Воззрения Г. на взаимоотношения философии и религии нашли наиболее полное отражение в соч. «Gott: Einige Gespräche» (Бог: Несколько разговоров, 1787), представляющем собой отклик автора на т. н. спор о пантеизме. Среди поздних философских работ особое место занимают антикантовские сочинения: «Verstand und Erfahrung: Metakritik der Kritik der reinen Vernunft» (Рассудок и опыт: Метакритика критики чистого разума. 2 т., 1799), где Г. развил основные аргументы «Метакритики пуризма разума» Гамана против кантовского учения об априорных формах познания, и «Kalligone» (Каллигона. 3 т., 1800), в к-ром подвергнут критике центральный тезис о незаинтересованности суждения вкуса соч. «Критика способности суждения». В педагогических сочинениях отражены опыт просветительской и проповеднической деятельности Г., его размышления о воспитании и об образовании. В частности, в соч. «Vom Einfluss der Regierung auf die Wissenschaften, und der Wissenschaften auf die Regierung» (О влиянии правительства на науки и наук на правительство, 1780), а также во множестве служебных записок, рецензий, предисловий к школьным учебникам, публичных речей и т. д. разработаны принципы предложенной им школьной реформы. Поэтическое наследие Г. включает лирические стихотворения, драматические фрагменты: «Philoktet» (Филоктет, 1774), «Fremdling auf Golgatha» (Чужестранец на Голгофе, 1776), «Der entfesselte Prometheus» (Освобожденный Прометей, 1802), «Admetus Haus» (Дом Адмета, 1803) и др.; либретто муз. драмы «Brutus» (Брут, ок. 1772); тексты ораторий и кантат: «Die Kindheit Jesu» (Детство Иисуса, 1772), «Michaels Sieg» (Победа архангела Михаила, 1775), «Pfingstkantate» (Кантата на Троицын день, 1773), «Osterkantate» (Пасхальная кантата, 1781) и др.; басни и эпиграммы. Значительным лит. достижением Г. являются многочисленные поэтические переводы: антология переводов из народной поэзии «Volkslieder» (Народные песни, 2-я пол. 70-х гг.), комментированный поэтический перевод Песни Песней и нек-рых псалмов в кн. «Lieder der Liebe: Die ältesten und schönsten aus Morgenlande» (Песни любви: Древнейшие и прекраснейшие среди созданных на Востоке, 1778), переложения античных поэтов в сб.

http://pravenc.ru/text/164675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТТЕИ Христиан Фридрих фон [нем. Matthäi; лат. Matthaei] (4.03. 1744, Грёст, Тюрингия - 14.09.1811, Москва), немецкий филолог-классик, текстолог, палеограф, педагог, член-корреспондент Московского ун-та. Род. в семье музыканта военного оркестра, окончил в Дрездене школу при ц. Св. Креста. В 1763 г. записался на философский фак-т Лейпцигского ун-та, где помимо философии изучал богословие, основы юриспруденции и медицины, уделяя основное внимание древним языкам и греч. рукописям. В числе наставников М. были антиковед И. А. Эрнести (1707-1781), автор учебника риторики (Initia rhetorica, 1770), по которому учились студенты всех высших учебных заведений Европы, и И. Я. Райске (1716-1774), составитель серии исследований классических текстов. Греч. палеографию в Лейпцигском ун-те изучали по трудам основателя этой науки Б. де Монфокона , знакомство с к-рыми определило дальнейший путь М. как ученого. После защиты дис. «Disputatio de Aeschine oratore» (Исследование об ораторе Эсхине) М. получил степень доктора философии и магистра словесных наук. В течение года занимал должность профессора Лейпцигского ун-та и в этом качестве по рекомендации Эрнести был приглашен на философский фак-т недавно учрежденного ун-та в Москве. В сент. 1772 г. М. приступил к исполнению обязанностей ректора 2 университетских гимназий (для дворян и для разночинцев), сменив на этом посту своего земляка И. М. Шадена (1731-1797), к-рого студенты называли «отцом истинного классического учения в России». Исправно исполняя адм. обязанности ректора, М. продолжил разработку учебных курсов по классическим предметам, составил ряд пособий и хрестоматий, в их числе: «Glossaria graeca minora et alia anecdota graeca» (1774-1775); «Chrestomathia graeca» (1775); «Синтаксис латинский» (1780); «Грамматика латинская для употребления российского юношества» (1782); «Εκλογα κ τν Ελληνδι φων γραψντων» (Избранные места из греческих писателей; 1785 и многократно переиздавались). В 1776 г. М. был определен экстраординарным профессором словесных наук Московского ун-та, в 1778 г.