Иван Лопухин Лопухин Иван Владимирович (1756–1816) – государственный деятель, поэт. Уже в 1782 году он входил в новиковское «Дружеское ученое общество» и вместе с ним руководил Типографической компанией, превратившей бывшего унтер-офицера Измайловского полка Николая Новикова в крупнейшего журнально-книжного магната своего времени. Бывший поручик Преображенского полка Иван Лопухин оказался одним из самых надежных его помощников. А основной вклад в их общее дело внес бывший кадет Сухопутного шляхетского корпуса Михаил Херасков , занимавший к тому времени пост куратора Московского университета. Он-то и передал Новикову в аренду на десять лет самое главное – университетскую типографию. Но Хераскова, Новикова и Лопухина сближала не только принадлежность к офицерской касте. К этому времени они были «братьями» по масонской ложе, а Иван Лопухин – главой московских розенкрейцеров. Он «курировал» Новикова точно так же, как Херасков – Московский университет. Николая Новикова арестовали в 1792 году. Лопухину тоже угрожала ссылка, но ему было разрешено остаться в Москве с запрещением «всяких связей по прежнему своему товариществу». Вскоре после смерти катерины II он был назначен статс-секретарем императора Павла I. Его придворная карьера не продлилась и двух месяцев. Но в отставку он ушел сенатором с генеральским чином тайного советника. В качестве сенатора он, как некогда Гавриил Державин, привлекался к разбору наиболее сложных дел. Так, например, в 1803 году, он был направлен в Крым «для разбора споров и определения повинностей», и пробыл там более трех лет – пока не урегулировал все конфликты. Все это закрепило за ним репутацию «уважаемого всеми мужа», слова которого не расходились с делами. Он вполне соответствовал строкам из своего переложения псалмов: Тот, кто мыслит непорочно, – Добрые дела творит; И устами то же точно, Что и в сердце говорит. Яда льсти не изливает, Мзды неправой не берет; Злоязычным не внимает, Не наносит братьям бед. Ненавидит ложь – лукавства; Любит Вышняго сынов;

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГНУСИН Сергей Семенович (1756 - 27.06.1839, Соловецкий Преображенский мон-рь), наставник в старообрядческом федосеевском согласии (см. Федосеевцы ), настоятель мон-ря на Преображенском кладбище в Москве, писатель-полемист, художник, каллиграф. По рассказу Г., он был «дворовым человеком помещика Осокина Оренбургской губ. Белебеевской округи» (ЦГИАМ. Ф. 16. Оп. 31. Д. 9. Л. 41; ср.: Д. 45. Л. 9, где говорится, что помещика Г. звали Гавриилом; противники Г. сообщали, что он служил писарем на Нижнетроицком медеплавильном заводе в Оренбургской губ., принадлежавшем И. П. Осокину - ГИМ. Хлуд. 346. Л. 122 об.). В 1805 г. Г. бежал, скитался, через 2 года добрался до Москвы, где встретил крестьянина-вольноотпущенника П. Никифорова, также принадлежавшего к федосеевскому согласию, к-рый «по старости лет и из сожаления» отдал Г. свою отпускную грамоту. С именем Петр Никифоров Г. «по знанию живописного мастерства» записался в цех ремесленной управы и до 1813 г. жил в старообрядческих богаделенных домах на Преображенском кладбище в Москве и в Коломне. Позднее Г. получил отпускную от своего помещика, с к-рой приписался 22 дек. 1815 г. к московскому мещанству. Г. являлся наставником при федосеевском жен. приюте на Преображенском кладбище; федосеевский «Красный устав» (содержащий предписания по широкому кругу вопросов старообрядческой жизни - от богослужебных до бытовых) называет его «единым от мудрейших духовным правителем» и «главным деятелем между прочими отцы» (Красный устав. М., [б. г.]. Л. 284 об., 324). Начиная с 1816 г. Г. оказался втянут в конфликт внутри общины Преображенского кладбища, возникший в связи с выбором новых попечителей. Власти утвердили кандидатов, единомышленных Г.,- И. Ф. Меховщика, И. Ф. Любушкина, И. М. Стукачёва и др. В ответ противники Г. написали донос (ГИМ. Хлуд. 346. Л. 122 об.- 123 об.), в к-ром до сведения властей доводилось, в частности, что на кладбище скрываются «беглые и опасные люди», в т.

