Под крышкой можно прочитать, следующие, очень хорошо гравированные слова: Me manu suâ fecit Petrus 1. Magnus; Czarus Moskoviae in Thermis Carolinis A. 1712. Надпись эта сделана конечно после, но в подлинности происхождения табакерки едва ли можно сомневаться. Кавалер Венцеслав Гогенфельс, тогда чиновник при рудниках Joaxuмmaль, нашел ее в 1812 году при разборе вещей после смерти родственника своего Карлсбадского доктора Леопольда Михаелис; в 1830 г., будучи уже Императорским Советником Горного Департамента, он подарил ее Пражскому Музею. Есть весьма ясное и кажется достоверное предание, что Петр выточил из слоновой кости табакерку, которую подарил тогдашнему Священнику Католической Церкви Матвею Бёму. Одна ли и таже эта табакерка, туже ли табакерку видел, в 1756 году у токаря в доме Красного Орла, доктор Тиллинг, решить трудно, пока нет на лицо другой табакерки. Но не мешает заметить, вот что; Священник Матвей Бём кажется был не дюжинный человек, почему Петр Великий и отличил его, в последствии, он был канонником и Императорским Советником в Вене; от него табакерка едва ли могла попасть к токарю, чтобы в 1756 году, именно ее мог видеть доктор Тиллинг. Весьма вероятно, что табакерка Пражского Музея и есть, виденная доктором Тиллингом; а табакерка Священника Матвея Бема должна быть другая, тем более, что подарок последнему предание относит к 1712 г., когда Петр оставался в Карлсбаде довольно долгое время, а не к 1712 году, какой год носит табакерка Пражского музея. К тому же, доктор Тиллинг не упоминает вовсе, чтоб токарь ему сообщил, что виденная им табакерка передана ему кем-нибудь, а как будто эта табакерка выточена в доме Красного Орла и оттуда до 1756 года никуда не выходила. Я уже упомянул, что в 1846 году, из дома Красного Орла появляется стол, которого три ноги будто выточены Петром Великим. В этом году, по смерти очень старой и очень скупой хозяйки дома, дом этот перешел в другие руки. На чердаке нашёлся, изломанный и даже источенный червями, трехугольный, весьма курьезной формы, игорный стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

42 В самом начале, 1740 сент. 11, она подтвердила указ Петра I 1722 нояб. 2, не брать рекрутов с новокрещенцев. 43 Покоем и даже счастьем особенно одолжены были новокрещенцы Советнику Ярцову, начальнику Конторы новокрещенцев; он принимал в их положении самое искреннее участие; входил за них в жаркие споры с местными начальниками, которые из корысти держали сторону мусульман; донес Синоду; а Синод сообщил Сенату, все несправедливости, какие терпели новокрещенцы; по его представлению штат Конторы новокрещенцев, для лучшего надзора за ними, увеличен. Собр. Зак. ук. 1744, мая 1. Запрещение обращать к вере поневоле в ук. 1740 сент. 11, 1743 сент. 28, 1744. июн. 22. В 1750 г. несколько Татар принесли жалобу, будто бы они по неволе крещены Казанским Еп. Лукою (1738 – 1755 г.). Свят. Синод определил: хотя жалоба сия и несправедлива, а возбуждена только муллами; но вперед принимать мусульман и язычников не иначе, как по письменным просьбам, – и дал формы самих просьб (Собр. Зак. ук. 20 дек. 1750 г.). 44 Собр. Зак. ук. 1744, в доношении Синоду: «Он (Димитрий) в своей Епархии сам в обращении иноверцев в христианскую веру и в охранении новокрещенцев от обид неусыпное рачение имеет». 