Большой и малый придворные соборы в зимнем дворце История их Зимний дворец, составляющий резиденцию, Государя Императора заложен в1754 году архитектором графом Растрелли. Императорское семейство начало жить в нем с 1762 года; хотя окончательно он был достроен только в 1767 году. После пожара 1837 года, здание это отделано еще с большей роскошью, чем прежде, но главнейшие черты внутреннего расположения оставлены в прежнем виде. Одновременно с помещением Императорского семейства во Дворце в 1762 году, устроена в здании его придворная соборная церковь , и освящена в том же году, 6 апреля, новгородским архиепископом Димитрием Сеченовым, во имя Воскресения Господня 49 . На подвижном амвоне, на оборотной его стороне находится медная дощечка с надписью: «устроен 1762 г., возобновлен 1837 г.» В следующем году, при перенесении в собор древнего образа Христа Спасителя на Убрусе, храм сей, по воле Императрицы Екатерины II, освящен вновь 12 июля 1763 года, преосвященным Гавриилом, архиепископом С.-Петербургским и Шлиссельбургским – во имя Спаса Нерукотворного образа, как видно из книги церковной описи. Антиминс за подписью этого преосвященного хранится в ризнице. По возобновлении, после пожара 1837 года, храм освящен в 1839 году 25 марта во имя Нерукотворного же образа, высокопреосвященным Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким. В том же здании Зимнего Дворца на северо-западе от большого собора находится второй храм – малый собор, или малая церковь комнатная Императорского семейства. Престол в ней во имя Сретения Господня, первоначально освящен в 1768 году 10-го января, как видно из книги церковной описи, преосвященным Димитрием, архиепископом Новгородским. После пожара 1837 г., эта церковь возобновлена и освящена во имя Сретения же Господня, Филаретом, митрополитом Киевским и Галицким в 1839 году 1-го февраля; за подписью сего преосвященного хранится в ризнице и святой Антиминс. 1. Большой собор. Описание большого собора Храм во имя Спаса Нерукотворного образа одно-престольный. Антиминс на престоле новый, священнодействован Леонтием, епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. В ризнице собора хранятся прежние, обветшалые Антиминсы, с обыкновенными надписями и священными изображениями, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вязьма. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Каменный двухэтажный храм в честь Богоявления Господня с приделом на первом этаже во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы построен в 1748-1749 годах на средства купцов и прихожан. В 1762-1763 годах к нему пристроена трехъярусная колокольня. Храм сильно пострадал во время боев с французами в 1812 году. После восстановительных работ богослужение возобновлено в начале 1820-х годов. В 1922 году комиссией по изъятию церковных ценностей из храма взяты все серебряные ризы с икон и утварь. На колокольне висели 5 колоколов. Храм закрыт в конце 1930-х. В марте 1992 года Введенский храм передан Епархии, возобновлено богослужение. Набор открыток " Вязьма Православная " О построенном здесь деревянном храме упоминается в 1627 году. В 1748-49 годах купцами и прихожанами был построен двухэтажный, двухпрестольный каменный храм. На первом этаже престол освящен во имя Введения в храм Богородицы, во втором - во имя Богоявления Господня. В 1762-63 годах с запада была пристроена трехъярусная колокольня. Сохранились элементы отделки окон и карнизов керамическими формами. Храм пострадал в 1812 году. В 1862 году к храму с севера был пристроен каменный придел с престолам в честь Преподобного Тихона Калужского. После революции храм был закрыт одним из последних - в конце тридцатых годов. Перед войной в здании размещался краеведческий музей. В 1992 году храм передан Смоленской епархии. Через дорогу от Введенской церкви находится дом, ей принадлежавший. Дом построен в конце XVIII века. Известно, что в годы оккупации здесь размещалось гестапо. http://www.ortodox.vyazma.com/uuu.shtml Богоявленский храм с трапезной и колокольней возведен в 1748-49 гг., в 1763 г. вдоль северной стороны трапезной и храма пристроен двухэтажный Введенский придел, измененный в 1862 г. и закрывший асимметричной параболической апсидой изначальный уступ на стыке храма с основным алтарем. Традиции зодчества кон. 17 в. соединились здесь с формами европейского барокко, преобладающими в облике колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=05777

