Наконец, различение духов может быть обретено в результате долгого наблюдения: «После долгого наблюдения (μετ πολλς κατατηρσεως), – говорит Евагрий, – мы распознаем, каково различие между помышлениями ангельскими, помышлениями человеческими и теми, что приходят от бесов...» 1768 . Бесы могут быть распознаны по их поведению, по частоте и характеру их нападений, но более всего – по тем помыслам, которые они возбуждают 1769 . Таким образом, приобретается особое «чувство», духовная интуиция, и злые помыслы распознаются «по тому зловонию, которое царит у бесов» 1770 . «Психологические» правила для различения действия духов Евагрий прежде всего исследует сами помыслы, которые внушаются бесами 1771 , Антоний Великий по преимуществу наблюдает за теми состояниями, которые действие духов рождает в душе. В своей пространной беседе Антоний устанавливает «золотое» правило для этого различения: благие внушения создают в душе «невыразимую радость, доброе настроение, мужество, внутреннее обновление, твердость в мыслях, крепость и любовь к Богу»; другие же, напротив, несут с собой «душевную боязнь, смущение и расстройство в мыслях, печаль, ненависть к подвижникам, уныние, подавленность, воспоминание о родных, страх смерти и наконец злые желания, малодушие в добродетели и беспорядочность в привычках» 1772 . Позднее это правило было упрощено до аксиомы: Quidquid inquiétât est a diabolo (Все, что приводит в смущение, – от диавола). Евагрий говорит о «душевном мире» и «душевном смущении» 1773 . Впоследствии авторы осознали, что недостаточно говорить только об «утешении» и «смущении», но требуется еще и различать их источник 1774 . Диавол – обманщик. «Когда наш ум (дух) начинает вкушать утешение Духа Святого, – замечает Диадох , – и сатана ласкает душу чувством обманной сладости в упокоении ночи, когда человек подпадает действию тонкого сна» 1775 . Но и наставления Антония касались не только чувства радости или, напротив, печали. Он замечает, кроме того, что душе порой внушается κατστασις, а порой καταστασα 1776 . Можно, таким образом, сказать, что ангельские внушения «соприродны (душе)», «secondo natura», бесовские же возмущают благой природный строй.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Со вступлением на престол русской императрицы Екатерины II, надежды православных западно-руссов еще более оживились. На коронацию Екатерины II, явился Георгий Конисский , единственный тогда в Польше православный епископ белорусский. Живыми и яркими красками он описал те бедствия, притеснения и унижения, какие терпели в Польше православные. Императрица обратила серьезное внимание на положение православия в Польше. С избранием на польский престол Станислава Понятовского, которого поддержала во время выборов Россия, Екатерина II начала делать решительные и настойчивые представления польскому правительству в пользу православных жителей Польши. Екатерина II, по просьбе самих православных, добивалась объявления в Польше равноправности и сравнения православных с католиками в гражданских правах. На сейме 1768 года, после больших усилий, России удалось добиться этого. Но многие польские шляхтичи не хотели признавать этого постановления сейма и снова начали притеснять православных. Екатерина II послала русские войска в Польшу. И сама Екатерина И, и соседние европейские государи прекрасно понимали, что Польше которая тогда сильно ослабела, пришел конец и что она войдет в состав русского государства. Завистники и соперники России, особенно Пруссия и Австрия, никак не хотели допустить этого, так как серьезно боялись чрезмерного усиления России. Тогда прусский король Фридрих задумал и предложил Екатерине II разделить Польшу между тремя соседними государствами: Россией, Пруссией и Австрией. Екатерине II неприятно было это предложение. Но так как Россия тогда была сильно занята первой войной с Турцией, то она согласилась, и состоялся в 1772 г. первый раздел Польши, причем Россия получила Белоруссию. Екатерина II обещала в это время полякам дальнейшую неприкосновенность их государства. Но, к несчастию, в Польше еще более усилились беспорядки. Боровшиеся между собою партии сами обращались к разным соседним государствам и давали повод им вмешиваться во внутренние дела Польши. Во 1793 г., по предложению и почину того же прусского короля, совершился второй раздел Польши, по которому к России присоединились Волынь, Подолия, и минская область. Новое бедствие образумило некоторых поляков. Но большинство само того не сознавая, продолжало вести свое отечество к окончательной гибели, поддерживая и развивая партийную борьбу. Поэтому через два года, в 1795 году совершился окончательный раздел Польши, причем к России отошли Литва и Курляндия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛОС (Байбаков Андрей Дмитриевич; 1737 г., с. Зметаево (Зметнево?) Черниговского полка - 14.05.1801, Архангельск), еп. Архангельский и Холмогорский. В 1757-1767 гг. учился в московской Славяно-греко-латинской академии , с 9 февр. 1768 г. по 26 марта 1770 г.- на философском фак-те Московского ун-та. С 1770 г. работал корректором при университетской типографии, с 1772 г.- учителем поэзии в Славяно-греко-латинской академии. В 1774 г. пострижен в монашество, переведен в класс пиитики и риторики академии и назначен катехизатором. С апр. 1775 г. ректор Троицкой ДС, в 1782-1783 гг. исполнял обязанности наместника ТСЛ. По благословению архиеп. Московского Платона (Левшина) в 1778 г. А. разделил в академии курс пиитики и риторики на 2 отдельных курса, в преподавании поэтики особое внимание уделял практике стихотворства. 17 дек. 1783 г. возведен в сан архимандрита Заиконоспасского мон-ря и назначен ректором академии, организовывал академические богословские диспуты, активно в них участвовал. В дек. 1785 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди. С 1786 г. настоятель Новоиерусалимского мон-ря , составил записку о памятниках мон-ря, в том же году избран членом Российской академии. 5 июня 1788 г. А. был хиротонисан во епископа Орловского и Севского, 26 окт. 1798 г. переведен на Архангельскую и Олонецкую кафедру (с 1799 Архангельская и Холмогорская). Погребен в холмогорском Преображенском соборе. Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский Аполлос (Байбаков), еп. Архангельский А.- автор многочисленных переводных и оригинальных гомилетических, богословских, экзегетических, филологических трудов, а также назидательных романов и повестей. Принадлежал к кругу просвещенного духовенства, к-рое в борьбе с деистическим и антиклерикальным движением подкрепляло истины правосл. вероучения философскими и логическими обоснованиями. Опираясь на вольфианскую телеологию (см. Х. Вольф ), А.

http://pravenc.ru/text/75690.html

1738 Ср.: Лк. 14:24. 1739 Ср.: Ис. 1:8. 1740 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Что при перечислении этих событий, соответствующих установлениям и предсказаниям Творца,. 1741 Конъектура Кройманна. В рукописи: «для того». 1742 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1743 Ср.: Лк. 15:4,8. 1744 Ср:.Лк. 15:5—7,9—10. Любопытно обращение Тертуллиана к притче о потерянной овце в «Скорпиаке»: «Заранее видел Бог слабости человеческой природы, козни противника, обманчивость вещей, сети века, а также опасности, которым вере предстоит подвергнуться после крещения, и очень многих, снова идущих к гибели после спасения, замаравших брачную одежду (ср.: Мф. 22:1—14), не запасшихся маслом для светильников (ср.: Мф. 25:1—13), которых нужно искать по горам и лесистым ущельям и на плечах относить назад (qui requirendi per monies et saltus, et humeris essent reportandi)» 8 1745 Ср.: Иез. 33:11. 1746 Игра слов: alterum offendi alterum defendi. 1747 Ср.: Лк. 16:13. 1748 Ср.: Лк. 16:1—7. 1749 См.: Лк. 16:9. 1750 Ср.: Лк. 16:14. 1751 См.: Л к. 16:13. 1752 Конъектура Кройманна. В рукописи: «не должен». 1753 Т. е. с богом Маркиона. 1754 Конъектура Кройманна. В рукописи: «соединивший ее в своей речи с богом, умолчал об их Господе». 1755 Конъектура Кройманна. В рукописи: «о Творце». 1756 Nominaturus et creatorem, si alius esset ipse. Холмес переводит эти слова так: «Не would have been sure to mention the Creator if He were Himself a rival to Him». 1757 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1758 Вставка Кройманна. 1759 См.: Лк. 16:11. 1760 См.: Лк. 16:12. Изменение евангельского текста произведено Мар-кионом. 1761 Т. е. . Ср.: Лк. 16:11. 1762 Ср.: Лк. 16:12. 1763 Исправление Кройманна. В рукописи: «иным». 1764 Конъектура Кройманна. В рукописи: «сделал бы различие и другим богом». 1765 По мнению Кройманна, эта часть текста испорчена. 1766 Ср.: Лк. 16:15. 1767 См.: Лк. 16:15. 1768 Ср.: Притч. 20:27. 1769 Ср.: Пс. 7:10; Иер. 11:20; Откр. 2:23. 1770 См.: Лк. 16:15. 1771 См.: Ис. 2:12. 1772 См.: Лк. 16:16. 1773

