В последствии времени дело «о воспрещении Полонскими арендарями продавать во время храмовых праздников канунный мед» тянулось очень долго, и если не изменяет нам память, только в 50-х годах кончилось тем, что арендаторы должны были уплатить Крестовоздвиженской церкви понесенные ею от жидовского насилия и неправды убытки. – Помнится, что в злобе за проигранное дело арендаторы Полонские уплатили следуемые деньги медными пятаками, так что церковный староста сам не мог принести их, а должен был звать на помощь себе еще двух братчиков. Священник Симеон Хойнацкий скончался 24 Февраля 1834 года от паралича. Но это было уже после воссоединения приходов, которое совершилось при покойном в 1833 году. Что до причетников Кростовоздвиженской церкви, то по исповедным росписям и клировым ведомостям оной таковыми были: с 1811 года по 1814-й пономарь Тимофей Григорьев Антонович; дьячка нет. – За тем с 1814 по 1817 год ни дьячка, ни пономаря не значится. С по 1827 год пономарь, дьячковский сын Антоний Александров Макаревич. С 1827 по 1834 – пономарь, дьячковский сын Феодор Феодоров Жизневский. – С 1829 по 1831 год дьячек, священнический сын Иаков Иосифов Сольский. В последствии он был переведен на дьяческую вакансию в село Белецкое Новградволынского уезда, откуда поступил послушником в Почаевскую Лавру. Как опытный хозяин, Сольский первоначально сделан был в Лавре помощником Эконома по внешнему хозяйству и здесь так заявил себя, что вскоре по пострижении в монашество с именем Илариона сделан был иеродиаконом, а потом и иеромонахом и Экономом Лавры. – Он скончался в Загаецком монастыре в звании Казначея того монастыря в 1860 году. На место Сольского дьячком к Крестовоздвиженской церкви определен был в 1831 году стихарный дьячек Корнилий Андреев Гардасевич. Он же, вместе с пономарем Феодором Жизневским, вошел потом в составе причта соединенного Крестовоздвиженско-Георгиевско-Сретенского прихода. Как и при Георгиевской церкви, – при церкви Крестовоздвиженской с самого первого времени ее существования находилось «неприсяжное братство», которое по визите 1771 года впрочем находилось в крайне запущенном состоянии; «прихода и расхода в реестр заповеданный прошлою Генеральною Визитою (1765 г.) не записывало, распоряжалось само по себе без ведома духовного и без всякого порядка и послушания»; «денег впрочем тогда имело в руках Никиты Самойлюка 548 злотых, 22 гроша и 2 шеляга», на нашу сумму около сотни рублей серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Гомельская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Архистратига Михаила, Мозырь Гомельская область (белор. Гомельская вобласць) — административная единица на юго-востоке Белоруссии. Административный центр — город Гомель . Образована 15 января 1938 года. Содержание Православие в Гомельской области [ править править код ] История [ править править код ] Первые сведения о христианах Посожья относятся к XI в. В то время Гомель был одним из крупных и богатых городов Черниговского княжества. Гомельские монастыри и церкви относились к древней Черниговской епархии, которая, в свою очередь, подчинялась Киевскому митрополиту. Около 1335 г. Гомель вошёл в состав Великого княжества Литовского. С середины XVI в. в нем стали увеличиваться польские влияния, православная церковь и духовенство стали подвергаться давлению, а позже и преследоваться. К этому времени в Гомеле были известны Спасская, Свято-Троицкая и Рождество-Богородичная (Пречистенская) церкви. После заключения Брестской унии 1596 г. началось насильственное закрытие православных храмов и монастырей, велась конфискация церковного имущества. В результате такой политики, а также нескольких пожаров к середине XVIII века в Гомеле и его окрестностях осталась только одна православная церковь. Разрешение на строительство новых церквей в Гомеле было получено только в 1756 г. Наибольший размах храмостроительство достигло при архиепископе Белорусском Георгии Конисском. Во 2-й пол. XIX в. только в Гомельском повете было построено около 14 церквей. В 1771 г. архиепископом Георгием были выделены средства на постройку духовной школы в Гомеле, которая начала свою деятельность в 1781 г. В 1820–1829 гг. ректором училища был протоиерей Иоанн Григорович (1790–1862), известный проповедник, историк и писатель, автор исследования «Белорусская иерархия». В 1772 г. в результате раздела Речи Посполитой Гомель был включен в состав Российской империи и вошёл в состав Минской епархии. С 1852 г. Гомель стал центром уезда Могилёвской губернии. В нем появилось два каменных храма: Свято-Петро-Павловский и Свято-Троицкий. В 1854 г. в Гомеле вместе с Ново-Белицей было 5 церквей и монастырь, духовное училище в Гомеле и церковно-приходское в Ново-Белице. В Речицком уезде было четыре округа и 60 приходов, в самой Речице было два приходских храма – Свято-Успенский собор с приписной церковью на кладбище и Свято-Никольский храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельская_обл...