45 Собр. Зак. ук. 1743 сент. 28. К решению о мечетях располагало Императрицу не одно желание охранить чистоту веры в новокрещенных, но и сострадание к положению их, так как прежние указы обрекали новокрещенных на горькую необходимость переселения в другие места, что мусульмане считала за царскую опалу. Впрочем, это решение впоследствии подверглось переменам. Сила его продолжалась до июня 1744 г., и до того времени успели сломать: а) в казанской губернии 418 мечетей, оставив 118; б) в Тобольске и его уездах – сломано 98 и оставлено 11 мечетей; в) в астраханских степях сломано 29 и осталось 11 мечетей (ук. 1744 июн. 22, 1756 г. авг. 23). В 1744 г. Сенат и Синод в общем совещании положили: там, где живут мусульмане вместе с новокрещенными, сломать мечети, а мусульман переселить в другие места; а где живут одни мусульмане, оставить или построить на 200 – 300 душ одну мечеть (ук. 1744 июн. 22) Потом было определено остановить до времени дело о мечетях. В 1756 г. было предписано: а) в деревнях, где живут одни магометане, строить мечети, одну на 200 – 300 душ; б) где, число крещенных, живущих вместе с некрещенными, не превышает десятой части числа некрещенных, крещенных вывести в особые слободы, а некрещенным дозволить иметь мечеть; в) там, где число крещенных превышает десятую часть некрещенных, не дозволять построение мечети, оставя крещенных жить на месте (ук. 1756 авг. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как видим, огонь Семилетней войны достаточно ярко полыхал на обоих полушариях планеты. А на суше, притом в Европе, война разразилась 18 августа 1756 года, вероломным вторжением прусской армии в Саксонию. Спустя месяц, 20 сентября, состоялась первая её битва - у села Лобозица (ныне город Ловосице в Чехии) - между армией австрийского фельдмаршала Броуна, шедшей на выручку окружённой саксонской армии, и армией прусского короля Фридриха II. В итоге боевого столкновения австрийцы отступили. А саксонцы под командованием графа Рутовского капитулировали две недели спустя, 5 октября, в лагере под деревней Пирной, и были силой загнаны в прусскую службу. Вторично австрийцы, под командованием принца Лотарингского, были разбиты через полгода, 25 апреля 1757 года, у Праги. Но взяли реванш в битве при Колине, 7 июня, чем смогли переломить ход событий и вынудить прусскую армию к отступлению из Богемии. Следующее «по списку» сражение - 15 июля, при Хастенбеке (тогда деревня, ныне - район города Хамельн в Германии, в земле Нижняя Саксония) обеспечили своим присутствием 60 тысяч французов под командованием маршала д " Эстре, и 36 тысяч англичан герцога Кумберлендского. Оно стало едва ли не самым курьёзным в ходе Семилетней войны. Обе стороны посчитали себя проигравшими, и каждая получила от своего командования приказ к отступлению. Но французы первыми заметили, что и противник отходит, и сумели вовремя остановиться. Поле битвы осталось за ними, отчего, потеряв вдвое больше солдат, они формально и стали «победителями» в битве при Хастенбеке. Прусская армия тем временем свободно и беспрепятственно разгуливала по «суверенной» Саксонии, захватывая замки, арсеналы, магазины, обезоруживая городовых солдат и расплачиваясь за всё одними квитанциями вместо наличных денег. Саксонцам не позволяли вносить подати в казну своего короля, и Август III оказался в весьма бедственном положении. На помощь пришла императрица Елизавета Петровна, повелев выдать Августу 100 тысяч рублей. Что, впрочем, положения дел не исправило - саксонская армия вскоре сдалась Фридриху II, а курфюрст (курфюрст Саксонии и король Польши - это одно лицо) покинул своё наследственное владение и выехал в Варшаву. Двор бедствовал, и наследная принцесса саксонская обратилась к Елизавете с просьбой купить несколько её бриллиантовых украшений. Русская императрица, как сказано в её указе Иностранной коллегии, «так чувствительно это приняла», что приказала доставить принцессе 20 тысяч рублей в знак дружбы и истинного участия в их жалостном положении. Но главной помощью, конечно же, могла быть только военная. И 11 октября 1756 года в Санкт-Петербурге было обнародовано сообщение, что «...приготовления к отправлению многочисленной армии на помощь союзникам Её Императорского Величества с необыкновенной ревностью продолжаются... Главный командир сей армии его превосходительство генерал-фельдмаршал и кавалер Степан Федорович Апраксин к отъезду своему в Ригу находится совсем в готовности...».