Велье. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1763. Колокольня - 1860. Адрес: Псковская область, Пушкиногорский район, село Велье Координаты: 56.96935, 28.575833 Проезд:3 км от автодороги Санкт-Петербург - Киев, или рейсовый автобус от районного центра Пушкинские Горы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строительство каменной церкви началось 1 мая 1762 года, закончено в 1763 году. Руководил строительством управляющий вотчиной графа Ягужинского Л.А. Травин. На сооружение церкви была употреблена каменная плита разобранных крепостных сооружений на городище. К этому времени опасность вражеского нападения и проникновения вглубь Российской Империи миновала. Правительствующий Сенат в 1759 году разрешил разборку каменных крепостей внутри России и использование камня для строительства церквей, монастырских храмов, богаделен. Видимо, не все каменные плиты были соответствующего качества, т.к. часть плит привезли с берегов реки Синей. Кроме главного престола, в приделе устроен престол Успения Божией Матери. В 1909 году придел перестроен. В церкви хранилась местночтимая чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Колокольня оставалась долгие годы деревянной. Её построили из камня в 1860 году на церковные средства. На колокольне в начале XX века было 8 колоколов. На большом колоколе, весом 101 п. 26 ф. была надпись: «1783 года сентября 3 дня, во дни благочестивого правления премудрой государыни императрицы Екатерины Алексеевны вторыя лит сей колокол в царствующем граде Москве Псковского наместничества Опочецкого уезда в Велейскую вотчину от армии генерал-майора императорского величества действительного 57 камергера, флигель-адъютанта и кавалера орденов российских Святого Благоверного князя Александра Невского и польских Белого Орла и Святого Станислава, Александра Димитриевича Ланского его собственным иждивением. Лит на заводе Струговщикова». Второй колокол весил 55 п. 37ф. третий – 35 п. 17ф., на нем была надпись: «1763 года 31 марта Сергеем Павловичем Ягужинским в церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня». Четвёртый колокол весил 24 п. 30 ф., пятый – 18 п. 19 ф., шестой – 9 п. 8 ф., седьмой – 3 п., восьмой – 1 п. При колокольне в связи с церковью устроена церковная сторожка.

http://sobory.ru/article/?object=07666

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАТОЛИЧЕСКОЕ АРХИЕПИСКОПСТВО Со статусом митрополии, провинция Римско-католической Церкви для католиков лат. обряда на территории Российской империи и затем СССР; существовало в 1783-1991 гг. Архиепископ Могилёвский являлся митрополитом всех католич. приходов в Российской империи и в СССР (в 1939-1991 должность архиепископа-митрополита Могилёвского была вакантной). Нунций кард. Дж. А. Аркетти. Портрет. Худож. Дж. Пировани. 1787 г. (частное собрание, Бергамо) Нунций кард. Дж. А. Аркетти. Портрет. Худож. Дж. Пировани. 1787 г. (частное собрание, Бергамо) После 1-го раздела Польши (июль 1772), когда в состав Российской империи вошли территории с преобладанием католич. населения (на присоединенных территориях проживало более 90 тыс. католиков; 57 приходов входило в состав Виленского, Инфлянтского и Смоленского католич. еп-ств), имп. Екатерина II (1762-1796) объявила о намерении создать католич. епархию в границах империи и назначить епископа для окормления всех католиков империи (Законодательство Екатерины II/Отв. ред.: О. И. Чистяков, Т. Е. Новицкая. М., 2000. Т. 1. С. 1006-1007). С 1734 г. российские католики в судебном отношении подчинялись Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел при Сенате (см. в ст. Департамент духовных дел иностранных исповеданий ) (ПСЗ. Т. 9. С. 279), а согласно Регламенту от 12 (23 н. с.) февр. 1769 г., Юстиц-коллегии передавались также функции выписки католич. священников из-за границы, контроль за выборами настоятелей приходов, забота об их каноническом утверждении; кроме того, Юстиц-коллегия становилась единственным органом судебных разбирательств между прихожанами и духовенством (ПСЗ. Т. 18. С. 833-840), что исключало вмешательство Папского престола в дела католич. Церкви в Российской империи. Игнатий Якуб Масальский, католич. еп. Виленский (1762-1794), Габриель Водзинский, католич. еп. Смоленский (1763-1788), Ян Стефан Гедройц, католич.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Москва. Домовая церковь Павла при Павловской (4-й городской) больнице. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1762 г. на коронацию в Москву приехала Екатерина II. В ее свите был наследник Павел. Внезапно он серьезно заболел, для лечения наследника были призваны лучшие медицинские силы России. К счастью, все обошлось благополучно, наследник выздоровел, и в память об избавлении Павла Петровича 11 июня 1763 г. был издан указ об открытии в Москве больницы для бедных – «…учредить свободную больницу, к чему и способное место избрано, близ Данилова монастыря…». Для постройки выбрали загородный двор генерал-кригс-комиссара А. И. Глебова, который был должен казне более 200 тысяч рублей. Устройство больницы было поручено тайному советнику Ивану Онуфриевичу Бурлыкину, который занялся благоустройством ветхих зданий бывшей усадьбы. К 1-му сентября основные работы были выполнены, и 14 сентября 1763 г. начался прием больных. Больница получила название Павловской. Больница была открыта сначала на «25 кроватей» в деревянных строениях. Все строения были ветхими, и в 1764 г. был поднят вопрос о постройке нового здания. В 1766 г. был выстроен большой деревянный с церковью корпус и два двухэтажных флигеля для служащих. В 1784 г. этот корпус сгорел, а другие строения сильно обветшали. После чего Павел, всегда принимавший самое живое участие в делах больницы, решил строить большое каменное здание. Проект его, как говорят, принадлежал самому В.И. Баженову, но в то время из-за отсутствия средств оно не было построено, и только в 1802-1807 гг. главное здание возвели, но только уже по проекту и под руководством Казакова. М.Ф. Казаков соорудил здание дворцового типа, в три этажа с церковью в центре, которая была освящена в память апостолов Петра и Павла. При постройке Павловской больницы зодчий стремился осуществить на практике новые тенденции в архитектурной эстетике-тенденции к простоте и одновременно к монументальности художественного образа сооружения, столь характерные для русского зодчества конца XVIII – начала XIX вв. С Павловской больницей связаны трагические события в жизни великого архитектора М. Ф. Казакова. Случилось так, что смотритель Троянкин растратил казенные деньги. Вину за недосмотр приписали М.Ф.Казакову, хотя он не имел к этому никакого отношения. Суд запретил ему заниматься казенными строениями. Так что здание главного корпуса больницы, сохранившегося до наших дней, – это последнее архитектурное творение Матвея Федоровича Казакова.

