Таким образом большая часть научных материалов фонда оказалась очень ценной и интересной, но совершенно не освещающей работу и мысли Мацулевича. Тем большее внимание привлекают к себе тексты его книг и статей, отложившиеся в фонде. Это всего 44 дела. Из них 8 – тексты небольших статей для издательства Большой советской энциклопедии, 1770 активное сотрудничество с которым он поддерживал последние 10 лет своей жизни. В фонде также отложились переписка с издательством, рецензии авторов на статьи ученого, рецензии исследователя на статьи других авторов для БСЭ. 1771 Статьи, написанные для Энциклопедии, сохранились в виде черновиков со следами многих правок. По-видимому, чистового материала для своего пользования Мацулевич не оставлял. Кроме того, в фонде сохранились экземпляры 9 опубликованных работ исследователя. Большинство из них практически идентично с публикациями, а отличия, если они и есть, – лишь незначительная редакторская правка. Внимание привлекает только текст статьи «О Бартымской чаше», законченной Ж. А. Мацулевич после смерти мужа и опубликованной в журнале «Советская археология» 3 за 1962 г. с сокращениями; 1772 а также текст о художественном убранстве Тбилиси в начальный период, где Мацулевич сделал попытку восстановить одну из скульптурных групп, существовавших в Тбилиси в начале нашей эры, по изображению на серебряном тазике, обнаруженном при раскопках в Армазисхеви. Эта статья была опубликована на грузинском языке. 1773 Интересно отметить то, что почти все опубликованные работы, сохранившиеся в фонде, увидели свет в последние годы жизни исследователя или после его смерти. 1774 Работ, опубликованных раньше, нет ни довоенных, которые могли пропасть во время блокады, ни 40-х – начала 50-х гг. Довоенные тексты, скорее всего, могли быть уничтожены самим ученым, по-видимому перед эвакуацией, когда перед ним мог встать выбор: какую часть архива сохранить (и увезти с собой?). Это подтверждается также тем, что все рукописи, отмеченные в списке работ Мацулевича как сданные в печать, но невышедшие, в фонде присутствуют. 1775 И только 3 рукописи, отмеченные в списке трудов Мацулевича, в фонде отсутствуют. Это монография «Очерки по истории культуры и искусства племен Северного Причерноморья первых веков нашей эры – пятого века нашей эры» (судя по предисловию к описи фонда, написанному в 1972 г. Т. А. Войтовой, консультировавшейся с Ж. А. Мацулевич, рукопись пропала во время войны) и тексты двух докладов: «Новые археологические находки на территории Грузии» (доклад прочитан 18 ноября 1938 г. в Государственном Эрмитаже) и «Эристави Аспарух и культурные связи Закавказья с Севером» (доклад на совместной сессии Отделения общественных наук АН Грузинской и Армянской ССР, 26 мая 1948 г.). 1776 Все это свидетельствует о большом внимании исследователя к своим работам, аккуратности и порядке, с которым он хранил материалы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