http://ruskline.ru/opp/2015/avgust/11/us...

Недаром он жаловался в своих письмах на подмеченную им перемену в отношениях самой государыни и приближенных ее к интересам и нуждам Киево-Печерской лавры. Так, вероятно, и на самом деле было. Вот еще один пример, оправдывающий слова Софрония Тернавиота. В особой собственноручной приписке к письму от 21 марта 1756 года Софроний Тернавиот, сказав о том, что в Петербурге тогда было «весьма много болних... и всякой день мрут», – говорит, далее, следующее: «ея величество, будучи в великой опасности, указать изволила: в котором доме болние имеются, ко двору отнюдь не ездили б. Да и кроме всего того ея величество не изволит никогда бывать в болшой церкве и уже святейший синод очень давно ея величество видели, и многие доклады подани через отца духовника, на которие никакой резолюции до днесь не воспоследовало, а о челобитческих делах опасно ея величество и утруждать. Все милостивцы отказались и никто патронствовать не хотит, и во произведенних отцем Ираклием делах к ползе нашей весма худая надежда; а паче что лавра святая не имеет патрона и ходатая, да и скоро в таких прошениях получить весма трудно. Бог толко пущай уже поспешеством своим и милосердием святия лавры не оставит! А в нынешних временах нет ей доброхота, – по всем обстоятелствам видно» 316 . Вскоре после того совершилось событие, которое должно было поглотить все внимание императрицы и ее правительства, благодаря чему и лаврскому «стряпчему» стало гораздо труднее, чем прежде, работать в столице. Разумеем начало т. н. семилетней войны России с Пруссией. Сам Софроний Тернавиот указывал на это обстоятельство, как на одну из важных причин малого успеха в его деятельности на пользу лавры. В особой приписке его к письму от 14 мая 1756 года читаем, между прочим, следующее: «за известие вашему ясне в Богу високопреподобию упомянуть не оставляю: ея императорского величества височаший объявлен указ о походе армии, и нине в Санкт-Петербурге при сенате, а паче при дворе ее величества частие бивают съезды министров наших всех, где его императорское височество присутствовать изволит сам, почему всеми челобитческими делами великая остановка, учинилась» 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

а которые новокрещены живут в одних семьях и дворах, не повелено ль будет потому же их отлучить... Приказали: в вышеписанных казанской, воронежской, нижегородской, астраханской и сибирской губерниях, где татары магометанского закона жительство имеют особыми деревнями, в которых жительства русских и новокрещеных нет, а в тех их татарских деревнях по нынешней ревизии муж. пола душ написано не менее как от 200 до 300 душ в каждой: таких, до строения татарских мечетей, ежели где оных нет, муж правит. сената и св. правит. синода определению, и после того 1756 г. января 26 и марта 8 чисел велено было (затем приводится содержание этих указов, которые мы уже поместили выше, см. стр. 296–299 и 314–319). А в вышеобъявленной деревне Поповке, как переводчик Алкин в прошении своем объявляет, что их татар после пожара из казанской татарской слободы в означенную деревню Поповку переведено до 800 душ, к тому ж и посланный из правит. сената для освидетельства в казанской татарской слободе и в выше писанной деревне Поповке земли, геодезии офицер, в 753 году в сенат доношением объявил, что оная деревня Поповка от русских жилищ расстоянием состоит, а именно: с одной стороны в версте в 240 саж., а с другой стороны в версте и в 40 саж., а в той деревне Поповке в близости ее русских жилищ никого не имеется, а их татар поселено 128 дворов. Того ради в рассуждении такого их татар