Богородице-Рождественский придел слева на хорах освятили 7 сентября. А придел во имя Вознесения Господня, по неясным причинам, был освящен только через несколько лет — 28 мая 1774 г.В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь. Итак, по главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название — Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770 — 1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Действительно, его совершенное здание свидетельствует о незаурядном даровании автора проекта, который приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами. Вспомним, сколько церквей кануло в Лету, а барочный пятиглавый соборный храм во имя священномученика Климента, папы Римского, сохранил даже свой неповторимый интерьер. В описи церковного имущества 1817 г. отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств». Он великолепно сработан, оригинален по композиции и отличается совершенной деревянной резьбой. В церковной ризнице хранились уникальной работы хоругви, напрестольные кресты, книги в драгоценных переплетах (самая ранняя — Евангелие 1654 года, московской печати), а также высокохудожественные предметы церковной утвари — паникадила, подсвечники, сосуды. Но подлинным шедевром являлась напрестольная резная сень в виде балдахина на восьми витых колонках — редчайший образец барочного декоративно-прикладного искусства.

http://sobory.ru/article/?object=02177

Но главное, сам рост старообрядчества в середине XIX столетия, когда, по мнению авторитетного источника, число их возросло до 12 миллионов, то есть составило от четверти до трети всего великорусского населения страны, доказывал жизненность этого движения 1769 . А успех в борьбе с гонениями Николая I и воссоздание старообрядческого епископата в 1840-х гг. доказывали его силу. Николай I, как мы уже говорили, всеми силами старался раздавить старообрядчество, которое тоже считал " явлением не церковно-обрядовым, а политическим и антигосударственным» 1770 . В этом отношении он вполне придерживался мнения московского митрополита Филарета, который в своих записках правительству отмечал, что " раскольники сформировались в довольно особую в государстве сферу, в которой господствует над иерархическим демократическое начало» 1771 . Эта точка зрения и испуг правительства перед ростом раскола и восстановлением епископата еще более усилили гонения на раскол. Старообрядческие монастыри были разогнаны, школы распущены, деятельность общин радикально ограничена. В начале 1850-х гг. были закрыты самые большие старообрядческие центры 1772 : на Выге, Преображенская и Рогожская общины в Москве, Волковская община в Петербурге и многие другие в провинции 1773 . В 1854 г. многие из старообрядческих вождей Москвы, как, например, Гучков, Стрелков, Кузьмин и другие, были арестованы и высланы в провинцию 1774 . Во время русской оккупации Добруджи в 1854 г. были арестованы и заключены в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь старообрядческие епископы Аркадий (Дорофеев) и Алимпий (Вепринцев). В 1858 г. под Киевом был арестован и заключен в тот же Суздаль епископ Конон (Дураков) 1775 . Наконец, в 1846 и 1850 гг. все браки старообрядцев-беспоповцев, заключенные не в церкви, были объявлены недействительными, а дети, родившиеся в таком браке, незаконными 1776 . Герцен уже со времени своего пребывания в Вятке и Новгороде был знаком со старообрядчеством. Судьба раскольников неоднократно привлекала его внимание и сочувствие 1777 . Он даже отмечал, что одной из причин его расхождения со славянофилами было согласие последних с правительственными мероприятиями против раскольников 1778 . С появлением книги Щапова Герцен еще более заинтересовался старообрядцами. Он сочувствовал им не только как преследуемому религиозному меньшинству, но и как возможным союзникам в борьбе за демократическую Россию. И ему казалось, что закаленные в борьбе за веру старообрядцы смогут помочь в борьбе с самодержавием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