Каменную Воскресенскую церковь по­строил ростовский купец Николай Алексе­евич Кекин (1771-1829) как храм на родо­вом кладбище купцов Кекиных. В Ростове приходским храмом рода купцов Кекиных была церковь Воскресе­ния, расположенная у меньшего город­ского вала (в районе бывшего кинотеа­тра «Юбилейный»). Деревянная церковь Воскресения сгорела в 1795 году и не во­зобновлялась. В начале XIX века останки своих предков ростовские купцы Кекины перенесли на новое родовое кладбище в Варницкой слободе, рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Вместо деревян­ной церкви Николай Алексеевич Кекин в 1814 году построил церковь Воскресения Словущего. Словущее (то есть так назы­ваемое) Воскресение - именуется в народе день торжественного воспоминания обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме на Голгофе, построенного в 335 году императором Константином Ве­ликим. Празднование совершается 13 сен­тября/26 сентября. Церковь Воскресения построена в сти­ле классицизма. В этом стиле строилось большинство храмов в первой четверти XIX века. На четверике самой церкви по­ставлен восьмигранный объем, перекры­тый куполом с крестом. К церкви примы­кает трапезная с колокольней. Вход в храм украшен портиком с колоннами тоскан­ского ордера. В храме два Престола, освященные во имя святителя Николая (очевидно, в честь де­ревянного Никольского храма и во имя Не­бесного покровителя Николая Алексеевича Кекина) и священномученика Климента, Папы Римского (в память Престола преж­него деревянного храма). В церкви нахо­дилась особо чтимая икона святителя Николая, происходящая еще из Никольского деревянного храма. Стены Воскресенской церкви были расписаны петербургским ху­дожником Ф. Егоровым. В нишах на запад­ном фасаде по сторонам входа сохранились живописные изображения святителя Нико­лая и священномученика Климента, папы Римского. Воскресенская церковь имела в приходе 8 селений. В 1908 году прихожан из Варницкой слободы было 17 мужчин и 17 женщин; в деревнях: Бабках 54 мужчины и 74 женщины, в Мятежеве 62 мужчины, 50 женщин, в Рельцах 42 мужчины, 40 жен­щин, в Дарцове 158 мужчин, 185 женщин, в Хонятине 85 мужчин, 98 женщин, в Иваихе 47 мужчин, 51 женщина, в Сажине 6i муж­чина, 71 женщина. Всего 1112 прихожан. В Варницком приходе было две школы: второклассная, содержащаяся на казенный счет, в деревне Дарцове - земская. При хра­ме было церковно-приходское попечитель­ство.

