Святитель Тихон мечтал об уединенной жизни в одном из пустынных монастырей, но предначертано ему было другое. Уже в мае 1761 года он стал епископом Кексгольским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. Получив высокое назначение он с большим рвением начал решать в епархии многочисленные проблемы, прежде всего касавшееся духовенства. При нем открывались духовные школы и училища, было введено строгое уставное богослужение. Своим распоряжением он предписал священникам не только ежедневно самим читать Новый завет, но и за каждой литургией проповедовать слово Божие, прибегая к помощи святоотеческой литературы. Заботясь о просвещения священнослужителей, желая чтобы у них было истинное понимание совершаемых в Церкви таинствах и своих обязанностей, святитель Тихон создал ряд сочинений: «О Семи Таинствах», «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния», «Инструкция о совершении браков», «Наставление о собственных всякого христианина должностях». Многие из этих сочинений были переизданы в Москве и Санкт-Петербурге еще в XVIII веке. При святителе Тихоне в епархии возводились храмы и монастыри. Но еще больше сил было положено епископом на борьбу с идолопоклонством и раскольниками. Для этого он регулярно рассылал по церквями свои проповеди, которые зачитывались перед народом. В них он увещевал паству избегать поклонения Яриле, чрезмерно веселиться на масленицу, главное же снова и снова взывал учиться любви к ближнему. Однако уже в 1767 году епископ, который заботился о пастве не жалея сил, заболел. Его организм был истощен бессонными ночами, проводимыми за написанием богословских трактатов, а сердце надорвано переживаниями о судьбе русской Церкви. Понимая, что не сможет со всей отдачей исполнять своей епископский долг, он подал прошение церковному начальству удалиться на покой. Оно было удовлетворено и святитель Тихон поселился в одном из монастырей под Воронежем, а оттуда переехал в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, где и жил до своей кончины. Строгий пост, молитва, тяжелый физический труд, редкий сон и непрестанная проповедь - такой с 1769 года стала жизнь святителя Тихона. К его келье ежедневно стекались сотни верующих, нуждавшиеся в духовной помощи и благословении. И для каждого он находил слово ободрения и утешения. Вся его пенсия и то, что он получал в дар, шло на благотворительность. Он раздавал деньги нуждавшимся, кормил деревенскую детвору, исподволь приучая детей к молитве и церкви. Но одновременно с этим пастырским подвигом святитель Тихон не оставлял трудов богословских. В семидесятые годы были созданы лучшие его сочинения: «Сокровище духовное, от мира собираемое» и «Об истинном христианстве».

