Астрахань. Церковь Иоанна Златоуста. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1763 году. Композиция его – «восьмерик на четверике» - была хорошо известна в средней России. Позднее церковь несколько раз перестраивали, и план ее в конце концов получил форму креста, а фасады приобрели декор времени позднего классицизма. Фасады церкви во второй половине XIX века переделывались еще раз. Вот тогда и появились на них интересные лепные барельефы с изображениями святых, напоминающими евангельский цикл картин Н.Н. Ге. Неизбежность страданий, необходимость терпения, всепобеждающая сила подвижничества - так во второй половине XIX века воспринимала русская художественная интеллигенция образ Христа и его учение. Это восприятие доносят барельефные композиции Златоустовской церкви. У входа в церковь помещена фигура Христа. Скорбь запечатлена в склоненных фигурах ангелов на западном фасаде звонницы. http://www.ruschudo.ru/miracles/3523/ Автор проекта: архитекторы Шимановский А.Ф., Дмитриевский, Фольрат Э.И. Архитектурный стиль: Классицизм. В середине 18 века в юго-западной части Земляного города, на так называемом Киселевском бугре, возникла слобода из новопоселенцев. Слобода получила название Безродной, так как большую часть её жителей составляли беглые крестьяне. Они были прихожанами Петропавловской церкви, находившейся у Адмиралтейства. В 1744 году началось создание канала, который отделил Безродную слободу от приходского храма. В 1763 году жители Безродной слободы, в которой в то время находилось почти триста дворов, попросили у астраханского епископа Мефодия разрешения перенести к ним находившуюся при Крестовоздвиженском храме бесхозную деревянную церковь в честь Святителя Иоанна Златоуста. Получив благословение, в 1763 году церковь была перенесена в слободу и поставлена в центре Киселёвского бугра, с учреждением здесь прихода. Деревянная церковь Иоанна Златоуста была очень мала и ветха. И по этой причине её священнослужители, вместе с церковным старостою Даниилом Ивановичем Плотниковым, испросили в Духовной Консистории сборную книгу на постройку нового храма, по которой было собрано пожертвований почти на 10 тыс. рублей. Церковный причт договорился с титулярным советником Николаем Михайловичем Ладыженским о выделке на его кирпичном заводе до ста тысяч штук кирпича. Строительство храма продолжалось с 1823 по 1826 год. Внутренняя отделка храма была готова к октябрю 1826 года, и 10 октября храм был освящён Астраханским архиепископом Павлом (Суботовским). Большой вклад в строительство храма внес благотворитель Иван Петрович Шарыгин. Новая каменная церковь была выстроена в одной связи с высокой двухъярусной колокольней и каменной трапезой. Интересен тот факт, что колокола Иоанно-Златоустовской церкви были настроены по камертону.

