Погост. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Спаса Преображения. Гусевский погост Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Рязанская область, Касимовский район, с. Погост Координаты: 55.009454, 41.160821 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты В селе Гусевский Погост (ныне село Погост Касимовского района Рязанской области) издавна существовали две церкви: одна в честь Преображения Господня, другая в память св.Николая Чудотворца. Село это упоминается в списке с писцовых книг Василия Кропоткина: « Погост на реке на Гуси, а на погосте церковь Преображения Господня да другая церковь Николы Чудотворца древяны, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, да на погосте двор попа Прокопия да сына его Бориса…».Гусевский погост одно время был значительным торговым пунктом, благодаря своему географическому положению. Торг появился стихийно и без ведома местных властей. К тому же его популярность быстро росла. Поэтому касимовский царевич Сеид-Бурхан Арсланович выражал своё недовольство, о чем «бил челом государю». Однако Гусевский Погост продолжал процветать. В 1777 году Преображенская церковь сгорела, и вместо неё решено было соорудить новую каменную с двумя приделами - в честь иконы Казанской Богоматери и Ильи Пророка. Строительство шло медленно, к началу XIX века возвели только половину храма. Стройка затянулось до 1829 года. Рядом с Преображенским храмом возвели и колокольню, на нижнем ярусе которой располагались восемь фигурок неизвестных святых.21 октября 1829 года состоялось долгожданное освящение новой Преображенской церкви. По этому случаю из Касимова был прислан соборный протопоп Поликарп, который и совершил обряд освящения. В 1883 году архитектор Войницкий начал некоторую перестройку в этой церкви. Были значительно расширены и благоустроены приделы. Казанский придел был вновь освящен 21 ноября 1884 года, а Ильинский придел – 13 октября 1885 года. В 1771 году одновременно построили и каменную Никольскую церковь на месте старой разрушенной деревянной. Таким образом, в деревне находилось сразу два храма, и на обе церкви была одна колокольня. Возможно, в то время построили и часовню, стоящую недалеко от церквей. Здания церквей, несмотря на архитектурную разноплановость, создают совершенно неповторимый образ этого замечательного места, а далекие горизонты вокруг вызывают странное чувство, как будто стоишь на краю земли...

http://sobory.ru/article/?object=01070

Гомельская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Архистратига Михаила, Мозырь Гомельская область (белор. Гомельская вобласць) — административная единица на юго-востоке Белоруссии. Административный центр — город Гомель . Образована 15 января 1938 года. Содержание Православие в Гомельской области [ править править код ] История [ править править код ] Первые сведения о христианах Посожья относятся к XI в. В то время Гомель был одним из крупных и богатых городов Черниговского княжества. Гомельские монастыри и церкви относились к древней Черниговской епархии, которая, в свою очередь, подчинялась Киевскому митрополиту. Около 1335 г. Гомель вошёл в состав Великого княжества Литовского. С середины XVI в. в нем стали увеличиваться польские влияния, православная церковь и духовенство стали подвергаться давлению, а позже и преследоваться. К этому времени в Гомеле были известны Спасская, Свято-Троицкая и Рождество-Богородичная (Пречистенская) церкви. После заключения Брестской унии 1596 г. началось насильственное закрытие православных храмов и монастырей, велась конфискация церковного имущества. В результате такой политики, а также нескольких пожаров к середине XVIII века в Гомеле и его окрестностях осталась только одна православная церковь. Разрешение на строительство новых церквей в Гомеле было получено только в 1756 г. Наибольший размах храмостроительство достигло при архиепископе Белорусском Георгии Конисском. Во 2-й пол. XIX в. только в Гомельском повете было построено около 14 церквей. В 1771 г. архиепископом Георгием были выделены средства на постройку духовной школы в Гомеле, которая начала свою деятельность в 1781 г. В 1820–1829 гг. ректором училища был протоиерей Иоанн Григорович (1790–1862), известный проповедник, историк и писатель, автор исследования «Белорусская иерархия». В 1772 г. в результате раздела Речи Посполитой Гомель был включен в состав Российской империи и вошёл в состав Минской епархии. С 1852 г. Гомель стал центром уезда Могилёвской губернии. В нем появилось два каменных храма: Свято-Петро-Павловский и Свято-Троицкий. В 1854 г. в Гомеле вместе с Ново-Белицей было 5 церквей и монастырь, духовное училище в Гомеле и церковно-приходское в Ново-Белице. В Речицком уезде было четыре округа и 60 приходов, в самой Речице было два приходских храма – Свято-Успенский собор с приписной церковью на кладбище и Свято-Никольский храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельская_обл...