http://sobory.ru/article/?object=06002

Платон, митрополит Московский и Коломенский (Левшин Петр Георгиевич) Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове Московской губернии в семье причетника. Образование начал в Коломенской духовной семинарии, потом перешел в Московскую Славяно-греко-латинскую академию 14 . В 1757 году, по окончании духовной академии, назначен учителем пиитики и греческого языка в ней же. В 1758 году приглашен настоятелем Троице-Сергиевой лавры и в Троицкую духовную семинарию учителем риторики. 14 августа 1758 года пострижен в монашество; 30 августа рукоположен во иеродиакона. 22 июля 1759 года рукоположен во иеромонаха и назначен префектом Троице-Сергиевой духовной семинарии и первым соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. С 1761 года – ректор духовной семинарии. С 1762 года (или с 1763-го) – придворный проповедник и законоучитель наследника Павла Петровича. С 1763 года – наместник Троице-Сергиевой лавры. 16 июля 1766 года возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Назначен членом Святейшего Синода. 10 октября 1770 года хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением настоятелем, архимандритом Троице-Сергиевой лавры. 21 января 1775 года назначен архиепископом Московским, по-прежнему оставаясь в должности архимандрита Троице-Сергиевой лавры. С 15 ноября 1775 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии. 29 июня 1787 года возведен в сан митрополита Московского и Калужского. В 1799 году велено именоваться Московским и Коломенским. 13 июня 1811 года в связи с тяжелой болезнью (разбит параличом) уволен от епархиальных дел до выздоровления. Скончался 11 ноября 1812 года в Вифании, где и погребен. Нетленно почивает в созданном им Спасо-Вифанском монастыре, в Преображенском храме. Имеет благодать исцеления детей, которых очень любил при жизни. В своей автобиографии митрополит Платон описывает, что родился он на Петров день, на восходе солнца. Отец его, причетник Егор Данилов, получил известие о рождении сына в тот момент, когда ударил в колокол к заутрене, и, «оставив звон, потек от радости узреть родившегося». Такова была простота нравов, что никто не поставил ему этого в вину, наоборот, люди, узнав причину перерыва звона, радовались с отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