http://sobory.ru/article/?object=03238

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Троицкий, под городом Козловом, в двух верстах, основан около 1635 г.; ныне 3-гокласса. [IV, 557.] Строители Иосиф , основатель, с 1635–42. Софроний , 1643–45. Иосиф , 1649–52. Нифонт , 1652 и 53. Дионисий , игум., 1657–59. Кирилл , игум., 1661–67, 70, 73, 1682. Архимандриты Дорофей , 1682–96. Корнилий , 1697–1705. Мисаил Топильский , 1706–15, † 31 мар. Мисаил Окопинский , 1715–27, уволен. Пахомий произведён в окт. 1727; † в июле 1747. Иоасаф , из Чуковских иеромонахов, произведён в дек., 1747; 19 мая 1754 уволен на покой (в Чудове мнтре жил 1756). Варсонофий 13 июля 1754 перев. из Тамбовского Казанского, а 15 окт. 1759 – в Трегуляев. Варлаам 15 окт. 1759 перев. из Трегуляева; † 1761. Исаакий в сент. 1761 перев. из Краснослободского Спасского, а 21 окт. 1763 – в Нижеломовский Богородичный. Иосиф (игум.) управлял несколько месяцев. Тихон в 1763 перев. из Нижеломовского, а 26 нояб. 1774 – обратно. Игумены Илиодор , 9 апр. 1775, из ризничих Троице-Сергиевой Лавры; в окт. 1785 уволен на покой в Лавру; † 9 февр. 1789. Варлаам 13 окт. 1785 перев. из Трегуляева: с 1797 архим.; † 23 дек. 1811. Архимандриты Анастасий , из Александровских (?) монахов, произведён 5 дек. 1812; † 1822. Иассон Никольский в 1822 перев. из Трегуляева. а 19 апр. 1826 – в Тольгский. Николай Соколов 15 мая 1826 перев. из Вознесенского Иркутского, а 8 мая 1831 хирот. в викария Московского. Иоанн Чистяков 9 мая 1831 перев. из Рязанского Богословского; † 11 июля 1833. Адриан Тяжелов 24 сент. 1833 перев. из Слободского Крестовоздвиженского, а 20 июня 1841 – в Черниговский Елецкий. Иоасаф Покровский 20 июня 1841 определён, а 21 сент. 1841 перев. в Ростовский Богоявленский. Никодим Лебедев 28 сент. 1842 перев. из ректоров Пермской семинарии 286 , а 23 мар. 1847 – в ректоры Тверской семинарии 287 . Платон Фивейский определён 1847, а 3 дек. 1852 перев. в Переяславский Даниилов мнтрь. Феофилакт Праведников , 288 1853–59. Серафим Аретинский 10 янв. 1860 хирот. в викария Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анна. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Поселок городского типа Анна - административный центр Аннинского района, образованного в 1928 году. Проезжая в сторону Борисоглебска по Саратовской автодороге через Анну, невозможно не заметить красивейшую многоглавую церковь, стоящую на холме, справа от дороги. Чуть далее, начинается огромный усадебный парк, спускавшийся к Битюгу. К сожалению, сегодня мало что осталось от усадебных построек, но само место замечательно своей историей.  В 1797 г. графу Федору Васильевичу Ростопчину (1763-1826), великому канцлеру, главному директору почт и члену Государственного совета, высочайшим повелением императора Павла I были пожалованы дворцовые селения в Воронежской губернии. В селе Анна начинается устройство усадьбы. В 1801 г. Ф.В. Ростопчин, получив отставку, вплотную занялся своим имением «Анна». На мысообразном выступе правого берегового склона реки Битюг, между балкой с речушкой Анной (давшей название селу) и небольшим безымянным логом, разбивается парк, устраивается небольшой пруд. В южной части территории строятся здания усадьбы: большой каменный господский дом, флигели, службы. За речкой устраивается конный завод. Следующий владелец Андрей Федорович Ростопчин (1813-1892) в 1833 г. женился на Евдокии Петровна Сушковой (1811-1858) и до 1842 гг. супруги подолгу жили в своей аннинской усадьбе. В 1840-50 гг. имение было продано. Сменив несколько хозяев, имение " Анна " в 1873 г. переходит к древнему дворянскому роду князей Барятинских. Владелицей становится княгиня Надежда Александровна, урожденная Стенбок-Фермор (1846-1920). За усадьбой вдоль балки с прудом располагались винокуренный завод, маслозавод, кирпичный завод, конный завод. В кон. XIX в. Барятинские финансировали строительство железной дороги, в 1900 г. Надежда Александровна организовала детские ясли – приют, в 1901 г. выстроила больницу. На своих землях княгиня организовала новую систему хозяйства, построила паровую мельницу, устроила питомник лесных и фруктовых деревьев, показательные птичники. При Барятинских был перепланирован парк, который был тогда одним из самых больших усадебных парков в губернии: площадью 29 га. 