в той деревне Поповке не малого числа душ, и что как в ней, так и в близости оной св. церквей и русских жительств не находится, в силу вышеписанных прав. сената и св. правит. синода 1744 и 1756 годов определений, в построении в означенной деревне Поповке для моления их татар другой мечети казанской губернской канцелярии дать позволение 31 . Сколько русское правительство ни старалось положить известные условия для построения мечетей, сколько ни желало охранить новокрещен от влияния магометан, последние мало обращали внимания на предписания законов. Они еще с большею наглостью подавали челобитные о построении мечетей и прибегали к обманам (прилагая напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

На двадцать восьмом году своей жизни Фридрих II вступил на престол, а родился он в 1712 году. Петр Великий был крестным отцом Фридриха II, но, конечно, он не мог знать, что со временем его крестник будет находиться во вражде с его дочерью, которая в 1756 году с удовольствием присоединилась к числу жесточайших врагов Фридриха и даже поклялась никогда не мириться с ним. Не посторонние обстоятельства и не старания Австрии навлекли на Фридриха такое сильное негодование Елизаветы Петровны. Он сам был виноват в этом: увлекаемый своим острым умом и живостью нрава, он часто имел привычку шутить, насмехаться и даже описывать в смешных стихах тех людей, которые ему не понравились. Так, не один раз случалось, что в минуту досады он неосторожно говорил и писал о своих неприятельницах, императрицах Русской и Австрийской. Слова и сочинения его доходили до них и были первой причиной разногласий между дворами. Эти разногласия впоследствии усилились еще больше между Россией и Пруссией и повлекли за собой войну, о подробностях которой вы узнаете из следующего рассказа. Воина с Пруссией и кончина императрицы от 1756 до 1762 года Слава короля Фридриха и храбрость, которой всегда отличалось войско, находившееся под его командованием, представляли много опасностей для всякого народа, начинавшего с ним войну, и поэтому Елизавета Петровна, отправляя в Пруссию свое войско, долго размышляла о том, кому поручить командование им. Выбор был тем труднее, что двое из ее опытнейших полководцев, граф Румянцев и фельдмаршал Ласси, за несколько лет перед этим скончались. Между тем в 1755 году четыре новые генерала удостоились получения звания фельдмаршалов. Это были князь Трубецкой, графы Разумовский, Бутурлин и Апраксин. Императрица избрала последнего, и в 1757 году война с Пруссией началась с самым счастливым исходом: 19 августа Апраксин при деревне Грос-Егерсдорф одержал блестящую победу над Пруссаками, о славе которых так много говорила в то время вся Европа. Русские, с восторгом услышавшие об этой победе, вскоре были чрезвычайно удивлены поступками фельдмаршала: он не только не воспользовался успехом и не погнался за бежавшим от него неприятелем, но даже вышел из завоеванных областей Пруссии. Ни Русские, ни Пруссаки не понимали сначала, что это означало, и только через некоторое время узнали о причинах, из-за которых Апраксин поступал так странно. Вот они.