- ординарным. В 1782 г. по указу имп. Екатерины II получил чин коллежского асессора, в 1784 г.- надворного советника и звание дворянина (к фамилии добавилась приставка «von»). В том же году М. стал членом-корреспондентом Московского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2562622.html

1764 . Lot-Borodine M. L " Eucharistie chez Nicolas Cabasilas//Dieu vivant. 1953. 24. 123–134. 1765 . Lukman F. K. Nikolaj Kabasilas in Simeon Solunski о epiklezi//Богословни вестник. 1927. 1. 1–14. 1766 . Matsoukas Ν. Α. διδασκαλα το Νικολου Καβασιλα γι τ μυστρια τς κκλησας// Πρακτικ. 1984. 6 .1643). 117–132. 1767 . Mayer P. Die Früchte der Eucharistie nach der Lehre des Nikolaos Kabasilas//OS 1956. 5. 177–195. 1768 . Mellis L. Die eucharistische Epiklese in den Werken des Nikolaos Kabasilas und des Symeon von Thessaloniki. Roma 1977. XXVIII, 296. 1769 . Miquel P. L’expérience sacramentale selon Nicolas Cabasilas//Irénikon. 1965. 38. 176–182. 1770 . Noret J. La confirmation selon Nicolas Cabasilas: Traduction annotée du Livre III du traité «Sur la Vie en Christ»//La Maison-Dieu. 1986. 168:4. 33–46. 1771 . Remmers J. Sakrament als μυστριον bij Nicolas Kabasilas//Jubileumbundel G. Kreling. Nijmegen 1953. 268–285. 1772 . Salaville S. De cultu SS. Eucharistiae in Oriente//Acta primi Conventus pro studiis orientalibus. Ljubljana 1925. 62–69. 1773 . Sava-Popa G. Le Baptême dans la tradition orthodoxe et ses implications oecuméniques (Cahiers oecuméniques 25). Freiburg 1994. 1774 . Schulz H.-J. Die byzantinische Liturgie. Vom Werden ihrer Symbolgestalt (Sophia 5). Freiburg i. Br. 1964. 202–212. 1775 . Soteropoulos Ch. Εχαριστα κα θωσις κατ τν γ. Μξιμον τν μολογητν κα τν Νικλαον Καβσιλαν. θναι 1974. [Оттиск из жури. κκλησα]. 1776 . Taft R. F. A History of the Liturgy of St John Chrysostom. V. The Precommumon Rites (OCA 261). Roma 2000. 1777 . Tsirpanlis C. N. The liturgical theology of Nicolas Cabasilas// Θεολογα. 1975. 46. 183–197, 429–445, 543–555, 836–850; 1976. 47. 85–104. Rexine J. E.//GOTR 1977. 22:3. 348; Špidlik T.//OCP 1982. 48. 268; BSI 1977. 38. 286. 1778 . Völker W. Die Sakramentsmystik des Nikolaus Kabasilas. Wiesbaden 1977. XV, 167. Merendino E.//RSLR 1981. 17. 127–128; Biedermann Η. M.//BZ 1980. 73. 353–354; Suttner E. Ch.//JÖB 1980. 29. 406–408; Ν. E.//Irénikon. 1978. 51. 582–583.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Подобный словарь был в распоряжении Оригена 1769 и Евсевия Кесарийского 1770 . Возможно, он был составлен на основании сочинений Филона Александрийского. Некоторые еврейские слова Феодорит Кирский переводит на греческий на основании Симмаха 1771 . Такие переводы отдельных еврейских слов, во множестве рассеянных в тексте Септуагинты, а также знание многих идиом еврейского делают вероятным предположение о том, что блаженный Феодорит знал основы этого языка. Помимо еврейского «издания» он пользовался также сирийским переводом Ветхого Завета (Пешито, «Сириец»), который очень ценил, поскольку он родственен еврейскому тексту 1772 . Сам Феодорит, естественно, прекрасно знал Пешито. Он часто сопоставляет сирийский вариант с еврейским, а также Септуагинту и оставляет читателю самому сделать выбор наиболее правильного чтения 1773 . При толковании других книг (особенно Псалмов и Исайи) он часто использует много или несколько «копий», т.