http://pravenc.ru/text/165191.html

Лукино. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Восстанавливается усердием настоятеля о. Василия Полежаева. Построена в 1756 году " тщанием помещика майора Федора Ефремовича Валуева " . В 1816 году сгорела, в 1833 году была восстановлена. Имела два престола: в верхнем этаже - в память Воздвижения Креста Господня, в нижнем - в честь Ахтырской иконы Божией Матери. При храме действовала церковно-приходская школа. В советское время использовалась как клуб, затем как склад. Крестовоздвиженская церковь, 1756 год В деревне Лукино Куньинского района. Построена в 1756 году «тщанием помещика майора Федора Ефремовича Валуева». Двухъярусная, одноапсидная, зальная. Материал - кирпич. В 1816 году сгорела и в 1833 году выстроена вновь. Позднее второй этаж был перестроен помещиком поручиком В.Н. Елагиным. Имела форму корабля. В церкви было два престола: в нижнем этаже - в честь Ахтырской Божией Матери, в верхнем - в память Воздвижения Креста Господня. На колокольне висело шесть колоколов, на самом большом из них (весил 57 пудов 38 фунтов) имелась надпись: «Вечерей заутрене, и полудне повели и возвещу, услыши глас мой». В храме находились местнопочитаемые иконы Ахтырской Божией Матери, Казанской Божией Матери и Преподобного Нила Столбенского. Причт в 1917 году состоял из священника и пономаря. Церковных земель - 56 десятин 80 сажен. При церкви действовала церковно-приходская школа, где накануне Октябрьской революции 1917 года в России обучалось 59 мальчиков и 22 девочки. В советское время церковь была закрыта и использовалась как склад. Возле неё сохранился надгробный камень с надписью: «Лета 1766 года в мае месяце 15 дня умер строитель сей церкви Федор Ефремович Валуев». Церковь пытаются восстановить. Источник: Псковская энциклопедия. Псков, издательство " Псковская энциклопедия " , 2007 Храм во имя Воздвижения креста Господня с престолом на нижнем этаже в честь Ахтырской иконы Божией Матери построен в деревне Лукино в 1756 году «тщанием помещика майора Федора Еремеевича Валуева на собственные его средства». По мнению осматривавших храм реставраторов и архитекторов, в основании церковного здания лежит более древний храм, не позднее XVII века, который в 1756 году был не впервые возведен, а только капитально перестроен. Об этом свидетельствует специфическая кладка нижних частей храма. В пользу этого говорит и находка при планировке территории вокруг храма каменного креста конца XVI — начала XVII века, который ныне вмонтирован в южный фасад храма.

http://sobory.ru/article/?object=08003

Дебёсы. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Проезд:Из Ижевска, по трассе М-7 на Якшур-Бодья, далее через п.Игра на с.Зура, до с.Дебёсы. Всего порядка 140км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 14 марта 1749 г. Вятской духовной консисторией издан указ 354 о строительстве деревянной церкви в д. Дебесская. Первая деревянная церковь была построена в 1751 г., придельный престол освящен 22 сентября 1751 г. во имя Св. Великомученицы Екатерины. В 1754 г. было завершено строительство главной холодной церкви, которая была освящена 25 августа 1754 г. во имя Св. Николая. 29 января 1756 г. церковь сгорела. До строительства новой церкви богослужения совершались в часовне, построенной в 1742 г. Вторая деревянная церковь была построена в 1760 г., придел освящен 16 ноября 1760 г. в честь Св. Великомученицы Екатерины, главная церковь освящена 8 октября 1767 г. во имя Св. Николая. Церковь существовала до 1854 г. 5 июня 1816 г. Вятской духовной консисторией дана храмозданная грамота 2062 на строительство каменного храма. Церковь строилась на средства прихожан. В 1823 г. был освящен престол в каменной церкви во имя Св. Николая, в 1846 г. освящен главный престол во имя Св. Троицы. Кроме Николаевского престола в теплой церкви был устроен второй престол во имя Св. Благоверного князя Александра Невского. В 1882 г. храм был расширен, и два бывших престола перенесены во вновь произведенную пристройку и поставлены рядом с главным престолом в честь Св. Троицы. Оба престола вновь освящены 12 декабря 1884 г.: правый – в честь Св. Николая Чудотворца, левый – в честь Св. Благоверного князя Александра Невского. В церкви был устроен также четвертый придел – пещерный, который был освящен 5 ноября 1890 г. в честь Казанской иконы Божьей Матери. В 1883 г. открыта церковно-приходская 2-классная школа. В состав прихода в 1917 г. входили: с. Дебесы, д. Лем, поч. Пушкари, поч. Дикшур, поч. Лемский, поч. Высокое Поле, поч. Вожгальский, поч. Малый Зетым, д. Большая Легзя, поч. Легзя, д.

