9,14 Как живущий жизнью и всецело предавшийся греху с великим удовольствием удовлетворяет противоестественные страсти бесчестия 1764 : распутство, блуд, пьянство, любостяжательность, зависть 1765 , коварство, бесчинство, раздор, ненависть, сребролюбие, и прочие порочные деяния совершает с наслаждением и удовольствием, словно естественные 1766 , – так совершенный христианин всякие добродетели и все превосходящие природу плоды Духа, 1767 любовь и мир, долготерпение и благость, кротость и терпение, веру и смиренномудрие 1768 , и прочие дела 1769 добродетели производит со многим услаждением и духовным удовольствием, как естественные 1770 , уже без утомления и легко, не заботясь и не борясь более с греховными страстями, как совершенно искупленный Господом, как 1771 и возбуждаемый к добродетелям [,] 1772 в радовании и веселии от Святого и достопокланяемого Духа приобретший совершенный «владычествующий в сердце мир Христов» 1773 . Таков 1774 прилепившийся ко Господу и соделавшийся «единым духом» 1775 . Ибо действенностью Духа и святостью добродетелей могут быть погашены грязные страсти и действия злобы. 9,15 9,18 Посему так подвизайтесь, и так мужайтесь, и так уготовляйте себя на всякое дело благое все вкупе 1787 , особливо же вы, понуждающие себя постоянно пребывать в молитвах, потому что имеете надежду получить толикие блага, – [так подвизайтесь], чтобы послужить вам к назиданию и пользе для себя самих и для ближних и не причинить вреда себе и другим по нерадению и невнимательности. 10,1 А неспособные еще по младенчеству в совершенстве посвятить себя делу молитвы, с верою, благоговением и страхом Божиим уготовляйте себя на служение, прохождение послушаний, дело или прочее, служащее к упокоению братии, как исполняющие Божию заповедь и делающие духовное дело; не ждите себе чести или благодарности от людей, как приемлющие от них награду, но трезвенно будьте внимательны к сему, как к делу Божию, и служите с радостью, как рабы Господни, не давая вовсе места злобе осквернять доброе дело ваше человекоугодием, ропотом, высокомерием, расслаблением, нерадением или презрением, отравлять и очернять [оное] ядом своего коварства, но чтобы прекрасное упражнение ваше, напротив, освящалось благоговением, страхом и любовью к Богу и стало благоприятно пред Богом. 10,2 Ибо Господь с таким человеколюбием и с такой беспредельной благостью снизошел к роду человеческому, что никому не попустил оставаться неспособным к добродетели или добрым делам, но каждому дал делание по силе его произволения, терпеливо привлекая всех ежедневно к высшим добродетелям заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Диавол изображается у св. Амвросия самым свирепым царём. 1768 У человека нет другого более зловредного врага, как диавол. 1769 В этом отношении с ним не могут сравняться ни плоть и кровь внутри человека, 1770 ни гонители внешние, ибо многие святые, заслужившие за свои мучения венец, потом пали, не выдержавши диавольских нападений. 1771 Диавол есть «истинный враг рода человеческого» и «общий враг всех». 1772 Врагом людей диавол делается из зависти. Завидуя всем, кто стремиться к лучшему, 1773 он особенно злобствует против праведных, так как небесная слава их является для него предметом особой мучительной зависти. 1774 Так из зависти к тому сверхъестественному состоянию, в котором находились первые люди и которого лишился он сам, диавол соблазнил прародителей. 1775 Но диавол не только завидует людям, не только злобствует, но и старается причинить им зло и повредить им. 1776 Усилия демонов в этом случае направляются к тому, чтобы удалить человека от спасения. Последнего они достигают двояким путём: или отвлекая христианина от мысли о покаянии, 1777 или увеличивая число своё вокруг него с тем, чтобы он не видел ангелов Божиих. 1778 Отвращая людей от покаяния и удаляя их от добродетели, диавол хочет видеть людей подобными себе, 1779 хочет сделать их грешниками, 1780 а вместе с тем и причастниками того наказания (consortium supplicii), какое постигло его самого. 