Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий и отправился в Константинополь, где и был хиротонисан в епископы в январе 1765-го года, будучи в возрасте 34-х лет, патриархом Самуилом I Хадзерисом (1763-1768, 1773-1774). Вступив на кафедру, он с большой энергией и решительностью начал исправлять те недостатки, которые нашел в Коринфской епархии: стал бороться с процветавшей тогда симонией, неграмотных священников заставлял учиться, а не желавших это делать запрещал в служении, прекратил практику рукоположения до установленных церковными канонами сроков и т.д. Известно также, например, что за свои деньги он покупал баптистерии для сельских храмов, чтобы детей в них крестили полным погружением. Особое внимание он продолжал уделять народному образованию. Им было открыто несколько школ для простого народа. К сожалению, эта плодотворная деятельность продолжалась недолго. В 1769-м году на Пелопоннесе, при поддержке России, началось восстание греков против турок. Макарий, вместе с другими епископами округи, принял деятельное участие в его подготовке. С этой целью, например, он имел ряд встреч с русским посланником Георгием Папазолисом . Также он убедил своего отца поддержать восстание. Восстание, тем не менее, провалилось. Турки начали жестокие гонения против его участников. Нотарасы, в том числе и Макарий, были вынуждены спасаться бегством. Они оказались на острове Закинф, к западу от Пелопоннеса. Это было в 1770-м году. Заботу о беженцах взяли на себя жители острова. На Закинфе Макарий прожил до 1773-го года. Затем он поселился в монастыре Богородицы на острове Гидра, тоже недалеко от Пелопоннеса, но уже с восточной его стороны. Незадолго до окончания русско-турецкой войны в 1774-м году, Константинопольский патриарх Феодосий II (1769-1773), под давлением турецкой Порты, потребовал от епископов, которые были замешаны в Пелопоннесском восстании, написать прошение о добровольном отречении от своих кафедр. Макарий отказался писать такое прошение, объясняя это тем, что " священные каноны… повелевают подавшего либеллум об оставлении (своей кафедры) ни епископом не называть, ни иметь ему ничего от архиерейского сана " . Действительно, согласно канонической традиции Церкви, архиерей, добровольно желающий оставить свою кафедру, подвергается наказанию запрещения в служении. Поэтому, в 1775-м году уже другой патриарх - Софроний II (1774-1780) - особым письмом был вынужден подтвердить каноничность архиерейского сана Макария. Ему было разрешено учить народ и служить за пределами Коринфской епархии, в которую он уже не мог вернуться. То есть, по сути, к нему была применена такая мера наказания как лишение кафедры, которая предполагает возможность совершения богослужений с позволения местного епископа. Но и это, по сути, была мера церковного прещения, которой св. Макарий не заслуживал. Она была применена к нему не из канонических, а политических соображений.

http://pravoslavie.ru/39704.html

В 1759 г. Констант принял постриг с именем Косма в афонском мон-ре прп. Филофея. Вскоре по прошению братии он был рукоположен во иерея. Главной причиной, побудившей К. Э. покинуть мон-рь (по его собственному признанию), было стремление к апостольскому служению. Он постепенно готовился к осуществлению задуманного, изучая на Афоне Свящ. Писание и святоотеческие творения. Совершенствование образования К. Э. сочетал с аскетическим деланием. Впосл. К. Э. не прерывал духовных связей со Св. Горой, к-рая была исходным пунктом его миссионерских путешествий. В кон. 1760 г. К. Э. прибыл в К-поль с твердым намерением начать проповедническую деятельность. Патриарх Серафим II (1757-1761) с одобрением отнесся к той миссии, к-рую хотел возложить на себя К. Э., и дал ему свое благословение. Впосл. К. Э. встречался с патриархом Самуилом I (Хандзерисом) (1763-1768, 1773-1774), к-рый также был к нему благосклонен и оказывал всестороннюю поддержку. С 1760 по 1779 г. К. Э. совершил 4 миссионерских путешествия (самый большой перерыв между ними был в 1773-1775, когда он жил на Афоне). Из-за духовного упадка в период османского господства миссионерская деятельность проповедника носила многосторонний характер: он стремился вернуть отошедших от Православия людей в лоно Церкви, возродить подлинно христ. жизнь, укрепить единство правосл. народов. К. Э. проповедовал не только в греч. землях, но и на территории совр. Албании, Болгарии, Республики Македонии и Турции. Всего он побывал более чем в 30 областях. Особое внимание он уделял тем районам, над населением к-рых нависла угроза исламизации и утраты правосл. идентичности. В Сев. Эпире православные, забыв греч. язык, говорили по-албански и многие принимали ислам. К. Э. подчеркивал значение греч. языка как языка Евангелия и Церкви. Проповедник неоднократно посещал Сев. Эпир и достиг значительных успехов в распространении греч. языка. Современники К. Э. свидетельствовали, что своими проповедями ему удалось приостановить массовую исламизацию в этих местах.

