Ярышев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1768 и 1772. Год утраты:1910 (Разобрана по ветхости) Адрес: Украина, Винницкая область, Могилёв-Подольский район, Ярышев Координаты: 48.511789, 27.631738 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В местечке Ярышев Подольской губернии (сегодня - село Ярышев Могилев-Подольского района Винницкой области) была величественная деревянная церковь Успения Богородицы и деревянный костел, также Успения Богородицы. Церковь была построена в 1768-72 годах и представляла собой гармоничный стройный крестообразный, пятиглавый храм, единственный такой на Подолье. Рядом стояла трехъярусная колокольня. В начале 20 века недалеко построили новую церковь, а старую разобрали в 1910 году. Остались подробное описание и фото храма, сделанные в 1905 году профессором Павлуцьким ( " Деревянные и каменные храмы " – К.: 1905 г.). А новую церковь и старый костел уничтожили коммунисты. http://www.panoramio.com/photo/117407705 В Ярышеве есть старинная деревянная пятикупольная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда построена Ярышевская церковь, с точностью неизвестно. В старейшей по времени церковной описи 1829 г. указывается, что эта церковь построена в 1768 г. с дозволения униатского епископа Леона Шептицкого, освящена в 1772 г. униатским деканом Иоанном Остаповичем. Более раннего документа с указанием времени постройки церкви не имеется. В г. Баре Могилевского уезда сохранилось предание, занесенное в местную церковную летопись в 1868 г., что Ярышевская церковь устроена из деревянного здания Барской Николаевской церкви в 1795 г., купленного Ярышевскими прихожанами. Документально об этом ничего неизвестно; из документов только видно, что Николаевская церковь города Бара, существовавшая в конце XVIII в ., была заложена в 1764 г. и что в 1772 г. иконостас в ней был древний. К сожалению, нет описания этой церкви и в имеющихся в архиве Подольского историко-археологического общества книгах ревизий или визитах церквей XVIII в. Правда, есть в двух более ранних по времени визитах 1740 и 1747 гг. сведения о Ярышевской церкви, но эти сведения очень кратки, так что по ним нельзя судить, какая тогда была в м. Ярышеве церковь, — только и есть указания, что церковь «Успенская деревянная, крытая гонтами». Некоторые полагают, что здание это построено гораздо раньше 1768 г., а дата, показанная в описи 1829 г., относится к внешнему или внутреннему обновлению церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35624

Выголово. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Многие деревни на территории нынешней Лавровской сельской администрации в 19 веке принадлежали князю В.Мещерскому; деревни Лаврово, Шубино, Вогниково, Овертиново он продал помещику С.Н.Аладову. Административным центром было село Выголово, которое до 1768 г. принадлежало Угрешскому монастырю, что под Москвой. В 1827 г. село Выголово принадлежало А.С.Карцеву и его племяннику, к которому оно перешло. Церковь Троицы с приделом Смоленской Божией Матери возведена в 1772 г. на средства прихожан и других жертвователей. Архитектура этого сельского храма характерна для Нерехтского района, композиция и декор выдержаны в традициях Костромского культурного зодчества 17 столетия. Церковь расположена у пологого склона холма к востоку от небольшого села, рядом с железной дорогой. Первоначально церковную территорию, включающую приходское кладбище, ограничивала канава и земляная насыпь, а в начале 20 в. была сооружена ограда с воротами перед западным входом в храм. Ныне утрачен свод трапезной и главка над центральным проёмом трёхарочных ворот, от ограды по южной границе участка частично сохранился кирпичный цоколь и несколько столбов, к которым крепилась металлическая решётка. В храме частично сохранилась настенная живопись кон. 19 в., выполненная маслом в позднеакадемической манере. Так, в храме фрагментарно просматриваются образ Троицы Новозаветной и фигуры ангелов и архангелов, представляющие Собор небесных сил. На северной стене храма под окнами сохранились два клейма в рамах, содержащие поясные изображения московских святителей Филиппа и Алексия. Самой церкви требуется почти полное восстановление; село маложилое, постоянных жителей здесь единицы... По материалам: Д.Ф.Белоруков " Деревни, сёла и города Костромского края " и каталога " Памятники архитектуры Костромской области " , выпуск 11 Троицкая церковь с. Выголова каменная, с такою же колокольнею, построена в 1772 г. усердием прихожан и других жертвователей. Вместо ограды окружена канавой и земляной насыпью, кладбище при церкви. Престолы: во имя св. Троицы и Смоленской иконы Божией Матери. Средства церкви – капитал в билетах вечного вклада 1000 руб. В приходе одна часовня, дохода не приносит. Есть небольшое общество трезвости.

