С началом войны за независимость в Лат. Америке (1810-1826) антииспан. настроения в П. усилились. 28 июля 1821 г. один из лидеров национально-освободительной борьбы, ген. Х. Сан-Мартин (1778-1850), провозгласил независимость П. и сформировал 1-е правительство. 3 авг. 1821 г. он принял на себя высшие политические и военные полномочия, став Протектором П. 20 сент. 1822 г. Сан-Мартин сложил с себя эти полномочия, после чего Учредительный конгресс объявил П. республикой и принял конституцию. Страна оказалась расколота на 2 противоборствующие стороны: примерно треть территории контролировали патриоты, выступавшие за независимость от Испании, остальная часть находилась в руках роялистов, верных испан. монархии. Учредительный конгресс наделил широкими военными и политическими полномочиями С. Боливара (1783-1830), чьи войска вступили в Лиму в сент. 1823 г. В февр. 1824 г. роялисты захватили Лиму, Учредительный конгресс объявил Боливара диктатором. В дек. 1824 г. войска Боливара одержали решающую победу в битве при Аякучо. В 1826 г. последние испан. войска капитулировали в Кальяо. П. обрело полную независимость от Испании. В авг. 1825 г. была провозглашена независимость Верхнего П., с 1776 г. входившего в вице-королевство Ла-Плата; новая страна получила название Республика Боливар (до окт. 1825), затем - Боливия. В 1826-1857 гг. П. охватила серия кризисов. За этот период произошло неск. войн - с Вел. Колумбией (1828-1829), Аргентиной и Чили (1836-1839) и Боливией (1841-1842). В 1833-1836 гг. президентом страны был Л. Х. де Орбегосо (1795-1847). 22 февр. 1835 г. ген. Ф. Сантьяго Салаверри (1806-1836) поднял мятеж и провозгласил себя президентом. Он увеличил сбор церковной десятины и восстановил ввоз рабов, отмененный Конституцией 1828 г. В февр. 1836 г. Орбегосо вернул себе власть при помощи войск Президента Боливии А. де Санта-Круса (1829-1839). Пользуясь нестабильной внутриполитической ситуацией в П., 28 окт. 1836 г. Санта-Крус провозгласил создание объединенного гос-ва - Перуано-Боливийской конфедерации, к-рое просуществовало до 1839 г. В том же году, после распада конфедерации, в П. была принята конституция, отражавшая интересы консерваторов.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович (1751, г. Глухов Нежинского полка, ныне Сумской обл., Украина - 28.09.1825, С.-Петербург), рус. композитор. Творчество Б. ознаменовало собой наступление классического этапа в отечественной церковной музыке. Б. начал свое муз. образование в глуховской певч. школе, к-рая готовила малолетних певчих для Придворной певческой капеллы . Затем 8-летний мальчик был перевезен в С.-Петербург и определен в штат Капеллы, с к-рой была связана вся его дальнейшая жизнь. Обучение малолетних певчих в Капелле «производилось больше по слуху и подражанию, нежели по правилам. Учитель пения и его помощники учили и больших и малолетних певчих со скрипкой в руках и таким образом направляли слух и голос каждого» (из рапорта министру Императорского двора - РГИА. Ф. 1109 (А. В. Преображенского). Оп. 1. 59: Документы по истории церковного пения и Придворной певческой капеллы из ее архива и общего архива Министерства императорского двора. Пункт 2). Д. С. Бортнянский. Фототипия с портрета худож. М. И. Бельского (РГБ) Д. С. Бортнянский. Фототипия с портрета худож. М. И. Бельского (РГБ) Один из первых биографов Б., его дальний родственник Д. Долгов, рассказывает историю из детства композитора: «В одну заутреню на Светлое Христово Воскресение маленький Бортнянский, утомленный продолжительным церковным богослужением, заснул на клиросе. Императрица заметила это, и по окончании службы приказала отнести его на свою половину и осторожно положить в постель» ( Долгов. С. 18). Первый успех пришел к Б. в 13-летнем возрасте: он исполнил главную партию Адмета в опере «Альцеста» Г. Ф. Раупаха на либретто А. П. Сумарокова . В кон. 1768 - нач. 1769 г. благодаря содействию своего учителя, итал. композитора Б. Галуппи , Б. за успехи в композиции был направлен пенсионером в Италию. В этот период Б. сочинил 3 оперы в традициях жанра onepы-seria: «Creonte» (Креонт; 1776, Венеция), «Alcides» (Алкид; 1778, Венеция), «Quinto Fabio» (Квинт Фабий; 1779, Модена). Первые две были поставлены в родном городе Галуппи Венеции, вероятно по его протекции. В Италии Б. изучал зап. церковную музыку (произведения Г. Аллегри, А. Скарлатти, Н. Йоммелли), знакомился с сочинениями Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и создал ряд духовных произведений на лат. («Gloria», «Ave Maria», «Salve Regina») и нем. протестант. («Немецкая обедня») религ. тексты.