1781 «Диавол хочет видеть побольше себе подобных и имеет славу в том, что многих сделал погибшими. Он есть подстрекатель и обвинитель; сам он вошёл в Иуду, сам толкнул его на предание и сам же толкнул его в петлю». 1782 В своих нечестивых замыслах против людей диавол, прельщая их чувства, 1783 зажигает в них страсти, 1784 как, например, невоздержание и жадность, 1785 любодейство, 1786 т. е., обращает своё внимание не только на душу, но и на тело человека. 1787 Много различных родов искушения исходит от диавола, 1788 но не всегда он действует прямо и открыто. Так, часто он переплетает ложь с истиной, дабы видом истины прикрыть явный обман 1789  и ничтожную вещь выдать за ценную и ложь за истину, 1790 иногда же злонамеренно превращается в ангела света. 1791 Диавола можно назвать грешником в собственном смысле слова, 1792 ибо он является отцом греха во всём мире 1793 и, прежде всего, прародительского. 1794 Он же, между прочим, изливает яд философии 1795 и яд еретичества. 1796 Вообще, всякий грех от диавола, 1797 который связывает нас оковами преступлений. 1798 Однако, искушения диавола ещё не исключают свободы выбора, и Бог скажет грешникам на суде: «Вы послушали диавола, склонявшему вас к вредному, и не послушали Меня, возвещавшего вам жизненное». 1799 Со своей стороны св. отец убеждает не бояться диавола: ведь он до такой степени бессилен, что и сам имеет ниспасть на землю, – ведь он получил только возможность искушать, но не получил свободы губить, почему, если и падает малодушный, то падает по своей вине, падает потому, что не сумел снискать (божественной) помощи. 1800

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Однако Хоружий подчеркивает, что даже в православном богословии «принцип личности в течение долгих периодов пребывал плохо понимаемым и отодвинутым на задний план». Учитывая этот факт и то, что «классическая антропология Аристотеля-Декарта-Канта» должна быть «признана несостоятельной в своих концептуальных основах», 1768 необходимо «новое углубленное продумывание принципа личности и утверждение его заново в качестве верховного принципа православного Богоучения». 1769 Хоружий, признавая заслуги предшественников в этом направлении, в частности В. Н. Лосского , 1770 прот. Г. Флоровского , прот. И. Мейендорфа и других богословов двадцатого века, полагает, что актуальнейшей задачей современного богословия является «активное развитие христианской антропологии, богословия человеческой личности, идентичности, субъектности», «антропологизация богословия», 1771 развитие «теоцентрической персонологической парадигмы». 1772 Динамика личности и энергийные структуры в антропологии Хоружего Согласно видению Хоружего, человек есть личность в становлении и имеет задачу «возведения себя к Личности, Ипостаси». 1773 Хоружий говорит о «зерне личности-ипостаси в человеке» и о «взращивании начал личности в каждом человеке». Причем возможны как «рост», так и «обеднение личности» человека в зависимости от принятой им стратегии жизни. 1774 Опыт жизни может быть или «деструктивный», или «созидательный для личности». 1775 Ключевыми понятиями в антропологической динамике становления личности у Хоружего оказываются энергийные «структура», «строй» человеческой личности и «синергия» человека и Бога. «Конкретная личность, индивид, в каждый момент обладает определенным множеством разнородных энергий». 1776 Признавая принадлежность личности ее энергий и природы, под «структурами», «строем», 1777 «уникальным рисунком личности» 1778 или «конституцией личности» 1779 можно понимать структуры ее природы и энергии. 1780 Именно поэтому становится возможным для Хоружего сказать, что, «быть может, подобно лицу, личностные содержания несет», например, «и рука человека». 1781 То есть можно говорить о «духовно-телесной тварной личности» 1782 в плане ее сложной природно-энергийной картины. Человек, согласно Хоружему, есть личностный самодеятельный «центр», «энергии – разнонаправленные и взаимосвязанные, взаимодействующие выступления, «ростки деятельностей» этого центра, в совокупности образу­ющие подвижную систему, меняющуюся конфигурацию». 1783 Синергийная антропология и категория общения

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

