В письме от 23 января 1774 года владыка Платон писал государыне: «Имея врученную мне по Божию и Вашего Императорского Величества благоволению епархию, чувствую на совести моей всегдашний долг, дабы во управлении оныя соответствовать тем обязательствам, которые на меня возложены Божиими и Вашего Императорского Величества законами. Чему дабы я мог совершеннее удовлетворить, почитаю за нужное видеть персонально состояние церквей, духовенства и паствы. И хотя я по всемилостивейшему Вашего Императорского Величества дозволению в 1771 году в епархию на 4 месяца был отпущен, но в оное краткое время по новости моей во все, что нужно было, персонально взойти не имел удобности. Того ради, Ваше Императорское Величество, всенижайше прошу... всемилостивейше уволить меня в епархию на год» 102 . Отпуск был предоставлен архиепископу Тверскому. Императрица Екатерина II начиная с исхода 1768 года была озабочена целым рядом внешне- и внутригосударственных проблем. Манифестом 18 ноября 1768 года была объявлена война Оттоманской Порте; продолжалась борьба с польскими конфедератами; в 1770 году в Москве появилась моровая язва, вызвавшая открытый мятеж. В 1771 году опасно заболел цесаревич, и власть императрицы, казалось, повисла на волоске. В 1772 году, используя удачную обстановку (русские войска находились далеко от Петербурга и не могли быть срочно переведены в неспокойную Варшаву), Фридрих Прусский настоял на разделении Польши 103 не в ущерб себе 104 и, наконец, с 1773 года на юго-восточной окраине России разыгралась пугачёвщина. Этот грозный бунт начался накануне женитьбы цесаревича Павла Петровича 105 . Много загадок он оставил. Достаточно сказать, что и по сию пору никто из историков не ответил на вопрос: откуда взялись деньги у казака-дезертира Пугачева на вооружение своей армии? И случайно ли совпадение этих двух событий: задуманная императрицей женитьба сына и возникшее пугачевское волнение, заставившее всех помещиков России следить более за действиями армии Пугачева, нежели за грядущими событиями при дворе? Впрочем, предоставим возможность решить этот вопрос добросовестным историкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Начнем с даты рождения. Какие варианты приводят авторы биографических исследований? Возьмем для примера недавно вышедшие издания как более доступные массовому читателю: – 13 ноября 1730 г. 1 – 24 ноября 1730 г. 2 Кстати и год рождения полководца называется разный: то 1727-й, 1729-й, то 1730-й! Не углубляясь в этот аспект, отметим, что хорошая характеристика дискуссии, ее причин и аргументов сторон дана в книге Вячеслава Лопатина, выпущенной издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» 3 . Попутно обратим внимание и на вариативность места рождения: одни специалисты называют Москву («Наиболее вероятным местом рождения можно признать дом на Арбате, неподалеку от Серебряного переулка, возле церкви Николы Явленного» 4 ), другие – Москву или пригородное село Покровское («Дом в Покровском может рассматриваться как предположительное место рождения великого полководца, но арбатский предпочтительнее» 5 ), третьи – Москву или какое-либо из поместий («Некоторые историки считают, что он родился в Москве, там у его отца был дом. Но у него было и несколько поместий в разных местах – под Москвой, около Пензы, около Суздаля, около Орла, в Новгородском крае» 6 ). Словом, и этот вопрос – хорошая тема для будущего исследования. Уже с детства маленький Саша увлечен военной историей. Стол в его комнате завален повествованиями о разных битвах прошлого. А тут еще живым примером стал один из близких знакомых отца – генерал-аншеф Абрам Ганнибал. Словом, выбор вариантов карьерного пути особо даже не стоял. Начав в 1748 г. «действительную» капралом в лейб-гвардии Семеновском полку, в 1754 г. юноша выпущен офицером в полевые полки. Известность он приобрел в Семилетней войне против короля Пруссии Фридриха Великого. Дальше в его послужном списке – война с Барской конфедерацией (русско-польская война 1768–1772 гг.), русско-турецкая война 1768–1774 гг., подавление восстания Емельяна Пугачева в 1774 г. и «операция» против крымского хана Девлет-Гирея в 1777 г., разгром ногайцев в 1783 г. и, наконец, участие в русско-турецкой войне 1787–1791 гг.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

24 июля 1747 г. был утвержден первый устав (Регламент) АН. Он предусматривал в составе АН астрономический, физический и физико-математический «классы», историко-филологические и юридические науки были отнесены к Академическому ун-ту, в связи с чем упразднялся гуманитарный класс. По штату АН предусматривалось наличие 10 академиков, 10 адъюнктов и 10 почетных членов. В числе почетных членов АН в XVIII в. были выдающиеся европ. писатели и ученые: Вольтер, К. Линней, Ж. Л. Д " Аламбер, Д. Дидро, И. Кант, всего иностранных ученых - более 160 чел. В 1759 г. по инициативе академиков Ломоносова, И. И. Трауберга и Я. Я. Штелина в штате АН была учреждена категория членов-корреспондентов. В XVIII в. деятельность АН развертывалась гл. обр. в области физико-математических и естественных наук: изучения географии, природных богатств и населения России - его состава, занятий и быта. В результате 3 академических экспедиций 1725-1760 гг. были исследованы регионы Сев.-Вост. России и Сев. Америки - Чукотка, Камчатка, Алеутские и Курильские о-ва; в итоге 5 экспедиций 1768-1774 гг. изучены регионы Приуралья, Урала, Ср. Азии и Н. Поволжья. По материалам этих экспедиций были изданы труды их участников И. Г. Гмелина, С. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, П. С. Палласа, Миллера. В 1748 г. была составлена первая генеральная карта страны - «Атлас Российский». В кон. XVIII в. проведены «физико-топографические» экспедиции по Европ. России. АН разрабатывала также планы сбора и классификации памятников российской истории. В 1767-1772 гг. изданы «Опыт русских летописей», «Библиотека российская историческая», «Царственная книга». В изучение российской истории внесли существенный вклад академики М. М. Щербатов , Ломоносов, Миллер. В 1800 г. введены должности вице-президента и непременного секретаря АН, учрежден Комитет правления (с 1895 Правление), состоявший из Присутствия и Канцелярии. 25 июля 1803 г. издан новый устав АН, к-рый ставил задачу развивать различные отрасли науки, обогащать их новыми открытиями, заботиться об их практическом применении, распространять просвещение.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Однако Хоружий подчеркивает, что даже в православном богословии «принцип личности в течение долгих периодов пребывал плохо понимаемым и отодвинутым на задний план». Учитывая этот факт и то, что «классическая антропология Аристотеля-Декарта-Канта» должна быть «признана несостоятельной в своих концептуальных основах», 1768 необходимо «новое углубленное продумывание принципа личности и утверждение его заново в качестве верховного принципа православного Богоучения». 1769 Хоружий, признавая заслуги предшественников в этом направлении, в частности В. Н. Лосского , 1770 прот. Г. Флоровского , прот. И. Мейендорфа и других богословов двадцатого века, полагает, что актуальнейшей задачей современного богословия является «активное развитие христианской антропологии, богословия человеческой личности, идентичности, субъектности», «антропологизация богословия», 1771 развитие «теоцентрической персонологической парадигмы». 1772 Динамика личности и энергийные структуры в антропологии Хоружего Согласно видению Хоружего, человек есть личность в становлении и имеет задачу «возведения себя к Личности, Ипостаси». 1773 Хоружий говорит о «зерне личности-ипостаси в человеке» и о «взращивании начал личности в каждом человеке». Причем возможны как «рост», так и «обеднение личности» человека в зависимости от принятой им стратегии жизни. 1774 Опыт жизни может быть или «деструктивный», или «созидательный для личности». 1775 Ключевыми понятиями в антропологической динамике становления личности у Хоружего оказываются энергийные «структура», «строй» человеческой личности и «синергия» человека и Бога. «Конкретная личность, индивид, в каждый момент обладает определенным множеством разнородных энергий». 1776 Признавая принадлежность личности ее энергий и природы, под «структурами», «строем», 1777 «уникальным рисунком личности» 1778 или «конституцией личности» 1779 можно понимать структуры ее природы и энергии. 1780 Именно поэтому становится возможным для Хоружего сказать, что, «быть может, подобно лицу, личностные содержания несет», например, «и рука человека». 1781 То есть можно говорить о «духовно-телесной тварной личности» 1782 в плане ее сложной природно-энергийной картины. Человек, согласно Хоружему, есть личностный самодеятельный «центр», «энергии – разнонаправленные и взаимосвязанные, взаимодействующие выступления, «ростки деятельностей» этого центра, в совокупности образу­ющие подвижную систему, меняющуюся конфигурацию». 1783 Синергийная антропология и категория общения