http://sobory.ru/article/?object=02347

В 1471 году, Севастиян Кушелев послан был Иоанном Великим в Псков, собирать псковскую рать против Новгородцев, которую он 31 июля и привёл к Великому Князю, на берега Шелони. Он участвовал также, в качестве воеводы, в новгородском походе 1477 года. Василий Борисович Кушелев получил от Иоанна Великого, в земле новгородской, в вотской пятине, в погосте Егорьевском-Теребовльском, на Перебожье, отписные вотчины Новгородцев Дмитрия Победитцкого и Тимофея Иевлева. Иван чепец и Иван меньший Кушелевы находились, в 1495 году, в числе детей боярских, сопровождавших в Литву княжну Елену Иоанновну, нареченную супругу Литовского Великого Князя Александра. Из данной грамоты, Иоанном Великим, сыну его князю Юрию Иоанновичу на Дмитров и на Рузу видно, что Андрей Кушелев владел, в 1504 году, в Дмитровском уезде, деревнею Залесскою. Юрий Никитич убит в казанском походе 1550 года, а Дмитрий Данилович и Тимофей Иванович убиты при взятии Казани (2 октября 1552): имена всех трёх вписаны в синодик Успенского собора, на вечное поминовение. Фёдор Никитич и Пётр Григорьевич подписали, в 1571 году, поручную запись по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском, первый в 35 рублях, второй в 40 рублях. Ляпун и Дмитрий Фёдоровичи жалованы поместьями в 1583 году. Иван Иванович служил, при Императоре Павле Петровиче, сенатором; при Императоре Александре действительным тайным советником Егор Андреевич (рождение 17631826) служил, при Императоре Павле Петровиче, генерал-лейтенант, а при Александре I сенатором; сын его Сергий Егорович (рождение 1821), ныне полковник и флигель-адъютант. Григорий Григорьевич служил в Гатчине, при Великом Князе Павле Петровиче, полковником, и пользовался особенным благоволением Великого Князя; по восшествии Государя на престол получил чин генерал-майора и Анненскую ленту; несколько месяцев спустя чин вице-адмирала; 24 окт. 1798 г. пожалован адмиралом и вице-президентом адмиралтейств-коллегии; 22 февраля 1799 года возведён в Графское Российской Империи достоинство; и 29 июня того же года получил Андреевскую ленту. В 1801 году он оставил службу, и скончался в глубокой старости, в 1833 году. От первого брака он имел одну дочь, графиню Александру Григорьевну, за сенатором князем Алексеем Александровичем Лобановым-Ростовским; от второго брака с графинею Любовью Ильинишною Безбородко († 14 июля 1809) имел двух сыновей: Александра и Григория († 16 февраля 1855, бездетным); из них старший, граф Александр Григорьевич (рождение 1800 † 6 апреля 1855), сенатор, исправляющий должность государственного контролера, по указу 6-го апреля 1816 года принял имя и герб графов Безбородко и именуется графом Кушелевым-Безбородко 176 . От брака с княжною Александрою Николаевною Репниною-Волконскою († 8 октября 1836), он имеет несколько человек детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кард. Г. Э. Маннинг. Фотография. 1880 г. [Англ. Manning] Генри Эдуард (15.07.1808, Тоттеридж, графство Хартфордшир (ныне в составе Лондона) - 14.01.1892, Лондон), кард., католич. архиеп. Вестминстерский, англ. католич. деятель. Род. в семье крупного торговца сахаром У. Маннинга (1763-1835), депутата англ. парламента от партии тори. Крещение М. совершил англикан. еп. Бата и Уэлса Ричард Бидон, одним из восприемников М. стал Г. Аддингтон, премьер-министр Великобритании в 1801-1804 гг. В 1816 г. М. поступил в частную школу в Стритеме (графство Суррей), однако вскоре по настоянию отца стал обучаться в Тоттеридже у викария, дававшего частные уроки. В 1822-1826 гг. учился в частной школе Харроу. В апр. 1827 г. был принят в Бейллиол-колледж Оксфордского ун-та, где его наставником был историк Г. Меривейл, а среди знакомых - У. Ю. Гладстон (впосл. премьер-министр Великобритании (1868-1874, 1880-1885, февр.-авг. 1886, 1892-1894)) и Ч. Вордсворт (впосл. англикан. епископ Сент-Андруса, Данкелда и Данблейна (1852-1892)). Вероятно, во время учебы в Оксфорде М. познакомился с братьями Робертом, Самьюэлом и Генри Уилберфорсами, сыгравшими важную роль в его жизни. Впосл. все 3 брата стали клириками Церкви Англии, а С. Уилберфорс занимал Оксфордскую (1845-1869) и Уинчестерскую (1869-1873) епископские кафедры. Все они были активными сторонниками Оксфордского движения , позднее Р. и Г. Уилберфорсы перешли в католицизм. В дек. 1830 г. М. получил степень бакалавра и поступил на службу в Мин-во по делам колоний, однако в апр. 1832 г. вернулся в Оксфорд, где был избран членом Мертон-колледжа (оставался им до 1837) и в дек. 1832 г. рукоположен во диакона. В нач. 1833 г. назначен викарием приходов Лавингтон и Графем (графство Зап. Суссекс). В том же году М. получил степень магистра, был рукоположен во пресвитера и назначен ректором приходов Лавингтон и Графем. В нояб. 1833 г. он женился на дочери Дж. Сарджента Кэролайн († 1837); ее сестры Эмили и Мэри были женами С. и Г. Уилберфорсов.