2. Обвиняемый должен явиться в суд в тот день, в который получен им вызов; если же он не явится и не представит в оправдание уважительной причины своей неявки, то подвергается наказанию. Для подачи первого заявления определен месячный срок, считая со дня получения вызова в суд; для подачи второго – такой же срок; если же и после этого обвиняемый не явится, то суд может видеть в этом обстоятельстве осуждение обвиняемым самого себя 1768 . Самый большой срок, даваемый канонами обвиняемому для оправдания, это – год 1769 . 3. Каноны упоминают при судах и защитников ( κδικοι, δκαιοφλακες, σνδικοι, defensores, advocati), появившихся в начале V века и исполнявших по делам, касающимся церкви или лиц, находящихся под ее покровительством, те же обязанности, что и защитники на светских судах 1770 . Должность защитников, или поверенных по церковным делам, сделалась постоянною при епископских кафедрах 1771 и была признана законами греко-римских императоров 1772 . Эти церковные поверенные должны были защищать перед судом интересы церкви, когда им угрожала опасность, а также защищать сирот, вдов и вообще беззащитных, бывших под покровительством церкви. В церковных судах обязанности их состояли в ведении предварительного следствия по всякому делу, возбуждаемому в суде, и затем в формулировании обвинения и представлении его суду, а по некоторым меньшим делам и в самоличном постановлении приговора; обязанностью их было также защищать правовые установления церкви и заботиться об исполнении назначенного церковным судом наказания 1773 . 4. Наконец. в канонах говорится и о свидетелях, которые могут быть принимаемы при разбирательстве спорных дел на церковных судах. По отношению к свидетелям имеют силу те же канонические требования, которые касаются обвинителей, и кому каноны запрещают быть обвинителями, тем же они запрещают быть и свидетелями 1774 . Кроме того, запрещено принимать свидетельство от несовершеннолетних, от родственников и домашних тяжущихся сторон, от лиц, которые вели данное дело в низшем суде и вообще от всех тех, кому не дают на то права гражданские законы 1775 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАВАДОВСКИЙ Завадовский Петр Васильевич (10.01.1738 (по др. данным, 1739), с. Красновичи Стародубского полка, ныне Унечского р-на Брянской обл.-10.01.1812, С.-Петербург), гр., министр народного просвещения. Из малороссийского дворянского рода, отец - бунчуковый товарищ. З. окончил иезуитское училище в г. Орше, в 1760 г.- КДА, в том же году поступил на службу повытчиком в Малороссийскую коллегию в г. Глухове, с 1767 г.- в секретарской должности. В 1768 г., во время русско-тур. войны, назначен управляющим секретной канцелярией главнокомандующего 2-й действующей армией ген.-аншефа П. А. Румянцева. С 1769 г. премьер-майор, с 1773 г. полковник, служил в отряде под командованием А. В. Суворова . В 1774 г. принимал участие в редактировании условий Кючюк-Кайнарджийского мирного договора с Османской империей. Граф П. В. Завадовский. Гравюра. 1883 г. (ГПИБ) Граф П. В. Завадовский. Гравюра. 1883 г. (ГПИБ) В 1775 г. З. был рекомендован Румянцевым имп. Екатерине II и назначен кабинет-секретарем. В 1776 г. генерал-адъютант Ее Императорского Величества, исполнял разные поручения императрицы. С 28 июня 1776 г. генерал-майор, с 1 янв. 1780 г. тайный советник. 1 янв. 1780 г. назначен сенатором и членом совета Воспитательного об-ва благородных девиц. С 1781 г. управлял учрежденным по его проекту С.-Петербургским дворянским банком, провел ревизию присутственных мест, обнаружив много нарушений в делопроизводстве. В 1784 г. З. назначен председателем Особого комитета для выработки положения о порядке канцелярского делопроизводства, к-рый под его рук. разработал «Проект о сокращении канцелярского порядка». В 1784-1796 гг. состоял председателем конторы строения Исаакиевского собора . 5 февр. 1785 г. З. было поручено обозреть систему преподавания в Пажеском корпусе и во всех школах ведомства Придворной конюшенной конторы, дворцовой и обер-егермейстерской канцелярий. Составил план обучения в них, а 26 февр. того же года был назначен заведующим Пажеским корпусом.