cit., стр. 464). Должен, однако, отметить, что Флоровскии сам страдает в отношении Федорова неверным во многих пунктах истолкованием. 1754 В.А. Кожевников — автор ряда замечательных книг (по истории европейской философии XVIII в. — под названием «Философия чувства и веры» — т. I, большого исследования о буддизме и др.) — написал прекрасный очерк жизни и творчества Федорова. Этот очерк печатался сначала в Рус. архиве (1904—1906), а потом вышел отдельно в печати (также «не для продажи»). 1755 3–й том начали подготовлять в печать в Харбине, но, насколько нам известно, этот 3–й том так и не появился в печати. Несколько отрывков появилось в журнале «Путь». 1756 Об издании сочинений Федорова сказано выше. Из литературы о Федорове, кроме уже упомянутой книги Кожевникова (Москва 1906), см. Π е τ е ρ с о н. Н.Ф. Федоров. Верный, 1912 г., сборник «Вселенское дело» (Одесса, 1914); Остромиров. Федоров и современность (вып. I— IV), 1928—1933; Горностаев. Рай на земле (Достоевский и Федоров); Б у л га к о в. Загадочный мыслитель (в сборнике «Два Града», т. II); Бердяев. Религия воскрешения. Русская мысль, 1915, VII; его же статья в «Пути» 1928 г.); Флоровский. Проект мнимого дела, Соврем, записки, 59 (1935); Флоровский. Пути русского богословия (стр. 322—330); Голованенко — ряд статей в Богословском вестнике 1913—1915 гг. См. также Бердяев. Русская идея, 1946 (гл. IX). 1757 Философия общего дела, т. II, стр. 237. 1758 Путь, 11, стр. 94. 1759 Фил. общ. д., т. I, стр. 136. 1760 Ibid., стр. 22. 1761 Ibid., стр. 181. 1762 Ibid., стр. 225. 1763 Ibid., стр. 334. 1764 Это чрезвычайно близко к знакомой уже нам формуле В.Д. Кудрявцева о том, в чем состоитистина о мире. 1765 Фил. об. д., Т. I, стр. 250. 1766 Ibid., стр. 91. 1767 Т. II, стр. 55. 1768 Т. I, стр. 406. 1769 Т. II, стр. 155. 1770 Ibid., стр. 191. 1771 Ibid., стр. 242—243. 1772 Ibid., стр. 387. 1773 Ibid., стр. 243. 1774 Т. I, стр. 187. 1775 Ibid., стр. 213. 1776 Т. I, стр. 264. 1777 Ibid., стр. 334. 1778 Ibid., стр. 336. 1779 Ibid., стр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

С. С. Тихонов, Э. П. Р. Религия Большинство верующих - православные. К окт. 2018 г. в О. о. зарегистрирована 321 религ. орг-ция, из которых 173 представляют РПЦ (входят в Омскую митрополию ). Имеются община старообрядцев, 2 прихода Русской Истинноправославной Церкви, 2 общины Армянской Апостольской Церкви, 10 - Римско-католической Церкви, 2 - Российской греко-католической церкви (Российской католической церкви византийского обряда), 61 орг-ция протестантов, община молокан, 63 орг-ции мусульман, иудейская, буддистская и индуистская общины, орг-ция Богородичного центра , община международного об-ва «Сознание Кришны» , община шаманистов. Православие Никольский храм в Таре. 1771–1774 гг. Фотография. Нач. XX в. Никольский храм в Таре. 1771–1774 гг. Фотография. Нач. XX в. В регионе появилось с первыми рус. переселенцами в кон. XVI в. В основанной в 1594 г. Таре в том же году был построен 1-й деревянный храм в честь Успения Пресв. Богородицы. С 1620 г. земли региона входили в Сибирскую и Тобольскую епархию, 1-м архиереем к-рой стал архиеп. Киприан (Старорусенков; впосл. митрополит). По его благословению в Таре основаны Спасский мужской (упразднен в 1764) и Параскево-Пятницкий женский (упразднен ранее 1764) мон-ри. По благословению митрополита Тобольского свт. Филофея (Лещинского) в 1716-1717 гг. во вновь основанной Омской крепости построен 1-й храм - во имя прп. Сергия Радонежского. В 1718-1719 гг. был возведен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в слободе Чернолуцкая (ныне с. Чернолучье Омского р-на), освященный 12 апр. 1719 г. при участии митрополичьего наместника иером. Феофана (Канорского). В 1753-1776 гг. на месте ранее существовавшего Спасского мон-ря возведен собор в честь Нерукотворного образа Спасителя в Таре, считающийся старейшим сохранившимся каменным зданием О. о. Во 2-й пол. XVIII в. в Таре были также построены и другие каменные церкви: во имя свт. Николая Чудотворца (1771-1774) на средства купца Я. Перминова; в честь Казанской иконы Божией Матери (1777) на средства купцов Нерпиных; Успенский собор (1774-1792) на пожертвования горожан; кладбищенская ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1784-1789) на средства купца И. Ф. Нерпина; ц. во имя Параскевы Пятницы (1791-1825) на средства купца И. Ф. Нерпина и его зятя гр. П. И. Ивелича.