сблизилось с королевской семьей. В 1771 г. масоном стал шведский кор. Густав III. В 1774 г. брат короля, принц Карл, герц. Зюдерманландский (в 1809-1818 король Швеции Карл XIII, сменивший свергнутого Густава IV Адольфа), был избран гроссмейстером Великой национальной ложи Швеции, а также возглавил Капитул Шведского ритуала. Швед. короли (за исключением правящего Карла XVI Густава) имеют наследственный титул Великого мастера и покровителя М. В Латинской Америке В Латинской Америке первые организованные структуры «вольных каменщиков» возникли в Аргентине (1790), Мексике (1806) и Венесуэле (1824), позднее появились: Верховный совет «Новой Гранады» в Гватемале (1871), Великая ложа Кускатлан в Сальвадоре (1912), Великая символическая суверенная ложа в Гондурасе (1922). Их отличительной особенностью является антиклерикализм. Масоны, среди которых имелось достаточное количество представителей местного индейского населения, требовали оградить сферу образования, а также общественную жизнь от вмешательства Римско-католической Церкви. В некоторых странах региона пост президента традиционно занимают масоны. Членами масонских лож были Ф. де Миранда, С. Боливар (в 1805 получил посвящение в Париже), Б. Хуарес, Х. Марти. В нач. XXI в. М. в странах Лат. Америки пользуется большим влиянием. В России Масонский храм в г. Санта-Крус-де-Тенерифе. 1902 г. Архит. М. де Камофа-и-Крус Масонский храм в г. Санта-Крус-де-Тенерифе. 1902 г. Архит. М. де Камофа-и-Крус В России масоны появились в начальный период царствования Петра I (1682-1725); некоторые исследователи относят к ним Я. В. Брюса и Феофана Прокоповича. М. появилось в России в 30-х гг. XVIII в. под влиянием Великой ложи Англии (в 1731 состоялось назначение провинциальным Великим мастером России капитана Дж. Филиппса, в нач. 40-х гг. XVIII в.- генерала российской службы Дж. Кейта). В 40-60-х гг. XVIII в. масонами были преимущественно иностранцы, жившие в столице, а также нек-рые представители аристократических родов (Р. И. Воронцов, И.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