http://pravenc.ru/text/2458845.html

Охридская архиепископия просуществовала до 1767 г. В XVIII в. в архиепископии шла постоянная борьба между епископами греческого и славянского происхождения. Греческую партию традиционно поддерживал Константинопольский патриархат, стремившийся взять Охридскую Церковь под свой полный контроль. Достичь этой цели удалось при Константинопольском патриарха Самуиле Хаджери (годы патриаршества 1763-1768, 1773-1774). Архиепископия тогда оказалась в тяжелом финансовом положении, не имея возможности выплатить свои долги. Это привело к тому, что большинство епископата Охридской Церкви обратилось к патриарху Самуилу с просьбой об упразднении независимости архиепископии и присоединении ее епархий к Константинопольской Церкви . А 15 января 1767 г. Охридский архиепископ Арсений заявил о своем отречении от престола . В результате по просьбе патриарха Самуила был издан султанский указ (хатти-шериф) об упразднении Охридской Архиепископии и присоединении входивших в ее состав епархий к Константинопольской Церкви. В хатти-шерифе говорилось о присоединении этих епархий к Константинополю «на вечные времена» и запрещалось в будущем отторгать их от Вселенского Патриархата . 15 мая 1767 г. в Константинополе состоялось заседание Патриаршего Синода, который одобрил изданный султаном хатти-шериф. Важно отметить, что Синод особо подчеркнул, что как ранее византийские императоры, так теперь и султаны имеют полное право издавать распоряжения о создании или упразднении церковных структур. По логике Синодального постановления, всякая законная высшая светская власть (ранее – императоры, теперь – султаны) имеет право учреждать и упразднять епархии, возводить епископов в достоинство митрополитов или архиепископов. Само создание в древности независимой Охридской Церкви трактовалось Синодом как решение светских правителей (они названы в решении Синода «неразумными»), которое принесло Церкви много зла. И теперь это зло было устранено мудрым султанским указом . Как отмечает профессор Иван Снегаров, в этой апологии уничтожения Охридской Церкви присутствует очевидное внутреннее противоречие. Патриарх Самуил не мог не знать, что независимый статус Охридской архиепископии был закреплен хрисовулами авторитетных императоров Bacuлuя II и Muxauлa VIII. Странно было называть их «неразумными правителями». Потому эта апология выглядит искусственной .

http://bogoslov.ru/article/6176739

Эта находка впоследствии подтолкнула его к тщательному изысканию подобных рукописных толкований и в иных библиотеках, в том числе на о. Халки 35  и в Лейпциге. Вот как сам Никифор в предисловии к изданию «Цепи толковников», описывает свои изыскания: «[Я] принял все меры к отысканию других рукописей, подобных ей, с тем чтобы по возможности восполнить посредством сличения или сделанные по недосмотру ошибки, или происшедшую от ветхости порчу мест и разные другие недостатки. С этой целью я не только осматривал тамошние общественные и частные библиотеки, но и монастырские рукописные собрания на о. Халки; кроме того, наведывался через почтенных мужей у преосвященного Смирнского, ибо был слух, что там хранится подобная рукопись. Независимо от сего я показал кодекс представителям семи больших афонских монастырей, прибывшим тогда в Константинополь, и спрашивал их, не находится ли подобных рукописей в их обителях. Но из этого ничего не вышло, и казалось, что всякая надежда уже потеряна, когда благородный и любящий образование великий спафарий 36 Александр, сын Константина, сам по собственному почину доставил мне имевшуюся в его библиотеке подобную книгу» 37 . В это же время, в доме князя Гикаса, Феотокис перевел с латинского на греческий язык книгу Самуила Раввина «Златое сочинение, изобличающее заблуждение Иудейское». Этот перевод был издан в Лейпциге в 1769 г., а русский перевод – в Санкт-Петербурге в 1787 г. 38 Недолгим было пребывание Никифора Феотокиса в царственном граде. К этому периоду относится инцидент, который, по предположению его биографов, послужил одним из поводов к его отъезду. Назначенный патриархом Самуилом (1763–1768, 1773–1774) на должность ритора (проповедника) Великой Христовой Церкви 39 , Никифор однажды произносил слово на погребение матери Григория Гикаса, в гостеприимном доме которой он видел так много добра и заботы. В этом слове он излил всю свою благодарность и любовь к почившей, отметив ее необычайные добродетели. Речь эта пришлась не по вкусу патриарху Самуилу, который заметил Никифору, что он «превознес смертную женщину выше Матери Божией» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