е. рукописей переводов, отмечает в них разночтения при помощи астериска, сравнивает между собой и выбирает правильный с его точки зрения вариант. Феодорит замечает, что некоторые греческие надписания Псалмов он не обнаружил ни в одном из изданий Ветхого Завета, нет их и в оригинале 1774 . Чтение некоторых рукописей он отвергает как невозможное, основываясь на связи речи и действительном смысле 1775 , или же потому, что такого чтения нет у других переводчиков 1776 . Блаженный Феодорит обильно использует также Гекзаплы Оригена в их различных вариантах (отдельные «издания», столбцы, Септуагинта является «пятым изданием»). Современные исследования доказали, что Феодорит берет текст Септуагинты не из Гекзапл, но из известной антиохийской Библии 1777 . Подобную критическую работу Феодорит Кирский проводит и в отношении текста Нового Завета. В отрывке Еф.5:14 он предпочитает чтение «πιφασει» (осветит тебя Христос) вместо «πιψασει» (прикоснется), и признается, что в Писании нигде не нашел источника этой цитаты. Феодорит считает, что это место взято из какого-то духовного псалма 1778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

652 Сведения об этом противоречивы: в одном случае Халид навлекает на себя гнев отказом присягать несовершеннолетним [Таб., II, с. 1776], в другом – тем, что обманул ал-Валида со временем хаджжа [Таб., II, с. 1778], наконец, самый большой рассказ о злоключениях Халида [Таб., II, с. 18191822] не упоминает о близости Халида к ал-Валиду, но возможно, что в нем обращается внимание только на период немилости, а о встречах ранее в Дамаске говорится бегло. 654 Таб., II, с. 1784; Пс. Дион., с. 33, пер., с. 30. В последнем источнике не очень четки даты и можно понять, что погодные бедствия приходятся на зиму 742/43 г., еще при жизни Хишама, но сведения ат-Табари определеннее и следует опираться на них. 655 Агани, т. 6, с. 125. Характерно, что ат-Табари не упоминает этот эпизод среди прегрешений ал-Валида и в речи Йазида говорится только о неверии в Коран, но не о надругательстве над ним. 658 «Стал править в Дамаске в ночь пятницы, когда оставалось семь [ночей] джу-мады второй» [Мас " уди, т. 6, с. 18; М е , т. 3, с. 233]. Ат-Табари датирует вступление Йазида в Дамаск также пятницей, не указывая ни месяца, ни числа. По обычным указаниям дат число дней, оставшихся от месяца, на единицу больше числа ночей, так как ночь последнего дня месяца относится уже к следующему месяцу. В данном случае установление точной даты осложняется тем, что неясно, включался ли вечер («ночь») в счет оставшихся ночей. Если не включался, то после дня пятницы оставалось не семь, а восемь ночей, если эту ночь считать, то окажется девять ночей. О частой путанице числительных «семь» и «девять» в арабском мы уже упоминали. Возможно, в данном случае имелась в виду ночь между четвергом и пятницей, между 9 и 10 апрелем, и реально власть была взята в пятницу 10 апреля. Подробный рассказ о захвате Дамаска: [Таб., II, с. 178893], он почти дословно (со ссылками на ал-Мадаини, а не на ат-Табари) повторен в анонимной истории [Уйун, т. 1, с. 135138]. 661 Таб., II, 17901800. Халифа [с. 381] излагает его несколько иначе: ал-Аббас пришел без конницы, и Абдал " азиз задержал его (хабасаху), и глашатай объявил о помиловании тем, кто перейдет к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Через различные затруднения Августин мало-помалу пробивался вперед. Он нашел много помощи своему уму в Платоновых сочинениях, хотя они и не могли вполне удовлетворить его желания 1776 . Тогда он предался изучению ап. Павла совершенно с иными чувствами, чем те, которые на его девятнадцатилетнем году побудили его отнестись пренебрежительно