http://pravenc.ru/text/182415.html

In omnibus est liberum arbitrium aequaliter per natumam, sed in solis Christianis juvatur gratia». 1768 De Civit. Dei, v, 13–20, xix, 25. В последнем месте он считает добродетели пороками, если только они не были порождены истинной верой: «Virtutes… nisi ad Deum retulerit, etiam ipsa vitia sunt potius quam virtutes». Без сомнения, отсюда проистекает высказывание, которое столь часто приписывают Августину: «Все добродетели язычников – это всего лишь великолепные пороки», но которое, однако, в данной конкретной форме, насколько мне известно, не встречается в его произведениях. Подробнее об этом см. в §156. 1770 Пелагий, Pro libera arbitrio, цитируется у Августина, De gratia Christi, с. 4 (§5, tom. χ, fol. 232): «Posse in natura, velle in arbitrio, esse in effectu locamus. Primum illud, id est posse, ad Deum proprie pertinet, qui illud creatrrae suae contulit, duo vero reliqua, hoc est velle et esse, ad hominem referenda sunt quia de arbitra fonte descendunt. Ergo in voluntate et opera bono laus hominis est: immo et hominis et Dei, qui ipsius voluntatis et opens possi bilitatem dedit, quique ipsam possibilitatem gratiae suae adjuvat semper auxilio». 1771 «Quod possumus videre oculis, nostrum non est: quod vera bene aut male videmus, hoc nos trum est… Quod loqui possumus, Dei est: quod vero bene vel male loquimur, nostrum est». Цитируется у Августина, De gratia Christi, с. 15 and 16 (fol. 237 and 238). Августин цитирует против этих примеров Пс. 118:37 : «Averte oculos meos, ne videant vanitatem» («Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты»). 1773 Epistola ad Ctesiphontem. Доктор Неандер (Neander, Church History, vol. ii, p. 604 ff. Torrey " s transi.) считает эту разницу взгляда на отношения Творца и Его творения самым основным и фундаментальным разногласием между августиновской и пелагианской системами, хотя в ходе споров это разногласие в явном виде не упоминалось. 1774 Пелагий, у Августина, De gratia Christi, с. 7 (§8, x, f. 233): «…Deus… gratiae suae auxilium subministrat, ut quod per liberum homines facere jubentur arbitrium, facilius possent implere per gratiam».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В 1766 году Самуил со своим Синодом назначил Патриархов Антиохийского и Александрийского. Но к подчинению этих Церквей такое назначение не привело. По-другому обстояло с автокефальными архиепископиями Ипекской в Сербии и Охридской в Болгарии. Самуил сумел с санкционирования турецкого правительства формально подчинить Константинопольской Церкви в 1766 году Ипекскую, а в 1767 году – Охридскую архиепископии. В заключение о Самуиле следует сказать, что он ревностно боролся за Православие против латинян (на острове Хиосе в 1766 году) и покровительствовал духовному просвещению. В 1768 году Самуил был низложен с кафедры Синодом, в силу предоставленной ему самим же власти. Главной причиной низложения явились его крутые меры и излишняя строгость. В 1773 году он во второй раз занял Патриаршую кафедру и пробыл на ней немного более года, а затем в 1774 году опять был низложен, по тем же причинам. Удалившись на остров Халки, Самуил прожил там до своей смерти в 1780 году. §7. Патриарх Григорий V. Борьба греков за национальную независимость (1821–1851 годы) Реформа Самуила I, как было отмечено выше, не принесла ожидаемых результатов. Греческая иерархия продолжала быть в плену интриг и коррупции. Вокруг Патриаршего престола вновь продолжалась борьба. Особенно трудным было Патриаршество Григория V и во времена, следовавшие непосредственно за его мученической кончиной. Впервые Григорий вступил на кафедру в 1798 году и занимал её полтора года. Это был замечательный пастырь. Он вел строго-аскетическую жизнь, отличался точным исполнением своих