http://pravenc.ru/text/153235.html

На востоке богиня луны была олицетворением производительного начала природы, и культ её иногда, как это было в Малой Азии, сопровождался страстными, фанатическими оргиями. Некоторые черты богини «матери бытия» сохранились и в греческой Артемиде, но тип чисто гелленской, олимпийской Артемиды – иной и более поэтичный и утонченный, как и тип Аполлона далеко не тождествен с восточными богами света и солнца. Артемида, как и Аполлон, богиня и растительности, и животного царства; когда она гневается, животные умирают. Она богиня весны, как и её брат (’ Yμνια – от μνος, богиня весны и песен); имя её также привязано и к мифу о гипорбореях; она посылает, как и Аполлон, голод и, как он, убивает, карает смертью: та же мысль о двойственной силе света. В некоторых местностях она покровительница рождения, какой была богиня луны и у других народов. Таковы типы Артемиды таврической, символом которой был вол, ефесской, о которой говорится в книге Деяний 1773 и о которой мы уже упоминали, персидской, которая сходна с Анаитой. Но чисто греческий тип её – другой 1774 : это «богиня ловитв златострелая» 1775 ( γροτρα), как называлась она в Аттике, т. е. охотница 1776 . Таинственная богиня ночного света, изображающаяся с факелом, стала богиней росы, леса, гор и скал с их обитателями, жизнь которых начинается с наступлением мрака и ночи, а в нравственной своей стороне – представительницей тихой, идиллической жизни в лесах и горах, чуждой обычного людского шума и страстности. Поэтический облик ночного светила, бледного но чистого и прекрасного, вызывающего на тихие и мирные думы, перенесенный на Артемиду, создал из неё богиню деву, прекрасную ( καλλστη) и чистую ( γν), 1777 которая летает по горам и долам, окруженная нимфами и харитами (олицетворением грации и стыдливости), но бежит от нескромных взоров и хочет жить уединенно в тихом и мирном веселье. Она покровительствует по преимуществу девам и детям, еще чуждым страстей и непорочным. С её именем соединено представление о безмятежных радостях жизни и скромных удовольствиях. Это очевидно другая сторона той жизни, которую олицетворяет собой брат её Аполлон, как ночь есть обратная сторона дневной жизни. Аполлон тип жизни цветущей, деятельной, страстной, тип ума, обращенного на деятельную жизнь; Артемида тип жизни сосредоточенной в себе, чувства мирного и в себе заключенного, тип сравнительно с первым бледный, но в высшей степени привлекательный. Изображалась эта богиня в образе девы то с факелом, то с лирой в руках, окруженная нимфами, а иногда с ослиной самкой, которая ее сопровождает, или несет на себе, иногда же в виде охотницы с собакой. Выражение её лица всегда скромно. С нею часто смешивалась близкая к ней по значению Геката, несомненно богиня луны и одна из форм того же типа 1778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

76. Correspondance secrète de Stofflet et autres. 2 vol. à Hamb 1798. 83. Etat actuel de la France, à Londres. 84. Histoire philosophique de la rèvolution de France par M-r Desodoars Paris. 1797. 4 tomes. Из Англинской истории 8º. 10. Voyage dans les montagnes dEcosse. 2 vol. à Paris. 1790. 20. Archenholtz, England und Italien. Leipzig. 1787, t. 1, 2. Из Италианской истории 12. II giornale veneto. In Venetia. 1714. 14. Réflexions sur les chevaliers de Malte, à la Haye. 1759. Из книг Российской литературы 8º. 9. Нума или процветающий Рим. Москва, 1768. 36. Героическая добродетель или жизнь Сифа. Москва, 1762. 4 части. 52. Полезное увеселение. 1762 года. 2-я пол.и 1763 г. 1-я пол. 56. Детского чтения часть 5-я и 6-я. Моска, 1784. 