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Удачно исполнив данное ему поручение, он возвратился из Стокгольма с новыми надеждами на возвышение и не ошибся: его отличные способности давали ему благосклонность знаменитейших в то время приближенных государыни — Орловых. Их влияние увеличило благоволение к нему императрицы и довершило его успехи на блистательном поприще, так неожиданно открывшемся перед ним. Он удостоился чести быть принятым в самом близком к императрице обществе, и здесь-то, в этой прекрасной сфере, где все дышало умом, любезностью и совершенной простотой в обхождении, окончилось образование молодого Потемкина и развились в полной мере его необыкновенные гениальные способности. В 1768 году он был уже действительный камергер и секунд-ротмистр конной гвардии. Но легко получаемые награды не удовлетворяли его возвышенного честолюбия: он желал заслужить их, желал возвыситься над другими благодаря своим истинным достоинствам, а не одним почестям и обрадовался, когда начавшаяся в 1769 году война с Турками предоставила ему для этого прекрасный случай. На протяжении всей войны он находился в действующей армии, сначала под началом князя Голицына, а потом — фельдмаршала, графа Румянцева; отличился храбростью во всех действиях против неприятеля и особенно в сражениях при Фокшанах, Ларге и Кагуле, при взятии Измаила, Килии, одним словом во всех главных победах Русских войск, и за это был награжден чином генерал-майора и потом в 1772 году — генерал-поручика. В 1778 году, когда наша армия уже перешла за Дунай, Потемкин показал чудеса храбрости во время самого перехода и в сражении под Силистрией; но, неизвестно почему, остался без награды. Оскорбленный таким невниманием начальства и уверенный в справедливости императрицы, всегда щедро награждавшей усердие подданных, он осмелился написать ей письмо, столь же необыкновенное, как необыкновенно было все в этом человеке. Это письмо, начинаясь искусным описанием огорчения, которое причинила ему мысль, что государыня, возможно, считает его менее других достойным высочайших милостей, заканчивалось следующими строками: «Сим будучи терзаем, принял дерзновение, пав к священным стопам вашего императорского величества, просить, ежели служба моя достойна вашего благоволения, и когда щедрота и высокомонаршая милость не оскудевают, разрешить сие сомнение мое, пожалованием меня в генерал-адъютанты вашего императорского величества.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Никифор Феотокис (в миру Николай) родился 5 февраля 1731 г. также на Керкире. Как и его старший современник Евгений Вульгарис, он рано принял монашество и получил образование в Италии. По возвращении на родной остров он также занялся учительством. В организованной им школе преподавались математика, экспериментальная физика и астрономия. Здесь же Никифор стал священником и видным проповедником. Феотокис и Вульгарис встретились в 1765 г. в Лейпциге, где на протяжении нескольких лет занимались изучением наук и литературными трудами. Поворотным моментом в биографии обоих ученых монахов стало поручение Вульгарису перевести с французского на греческий язык «Наказ комиссии о сочинении проекта нового уложения» Российской императрицы Екатерины II. Это поручение Вульгарису дала сама Екатерина, наслышанная о его учености. В 1771 г. Евгений по приглашению Екатерины переехал в Россию, а спустя шесть лет за ним последовал Никифор. Когда после окончания русско-турецкой войны 1768–1774 гг. на отвоеванных у Османской империи землях была образована новая Славянская и Херсонская