http://foma.ru/imya-tihon.html

В продолжение средних веков чувствовался недостаток в силе и самостоятельности богословского исследования; точно также и в экзегезе все дело ограничивалось собственно различными методами и повторением опытов прежнего времени в возможно новой форме: в извлечениях, заимствованиях, глоссах и катенах. Процветание схоластики, которая вообще пробудила более оживленную деятельность в литературе, вызвало в частности и большую плодовитость в области объяснения писания. В то же время в многих толкователях диалектически – спекулятивное направление, основавшиеся на выше указанных школьно-догматических началах, слишком поглотило все прочие, так что схоластически период, вообще и в полном своем строе, мог вызвать экзегетическую деятельность только в немногих глубоких мистиках и – благодаря все сильнее и сильнее пробуждавшемуся стремлению действительно и истинно библейских богословов. Но рядом с ними католическая иерархия стремилась заключить в рабских оковах истинную свободу духа и в области толкования писания. Со времен реформации, которая, после Еразма, благодетельно действовавшего, хотя более отрицательно, на границе между старым и новым, собрала рассеянные искры средневековые в одном положительном, сильном фокусе; со времен реформации стали объяснять Новый Завет просто из него самого (и притом не без действительного отношения к догматическим учениям прежних столетий); вопреки мнимо церковным принудительным определениям он был объявлен решительною нормою христианского познания. Но вместе с тем не были на самом деле сужены или ограничены интересы чисто грамматически-филологическое. Впрочем, крайне реформаторская сторона в своей борьбе против римской деспотической церковности просмотрела и переступила истинный границы христианской аналогии веры, и в спиритуалистически-рационалистическом интересе нарушила свободное движение богословской науки 1767 , а противореформаторская сторона в определениях Тридентского собора заключила снова толкование Писания в нерасторжимым узы 1768 . Даже и в рядах истинных борцов за реформацию стремление к прочному обоснованно веры, заявленное не без односторонности, угрожало сделать догматику судиею слов писания 1769 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Попытки собрать часовой механизм натолкнулись на отсутствие необходимого инструментария. Делу помог случай. Во время поездки в Москву Кулибин познакомился с часовщиком Лобковым, который не только передал пытливому юноше необходимые навыки и знания, но и подарил набор инструментов. По возвращении в Нижний Новгород Кулибин вплотную приступил к ремонту и конструированию часов. Вначале дела шли неважно, но после починки «замысловатого снаряда, показывающего делянки суток», принадлежавшего губернатору Аршеневскому, авторитет часовых дел мастера резко возрос. Нижегородская знать, помещики, купцы стали постоянными клиентами Кулибина. В 1764 г. стало известно о намерении Екатерины II совершить поездку по волжским городам. Одним из пунктов маршрута был Нижний Новгород. Предполагавшееся посещение города императрицей подвело Кулибина к мысли «как выдумать, какие пристойные сделать часы, которые представить к поднесению ея императорского величества», и вскоре, как вспоминает сам мастер, он «начал рисовать рисунки, чтобы быть часам яичной фигурой». Кулибин поделился своим замыслом с купцом Костроминым, согласившимся взять на себя все расходы по изготовлению часов с условием, что «волшебное художество» они преподнесут императрице вместе. Екатерина II приехала в Нижний Новгород 20 мая 1767 г., однако часы ещё не были готовы. Представленный губернатором императрице Кулибин продемонстрировал изготовленные им электрическую машину, телескоп и микроскоп, рассказал о незаконченных часах и преподнёс державной властительнице оду, сочинённую в её честь. Екатерина II очень заинтересовалась рассказом о часах и пригласила Кулибина посетить Зимний дворец, как только его диковинный «времясчитательный снаряд» будет готов. Санкт-Петербург. Назначение – Работу над часами Кулибин завершил в марте 1769 г . и сразу же вместе с купцом Костроминым отбыл в Санкт-Петербург. «Диковина видом и величиною между гусиным и утиным яйцом», показывающая время и отбивавшая часы, половины и четверти часа, заключала внутри себя крохотный театр-автомат. По прошествии каждого часа створчатые двери раздвигались, открывая «златой гербок», где разворачивалось театрализованное представление. В полдень часы играли гимн, сочинённый в честь императрицы. Во второй половине суток часы исполняли новые мелодии и стих. В любой момент с помощью специального механизма можно было включить театр-автомат.

http://pravmir.ru/chelovek-operedivshij-...