http://sobory.ru/article/?object=05890

Правда, в настоящее время и православные христиане не захотят принимать чисто римское вероисповедание, потому что они не любят богослужения на непонятном им языке, потому что в городах пользуются покровительством греческого монастыря, его домами, милостынями, заказными работами и безмездным обучением детей, а в некоторых деревнях 39 за них уплачивается часть податей, и потому что запрещение церковного воссоединения распространяется и на католиков. Но римская пропаганда давно заметила, что православие всего удачнее подрывается унией, и потому употребляет это верное средство к достижению своей цели. Уния с самого начала появления своего в Палестине довольно скоро распространилась между православными. В 1771 году первые униаты явились в Акре. Это были тамошние купцы и письмоводители акрского паши. Торговыми сношениями с местными христианами, родственными связями, пронырством пашийских писарей, и наипаче ревностным содействием консулов они успели приобрести немалое число последователей и построили себе особую церковь . С 1779 года из Акры уния теми же путями перешла в Назарет и Тивериаду, потом во все деревни птолемаидской (акрской) и назаретской епархий и, наконец, в Яффу и Иерусалим. В 1834 году некоторые яффские купцы и писари мусселима, будучи богаты, хотя и слабы числом, обратили свой молитвенный дом в церковь 40 . С 1839 году иерусалимские униаты готовили материалы для постройки себе храма, и теперь кладут ограду его. Такому распространению унии, кроме вышепоказанных причин, благоприятствовали расстройство казны св. Гроба, восстание греков и правительство египетское. Уния в Палестине глубоко пустила свои корни. Фирманом 1829 года ей дозволена свобода богослужения. Турецкое правительство уравняло её в правах с православием . Само греческое духовенство способствует к укреплению её. Ибо, кроме того, что оно не способно к важным предприятиям по своей необразованности, и особенно по холодности к арабам, его правила – крестить обращающихся разноверцев и совершать браки в дальнейших степенях родства – отталкивают униатов от воссоединения с православной церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Жена — Прасковья (Параскева) Дмитриевна, приблизительно 1828 года рождения. У Михаила Ивановича и Прасковьи Дмитриевны было 10 детей Виктор — старший сын Другие дети: Елизавета, приблизительно 1848 года рождения 6], в 1884 г. в замужестве за урядником Ефимом Михайловым ; Анна, приблизительно 1850 года рождения 9], в 1884 г. в замужестве за коллежским регистратором Иваном Сисюкиным ; Александра, приблизительно 1852 года рождения, в 1884 г. в замужестве за урядником Иваном Лесниковым . Ещё дети: Борис, приблизительно 1859 года рождения, в 1984 г. женат на дочери урядника Пелагее Сизякиной; Матвей, приблизительно 1861 года рождения, в 1884 г. женат на дочери казака Параскеве Нефедовой, дочери их Ирине полтора года . Младшие дети: Василий, Марфа, Евдокия, Иван, приблизительно 1863, 1865, 1868, 1872 годов рождения соответственно Дед Виктора Михайловича — дьячок Христорождественской церкви станицы Нижне-Кундрюческой Иван Фёдоров, приблизительно 1802 года рождения. Был определён к Христорождественской церкви «по приказу Войсковой канцелярии 4 октября 1820 года», в 1823 г. служил в Христорождественской церкви пономарём . Был женат на Ирине Гавриловой (Ирине Гавриловне), которая в 1840 г. в возрасте 38 лет была уже вдовой . Родителями Ирины Гавриловой были дьячок Христорождественской церкви Гавриил Сергиев (Гавриил Сергиевич), приблизительно 1754 года рождения , , , и Пелагея Степанова (Пелагея Степановна), приблизительно 1771 года рождения Л. 50 об.; 5. Л. 58 об.]. Михаил был старшим сыном в семье, имел брата Фёдора (приблизительно 1829 года рождения), который в 1840 и в 1841 годах обучался вместе с Михаилом в Новочеркасском духовном училище Прадед Виктора Михайловича — Фёдор Евсигнеевич Евсигнеев, отец Ивана Фёдорова, приблизительно 1780 года рождения, «священнический сын, казачьего происхождения, в училищах не обучался». С 10 декабря 1801 г. — пономарь, с 15 июня 1805 г. — дьякон Христорождественской церкви станицы Нижне-Кундрюческой, «а 1817-го года сентября 28-го дня Преосвященным Епифанием посвящён в священника» 15–18]. В 1847 г. «по представлению Преосвященнейшего Игнатия, Архиепископа Донского, и удостоению Святейшего Синода Высочайше пожалован фиолетовой бархатной скуфьей» . Продолжал служить священником Христорождественской церкви по крайней мере до 1852 г. . Был женат на Ксении Андриановне, приблизительно 1779 года рождения. Кроме Ивана в семье были и другие дети: Татьяна, приблизительно 1799 года рождения; Анна, приблизительно 1807 года рождения; Афанасия, приблизительно 1812 года рождения; Василий, приблизительно 1819 года рождения 15–18]. Вдова Ивана Фёдорова, Ирина Гавриловна, жила в 1840 и 1841 годах в доме свёкра Фёдора Евсигнеева на его «пропитании», а её сыновья Михаил и Фёдор обучались в Новочеркасском духовном училище, находясь на содержании деда. В 1848 г. Ирина Гавриловна продолжает жить в доме свёкра на пропитании свёкра и сына Михаила, а в 1852 г. живёт уже целиком на пропитании сына