http://pravenc.ru/text/2561846.html

Воронежская Основана 03.1682 (выделена из Рязанской епархии). Архиепископия с 1704 г. по 1714 г. (с 1714 г. обычно замещалась епископами). Именовалась: Воронежская; в 1696–1700 гг. – Воронежская и Азовская; в 1700–1705 гг. – Воронежская; в 1705–1788 гг. – Воронежская и Елецкая; 07 .1788–19.05.1795 – Воронежская; 19 .05.1795–05.04.1829 – Воронежская и Черкасская; с 05.04.1829 – Воронежская и Задонская (в связи с отходом Черкасской территории к новообразованной в 1829 г. Донской епархии); с 20.01(02.02)1945 – Воронежская и Острогожская; с 26.01(08.02)1954 – Воронежская и Липецкая; с 24.04(07.05)2003 – Воронежская и Борисоглебская. Викарные кафедры: Острогожская, Валуйская, Бобровская, Богучарская, Задонская, Бутурлиновская, Новохоперская, Павловская, Россошанская. 02.04.1682 23.11.1703 02.07.1704 18.07.1712 25.04.1714 23.09.1723 31.10.1725 27.12.1726 28.05.1727 08.06.1730 08.06.1730 26.09.1742 02.12.1742 28.03.1743 14.09.1743 30.11.1757 06.08.1758 19.10.1761 Кирилл Ляшевецкий (Лящевицкий) 05.12.1761 02.01.1763 Иоанникий Павлуцкий 03.02.1763 17.12.1767 17.12.1767 19.05.1775 Тихон II Якубовский 19.05.1775 06.05.1788 Тихон III Малинин 29.06.1788 15.04.1794 20.05.1795 10.04.1799 Мефодий Смирнов 10.04.1799 01.10.1799 Афанасий Иванов 01.10.1799 16.10.1799 Арсений II Москвин 26.11.1799 06.05.1810 23.09.1810 07.02.1816 Антоний Соколов I 26.03.1816 24.05.1825 31.01.1826 20.12.1846 13.01.1847 20.01.1850 26.02.1850 05.08.1853 27.08.1853 14.11.1864 04.01.1865 22.04.1886 01.05.1886 07.05.1890 03.06.1890 01.05.1913 13.05.1913 27.12.1919 (09.01.1920) 03(16)09.1923 24.12.1925(06.01.1926) 03(16)07.1925 01.1926 01.1926 25.01(07.02) 1929 12.1926 08.1927 30.10(12.11)1927 01(14)02.1928 03.1928 11(24)04.1929 29.10(12.11)1935 29.10(12.11)1935 10.1936 31.10(13.11)1935 10(23)01.1936 06(19)03.1944 13(26)05.1945 27.08(09.09)1945 01(14)01.1961 03(16)01.1961 03(16)03.1961 03(16)03.1961 26.09(09.10)1963 Сергий Петров II 26.09(09.10)1963 17(30)03.1964 17(30)03.1964 23.01(05.02)1965 Владимир II Котляров