епархия, Евгений был назначен ее первым епископом. Вскоре за ним в Полтаву прибыл и Никифор, который через три года сменил архиепископа Евгения на кафедре после ухода владыки Евгения на покой. Архиепископ Евгений учредил в Полтаве начальную школу для мальчиков, его преемник архиепископ Никифор преобразовал ее во всесословную Полтавскую семинарию. Впоследствии он продолжил свою деятельность в Астраханской епархии. Архиепископ Никифор ушел на покой в 1792 г. и последние годы своей жизни посвятил литературному труду, пребывая в московском Даниловом монастыре. Он скончался в 1800 г., а его старший современник владыка Евгений пережил его на шесть лет. Архиепископы Евгений Вульгарис и Никифор Феотокис были широко известны как ученые и исследователи церковной риторической традиции. Евгений Вульгарис издал сочинения блаженного Феодорита Кирского в 5-ти томах (Галле, 1768–1770) и два тома греческих сочинений византийского проповедника и церковного деятеля, монаха-исихаста Иосифа Вриенния (Лейпциг, 1768).  Никифор Феотокис издал найденную им рукопись «Цепь толковников» (сборник святоотеческих толкований на Восьмикнижие ) (Лейпциг, 1772–1773), а также Слова св. Исаака Сирина на греческом языке (Лейпциг, 1770). Архиепископ Евгений оставил после себя более 60 сочинений и переводов, принадлежащих к разнообразным областям богословия, истории Церкви, философии, филологии, естественных наук. По поручению императрицы владыка Евгений перевел на греческий язык «Энеиду» и «Георгики» Вергилия. Их параллельные латинский и греческий тексты с основательными комментариями изданы в 1786 и 1791–1792 гг. и посвящены князю Г. А. Потемкину и Екатерине II. В России Евгений Вульгарис написал и большую часть своих научных и литературных трудов. 29 декабря 1776 г. он был избран почетным членом Петербургской Академии наук, в 1792 г. – членом Петербургского Вольного экономического общества.

http://pravoslavie.ru/5497.html

В наст. время настоятеля мон-ря выбирает и освобождает от должности братия, а не правительство или Патриаршее управление. В мон-ре существуют помимо настоятеля следующие должности: эконом, помощник эконома, староста, ризничий, старший распорядитель работ, распорядители работ . 2 последние должности появились позже др. С увеличением количества монахов возникли проблемы с питанием: согласно строгому уставу, пищей иноков были лишь коренья «вали», сваренные с кунжутным семенем, но кореньев в округе стало недоставать, и настоятель За-Праклет († 1644) велел насадить бананы и питаться ими вместо кореньев. До наст. времени в В. действуют следующие правила: 1) вкушение хлеба на территории монастыря не разрешается; 2) пищу (вареные коренья, бананы с приправой из толченых семян льна и кунжута) монахи вкушают раз в день в 3 часа пополудни, а в посты - после захода солнца; 3) все монахи носят одинаковую одежду, выкрашенную самодельной краской в желтый цвет; 4) мн. монахи живут отшельниками в лесных чащах близ мон-ря. Общежительный характер мон-ря не мог не вступить в противоречие с аскетическими идеалами его монахов: мон-ри вальдеббской конгрегации росли, а это противоречило стремлению монахов к одиночеству и аскезе. Братия пыталась разрешить это противоречие между общежитием и отшельничеством сугубой строгостью своей жизни, ограничивавшей приток желающих вступить в их мон-рь, а также тем, что старые монахи часто удалялись в затвор, но все это лишь увеличивало славу обители. В наст. время вальдеббская конгрегация состоит из 4 отдельных мон-рей: «дом Мины» в Абрентанте, «дом Таэма Крестоса» в Абрентанте, мон-рь Дальших и мон-рь Секвар. Лит.:                       ±     ; Bruce J. Travels to Discover the Source of the Nile in the Years 1768, 1769, 1770, 1771, 1772 and 1773. Edinb., 1790. Vol. 3. P. 177, 261; Pearce N. The Life and Adventures of Nathaniel Pearce. L., 1831. Vol. 1. P. 222; Rohlfs G. Meine Mission nach Abessinien: Auf Befehl des Deutschen Kaisers im Winter 1880/81. Lpz., 1883; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902; Чернецов С. Б. Церковь и государство в этнической истории Эфиопии XIII-XIV вв.//Этническая история Африки: Доколониальный период: Сб. ст. М., 1977. С. 186-193.