59. И то и сио. С.-Петербург. 64. Ламех и Цилла. 69. Разговоры и разсказы. Москва. 70. Скаска о царевиче Хлоре. 71. Скаска о царевиче Февее. 73.Скаска и повесть. Москва. 1778. Из книг Французской литературы 1. Oeuvres de Voltaire. 28 vol. 1764–68. 2. Ésptit de Voltaire. 1759. 6. Oeuvres de Rousseau, tome VII и VIII contenant Émile, à Amst. 1764. 8. L. H. Dancourt Arlequin de Berlin. Amst. 1760. 9. La nouvelle Héloise. 6 tomes. Amst. 1761. 10. Oeuvres du Comte Algarotti. 8 tomes, Berl. 1772. 20. Tables de La Fontaine. Copenh. 1761. Из книг Немецкой литературы 8. Don Quixott Geschichte. 2 ter Theil. Leipzig. 1734. 35. Mullers Schilderungen. Halle, 1767. 44. Iselin Ueber dir Geschichte der Menschheit 1-ter Theil, Zurich, 1768. 62. Erzàhlungen von Karamsin. Leipzig. 1800. 63. Hallers Schweizerische Gedichte. Из Богословских книг 10. Опыт исторического словаря о святых мужах. Москва, 1784. 4º. 30. История о отцех и страдальцах Соловецких, in 4º. 23. Псалтырь – Часослов. Москва, 1723, in 8º 30. Прокоповича сочинения, пер. Соколовым. Москва, 1773. 33. Последование о исповедании. Москва, 1776. 34. Канон покаянный. 35. Знамение пришествия антихриста. Москва, 1764. 36. Начальное учение человека. Москва. 1764. 39. Четыре книги о истинном христианстве. Соч. Арндта. В Гале. 1735.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

См. также: A Coptic Bibliography/Compiled Winifred Kammerer. Ann Arbor (MI), 1950 (repr.: New York, 1969). 1772 Например, установление, на основании нумизматических данных, полного имени императора Деция (249–251) – Cajus Messius Quintus Trajanus Decius – позволило часть многочисленных мученичеств, которые, на основании мученических актов, относились к времени Траяна ( Marcus Ulpius Nerva Traianus; 98–117), передатировать и отнести к периоду правления Деция (а именно – те, что начинаются словами: Imperatore Cajo Mense Quinto Trajano Decio – с учетом предположения об описке переписчика, в связи с которой Messio превратилось в Mense) . Кроме того, возникли основания для критики тех мученических актов, где Деций именуется Флавием – этот позднейший титул ему принадлежать не мог, поскольку внедрился в императорскую титулатуру с времени Констанция Хлора (305–306), который происходил из фамилии Флавиев и передал ее, в качестве элемента титулату- ры, своим преемникам, начиная с Константина Великого (август с 306 г., единовластный император в 323–337 гг.). См.: Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Ч. 1. С. 116–117. 1773 Сфрагистика (от греч. σφραγς – «печать»), или сигиллографии (от лат. sigillum – «печать»), – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. 1774 Heineccius J.M. De veteribus Germanorum aliarumque nationum sigillis, eorumque usu et praestantia, syntagma historicum. Lipsiae, 1709 (2 ed.: Francofurti, 1719). 1776 Grotefend H. Taschenbuch der Zeitrechnung des deutschen Mittelalters und der Neuzeit. Hannover, 1891 (14. AufL: 2007). 1777 Schlumberger G.L. Sigillographie de TEmpire Byzantin. Paris, 1884; idem. Numismatique de l’Orient latin. Paris, 1878–1882. 1778 Eckhel J.H. Doctrina nummorum veterum conscripta. 8 vols. Vindobonae, 1792–1798 (Addenda: Hrsg. Steinbuchel, 1826); idem. KurzgefaBte Anfangsgrunde zur alien Numismatik. Wien, 1787 (ряд переизданий; франц. пер. этого учебного пособия, дополненный Жакобом, опубликован впервые в 1825 г.) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IX. Кавказская (1785 г.), в Кавказской области, губ. гор. – Екатериноград; уездные: Кизляр, Моздок, Георгиевск, Александровск, Ставрополь; в Астраханском области: Астрахань, Енотаевск, Черноярск, Красноярск; безуездные: Ачуев (мест.), Темрюк, Копыль, Гурьев, Уральск; жителей – 48 350, 400 селений и 12 250 калмыцких кибиток. X. Казанская (1781 г.), губ. гор. – Казань; уездные Лаишев, Спасск, Чистополье, Мамадыш, Арск, Царевококшайск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Ядрин, Цивильск, Тетюши, Свияжск; жителей – 763 300. XI. Калужская (1776 г.), губ. гор. – Калуга; уездные: Козельск, Перемышль, Малый Ярославец, Лихвин, Мешовск, Серпейск, Мосальск, Таруса, Медынь, Боровск, Жиздра, безуездные – Воротынск (мест.); жителей – 784 500. XII. Колыванская (1783 г), губ. гор. – Колывань; уездные: Семипалатной, Бийск, Красноярск, Кузнецк; жителей – 170 000. XIII. Костромская (1778 г.), в области Костромской, губ. гор. – Кострома; уездные: Плеса, Лух, Кинешма, Нерехта, Буй, Соль-Галицкая, Юрьевец Повольский, Галич, Кадуй, Чухлома; в области Унженской: Макарьев, Ветлуга, Кологрив, Варнавин; безуездные: Судай, Инжа, Парфеньев, Судиславль; жителей – 815 400. XIV. Курская (1779 г.), губ. гор. – Курск, уездные: Белгород, Обоянь, Старый Оскол, Новый Оскол, Рыльск, Путивль, Короча, Суджа, Богатый, Фатеж, Щигры, Тим, Дмитриев на Свапе, Льгов; безуездные: Коренная пустынь; жителей – 920 000. XV. Могилевская (1777 г.), губ. гор. – Могилев; уездные: Чаусы, Старый Быхов, Орша, Бабиновичи, Копысь, Сенной, Мстиславль, Чериков, Климовичи, Рогачев, Белицы; безуездные: Шклов, Дубровна, Кричев, Чечерск, Гомель, Толочин; жителей – 662 500. XVI. Московская (1782 г.), губ. гор. – Москва; уездные: Воскресенск, Богородицк, Бронницы, Руза, Коломна, Серпухов, Никитск, Подольск, Звенигород, Можайск, Волоколамск, Клин, Дмитров, Верея; безуездные: Коломенское (село), Царицино (село), Преображенское село, Семеновское (село), Измайловское с., Троицкая Сергиева Лавра; жителей – 883 900. XVII. Нижегородская (1779 г.), губ. гор. – Нижний Новгород; уездные: Горбатов, Арзамас, Макарьев, Починки, Ардатов, Лукоянов, Сергач, Перевоз, Княгинин, Балахна, Василь, Семенов; Жителей – 816 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вы читали, конечно, что мы получили прибавку к жалованью. Но получили ли больше ревности к делу – не знаю. Прочее – у нас без перемен. Вам душевно преданный покорнейший слуга А. Лавров 5 Марта 1866 Сергиев Посад —412— VI Достопочтеннейший и Любезнейший Отец Александр Алексеевич . винюсь пред Вами в неисполнении данного Вам летом обещания. Почему не исполнил – и сказать не умею. А посему за напоминание всеусердно благодарю. Но и теперь посылаю только малую лепту (5 р.). Если бы удалось каким-нибудь образом получить с Флёрова 1770 , лепта увеличилась бы. Или на эту получку уже не иметь никакой надежды? Бог даст, приеду ныне летом и подам на него жалобу мировому судье. Отец Михаил 1771 возвратился к нам 27 января. Но до сих пор ещё не много удалось вытянуть из него повестей Петербургских. Неутешительно, что ихний Комитет не пришёл к удовлетворяющим всех результатам, и разделился. А царству разделившемуся на ся – угрожает знаете что? Не станет. Ужели и этот Комитет покончит своё дело также плачевно, как и предшествовавший – Димитриев 1772 ? Что за рок такой тяготеет над этим важным —413— вопросом? Недавно пришёл из Синода запрос в нашу Конференцию – какие изменения сочтёт она нужными в Академическом Уставе. Ответа требуют к 1 апреля. Видно если намерение преобразовать и Академии, и конечно в духе таком же, как и Семинарии. У нас Гименей преуспевает. Женится Николай Кирилыч Соколов на дочери Ипполита Мих. Богословского 1773 . Женился А.