romanensium, ж) artium liberal.; з) риторические и и) поэтические. Этимологические или грамматические книги он перечисляет отдельно русские (Азбуки 1694–1776 гг. 11 названий, прописи – 3, грамматики – 4, 1755–1773 г.), отдельно греческие (3 названия 1765–1771 гг.), латинские (7 названий 1700–1774 гг.), немецкие – germanici (7 названий 1758–1774 гг.), французские – gallici (11 названий 1730–1774 гг.), итальянские (2 названия 1759 и 1773 гг.), английские (2 названия 1766 и 1773 гг.), шведскую (1773 г.), грузинскую (1758 г.), и черемисскую и чувашскую (1770 г.). Лексиконов он указывает 17 названий 1704–1776 гг., педагогических книг 36 названий 1756–1775 гг. (сюда же он причисляет «притчи и басни нравоучит.»), филологических 23 названия 1727–1776 гг., fabular. romanensium 24 названия 1751–1776 гг., satyr. romanensium 39 названий 1754–1775 гг., Artium liberal. 10 названий 1720–1773 гг., риторических 11 названий 1748–1775 гг., и поэтических 58 названий (Artis et Histor. Poetic. – 14, 1725–1774 гг., Epici iique heroici et lirici – 14, 1757–1774 гг., Dramatici iique tragici, comici, opera, drama, bucolici – 30 названий, 1752–1775 гг.). Исторические книги Н.Н. Бантыш-Каменский указывает под следующими рубриками: 1) история всеобщая – 18 названий 1718–1775 гг., 2) история литературы – histor. litterariae 5 названий 1763–1772 гг. 5 , 3) история церковная 7 названий 1719–1776 гг., 4) история гражданская: древняя: а) греческая, 11 названий 1749–1774 гг., б) римская – 15 названий 1748–1775 гг.; средняя: а) русская – 55 названий 1722–1776 гг., б) немецкая 2 названия 1772 и 1776 гг., в) французская – 1, 1770–1776 гг., г) испанская – 1, д) итальянская – 3, 1771–1775 гг., е) английская – 1, 1768 г., ж) датская – 1, 1766 г., з) шведская – 3, 1764–1776 гг., и) польская – 4, 1764–1770 гг.; и) бранденбургская – 2, 1762–1763 гг., к) турецкая – 11, 1716–1775 гг., л) персидская – 2, 1762–1763 гг., м) китайская – 1, 1774 г., н) японская – 2, 1734 и 1773 гг., о) американская – 3, 1765 г., – 5) история muscellan.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Затем прошло много поколений до того времени, когда явился один царь по имени Булан, бывший мудрым и богобоязненным, праведным 1758 и всем сердцем доверялся Создателю. Царь этот истребил колдунов и язычников в стране своей и искал защиты под тень божьего крыла 1759 . Тогда показался ему во сне ангел и сказал ему: «О Булан! Бог послал меня к тебе сказать: о сын мой! Я услышал твою просьбу и смотри! Я благословляю тебя и сделаю тебя плодородным и очень многочисленным, государство твое укрепится до тысячного поколения и всех твоих врагов передам в твои руки». На завтрашний день он встал и благодарил Бога и оказывал ему еще больше благоговения и покорности 1760 . Тогда явился к нему ангел во второй раз и сказал ему: «О сын мой! Я видел твое поведение и мне нравятся твои поступки; я знаю, что ты покорился мне всей душой и всей силой, а потому я хочу тебе дать законы и постановления, когда ты исполнишь мои приказания и законы (то я тебя благословлю и умножу)» 1761 . Он ответил ангелу, сообщившему ему это: «О Господин мой! Ты ведь знаешь помыслы моего сердца, и ты исследовал мои почки, что я доверяюсь только тебе, но народ, над которым я царствую – язычники 1762 , так что я не знаю, поверят ли они мне или нет. Если ты смилостивишься надо мной, то явись также NN, великому князю их 1763 , который послужит мне помощью в этом деле 1764 . Господь (будь имя Его благословенно!) исполнил его желание и явился тому человеку во сне и когда тот на следующий день утром проснулся, то пришел к царю и рассказал ему (об этом). Вслед затем государь собрал всех князей, служащих 1765 и весь народ и объяснил им все дело, вследствие чего народ принял еврейскую веру и стал под крылом божьего величия 1766 . Это совершилось 340 лет тому назад 1767 . Затем явился ангел к нему еще раз и сказал