к простоте св. Писании и он нашел, что трудности и кажущиеся противоречия, которые некогда оттолкнули его, теперь исчезли 1777 . Услышав от одного из своих земляков, которому пришлось навестить его, некоторые подробности о жизни Антония и других иноков, а также касательно монашества, (о котором доселе он совершенно не знал ничего) 1778 , он был сильно заинтересован этим; греховность его собственной прошлой жизни восстала перед его умом во всей своей наготе и привела его в сильное волнение 1779 . Однажды, будучи не в состоянии, в страшном смятении своих мыслей, выносить даже общество своего любезнейшего друга Алипия, он выбежал в сад при своем жилище, бросился под смоковницу и с потоком слез страстно вопиял об избавлении от рабства своих грехов. В таком положении он услышал, как будто из соседнего дома, голос ребенка, несколько раз певшего слова: «возьми и читай». Он не мог припомнить, что бы такие слова употреблялись в какой-нибудь детской игре; ему припомнилось о впечатлении, произведенном на св. Антония св. Писанием, читанным в церкви 1780 , и думал, что он сам теперь был призываем голосом с неба. Возвратившись в дом, он схватил книгу Посланий ап. Павла, и открыл ее на тексте: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти» 1781 . С этого момента Августин почувствовал себя иным человеком 1782 , но так как он не желал обратить на себя внимания каким-нибудь обнаружением этой перемены, то продолжал исполнять обязанность своего учительства до виноградной вакации, когда он отказался от нее, и со своей матерью и некоторыми друзьями удалился в деревню. Накануне Пасхи 387 года он был крещен св. Амвросием вместе со своим сыном, Адиодатом и Алипием, его земляком и учеником, которого он ранее совратил в манихейство и который, наконец, сделался епископом Тагасты 1783 . Снисходя к желаниям Моники, он вскоре затем отправился в путь в Африку; но в Остии благочестивая мать его умерла, радуясь, что желание ее сердца об обращении ее сына исполнилось 1784 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

71 Фернейский мудрец – имеется в виду французский философ-просветитель Вольтер (псевд.; наст, имя и фамилия Франсуа Мари Аруэ; 1694– 1778), поселившийся в замке Фернэ близ Женевы, на границе Франции и Швейцарии, после запрета французского правительства въезжать в Париж и покинувший Фернэ только перед смертью. 72 Эразм Роттердамский (1467–1536) –один из наиболее выдающихся гуманистов эпохи Возрождения, автор «Похвалы Глупости», полемизировавший с Лютером по вопросу о свободе воли и предопределении. Ульрих фон Гуттен (1488–1523)– германский писатель-гуманист, принявший сторону Лютера в его борьбе с Римом. 73 Гумбольдт Вильгельм Фридрих фон (1767–1835) –лингвист и прусский политический деятель, друг Шиллера и Гете. Гумбольдт Александр Фридрих фон (1769–1859) – младший брат Вильгельма фон Гумбольдта, натуралист, путешественник, основатель ботанической географии. 74 Нибур Бартольд Георг (1776–1831) – немецкий историк Рима и Византии, его «Рассказы о греческих героях» были переведены на русский язык в XIX в. и пользовались популярностью в России. 75 Эвклид (315–255 до н. э.) – великий математик древнего мира, основавший школу в Александрии. Его «Элементы геометрии» были одной из основ античной образованности и комментировались неоплатоником Проклом. 76 Он при этом справедливо выделяет из своего обзора древний Египет и современный Китай, видя в них скорее своеобразные и замкнутые культурные миры, нежели собственно государства. Неосновательность считать их только государствами видна из того, что, например, Египет имел несколько преемственно сменявшихся средоточий своей жизни (Мемфис, Фивы, Саис) и его история, по крайней мере раз, была прервана на целых четыре столетия (нашествие и владычество азиатского племени гикс ов). 78 Зороастр (Заратустра) – основатель религии древних иранцев, маги прорицатель, живший не позже 1000 лет до н. э. 79 См. новейшую беллетристику и в глубоком соответствии с нею – новейшую юриспруденцию с ее заботами больше о преступниках, чем о непреступниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