X. Настоятели Оптиной Пустыни Иеромонах Феодорит, строитель, упоминается в выписке из Козельских писцовых книг 1629,1630 и 1631 годов. Иеромонах Исидор, строитель, упоминается в выписи и грамоте, данных Пустыни от царя Феодора Алексеевича в 1675 и 1680 годах. Иеромонах Дорофей, строитель, упоминается во вкладной книге под вкладом царевны Софии, в 1688 году. Иеромонах Серапион, строитель, упоминается в надписи на Минеи праздничной, пожертвованной от архимандрита Белевского Спаса-Преображенского монастыря Иова, в 1698 году; также, и в Синодике записан род его. Моисей, игумен, упоминается во вкладной книге и в деле о монастырской мельнице, под 1703 и 1704 годами. Но всем соображениям, он был первым игуменом обители. Дорофей, игумен, упоминается в выписи, данной монастырю на владение сенными покосами, по указу царя Петра Алексеевича в 1709 году. Как из этой выписи, так и из других монастырских актов заметна похвальная ревность о. Дорофея к пользе обители, а челобитная к царю Петру обнаруживает в нем человека, сведущего в делах. В разных местах вкладной книги упоминаются еще четыре настоятеля первой половины XVIII столетия. Иоасаф, игумен, под 1716 годом. Леонид, игумен, под 1717 годом. Между 1724 и 1726 годами монастырь был упразднен. Перед упразднением обители, как видно из одного акта, настоятельство в ней было строительское и последним строителем, по-видимому, был, упоминаемый там же, иеромонах Леонтий; он же трудился и при восстановлении Пустыни в 1726 году. Сергий, строитель, под 1728 годом. Авраамий, строитель, под 1731 годом. Пафнутий, игумен, упоминается в монастырских делах под 1760 годом. С сего времени, все настоятели последовательно упоминаются в консисторских указах, хранящихся в архиве обители. Моисей, игумен, 1762 г., поступил по указу Амвросия, архиепископа Сарского и Подонского. Филагрий, игумен, 1763 года. При нем последовало положение о духовных штатах, и Оптина Пустынь оставлена последней из семи заштатных монастырей Крутицкой епархии с настоятельством строительским и 7-ю монашествующими.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Алатырь. Киево-Николаевский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Церковь Вознесения Господня Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно преданию, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны. С 1615 по 1763 гг. был приписан к Троице-Сергиевой лавре. С 1764 г. положен в 3 штате и состоял под ведомством сначала Нижегородской, затем Казанской и Симбирской епархий. К монастырю были приписаны 2 пустыни: Святаго Духа и Ключевская. Монастырь был знаменит чудотворной Ключевской Казанской иконой Божией Матери и чудесами от гробницы алатырского подвижника схимонаха Вассиана, канонизация которого готовилась дважды – в 1910 и 1919 гг. В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия. Братия была репрессирована, по свидетельствам современников, расстреляна. В марте 1995 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви для возрождения монашеской жизни. За прошедшие годы в монастыре восстановлено и построено заново 7 храмов: храм Пресвятой Троицы, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Казанской иконы Божией Матери, храм преподобного Сергия игумена Радонежского, храм преподобного Серафима Саровского, храм апостола Варнавы, храм преподобного Вассиана в заново построенной колокольне. Монастырь имеет сельскохозяйственное подворье - Рождественский скит, расположенное в 15 км от г.Алатыря в Ахматовской сельской администрации Алатырского района. На подворье Рождественский скит построен храм Рождества Христова, ведется строительство храма в честь Иверской иконы Божией Матери. http://alat-monastir-1.cerkov.ru Основан в г. Алатырь в 1639 г. монахинями во главе с Елизаветой Летинской, игуменьей Ладинского Подгорского Покровского монастыря, бежавшими от гонений на православную веру из-под г. Прилуцк. До 1668–69 гг. располагался на берегу р. Сура. По указанию царя Алексея Михайловича после пожара перенесён на возвышенность, южнее крепости. В 1690 г. монастырь полностью выгорел, но вскоре был восстановлен. В 1737 г. на месте ветхого деревянного храма построена каменная, одноглавая, двухэтажная Никольская церковь, в 1753 г. – каменная Вознесенская, в 1764 г. – пятиглавая Покровская, в 1836–37 гг. перестроена в два этажа с пятиглавием, с добавлением престола Димитрия Ростовского. В 1762–67 гг. монастырский комплекс ограждён каменной стеной с четырьмя угловыми башнями. 