обязанностей, твердостью убеждений и ревностью к вере. Несмотря на краткость своего правления, он восстановил Патриаршую резиденцию, организовал в ней, с разрешения правительства, типографию и занимался изданием полезных книг. Его управление отличалось справедливостью: он ревностно следил за деятельностью подчиненных ему епископов, преследовал беспорядки и злоупотребления и т. п. Такой строгий Патриарх не мог нравиться привыкшим к беспорядкам архиереям и клирикам. Они оклеветали его перед правительством, как человека беспокойного и неспособного управлять народом, поэтому он был низложен и сослан на Афон. После шестилетнего пребывания на Афоне, в 1806 году Григорий вторично был приглашен на Патриаршество, но через два года опять был низложен и вновь сослан на Афон. На сей раз Григорий был жертвой коррупции. Бывший Патриарх Каллиник «убрал» Григория за крупную взятку приближенному сановнику султана, которая стала подмостками для его нового воцарения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в 1768 году были – собеседования (или «увещания») с Медведскими раскольниками 4000 4 ); в том же году было поставлено немедленно «рапортовать» в Консисторию о раскольничьих учителях и представлять их туда, вероятно, для увещания; поднимался также вопрос о раскольничьих часовнях 4001 . В 1770 году, были дела о Валдайских раскольниках 4002 , о потаенных раскольниках 4003 . В 1771 году, в виду нескольких случаев самосожжения, последовали назначения ученых священников увещевать хотящих сожещися 4004 . В том же году были составлены и разо- —379— сланы книжицы для увещания раскольников от самосожжения 4005 . В 1773 году тоже происходили увещания заблуждающихся 4006 . В 1774 г. присоединились хлопоты о высланных в Новгород заграничных раскольниках и распределении их по монастырям 4007 . В 1775 году было сделано распоряжение представлять ежегодно ведомости о раскольниках 4008 . Все предпринимаемые в течение этого времени разнообразные меры против раскола – увещательные, карательные и другие не оставались без благих последствий: были обращения раскольников в православие. Так, в 1769 году обратился в православие один записной раскольник 4009 . За 1770 год в архиве Новгородской Консистории значатся три дела об обращении в православие от раскола 4010 . Но в этом же году было также характерное дело: жалоба на насильственное обращение в православие 4011 . В 1771–1778 годах было шесть дел о раскольниках, обратившихся в православие 4012 . А в последнем (1778 г.) было массовое обращение раскольников в православие и, что особенно замечательно, вместе с их учителями 4013 . Можно положительно утверждать, что все эти мероприятия против раскольников не предпринимались без непосредственного и активного участия в них протоиерея Алексея Родионова. Он, как официальный увещатель, естественно всегда беседовал с приводимыми в Консисторию раскольниками. Он, как знаток раскола, был посылаем увещевать Медведских, Валдайских и других раскольников. Быть может, он написал и увещательную книжицу. Правда есть указания, что при Преосвященном Димитрии и после посылались архимандриты, игумены и ученые священники для увещания раскольников от само- —380— сожженья.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 17-ом и в первой половине 18 века селениями в основном владели 3 – 4 помещика. Так, скорее всего, вначале было и в Кияти: Братья Ишеевы (Богдан, Бибарс, Янбарс), князь Алей Богданович мурза Ишеев, князь Иван (Ибрагим) Алеевич Ишеев примерно до 1680 года?, (Казыевы – до 1700 г.?, Бегичевы - до 1712 г.?). Вероятно, примерно с 1712 года Молоствовы и владели селом Киять до 1796? года (Андрей Дмитриевич с 1712 - 1720? по 1740? Никифор Андреевич с 1740? по 1768?, Дмитрий Львович (племянник Ник. Анд.) (1740?