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В играх истинности принцип неопровержимости – это не новое правило, а скорее новый судья на поле. Ссылаясь на правила логики (такие как закон непротиворечивости), он просто обращает внимание на тот факт, что определённые высказывания сами себя удаляют с поля, так как внутренне противоречивы, сами себя опровергают. В этом отношении принцип неопровержимости косвенно выступает «судьёй» в играх истинности, устанавливая, какого рода высказывания допускаются на поле. Он указывает на определённые «утверждения», которые в действительности не участвуют в играх истинности, потому что подразумевают противоположные утверждения в самом процессе своего выражения. Они сами себя исключают (Также см. агностицизм; первичные принципы; реализм). Вольтер, Франсуа Мари (VOLTAIRE, FRANCOIS-MARIE) Франсуа Мари Вольтер (1694–1778) родился в Париже в состоятельной французской семье. Он получил классическое образование у иезуитов в колледже Людовика Великого. Дальнейшему изучению права он предпочёл литературные искания. Его резко сатирические наклонности привели к высылке в Голландию в 1718 г., а затем к заключению в Бастилию (1717–1718). После выхода в свет сатирической поэмы «Генриада» (La Henriade, 1723), посвящённой Генриху IV (1366–1413), последнему веротерпимому английскому королю, Вольтер на пять десятилетий занял ведущее положение на французской литературной сцене. Вольтер написал «Письма об английской нации» – в Англии в то время было больше веротерпимости, чем во Франции. Во французском их издании Вольтер добавил критику «Мыслей» Блеза Паскаля (Pascal, 1623–1662; Pensees). Его «Философские письма» (Lettres philosophiques, 1734) стали источником вдохновения для либеральных мыслителей восемнадцатого столетия. «Эссе о нравах» (Essai sur les moeurs, 1756) было опубликовано, когда он жил в Женеве, и «Кандид» (Candide), сатира на теодицею «лучшего из возможных миров» у Готфрида °Лейбница, появился в 1756 г. Темы его ранних «Писем» были глубже раскрыты позднее, в «Философском словаре» (Dictionare philosophique, 1764).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Опасаясь, что ирл. католики окажут поддержку яковитскому восстанию в Шотландии (1745), поднятому внуком кор. Якова II Карлом Эдуардом Стюартом при поддержке франц. кор. Людовика XV, лорд-лейтенант И. гр. Ф. Д. Честерфилд пошел на смягчение репрессивной политики в отношении католиков, допустив свободное совершение богослужений в католич. капеллах и освободив из заключения католич. священников. С началом конфликта между Великобританией и Францией в ходе Семилетней войны (1756) англ. власти ослабили действие нек-рых «карательных законов», опасаясь того, что ирл. католики поддержат франц. армию и войска яковитов (противники предполагали использовать И. в качестве плацдарма для вторжения в Англию). В 1756 г. неск. ирл. общественных деятелей и представителей католич. знати (Ч. О’Конор, Дж. Керри, лорд Тримлстаун и др.) организовали т. н. католич. ассоциацию (позднее католич. комитет), к-рая, подчеркивая свое лояльное отношение к англ. правительству, призывала полностью отменить «карательные законы» и разрешить ирл. католикам приобретать земельные участки и занимать гос. и адм. должности. Ряд представителей англо-ирл. высших слоев считали необходимым изменить угнетенное положение ирл. большинства. Уже в нач. 20-х гг. XVIII в. за политическую и экономическую автономию И. выступал декан собора св. Патрикия в Дублине, англикан. пресв. Дж. Свифт(1667–1745). Во мн. его памфлетах указывалось на бедственное положение коренного населения И. и критиковались принимаемые против ирл. католиков карательные меры. В 1760 г. по итогам выборов в ирл. парламент была впервые сформирована представлявшая национальные интересы либеральная оппозиция, к-рая выступала за независимость ирл. парламента и расширение прав ирл. католиков, особенно в сфере земледелия и торговли. Интерес к изучению ирл. культуры, деятельность католич. комитетов и англо-ирл. либеральной оппозиции повлияли на становление ирл. национального движения в И. Реальные послабления католикам И. начали проводиться после смерти в 1766 г.