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сарминский Майдан. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Сарминский Майдан – село в Вознесенском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Никольская церковь. Престолы: главный (холодный) – святого Николая Чудотворца, тёплые приделы: правый – мучеников Флора и Лавра, левый – иконы Владимирской Богоматери. Датировка объекта: 1839 год – начало XX века. Документ о принятии на госохрану 471. http://www.gttp.ru/map_NN/voznesensk.htm Каменный храм в честь Николая Чудотворца села Сарминский Майдан построен в 1839 году вместо сгоревшей от грозы 10 июля 1826 года деревянной церкви. Деревянная церковь была открыта приблизительно в 60 годах 18 века, т.к., по архивным данным, антиминс был освящен епископом Тамбовским и Пензенским Пахомием в 1763 году. После пожара уже 1 сентября в селе прошёл сход, на котором жители решают подать прошение о строительстве храма: «1826 года сентябрь 1-й день Нижегородской губернии, Ардатовской округи, казенной Вертьяновской волости села Сарминского Майдана…(жители села)… просили Его Преосвященство Мефодия Епископа Нижегородского и Арзамаскаго о дозволении им вместо сгоревшей от Воли Божией, после ужасных громовых ударов, происшедших июля 10-го дня сего 1826 года деревянной Николаевской с пределом Святых Мучеников Флора и Лавра церкви в нашем селе построить каменную Николаевскую с приделом Святых мучеников Флора и Лавра, на общий наш мирской щот...» В Нижегородском архиве также имеется документ – прошение сармайданцев о строительстве каменной церкви, поданное 30 ноября 1826 года. В архивных документах о строительстве нового каменного здания написано: «Церковь построена …тщением прихожан. Здание каменное с таковою же колокольней. Утвари достаточно. Земли при сей церкви усадебной две десятины, пашенной в 3-х полях 30 десятин, лугов нет. Дома у священно-церковных служителей собственные, деревянные на церковной земле». Главный алтарь в честь Святителя и Чудотворца Николая был освящен благочинным села Дивеева священником Василием Никитиным Садовским в 1839 году. Придел в честь Владимирской Божией Матери также освящал благочинный села Дивеева священник Садовский в 1843 году. В описи храма, произведенной в 1848 году говорится, что местоположение церкви прекрасное, на открытой площади , вдали от строений. Только с западной стороны прилегал к церкви сад священнослужителей, и тот находился от храма в 15 аршинах. С других трех сторон строения были в 25 саженях от церкви.

http://sobory.ru/article/?object=18503

Юрьев-Польский. Введенский Никоновский мужской монастырь. Храмы монастыря: 1. Церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм 2. Церковь Николая Чудотворца Другие постройки: 3. кельи 4. дровяной сарай и холодный туалет Карта и ближайшие объекты С этим монастырем не все просто. В реестре памятников г. Юрьева-Польского по ул. Краснооктябрьской (бывшей Никольской) значится ансамбль из двух церквей, Никольской 1666 г. и Введенской 1763-67 гг. Еще до появления Введенского монастыря на его месте стояла приходская деревянная церковь во имя  св. Алексия. Время основания монастыря неизвестно, но деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая упоминается в окладных патриарших книгах 1628 г. Упразднили церковь в 1666 г., когда возвели первую каменную церковь монастыря во имя преподобного Никона, Радонежского чудотворца, поэтому в документах она именовалась то Никоновской, то Никольской. Название Никоновской церковь получила не случайно. На месте монастыря стоял дом родителей преподобного Никона, сподвижника преподобного Сергия Радонежского. Юрьевская Никоновская церковь уцелела во время пожара 1710 г., в котором погибли деревянная церковь Николая Чудотворца и старейшая из монастырских - соборная деревянная Введения Пресвятой Богородицы. В 1763-1766 гг. церковь отстроена вновь, пятиглавая. В 1811-1826 гг. вместо отдельной колокольни построена новая - каменная, в четыре яруса. Под ней находились святые ворота. Введенский монастырь был небольшой и неудобный, со всех сторон окруженный строениями градских обывателей. Монастырь женский. Количество населениц от 62 в 1727 г. до 15 в 1764 г. Жизнь круто изменилась в июньский день 1871 г., когда вспыхнул пожар. Более монастырь не восстанавливался. Церкви со временем восстановили. В настоящее время на этом месте восстанавливается мужской Свято-Введенский Никоновский монастырь, собравший в своем названии все выше перечисленное. Постоянного поселения в монастыре нет. На двери расписание занятий. До 1871 г. при Введенско-Николаевской церкви существовал третьеклассный женский монастырь; время основания его неизвестно, но в начале XVII ст. он уже существовал и монастырская церковь св.