1737 . Взятие Очакова Минихом. 1738 . Открытие развалин Геркуланума и Помпеи. 1739 . Найдена первая золотая руда в России. Победа при Ставучанах и взятие Хотина. Белградский мир. 1740 . Учреждение миссии под начальством архим. Димитрия Сеченова для обращения мордвы, чувашей, черемисов и вотяков; обращено более 400,000 человек. 1741 . † Феофилакт Лопатинский. 1744 . Смерть Антиоха Кантемира. 1748 . Ахенский мир. 1751 . Издание в Москве Славянской Библии , славянский перевод которой доселе, со времени Острожского издания, оставался почти без перемен, но в это время пересмотрен и исправлен. 1755 . Основание Московского Университета. 1756 . Начало семилетней войны. 1757 . Учреждение Императорской Академия Художеств. 1762 . Упразднение тайной Канцелярии Петром III. Грамота о вольности дворянства. 1763 . Учреждение воспитательного дома в Москве. Губертсбургский мир. Парижский мир. 1764 . Уничтожение монастырских вотчин. Учреждение Смольного Института. Изгнание иезуитов из Франции. 1765 . Уничтожение гетманства в Малороссии. Смерть Ломоносова. Изобретение паровой машины Уаттом. 1767 . Изгнание иезуитов из Испании и Неаполя. Учреждение воспитательного дома в Петербурге. Введение прививания оспы. Наказ Екатерины II. 1768 . Введение ассигнаций. 1770 . Истребление турецкого флота при Чесме. Победы Румянцева при Ларге и Кагуле. Открытие Австралии. 1771 . Появление русских в Мингрелии и взятие Кутаиса. Учреждение миссии для обращения осетин. Чума в Москве. 1772 . Первый раздел Польши между Австриею, Прусского и Россиею. 1773 . Иезуитский орден уничтожен Климентом XIV. 1774 . Кучук-Кайнарджийский мир. Бунт Пугачева. 1775 . Уничтожение Запорожской Сечи. Казнь Пугачева в Москве. Разделение России па 50 губерний. 1776 . Соединенные штаты в Америке объявлены независимыми. 1778 . Смерть Линнея, Руссо и Вольтера. 1780 . Вооруженный нейтралитет для защиты морской торговли. Начало распространения христианства между жителями Чукотской земли. 1781 . Смерть Лессинга. 1783 . Присоединение Крыма к России. Основание народных училищ в России. Основание российской академии. Версальский мир. Принятие в подданство Ираклия II, царя карталинского и кахетинского. Аэростат Монгольфьери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Leautaud: человек, рассказывающий изо дня в день свою жизнь, говорящий только правду о себе. И вот он становится другом. Это не означает ни согласия, ни единомыслия. Это что-то совсем другое, по-своему таинственное: полюбить человека не за что иное, как только за него самого. Он пишет так, что становится жаль: вот не было „меня“ в его жизни» 1776 . В этом «бесконечно милом безбожнике» Шмеман видит «противоядие от всякой фальши» 1777 … Во внутреннем общении с такими людьми, как Луази, Р. Мартен дю Гар, Андре Жид, и особо – Леото, ему раскрывался подлинный смысл веры. «Ибо все то, что они отвергают, – в каком-то смысле отвергаю и я, но тогда именно, за отвержением этим, и раскрывается то, что вера не столько „утверждает“, но чего присутствием – очевидным – она является» 1778 . Именно поэтому он сочувственно читает Раймона Арона и не может равнодушно пройти мимо Ницше. «Как нужно нам, христианам, читать таких врагов. То есть не Марксов и Ко, а людей, бичующих не христианство, а христиан за то, что они сделали из христианства. В моей жизни Леото, Менкен 1779 , а „выше“ – Ницше» 1780 . Отношение Шмемана к автору «Заратустры» примерно такое же, как у кн. Е. Н. Трубецкого