http://pravenc.ru/text/2578403.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II (ок. 1710 - 18.09.1787, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский (1760-1787). Учился в Академии св. Саввы в Бухаресте. Был настоятелем бухарестского мон-ря Колця, исполнял послушание экклисиарха в митрополичьем соборе. В 1748-1760 гг. титулярный митрополит Мир Ликийских. В это же время был духовником валашского господаря Константина Маврокордата. 28 июля 1760 г. переведен на кафедру Унгро-Влахийской митрополии. В 1769-1770 гг. принял участие в посольстве Валашского княжества к российской имп. Екатерине II. Оттоманская Порта, находившаяся в состоянии войны с Россией (1768-1774), поставила вместо Григоре III Гики нового господаря - М. Дж. Русета (май 1770 - окт. 1771), во время краткого правления к-рого престол Унгро-Влахийской митрополии занял бывш. еп. Рымникский Григорий (Сокотяну). После взятия Бухареста рус. войсками Г. вновь занял кафедру. В июле 1774 г. состоялось знаменательное событие - представители рус. армии передали Г. мощи св. Димитрия Басарбовского , к-рые были положены в митрополичьем соборе в Бухаресте. В 1776 г. К-польский патриарх Софроний II пожаловал Г. почетный титул «наместник Кесарии Каппадокийской», к-рый отныне должны были наследовать все Унгро-Влахийские митрополиты. Унгро-Влахийская митрополия заняла 1-е место среди митрополий К-польского Патриархата, что явилось знаком признания ее значимости и большой роли в деле защиты святынь Православия на Востоке. При Г. продолжали развиваться связи с др. правосл. Патриархатами, находившимися под тур. владычеством. Так, в марте 1781 г. Г. нанес визит Иерусалимский патриарх Авраамий II с целью сбора необходимых для его Церкви денежных пожертвований. С благословения Г. в бухарестской митрополичьей типографии было напечатано ок. 40 богослужебных и учительных книг на румын. языке, ко многим из к-рых владыка написал предисловия (Евангелие (1760, 1775), Минея Общая (1762, 1766, 1777, 1786), Часослов (1767 и последующие 5 изд.), Требник (1764), Цветная Триодь (1768, 1782), Постная Триодь (1768), Октоих (1774), Апостол (1774, 1794), Псалтирь (1775, 1780), Служба св. Димитрию Басарбовскому (1779), Служебник (1790), Ирмологий (1781)). Г. сыграл важную роль в переводе и издании т. н. рымникских Миней в 1776-1780 гг., над чем трудились его ученики еп. Рымникский Кесарий (Халеплиу) и наследовавший ему еп. Филарет. К учительной лит-ре можно отнести следующие издания: «Беседа в вопросах и ответах» архиеп. Фессалоникийского Симеона (1765), «Гомилии свт. Макария Египетского» (1775), «Церковное учение, весьма полезное для священства и всего христианского народа» митр. Унгро-Влахийского св. Анфима Ивиряну (1774) и др. В типографии митрополии было также отпечатано неск. книг на греч. языке: «Православное исповедание» Петра (Могилы) (1767), «Христианское учение нашей веры православной» (1768, одновременно на тур. языке).

