Кладбище у церкви существовало до 1897 г., а потом было закрыто и засажено тополями и березами. На протяжении ряда последних лет ведутся работы по реставрации Воскресенского храма, пострадавшего за годы советской власти. Ю.А. Соколов " Устьянские церкви " Храм Святого Николая Чудотворца (церковь Воскресения Христова) находится на Воскресенском погосте с. Устье. Воскресенский погост расположен на мысу в том месте, где река Петровка впадает в реку Кубену. Первой каменной церковью погоста была церковь Воскресения Христова. Церковь, построенная в 1763-1773 гг., была пятиглавой. С запада к основному объёму церкви примыкала паперть, здесь же находилась многоярусная колокольня. С востока располагались два полукруглых алтаря. До настоящего времени эти части церкви не сохранились. Храм Николая Чудотворца располагался в одну линию с Воскресенским храмом к северу от него. План и фасад храма Николая Чудотворца были взяты с кафедрального Воскресенского собора в городе Вологда, храм в Устье по своим размерам значительно больше. План церкви был разработан Павлом Иконниковым, священником Вологодского собора, в марте 1818 года. Епископ Вологодский и Устюжский Преосвященный Онисифор утвердил план храма 2 апреля 1818 г. В 1819 году началось производство кирпича для храма крестьянами Закуштской волости, а в 1820 году начали строительство храма. Первый этаж церкви выложил в 1820-1822 гг. ярославский крестьянин Спиридон Емельянович Орлов. В 1823- 25 гг. шла заготовка строительного материала для храма: кирпича, леса, железа и т. д. Верхний этаж церкви построили в 1826-1829 гг. Церковь была чёрным железом. В 1831 году проводились работы по внутренней отделке нижнего этажа: сделали деревянные полы, печи, была выполнена штукатурка. Отделка верхнего этажа проводилась в 1832-36 гг. Работы по устройству иконостаса продолжались с 1834 г. по 1835 г. Строительство храма завершилось в 1836 году. В книге Александра Розанова «Воскресенская церковь в селе Устье Кадниковского уезда» (1903 г.) содержится подробное описание расходов на строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=10181

1762 года – освящен членом Святейшего Синода преосвященным Димитрием, епископом Велико-новгородским и Велико-луцким. 1763 года 12 июля – Гавриилом, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским. 1789 года сентября 5 дня – Гавриилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. 1791 года августа 21 дня – Гавриилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. 1819 года ноября 3 дня – Михаилом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. 1826 года июня 8 дня – Никанором, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. 1830 года февраля 11 дня – Никанором, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. 1839 года февраля 2 дня для малой церкви – Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким, освящен в С.-Петербурге. Трое западных дверей ведут в храм, имеющий в длину – от западных врат до восточной стены алтарной у горнего места – шестнадцать сажен, 2 аршина 6 вершков; в ширину пять сажен, 2 аршина, 15 вершков, а наибольшую высоту под куполом над амвоном 13 сажен, 4 вершка. Алтарь отделен от храма трёхъярусным, деревянным, столярной работы с золоченой резьбой, иконостасом, по средине на верху украшенным почти в натуральную величину деревянным золоченым резным Распятием, с предстоящими при нем резными золочеными, тоже почти в натуральный рост, Евангелистом Иоанном и Божьей Матерью. В алтарь ведут три двери: Царские врата – деревянные, сквозные, резные, а северные и южные – глухие. В царских вратах образа круглые в золоченых деревянных рамах, именно: Благовещения и Евангелистов, – все писанные на холсте в 1764 г. Иваном Бельским. На южных дверях образ Архангела Михаила; на северных – Архангела Гавриила, кисти того же художника. По иконостасу иконы, в первом нижнем ярусе, с правой стороны царских врат – Вседержителя, сидящего на престоле в Архиерейском облачении; с левой стороны – Божьей Матери с Предвечным Младенцем, сидящей на престоле со скипетром в правой руке. Обе иконы в золоченых деревянных резных рамах, писаны на холсте в 1764 года Иваном Бельским. Во втором ярусе, образ над царскими вратами – Тайной Вечери. По правую сторону его, образа Святой Великомученицы Екатерины и Святых Апостолов Петра и Павла. По левую сторону – Святых Священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского , и Святых Праведных Захарии и Елизаветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1829 г. был устроен придел в честь Преображения Господня на месте придела в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (отделан заново в 1864). В 1821-1822 гг. к востоку от храмов был построен каменный корпус (46 кв. м) на 12 келий. В 1826 г. О. м. был обнесен новой каменной оградой с 3 башнями и 2 вратами, ее продлили в 1852 г. Длина ограды составляла 456 м. В 1827 г. в сев. части обители был сооружен настоятельский корпус, расширенный в 1840 г. В числе благотворителей, жертвовавших на постройку, был митр. Серафим (Глаголевский) . На 1-м этаже и в мезонине находились также 10 братских келий. Асимметричное здание в формах безордерного классицизма в плане делится на квадратную часть и примыкающую к ней с запада прямоугольную. Вход оформлен крыльцом. При строителе Израиле (Андрееве) (с 14 февр. 1839; игумен с 27 апр. 1851 по 24 авг. 1859) построены каменные кельи, гостиница, подсобные помещения, колокольня с 11 колоколами (1857-1859). Самый большой колокол весил 195 пудов (1851), самый старый был отлит в 1763 г. тщанием столичного купца Н. Х. Насонова, еще один (54 пуда 33 фунта) - в 1848 г. на средства с.-петербургского купца А. В. Клинова. Двухъярусная колокольня в позднеклассицистическом стиле (четверик звона на массивном прямоугольном в плане основании, где находилась ризница) оформлена треугольными фронтонами, лопатками и орнаментом в виде арочек, сухариков и филенок. Она завершена шатром со слухами и луковичной главкой. Высота составляет более 39 м. Кирпичный 2-этажный келейный корпус (1851) на высоком подклете с деревянным мезонином выстроен к югу от церкви на средства благотворителей. Этажи здания в формах позднего провинциального классицизма разделены тягами с картушами, над окнами 2-го этажа - пояс из стилизованных изображений греч. креста в филенках. Трехчастное деление 30-метрового фасада подчеркнуто рустом по вертикали: по углам здания и по сторонам центрального ризалита. В юго-вост. углу расположен еще один 2-этажный братский корпус - с кладовыми и кузницей в нижнем этаже (1854), его фасады разделены лопатками. В 1853 г. к северу от ограды было построено здание гостиницы с 5 кельями на 1-м этаже для работников и шестью - на 2-м для паломников.

http://pravenc.ru/text/2581787.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кард. Г. Э. Маннинг. Фотография. 1880 г. [Англ. Manning] Генри Эдуард (15.07.1808, Тоттеридж, графство Хартфордшир (ныне в составе Лондона) - 14.01.1892, Лондон), кард., католич. архиеп. Вестминстерский, англ. католич. деятель. Род. в семье крупного торговца сахаром У. Маннинга (1763-1835), депутата англ. парламента от партии тори. Крещение М. совершил англикан. еп. Бата и Уэлса Ричард Бидон, одним из восприемников М. стал Г. Аддингтон, премьер-министр Великобритании в 1801-1804 гг. В 1816 г. М. поступил в частную школу в Стритеме (графство Суррей), однако вскоре по настоянию отца стал обучаться в Тоттеридже у викария, дававшего частные уроки. В 1822-1826 гг. учился в частной школе Харроу. В апр. 1827 г. был принят в Бейллиол-колледж Оксфордского ун-та, где его наставником был историк Г. Меривейл, а среди знакомых - У. Ю. Гладстон (впосл. премьер-министр Великобритании (1868-1874, 1880-1885, февр.-авг. 1886, 1892-1894)) и Ч. Вордсворт (впосл. англикан. епископ Сент-Андруса, Данкелда и Данблейна (1852-1892)). Вероятно, во время учебы в Оксфорде М. познакомился с братьями Робертом, Самьюэлом и Генри Уилберфорсами, сыгравшими важную роль в его жизни. Впосл. все 3 брата стали клириками Церкви Англии, а С. Уилберфорс занимал Оксфордскую (1845-1869) и Уинчестерскую (1869-1873) епископские кафедры. Все они были активными сторонниками Оксфордского движения , позднее Р. и Г. Уилберфорсы перешли в католицизм. В дек. 1830 г. М. получил степень бакалавра и поступил на службу в Мин-во по делам колоний, однако в апр. 1832 г. вернулся в Оксфорд, где был избран членом Мертон-колледжа (оставался им до 1837) и в дек. 1832 г. рукоположен во диакона. В нач. 1833 г. назначен викарием приходов Лавингтон и Графем (графство Зап. Суссекс). В том же году М. получил степень магистра, был рукоположен во пресвитера и назначен ректором приходов Лавингтон и Графем. В нояб. 1833 г. он женился на дочери Дж. Сарджента Кэролайн († 1837); ее сестры Эмили и Мэри были женами С. и Г. Уилберфорсов.

