Сведения об этой рукописной книге приводятся А. Бычковым в «Отчете Императорской Публичной библиотеки за 1852 г.» Сообщается, что рукопись поступила в составе Погодинского собрания в 1852 г. под названием «Путешествие в Палестину старца Леонтия» и что произведение «из начала XVIII в.» никогда не публиковалось 150 . 5. ГАТО, ф. 1409 (коллекция рукописных книг) No 448. Рукопись 1762 г. (см. запись на л. 1: «Сия книга тверскаго купца W. В. С. S. Списана с подлинной книги у ржевскаго купца Ивана Васильева Меньшего Чупятова 1762 года. Списана разными руками в Санктпетербурге»); 4° (22,5 х 18,0); 121 л., недостает л. 5 и конца рукописи; скоропись нескольких почерков (ср.: I – л. 1–5 об., II – л. 6–24 об., III – л. 24 об.–27, IV – л. 27–28, 28 об.; V – л. 28). В рукописи поверх текста и на полях есть правка другими чернилами. Переплет – картон в коже с тиснением. На л. 1 сохранились другие владельческие записи, кроме той, что сделал тверской купец Василий Сафонов (W. В. С. S.): «Сию книгу получил тверской купец Семен Арефьев в Твери от дяди своего тферскаго ж купца Василия Сафонова 172[?], в презент любя пожаловал. Верно»; «Тверскаго купца». На обороте нижней крышки читается запись: «Генерал-аншеф, сенатор и ея Императорского величества действительной камергер, генерал-адьютант и лейб-гвардии Преображенскова полку подполковник и обоих российских орденов кавалер Александр Борисович Бутурлин» (ум. 1767). На обложке рукописи – наклейки с номерами шифров: «448», «Тв. м. No 4554» (и на л. 1), «Спер. 29»; на обороте верхней крышки – «1764». ГИМ. Музейское собр. No 437. Хождение в Иерусалим старца Леонтия (Ивана Лукьянова), с дополнениями. Рукопись третьей четверти XVIII в. (водяные знаки: «Pro Patria» без льва с литерами «АГ», «AG» вензель – типа Клепиков, I, No 20 – 1762–1763 гг.; Клепиков, И, No 19 – 1761 г., No 20 – 1766 г.); 4° (20,0 х 16,5); 118 л. (II 116), л. 111–111 об., 113–113 об. – чистые; скоропись. Утрачен лист между л. 110 и 111; список «Хождения» дефектный, нет конца, текст обрывается словами: «...и тако мы молитвами их, преподобных отец, дошли до града Киева и достигли святую обитель преподобных отец Антония и Феодосия, и тако поклонившеся, изыдохом». Листы рукописи с обеих сторон имеют поля: тонкие вертикальные линии, выполненные чернилами, идут от верхнего до нижнего края. Два листа в начале рукописи пронумерованы римскими цифрами, далее 116 л. – арабскими цифрами; нумерация (полистная) сделана чернилами в верхнем правом углу. Заголовки выделяются в отдельные строки тем же почерком и теми же чернилами, которыми написан весь текст (см. л. 1, 112, 114). Переплет XVIII в. – картон в коже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соловьёв П.К., директор воскресной школы «Вифлеем» храма в честь Рождества Христова г. Балаково На первый взгляд, предложенная формулировка темы данной работы может показаться несколько надуманной и неактуальной, поскольку историки и краеведы, казалось бы, давно и однозначно ответили на вопросы, касающиеся основания села Балаково и конфессиональной принадлежности его жителей. Если прибегнуть к обобщениям, то всю сумму представлений о начальной истории Балакова и дореволюционном составе его населения можно свести к двум главным взаимосвязанным тезисам. 1) Село было основано старообрядцами в 1762 году вскоре после указа императрицы Екатерины II, в котором раскольникам, проживавшим за границей, разрешалось вернуться на родину и селиться в Российской империи. 2) Вплоть до начала XX века население Балакова было представлено преимущественно старообрядцами, которые являлись наиболее значимой конфессиональной группой. Указанные представления имеют прочную основу в исторической памяти балаковцев, поскольку находят обоснование как в популярных краеведческих работах, так и в энциклопедических изданиях и серьёзной научной литературе 568 . В то же время внимательное изучение фактического материала и сопоставление имеющихся статистических сведений позволяют усомниться в достоверности сложившихся исторических стереотипов. Общепринятая дата основания города Балаково отсчитывается от указа Екатерины II от 14 декабря 1762 года и признаётся краеведами условной. Приглашённые из-за границы старообрядцы, до этого проживавшие на Ветке (территория современной Белоруссии), за две недели, оставшиеся до начала 1763 года, просто физически не смогли бы со своими семьями и имуществом перебраться на реку Иргиз, где им были отведены земли для поселения 569 . Разумеется, заселение старообрядцами иргизских пустошей является общеизвестным фактом. На Иргизе ими были основаны такие населённые пункты, как Криволучье, Мечетная, Каменка и др. В этом смысле версия об основании села Балаково переселенцами-староверами в начале 60-х годов XVIII столетия выглядит непротиворечивой, поскольку она логично вписывается в хронологический контекст интенсивной миграции раскольников-беглопоповцев на Иргиз после 1762 года 570 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