Л. Катанский , Бакалавр Археологии на дочери Васильева Парижского 1774 . На днях он явился уже и в Посад. Чтобы в Посаде были Парижские уроженки и жительницы 1775 – это не совсем в обычном порядке вещей. —414— Впрочем, вероятно, недолго будут они жить в Посаде и —415— перейдут в Петербург. В Вифании женился Берёзкин 1776 на своячине Ник. Ник. Световидова 1777 . Я слышал, будто Александр Матвеевич писал недавно к нашему о. Наместнику и просил его ходатайства пред Владыкой о пропуске Апокалипсиса 1778 . Простите возлюбленнейший и возмогайте о Господе. Помяните и нас грешных в молитвах Ваших, когда вспомните.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В следующем 1770 году начальство семинарии употребило все усилия, чтобы склонить Платона к возвращению старого порядка, именно чтоб экзамены были не после, а до вакации; Платон дал согласие, но вакацию приказал ограничить опять сроком с 15 июля до 21августа. Так было до 1776 года: с этого года вакация устанавилась на будущее время с 15 июля до 1 сентября и при том без просьб со стороны семинарии а по личному распоряжению Платона 305 . На списках экзаменических Платон и в последующее время всегда почти делал отметки и частные и общие: в частных встречаем то строгие определения, то советы, то ободрение и поощрение ученикам; на списках 1770 года ученик синтаксии Григорий Телегин отрекомендован учителем: diligentia et profectu vix primo diligentissimorum cedit. Экзаменатор в своей графе написал о нем: sane secundo, si non primo, loco ponendus. Платон написал: promoveatur. Numen benignum ipsi adsit! Общие заметки Платона большею частью были такого рода: «..qui judicio examinantium habiti sunt digni promotione, promoveantur, qui remansione, remancant, qui exclusione, excludantur». К этому присоединились замечания в роде слвдующих: «coeterum inculceur praeceptoribus, ut adhibeant curam, quantum possunt, maximam, ne discipuli tantum tempus in una schola consumant, verum non per tam diuturnum tempus dignos eos promotione exhibeant» (1772). Вот еще определение 1789 года: «которые достойны промоции, тех промовать; кои не заслужили, тех оставить в прежних школах. Тоже и в промоции из философии в богословию: ректору обратить внимание на достоинство каждого, и потому промовать. А кои представлены ко исключению, тех исключить и отослать куда надлежит, дав о них знать, за что исключены. А о исключаемых московской епархии нам представить. Если же кто из исключаемых московской епархии учиться пожелает на своем коште, тем дозволить» Для учеников низшего грам- матического класса, по представлению семинарского начальства, в 1778 году дозволено Платоном производить экзамены два раза в год, пред вакациею и пред Рождеством Христовым, и по экзамену достойных переводить в высший класс два раза в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Но если посмотреть на гносис, как знание доказательное и научно обоснованное, то здесь тем более, конечно, её содействие необходимо. Гностик пользуется предуготовительным знанием её и других наук светских для возможно точного и непоколебимого по своей доказательности, иначе сказать, научного 1775 изложения истинного учения, а также для защиты его от людей, ухищряющихся искоренить истину 1776 . Эта апологетическая и полемическая задача, по Клименту, принадлежит вообще всем наукам, входящим в круг светского образования: подготовленный ими гностик, подобно лидийскому камню, которому у древних приписывалось свойство настоящее золото отличать от поддельного, также может отличить софистику от философии и ересь от истины 1777 , может обличить и