Работая в Пекине, а затем в Петербурге, И. К. Россохин сделал большое количество переводов китайских и маньчжурских исторических произведений, документов. В 1739 г. он начал перевод с маньчжурского 16-томного «Обстоятельного описания происхождения и состояния манджурского народа и войска, в осьми знаменах состоящего», в работе над которым ему помогал А. Л. Леоньтьев. Алексей Матвеевич Владыкин, также как и И. К. Россохин, был студентом при 2-й и 3-й миссиях (с 1731 по 1746 г.), где он вместе с А. Л. Леонтьевым начал работу над маньчжурско-китайско-русским словарем, над которым впоследствии трудились студенты следующих миссий. Учеником 3-й миссии (1736–1743) был Алексей Леонтьевич Леонтьев (1716–1786), пробывший в Пекине и во время 4-й миссии до 1754 г. После возвращения в Россию он служил переводчиком при Государственной коллегии иностранных дел. Еще в Пекине А. Л. Леонтьев составил русско-маньчжурско-китайский разговорник, ныне хранящийся в Архиве ЛО АН 322 . В 1762 г. он завершил перевод «Обстоятельного описания происхождения и состояния манджурского народа и войска, в осьми знаменах состоящего», начатый еще И. К. Россохиным, и подготовил его к изданию. За этот большой труд, опубликованный в 1784 г., А. Л. Леонтьев был представлен к чину губернского секретаря и награжден денежной премией 323 . В 1762 г. по предложению А. Л. Леонтьева была открыта школа китайского и маньчжурского языков, в которой он обучал студентов Петербургской Духовной Семинарии. Школа просуществовала недолго, поскольку уже в 1767 г. А. Л. Леонтьев, вместе с одним из учеников был направлен в Кяхту для урегулирования пограничных споров. По возвращении в Петербург в 1769 г. он активно занимался переводами с китайского и маньчжурского языков, в числе которых первый перевод «Сышу гай» («Четверокнижье с толкованиями», 1780), и «Тайцин гурунь и ухэри кооли» («Все законы и установления китайского (а ныне маньчжурского) правительства в трех частях», 1781 – 1783). «Ценность трудов Леонтьева, – пишет П. Е. Скачков,– заключается не только в обширной и многообразной тематике переводов, но и в попытках осмыслить многие явления китайской действительности в примечаниях и комментариях, иногда весьма пространных, показывающих широкое знание китайской литературы и глубокие познания в различных сторонах жизни цинского Китая» 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме священника Кувшинского, имеющего свой дом. Земли: усадебной 3 десятины 1050 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной 73 десятины 1100 сажень. Братский денежный доход по общей кружке: священника 411 руб. 75 коп., диакона 274 руб. 50 коп., псаломщика 137 руб. 25 коп., по частной кружке: 1-го священника 328 руб. 77 коп., диакона и псаломщика по 109 руб. 59 коп., 2-го св. 335 руб. 40 коп., диакона и псаломщика по 111 руб. 80 коп. Руги собирается на весь причт до 200 пуд. ржи и 100 пуд. овса. Прихожан: православных русских 3042 муж. пола, 3202 жен. пола; приход состоит из 80 селений, расстоянием до 13 верст. Село расположено на правом берегу реки Вятки, в низменном месте, с двух сторон окружено возвышенностями. В селе две школы: двухклассная министерская и церковно-приходская женская; в приходе три земских училища при деревнях в расстоянии от села 9, 10 и 13 верст. Главное занятие прихожан земледелие и лесной промысел. В церковной библиотеке есть старинные книги: четь-минеи за март, апрель и май месяцы, древняя рукописная церковная история митрополита Платона издание 1805 г.; Русская история о. Эммина, издание 1769 г., послание Св. Игнатия Богоносца 1782 г., две книги собрания поучений и слов митрополита Амвросия 1816 г. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Изначально Христорождественская церковь строилась из дерева, а в 1754 г. указом Духовной Консистории ее решили выстроить из камня. В результате на месте деревянной обители была построена каменная с приделом в честь Святого Иоанна Предтечи. Строительство православной святыни длилось 13 лет и было завершено в 1767 г. Освящение церкви состоялось 26 декабря 1767 г., а вот престол освятили, спустя много лет - 26 сентября 1776 г. В 1828 г. одновременно с реконструкцией храма к нему начали пристраивать колокольню. К началу 20-го века Христорождественский храм был построен полностью и предстал во всем своем великолепии. Его высота достигала 40 м, а высота креста равнялась 6 м.