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-s...

26 В нем до пожара, как значилось в тогдашней описи, состояли следующие здания: 1) ветхая Крестовоздвиженская каменная церковь с приделом Алексия человека Божия; 2) очень ветхая Введенская церковь каменная; 3) каменная колокольня с шатровым верхом; 4) десять деревянных келий с пристройками и 5) ограда деревянная «с тарасы» срублена с небольшими башенками. 28 У южной ограды за Сретенской церковью имеется небольшое кладбище, на котором погребены бренные останки игумений, старших монахинь, некоторых протоиереев и мирян. 29 По приемной описи эконома архиерейского дома тогда значилось пространства в подворье: длиннику 61 сажень и 2 аршина; поперечнику от св. ворот до Сульской улицы 51 сажень, а вокруг всего монастыря 248½ сажен. 30 О ней, как о мудрой и доброй настоятельнице и руководительнице сестер к вечному спасению, сохранилась память доселе. См. Приложения IV. 31 По недостатку сведений нет возможности перечислить всех настоятельниц Анастасиина-Крестовоздвиженского монастыря – притом в хронологическом порядке. Поэтому здесь указываются только те игуменьи, имена которых почему-либо упоминаются в различных документах. Таковы: 1) Улия-Юлия упоминается в грамоте 1623 г.; 2) Феодора Дементьева в 1626 г.; 3) старица игуменья Каптелина Останкова, в 1656 г, 4) Елена упоминается в царствование Алексея Михаиловича; 5) Анисья в 1666 г.; 6) Параскева в 1712 г.; 7) Александра Зворыкина упоминается в 1743 г., в 1764 г. приняла схиму; 8) Анфиса Жадовская упоминается в 1753–1763 г.; 9) Клавдия, в 1764 г. при ней упразднен Анастасиин монастырь; 10) Акилина в 1764 г. настоятельница Крестовоздвиженского монастыря, в который переведены были монахини из закрытого Анастасиина; 11) Нимфодора в 1771–1772 г; 12) Клавдия, вероятно одно и тоже лице с настоятельницей бывшего Анастасиина монастыря; управляла Крестовоздвиженским монастырем с 1772 по 1774 г.; 13) Нектария состояла игуменьею с 1774 по 1789 год; при ней совершилось восстановление прежде бывшего Анастасиина монастыря; 14) Маргарита игуменья по 1791 г.; 15) Александра Мятлева из дворян Нерехтского уезда по 1811 г.; 16) Сусанна из духовного звания Нерехтского уезда по 1829 г. († в феврале 1832 г.); 17) Софья Лизунова из дворян Пензенской губернии, игуменья по 1847 г., – за свою многоплодную деятельность для монастыря награждена была наперсным крестом; 18) Платонида из обер-офицерских детей Н-Новгорода до начала 1863 г; 19) Мария Давыдова. † 1889 г., первая игуменья восстановленного Богоявленского монастыря и вместе Крестовоздвиженского-Анастасиина монастыря и 20) ныне управляющая также обоими монастырями Евпраксия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕФОДИЙ [Греч. Μεθδιος] (28.11.1771, о-в Наксос - 24.06.1850, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 13 мая 1823). В 1-й пол. XIX в. Антиохийская Православная Церковь (АПЦ) пребывала в полной зависимости от К-польского Патриархата. Антиохийские патриархи избирались решением К-польского Синода из среды греч. клира и, пребывая на Патриаршестве, продолжали сохранять тесные связи с Фанаром - все это наглядно проявилось в церковной карьере М. Сын священника, М. получил начальное образование под рук. своего покровителя митр. Неофита Паронаксийского. В 1788 г. принял сан диакона, в 1793 г.- иерея, позже стал архимандритом. В 1811 г., после кончины митр. Неофита, отклонил предложение занять его место и переехал в К-поль, где стал протосинкеллом Кесарийского митр. Филофея. Поскольку Кесарийский митрополит как один из первенствующих членов Синода (геронтов) постоянно пребывал в столице, М. управлял делами его епархии. В июне 1814 г. он был возведен в сан митрополита Анкирского, после чего остался в К-поле, где участвовал в работе Синода, надзирал за казной Патриархии, храмами и школами, расположенными в столице и ее предместье Катастенон. С началом Греческого национально-освободительного восстания (1821-1829) более 80 православных иерархов подверглись самосуду мусульман и были убиты, но М. избежал этой участи. В 1823 г., после кончины Антиохийского патриарха Серафима , К-польский Синод поднял вопрос о замещении вдовствующего престола. Ввиду жестоких гонений и поборов, к-рым подвергалась АПЦ в годы Греческого восстания, все предложенные кандидаты отказались от Патриаршества. По словам К. М. Базили, только увещевания Синода и угрозы церковных наказаний заставили М. согласиться возглавить АПЦ в столь тяжелое время ( Базили. 2007. С. 511). Впрочем, сам патриарх в беседе с архим. Порфирием (Успенским) говорил, что вступил на престол по своему желанию ( Порфирий (Успенский). 1894. Т. 1. С. 263).