В 1780 г. место Афанасия Лебедева занял протопоп Иоанн Болгарский. К этому времени обстановка для миссионерской деятельности в Осетии значительно улучшилась. В 1774 г. по Кучук-Кайнарджийскому трактату состоялось окончательное присоединение Кабарды к России. В 1785 г. было учреждено Кавказское наместничество, а вновь основанная Кавказская кордонная линия распространилась сплошной цепью военных укреплений от Терека до устья Дона. Донося Астраханскому архиепископу Антонию о религиозном состоянии Осетии, начальник Осетинской духовной комиссии протоиерей И. Болгарский в 1780 г. писал: «В некоторых местах имеются и церкви каменные, только весьма древние, а именно: в Куртатинском ущелье, в деревне Дзигвисе церковь во имя великомученика Георгия с алтарем... В деревне Нузал целая, в которой видно отчасти и стенное изображение св. великомученика Георгия, Федора, Тифона и архистратига Михаила; в деревне Цей церковь во имя Св. Троицы деревянная, состроена из красного дерева, называемого «негниющее». Не только эти храмы, но и предания о прежней принадлежности к христианству, полуязыческие празднования христианских постов и чтимых православной церковью праздничных дней, почитание Иисуса Христа, Божией Матери, Ильи Пророка, Георгия Победоносца и др. святых – все это и прежде благоприятствовало миссионерской деятельности. Теперь же, после присоединения всей Кабарды к России, появилось еще более возможностей для распространения христианства. Не удивительно, что если с 1745 по 1769 гг. было крещено 2142 осетина, то с 1771 по 1792 гг. уже 6057 человек. В Моздоке из числа крещеных горцев была образована казачья осетинская сотня. Осетинской духовной комиссии в своей миссионерской деятельности приходилось, кроме всего, парировать происки католических проповедников. Об одном таком случае в 1765 г. рассказывает П. Бутков: «Явились на Осетинское подворье к игумену Григорию с кистинским старшиною два католических патера и один переводчик, что они имеют от папы позволение проповедовать Слово Божие. Полковник Гак, начальник в Моздоке, приказал не допускать их к проповеди и водворению в Осетии; а между тем донес и о сем обстоятельстве Коллегии иностранных дел. Указом ее от 29 августа того же года Кизлярскому коменданту генерал-майору Потапову поступок Гака опробован, предписано и впредь иноверных проповедников стараться удалять и разведать, откуда приехали, и не те ли они, которые в 1756 году были в Астрахани два капуцина Франциск-Мария и Сотер, на коих были от армянского архиерея многие жалобы в том, что обращают армян в католицкий закон. Оба тогда же высланы из России, но капуцин Сотер в 1758 году через Гданск морем опять сюда прокрался и вторично выслан. Точно ли были те самые патеры, не получено известия. Разведано только, что они приезжали из Ахалциха, под видом купцов для обозрения кистинского народа и православной церкви у них построенной при реке Балсу, и когда увидели в предприятии своем препятствие, то уехали обратно».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Иванов Алексей) Родился в 1746 году в Москве. Обучался в Московской духовной академии. 13 мая 1771 года пострижен в монашество. В 1774 году окончил курс академии и оставлен в ней учителем. С 1781 года – проповедник при академии. В 1782 году возведен в сан игумена Московского Покровского монастыря и определен на должность префекта бывшей при монастыре Крутицкой духовной семинарии. В 1784 году переведен префектом и профессором философии в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1786 году назначен ректором академии и возведен в сан архимандрита Заиконоспасского монастыря. 12 ноября 1788 года хиротонисан во епископа Коломенского. С 10 апреля 1799 года – епископ Воронежский. С 1 октября 1799 года – епископ Екатеринославский. 15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа. 18 августа 1805 года был назначен архиепископом Астраханским, но в самый день назначения скончался. Труды: Слова на торжественные дни и праздники. – М., 1787. Записки архиепископа Афанасия по Священному Писанию , где славянский перевод проверялся с греческим текстом и еврейским подлинником (хранились в рукописях). Переводы с латинского: Авл Геллий. Афинские или Аттические ночи: в 2 ч. – М., 1787. Апология Тертуллиана или защищение христиан против язычников. – М., 1802. Литература: Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 854–855. Русские книги. С биографическими данными об авторах и переводчиках (1708–1893): в 3 т./Под редакцией С. В. Венгерова. – СПб., 1897–1899. – С. 468. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1400. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 157. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 158, 210, 312, 487, 839, 1034. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 157.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Далее подчеркивается, что Россия снова обосновалась в Крыму задолго до его включения в состав Российской империи: «...в 1771 г. русские войска взяли Керчь и соседнюю с Керчью крепость Еникале. По мирному договору с Турцией (1774 г.) этот город с крепостью первыми на территории Крыма вошли в состав России». К слову, роль Керчи и в целом Керченского полуострова в российском освоении Крыма стала в ноябре 1953 г., можно сказать, основой предложения Титова, адресованного Хрущеву и Полянскому и повторенного Титовым в январе 1954 г., о включении этого (т.е. восточно-крымского) региона в статусе Керченской области в состав РСФСР. Титов уже тогда обоснованно считал, что РСФСР нецелесообразно «уходить» из Крыма, а благодаря новой области стратегически важный Керченский (азовско-черноморский) пролив останется в составе РСФСР. «Керченская» идея Титова была отвергнута хрущевцами, причем, Керченский пролив при передаче Крыма был закреплен за Украиной. Лишь через 27 лет после передачи Крыма Украине П.И. Титов был упомянут в перечне руководителей Крымского обкома в справочнике М.М. Максименко и Г.Н. Губенко«Крымская область». По воспоминаниям Николая Визжилина, сына Н.А.Визжилина (1903-1976), который в 1950 по 1957 гг. был зампредседателя правления Всероссийского общества по культурным связям с заграницей, а в 1958-1960 гг. - зампредседателя правления Союза обществ дружбы с зарубежными странами (СОД), Визжилин-старший «похваливал Павла Ивановича Титова, своего соседа по жительству на Кутузовском проспекте - крепкого, решительного и смелого человека, который в сталинские времена был избран первым секретарем обкома партии Крыма... П.И. Титов категорически возражал Хрущеву по поводу передачи Крыма Украине - об этом стоит упомянуть, потому что теперь о таких возражениях практически уже никому неизвестно. У Титова были постоянные стычки с первым секретарем ЦК по этому поводу, в результате которых властный и рачительный хозяин Крымской области был низложен до ранга заместителя министра сельского хозяйства РСФСР. Это головокружительное понижение в должности полностью вывело Павла Ивановича из верхних эшелонов власти...» (см. «Семейные были. Н.Н.Визжилин,).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТОЛИЧЕСКОЕ АРХИЕПИСКОПСТВО Со статусом митрополии, провинция Римско-католической Церкви для католиков лат. обряда в Белоруссии; учреждено 13 апр. 1991 г. вслед. реорганизации дореволюционного Могилёвского католического архиепископства (охватывало земли Вост. Белоруссии; архиепископ Могилёвский до 1917 являлся митрополитом всех римско-католич. Церквей на территории Российской империи, позже в эмиграции имел особый статус ординария католич. приходов на территории Белорусской ССР и РСФСР) и подчиненного ему католического Минского еп-ства (центральные и зап. районы Белоруссии). М.-М. к. а. подчинены Гродненское, Пинское и Витебское католические еп-ства. На территории архиеп-ства проживают 610 тыс. католиков (An. Pont. 2014. P. 472); зарегистрированы 483 общины католиков лат. обряда, из них 20 - в Минске, 96 - в Минской обл., 23 - в Могилёвской обл. В архиеп-стве действуют 9 католич. миссий и 10 мон-рей. В Белоруссии ведут деятельность представители 12 муж. монашеских орденов и 16 жен. монашеских конгрегаций. История С 1635 г. упоминается католич. Минский деканат в составе католического Виленского еп-ства. В 1652-1774 гг. в Виленском еп-стве существовала «Белорусская суфрагания», в 1771-1781 гг. действовал «Белорусский официалат» в Лепеле (по-видимому, совещательные органы при викарии и оффициале Виленского еп-ства; об особенностях католич. структур на территории совр. Белоруссии см.: Relationes status Dioecesium in Magno Ducatu Lituaniae. R., 1971. T. 1: Dioeceses Vilnensis et Samogitae; также см.: Щавинская Л. Л., Лабынцев Ю. А. Православная, католическая и униатская книжность и деловая письменность XVII - нач. XIX в. в распространении терминов «Белоруссия» и «белорусский»//Мат-лы Tpэцix мiжhap. «Khira Бeлapyci: Повязь (Mihck, 16-17 верасня 2003 г.). Мн., 2005. С. 317-343). После 1-го раздела Польши (1772) в состав Российской империи вошли территории с преобладанием католич.