http://sobory.ru/article/?object=19744

Президиум КГСа поддержал рабочих и просил ТЦИК утвердить данное решение. Но вмешательство комиссии по делам музеев и памятников старины, определило, что Четырех-Евангелистовский храм и колокольня является выдающимся для Казани памятником XVIII века, а сохранность их вполне удовлетворительная. Более того, церковь была отнесена к I категории памятников, т. е. ее можно было приспособить подо что угодно, но не разрушать. Это продлило жизнь храма на несколько лет. И все-таки, мнение ученых вновь было проигнорировано. Под различными предлогами в апреле 1939-го закончилось существование единоверческого благочиния, а вскоре был полностью разрушен и храм. По материалам статьи В. Мухина «История закрытия храмов и монастырей в г.Казани в 20-30 годы ХХ столетия». Из альманаха «Православный Собеседник», 2008 г., изд-во КДС. - Казань. 2008 г. После покорения Казанского ханства Иваном Грозным татарам запрещалось жить в центре Казани. Они в принудительном порядке были переселены за озеро Кабан, где образовалась Татарская слобода. Российское государство проводило активную работу по христианизации края. Так, в Татарской слободе различными льготными условиями удалось склонить к принятию христианства нескольких татарских семей. А с 1738 г. при назначении епископом казанским Луки Конашевича деятельность по переходу магометан в православие была крайне активирована. В 1749 г. преосвященный Лука открывает в Татарской слободе новокрещенскую школу, а при ней первую в магометанской части церковь во имя праведных Захария и Елизаветы. Через несколько лет, с умыслом на самой границе соприкосновения русской и татарской общин Казани - там, где Булак впадал в Кабан, построили еще одну новую деревянную церковь. Основным призванием храма была проповедь христианства, в связи с чем было выбрано и главное посвящение - во имя четырёх евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна - главных проповедников слова Божия. В 1769 г. на средства купца Ивана Шемякина взамен деревянной строится каменная церковь. Традиционная схема восьмерика на четверике сопровождалась новыми декоративными элементами, близкими к европейскому барокко. Архитекторы считают, что эта церковь единственный пример елизаветинского барокко в Казани. В одной связи с основным объемом через широкую трапезную находилась 3-ярусная колокольня. Крупная церковь была теплой трехпрестольной: главный престол во имя св. четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, приделы – в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и св. Екатерины Александрийской. Данный престол был освящен в честь приезда Екатерины II в Казань в 1767 г. и побывавшей в Татаркой слободе.

http://sobory.ru/article/?object=32696

В 1763 году началась кирпичная кладка здания собора, которая была закончена 14 марта 1767 года. Строительство собора было закончено в 1769 году, и в нём начались отделочный работы. Уже 28 июля 1770 года в новом Спасском соборе самим Вятским епископом Варфоломеем Любарским освящён в нижнем этаже правый тёплый Екатерининский придел, и в нём начались службы. 8 июля 1783 года епископом Лаврентием II на первом этаже тёплого храма освящён главный средний престол во имя Казанской Божьей Матери и в нём начались богослужения. После освящения двух престолов из шести Консистория решает из-за ветхости старого Спасского собора прекратить в нём богослужения. В течение 16 лет два каменных Спасских собора стояли вместе, недалеко друг от друга. 17 июня 1785 года протоиерей Спасского собора Стефан и церковный староста Яков Швецов заключили договор на сломку и разборку первого каменного одноэтажного старого Спасского собора. В этом же году старый собор был снесён. В декабре протоиерей собора Агафоник и староста церковный из вятских мещан Антон Урванцев «учинили договор с директором медных и железных заводов фабрикантом Иваном Петровичем Осокиным в том, чтобы в холодной церкви верхнего этажа вновь выстроенный иконостас со всею при нём резьбою весь без пропуску вызолотить казёнными материалами самою искусною работаю, не допуская к работе неискусных работников. По приличным на глади того иконостаса местам сделать цыровку во всём сходственную здешнего кафедрального собора. К работе приступить в январе 1796 года и в августе закончить непременно». В сентябре 1797 года по заказу прихожан губернским архитектором выданы планы и фасады для оформления иконостаса в двух приделах в тёплой церкви на первом этаже и в холодном храме на втором этаже Спасского собора. Понадобилось почти 3 года, пока были закончены отделочные работы на очередном приделе. 8 ноября 1800 года при большом сборе городских прихожан и с участием всего соборного духовенства епископом Амвросием (Орлиным), освящён в тёплом нижнем храме северный придел во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. На соборной колокольне набор колоколов был беден, поэтому в августе 1804 года протоиерей Спасского собора Агафоник просит Консисторию разрешить отливку колоколов — одного — весом 300 пудов и второго — весом 150 пудов (для этого колокола просят перелить старый треснутый; это был колокол старого Спасского собора, пострадавшего в пожаре 1752 года). В сентябре это разрешение было получено.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_собор...