http://sobory.ru/article/?object=06996

Бобрик-Гора. Часовня-усыпальница Бобринских. Часовня. Не действует.   Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1815. Архитектор:В. Милинский Адрес: Россия, Тульская область, город Донской, Бобрик Гора Координаты: 53.986874, 38.372578 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1813 году, в связи со смертью первого графа рода Алексея Георгиевича Бобринского (внебрачного сына Екатерины второй), его женой Анной Владимировной было решено построить мавзолей-усыпальницу. В 1815 году по проекту крепостного архитектора Василия Милинского возводится белокаменная усыпальница - монументальная купольная ротонда. Она была спроектирована так, чтобы в нижней ее части - склепе - можно было производить захоронения, а в верхней - часовне - совершать поминальные службы. Службы шли в часовне практически каждый день. Последняя состоялась в двадцатых годах прошлого века. Ходырев Починок Имя Алексея Григорьевича Бобринского — незаконнорожденного сына императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова, появившегося на свет в 1762 году, обычно связывают с усадьбой в городе Богородицке. Между тем фамилия «Бобринский» происходит от названия другой его тульской усадьбы — Бобрики, что на территории нынешнего города Донского. В XVI веке население многих тульских городов и поселений составляли в основном военные «засечники», которые держали оборону в сторожевых башнях-крепостях и занимались с семьями освоением плодородных земель. Таким сторожевым местом и был Ходырев Починок, позднее названный Бобрик-горой. Впервые о нем упоминается в Писцовой книге 1571 года: «На реке на Дону усть речки Бобрика церковь страстотерпца Георгия поставление и строение приходное, а стоит без пения, а дворов у церкви: двор попов пуст, во дворе пономарь. Пашни в поле доброй земли 5 четьи, да дикого поля 25 четьи…» В 1763 году Екатерина II стала владеть Бобриковской и Богородицкой волостями в Тульской губернии (ныне Донской, Богородицк, Северо-Задонск и Новомосковск).

http://sobory.ru/article/?object=11157

Гедеон, епископ Псковский, Изборский и Нарвский (Криновский или Ричковский) Родился около 1726 года в г. Казани в семье пономаря. По окончании курса Казанской духовной семинарии оставлен в ней учителем и принял монашество. В июле 1751 года в сане иеродиакона тайно уехал из Казани в Москву для продолжения образования и в декабре того же года был принят в академию. 8 января 1753 года в сане иеродиакона назначен императрицей Елизаветой Петровной придворным проповедником. 2 февраля 1758 года – член Святейшего Синода, а с 17 апреля того же года – настоятель Троице-Сергиевой лавры. 7 октября 1761 года хиротонисан во епископа Псковского и оставлен придворным проповедником. В июне 1762 года вызван в Святейший Синод. Скончался 22 июня 1763 года в пригородном Пантелеимоновском монастыре, где, не доехав до Пскова, остановился по болезни. Погребен в Псковском Троицком соборе. Епископ Гедеон, постоянно вращавшийся в блестящем придворном обществе, был далек от обязательной для инока простоты в обстановке и одежде. Еще будучи архимандритом Троицкой лавры, он прославился своею роскошью: его гардероб с шелковыми и бархатными рясами занимал целую комнату; он носил шелковые чулки, бриллиантовые пряжки, которые стоили до 10 000 рублей. Ходили слухи и о его баснословной роскоши и богатстве. Даже сложилось присловье (поговорка – прим. ред.): «Гедеон нажил миллион». Правда, опись оставшегося после его кончины имущества и наличных денег не подтвердила этих баснословных сумм. Преосвященный Гедеон имел необыкновенный дар красноречия. Успех его как проповедника объяснялся тем, что он старался говорить языком народным, говорить просто, чтобы быть понятным для всех, не только образованных, но и необразованных, предпочитая душевную пользу народа славе оратора. По отзыву митрополита Платона (Левшина) , слушатели Гедеона «бывали как бы вне себя и боялись, чтобы он не перестал говорить». Искренность и добродушие в обращении с людьми украшали личность преосвященного Гедеона. По отзыву того же митрополита Платона, он (Гедеон) «сердце имел откровенное и искреннее и очень удалялся от хитростей политических».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010