http://sobory.ru/article/?object=14577

Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (городской). Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1688/89 г., на горе между рекой и новопостроенной крепостью Пензой, «по данной грамоте Государей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Княжны Софии Алексеевны всея великия, и малыя, и белыя России самодержцев». В апреле 1691 г. был дан антиминс к освящению «церкви Преображения Господня на посаде, на Пензу, в монастырь», в 1707 г. выдан антиминс и в новопостроенную монастырскую Казанскую церковь. В 1724 г. сюда перенесли церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи из упраздненного Пензенского Предтечева монастыря, в обитель перешла и его братия. В 1730-х гг. в монастыре открылось первое учебное заведение Пензенского края – духовное училище. В 1738 г. одну из ветхих деревянных монастырских церквей отдали на строительство Петропавловской, приписной к городскому Покровскому храму. В том же 1738 г. в обители была достроена и освящена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Деятельным настоятелем показал себя игумен Никон (Волоский). Именно его трудам мы обязаны появлением самого древнего в Пензе каменного здания, сохранившегося до наших дней. Преображенский храм, близкий к позднему русскому барокко, был возведен в 1735-1750 гг. Верхний храм в нем был посвящен Преображению Господню, нижний – Казанской иконе Божией Матери, правый придел в трапезной – Иоанну Предтече, левый – Иоанну Златоусту. В 1756-1760 гг. была построена в камне и надвратная Тихвинская церковь. После екатерининской перепланировки города, расположение обители на горе, в самом центре Пензы, было найдено неудобным. В 1794 г. монахов перевели за южную окраину губернского города, на место Вознесенского кладбища. Преображенская церковь стала приходской, Тихвинскую разобрали и использовали при строительстве новых зданий монастыря. Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построенная в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1798 г. была построена колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, в 1816-1817 гг. храм Александра Невского, в 1821-1828 гг. Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила Троицкий храм. Его Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме.

http://sobory.ru/article/?object=46086

Ретяжи. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Словущего стоит на пологом склоне холма над долиной реки Оки. Это самый яркий и оригинальный памятник барокко в Орловской области. Село в XVIII веке принадлежало роду Лопухиных. Здесь в своем имении жил Иван Владимирович Лопухин (1756—1816) - сподвижник Н.И. Новикова. В связи с победой над Наполеоном И.В. Лопухин воздвиг в Ретяжах монумент, состоявший из нескольких больших гранитных камней с надписью: " Благочестию Александра I и славе доблестей русских в 1812 г. " . Этот монумент стал одним из первых памятников Отечественной войны 1812 года. Дорожка отсюда вела к двум камням, лежавшим на берегу пруда. Один из них был обработан в виде кресла с надписью: " 19 марта 1814 года взят Париж " . Двухэтажный деревянный усадебный дом Лопухиных находился к югу от церкви (он не сохранился). Приход в Ретяжах известен с XVII века. В 1712 году на месте прежней сгоревшей построена новая деревянная церковь, часть же икон из сгоревшего храма передали в часовню деревни Червяк, входившей в состав прихода до 1847 года. Новый каменный храм в селе во имя Обновления храма Воскресения Христова был построен на средства генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина (1703—1797) и освящен 11 сентября 1765 года. Храм имеет некоторое сходство с Андреевской церковью в Киеве, обер-комендантом которого Лопухин был в 1755 году. Очевидно, но его заказу усадебная церковь стала своеобразным воспроизведением полюбившегося ему памятника. В 1845 году помещиком Бутковским устроен теплый придел во имя Св. Василия Великого, освященный 15 июля того же года. В 1872 году храм ремонтировался. В 1893 году трапезная сделана теплой. С 1898 года в селе существовала церковно-приходская школа, попечителем которой с 1905 года являлся крестьянин Андрей Семенович Басов. Храм закрыт в 1933 году. Каменная колокольня, стоявшая отдельно от церкви, к настоящему времени не сохранилась. Источник: материалы сайта " Архитектурные древности Орловщины " www.orelvkartinkax.ru .