туда были переданы из Кабинета и сами жалобы 661 . С воцарением Екатерины для приведения крестьян в повиновение потребовалось издать особый манифест 8 января 1763 г. о том, чтобы крестьяне платили наложенный на них указом 12 августа 1762 г. 662 оброк и исполняли работы 663 , а затем, пригрозив виновным наказанием 664 , издать новый подтвердительный указ 665 в дополнение к указу 12 августа 1762 г. и манифесту 8 января 1763 г. Глава восьмая. Эксплуатация «заопределенных» доходов, находившихся в ведении Коллегии Экономии и Канцелярии Синодального Экономического Правления §1. Бюджет Коллегии Экономии и Канцелярии С. Э. Правления Из всех доходов с недвижимых имений Синодального дома, архиерейских домов и монастырей в Коллегию Экономии и Канцелярию С. Э. Правления поступали, по правилу, лишь доходу с так называемых «заопределенных» вотчин, в отличие от «определенных», доходы с которых поступали непосредственно на содержание тех учреждений, которым эти вотчины принадлежали. Впрочем, до 1738 г., т.е. до соединения Коллегии Экономии с Синодальными Дворцовым и Казенными Приказами, доходы с Синодальной области в нее не поступали, а после 1738 г., вместе с доходами с Синодальных вотчин, перешли в ее ведение также дань с церквей, гривенные деньги на подмогу полковым священникам, венечные и лазаретные деньги и проч., по ведомству Казенного Приказа. С другой стороны, после уничтожения в 1753 г. различия в юридическом положении «заопределенных» и «определенных» вотчин, в Канцелярию С. Э. Правления продолжали поступать положенные доходы независимо от того, с каких вотчин они взимались. Поступавшие в Коллегию и Канцелярию суммы расходовались по окладу на разного рода дела благотворительности и просвещения. Это так называемые окладные расходы. Но, кроме того, бывали расходы вне оклада на непредвиденные надобности и во исполнение указов высшей власти. Это так называемые неокладные расходы. Следующие ниже страницы имеют целью с возможной наглядностью выяснить как размер приходо-расхода, так равно и целесообразность некоторых издержек из доходов с церковных имений, и, в частности, целесообразность неокладных расходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

утверждением в звании генерал-кригс-комиссара, а 30 марта 1740 г. александровской лентой. Назначенный тогда же губернатором в Сибирь, Трубецкой умел, кстати, отказаться от этой должности и, по переименовании в действительные тайные советники, занял другую генерал-прокурора, в которой состоял 20 лет. В течение этого времени, Трубецкой получил андреевский орден (25 апреля 1742 г.), деревни в Лифляндии (15 июля 1744 г.), чин генерал-фельдмаршала (5 сентября 1756 г.); председательствовал в следственных комиссиях над Остерманом, Минихом и другими (1741 г.), над Лопухиной с товарищами ее несчастия (1743 г), потом над канцлером Бестужевым и фельдмаршалом Апраксиным (1756 г.), наконец, сам едва не пострадал во время суда над другом своим Лестоком (1748 г.), и первый доложил императрице Елизавете Петровне о существовании в Ярославле театра, вследствие чего, вся труппа ярославских актеров, в числе которой находились знаменитые Волков и Дмитревский, немедленно была вытребована в Петербург, к высочайшему двору (1752 г.). В 1760 г. князь Трубецкой оставил генерал-прокурорство, сделан президентом военной коллегии и пользовался отменным благоволением императора Петра III, который 27 декабря 1761 г. наименовал Трубецкого подполковником преображенского полка, а 10 июня 1762 г. в том же полку полковником. Но это звание, до того исключительно носимое царствующими государями, Трубецкой должен был уступить императрице Екатерине II, воцарившейся 28 июня 1762 г.; оставался подполковником преображенского полка до 9 июня 1763 г., получил тогда увольнение от службы и умер 16 октября 1763 г. в Москве, где тело его погребено в Чудове монастыре. Князь Трубецкой имел дарования и некоторые научные сведения, любил просвещение, считался в числе людей образованных, известен короткими отношениями с князем Шаховским и тесной дружбой с князем Кантемиром, нашими писателями, славился неподкупностью, но был не постоянен, подобострастен, коварен, ненавидим петербургской чернью, жестоко обращался с подсудимыми и собственноручно бивал их, в комиссии над Остерманом и Минихом подал голос о колесовании и четвертовании их живыми, без вины гнал зятя своего графа Головкина и засудил его, в чем на смертном одре каялся вдове изгнанника.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Вскоре после воцарения императрицы Екатерины II (1762) обучение придворных певчих и музыкантов и художественный надзор над капеллой был поручен императрицей знаменитому тогда итальянскому капельмейстеру и композитору, венецианцу Бальдазаре Галуппи. Хор капеллы насчитывал еще в 1752 г., при Елизавете Петровне, 48 взрослых и 52 мальчиков-певчих – т.е. всего около 100 человек 392 . Первым директором капеллы, после того как она была переименована императрицей Екатериной II в 1763 г. из придворных певчих в Императорскую Придворную певческую капеллу, был назначен бывший придворный певчий, заведующий подготовительной к капелле школой в г. Глухове, а с 1753 г. – регент придворного хора Марк Феодорович Полторацкий (1729–1795), из малороссов 393 . При назначении его в 1763 г. директором капеллы Полторацкий получил чин действительного статского советника (соответствующий в армии чину генерал-майора) 394 . Как уже нами упоминалось раньше, певческий хор придворной капеллы пел не только богослужения в придворных храмах в Высочайшем присутствии, но так же принимал деятельное участие и в многочисленных оперных представлениях и вообще светских выступлениях при дворе. Вполне понятно, что знаменитый итальянский маэстро Галуппи, пробывший в Петербурге, при дворе, сравнительно недолго (1765–1768), не мог иметь какого-либо отношения к уставному богослужебному пению и даже к партесному пению на церковнославянские богослужебные тексты. Он – крупный итальянский композитор, капельмейстер храма св. Марка в Венеции, автор месс, опер и множества других произведений был совершенно чужд и русскому богослужебному пению, и самому православному богослужению. Тем не менее он решился написать хоровую музыку и на некоторые церковно-славянские богослужебные тексты для исполнения этих произведений хором капеллы. В своих хоровых композициях для Православной Церкви он ничего другого и не мог дать, как только родную ему итальянскую музыку. Для него такое творчество было, в сущности говоря, творчеством по пресловутому методу «атексталис», о котором речь была в двух предыдущих главах. И Галуппи первым дал образец итальянского «концерта» для русского церковного употребления; по образцу, данному Галуппи в его «концертах» на церковнославянские богослужебные тексты, стали сочинять подобные «концерты» и последующие русские композиторы, сочинявшие «концерты» для русских хоров, подражающих Придворной капелле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И вот ряды последнего теперь легко пополнялись из первой; 985 затем в книгу своих обвинений на «никониан» раскол занес много обвинений новых, конечно, не зачеркивая старых: стал обвинять за порядки жизни государственной, общественной и домашней; наконец, толки о наступлении царства антихриста в общем соответствовали давним этого рода толкам в расколе и распаляли фанатизм его последователей. В. – § 42. Положение раскола пред законом во второй половине XVIII века и первой четверти XIX – § 43. Миссии в этот период. – Литература по расколу § 42. Положение раскола пред законом во второй половине XVIII века и первой четверти XIX Изменение правительственных отношений к расколу началось при Петре III (1761–2). В начале 1762 года последовали два указа: одним раскольники сопоставлялись, в отношении религиозной свободы, с иноверцами, жившими внутри империи, 986 другим прекращались, в видах предупреждения самосожжений, производившиеся за содержание раскола следствия о раскольниках. 987 Екатерина II (1762–1796) действовала в духе полной «терпимости». Возникшее при ней направление пережило, с частными колебаниями в ту и другую сторону, два царствования: в сторону строгости при Павле I (1796–1801), в сторону снисходительности при Александре I (1801–1825), именно более широкой в начале царствования и более ограниченной в конце. Общий характер законодательства о расколе времен Великой императрицы сказался в факте упразднения того учреждения, которым создавалось исключительное положение раскольников в государстве, – «Раскольнической конторы», с подчинением их ведению общих присутственных мест (1763), 988 и в запрещении употреблять – и в актах, и в «разговоре» – наименование «раскольник» (1783 г.): это значило, что «светская власть» решилась «не вмешиваться в различение, кого считать за православных и кого за заблуждающихся, признавая своею обязанностью лишь то, чтобы «наблюдать, дабы каждый поступал по государственным узаконениям». 989 Что же, – приравнивались ли через это раскольники к иноверцам? Когда, в 1800 году, при императоре Павле, был возбужден вопрос о том, следует ли брать с раскольников штраф за небытие у исповеди, то Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

в) Сферой, где принцип веротерпимости нашел себе новое приложение, было законодательство Екатерины II о расколе 982 . Еще при предшественнике Екатерины, Петре III, из Сената был послан во все губернския канцелярии указ от 28 февраля 1762 г., коим было велено всех раскольников, находящихся в острогах, распустить, a следствие о них прекратить. В духе терпимости к расколу стала издавать свои указы и Екатерина. Так, напр., указом 14 Декабря 1762 года разрешалось всем, бежавшим за границу, раскольникам возвратиться на родину с правом поселения на указанных местах Европейской России и Сибири 983 . В 1763 г. все раскольники, с уничтожением раскольнической конторы, были подчинены общим присутственным местам 984 . Но этого мало. Понятие раскола стало съуживаться. Манифестом 3 Марта 1764 г. повелено тех раскольников, которые православной церкви не чуждаются и таинства церковные от православных священников приемлют, а только крестятся двоеперстным сложением, не отлучать от входа церковного и не считать раскольниками и не писать в двойной оклад 985 . В следующем году раскольники были сравнены с православными в отбывании воинской повинности 986 . Более строгия меры применялись только к самосожигателям 987 и скопцам. Впрочем, дело о последних повелено «трактовать, как обыкновенное гражданское, а не инако» 988 , т. е. смотреть на него не с религиозной точки, а с государственной. В 1765 г. 20 Декабря Сенат сообщил ведение св. Синоду с требованием, «чтоб оный благоволил не токмо не учреждать без сношения с Сенатом особливых по раскольническим делам коммиссий, подобных бывшей о донских казаках, но если где таковые ж есть, вовсе бы оставить и содержащихся в них людей освободить, а сверх того и архиереев и прочия духовные команды от себя уведомить, дабы они по всем раскольническим делам ничего собою не предпринимая, отписывались о том в Св. Правительствующий Синод, а из оного в силу подписанной собственноручной Государем Императором Петром Великим резолюции на докладных, поданных от Св. Синода, пунктах, 1722 года, между прочим, против первого пункта, о презирающих духовную власть, давать знать Сенату, почему в случае надобности общия с Св. Синодом конференции назначены и потребные резолюции даны быть могутъ». 27 Декабря 1765 г. Св. Синод разослал по всем епархиям указы к исполнению этого сенатского сообщения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

С основанием лесозаводов Шувалова и Гома необходимость устройства порта в здешних землях и водах стала очевидной. Несколько раз производились изыскательские работы. Проводить суда в город предполагали по двум фарватерам, расположенным по обе стороны от Кий-острова. Наносы реки постоянно изменяли фарватеры, и подходы к городу были очень мелководны, поэтому, как пишет исторический путеводитель «Старая Онега», во времена английского лесопромышленника Гома контора лесного торга разместилась на острове Кий, на мысу которого под названием Рожок и на Крестовом острове до сих пор сохранились вбитые в скалы большие металлические кольца, предназначенные для швартовки плоскодонных грузовых барж. С 1764 года там же находилась таможенная застава, а с 1781 года — таможня. 5 Верфи Вильяма Гома В 1762 году Гом построил на левой стороне реки Онеги две верфи — на реке Поньге и в Подпорожье. Была у англичанина верфь и в самом городе Онеге. Здесь строили не только дощатые поморские лодки и баржи, но и двух-трех мачтовые промысловые и торговые парусники. Например, уже через год после создания верфей, летом 1763 года, со стапелей спустили судна «Вильям» и «Поньга». На верфи в Подпорожье построили суда «Лондон», «Граф фон Норден», «Гренок», «Святой Иоанн». В 1768 году было создано специальное судно «Кочмара» для экспедиции Ф. В. Розмыслова на Новую Землю. Маршрут экспедиции Ф. В. Розмыслова За семь лет на верфях Гома построили 24 морских корабля для перевозки за границу лесных грузов. Эти корабли с удовольствием покупали заграничные купцы. В то же время иностранные купцы сами ежегодно присылали в Онегу за лесными товарами свои корабли — с 1762 по 1768 год в Усть-Онежскую волость заплывал 251 иностранный корабль. Товары перегружали на рейде возле острова Кий. Лесной товар из Онеги доставляли на Кий-остров на дощатых плоскодонных баржах, так называемых «романовках». Дождавшись тихой погоды и отсутствия волнения на море, лес перегружали на морские корабли прямо на воде вблизи острова. Позже было несколько проектов обустройства гавани в устье реки Онеги, но ранние попытки углубить дно фарватера оказались безуспешными.

http://sever.foma.ru/onega-pochemu-petr-...

Из приобретений, сделанных на юге, было образовано три губернии - Таврическая, Херсонская и Екатеринославская, не считая возникшей тогда же земли Войска Черноморского. Из приобретений, сделанных на западе, со стороны Польши, было образовано 8 губерний, которые перечисляю в порядке с севера на юг: Витебская, Курляндская, Могилевская, Виленская, Минская, Гродненская, Волынская и Брацлавская (нынешняя Подольская). Итак, из 50 губерний, на которые была разделена Россия, целых 11 были приобретены в царствование Екатерины. Эти материальные успехи являются еще в более осязательном виде, если мы сравним населенность страны в начале царствования и в конце его. В начале царствования Екатерины, в 1762 и 1763 гг., была произведена III ревизия; по расчету пропорции ревизских душ к общему количеству населения последнего считалось по III ревизии 19 - 20 млн душ обоего пола и всех состояний. В конце царствования Екатерины, в 1796 г., была предпринята законченная уже преемником Екатерины V ревизия; по такому же расчету отношения ревизских душ к общему количеству населения жителей в империи считалось, по V ревизии, не менее 34 млн. Итак, количество населения в царствование Екатерины увеличилось на три четверти. Вместе с тем усилились и государственные финансовые средства; ход этого усиления наглядно представляется по ежегодным финансовым ведомостям за все время царствования. В 1762 г. государственное казначейство считало всех государственных доходов 16 млн руб. По финансовой ведомости 1796 г., сумма государственных доходов простиралась до 68 1/2 млн. Итак, население государства в продолжение царствования почти удвоилось; сумма государственных доходов с лишком учетверилась. Значит, не только увеличилось количество плательщиков, но возвысились и государственные платежи, возвышение которых обыкновенно принимается за знак усиления производительности народного труда. Итак, материальные средства в царствование Екатерины чрезвычайно усилились. УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЗНИ. Напротив, средства нравственные стали слабее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Другой опыт своего усердия к науке Платон показал, когда избран был законоучителем наследника престола; выбор состоялся в первой половине мая 1763 года: время для Платона, как ректора семинарии, критическое; наступали экзамены, оставались недочитанными уроки богословские; мысль Платона, кажется, должна бы исключительно устремиться к новым высоким обязанностям его будущего служения и подавить мысль о семинарии, которую он оставлял, но Платон поступил не так: он «тотчас сдал с себя наместническую должность, а богословие постарался кончить, и кончил к Петрову дню». Это его собственные слова. Ему так приятно было благополучное окончание курса лекций богословских, что на своей системе богословия он своею рукою написал: «Domino nostro lesui Christo, qui mortuus est, ut in nobis moriretur peccatum, quique opus nostrum, per biennium continuatum, optatum feliciter perduxit ad finem, sit lavs, gloria et honor in saecula saeculorum». Заботливость свою о более ясном преподавании науки Платон простирал па все, даже низшие, отделы учения: в московской академии принята была в руководство при изучении латинского языка грамматика, изданная в Петербурге в 1746 году и исправленная Лебедевым в 1762 году: а в Троицкой семинарии руководились еще Альваром. Платон представил архимандриту Лаврентию необходимость заменить старое руководство новым, – и Лаврентий приказал ввести в употребление новую грамматику, однако ж не велел совершенно отстранять и Альвара. Заботливость Платона обратило на себя и внешнее положение семинарии: в семинарских зданиях, особенно в бурсах, были замечены ветхости, и Платон просил лавру о построении некоторых зданий; исполняя просьбу Платона, Лаврентий в 1763 году приказал вновь выстроить для бурсаков две деревянные светлицы 69 . Свидетельство об учебном состоянии семинарии при ректоре Платоне находим в отзыва Лаврентия, что «определенные для преподавания наук отцы ректор, префект и учителя в должностях своих исправны, да и впредь ожидается наилучший от той семинарии успех».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010