http://sobory.ru/article/?object=14862

Бушулей. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкий храм /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Сегодня ни одна из многочисленных церквей Чернышевского района, кроме Спасского храма в Курлыче не дошли до нас в своем первозданном виде. За годы существования часть из них была перестроена, а другая часть, к сожалению, утрачена безвозвратно. Среди них и некогда красивейшая обитель в Нерчинской области (1783-1805 г.г.) – церковь Святой Троицы в Бушулее. Бушулей назывался тогда Сухановской слободой.Однажды в том месте, где река Бушулей впадает в Алеур, в далеком 1772 году на порожнем месте поселился среди тунгусов, кочевавших по долинам реки Алеур, основатель Бушулейской (Сухановской) слободы выходец из купеческого сословия – Кирилл Васильевич Суханов. Среди дремучей тайги и болот православный миссионер сам построил здесь первый дом. Тридцатилетний Кирилл Васильевич развернул в округе Бушулея широкую миссионерскую работу с местным населением. Он безотлучно жил со своими новокрещенными эвенками, обучая их хлебопашеству, постройке домов, утверждению православной веры и грамоте к иконостасному ремеслу. Уроженец из Коми города Яренска 1741 года рождения - Суханов К.В. был первым иконописцем в Забайкалье. Обстоятельства заставили его оставить родной край, жену и бежать в Сибирь. В 1768 году он появился в Нерчинске со своим другом Василием Ивановичем Березиным, выходцем из Великого Устюга потомственным иконописцем. Вскоре ктитор Курлыческой церкви Епифанов пригласил Суханова в Нерчинск, с которым Кирилл Васильевич прибыл в Курлыч, и принялся за постройку второй деревянной двухпрестольной Спасской обители. В марте 1771 года курлыченские жители просили рекомендовать его в священники для своей церкви, но он отказался. Получив деньги за постройку храма, Кирилл Васильевич Суханов, неожиданно для всех отправился проповедовать Христа тунгусам, поставив для себя одной из главных задач обращать местное население (особенно тунгусов) в православную веру. Уже в 1773 году он в своей слободе первым открывает русскую школу для тунгусских детей, которая может считаться первой во всём Нерчинском крае, где преподавателями были он сам и его лучший друг В.И.

http://sobory.ru/article/?object=35286

Вятка (Киров). Троицкий Александро-Невский монастырь. Церковь Троицы Живоначальной в Макарье. Карта и ближайшие объекты Церковь Св. Троицы в слободе Макарьевской Вятского уезда Вятской губернии (ныне в черте города Кирова) - яркий памятник вятского барокко - была построена в 1768-1775 гг. на месте обветшавшего деревянного храма середины XVII века. Деревянная церковь имела один престол, освященный во имя преп. Макария Желтоводского (отсюда и название села - Макарьевское). Жители богатой пригородной слободы, стоящей на оживленной дороге из Вятки в Слободской, уже в то время могли позволить себе строительство каменного храма, что значительно повышало репутацию Макарья среди вятских сел. Своим обликом церковь настолько пришлась по душе вятскому народу, что впоследствии она служила образцом при постройке других сельских храмов. Заслуга в этом принадлежит строителям храма - артели каменщиков во главе с устюжанами Никитой и Данилой Горынцевыми. В 1772 году в храме была освящена теплая (зимняя) его часть, с двумя престолами - в честь иконы Пресв. Богородицы «Взыскание погибших» и преп. Макария Желтоводского. Главный Троицкий престол был освящен после отделки летнего храма и возведения иконостаса летом 1775 года. В 1880-е годы храм был отремонтирован, при этом с северной стороны к паперти храма была пристроена небольшая палатка, а старинная ограда храма была перестроена с нарушением стилевого единства. Но в целом дореволюционный ремонт Троицкой церкви был осуществлен с достаточно бережным отношением к старине, первоначальный облик храма не претерпел каких-либо существенных изменений. В 1940-м году храм был закрыт и превращен в сельский клуб. Уничтожены были церковные ворота (жемчужина вятского барокко) и многие детали интерьера храма. В 1975-76 гг. церковь была частично восстановлена силами Кировской научно-реставрационной мастерской, при этом фасадам храма была возвращена первоначальная полихромная окраска, остатки которой были обнаружены при реставрационных работах. В 1987 году, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, было принято решение о возвращении храма общине верующих. Троицкая церковь была восстановлена для богослужений в очень короткие сроки. Весь внешний декор Троицкой церкви (как и других старинных вятских храмов) выполнен из обтесанного красного кирпича. В 1988-89 гг. были восстановлены и старинные барочные ворота (по проекту арх. Е. Скопина).