http://sobory.ru/article/?object=12231

Церковь Воздвижения Креста Господня (Лукино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Воздвижения Креста Господня построена в середине XVIII века, капитально перестроена в первой половине XIX века. Престольный праздник: 27 сентября, Воздвижение Креста Господня. Содержание История [ править править код ] По доступным к настоящему времени источникам, храм во имя Воздвижения креста Господня, с престолом на нижнем этаже в честь Ахтырской иконы Божией Матери построен в 1756 году «тщанием помещика майора Федора Еремеевича Валуева. Род Валуевых происходит от Тимофея Васильевича Валуя, о котором известно, что он был воеводой св. благоверного вел. кн. Дмитрия Донского. Погиб Тимофей Валуй в Куликовской битве 1380 г. Из Валуевых в XIX веке наиболее известен был граф Петр Александрович, известный государственный деятель и литератор. Сведений о самом строителе храма пока найти не удалось. У южной стены церкви находится могильный памятник с надписью: «ЛЕТА 1766 ГОДА В МАЕ МЕСЯЦЕ 15 ДНЯ УМЕР СТРОИТЕЛЬ СЕЙ ЦЕРКВИ Федор Еремеев сын Валуев» Вполне вероятно, что храм существовал и до 1756 года. По мнению осматривавших храм реставраторов и архитекторов, в основании церковного здания лежит более древний храм, не позднее XVII века, который в 1756 году был не впервые возведен, а только капитально перестроен. Об этом, по их мнению, свидетельствует специфическая кладка нижних частей храма. В пользу этого говорит и тот факт, что праздником деревни был день Обретения мощей Нила Столобенского, хотя никаких данных о существовании в деревни какой-нибудь часовни или еще одного храма нет. Бывшая в храме до закрытия чтимая икона преподобного Нила Столобенского могла быть храмовым образом первого, не позднее XVII века, храма. В 1816 году храм XVIII века постройки пострадал от пожара и восстановлен через 17 лет, в 1833 году. Второй этаж храма перестроен помещиком поручиком Василием Николаевичем Елагиным. На церковной колокольне было 6 колоколов, самый большой из которых весил 57 пудов 38 футов. Глубоко почитались местными жителями такие храмовые святыни как: Ахтырская икона Божией Матери, икона преподобного Нила Столобенского и Казанская икона Пресвятой Богородицы. При храме в 1895 году была учреждена церковно-приходская школа, где обучались 59 мальчиков и 22 девочки. Перед революцией приходских земель было 56 десятин 80 сажен, причт церковный состоял из священника и пономаря. В начале 20 века приход имел три здания: храм, церковно-приходская школа и церковная сторожка.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Воздви...

Апраксин Степан Федорович (1702–1758), военачальник, ген.-фельдмаршал (1756), вице-президент Военной коллегии, с 1756 главнокомандующий русской армией в Семилетней войне; Апфельбаум (Зиновьев Григорий Евсеевич, настоящие фамилия и имя Радомысльский Евсей-Гершен Аронович) (1883–1936), советский государственный и политический деятель, публицист. Член РСДРП (с 1901), член ЦК в 1912–1927 (кандидат с 1907, в ноябре 1917 выходил из состава ЦК), член Политбюро ЦК в октябре 1917 и в 1921–1926, председатель Петроградского (Ленинградского) совета рабочих и солдатских депутатов (1917–1926), председатель Исполкома Коминтерна (1919–1926). С 1928 ректор Казанского ун-та. С 1931 член коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1932–1933 в ссылке в Кустанае, затем член правления Центросоюза и редколлегии журнала «Большевик». Член ВЦИК и ЦИК СССР. Как оппозиционер, трижды (1927, 1932, 1934) исключался из партии. В декабре 1934 арестован, приговорен к 10 годам тюремного заключения, 24.08.1936 приговорен к расстрелу, 25.08.1936 расстрелян. Реабилитирован в 1988; Аракчеев Алексей Андреевич (1769–1834), граф (1799), ген. от артиллерии (1807), государственный деятель, ближайший советник императора Александра I. Инспектор гатчинской артиллерии (1794), гатчинский губернатор (1796), инспектор всей артиллерии (1799, с 1803). В 1799–1803 в отставке. