнь царя Давида „в семистопных словах (т.е. в гекзаметрах)», воспеть ее в метрах (ст. 30, 31). На эту цель Аполлинариева Метафраза и намекает Григорий Богослов , говоря, что „приятность метров» в новой Псалтири считается у аполлинаристов третьим заветом, что они благодать полагают не в вере, а в стихах 1779 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

(5) Шуазёль (1719–1785) – французский министр иностранных дел с 1758 до 1770 г. Придерживался политики, враждебной России, и поддерживал в Турции и Польше противников России. (6) «Подмогу, какая дана Сикеоту…» Федор Сикеот, в житии которого (22 апреля) сообщается о его подвижничестве и о покровительстве св. Георгия. (7) «Но главное произведение Кониского…» Пушкин интересовался рукописной «Историей Руссов или Малой России», которую долгое время приписывали Георгию Конискому. В действительности ее автор украинофил Г. А. Полетика. Об «Истории Руссов» сообщил Пушкину М. А. Максимович в 1829 г. (8) «…как видно даже из эпитафии…» В стихотворной эпитафии Георгия Кониского есть стих: Георгий именем я из Кониских дому. (9) Ясыр – по-украински пленные. (10) Гвалт – насилие. (11) «в запись не отказано». Темное место. В других списках: «в запас не отправлено». (12) «урядников римских». В других списках «урядников польских и духовных римских». (13) Зрада – измена. (14) Байрак – буерак, лесистый овраг, (15) «…но скоро замолкли…». В журнале цензурный пропуск: «Женам сим, по невероятному тогдашнему зверству, обрезавши груди, перерубили их до одной, а сосцами их били мужей, в живых еще бывших, по лицам их». Послесловие к «Долине Ажитугай» Напечатано в «Современнике», 1836 г., кн. I. Появление рассказа Казы-Гирея вызвало требование Бенкендорфа впредь не печатать произведения офицеров без разрешения военных властей. По-видимому, такое разрешение для Казы-Гирея было дано, и в следующей книге «Современника» появился его «Персидский анекдот». Казы-Гирей был участником Персидской кампании 1826-27 гг. Умер в 1863 г. Вастола, или Желания: Повесть в стихах, сочинение Виланда Напечатано в «Современнике», 1836 г., кн. I. Переводчиком стихотворной сказки Виланда «Перфонт, или Желания» (1778) был Е. П. Люценко (1776–1854), служивший в 1811–1813 гг. в Царскосельском лицее. Перевод был сделан еще в 1807 г. Пушкин отвечал на выпады Н. Надеждина в «Молве» (1836, и О. Сенковского в «Библиотеке для чтения» (1836, последний отзыв и пересказывает Пушкин.

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

Не были бы нужны слова, если бы жизнь наша сияла в такой степени, не было бы язычников, если бы мы были истинными христианами... Ученики, обыкновенно, взирают на добродетели наставников, и, если видят, что и мы того же желаем, того же ищем (чего они домогаются), т. е. почестей и власти, то как они могут почувствовать уважение к христианству? Они видят жизнь порочную, души земные, замечают, что мы столько же пристрастны к деньгам, как и они, и даже еще больше – боимся бедности, наравне с ними; как и они – любим власть и силу и, мучаясь сребролюбием, стараемся уловить благоприятный случай. Итак, ради чего они станут веровать? Ради знамений? Но их уже больше нет. Ради жизни праведной? Но она уже погибла. Ради любви? Но ее и следа нигде не видно» 1773 . Качества диаконов Ст. 8. διακνους σατως σεμνος μ διλγους μ ον πολλ προσχοντας μ ασχροκερδες – диаконы также должны бытьчестны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы. Слово διακνους, буквально, значит слуга, служитель, и потому указывает на такую должность, с которой соединена обязанность прислуживать, помогать другим. С таким же значением слово это употребляется в Св. Писании. Слова διακνе, διακνа, διακνος в Св. Писании Нового Завета означают, вообще, всякое служение 1774 , и, в частности, служение, относительно стола 1775 , при столе 1776 , а, в соединении с другими словами, напр., διακοναν τς καταλλαγς 1777 – служение делу христианства. В этом общем значении слово διακνους могло быть прилагаемо к каждому лицу, которое, под руководством Апостолов и предстоятелей церкви, споспешествовало распространению и утверждению христианства. Оно и действительно прилагалось к таким лицам; сотрудники, напр., Апостолов в деле проповеди и руководстве верующих, обыкновенно, назывались диаконами 1778 , даже епископы иногда назывались этим именем; в древности: и «епископ назывался диаконом», говорит Златоуст 1779 . Кроме этого общего значения слова διακνους, оно имеет и особенный смысл, каковой можно определить филологическим путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

—326— цессы. 1775 Но тогда, по словам Вундта, субстанциальная причинность, растворяющаяся в присущей ей причинности до потери своих отличительных признаков, в действительности есть просто причинность». 1776 Отсюда уже недалеко и до установления того взгляда на душевную жизнь, как на следующие друг за другом в причинной связи явления. Но, останавливаясь на этом взгляде, Вундт вместе с тем близко подходит уже и к тому пониманию причинности, которое он установил по отношению к естествознанию. Как и там, так и здесь причиной и следствием служат не понятия различных категорий, а события, сменяющие друг друга и связанные как основание и следствие по принципу основания. Однако, между обеими областями относительно причинности всегда существует различие: в естествознании причинность никогда не может освободиться от субстанциальности, и материя в качестве субстанции всегда подразумевается в установлении причинной связи явлений, как необходимое основание; в психологии же причинность вовсе не приводит к понятию субстанциальности; здесь мы наблюдаем лишь смену явлений, здесь проявляется чистая актуальная причинность. 1777 Сопоставляя теперь понятие причинности в естествознании и в психологии, можно видеть, что, при указанных соображениях Вундта, актуальная причинность легко может охватить с некоторым только различием обе области внешнего и внутреннего мipa. Чтобы еще более сильным сделать это сближение, Вундт, исходя из понятия актуальной причинности, считает уже последнюю основанием для законного существования понятия субстанции в естествознании; по его словам, теперь нельзя сказать, что «нет причинности без субстанциальности», но «нет» субстанциальности без причинности». 1778 Причинность является уже более общим понятием, и субстанциальность в естествозна- —327— нии служит требованием, возникающим из этого основного понятия. Но, подобно тому, как на первоначальной стадии развития понятия причинности субстанция играла доминирующую роль, теперь оба понятия, по мнению Вундта, должны поменяться местами. Выводить причинность на основании субстанции можно, но не на всех ступенях развития этого понятия. По указанию Вундта 1779 например, Sigwart тем и грешит в своем учении о причинности, что хочет удержать за последней тот первоначальный смысл, который придавался этому понятию 1780 , и думает «все позднейшие результаты рефлексии подчинить этому первоначальному понятию причинности».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Полемическое размежевание Л. с христ. богословием протекало на фоне глубокого личного кризиса, связанного с крахом попытки создания семьи. В июне 1770 г. Л. завязал переписку с Евой Кёниг, вдовой Э. Кёнига, препоручившего ему перед смертью заботы о благополучии жены и 4 детей. В 1771 г. состоялась их помолвка, бракосочетание же стало возможным только в окт. 1776 г., после того как брауншвейгский герцог откликнулся на многократные прошения Л. о повышении жалованья. Однако брак продлился всего 14 месяцев: в дек. 1777 г. Ева Лессинг родила сына, к-рый через сутки умер, а 10 янв. 1778 г. скончалась и она сама. Последние годы жизни Л. отмечены погруженностью в лит. и философское творчество, но вместе с тем и ощущением изоляции и одиночества, усилившимся вслед. прогрессирующей потери зрения. В этом контексте своеобразное символическое значение приобрела состоявшаяся в 1780 г. беседа с Ф. Г. Якоби , в ходе к-рой Л. признался в приверженности философии Спинозы (это высказывание Л. послужило после его смерти поводом к «спору о пантеизме»). Л. скончался от сердечной недостаточности во время посещения друзей в Брауншвейге. Религиозно-философское учение Подобно типичным представителям позднего нем. Просвещения И. Канту и И. Г. Гердеру , Л., разделяя базовые принципы просветительской программы, последовательно критиковал узкий рационализм ранних просветителей и тем самым подготовил почву для формирования романтизма и нем. спекулятивного идеализма. Специфика религ. воззрений Л. определяется сознательно взятой им на себя ролью посредника в диалоге между разумом, трактуемым в духе Просвещения, и традицией (историческим документом, авторитетным преданием, религ. откровением). Острие полемики Л. всегда направлено одновременно против рациональной теологии вольфианского образца (см. ст. Вольф Христиан ), игнорирующей букву исторического свидетельства, и против некритического догматизма позитивных религий («Христианство разума» (Christenthum der Vernunft. 1751-1753), «О действительности вещей вне Бога» (Über die Wirklichkeit der Dinge außer Gott. 1763), «Религия Христа» (Die Religion Christi. 1780)). В соответствии с этой установкой религиозно-философские размышления Л. чаще всего развертываются в 2 регистрах - как текстологическая и историческая критика и как рационально-логическое построение.

http://pravenc.ru/text/2463601.html

С 1774 г. Г. служил в Конторе домов и садов и руководил скульптурными работами в С.-Петербурге и пригородных дворцовых садах, в частности изготовлением и установкой памятников Петру I («Медный всадник», скульптор Э. М. Фальконе; 1778-1782), для к-рого он вылепил змею под ногами коня, служащую опорой для статуи, и А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский). Для постамента последнего памятника (архит. А. Н. Воронихин ) Г. исполнил барельеф с фигурами Славы и Мира. Г. участвовал в проектировании монумента Полтавской битвы в Полтаве, был одним из организаторов литейной лаборатории в АХ. С 1776 г. вместе с литейщиками В. Екимовым и В. Можаловым выполнил большое количество восковых моделей античных статуй, по к-рым были сделаны бронзовые отливки для пригородных дворцов и парков. Вершина творчества Г.- барельефы из пудостского камня на сев. фасаде Казанского собора в С.-Петербурге (1804-1807). Из списка сюжетов, определенных архит. собора Воронихиным в 1803 г., Г. принял к исполнению 4. «Благовещение» и «Бегство в Египет» выполнены в окт. 1804 - апр. 1806 г. «Поклонение пастырей» и «Поклонение волхвов», исполненное вместо ранее предполагавшегося «Собора Богородицы», созданы в 1806 - сер. 1807 г. Иконография барельефов каноническая, в художественном решении преобладает стилистика раннего классицизма. Произведения отличаются единством с архитектурой здания и строго выверенной композицией. В 80-90-х гг. XVIII в. Г. жил в собственном доме на 3-й линии Васильевского о-ва, 12 (в наст. время перестроен). Погребен на Смоленском правосл. кладбище; захоронение пострадало вслед. наводнения 1824 г. и было восстановлено с надгробием в виде рустованной известняковой колонны; утрачено после 1917 г. Лит.: Ромм А. Г. Ф. Г. Гордеев, 1744-1810. М.; Л., 1948; Рогачевский В. М. Ф. Г. Гордеев, 1744-1810. Л.; М., 1960 [Библиогр.]; Нетунахина Г. Д. Памятники XVIII в. и 1-й пол. XIX в.// Ермонская В. В. , Нетунахина Г. Д. , Попова Т. Ф. Рус. мемориальная скульптура. М., 1978. С. 69-70; Кириллов В. В. Скульптура//Очерки рус. культуры XVIII в. М., 1990. Ч. 4. С. 70-110; Эрнст С. Р. Гордеев//РБС. Т.: «Гоголь-Гюнэ». М., 1999. С. 334-335; Художники народов СССР: Биобиблиогр. слов. СПб., 2002. Т. 3. С. 117-118; Рязанцев И. В. Скульптура в России, XVIII - нач. XIX в. М., 2003. С. 269-271, 278; Художественное надгробие в собр. Гос. музея гор. скульптуры: Науч. кат. СПб., 2004. Т. 1. С. 47-48; Берташ А. , диак. , Талалай М. Г. Библейские сюжеты в камне и бронзе: Петербургское гор. убранство. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/166191.html

207 Считая недостаточно убедительными эти заверения, протестантский в большинстве конгресс пригласил даже в качестве посла иезуита Джона Карроля, надеясь, что он может лучше повлиять на католическое духовенство Канады. 208 Но это посольство также не удалось. Канада подозрительно смотрела на эти заверения, считая их вынужденными политическими обстоятельствами, и слишком живо еще помнила негодующие протесты того же конгресса против закона, которым парламент предоставил канадским католикам свободу религиозной совести. В этом недоверии католической Канады к протестантским колониям заключается главная причина, почему она осталась в стороне от общего движения к независимости и таким образом не вошла в состав Соединенных Штатов. Современный борьбе за независимость историк уверяет, что канадские массы были склонны в пользу союза с другими колониями, но «законные привилегии, которыми обладало римско-католическое духовенство, заставило его противиться перемене, так как оно опасалось за них от более близкой связи со своими протестантскими соседями». 209 Неудачный исход переговоров с Канадой уже с первых шагов дал понять представителям колоний, какую ошибку они сделали, позволив так резко выразиться своему протестантскому предубеждению к католикам в своем протесте против парламентского акта. Это было важным уроком, который показал, что разность в религии может быть самым сильным препятствием к соединению для борьбы с общим врагом. И он оказался небесплодным. Когда в 1776 г. объявлена была «декларация независимости» и колонии собирались на частные конвенции для выработки новых конституций, то представители народа всячески старались закрепить организм вновь народившегося государства устранением из него элементов раздора, каковыми являлись разности в вероисповедании, и вследствие этого ставили религиозные вопросы вне государства, предоставляя религию индивидуальной свободе. Конституции разных колоний различно выражают этот принцип свободы религиозной совести. Конституция Виргинии, от 5 июля 1778 г., объявляет, что «религия, или долг, которым мы обязаны к нашему Творцу, и способ совершения его, может быть управляем только разумом и убеждением, а не силою или принуждением; и поэтому все люди равно имеют право на свободное отправление религии, согласно указаниям совести, и что взаимная обязанность всех иметь христианское терпение, любовь и милость друг к другу».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

713 Мелхиседек (Стефанеску, †1892), епископ Романский, член Румынской академии наук (1871), магистр богословия. 31.12.1862 г. хиротонисан во епископа Хушского. Епископ Нижнедунайский (1865–1879), епископ Романский (1879–1892). Известный педагог и составитель учебных пособий для румынских духовных школ, автор и переводчик многочисленных научных трудов. См.: Некролог преосвященного Мелхиседека, еп. Романского/Церковный вестник. 1892, 23. С. 366–368; Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 10. С. 353–371; 11. С. 382–391. 714 Магистр – вторая ученая степень после кандидата, присваивавшаяся в высших учебных заведениях России. Обычно работа на степень магистра представляла собой монографию, которую соискатель должен был опубликовать за свой счет. 716 См.: Стадницкий А. Положение православного духовенства в Румынии/Кишиневские ЕВ. 1889. C. 755–770; C. 816–830; C. 850–860; C. 903–925. B 1890 г. работа вышла отдельной брошюрой. 717 См.: Стадницкий А. Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях/Кишиневские ЕВ. 1891. 9. С. 302–322; 10. С. 353–371; 11. С. 382–400; 12. С. 436–447. 718 Гавриил (Банулеско-Бодони Григорий, 1746–1821), митрополит Кишиневский (1813–1821). Родился в г. Быстрице (Трансильвания). Слушал лекции по богословию в КДА (до 1770 г.). Изучая греческий язык, провел некоторое время на островах Хиосе и Патмосе, в Смирне и на Афонской горе. С 1776 г. преподавал латинский язык в Ясском княжеском училище. В 1778 г. принял монашество. В 1782–1785 гг. в России, преподаватель Екатеринославской ДС. В 1785 г. вернулся в Яссы и был возведен в сан архимандрита. С 1788 г. – в России, ректор Екатеринославской ДС. В 1791 г. хиротонисан во епископа Белоградского и Бендерского. В 1792 г. Императрицей Екатериной II был назначен митрополитом Молдо-Влахийским, однако молдавский князь Мурузи отказался признать митрополита Гавриила и, арестовав, отправил в Константинополь, где он был освобожден по требованию русского правительства. Митрополит Екатеринославский (1793), митрополит Новороссийский и Днепровский (1797), митрополит Киевский и Галицкий (1799). С 1803 г. на покое. С 1808 г., во время русской оккупации Дунайских княжеств, – экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии. После окончания в 1812 г. русско-турецкой войны переехал в Кишинев. С 1813 г. управлял образованной Кишиневской и Хотинской епархией, усиленно заботясь об ее устройстве; основал Кишиневскую ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