http://pravenc.ru/text/166786.html

То, что позиция Фанара не отражала мнения всего духовенства КПЦ, наиболее ярко показал 1-й случай массового участия иерархов в антитур. выступлениях во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. Агенты России, прибывшие для подготовки Пелопоннесского восстания в 1770 г., уделяли большое внимание привлечению в свои ряды духовенства, к-рое имело большие возможности для проповеди и необходимый авторитет для воздействия на правосл. население. Когда рус. войска были вынуждены оставить Пелопоннес, многие архиереи, боясь репрессий, покинули свои кафедры. Большинство из них было вывезено из Наварина рус. флотом: митрополиты Парфений Старопатрский, Макарий Коринфский, Анфим Монемвасийский, Анфим Мефонский, Макарий Коронский, Филарет Оленский, Иосиф Трифилийский и, возможно, Даниил Христианупольский. Часть архиереев сошла на берег на Закинфе и Китире, многие отправились в Россию: Парфений Старопатрский, Неофит Зарнатский, Кирилл Амиклийский, Нектарий Реонтский, Анфим Монемвасийский. По приказу султана К-польский патриарх Феодосий II назначил на эти кафедры новых иерархов. После перемещения рус. флота в Эгейское м. архиереи Кикладских о-вов Иоасаф Андросский, Анфим Наксосский, Мелетий Тиносский, Гавриил Фирский и Григорий Кейский в 1771 г. принесли присягу имп. Екатерине II Алексеевне . Во время антитур. восстания сулиотов (1771-1772) в их ряды встал еп. Дионисий Парамифийский. Видимо, повстанцев в Аттике поддерживал и митр. Варфоломей Афинский. Большую тревогу османских властей вызвало активное участие в восстании бывшего К-польского патриарха Серафима II (1757-1761), к-рый в 1771 г. покинул Афон, где находился в изгнании, прибыл на о-в Парос и благословил действия русского флота. В посланиях он призывал население Кикладских о-вов к свержению османского ига. Узнав об этом, патриарх Феодосий II созвал Синод и лишил Серафима архиерейского сана. После заключения Кючюк-Кайнарджийского мира в 1774 г. Серафим отправился в Россию и с честью был принят Екатериной II. Лит.: Crusius M. Turcograeciae libri octo.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 1933 г. Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 1933 г. К 1774 г. при М. м. на 5 огородах выращивали для нужд обители капусту, лук, чеснок, морковь, пастернак, репу, брюкву, огурцы, фасоль, насельники обрабатывали виноградники, яблоневые, грушевые, сливовые и черешневые сады. Монастырь владел 39 рыболовными озерами у Днепра, 12 из них отдавались в откуп монастырским подданным (каждое озеро по 10 р. в год). Также М. м. владел лесом на правом берегу Днепра, к-рый братия использовала при строительстве. Жители Киева рубили лес для своих нужд, и обитель получала доход ок. 150 р. в год. На территории др. лесного участка, на левом берегу Днепра, именовавшегося Гористань, изготавливали борти для пчел. Близ мон-ря 350 дес. пашни засевали гречихой, ячменем, горохом и овсом. Но урожайность была невысокой из-за песчаных и глеевых грунтов. На покосах собирали до 13,2 тыс. копен сена, в неурожайные годы - втрое меньше; в 1774 г. монастырь потратил на покупку сена 113 р. Рядом с М. м. имелось 7 мельниц. Две были устроены на плотинах и на ручьях, текущих с гор, одна - на ручье Мощун, 4 мельницы располагались на р. Горенке. Монастырская вотчина в Киевской сотне Киевского полка включала села Вышгород (12 дворов, 25 бездворных хат), Нов. Петровцы (62 двора и 1 бездворная хата), Лютеж (18 дворов и 1 бездворная хата), деревни Ст. Петровцы (23 двора и 3 бездворные хаты) и Борки (21 двор и 4 бездворные хаты). Обитель также владела селами Чернин (35 дворов, 4 бездворные хаты), Евминка со слободкой Красулька (135 дворов, 4 бездворные хаты) и слободкой Юсковая Гребля (9 дворов и бездворная хата) в Остёрской сотне Киевского полка. Во всех селах и слободках М. м. в шинках продавали «горячее вино», мед и пиво. Со всех монастырских угодий поступило доходов: в 1771 г.- 3378 р. 29 к., в 1772 г.- 2722 р. 17 к., в 1773 г.- 2593 р. 54 к. В 1771 г. в Запорожской Сечи М. м. доходов не получил из-за эпидемии чумы. В 1772 г. монахи собрали пожертвований на 2447 р. и 34 червонца, а также 910 рун овечьей «вовны», рыбу. Т. о., годовая финансовая помощь Сечи почти равнялась годовой прибыли М. м. от использования своих угодий. М. м. получал доходы и из приписного Самарского монастыря, расположенного на землях Низового Запорожского войска. В 70-х гг. XVIII в. в этом мон-ре содержалось 155 коней, 266 волов и коров, овцы, бараны, козы; имелись 4 пасеки с 503 ульями, 4 мельницы. В 1771 г. М. м. получил из Самарского монастыря 900 рун овечьей «вовны», 60 «чорних смушков», 12 пудов воска, 2 бочки сыра, бочку масла, в 1773 г.- 18 пудов воска, 22 вола, 3 бочки сыра, бочку масла, 4 бочки меда, 16 четв. пшена, 611 рун овечьей «вовны».