http://pravenc.ru/text/2563296.html

В 1760-х гг. происходила реформа церковного управления. Успенская церковь была переведена в Песоченскую десятину (благочиние) Коломенского уезда. В росписи Коломенского уезда 1770 г. Адрес: Россия, Московская область, Раменский район, село Михеево Телефон : +7 (916) 349-36-07 Электронная почта: fadvad@yandex.ru Сайт: http://miheevo.ortox.ru Подробнее... Храм Богоявления Господня (Семеновское) [ править править код ] Храм Богоявления Господня (Семеновское). Селом Семеновское на реке Песоченке в 1636 году владел некто Ф. Чоботов. Уже в это время в селе стоял деревянный храм Богоявления. В 1771 г. (или по другим данным — в 1774 г.) был выстроен новый деревянный храм. В журнале «Московский церковный вестник» за 1885 г. было напечатано воззвание прихожан Богоявленского храма с. Семеновское: «Наш храм во имя Богоявления Господня, основанный более 100 лет назад и возобновлённый на средства прихожан в 1876 г., сделался жертвой пламени 12.01.1877 г. и сгорел до основания кроме уцелевшей Трапезы. С того дня все богослужения стали совершаться в пристроенном деревянном молитвенном доме к трапезной, весьма холодном в зимнее время. В 1879 г. было преступлено к построению нового каменного храма по проекту Петра Сантиновича Кампиони (это была последняя работа архитектора, выполненная в 1878 г., в ноябре этого года он умер). В течение 5 лет храм хотя и отстроен посторонь (т.е. одни стены), однако нет возможности окончить строительство по малочисленности прихожан (350 душ) и скудости их средств. Староста Максим Галактионович Хохрин обращается за помощью». Адрес: Россия, Московская область, Раменский район, село Семеновское Телефон : +7 (916) 277-81-81 Электронная почта: info@bronblag.ru Сайт: http://semenovskoe.cerkov.ru/ Подробнее... Крестовоздвиженский храм (Татаринцево) [ править править код ] Крестовоздвиженский храм (Татаринцево). В 1641 г. Татаринцево отдается во владение стольнику Ивану Семеновичу Ладыженскому. Отец его Семен Романович был казначеем у Патриарха Московского и всея Руси Филарета (патриаршествовал 1619—1633 гг.)—отца основателя династии Романовых царя Михаила Федоровича. Патриарх Филарет подарил Ладыженским крест с мощами Святых, впоследствии помещенный в Крестовоздвиженский храм (в советское время Крест пропал).

http://azbyka.ru/palomnik/Бронницкий_окр...