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

О почитании усопших Когда в декабре 2016 года боевики осквернили синагогу на могиле цадика Нахмана в Умани перформансом (подбросили в нее ночью окровавленную свиную голову), генпрокурор Украины Юрий Луценко в тот же день выступил с грозными заявлениями, обозвав погромщиков идиотами, отменил отпуск областному прокурору, направил лучших следователей страны для расследования преступления. Кощунство было осуждено всеми и на всех уровнях. Никто уманских акционистов не пиарил и, судя по всему, даже не искал. Опять же никто не ставил вопросов, типа, а имеют ли право хасиды молиться у своих святынь и возводить там, в государственном заповеднике, синагогу? Это право не подвергается сомнению, уважается властью, охраняется законом, и никто не должен на него посягать. Более того, государство и местная власть всемерно помогают крошечной хасидской общине «в удовлетворении ее религиозных потребностей», прежде всего – в приеме десятков тысяч паломников со всего мира. Это нормальная цивилизованная практика. Другую картину мы видим в ситуации с православной Десятинкой в Киеве. Не успели поджигатели оказаться за решеткой, генеральный прокурор Юрий Луценко со своей пресс-секретаршей Сарган немедля превратились в правозащитников, прямо как Сахаров с Боннэр! Все на защиту архитекторов и удовлетворение их требований! Собрались какие-то государственные комиссии и в Минкульте, и в Киевсовете, и в Историческом музее, и в Генпрокуратуре, и в Верховной Раде с одной целью – храм снести и, естественно, молиться не дозволять. А чем, собственно говоря, эти случаи отличаются? У нас принято считать, что хасиды едут в сентябре в Умань праздновать еврейский новый год и делают это как-то мрачновато: все в черном, с необычными прическами, в сосредоточенных импульсивных молитвах. На самом деле они едут молиться о своих соплеменниках, погибших во время Колиивщины в 1768 году. Традицию эту заложил цадик (праведник) Нахман из Брацлава, основатель общины брацлавских хасидов. Замечательный проповедник и писатель, он прожил всего 38 лет (годы жизни 1772-1810), никакого отношения к Умани не имел (жил, в основном, в нынешней Кировоградской области), но был потрясен уманской трагедией, свершившейся еще до его рождения. Как известно, после взятия гайдамаками города они истребили не только униатов и поляков, против которых восстали, но и евреев. Последние сбежались в город из близлежащих местечек, прятались в синагоге, но казаки выстрелом пушки выбили двери, устроили бойню, погубили всех от мала до велика.

http://radonezh.ru/analytics/perenatravl...

Напрасно было бы думать, что дело обстоит лучше в эмпирической жизни души. И здесь дух разбредается в бесконечном множестве случайных и произвольных представлений, 1763 в хаосе душевных явлений, 1764 уходя в непостижимый и «смутный» 1765 «лабиринт» психического. 1766 Жизнь души – это «темная сфера», где нет ничего «прочного, определенного и верного», где всюду сверкают обманчивые светы и отсветы, где все нити теряются и обрываются. 1767 И здесь, как во всем эмпирическом мире, все «деятельности, направления, цели и действия» духа разорваны 1768 и перепутаны; душа живет в смутных взаимодействиях с природой и с телом, предоставленная в жертву «внешним влияниям» и «единичным обстоятельствам», обреченная снам, предчувствиям и игре субъективных представлений. 1769 Здесь царит неразумное 1770 существование. Однако эмпирический мир, объемлющий природу и человека, не только уклоняется от следования спекулятивным законам и от осуществления истинного строя; он осуществляет свой строй, подобный полному отсутствию строя, и свой порядок, изливающийся в отсутствие истинного порядка. Этот строй и порядок резко отличаются от спекулятивной закономерности. Спекулятивный ряд един и единствен; эмпирический мир сплетается из множества пересекающихся и обрывающихся рядов. 1771 Спекулятивное развитие осуществляется, движимое «абсолютной необходимостью»; 1772 эмпирическая эволюция 1773 знает только внешнюю, 1774 банальную, 1775 механическую 1776 необходимость, которая есть не что иное, как рассудочное выражение слепой случайности. 1777 Члены спекулятивного порядка связаны друг с другом диалектически и конкретно, т. е. внутренней, органической связью сращения; 1778 фрагменты эмпирического мира стоят во внешнем взаимодействии 1779 и подвержены закону причинности. 1780 Время, бессильное в спекулятивном ряду, есть существенная форма конечного мира; 1781 поэтому фрагменты его смертны и подлежат распадению. 1782 Жизнь Понятия свободна, ибо ведает только свой внутренний закон; 1783 природа же в своем существовании не знает свободы, 1784 пребывая во внешних взаимодействиях и «бессознательном отупении». 1785