http://pravenc.ru/text/2562780.html

Данные о наличии у З. м. на 1908 г. несколько меньшей площади - 19 176 дес. земли, возможно, объясняются продажей отдаленной пустоши Плосково в Тихвинском у. Новгородской губ.: ее трудно было возделывать, и местные крестьяне покушались на этот надел. 12 тыс. дес. земли составляли ближние запашки, включая пустоши Буборино и Долгий Нос, остальные сдавались в аренду, как и 2 харчевни. Мон-рь имел 130 тыс. р. капитала (по др. данным, 30 тыс. р.), причем доходы от продажи леса, в частности с дачи «Буборино», к 1905 г. возросли до 12 793 р. (ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 97. Д. 43. Л. 88; Зырянов. 1999. С. 184, 288). В 1901-1902 гг. при З. м. был сооружен кирпичный завод. Обители принадлежал завещанный мон. Анфией 2-этажный деревянный дом с усадьбой в г. Тихвине, большие хутора при с. Буборино с каменным и деревянными домами, конным и «коровьим» дворами, в дер. Васкиничи Тихвинского у. с деревянным 2-этажным домом (1914), Залустовье, Плосково в Пашекожельском погосте Тихвинского у., Венчина, Халези (Халезево) и Валя в Ильинском Сясьском погосте, покосы и рыбные ловли на Ладоге. Настоятели и братия З. м. управляли игумены и строители, с 1771 г.- архимандриты. В 1582-1603 гг. настоятелем был прп. Мартирий (по актам известен как строитель и как игумен); затем - свящ. Иустин, упоминаемый вместе с келарем Порфирием и казначеем Сильвестром в писцовой книге Обонежской пятины за 1620 г.; в 1624 г.- старец Сильвестр, он же был строителем при следующем игумене. После 1624 г. З. м. управлял игум. Закхей, затем - «черный поп» Иосиф, в 1650 г.- строитель Арсений. Из известных церковных деятелей З. м. возглавляли: в 1663-1664 и 1668-1674 гг.- строитель иером. Корнилий (впосл. митрополит); в 1757-1765 гг.- игум. Иосиф (Шаров), бывш. строитель Спасо-Преображенского Валаамского и староладожского Гостинопольского мон-рей. В 1771-1774 гг. настоятельствовал ректор СПбДС архим. Вениамин (Краснопевков ; впосл. архиепископ Нижегородский); в 1774-1782 гг.- ректор СПбДС архим. Иоанникий (Орловский); в 1782-1783 гг.- архим.