http://sobory.ru/article/?object=00769

Ливны. Церковь Георгия Победоносца (старая). Старо-Скорбященская церковь; Церковь Старый Георгий /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о Георгиевской церкви в Егорьевской и Афанасьевской казачьих слободах содержится в Приправочной книге г. Ливен 1615 г., где упоминаются два слободских приходских храма – Страстотерпца Христова Георгия и Св. Афанасия Александрийского, построенные «...деревянными клетки; строение тех церквей и в церквах образы и свечи, и книги, и колокола, и всякое церковное строение приходское; а у тех церквей служат: у Егория поп Гаврило, а у Афанасья поп Деменьтий... всего в Егорьевской и Афанасьевской слободе 180 дворов казачьих, а людей в них тож число, да 13 мест дворовых убылых казаков, да 2 места дворовых казачьих сотников». Оба храма вместе со слободами были сожжены во время взятия Ливен запорожским гетманом П. Конашевичем Сагайдачным в 1618 г. После нашествия восстановили только одну церковь – Георгиевскую, но она вновь сгорела во время опустошительного пожара 17 августа 1647 г., уничтожившего и 68 дворов полковых казаков Егорьевской слободы, и казакам в очередной раз пришлось рубить ее заново. В 1727 г. на месте обветшавшей деревянной прихожане построили кирпичный Георгиевский храм. Церковь была известна тем, что в ней крестили Фёдора Васильевича Растопчина (1763–1826), московского военного губернатора в 1812–1814 гг. В 1823 г. на месте старого храма возвели новую церковь, которая являлась одним из наиболее изящных произведений стиля «классицизм» в Орловской губернии. Надо полагать, что в XIX или в начале XX вв. (до 1910 г.) храм переосвятили и по документам он проходит как Старо-Скорбященская церковь в отличие от Ново-Скорбященской (Ново-Георгиевской), возведенной в 1881–1906 гг. недалеко от нее. Прежний Георгиевский престол храм сохранил и был более известен среди прихожан как Старо-Георгиевская церковь. Всего же в храме имелось три престола. Старо-Скорбященская церковь была закрыта в 30-е годы XX в. В войну она утратила перекрытия и крышу, но кирпичная коробка здания находилась в хорошем состоянии, и после войны церковь поставили на госохрану как памятник архитектуры, произвели ее обмер и фотофиксацию. Тем не менее, вскоре она была снесена волевым решением ливенских городских властей. В настоящее время на ее месте находится спортзал школы 6.

http://sobory.ru/article/?object=36348

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕРЖАВИН Иоанн Семенович (30.03.1763, Новгородская губ.-3.03.1826), протопр., обер-свящ. армии и флота. Род. в семье священника. В 1785 г. окончил Новгородскую ДС в числе лучших выпускников и был оставлен в ней учителем в низшем (т. н. информаторском) классе. В 1788 г. переведен в Александро-Невскую семинарию, только что преобразованную в Главную с расширенным курсом наук, преподавал поэзию и красноречие. В 1790 г. рукоположен во иерея, причислен к приходской ц. в честь Вознесения Господня в С.-Петербурге (не сохр.), после чего назначен настоятелем. Получил известность как проповедник. В 1794 г. назначен цензором проповедей. Вскоре по распоряжению имп. Екатерины II Д. был назначен преподавателем Закона Божия в Мариинском и Родильном ин-тах, а также в немецком Петропавловском уч-ще в С.-Петербурге. В 1798 г. возведен в сан протоиерея, в 1799 г. стал присутствующим в С.-Петербургской духовной консистории и благочинным. В 1808 г. назначен членом Комиссии по усовершенствованию духовных уч-щ при Синоде. Активно участвовал в обсуждении проектов уставов духовных учебных заведений. 20 июля 1807 г. Д. был переведен на должность обер-священника армии и флота и по должности стал членом Святейшего Синода. Положил начало развитию новой организационной структуры своего ведомства, разработал инструкции для органов управления военным духовенством. При нем 27 янв. 1812 г. было принято «Учреждение для управления большой действующей армией», согласно которому в состав штабов отдельных корпусов была введена должность корпусного обер-священника, а в состав Главного штаба - постоянная должность полевого обер-священника, осуществлявшего наблюдение за полковыми священниками. В 1815 г., после реформы центрального военного управления и учреждения Главного штаба, из ведомства Д. было выделено духовенство Гвардейского корпуса, которое оказалось в подчинении обер-священника Главного штаба; в 1816 г. введена должность священника штаба Грузинского отдельного корпуса.

http://pravenc.ru/text/171738.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010