http://pravenc.ru/text/2563108.html

Инокиням в Варницах пришлось тяжело. Испытывая недостаток во всем, начиная с дров и пропитания, они в том же 1725 году обратились к владыке Георгию с просьбой перевести их обратно в Рождественский монастырь. Ходатайство было удовлетворено, однако не сразу. Шесть лет сестры переносили невзгоды, подвизаясь в бедной, удаленной от города обители. В 1731 году в Троице-Сергиев Варницкий монастырь вернулись монахи. В 1770 году началось строительство каменного собора с колокольней, освященного в 1771 году во имя Святой Троицы (как и прежний, деревянный, храм). В 1829 году в монастырской летописи впервые встречается упоминание о новой Введенской церкви — в связи с приездом архиепископа Ярославского и Ростовского Авраама, осматривавшего ее. В 1892 в память 500-летия преставления преподобного Сергия вблизи монастыря с южной стороны выстроена богадельня для престарелого и бедного духовенства Ярославской епархии и странноприимный дом. Постройки созданы на деньги разных благотворителей, первым из которых был ярославский владыка Иоанафан, Варницкая обитель внесла 1 тысячу рублей. Запись эта показывает, помимо всего прочего, что состояние Варницкого монастыря в течение XIX века настолько поправилось, что он уже сам получил возможность благотворить. 1923 год. 20 марта иеромонах Георгий (последний настоятель Варницкой обители) в Яковлевском монастыре возведен во игумена и архимандрита, а 26 февраля 1924 г. архимандрит Георгий по распоряжению безбожной власти выселен из келий и монастыря. В 1995 году монастырь был возвращен Церкви. В 1989 г. была зарегистрирована церковная община из 111 граждан, проживающих в поселке Варницы. Церкви были переданы приходские храмы Воскресения Словущего (1814) и святых Паисия и Уара (1893) близ Варницкого монастыря. Насельниками Троице-Сергиевой Лавры они были отремонтированы. В 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II и по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Троице-Сергиевская Лавра взяла Варницкую обитель под свое покровительство. Начались восстановительные работы. Первым настоятелем монастыря был игумен Борис (Храмцов). При нем была сделана объездная дорога вокруг монастыря. Церкви была возвращена часть монастырских помещений.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Сергиев...