ему: «О сын мой! Хотя небо и земля не могут обнимать меня, я все-таки хочу, чтобы ты выстроил храм ради имени моего, где я буду пребывать». На это он ответил: «О Господь вселенной! Ты ведь знаешь: я не имею ни золота, ни серебра, чем же мне строить?» На это сказал он (ангел) ему: «Будь мужественным и не падай духом! Возьми твой народ и все войско твое и иди по дороге 1768 Даралон 1769 в стране Ардавил 1770 . Я поселю в сердцах их жителей страх и боязнь пред тобою и передам их в твои руки. Там я приготовил для тебя два сокровища, из которых одно – золотое, а другое серебряное 1771 , ты это возьмешь, и я буду с тобой, защищу тебя и помогу тебе, так что ты эти деньги 1772 благополучно принесешь (на твою родину) и выстроишь из них храм ради имени Моего». И он доверял Богу и исполнил его приказания. Он пошел и вел много войн, из которых с помощью Всемогущего вышел победителем, разрушил (неприятельскую) страну 1773 , взял деньги, воротился благополучно домой и выстроил 1774 шатер (скинию), ковчег завета, подсвечник, стол, алтарь и священную посуду 1775 . По милости Божией и по всемогуществу Господа все эти вещи хранятся у меня и по сие время 1776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. А оная Варвара жития постоянного и такую ж просвирническую должность оправить межетъ. А вписцовых Московских 139, 140 годов книгах у вышеписанной церкви написано дворы попа Федора, дьячка Григорья Устинова, пономаря Федора Устинова, просвирницы Авдотьи, вприходе 73 двора. А впереписной 702 года книге у той же Василие Кесариск. церкви написано дворы попа Марка Афанасьева, попа Архипа Маркова, дьячка Андрея Иванова, старосты Алексея Герасимова, просвирни Анны Григорьевой, – вприходе 160 дворов. Указомъ Её Императорского Величества из Синодального казенного приказа сего октября 12 дня дана новоявленная память обытии баражской слободы тяглеца Степана Лукьянова сына Клюева жене его вдове Варваре Ефимовой дочери просвирней на месте умершей просвирни Татьяны Тарасовой и будучи ей Варваре при вышеозначенной церкви просвирническую службу справлять безленостно и быть той церкви священника в послушании и не пьянствовать и с воровскими людьми незнатца и похищении в той церкви никакого не учинить. Подлинная подписана“. (См. дела Патриаршего Казенного Приказа,--Вязка 482, в Архиве Министер. Юстиции). Другие дела большею частью касаются определения священнослужителей к нашей церкви: 1760 года 31 марта, пономаря Алексея Ильина. 1761 года 4 авг. во диакона студента Моск. Дух. Академии Василия Федорова, – 1762 г. 23 сент. того же Василия Федорова – диакона во „второго попа“ (дворов по справке при сей церкви более трех сот); 1762 г. 16 нояб. – во дьячка Семена Петрова; 1762 г. 23 нояб. студента Моск. Акад. II... во диакона, 1772 г. – диакона Феодора...; 1773 г. – пономаря Семена Федорова; 1774 г. – пон. Василия Адрианова; 1782 г, – дьячка Косьмы Васильева; 1787 г, – дьячка Семена Петрова; 1794 г. июня 22-свящ. Григория Иванова; " донес, о смерти священнослужител.: 1817 г. 21 марта свящ. Васильева; 1820 г. 3 авг. Алексея Тимофеева; 1832 г. 17 июля пономар. Алексея Семенова; 1832 г. 20 окт. пон. Алексея Соколова; о поведении поном. Алексея Семенова 1833 г. 7 янв.; о пред. поном. Ник. Дмитриева 1832 года 18 июля; о производстве во диакона Филиппа Никатова 29 июля 1832 г.; о опред. дьячка Василия Кузьмина 1821 г., – и дела по жалобам на священнослужителей 1761 г окт. 5 – свящ. Василия Федорова с диаконом Кириллою Ивановым той же церкви на попа Константина Иванова, – присвоившего себе владение частью причтовой земли; 1763 г. нояб. 10 – на диакона Илью Федорова; 1768 г. 31 окт. – оштрафованИи свящ. ВасилИя Иванова; 1750 г.– свящ. Михаила Петрова; 1788 г. прош. диакона Семена Петрова и пономаря Спиридона Никитина, и др. (в Архиве Моск. Дух. Коне. Вязка дел Вас. Кесар. церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