В 1771 году " по указам Правительствующего Синода и Сената Новоторжской воеводской канцелярией и городским магистратом отведено за городом Торжком на городовой стороне, где прежде был Богословкий монастырь, место для погребения умерших под кладбище " . Оно было здесь открыто в 1772 году. В 1774 году городское купечество обратилось в Новоторжское духовное правление с просьбой разрешить построить кладбищенскую церковь. Доподлинно известно, что в 1783 году церковь была освящена. Сооружение храма Иоанна Богослова осуществлялась на пожертвования известного своей благотворительностью новоторжского купца Ивана Якимовича Морозова. Храм строился 4 года, с 1778 по 1782 год. Кирпичная, оштукатуренная на белокаменном цоколе церковь Иоанна Богослова построена в стиле барокко. Родовая усыпальница именитых купцов Морозовых находилась рядом с храмом. Во время строительства Иоанно-Богословской церкви в Торжок приезжала императрица Екатерина II. На приёме государыня познакомилась с И. Я. Морозовым и спустя некоторое время выслала ему из Старицы старинный образ святого апостола Иоанна Богослова для строившегося храма. Эта икона была помещена в иконостасе над могилой пятнадцатилетнего сына Морозова - отрока Иоанна. В 1844 году на средства купца Бителева вокруг кладбища построили каменную ограду. В 1865-1867 гг. церковь возобновлялась на средства её старосты, почётного гражданина купца Якова Никитича Уварова. Братьями этого благодетеля на этом же кладбище была построена в 1843-1844 гг. тёплая церковь во имя преподобной Марии Египетской. Эта церковь была разрушена в годы Великой Отечественной войны и разобрана в послевоенные годы. От неё сохранился лишь фундамент. Службы в церкви Иоанна Богослова продолжались вплоть до 1923 года. Постановлением ВЦИК и распоряжением Губисполкома от 1922 года " Об изъятии драгоценностей " заключащихся в нижеследующем списке для зачисления в фонд Всероссийской центральной комиссии помощи голодающим Поволжья, при ВЦИК. В список был включён 21 предмет: ризы с икон, серебрянные венцы, лампады, кресты и другое. Позже были сброшены колокола. Время от времени в храме проходили редкие службы и отпевали умерших.

http://sobory.ru/article/?object=02442

В 1695 г. на средства купца А. В. Чалбышева (впосл. экипажмейстер Адмиралтейства, коллежский асессор) был возведен 2-этажный каменный храм с нижней теплой ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, с верхней ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, с трапезной и келарской. В 1716-1725 гг. в основном на средства «доброхотных дателей» к северо-западу от храмов были построены каменные настоятельские кельи. В 1740 г., при игум. Прокле (Басине; впосл. архимандрит), Л. А. Чалбышев († 1770, погребен в трапезной нижнего храма) пожертвовал средства на расширение и перестройку собора с устройством 2 новых приделов: южного - во имя мч. Иоанна Воина и северного - во имя св. Льва, еп. Катанского (освящен в 1747 игум. Мисаилом). В 1742 г., при игум. Корнилии, начато строительство каменных ограды (окончено в 1828) и колокольни (окончено в 1768; 9 колоколов, большой весил 105 пудов 10 фунтов, отлит в Москве) со св. вратами, над к-рыми предполагалось устроить ц. во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы. В 1764 г. игум. Сергий и братия были переведены в различные штатные обители, а мон-рь стал женским; имения с 450 крестьянами передали в казну. 31 дек. того же года в И. П. м. были переведены игум. Мариамия (Мариамна?) и 16 сестер великоустюжского Преображенского мон-ря, обращенного в приход. После того как в 1768 г. в И. П. м. перевели 32 монахини из упраздненного тотемского Богородицкого монастыря во главе с игум. Марией (Анцыниных), в обители проживали штатная и заштатная игумении и 48 сестер. В 1798 г. мон-рь был оставлен в штате 3-го класса. В 70-х гг. XVIII в. сев.-вост. часть Ивановской горы была отведена под городское кладбище, на к-ром в 1774 г. построена деревянная ц. во имя свт. Стефана Пермского, в 1800 г.- каменная с главным Скорбященским приделом и боковыми во имя свт. Стефана и прп. Феодосия Тотемского. На рубеже XVIII и XIX вв. в И. П. м. проводились ремонтные работы и перестройка собора. В 1777 г., при игум. Аполлинарии (1771-1799), придел св.

http://pravenc.ru/text/577912.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010