http://pravenc.ru/text/2561846.html

7 . Каковы особенности организационной структуры Армянской апостольской церкви, и чем они объясняются? 31 Предполагаемая могила Иуды Фаддея расположена на территории армянского монастыря св. Фаддея на северо-западе Ирана. 33 Монастырь Хор Вирап («глубокая яма») расположен в Араратской долине близ государствен- ной границы современной Армении с Турцией. 34 Главой государства был царь, который владел одной из центральных областей Армении – Айраратом. Нахарары (князья) владели своими областями по наследству, имели собственную дружину и в зависимости от личных амбиций имели собственный трон. 35 Около тысячи лет могила св. Григора была местом поклонения и паломничества. В течение последних 500 лет мощи св. Григора пребывали в армянской церкви в Неаполе, a 11 ноября 2000 г. были переданы католикосу всех армян Гарегину II и в настоящее время хранятся в построенном в 2001 г. Ереванском кафедральном соборе св. Григора Лусаворича. 36 Житие Григора было переведено на греческий язык предположительно в конце VI в. Β X в. Симеон Метафраст включил его в свои «Жития святых». На латинский, грузинский и арабский языки переводы были выполнены с греческого текста. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится и в русской Минее (память 30 сентября). 37 Дошло в единственном списке; впервые было напечатано в Смирне в 1763 г. под названием «Книга прекословий», а затем, под названием «Опровержение ересей Езника Кохбаци, епископа Багреванда», дважды издавалось в Венеции (1826 и 1850 гг.). В позднейших изданиях сохранено именно это последнее название. 38 Гомилия (греч. μιλα – общение, беседа) – наиболее древняя форма проповеди, имеющая аналитическую и экзегетическую составляющие, содержащая толкование отдельных мест из Писания. Гомилии восходят к ветхозаветному субботнему богослужению, одним из основных элементов которого было чтение Писания и толкование прочитанных отрывков. 42 Во время византийско-персидской войны 602–609 гг. Аванский Католикосат был упразднен завоевавшими эту территорию персами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕРЖАВИН Иоанн Семенович (30.03.1763, Новгородская губ.-3.03.1826), протопр., обер-свящ. армии и флота. Род. в семье священника. В 1785 г. окончил Новгородскую ДС в числе лучших выпускников и был оставлен в ней учителем в низшем (т. н. информаторском) классе. В 1788 г. переведен в Александро-Невскую семинарию, только что преобразованную в Главную с расширенным курсом наук, преподавал поэзию и красноречие. В 1790 г. рукоположен во иерея, причислен к приходской ц. в честь Вознесения Господня в С.-Петербурге (не сохр.), после чего назначен настоятелем. Получил известность как проповедник. В 1794 г. назначен цензором проповедей. Вскоре по распоряжению имп. Екатерины II Д. был назначен преподавателем Закона Божия в Мариинском и Родильном ин-тах, а также в немецком Петропавловском уч-ще в С.-Петербурге. В 1798 г. возведен в сан протоиерея, в 1799 г. стал присутствующим в С.-Петербургской духовной консистории и благочинным. В 1808 г. назначен членом Комиссии по усовершенствованию духовных уч-щ при Синоде. Активно участвовал в обсуждении проектов уставов духовных учебных заведений. 20 июля 1807 г. Д. был переведен на должность обер-священника армии и флота и по должности стал членом Святейшего Синода. Положил начало развитию новой организационной структуры своего ведомства, разработал инструкции для органов управления военным духовенством. При нем 27 янв. 1812 г. было принято «Учреждение для управления большой действующей армией», согласно которому в состав штабов отдельных корпусов была введена должность корпусного обер-священника, а в состав Главного штаба - постоянная должность полевого обер-священника, осуществлявшего наблюдение за полковыми священниками. В 1815 г., после реформы центрального военного управления и учреждения Главного штаба, из ведомства Д. было выделено духовенство Гвардейского корпуса, которое оказалось в подчинении обер-священника Главного штаба; в 1816 г. введена должность священника штаба Грузинского отдельного корпуса.