(338) «Под Остерлицем…» Под Аустерлицем, в сражении 20 ноября 1805 г., Кавалергардский полк был расстроен и почти наполовину уничтожен. (339) Сенат. Сенат в Москве помещался в здании Судебных мест, построенном в 1771–1785 гг. на месте дома князей И. Ю. и Ю. Ю. Трубецких. (340) Трощинский – Дмитрий Прокофьевич (1749–1829), статс-секретарь Екатерины II: в 1800 г. был уволен Павлом I в отставку. В ночь на 12 марта 1801 г. Трощинский назначен был членом Государственного совета, министром уделов, а впоследствии (1814) министром юстиции. (341) «Я был в отсутствии…» Открытие Александровской колонны состоялась 30 августа. С 16 или 17 августа по 18 октября 1834 г. Пушкин был в отъезде из Петербурга – сначала в Москве и Полотняном заводе Калужской губ. у жены, которая гостила у Н. И. Гончаровой, а затем, с середины сентября, в Болдине. (342) А. Раевский – Александр Николаевич (1795–1868). (343) Тарутино – село Тарутино в Боровском уезде Калужской губернии, где находилось имение графа С. П. Румянцева (1755–1838); место историческое по сражению с французами 6 октября 1812 г. С. П. Румянцев в память одержанной здесь русскими полками победы освободил всех крестьян села от крепостной зависимости, закрепив за ними землю, которою они тогда пользовались, с условием постановки в Тарутине за их счет памятника в виде обелиска. Памятник был открыт 25 июня 1834 г. На нем находится надпись: «На сем месте российское воинство, предводимое фельдмаршалом Кутузовым, спасло Россию и Европу». (344) В Заводе – на Полотняном заводе Калужской губ., в имении Гончаровых – родителей Н. Н. Пушкиной. (345) Управители – управляющие имением Болдиным – Михаил Иванович Калашников и Иосиф Матвеевич Пеньковский. В Болдино приезжал также присланный от П. А. Осиповой управляющий Карл Рейхман, затем отказавшийся от ведения дел по имению. С весны 1834 г. Пушкин взял на себя главное управление Болдиным, почему и имел дело с управляющими. (346) «Пугачев» – «История Пугачева», переименованная по повелению Николая I в «Историю Пугачевского бунта».

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

Енисейск. Церковь Воздвижения Креста Господня на Севастьяновском кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная однопрестольная кладбищенская церковь, выстроенная в 1794 г. купцом И. Волковым на кладбище в западной части города. Свой причт был упразднен в 1841 г., была приписана к Успенской церкви, а с 1862 г. к Богоявленскому собору. Закрыта и снесена в кон. 1930-х годов. http://kras-hram.ru/page313/ О строительной истории енисейской кладбищенской Крестовоздвиженской церкви, вследствие плохой сохранности документальных источников, известно совсем немного. Материалы церковных архивов, в частности, одна из клировых ведомостей «о церквах и причтах» Енисейска за 1829 год, относит её постройку к 1794 году. Ведомость сообщает, что здание было выстроено на средства енисейского купца Ивана Волкова. Эту же дату сооружения церкви указывает А.И. Кытманов в своем летописном сочинении по истории Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, а также авторы обобщающего труда об истории приходов Енисейской епархии, вышедшего в свет в Красноярске в 1917 году. Иную дату строительства Крестовоздвиженской церкви содержат «Изъяснения представляющиеся о древнем и новейшем состоянии города Енисейска», составленные около 1820 года, и опубликованные в одном из номеров Иркутских епархиальных ведомостей в 1876 году. Авторы «Изъяснений» датой постройки церкви называют 1798 год. Ввиду отсутствия документальных первоисточников, содержащих достоверные сведения о строительной истории Крестовоздвиженской церкви, временем её сооружения, исходя из имеющихся в наших руках материалов, предположительно можно назвать 1794-1798 годы. До разрушения в 30-х годах XX в. церковь находилась на территории кладбища, располагавшегося к западу от городской застройки. Впервые решение о размещении кладбищ на земельных участках, специально предусмотренных с западной и восточной стороны Енисейска, было принято в начале 1770-х годов, и обусловлено требованиями изданного 24 декабря 1771 года сенатского указа «О сношении губернаторов и воевод с духовными правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей», запретившего погребения при городских церквях.

http://sobory.ru/article/?object=36407

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010