В раннеосманский период в подчинении Митилинской митрополии осталась только Эресская епископия, а затем и она вошла в ее состав. Во время архиерейства Паисия (1590-1603) митрополичий титул изменился на «Митилинский, Эресский и Тенедосский». В 1626 г. Митилинская митрополия возвратила в свою юрисдикцию села Эресос, Агра и Месотопос, к-рые незадолго до этого были присоединены к Мифимнской митрополии. Церковь первомч. Стефана близ Мандамадоса. XIII в. Церковь первомч. Стефана близ Мандамадоса. XIII в. Л. дал Церкви целую плеяду новомучеников. В К-поле пострадали уроженцы Лесбоса Дука Митилинец († 1564), сщмч. Парфений III , патриарх К-польский († 1657), Георгий Пайзанос († 1693) и, возможно, Николай († 1771); в Касабе (М. Азия) - Анастасий и Димитрий († 1816 или 1819); в Кидонии (ныне Айвалык) - Константин из агарян († 1819). В Митилине мученическую кончину претерпели Георгий (Зорзис; † 1770), Феодор Митилинец или Хадзис († 1784), Феодор Новый (Византийский) († 1795) и Лука Адрианопольский († 1802). В 1692 г. К-польский патриарх Каллиник II поручил управление богадельней и другими благотворительными учреждениями на Л. Митилинскому митр. Даниилу Макрису, который известен как мелург. Митр. Никодим Айназис (1708-1721) построил митрополичий дом в Митилине (здание сохр.). С нач. XVIII в. митрополичьим собором являлась ц. свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Митр. Констанций (1727-1736) первый попытался открыть на Л. школу и обратился к прп. Макарию Патмосскому с просьбой прислать учителя. Митр. Анфим (1737-1767 с перерывами?) пожертвовал значительные суммы для богадельни и отменил местный обычай наделять старших дочерей большим приданым в ущерб младшим. В 1750 г. острова Мосхонисия, входившие в состав Митилинской митрополии, были переданы Эфесской митрополии, в 1760 г. возвращены Митилинской, а в 1763 г. включены в состав Смирнской. Репрессии в отношении греч. населения, последовавшие за действиями рус. флота в Эгейском м. в ходе русско-тур. войны (1768-1774), затронули и Л., в т. ч. в тюрьму были заключены Митилинский митр. Герасим (1767-1773 или 1783), сосланный К-польский патриарх Мелетий II и знатные греки.