http://sedmitza.ru/text/2560394.html

Действуя в духе «просвещенного абсолютизма», Фридрих II провел ряд реформ (1756-1786) под лозунгами установления свободы вероисповедания, равенства всех перед законом и обязательного обучения. Были отменены пытки, запрещены суды над ведьмами, утверждался принцип независимости судей, упрощалось судопроизводство, было разработано «Прусское земское уложение» (издано в 1794), расширено право на получение начального образования. Им предпринимались безуспешные попытки приостановить сгон крестьян с земли, т. к. это сокращало поступления налогов и уменьшало призывные контингенты. Мн. мероприятия носили лишь показной характер. Так, в 1740 г. была декларирована свобода печати, а позднее подтверждена строгая обязательность цензуры. Бранденбургские ворота. Гравюра П. Хааса. 1793 г. Бранденбургские ворота. Гравюра П. Хааса. 1793 г. При Фридрихе II территория Пруссии увеличилась почти в 2 раза. Важные в стратегическом отношении земли и внешнеполитический авторитет Пруссия приобрела во время Семилетней войны (1756-1763). По Губертусбургскому миру (15 февр. 1763) с Австрией и Саксонией она закрепила за собой Силезию и графство Глац. В 1742 г. Фридрих II уравнял в правах католич. и протестант. Церкви в Силезии. В посл. трети XVIII в. Пруссия вместе с Россией и Австрией участвовала в разделах Польши. Идеология «просвещенного абсолютизма» оказала влияние на др. герм. гос-ва, в к-рых были проведены реформы, способствовавшие нек-рой модернизации, но в целом направленные на увеличение доходов гос-ва. В 1762-1763 гг. в Саксонии была введена свобода торговли, отменены монополии, проведена перепись населения, упорядочена администрация, обновлены школы и академии. В Баварии реформы в духе «просвещенного абсолютизма» пришлись на правление курфюрста Максимилиана III (1745-1777). Была улучшена денежная система, созданы учреждения для управления экономикой, разработаны новые гражданский и уголовный кодексы. В 1759 г. в Мюнхене создана Баварская АН, ставшая центром распространения идей Просвещения.

http://pravenc.ru/text/529064.html

Угодичи (Угодич) — старинное торговое село близ Ростова Великого (на противоположной стороне озера Неро). Жители этого села, как и других деревень, примыкавших к этому озеру, занимались прибыльным делом — огородничеством, для чего использовали естественное удобрение, которым богато Неро, — сапропель (ил, образующийся из перегнивших растительных остатков на дне некоторых стоячих водоемов). Первое печатное выступление Артынова, обработанное И. С. Аксаковым и опубликованное в «Ярославских губернских ведомостях» (см. выше), было посвящено истории этого села. Впоследствии оно было перепечатано с разного рода дополнениями пять раз: 1) Журнал министерства государственных имуществ. 1855. 2) отд. изд. СПб., 1855; 3) отд. изд. СПб., 1862; 4) Ярославские губернские ведомости. 1888. 92; 1889. 5) отд. изд. Ярославль, 1889. Все эти публикации не свободны от «преданий», частью почерпнутых Артыновым (и его дядей Михаилом) из фольклорных источников, частью просто выдуманных. Так, в его описании Угодичи предстают едва ли не центром Ростовского княжества, где решались политические судьбы всей Руси. Карр Ф. А. (1733–1809) — русский дворянин, отставной ротмистр лейб-гвардии Конного полка; отпрыск знаменитого шотландского рода, выехавшего в Россию 8 начале XVII b.; сын Алексея Филипповича Кара (1680–1756), ветерана Северной войны, затем начальника Соляной конторы; брат генерала Василия Алексеевича Карра (1730–1806), отступившего перед воинством Пугачева. В «Воспоминаниях» несколько раз повторяется легенда о насильственной смерти генерала и о том, будто бы он похоронен в Угодичах. Ни то, ни другое не соответствует действительности. См.: Овчинников Р. В. Из разысканий о генерале Василии Каре//Овчинников Р. В. По страницам исторической прозы Пушкина. М., 2002. С. 154–173. Карр Ф. А. (1733–1809) — русский дворянин, отставной ротмистр лейб-гвардии Конного полка; отпрыск знаменитого шотландского рода, выехавшего в Россию 8 начале XVII b.; сын Алексея Филипповича Кара (1680–1756), ветерана Северной войны, затем начальника Соляной конторы; брат генерала Василия Алексеевича Карра (1730–1806), отступившего перед воинством Пугачева. В «Воспоминаниях» несколько раз повторяется легенда о насильственной смерти генерала и о том, будто бы он похоронен в Угодичах. Ни то, ни другое не соответствует действительности. См.: Овчинников Р. В. Из разысканий о генерале Василии Каре//Овчинников Р. В. По страницам исторической прозы Пушкина. М., 2002. С. 154–173.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010