или К. Ясперса, то есть сочувственное к искренности поиска и критическое по отношению к кардинальным обобщениям. Высоко ценит он и Стендаля – писателя, далекого от внешней религиозности и мыслей о трансцендентном. В его «Воспоминаниях эготиста», по наблюдениям Шмемана, «мир, как будто вообще лишенный вертикального измерения, но зато и реальный. Стендалевского чело века не возьмешь на удочку „сублимации“ и лукавого оправдания всяких „urges” религиозной двусмыслицей. Но этот скепсис в отношении мира, это называние всего своим точным именем, это декартовское опровержение иллюзии, словесного тумана и, потому, обмана – не ближе ли оно к христианской интуиции мира, чем неглубокая мистика, приведшая несчастную, замученную Katherine Mansfeld к страшной духовной подделке Гурджиева?» 1781 Эстетические суждения Шмемана порой не менее категоричны, чем у И. А. Ильина , и схожи по смыслу (осуждение всей «гиппиус-мережковщины»), порой парадоксальны (он, например, «не любит» Гумилева и «всех народников» 1782 ), а нередко отражают постепенную переоценку ценностей (разочарование в И. Бродском, А. Солженицыне и др.). В глазах Шмемана писатели совершенно безупречные – это Гоголь, Чехов, Ахматова и Мандельштам. В отношении Блока и Пастернака – уже немало нюансов и противоречий, Цветаеву он просто не принимает («отталкивание от всего ее стиля и тона») 1783 , как и Андрея Платонова («чтение его меня не просветляет какой-то Достоевский без веры») 1784 или Льва Копелева...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

35 – 36). С нашей точки зрения, это – безусловно, правильная позиция современного исследователя Гомера и, в частности, исследователя его эстетики. Из довольфовской литературы по Гомеру приведем следующие работы: Fr. H. abbé d " Aubignac. Conjectures académiques ou dissertation sur l " Iliade. P., 1925; Дж.Вико. Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940; Ch.Blackwell. Enquiry into the life and writings of Homer. 1735 (немецк. перев. Untersuch. über Homers Leben und Schriften, aus dem Engl. von Joh. Heinr. Voss. L., 1776); R.Wood. Essay on the originalgenius of Homer. L. 1769 (немецк. перев. Versuch ьвег das Originalgenie Homers, aus dem Engl. von Ch.Michaelis, Frankfurt–a. — M., 1773, 1778); Herder. Homer und Epos. Werke. VI Berl. Обзор старых английских работ по Гомеру у D.Foerster. Homer in English Critizism. L., 1947. Большой материал по истории понимания Гомера находим в объемистом томе G.Finsler. Homer in der Neuzeit von Dante bis Goethe. Italien, Frankreich, England, Deutschland. L. u. Berl., 1912. Небольшая статья " Гомеровская философия " в " Философском лексиконе " , т. II, Киев, 1861, имеет некоторое значение для понимания Гомера вследствие разного рода фактов и текстов, приводимых в ней из древности. Историей понимания Гомера в новой литературе занимается А.А.Тахо–Годи " Русские революционные демократы и античность в связи с предшествующим им литературно–эстетическим развитием " . Автореферат диссертац. работы, представленной на соискание ученой степени доктора филолог. наук. М., 1958. Того же автора о воззрениях Белинского на Гомера. " Ученые записки Московского областного педагог. института " , т. 37, 1956, стр. 109 – 144; Герцена – там же, т. 26, стр. 125 сл.; Чернышевского – там же, т. 34, 1955, стр. 164 – 173; Добролюбова – т. 55, 1957, стр. 185. Ср. Asa Tacho–Godi. Die russischen demokratischen Kritiker zu Problemen der antiken Kultur. Belr., 1962. В английской литературе имеются замечательные труды Пэли, в настоящее время почему–то забытые. Другие его труды: F.A.Paley. Homerus Periclis aetate etc. Lond., 1877; Homeri quae nunc exstant an reliqui cycli carminibus antiquiora iure habita sint. Lond., 1878.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010