http://sobory.ru/article/?object=05185

Закрыть itemscope itemtype="" > Суворовский след 02.12.2014 232 Время на чтение 8 минут Поводов для написания этой статьи сразу несколько. Во-первых, фигура Александра Васильевича Суворова недавно стала предметом дискуссии в программе «Дело принципа». Во-вторых, в этом году исполняется ровно двести двадцать лет Польскому восстанию 1794 года и, соответственно, Суворовскому походу в Беларусь. Наконец, в-третьих, 24 ноября - День рождения великого полководца. В последнее время о Суворове, случается, рассказывают различные байки. Как правило, рождены они польскими и французскими публицистами еще в XVIII - XIX веках, но есть и отдельные «местные находки». Что же, попробуем в них разобраться. «Полководец никогда не участвовал в оборонительных войнах» Именно таким занимательным «открытием» поделился несколько лет назад в одной из своих многочисленных книг Владимир Орлов. Итак, небольшой урок истории для господина Орлова и Ко. Первой войной Александра Васильевича, стала Семилетняя. Россия вступила в этот вооруженный конфликт в сентябре 1756 года, после того, как Пруссия оккупировала Саксонию. Согласитесь, это уж никак не завоевательный поход. Обе русско-турецкие войны, в которых прославился великий полководец, и 1768-1774, и 1787-1791, были объявлены не Россией, а самой Османской империей. Причем речь не идет о какой-то формальности или же провокации. Каждый раз турки сознательно готовились к войне, желали ее, но победы Румянцева, Суворова и Ушакова рушили их надежды и умножали новыми землями Российскую империю. Успех русского оружия вселял надежду на освобождение армянам, сербам, грекам и болгарам, порабощенным османами. Участие Суворова в войне против Барской конфедерации в 1769 - 1772 годах стало следствием официальной просьбы о помощи короля Станислава-Августа Понятовского. Хотя, соглашусь, в данном конкретном случае вряд ли можно говорить об оборонительной войне. Наконец, знаменитые Итальянский и Швейцарский походы были предприняты без всяких претензий на завоевание каких-либо территорий. Вот дословная цитата из англо-русского договора, заключенного накануне войны: «Действительнейшими мерами положить предел успехам французского оружия и распространению правил анархических; принудить Францию войти в прежние границы и тем восстановить в Европе прочный мир и политическое равновесие». Кстати, повсюду суворовских чудо-богатырей встречали как освободителей. А в Швейцарии имя генералиссимуса почитают до сих пор.