опровергнуть софистические возражения и не будет обманут теми, которые упражняются в нечестивом искусстве на погибель слушателей 1778 . Но в особенности диалектика не даёт гностику пасть при натиске ересей 1779 . Она есть искусство различать истину от лжи, ставить вопросы и давать ответы 1780 и служит как бы оградой истины, дабы она не была попрана софистами 1781 . Вот почему Св. Писание, желая, чтобы мы были диалектиками, увещевает: будьте хорошими меновщиками, одно как худое отвергая, другое принимая как хорошее 1782 . Если, наконец, иметь в виду гносис как всеобъемлющее знание вещей божеских и человеческих, то и здесь диалектика является необходимым вспомогательным средством. Диалектика истинная (а не та обычная, которая вращается в области предположений и своей задачей имеет только подыскивать возражения и опровергать) 1783 , которая созерцает вещи, испытывает силы и власти, – если она будет применена к истинной философии христианской, возносит мысль к Сущности, всех Превосходнейшей, и даже дерзает устремляться выше – к Богу всех, обещая не опытность в вещах смертных, но познание вещей божественных и небесных, за которым уже следует правильный взгляд и отношение к тому, что касается человека 1784 . Таково участие светских наук в приобретении гносиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Κα καθιεται χωνεων κα καθαρζων ς τ ργριον κα ς τ χρυσον· κα καθαρσει τος υος Λευ κα χεε ατος σπερ τ χρυσον κα τ ργριον· κα σονται τ Κυρ προσγοντες θυσαν ν δικαιοσν. И сядет Он расплавлять и очищать серебро; и очистит сынов Левия и перельет их, как золото и как серебро; и будут они приносить жертву Иегове в правде. § 120. . Глагол (==«сидеть»), в соответствие с предикатами предшествующих стихов, надо переводить будущим временем: «и сядет». В Ват. код. (и у св. Кирилла) нет κα, но зато оно есть в Син., Ал., Марх. и Крипт., многих минуск., слав. пер., в цитатах Оригена , Афанасия В., Василия В., бл. Феодорита, Феодора М., бл. Иеронима и др. 1773 Сирский переводчик, по-видимому, читал   (impf. от ==«и обратится»). Неизвестно, как читал таргумист, переведший: – «и откроется». Мы не видим основания заподозревать масоретское чтение. Подлежащим при гл. подразумевается тот же Господь и Ангел Завета, о Котором говорилось в ст. 1–2 1774 . Что же выражается этим «сядет», когда речь идет о Лице Божественном? – На этот счет комментаторами высказано четыре различных соображения: 1, по мнению Кальвина, пророк хотел указать на продолжительность, т. е. радикальность и тщательность предстоящей Господу работы, как бы заставляющей Его специально «присесть» для такого сложного и большего дела: «in verbo notatur diuturna mora, acsi diceret propheta, sordes altius infixas esse Levitis, quam ut uno die aut leviter abstergi queant»; близок к этому взгляду и Розенмюллер 1775 ; – 2, по Гезениусу, пророк желал представить божественное величие Господа, сидящего на троне в качестве Судии и Мздовоздаятеля. Мнение это разделяется Орелли и Пьюзеем 1776 ; – 3, по Генгстенбергу, Кёлеру, Рейнке, Кейлю, Новаку и мн. др., это «сядет» служит просто наибольшей «картинности изображения (malerische Darstellung)» 1777 ; – 4, наконец, Прессель объясняет из условий того образа, какой развивает здесь пророк Малахия: «Божественный Мастер, говорит он, сидит потому, что Он предпринимает работу очистки металлов и должен внимательно устремить на нее Свои глаза, ожидая того момента, когда он увидит в расплавленном металле отражение Своего лика; – тогда благородный металл надо вынимать из огня» 1778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010