http://pravenc.ru/text/171738.html

Братский корпус, двухъярусный и имевший в протяжении своем 21 сажень, с южной стороны примыкал к колокольне. В оном было 12 жилых келий; входных наружных дверей было три в нижний этаж, а четвертая на крыльцо, откуда была лестница наверх. Но были там и еще келии пустые, негодные для житья, потому что не имели дверей и в которых не было и полов. Каменная древняя около монастыря ограда, на протяжении 330 сажень (по описи 1763 года), была весьма ветха; башни, крытые тесом, имели остроконечные кровли до того изветшавшие, что птицы летали туда прямо. Соборная церковь была тоже очень ветха; ее окружали с трех сторон паперти без сводов; крыши были на железных стропилах. Колодезь был там, где ныне за собором крест под шатром. От настоятельского крыльца вправо и от собора к водяным задним воротам тянулся деревянный палисадник, отделявший от монастыря плодовитый сад. Там, где оканчивался братский корпус, на протяжении 20 сажень, были высокие бугры щебня, поросшие травой и березками, остатки разобранных зданий, равно и вся монастырская площадка была усеяна кучами старого мусора, давно поросшего густым дерном. С северной стороны зимней церкви и колокольни, напротив настоятельских келий, была, говорят, прежде березовая роща, которую в 1820 годах игумен Израиль спилил на дрова, тут же при стене была и братская деревянная баня. Игумен Аарон (с 1826 по 1833 год), преемник Израиля перенес ее на другое место, а вместо березовой рощи, насадил яблоневый сад. Каменная стена ограды тянулась от беседки, что при настоятельских кельях, направо и налево, то есть на север и юг, так что нижняя роща и средний пруд были уже за оградой. От входных святых ворот по направлению к колокольне, с левой стороны (на том же самом месте, где и теперь) был конный двор, а где ныне иконная лавка, там была сторожка вратарей. Конный двор перегораживала на две части небольшая поперечная каменная стена, как бы на два двора: меньший был конным, а больший дровяным, или банным. На этом последнем, возле самой колокольни, в которую он упирался к востоку, был небольшой погреб, а рядом с ним каменное здание – прежняя кузница, впоследствии погреб, и возле деревянная баня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В 1784 году так описывали печенежское укрепление: «в слободе, прежде бывшей городом, имеется укрепление на подобие шестиугольника, с бастионами; она осыпана земляным валом, вышиною от горизонта от 1? до 2 сажень. К нему прилегает с восточной стороны крупная гора (Бубон) с находящимся внизу её заливом; а с трёх сторон обнесено оно копаным рвом, шириною в 5 саженей; внутри вала, или укрепления, находятся две церкви деревянные, первая во имя Покрова Пресвятой Богородицы, вторая во имя Николая Чудотворца, Приказный дом с двумя пристроенными для хлеба магазейнами; да в предместье церковь верховн. Апостол Петра и Павла и 4-я Преображения Господня». В 1724 году Консистория прислала архипастырское разрешение построить в местечке Печенегах новый Покровский храм. В деле 1739 года о посвящении диакона Иоанна в священника Покровской церкви, о чём просил отец его, Печенежский советник Jakov Denysiewicz, подписались: «города Печенег Священники Соборной Покровской церкви Мирон Лукьянов и Григорий Павлов. Два священника Покровские подписались, как увидим, и под просьбою 1669 года. Принимая ещё во внимание древность Печенежской крепости, должны мы остаться с уверенностью, что первый Покровский Печенежский храм построен был около 1647 года. Покровский храм существовал в половине прошлого столетия, когда, по переписи 1761 и 1763 годов, один из хуторов, заведенных на Печенежской земле, принадлежал священнику его Андрею Грабовскому. Он существовал и до конца XVIII столетия. Метрики его за 1779 – 1801 годы хранятся в Консистории. Он закрыт около 1817 года. По делам 1726 года видим в Печенегах храм Святителя Николая и при этом храме школы. А в 1728 году Печенежские священники – Покровские Мирон Лукашев и Гавриил Павлов и Преображенский Семён Герасимов – выбирали «Печенежского Николаевского Священника Антона Юрьева» в поповского старосту для сбора церковных денег. В донесении Благочинного 1717 года Николаевская церковь называется уже окладной. И так несомненно, что Николаевский храм существовал в Печенегах ещё в XVII столетии. В 1750 году построен был новый Николаевский храм в Печенегах и для него выдан был антиминс Св. Иоасафом. В Консистории имеются метрики сего храма за 1779 – 1801 годы. В 1826 году он перенесён в Печенежский Бурлуцкий хутор, куда поступили