Енисейск. Церковь Воздвижения Креста Господня на Севастьяновском кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная однопрестольная кладбищенская церковь, выстроенная в 1794 г. купцом И. Волковым на кладбище в западной части города. Свой причт был упразднен в 1841 г., была приписана к Успенской церкви, а с 1862 г. к Богоявленскому собору. Закрыта и снесена в кон. 1930-х годов. http://kras-hram.ru/page313/ О строительной истории енисейской кладбищенской Крестовоздвиженской церкви, вследствие плохой сохранности документальных источников, известно совсем немного. Материалы церковных архивов, в частности, одна из клировых ведомостей «о церквах и причтах» Енисейска за 1829 год, относит её постройку к 1794 году. Ведомость сообщает, что здание было выстроено на средства енисейского купца Ивана Волкова. Эту же дату сооружения церкви указывает А.И. Кытманов в своем летописном сочинении по истории Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, а также авторы обобщающего труда об истории приходов Енисейской епархии, вышедшего в свет в Красноярске в 1917 году. Иную дату строительства Крестовоздвиженской церкви содержат «Изъяснения представляющиеся о древнем и новейшем состоянии города Енисейска», составленные около 1820 года, и опубликованные в одном из номеров Иркутских епархиальных ведомостей в 1876 году. Авторы «Изъяснений» датой постройки церкви называют 1798 год. Ввиду отсутствия документальных первоисточников, содержащих достоверные сведения о строительной истории Крестовоздвиженской церкви, временем её сооружения, исходя из имеющихся в наших руках материалов, предположительно можно назвать 1794-1798 годы. До разрушения в 30-х годах XX в. церковь находилась на территории кладбища, располагавшегося к западу от городской застройки. Впервые решение о размещении кладбищ на земельных участках, специально предусмотренных с западной и восточной стороны Енисейска, было принято в начале 1770-х годов, и обусловлено требованиями изданного 24 декабря 1771 года сенатского указа «О сношении губернаторов и воевод с духовными правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей», запретившего погребения при городских церквях.

http://sobory.ru/article/?object=36407

Ершово. Церковь Троицы Живоначальной (старая). Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1826 и 1829. Год утраты:1941 (взорвана немцами) Ссылки:   Адрес: Московская область, Одинцовский район, Ершово, д. 41А. Координаты: 55.769463, 36.85917 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Утраченная церковь Троицы Живоначальной  была  воссоздана  в исторических формах и размере немного южнее от своего первоначального места Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревянные предшественники каменного Ершовского храма существовали в середине XV в., поскольку уже тогда Ершово упоминается селом. Одна из деревянных церквей, судя по надписи на антиминсе, построена была вотчинником Сергеем Васильевичем Салтыковым около 1742 г., но этот храм простоял недолго. 23 апреля 1761 г. он сгорел, после чего службы отправлялись в построенной на ее месте в октябре 1761 г. часовне, в которой имелся антиминс, выданный в 1740 г. Новый деревянный храм был построен к 16 мая 1770 г., как сообщают клировые ведомости, тщанием прихожан, а освящен скорее в 1771 г. В этой церкви хранился и антиминс от старого храма, который многих ввел в заблуждение относительно постройки прежнего деревянного храма. В клировых ведомостях за 1823 г. о церкви говорится, что она пришла в ветхость. Замысел нового, уже каменного храма появляется в 1822 г. Об этом говорит запись в дневнике Василия Дмитриевича Олсуфьева: «У меня был архитектор Григорьев, и я толковал с ним о церкви, которую мы намерены строить в Ершове». Заботу о постройке церкви, по всей видимости, взял на себя именно Василий Олсуфьев. Но называть Василия Олсуфьева единственным строителем ершовской церкви, как это обычно делается, не вполне справедливо. Дело в том, что после смерти его отца, Дмитрия Олсуфьева, Ершово переходит к его матери Дарье Александровне и находится в ее владении 20 лет вплоть до смерти в 1828 г. Именно поэтому вся официальная храмоздательная переписка с архиепископом Филаретом ведется именно ей. Так, 12 февраля 1823 г. она направляет прошение к правящему архиерею о постройке нового каменного храма. Храмоздательная грамота дана была архиепископом Филаретом в Санкт Петербурге 28 мая того же года.