http://pravenc.ru/text/154013.html

и. в. Екатерине Второй. [М., 1772]; Чин и поставление царя Алексея Михайловича на царство//Опыты трудов Вольного российского собрания при Моск. ун-те. М., 1774. Ч. 1. С. 17-57; Чин и поставление государя царя Феодора Алексеевича//Там же. 1775. Ч. 2. С. 1-81; Церковный словарь, или Истолкование речений словенских древних, також иноязычных, без перевода положенных, в Священном Писании и других церковных книгах. М., 1773-1779. [Ч. 1-3]; СПб., 1815-18182. Ч. 1-3; СПб., 1817-18194. Ч. 1-5; Рассмотрение славенской старопечатной книги Апостола, которая справлена д-ром Франциском Скориною из Полоцка, напечатана в Вильне 1525 г.//Опыты трудов Вольного российского собрания при Моск. ун-те. 1783. Ч. 6. С. 195-204; Описание происшествий во время народного мятежа в Москве 1771 г.//РА. 1863. 12; Рассуждение на вопрос: «Можно ли достойному священнику, миновав монашество, произведену быть в епископа?»//ЧОИДР. 1867. Кн. 3. Смесь. С. 17-26; Начертание истории Греко-Российской Церкви: В 5 ч. Ркп. Пер.: Бриссоний В. О Пер[сид]ском царстве: В 3 ч. М., 1781 (совм. с И. А. Алексеевым); Агриппа Г. К. О благородстве и преимуществе женского пола. СПб., 1784 (совм. с И. А. Алексеевым); Гроций Г. Истинное благочестие христианское. [М.], 1768. Лит: Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 383-385; Розанов Н. Петр Алексеевич Алексеев, протоиерей Архангельского собора в Москве и его время//ДЧ. 1869. 1; Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1874. Вып. 1; Корсаков А. Н. Петр Алексеев, протоиерей московского собора//РА. 1880. Т. 2. Вып. 6; он же. Из бумаг прот. Петра Алексеева//Там же. 1882. Вып. 3; он же. Бумаги протоиерея московского Архангельского собора Петра Алексеева//Там же. 1892. Вып. 4; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 393-402; Лихоткин Г. А. Оклеветанный Коловион. Л., 1972; Алексеев Петр Алексеевич//СвДР. С. 50; Цапина О. А. Из истории общественно-политической мысли России эпохи Просвещения: протоиерей П. А. Алексеев (1727-1801): Канд. дис. М., 1998. Б. К. Кнорре Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик

http://pravenc.ru/text/64522.html

Ил. 6. Запорожская икона Покрова Богородицы с изображением в правом нижнем углу молящегося атамана П. Калнышевского. 2-я пол. XVIII в. В письмах постоянно подчеркиваются ктиторские опека, благодеяния и щедрость кошевого, старшины и всего Войска Запорожского в отношении обители в Драгомирне. Процитируем некоторые из таких утверждений в отношении запорожцев. Так, Петра Калнышевского прп. Паисий неоднократно называет «особливешимъ нашимъ премилостивымъ благодетелемъ» (1768 г.) 30 и «милостивейшимъ нашимъ по Бозе окормителемъ» (1772 г.) 31 , «да якоже велможность ваша бедныхъ и убогихъ насъ защищаете» (1768 г.) 32 . Всегда велможности вашей за соделанная убожеству нашему милостивная благодеяния съ должнимъ почтениемъ всенижайше благодарили; нине же паче и паче уведевши, особливейшое велможности вашей къ намъ, нищимъ, милосердное благопризрителство, по премногу благодарствуемъ, купно же и с великимъ удивлениемъ похваляемъ Богомъ дарованное велможности вашей благое разсуждение (1768 г.) 33 . Предстояще въ церкве Престолу Божию молимъ Господа о здравии и спасении велможности Вашея и о всемъ Христолюбивомъ воинстве Запорожскомъ яко о ближайшихъ своихъ благодетелехъ (1768 г.) 34 . Благодеяния ваша и милостини, творимая къ убогой обытели нашей, въ незабвенной памяти имуще, удостояемся теперь письменно за оная благодарения принести, съ желаниемъ временнихъ и вечнихъ благъ отъ Христа Господа нашего (1771 г.). 