Интересно, что после поражения Максентия и обнародования закона в пользу христиан, Максимин, еще управлявший восточными народами, узнав об этом, весьма огорчился, однако, чтобы не показать, что уступает другим, с одной стороны, и, опасаясь утаить повеление императоров, с другой стороны, по необходимости, как бы от собственного лица, написал к подчиненным себе областным начальникам первую грамоту в пользу христиан. Первые упоминания о праздновании памяти св. вмц. Екатерины — не старше VIII века, когда ее мощи были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на горе Синай. Этот монастырь привлекал множество паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной Церкви, а потом перешло и на Запад, где ей посвящено множество гимнов и рифмованных легенд. На Синае образовался орден рыцарей св. Екатерины для покровительства паломникам. Память ее совершается 24 ноября у нас, и 25 — в Греции и на Западе (по старому стилю). На Западе, где св. Екатерина, славившаяся своей ученостью, считается покровительницей уча­щихся, существует множество учебных заведений ее имени. История московского храма великомученицы Екатерины начинается в конце XVI столетия, когда на Всполье появляется ремесленная слобода, устроенная стараниями Анастасии Романовны, первой супруги царя Иоанна Грозного. Ею же здесь был построен первый деревянный храм, известный по летописным источникам 1612 года. В XVIII веке храм усилиями императрицы Екатерины II получает новую жизнь. Полностью перестроенный архитектором Карлом Бланком в 1766-1767 гг., он освящается в честь небесной покровительницы царствующей особы. В 1769 году московскими мастерами под руководством Бланка устанавливается кованая ограда храма. Она интересна тем, что, будучи изготовлена при Петре I,  до момента своего переноса на Большую Ордынку являлась принадлежностью Соборной площади Кремля. Таким образом, декорированная решетка, ограждающая храм — древнейшая  сохранившаяся часть архитектурного ансамбля. С храмом св. вмц. Екатерины связаны имена известных религиозных и общественных деятелей. Одним из прихожан храма был русский богослов и философ, виднейший деятель славянофильства Алексей Хомяков (1804-1860). В советское время по меньшей мере однажды Божественную литургию в престольный праздник совершил святитель Тихон.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202399...