http://sobory.ru/article/?object=60513

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕФОДИЙ [Греч. Μεθδιος] (28.11.1771, о-в Наксос - 24.06.1850, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 13 мая 1823). В 1-й пол. XIX в. Антиохийская Православная Церковь (АПЦ) пребывала в полной зависимости от К-польского Патриархата. Антиохийские патриархи избирались решением К-польского Синода из среды греч. клира и, пребывая на Патриаршестве, продолжали сохранять тесные связи с Фанаром - все это наглядно проявилось в церковной карьере М. Сын священника, М. получил начальное образование под рук. своего покровителя митр. Неофита Паронаксийского. В 1788 г. принял сан диакона, в 1793 г.- иерея, позже стал архимандритом. В 1811 г., после кончины митр. Неофита, отклонил предложение занять его место и переехал в К-поль, где стал протосинкеллом Кесарийского митр. Филофея. Поскольку Кесарийский митрополит как один из первенствующих членов Синода (геронтов) постоянно пребывал в столице, М. управлял делами его епархии. В июне 1814 г. он был возведен в сан митрополита Анкирского, после чего остался в К-поле, где участвовал в работе Синода, надзирал за казной Патриархии, храмами и школами, расположенными в столице и ее предместье Катастенон. С началом Греческого национально-освободительного восстания (1821-1829) более 80 православных иерархов подверглись самосуду мусульман и были убиты, но М. избежал этой участи. В 1823 г., после кончины Антиохийского патриарха Серафима , К-польский Синод поднял вопрос о замещении вдовствующего престола. Ввиду жестоких гонений и поборов, к-рым подвергалась АПЦ в годы Греческого восстания, все предложенные кандидаты отказались от Патриаршества. По словам К. М. Базили, только увещевания Синода и угрозы церковных наказаний заставили М. согласиться возглавить АПЦ в столь тяжелое время ( Базили. 2007. С. 511). Впрочем, сам патриарх в беседе с архим. Порфирием (Успенским) говорил, что вступил на престол по своему желанию ( Порфирий (Успенский). 1894. Т. 1. С. 263).

http://pravenc.ru/text/2563108.html

Сладчанка. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Сладчанское село находится на границе Шадринского уезда с Ялуторовским Тобольской губ., от Екатеринбурга оно расположено в 270 в., а от Шадринска - в 70 на р. Исети, в долине почти совершенно безлесной. Климат умеренный и здоровый. Почва черноземная. По сохранившемуся народному преданию, лет более 150 тому назад местность, занимаемая приходом, была в высшей степени богата природными дарами: река была полна рыбой, по обеим сторонам реки на трехверстном расстоянии тянулись заливные, поемные луга, в изобилии доставлявшие сочное сено, а далее от реки по одной стороне тянулись чудные березовые леса, а по другой стоял – дремучий бор. В лесах было обилие всякой птицы, ягод и грибов. Говорят, что первым здешним насельникам так понравилась местность и первоначальное житье здесь, что они образовав небольшую деревеньку, назвали ее " Сладкой " , увековечив таким названием свое первое впечатление, полученное ими при поселении. Времени образования Сладчанского прихода с точностью определить нельзя; основываясь же на клировой ведомости Сладчанской церкви за 1829 года и сведениях, помещенных в 16 Тоб. губ. Ведомостей за 1858 год, можно предположить, что это было между 1754 и 1758 годами. Устное предание говорит, что приход Сладчанский выделился из Мехонскаго. В настоящее время в состав прихода входят: самое село и деревни: Спицина – 3 в., Черепанова – 6 в., Грачева – 3 в., в коих числится прихожан 1504 д. м. п. и 1559 д. ж. п., в том числе раскольников 28 душ об. пола. Население прихода русское, крестьянскаго сословия, по занятию – земледельческое. Для жителей д. Грачевой служит побочным заработком плетение " пестерей " (вроде корзин), дающее хороший доход. В административном отношении Сладчанский приход до 1771 года состоял в ведении Рафаиловского (ныне Рафаиловское село Ялуторовскаго уезда) заказного духовных дел правления, а с сего года, когда эти учреждения из села переведены в города, Сладчанский приход перешел в ведение Курганского заказа, откуда в 1786 году переведен в ведение Шадринского Духовного Правления.