35 Ил. 7. Монастырь Драгомирна. Современный вид Благодаримъ всемогущему Богу, яко дарова намъ доспети времене, въ кое вашей велможности Высокомилостивому благодетелеве нашему можемъ писменно засвидетельствовати наше всегдашное богомолческое благодарение за премногая благодеяния къ намъ и къ братьямъ нашимъ, тамо обретающимся, отъ васъ являемая. (1771 г.) 36 Ил. 8. Монастырь Драгомирна. Современный вид К самому Войску Запорожскому прп. Паисий обращается такими словами: «Всему преславному и благочестивому, и премилостивому войску Запорожскому, нашимъ премилостивимъ благодетелемъ» 37 , или: «Милостивешимъ благодетелемъ нашимъ всему Православноименитому войску Запорожскому о себе подробно якоже есть истинна обявляемъ» 38 , «всего Христолюбиваго войска Запорожскаго яко ближайшихъ своихъ благодетелей» 39 , «к всему православному Войска Запорожскаго козацтву» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Княжна Мария Ивановна, рождение 6 ноября 1675 † 6 февраля 1740, за Иваном Степановичем Салтыковым Князь Иван Иванович † 1706; женат на Елене Тихоновне КОЛЕНО XV: Князь Василий Михайлович Княжна Мария Михайловна † 1761, за графом Александром Петровичем Апраксиным Княжна Прасковия Михайловна † 1750 Князь Александр Борисович, обер-шталмейстер и Святого Андрея кавалер, рождение 2 июля 1697 † 2 октября 1749; женат на Александре Ивановне Паниной, рождение 3 февраля 1744 † 11 февраля 1786 Княжна Татияна Борисовна, рождение 1696 † 1758, за фельдмаршалом князем Михаилом Михайловичем Голицыным Князь Сергий Борисович Княжна Екатерина Борисовна, рождение 26 октября 1703 † 15 ноября 1772, за фельдмаршалом графом Александром Борисовичем Бутурлиным КОЛЕНО XVI: Князь Борис-Леонтий Александрович, гофмейстер, сенатор и Святого Александра Невского кавалер, рождение 11 июля 1733 † 22-го ноября 1764; женат на Елене Степановне Апраксиной, рождение 5 сентября 1735 † 29 октября 1768 Княжна Анна Александровна, рождение 1731 † 1749 Княжна Татияна Александровна, рождение 3 июля 1732 † 16 декабря 1754, за действительным тайным советником Александром Юрьевичем Нелединским-Мелецким Княжна Аграфена Александровна, рождение 1734 † 1791 Княжна Екатерина Александровна, рождение 1735 † 1802, за князем Иваном Ивановичем Лобановым-Ростовским † 1791 Княжна Наталия Александровна † 1797; за фельдмаршалом князем Николаем Васильевичем Репниным † 1801 Княжна Прасковия Александровна, рождение 1741 † 1755 КОЛЕНО XVII: Князь Александр Борисович, действительный тайный советник 1-го класса, кавалер Святого Андрея и Святого Владимира 1 степени и прусского ордена чёрного орла, канцлер всех российских орденов, рождение 18 января 1752 † 25 июня 1818 Князь Степан Борисович, действительный тайный советник † 8 июля 1805; женат на Екатерине Дмитриевне Измайловой † 1843 Князь Иван Борисович старший, рождение 1755 † 1756 Князь Николай Борисович, рождение и † 1756 Князь Алексей Борисович, действительный тайный советник, кавалер Святого Андрея и Святого Владимира 1 степени и канцлер всех российских орденов, рождение 19 сентября 1759 † 1829; женат на Наталие Ивановне Головиной, рождение 1768 † 2 июля 1831

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010