http://ruskline.ru/opp/2014/12/3/suvorov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМЕРОН [англ. Cameron] Чарлз (1743, Лондон - март 1812, С.-Петербург), архит., родом из Шотландии. Творчество К. связано с Россией, где его произведения воплотили идеалы зрелого классицизма, основанного на знании подлинных античных памятников. Уже в период обучения К. увлекся античным искусством; среди ранних работ известен его альбом рисунков на античные темы (1764, б-ка Ленинградского ин-та инженеров железнодорожного транспорта, ныне - Петербургского гос. ун-та путей сообщения, фонд рукописей и редких книг, инв. 4891). После прочтения книг итал. архитектора эпохи Возрождения А. Палладио К. приехал в Рим (ок. 1767-1768), чтобы продолжить начатое им изучение древности. По возвращении в Лондон К. издал труд, посвященный рим. термам (1772). Приглашение К. в Россию (1779) было обусловлено увлечением имп. Екатерины II англ. садово-парковым искусством и желанием обновить ансамбль Царскосельской имп. резиденции в классицистическом стиле. К. был назначен «архитектором Ее Императорского Величества». Ему было поручено строительство в Царском селе (с 1808 Царское Село, ныне Пушкин) нового комплекса сооружений, по замыслу государыни это должен был быть «античный дом». К. выбрал участок на границе с регулярным парком, архитектура его построек сочеталась с новым пейзажным садовым ансамблем, получившим собственную нерегулярную планировку. Первая постройка К. в Царском селе - это Холодные бани (1779 - 80-е гг. XVIII в.): 2-этажный корпус с банями внизу и гостиными наверху (т. н. Агатовые комнаты) (1780-1785); позднее были устроены Висячий сад, Пандус, небольшая дворцовая церковь позади Агатовых комнат (все - нач. 90-х гг. XVIII в.). С Холодными банями соединялась открытыми террасами-переходами колоннада Аполлона (Камеронова галерея; 1783-1787), откуда открывались виды на павильоны и объекты регулярного и живописного парков, а в широких пролетах были установлены бюсты античных поэтов и императоров, к-рые напоминали о достижениях древних.

http://pravenc.ru/text/1470115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Пономарёв Петр Николаевич; 4.10.1749, дер. Александрова Дмитровского у. Московской губ.- 19.03.1806, Ярославль), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона. 10 янв. 1760 г. поступил в семинарию при Троице-Сергиевой лавре , ректором к-рой являлся архим. Гавриил (Петров) ; получил фамилию Пономарёв. В 1768 г. был направлен в Славяно-греко-латинскую академию. Одновременно троицкий архим. Платон (Левшин) , благоволивший к Пономарёву, разрешил ему вместе с другом А. Войновым изучать французский, немецкий и итальянский языки в Московском ун-те, а также в течение 4 лет слушать при нем курс философии и риторики «для пользы своей». По отзыву преподавателя ун-та С. Иванова, «немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы» ( Смирнов. 1867. С. 351). В 1772 г. по окончании курса в академии и ун-те Пономарёв вернулся в лаврскую семинарию и был оставлен учителем франц. и нем. языков. В июне 1775 г. по настоянию архиеп. Московского и Калужского Платона (Левшина) принял монашеский постриг с именем Павел, рукоположен во диакона, затем во иерея и 28 авг. того же года назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С 1779 г. преподаватель истории. Под рук. архиеп. Платона П. составил «Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (1782). Также в это время он занимался переводами с франц. языка. В 1782 г. по ходатайству митр. Платона П. был назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, был возведен в сан архимандрита Заиконоспасского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря . Служил цензором духовных сочинений, представляемых в Синод или в Московскую синодальную контору. Рекомендовал к печати переведенные студентами «Священные размышления Иоанна Герарда», «Образ жития Енохова» (1784), «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с волею Божию» (1784), «Стихотворческое изъяснение на Екклезиаста», «Христианин, воин Христов» Эразма Роттердамского и др. В 1784-1785 гг. П. одобрил соч. «Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием» (М., 1785) архим. Аполлоса (Байбакова) (см. подробнее: Смирнов. 1855. С. 323-324).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Марк Молчальник. Гравюра. Ок. 1839 г. (Мальцов Михаил Андреевич; 1742, Курск - 4.11.1817, Саровская пуст.), прп. Саровский (пам. 4 нояб. и в Соборе Тамбовских святых), схим. Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни . В 1-й биографии М. М., составленной пострижеником Саровской пуст. ( Сергий (Васильев) . 1839), а также в последующих жизнеописаниях ( Эльсон. 1905) имеются неточности и лакуны, которые восполняются сведениями из монастырского архива и др. неизданных документов. Род. в купеческой семье Андрея Аксеновича Мальцова (1709-?) и Ирины Васильевны Лемягиной (1713-1768), был младшим сыном, имел братьев Федота, Алексея, Василия. М. Мальцов проживал в родительском доме; после смерти отца главой семейства записан старший брат Василий. Жена Василия Прасковья Ивановна Дружинина, возможно, являлась родственницей саровского подвижника иером. Питирима (Дружинина) (РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1666. Л. 27 об.- 28). В ревизских сказках 1782 г. напротив имени Мальцова сделана приписка: «Пропал безвести в 765 году». В документах Саровского монастыря упоминается «безвестно пропавший»: «С 765 декабря сего году по апрель месяц… состояло… (среди них.- В. С.) Михайло Андреев сын Мальцов» (Там же. Л. 21-22 об.). В 1765 г. Михаил поступил в Саровскую обитель, видимо, вместе с земляком Николаем Саввичем Безходарным. В 1767 г. числился в монастырском списке «непостриженных бельцов, жительствующих по своему желанию с увольнительными» документами (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 90. Л. 6 об.). Возможно, когда в 1772 г. указом еп. Владимирского и Муромского Иеронима (Фармаковского) арзамасская Высокогорская Вознесенская пуст. была приписана к Саровской пуст. и в Арзамас было направлено большое количество саровских насельников, среди них оказался и послушник Михаил. Косвенно об этом свидетельствует выписка из реестра входящих документов Владимирской духовной консистории от 1 янв. 1780 г.: «О бытии здесь (в Саровской пуст.- В. С.) в числе трудников в надежде монашества находящемуся в арзамасском Спаском монастыре в трудниках же курскому купцу Михайле Мальцову» (Там же. Д. 201. Л. 3; Д. 1145. Л. 83 об.).