http://sobory.ru/article/?object=48335

Санкт-Петербург. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем Морском инженерном училище Императора Николая I в Кронштадте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1847. Адрес: г. Кронштадт, ул. Макаровская, 3. Координаты: 59.989184, 29.763512 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты 31 мая 1771 г. после пожара Морского кадетского корпуса на ВО его перевели в кронштадтский Итальянский дворец, в связи с чем был проведен ряд перестроек. Морской кадетский корпус размещался здесь с 1771 по 1798 гг. Здесь 15 февраля 1772 г. была освящена церковь во имя св. Николая Чудотворца. Одноименная церковь существовала при корпусе с 1761 г. и находилась в здании корпуса на Васильевском острове. В Кронштадте корпус оставался до 1796 г., когда его по указу Павла I вернули в Петербург. Церковь также перевели в новое здание в столицу. Император Павел Петрович, вступив на престол, обратил внимание на флот и повелел перевести морских кадет из Кронштадта в Петербург. Одновременно он учредил два Штурманских училища, одно для Балтийского, а другое для Черноморского флотов. Для помещения штурманских классов училища был назначен в Кронштадте дом, в котором до того помещался Морской кадетский корпус. (Зеленой А.И. Исторический очерк Штурманского училища 1798-1871, Кронштадт,1872. С.5-6) В 1798 г. в Итальянском дворце разместилось Штурманское училище. В 1826 г. Штурманское училище было переименовано в Штурманскую роту, а 10 марта 1827 г. в Первый штурманский полуэкипаж. В 1829-1831 гг. был проведен ремонт дворца по чертежам арх. Э. Анерта. Интерьеры церковного зала оформил арх. В. Стасов. Одноярусный иконостас был вполнен в стиле классицизм. В 1843 г. Николай I принял решение о перестройке здания. Комиссию по перестройке возглавил начальник Экипажа генерал-майора А.К. Давыдова. 19 мая 1843 г. был утвержден проект перестройки дворца арх. А.Н. Акутина. По новому проекту к западному корпусу дворца была добавлена большая пристройка в 18 осей. Строение, соединявшее ранее западный и восточный корпус, было снесено, вместо него севернее построен новый крытый переход. С южной стороны дворового корпуса пристроена галерея. К корпусу, перпендикулярному каналу Петра Великого сделана пристройка в 8 осей для церкви.

http://sobory.ru/article/?object=36927

Хохлома. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Источник: Андрей и Татьяна Павловы 1 января 1950 Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Пресвятые Богородицы села Хохломы, построена в 1828 году, тщанием прихожан. Здание каменное с таковыми колокольней и оградой, крепка. Престолов в ней три: один в настоящей холодной, во имя Рождества пресвятые Богородицы, освящен 1848 году 8 сентября. Второй в теплой трапезе: 1-во имя Архистратига Михаила, освящен 1830 года 7 сентября, 2- во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, освящен 1829 года 9 ноября. Причта положено издавно быть: троим священникам, 2 диаконом и 6-м церковнослужителям. С 1842-1851 год состояло 4 причта. С 1856-1866 глод было 3 причта, на лицо состоит 2 полных штата. Дома у священнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле. На содержание священноцерковных служащих жалования ни откуда никакого не получается; доходы от прихожан, большей частью раскольников, весьма бедные, и потому содержание причта скудное. Здания принадлежат сей церкви суть: при базаре деревянная часовня, в ней производится продажа восковых свеч от свечного Нижегородского комитета; одна деревянная лавка при базаре, за торговлю которой в пользу церкви и получается 1 рубль 50 копеек в год. Приписной церкви нет, а состоит на прежнем кладбище ветхая деревянная во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая с 1856 года упразднена. ... первая церковь в селе - это храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1722 году «… по благословенной грамоте в вышеписанном селе Хохломе, которое до построения ц-ви была деревня, поставлена ц-вь Божия во имя Рождества Пр. Богор. для обращения новопоселенных жителей от раскола…» В 1771 году в селе был пожар, сгорела церковь во имя святого Михаила Архангела. Т.е. деревянная церковь в селе, в честь Архангела Михаила, была построена в селе в период с 1723 года до 1770 года (точная дата её постройки пока не установлена). В более поздних документах, в клировых ведомостях прихода сообщается, что в селе две деревянные церкви и при них отдельно стоящая деревянная колокольня. 1-я церковь - во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 2-я церковь во имя Архистратига Михаила с приделом трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, построена в 1774 году (т.е. отстроена после пожара 1771 г.). Колокольня, стоящая около церквей. Кладбище при самых тех церквах.