http://pravenc.ru/text/2463587.html

Н.Н. Кудрявцев являлся одним из наиболее влиятельных и состоятельных людей в г. Казани и Казанской губернии. В родстве с ним состояли многие известные русские общественные и государственные деятели, литераторы и учёные, в том числе: денщик Императора Петра I, инициатор постройки «Ледяного дома» императрицы Анны Иоанновны, впоследствии - генерал-аншеф А.Д. Татищев (1697 - 1760) (женатый на дочери Н.Н. Кудрявцева - Анастасии-Марии Нефедьевне Кулрявцевой), соратник Императрицы Екатерины II, полководец Семилетней войны 1756 - 1763 гг., Русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг., командовавший подавлением Пугачёвского восстания (Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.), генерал-аншеф граф П.И. Панин (1721 - 1789) (женатый первым браком на дочери А.Д. Татищева - внучке Н.Н. Кудрявцева Анне Алексеевне Татищевой), крупный деятель русского масонства, издатель П.А. Татищев (1730 - 1810) (внук Н.Н. Кудрявцева - сын его дочери А.-М.Н. Кудрявцевой), участник Русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг., генерал-майор Н.А. Чирков (1753 - 1806) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева - Елизавете Петровне Татищевой), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 г. генерал-лейтенант Д.В. Давыдов (1784 - 1839) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Софье Николаевне Чирковой), сенатор эпохи Императора Николая I, тайный советник, полковник И.П. Поливанов (1773 - 1848) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Н.А. Чиркова - Екатерине Николаевне Чирковой), генерал-майор Л.Н. Энгельгардт (1766 - 1836) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери П.А. Татищева Екатерине Петровне Татищевой), русский поэт и переводчик Е.А. Боратынский (Баратынский) (1800 - 1844) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Анастасии Львовне Энгельгардт), мемуарист и историк Н.В. Путята (1802 - 1877) (женатый на праправнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери Л.Н. Энгельгардта Софье Львовне Энгельгардт), поэт, статс-секретарь, тайный советник В.И. Панаев (1792 - 1859) (женатый на правнучке Н.Н. Кудрявцева - дочери его внучки В.Я. Кудрявцевой и и.д. Казанского губернатора А.Я. Жмакина Прасковье Александровне Жмакиной) и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

В 1751 г. «за учиненное оным Блонницким по духовному делу преступление» (существо дела неизв.) еп. Иоасаф отправил И. в Святогорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (впосл. лавра) с запрещением совершать богослужение. 8 авг. 1751 г. И. бежал из обители на Афон в мон-рь Зограф . Продолжал там филологические труды: сопоставил с греч. оригиналами ок. 40 слав. книг и на основании полученного материала стал составлять еллино-латино-слав. и латино-слав. словари. Кроме того, И. работал над грамматикой церковнослав. языка. В 1761 г., воспользовавшись манифестом имп. Петра III о прощении виновных, возвратился в Россию и привез начатые на Афоне труды. Синод определил И. сначала в Самарский Пустынный во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , а позднее в киевский Златоверхий во имя архангела Михаила монастырь . Ему было поручено завершить работу над лексиконами и грамматикой, указав «в рассуждении… его трудов в пище и содержании иметь надлежащий против протчей братии респект» (см.: Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 346). При этом трижды в год надо было сообщать в консисторию о поведении И. В марте 1763 г. «Грамматика нова старого и славного языка славенского» была рассмотрена 3 киевскими монахами; по полученным замечаниям И. исправил ее. В марте 1768 г. грамматика была затребована Синодом, но И. не получил разрешения приехать в С.-Петербург. В 1773 г. И. вновь просил дать ему возможность лично представить Синоду грамматику и лексиконы и опять получил отказ. В февр. 1774 г. грамматика была отослана в Синод, а лексиконы оставлены для освидетельствования в Киево-Могилянской академии (совр. местонахождение рукописей неизв.). В авг. 1774 г., после смерти И., Синод постановил «оную грамматику освидетельствовать и исправить Московской типографской конторе» (Там же. С. 348). В 1777 г. корректоры Московской Синодальной типографии Афанасий Приклонский, Алексей Струковский, Гавриил Щёголев, Михаил Котельницкий, Михаил Кудрявцев и Иаков Осипов нашли, «что оная грамматика в порядке и правилах имеет сходство с древними славенскими грамматиками и правил в ней довольное число положено, но… все правила писаны самым древним и почти неупотребительным слогом и темным смыслом, а притом де невразумительными терминами так затемнены, что премногие из них с великим трудом… от самых ученых понимаемы быть могут, а другие… и совсем невразумительны; что же до примеров, коими состав оной грамматики утверждается, из них многие… введены, употребляемые в одной Малороссии» (Там же. С. 349). Синод распорядился отдать грамматику в архив (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3372).

http://pravenc.ru/text/200271.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010