http://pravenc.ru/text/2562264.html

Павел, архиепископ Ярославский и Ростовский (Пономарев Петр) Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона. 10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию. В 1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии. В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина , † 1812), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. С 1779 года – преподаватель истории. С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. С 27 ноября 1783 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. С 13 октября 1785 года – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 14 января 1786 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. С 1792 года – член Святейшего Синода. 12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. С 26 октября 1798 года – епископ Тверской и Кашинский. 15 мая 1799 года возведен в сан архиепископа. С 26 декабря 1799 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. Скончался 19 марта 1806 года. Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле. Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и с разрешения митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Поречье-Рыбное. Колокольня церкви Никиты Мученика. Колокольня села Поречье-Рыбное Колокольня.    Год постройки:1799. Архитектор:А.С. Козлов Адрес: Ярославская область, Ростовский район, село Поречье-Рыбное, улица Ленинская, д. 64. Координаты: 57.095091, 39.39011 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Колокольня поставлена в самом излете 18 века, а интересна тем, что строил ее крестьянин, зодчий-самоучка А. Козлов, уловивший, впрочем, все тонкости архитектуры позднего галантного века. И ведь каков масштаб – колокольня больше Ивана Великого в Московском кремле! Из-за этого ее якобы не хотела принимать «госкомиссия» (соперничать с Иваном запрещено было), но хитрые крестьяне к приходу комиссии навалили у основания земли, чем уменьшили формально высоту колокольни, и им все сошло с рук. Даже башенные часы в колокольне когда-то были. Рядом с колокольней стоит церковь Петра и Павла (1767 год). Внутри – фрески 18-го столетия. По записи на иконе 1649 года известно, что в селе стоял еще и храм Никиты, конечно, деревянный. Одной из самых известных достопримечательностей Ярославской области является грандиозная колокольня храмов Никиты Мученика и Петра и Павла, расположенная на центральной торговой площади Поречья-Рыбного. Её уникальность состоит в том, что она представляет собой одну из самых высоких колоколен России. Колокольня, о которой идёт речь, начала строиться в то время, когда село принадлежало Григорию Григорьевичу Орлову, фавориту Екатерины II. В 1772 году она жалует ему село Поречье с Борисоглебскими слободами (пос. Борисоглебский). К тому времени, когда Григорий Орлов стал владельцем этих земель, в селе уже была церковь во имя Петра и Павла, некогда выполненная из дерева, в середине XVIII столетия перестроенная в камне. Позже, в 1779-1799 годах, была выстроена Никитская церковь. Храмовый комплекс разместился на главной торговой площади села Поречье. Петропавловская же церковь была сооружена в 1768 году на средства пожертвованные прихожанами, служила летним храмом пореченского прихода. Храм был закрыт в 1938 году, использовался в качестве склада. В Никитском же был обустроен клуб, позже был заброшен, а ныне бездействует, медленно разрушаясь.

http://sobory.ru/article/?object=61234

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010