http://sobory.ru/article/?object=12443

Храм Иоанна Предтечи (Чехов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Иоанна Предтечи (Чехов). Кирпичный однокупольный храм в стиле раннего классицизма, построен в 1771 г. на средства Еропкиных, был освящен во имя Рождества Предтечи. Боковые приделы Михаила Архангела и Троицкий (ныне Рождества Предтечи) пристроены в 1839 г. Содержание История [ править править код ] Старинный усадебный комплекс Садки в городе Чехове – один из самых красивых и поэтичных уголков древней лопасненской земли, место, неразрывно связанное с уникальными событиями и замечательными людьми, оставившими незабываемый след в Российской истории. Именно здесь в 1689 году родился наш выдающийся соотечественник Пётр Еропкин – сподвижник Петра первого, главный архитектор Петербурга. В страшное время бироновщины вместе с другими единомышленниками Еропкин выступил против засилья иноземцев в российском правительстве и летом 1740 года после мучительных пыток был обезглавлен на лобном месте в Петербурге. В память о славном патриоте в 1771 году в Садках " тщанием госпожи Еропкиной " и была возведена церковь, освещённая во имя Крестителя Господня Иоанна, ныне называемая храмом Иоанна Предтечи. Храм, выполненный в стиле раннего классицизма с чертами барокко, украшенный филёнками и пилястрами, первоначально состоял из собственно храма и колокольни, соединённых с трапезной. Основной объём здания состоял из четверика, несущую купольную ротонду, удлинённого световым барабаном с крупным яблоком, над которым возвышалась луковичная главка. В 19 веке трапезную расширили за счёт пристроенных приделов: в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя Архистратига Михаила. Тогда же надстроили третий ярус колокольни. Каждый настоятель Иоанно–Предтеченского храма и каждый новый хозяин усадьбы Садки вносили свою лепту в благоустройство церкви и окрестной территории. Оставил о себе добрую память Михаил Николаевич Еропкин, владевший усадьбой в первой половине 19 века. Дворяне уезда не раз избирали его предводителем. Его сын Василий, лейб-гренадёр, участник русско-турецкой войны 1828-1829 годов, штурма Варшавы в 1831 году. В 1838 году избирался посредником по размежеванию земель в Серпуховском уезде. В Крымскую войну он защищал Севастополь, о чём оставил свои мемуары.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Иоанна_Пр...

Гомель Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.42416; 31.014281 Беларусь, Гомель Гомельская область Беларусь Александро-Невский храм, Гомель Гомель (белор. Гомель) — город в Белоруссии, административный центр Гомельской области и Гомельского района, второй по численности населения (521 452 человека на 1 января 2016) город в стране. Расположен на юго-востоке республики на реке Сож в 302 км на юго-восток от Минска, в 534 км на восток от Бреста, в 171 км на юг от Могилёва, в 237 км на запад от Брянска, в 111 км к северу от Чернигова, в 567 км на юго-запад от Москвы. Содержание Православие в Гомеле [ править править код ] История [ править править код ] Первые сведения о христианах Посожья относятся к XI в. В то время Гомель был одним из крупных и богатых городов Черниговского княжества. Гомельские монастыри и церкви относились к древней Черниговской епархии, которая, в свою очередь, подчинялась Киевскому митрополиту. Около 1335 г. Гомель вошёл в состав Великого княжества Литовского. С середины XVI в. в нем стали увеличиваться польские влияния, православная церковь и духовенство стали подвергаться давлению, а позже и преследоваться. К этому времени в Гомеле были известны Спасская, Свято-Троицкая и Рождество-Богородичная (Пречистенская) церкви. После заключения Брестской унии 1596 г. началось насильственное закрытие православных храмов и монастырей, велась конфискация церковного имущества. В результате такой политики, а также нескольких пожаров к середине XVIII века в Гомеле и его окрестностях осталась только одна православная церковь. Разрешение на строительство новых церквей в Гомеле было получено только в 1756 г. Наибольший размах храмостроительство достигло при архиепископе Белорусском Георгии Конисском. Во 2-й пол. XIX в. только в Гомельском повете было построено около 14 церквей. В 1771 г. архиепископом Георгием были выделены средства на постройку духовной школы в Гомеле, которая начала свою деятельность в 1781 г. В 1820–1829 гг. ректором училища был протоиерей Иоанн Григорович (1790–1862), известный проповедник, историк и писатель, автор исследования «Белорусская иерархия».

http://azbyka.ru/palomnik/Гомель

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010