http://pravenc.ru/text/199709.html

При К. в 1768-1778 гг. были перестроены здания бывш. севского в честь Преображения Господня монастыря, в к-рых располагался архиерейский дом, в 1774 г. обновлен монастырский собор, построены каменные ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорня. В архиерейском доме проживал не только К., но и его родные - мать и сестра с детьми. Вероятно, решением К. в 1767 г. была закрыта Борщёвская во имя свт. Николая Чудотворца пустынь Севского у., а братия и монастырское имущество переведены в соседний Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь . Вслед. рапорта (6 июня 1770) архиерея в Синод в 1774 г. была упразднена Белобережская брянская пустынь . По инициативе К. в 1768 г. чтимая Глинская «Рождество Пресв. Богородицы» икона была перенесена в кафедральный собор г. Севска. По преданию, образ чудесным образом троекратно возвращался в Глинскую пустынь. Тогда К. повелел вернуть чтимую икону в пустынь и стал заботиться о возобновлении обители: в 1770-1781 гг. его повелением была построена монастырская каменная ц. в честь Рождества Богородицы. В Одрином во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре К. «ободрал» жемчуг и др. украшения с чтимого резного образа свт. Николая для украшения своей митры, омофора и др. При К. были возведены обширный Успенский собор (1776-1779) в Каменском Успенском мон-ре, теплая Никольская ц. (1772) в Климовском Покровском мон-ре, Тихвинская ц. (ок. 1770) в орловском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре и др. При К. в г. Севске построили деревянный Никольский храм (1774) и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (ок. 1775-1778) на новом кладбище, а на месте городской Пятницкой ц. в 1774 г. заложена каменная Скорбященская; в Брянске достроена и освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1755-1769), возвели орловские церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца («на Песках»; 1775-1790). В 1769 г. был отстроен сгоревший Никольский храм с. Батогова (ныне Лесное). Также были сооружены: ц. арх. Михаила (1771) в с. Бойтичи, храм Преображения Господня (1772) в г. Мглине, 2-этажный храм свт. Николая Чудотворца и прор. Илии (1772) в с. Высоком, 2-этажная ц. в честь Вознесения Господня и Покрова Пресв. Богородицы (1772) в с. Угривище (ныне Угревище), 2-этажный храм вмч. Георгия Победоносца (24 марта 1778 освящен самим преосвященным) в с. Добрунь и др. Были заложены Богоявленский храм (1770-1789) в г. Стародубе и ц. Рождества Пресв. Богородицы (1768-1779) в с. Кабаличи. По благословению К. в 1778 г. деревянный Богородице-Рождественский храм в с. Кропотове был перенесен на новое место, на 90 саж. к северу.

http://pravenc.ru/text/1840353.html

В 1770 г. из-за военных действий в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Н. К. перебрался в Трансильванию, где поселился в г. Брашове (совр. Румыния). В течение следующих лет (до 1774) он преподавал в греч. уч-ще и на дому, переводил Гомера и др. античных поэтов и занимался филологическими исследованиями. Много времени Н. К. уделял богословию таинства Евхаристии. В Брашове Н. К. написал неск. важнейших богословских трудов. После окончания русско-тур. войны в 1774 г. Н. К. вернулся в Бухарест, где до конца жизни преподавал греч. язык в Княжеской академии. В бытовом отношении его жизнь была полна трудностей и лишений, особенно тяжело Н. К. переносил суровые зимы и очень хотел покинуть Бухарест. В это время Евгений (Булгарис), с которым Н. К. состоял в переписке, предложил ему переехать в Россию, где он сам находился с 1771 г. при дворе Екатерины II. Ответ Н. К. не сохранился, но, вероятно, он либо не дал согласия, либо некие обстоятельства не позволили ему принять приглашение своего учителя и друга. В 1783 г. патриарх К-польский Гавриил IV пригласил Н. К. в К-поль в Патриаршую академию, но к тому времени ученый был уже тяжело болен и у него не было физических возможностей для переезда. Н. К. скончался в 1784 г. в одиночестве и глубокой нищете. Часто в лит-ре, в т. ч. научной, Н. К. называют преподобным, однако как святой он не почитается. Сочинения «О Теле Господнем» (περ το Κυριακο σματος) представляет собой послание Никифору (Феотоки) написанное и отправленное в 1771 г. (о богословском содержании этого пространного труда подробнее см. в ст. Колливады ). Преподобные Афанасий Паросский и Никодим Святогорец увидели во мнении Н. К., высказанном в этом сочинении (о тленности Тела Христова до Причащения) возобновление ереси Михаила Глики . Хотя колливады воспринимали Н. К. как человека своего круга, у них вызывала осуждение его склонность к ревизии церковного Предания. Прп. Афанасий Паросский, считавший упрямство основной чертой характера Н. К. ( Μανφης Κ. Αθανασου το Παρου νκδοτος Επιστολ ντιρρητικ γενομνη πρς τν παρ τινν περ το Κυριακο σματος κακοδοξαν//Αγιος Αθανσιος Πριος: Πρακτικ Επιστημονικο Συνεδρου (Πριος 29 Σεπτ.- 4 Οκτ. 1998). Προς, 2000. σ. 222), писал: «…с печалью говорю, что и учителем, и другом нашим был Неофит, но да будет предпочтена истина. Ибо то ли от самомнения, то ли по какой другой причине почитая свои собственные утверждения больше должного, он явился упрямствующим не только в этих догматических [вопросах], но и в своей «Грамматике»… И страшно не только то, что он сам себе повредил, но и то, что он [нанес вред] и многим другим…» (Ibid. σ. 225-226). Афанасий говорит о том, что Н. К. устно раскаивался в своем заблуждении.