- 1774?) с 1768? по 1774?, Павел Дмитриевич (1764? – 06.1787) с 1774 по 1787 (по малолетству при опекунстве матери Молоствовой (Поливановой) Авдотьи Игнатьевны), Порфирий Львович (09.02.1760 – 29.12.1808) с 1787 по 1796? В 1796? году Родионова (Нестерова) Анна Николаевна (1751-30.12.1827) (жена полковника Родионова Ивана Александровича (1718?-1774), убитого пугачевцами в 1774 году в Казани вместе со старшим сыном Александром) покупает у Порфирия Львовича Молоствова богатое село Киять и дарит сыну - Павлу Ивановичу Родионову (2.06.1769, Казань? -24.03.1823, Киять, Богоявленская церковь). Павел (отставной лейб-гвардии капитан-поручик Семеновского полка, 7.04.1797 года звание переименовано в штабс-капитан) в 1801 году строит каменную (я думаю, его мать начала строить церковь в 1787 году?) . Кроме того, старшая дочь А.Н. и И.А. - Наталья Ивановна Родионова (1770?-1.02.1789) выходит замуж за Порфирия Львовича Молоствова – дворянина Казанской губернии (родной младший брат по отцу Дмитрия Львовича Молоствова, помещика села Киять в 1773 году). Наступил XIX век. В 20-х годах (в 1823?) Надежда Ивановна приобретает во владение богатое село Киять Симбирской губернии Буинского уезда. В 1837? году село переходит во владении сыну Теренина Михаила Козмича (возможно Саврасова Н.И. подарила по родству на свадьбу) – Теренину Николаю Михайловичу. С 1870 по 1899 селом владеет его сын - Теренин Михаил Николаевич (1839,Киять-1899, Киять), затем, вплоть до 1917 года, Теренин Николай Михайлович (1861-?) совместно с братом Терениным Михаилом Михайловичем (1879, Киять-1957, Калифорния) и двумя сестрами: Елизаветой и Надеждой.

http://sobory.ru/article/?object=21811

На протяжении XVIII в. Печатным двором и (позднее) синодальными типографиями, а также печатней Киево-Печерской лавры неоднократно переиздавались старые и выпускались новые переводы сочинений И. З. В 1705 г. на Московском Печатном дворе вновь вышла «Книга о священстве». В 1707 г. в Киево-Печерской типографии по заказу Черниговской кафедры были напечатаны «Истолкования» И. З. Иисусовой молитвы и 50-го псалма в переводе с латыни. В 1709 г. Печатным двором были изданы Беседы И. З. на 14 Посланий ап. Павла в 2 томах с предисловием митр. Стефана (Яворского), переизданные Московской Синодальной типографией в 1765-1767 гг. и (ч. 2) в 1795 г. В 1712 г. на Печатном дворе вышли (в комплекте с Толкованием Андрея Кесарийского на Апокалипсис) Толкования И. З. на Деяния св. апостолов; издание повторено в Москве в 1768 г. В 1764 и 1773 гг. в Москве вновь издавался «Маргарит». В 1766 г. в С.-Петербурге и в 1767 (только ч. 1) и 1769 гг. в Москве вышли 2 тома Бесед на кн. Бытие в переводе архим. Авраамия (Флоринского) ; в 1773 г. появилось киевское издание. В 1770 г. в Москве издано «Слово увещевательное к Феодору падшему», переведенное В. Никитиным. В 1772 и 1779 гг. в Москве опубликованы Беседы И. З. «О покаянии» и «На некоторые Господские праздники и воскресные дни» в переводе игум. Софрония (Младеновича) , в 1774 г. книга была издана в Киеве. В 1773 г. в Москве, в 1774 г. в Киеве и в 1782 г. в С.-Петербурге вышли «Поучительных слов или бесед десять» в переводе С. И. Писарева. В 1775 г. в С.-Петербурге и в 1794 г. в Москве издавались «Слова о священстве» в переводе Писарева. В 1778 г. в С.-Петербурге был издан перевод Л. И. Сичкарёва Бесед И. З. к антиохийскому народу. Между 1779 и 1784 гг. в Москве вышел сборник душеполезных нравоучений И. З., включавший «Омилию о человеке истинном», «Беседу и нравоучение на св. Пятидесятницу» и «Нравоучения» на Деяния и Послания св. апостолов, а в 1792 г.- 2-томный сб. «Слова избранные из разных поучений» (см.: Запаско, 1984. 2716, 2717, 2769; Гусева. 2010. С. 123-134. 388-417).

http://pravenc.ru/text/541598.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010