14. Союз амфиктионов (лат.). 15. Аббат де Сен-Пьер (Abbe Saint-Pierre Charles Irenee Castel de, 1658–1743) – французский теолог. Кант здесь имеет в виду его популярное в то время сочинение «Проект вечного мира» (Утрехт, 1713), в котором он доказывал возможность установления вечного мира между народами. В 1760 г. Жан-Жак Руссо сделал «Извлечение из „Проекта вечного мира " »; русский перевод «Извлечения…» см. в сб. «Трактаты о вечном мире» (М., 1963). 16. Согласно учению Эпикура, мельчайшие частицы мира – атомы, которые разделяет пустота, – благодаря многочисленным случайным столкновениям, образованиям и разрушениям в конце концов могут привести к возникновению той или иной вещи. 17. Руссо (Rousseau) Жан-Жак (1712–1778) – французский писатель и философ-просветитель. О преимуществе первобытных людей («диких», или «дикарей») или «состояния дикости» Ж.-Ж. Руссо писал в основном в сочинениях «О причинах неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права». 18. Хилиазм (от греч. chilias – тысяча) – в христианской теологии и религии учение о тысячелетнем царстве праведников после «второго пришествия» Христа. 19. Только ученые, которые с момента своего появления до нашего времени существовали всегда, могут засвидетельствовать древнюю историю. Все их сферы – все есть terra incognita; и история народов, живших вне их сферы, начинается только с того времени, когда они в нее вступили. Это случилось с еврейским народом в эпоху Птолемеев благодаря греческому переводу Библии, без которого не было бы доверия к их разрозненным сообщениям. Отсюда (когда начало предварительно изучено) можно следовать дальше за их рассказами. И так со всеми другими народами. Первая страница Фукидида, говорит Юм, – единственное начало истинной всеобщей истории. 20. Terra incognita – неизвестная земля (лат.). 21. Птоломей – Птолемеи (Лагиды) – царская династия в эллинистическом Египте в 305 – 30 гг. до н. э. 22. Фукидид (ок. 460–400 до н. э.) – древнегреческий историк, автор «Истории», труда, посвященного истории Пелопоннесской войны (войны между Афинами и Спартой в 432–401 гг. до н. э.). Первый из историков пытался выявить определенные связи и социальные причины упомянутой войны. Свой взгляд на историю он излагает на первой странице своего сочинения, которую и имел в виду Дэвид Юм. Юм (Hume) Дэвид (1711–1776) – английский философ, историк, экономист.

http://predanie.ru/book/221422-k-vechnom...

Перед Полтавской битвой казаки Мазепы используют мундирные пояса шведских гренадер для нашивок на свои папахи, жупаны и пики, чтобы их отличали от казаков, верных России! На флаге Швеции - желтый крест на синем поле, а у шведских гренадер были желто-синие пояса. Вот эти знаки предательства - имеют непосредственное отношение к государственной символике незалежной Украины! 28 января 1992 г. Верховная Рада Украины принимает новые государственные символы. 253 депутата проголосовали “ЗА”, 39 - “ПРОТИВ” и 31 - “ВОЗДЕРЖАЛИСЬ”. Порошенко 2015/03/29, 22:21:27 Харьков – русский город. Он был основан в 1630-е гг. Там селились бежавшие от поляков с правобережья Днепра малороссы. Царь Алексей Михайлович построил там крепость и основал в 1656 году Харьковское воеводство. Причём здесь какая-то Украина? Город Сумы был основан царём Алексеем Михайловичем не позднее 1655 года. Царь разрешил поселиться там беженцам-малороссам, которых убивали поляки. Причём здесь Украина? Полтава была в XVII веке центром прорусски настроенной Малороссии. За это предатель гетман Выговский (что-то вроде нынешних Кличков и Яценюков) напал на город и продал его жителей в рабство крымским татарам. Причём здесь Украина? Днепропетровск был основан Екатериной II в 1776 году и назывался Екатеринославом. Причём здесь Украина? Луганск был основан в 1795 году, когда Екатерина II основала на реке Лугань чугунолитейный завод. Для работы на нём в Луганск приехали жить выходцы из центральных и северо-западных губерний России. Причём здесь Украина? Херсон был основан Екатериной II в 1778 году для строительства русского флота. Строительство осуществил Потёмкин. Причём здесь Украина? Донецк был основан Александром II в 1869 году при строительстве металлургического завода в Юзовке. Причём здесь Украина? Город Николаев был основан Екатериной II в 1789 году. В это время Потёмкин строил там корабль " Святой Николай " . Причём здесь вообще Украина? Одесса была основана Екатериной II в 1794 году на месте крепости, построенной чуть раньше Суворовым. Причём здесь Украина?

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2045

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010