http://pravenc.ru/text/2565028.html

280 Бибиков Александр Ильич (1729–1774) – государственный деятель, генерал-аншеф. Председатель комиссии по составлению Уложения 1767 г; руководитель подавления крестьянских движений восставших заводских крестьян Урала; в 1773–1774 г. наделен неограниченными полномочиями для подавления крестьянской войны под руководством Е. Пугачева. 281 Гельвеций Клод Адриан (1715–1771) – французский философ-материалист; был близок с 111. Л. Монтескье и Ф. Вольтером. Главное соч.: «Об уме» (1756). 282 Крестинин Василий Васильевич (1729–1795) – общественный деятель, историк. Из купеческой семьи. Основал в Архангельске «Общество для исторических исследований», автор трудов по истории Архангельска, городов Севера и Двинской земли. 283 Румянцев Петр Александрович (1725–1796) – полководец, граф. В сражениях Семилетней войны командовал бригадой под Гросс-Егерсдорфом, дивизией под Кунерсдорфом, корпусом под Кольбергом. В 1764–1796 гг. президент Малороссийской коллегии и генерал-губернатор Малороссии. В русско-турецкой войне 1768–1774 гг. командовал армией, разгромил турок при Рябой Могиле, Ларге, Кагуле. С 1775 г. титулован «графом Задунайским». В русско-турецкой войне 1787–1791 гг. командовал Второй армией. 284 Вигель Филипп Филиппович (17860–1856) – чиновник Московского архива коллегии Иностранных дел; тайный советник. Член общества «Арзамас». Автор «Записок» – характеристики дворянского быта конца XVIII в.—1830—х гг.; коллекционер уникального собрания гравюр (преимущественно портретных). 285 Мацеевич Арсений (Александр, 1697–1772) – церковный деятель. Учился в Киевской духовной академии. В 1734–1737 г. участник Камчатской экспедиции. В 1741 г. – митрополит сибирский, в 1742–1763 гг. – ростовский. Член Синода. Боролся с Екатериной II против секуляризации монастырских земель, в 1767 г. был расстрижен и осужден на вечное заключение. Новиков Николай Иванович (1744–1818) – русский просветитель, писатель, издатель. В 1755–1760 гг. учился в дворянской гимназии при Московском университете. Служил в Измайловском полку. С 1767 г. сотрудник комиссии по составлению нового Уложения. В 1770-х гг. вступил в масонскую ложу. В 1779 г. создал «Типографскую компанию». Издавал сатирические журналы, первый русский философский журнал «Утренний свет», «Санкт-Петербургские ученые ведомости», газету «Московские ведомости», первый детский журнал «Детское чтение» и мн. др. Организовал книжную торговлю в 16 городах, открыл в Москве библиотеку-читальню, две школы для разночинцев, бесплатную аптеку. Около трети вышедших в то время книг изданы Н. И. Новиковым, в том числе сочинения Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Г. Э. Лессинга и др. В 1792 г. без суда заключен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, при Павле I освобожден в. 1796 г. без права продолжать прежнюю деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010