и книги его: служебник, Московской печати 1705 года, евангелие Московской печати 1735 года, другое Московской печати 1748 года, минеи служебные, Московской печати 1750 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Василий Никитич, тайный советник, генерал-берг-амтмейстер, губернатор Оренбургский и Астраханский, один из учёнейших мужей своего времени, известен своею: Российскою Историею. Сын его Евграф Васильевич служил действительным статским советником; а Алексей Венедиктович 89) генерал-поручиком, Сын сего последнего, Николай Алексеевич был генерал-поручиком при Екатерине Великой; с 1797 по 1801 год находился в отставке по восшествии на престол Императора Александра Павловича принят в службу генералом от инфантерии и в день коронации, 15 сентября 1801 года, возведён в Графское Российской Империи достоинство. – Нам неизвестно, от какой именно ветви этой древней фамилии произошли следующие лица: 1) Александр Татищев, от брака с Александрою Ивановною Любучениновою имел сыновей: Александра Александровича, женатого на Анне Дмитриевне Полевой; Алексея Александровича, женатого на Екатерине Павловне Ваксель и Николая Александровича; 2) Иван Татищев имел дочь, за Николаем Алексеевичем Чарторыжским, и двух сыновей: Николая Ивановича († 1815) и Александра Ивановича (рождение 8 августа 1763 † 17 июня 1833); сей последний был генерал от инфантерии, кавалер святого Александра Невского и святого Владимира 1 степени, военным министром с 1823 по 1827 год, и возведён в Графское Российской Империи достоинство 22 августа 1826 года. Он не имел детей от брака с Варварою Александровною Буткевич († в мае 1853). Герб дворян Татищевых (Общий Российский Гербовник, часть II, 17): щит разделён горизонтально на два поля: в верхнем, красном, белое знамя с золотым древком; в нижнем, серебряном, герб Великого Княжения Смоленского: на траве стоящая, на золотом лафете, чёрная пушка, вправо обращённая, и на пушке сидит райская птица. Герб покрыт княжескою каплею и российско-княжескою шапкою. Герб графов Татищевых (Общий Российский Гербовник, часть VII, 5-й): щит разделён горизонтально на три поля: в верхнем, золотом поле, вылетающий российский двуглавый орёл; среднее и нижнее поле во всём сходны с верхним и нижнем полями дворянского герба Татищевых. На щите графская корона, а весь герб покрыт княжескою мантиею и российско-княжескою шапкою. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1903. 16. Часть неофициальная. С. 569–579; Прот. Петр Смирнов. Прославление святых в Церкви христианской Православной. К торжеству прославления Преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского . СПб. 1903. 155 Святитель Тихон Задонский (1724 †13.8.1783) – родился в Новгородской губернии, закончил местную духовную семинарию. Принял схиму (1758), в сане архимандрита был настоятелем Желтикова монастыря, затем Дрочского. Хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского (1761), епископ Воронежский (1763). Проповедник, автор многих духовных сочинений. На покое (1767), поселился сначала в Толшевском монастыре, а потом в Задонском, где и скончался. Мощи открыты в 1861 г. Память 13 августа. 156 Преподобный Паисий Великий (†400) – родился в Александрии, с юных лет посвятил себя иночеству под духовным водительством аввы Памвы. Жил в пещере в египетской пустыне. Со временем вокруг него собралось много учеников, которыми он руководил. Обладал даром прозорливости и чудотворения. Память 18 июня. 157 Преподобный Агафон (†ок. 435) – пустынник египетский, предувидевший за три дня свою кончину. Память 2 марта и в субботу сырную. 158 Сергей Николаевич Толстой (1826 †23.8.1904) – брат Л. Н. Толстого. Дочь его вспоминала: «В 1903–1904 годах, во время последней тяжелой болезни отца, Лев Николаевич часто приезжал к нам. Отец умер от саркомы в глазу, распространившейся и захватившей впоследствии горло. Он очень мучился. Больше года прошло в тяжелых страданиях, которые он терпеливо переносил на ногах. [...] Иногда, когда боль его временно утихала, он, разговаривая с нами, часто вспоминал старого повара, жившего в доме, когда отец был еще молодой, который говорил: «Хорошо бы перед смертью побольше помучиться, этим перед Богом грехи свои замолить». Видно было, что в этих простых словах повара Сергей Николаевич находил смысл своим страданиям. [...] Тетя Маша (см. прим. 146 – С. Ф.), гостившая, как всегда, у нас в это лето, настояла, чтобы он перед смертью причастился. Он согласился, уступая ее, а главное, маминым просьбам» (Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010