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Но дабы мои труды были еще более известны вашему высокопреподобию, а ученикам к понятию и совершенному познанию прилежнейшее рачение, то всепокорно ваше высокопреподобие прошу, не соблаговолите ли в. в. приказать семинарской конторе для един- ственного тем ученикам переводу и для знания бываемых в других странах действиев брать из моск, университета на немецком диеалекте газеты. Я уповаю, что тот перевод к познанию совершенства языка немалую ученикам принести имеет пользу. Грамматика на немецком классе употребляема была Пеплье (Pepliers). Для перевода Харламов употреблял изданную на немецком языке латинскую грамматику Музелия; чрез это достигались две цели: поддерживалось знание латинского и прибреталось знание немецкого языка. На французском классе переводили с французского Телемака Фенелонова, – с русского переводили на французский детское училище: руководством служила грамматика того же Пеплье и Реста. Но главное внимание обращено было на приучение учеников к языку разговорному. Для лучшего изучения разговорпого языка ученики посылаемы были в М. университет откуда поступали в наставники семинарии: таков был преемник Харламова Петр (После Павел Пономарев, который будучи студентом философии послан в Москву в 1768 году вместе с учеником синтаксии Александром Войновым с тем, чтобы они ходили в университет на классы французский и немецкий. Платон дозволил им в тоже время «слушать в университете философию и учиться елоквенции для пользы собственной своей, если назначаемые для них наукам из того препятствия не будет» 234 . Пономарев 4 года учился в университете, и с блистательными отзывами наставников университета в 1772 году возвратился в лавру 235 и опредлен учителем обоих языков, которые преподавал он шесть лет, даже и тогда, когда сделан наместником лавры (1775–1778). Помощником его и потом преемником в преподавании французского и потом немецкого языков был Александр Никольский , при котором изучение языков шло уже не так успешно. В 1781 г., когда Никольский оставлял службу при семинарии, Платон писал в семинарию: «наместнику (Павлу) освидетельствовать, есть ли кто из его (Никольского) учеников, который бы мог достаточно не только разуметь французский и немецкий языки, но ими и свободно разговаривать, а потому тех языков быть и учителем, и нам по справедливости представить.» Наместник лавры отвечал, что нет способных, преподавать сии языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

После долгой борьбы Юсуфу удалось свергнуть эмира Мансура и встать во главе всех ливан. друзов и маронитов (1770-1790). Со 2-й пол. XVIII в. Высокая Порта все более утрачивала контроль над удаленными провинциями, где возвысился ряд фактически независимых правителей. Одним из них стал шейх Дахир аль-Умар, установивший власть над Галилеей и шиитскими племенами Юж. Ливана. В годы русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Дахир в союзе с мятежным егип. правителем Али-беем отделился от Стамбула и на короткое время овладел всей Палестиной и Юж. Сирией. В 1771 г. Сайда была занята гарнизоном Дахира, в 1772 г. Бейрут подвергся совместной атаке мятежников и рус. флота. Ливан. эмир Юсуф Шихаб первоначально участвовал в этом противоборстве на стороне османов. Однако, после того как отряд дамасского паши занял Бейрут и отторг его от владений эмира, Юсуф присоединился к мятежникам и обратился к имп. Екатерине II с просьбой о принятии Л. в российское подданство. В 1773 г. отряды Дахира и Юсуфа при поддержке эскадры рус. флота 4 месяца осаждали Бейрут, к-рый обороняло османское войско во главе с мамлюком боснийского происхождения Ахмадом аль-Джаззаром. В итоге осажденные были вынуждены капитулировать и Бейрут занял русский гарнизон, остававшийся там до конца войны ( Кобищанов Т. Ю. Крест над Бейрутом: Российская экспедиция в Вост. Средиземноморье 1769-1774 гг. в восприятии сирийских современников//ВМУ: Вост. 2009. 1. С. 3-32; 2. С. 3-20). После заключения мира между Стамбулом и Россией османский капудан-паша во главе сильного флота сломил сопротивление Дахира и завоевал его удел. В 1775 г. галилейский шейх был убит. Шииты и эмир Юсуф покорились османам. Сайдский и Триполийский эялеты были переданы под управление Ахмада аль-Джаззара (1776-1804), который быстро превратился в могущественного и фактически самостоятельного правителя, демонстрировавшего, впрочем, абсолютную лояльность к Высокой Порте. Аль-Джаззар отличался крайней жесткостью при наведении порядка и сборе податей в своих владениях.