Святитель заботился о высоком нравственном и духовном облике пастырей В 1763 году святитель, по желанию самой императрицы Екатерины II, был поставлен на Воронежскую кафедру. Много пришлось ему здесь потрудиться, поскольку Воронежская епархия была в ту пору одной из самых больших и неустроенных. За четыре с половиной года служения епископу Тихону удалось здесь многое совершить, приводя дела в порядок. Особое внимание святитель уделял просвещению духовенства, он ходатайствовал о доступности духовного образования для детей из бедных семей церковнослужителей. На базе Славяно-Латинской школы им была создана Воронежская семинария. Святитель очень заботился о высоком нравственном и духовном облике пастырей. С этой целью им был написан и разослан по приходам ряд посланий для священнослужителей, написанных в форме руководств и назидательных слов. Так же ревностно епископ следил за духовным состоянием своей пасты. Ему удалось навсегда искоренить ряд языческих обычаев, в том числе глубоко укоренившийся в этой местности культ Ярила. Кроме того, святителю Тихону пришлось бороться со многими раскольническими явлениями в народе. Жизнь и труды владыки на покое Задонский Рождество-Богородицкий монастырь Многочисленные и самоотверженные труды очень быстро подорвали здоровье святителя, так что в 1767 году он вынужден был просить отпустить его на покой. Правда, прошение это было удовлетворено только после того, как епископ Тихон написал письмо императрице. Ему назначили пенсию и позволили самому выбрать место для проживания. Вначале владыка переехал в Толшевский монастырь под Воронежем. Это место ему очень нравилось, в первую очередь своей уединенностью и исправностью служб. Однако климат здесь был неблагоприятным для его выздоровления. По этой причине в 1769 году святитель переезжает в Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, где проведет последние 16 лет своей жизни. В Задонске епископ Тихон проводит большую часть времени в молитве и богомыслии, он регулярно посещал богослужения, а также занимался простым физическим трудом: ухаживал за садом, рубил дрова, возделывал землю. Из своего имущества владыка оставил лишь самое необходимое, все остальное он раздал нуждающимся. Иногда епископ посещал Толшевский монастырь, который ему полюбился, а также жил в селе Липовка в имении Бехтеевых. Встречался святитель и с людьми, но больше любил отвечать письменно, чем принимать посетителей или покидать свое уединение. От последнего сильно нарушился душевный покой, который владыка высоко ценил. Он также оказывал разного рода благотворительность, сам посещал заключенных в темницах, беседовал и помогал им, чем мог. Очевидно, что испытанная в детстве острая материальная нужда сделала Преосвященного Тихона более чутким к чужому горю.

http://pravoslavie.ru/105956.html

In 1763, St Tikhon was transferred to the See of Voronezh. During the four and a half years that he administered the Voronezh diocese, St Tikhon provided constant edification, both by his life and by his numerous pastoral guidances and soul-saving books. He wrote a whole series of works for pastors: Concerning the Seven Holy Mysteries A Supplement to the Priestly Office Concerning the Mystery of Repentance An Instruction Concerning Marriage The saint considered it essential that each priest, deacon and monk have a New Testament, and that he should read it daily. In an Encyclical, he called on pastors to perform the Holy Mysteries with reverence, with the fear of God, and love for one’s neighbor. (An Explanation of Christian Duties was often republished in Moscow and Peterburg during the eighteenth century). At Voronezh the saint eradicated an ancient pagan custom, the celebration in honor of Yarila (a pagan god associated with the fertility of grain and cattle). In the outlying districts where military units of the Don Cossacks were dispersed, he formed a missionary commission to restore sectarians to the Orthodox Church. In 1765, St Tikhon transformed the Voronezh Slavic-Latin school into a seminary. He invited experienced instructors from Kiev and Kharkhov, and planned the courses for it. He exerted much attention and effort to build up both the churches and the school, and to guide pastors to understand the need for education. The saint was unflagging in his efforts to administer the vast diocese, and he often spent nights without sleep. In 1767, poor health compelled him to give up running the diocese and withdraw for rest to the Tolshevsk monastery, at a distance 40 versts from Voronezh. In 1769, the saint transferred to the monastery of the Theotokos in the city of Zadonsk. Having settled into this monastery, St Tikhon became a great teacher of the Christian life. With deep wisdom he set forth the ideal of true monasticism in his Rule of Monastic Living and his Guidances to Turn from the Vanity of the World, and in his own life he fulfilled this ideal. He kept strictly to the precepts of the Church. Zealously (almost daily) he visited the temple of God, and he often sang and read in the choir. In time, out of humility, he altogether ceased participating and serving, but merely stood in the altar, reverently making the Sign of the Cross over himself. He loved to read the Lives of the Saints and the works of the holy Fathers. He knew The Psalter by heart, and he usually read or sang the Psalms on his journeys.

http://pravoslavie.ru/73196.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010