http://pravenc.ru/text/2463663.html

Определенный и отправленный по сему Высочайшему указу во флот обер–иеромонахом архимандрит Евстафий сначала находился в Кронштадте и в первое время своей службы каждый год (1767 и 1768) бывал в компаниях «для экзерциции» в Балтийском море, а в 1769 г. вместе с российским флотом отправился в Архипелаг, где и проходил свою службу до 25 августа 1772 г., когда, по собственному его прошению, вследствие болезни был уволен от должности главнокомандующим гр. Алексеем Орловым. В течение сего времени Евстафий исправлял свои обязанности не только на море на кораблях, но и на суше при десантах и был свидетелем многих сражений и между прочим Чесменской битвы (1770 г.). По возвращении с флота Евстафий для поправления здоровья был отправлен в Москву с предоставлением ему права избрать себе жительство в каком ему угодно московском монастыре и с назначением ему 500 руб. содержания из сумм коллегии экономии, пока он не будет определен на место 30 . В 1788 г., готовясь послать флот в Средиземное море для второй войны с Турцией, императрица Екатерина II в своем рескрипте на имя тогдашнего С.–Петербургского митрополита Гавриила указывала снабдить сей флот « искусными доброго поведения священниками по числу оного и особливо главным, имеющим при благонравии просвещение». Выбор императрицы в сем случае пал на Никодима, архиепископа Реардамского, который по Высочайшему повелению и был вызван из Киева в Петербург для отправления вместе с флотом в Средиземное море с тем, чтобы «иметь главную над духовными команду» 31 . Преосвященный Никодим впрочем не долго управлял порученным ему духовенством: он умер в 1789 г. Место умершего, по распоряжению главнокомандующего, заступил находившийся во флоте иеромонах Иоасаф, который снискал одобрение главнокомандующего «в ревностном исправлении служения своего, в похвальном поведении и наблюдении порядка и благочиния и во всем том, что составляет наилучшие таланты священнослужителя». За такое одобрение иеромонах Иоасаф, по возвращению с флота, получил от императрицы крест, и по Высочайшему повелению канцлером Безбородко был рекомендован митрополиту Гавриилу, в особое «призрение и покровительство, дабы он в случае к выгодному месту пристроен быть мог».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Спаситель – неописуемый источник сострадания, Врач душ и телес, дивный просветитель охваченных сквернами страстей. К преклоняющим пред Ним колени Он преклоняется всей благосердой любовью, покрывает их кровом Своих крыл и долго терпит их бесплодие в ожидании полного раскаяния 1762 . Благодатное осияние кающихся – явный знак незримого посещения их Спасителем 1763 . Изложенные общие мысли о спасении грешников Господом Спасителем литургическое богословие поясняет рядом частных замечаний о Христовом целении: а)       ума, б) сердца и в) воли грешного человека. а) Врачуя человеческий ум, Спаситель влагает в него мысли обращения и слова молитвы к Богу, умерщвляет плотской страстный образ его мышления, соединяет ум с сердцем при слышании евангельских слов 1764 . Тайное действие Христово многократно сосредотачивает мышление грешных на молитве и способах оставления порочности 1765 , утверждает в Боге их помышления, колеблемые завистью диавола 1766 . Обычно грешный ум обуревается и уязвляется разными прилогами врага или тонкими набегами диавольских мысленных внушений. Спаситель благодатным просвещением ума рассеивает диавольское омрачение, дает человеку уразумевать истину и прекращает его недоумения 1767 . Непонятливости грешных в области спасения Спаситель подает премудрость, безумию – дух разума 1768 , мысленной неустойчивости – утверждение через Владычественного Духа, ослеплению – просвещение 1769 . б)       Христовы спасительные влияния на умы грешников часто соединены с воздействием на их сердца. Умиление грешных сердец прекращает их бесчувственность и сухость. Оно всецело зависит от влияния благодати Христовой. Прикосновение Господа к сердцу человека смягчает его и сокрушает, как бы оно ни было черство 1770 . В богослужебных песнопениях особо подчеркивается мысль, что именно сладкий Спаситель поит верующих слезами покаяния, очищает тучами покаяния и Сам исторгает плач из умиляемых Им сердец 1771 . Со своей стороны верующие, обогащенные от Христа сокрушением духа и чувством духовной нищеты, приносят свои сокрушенные излияния покаяния Ему же как приятную жертву 1772 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010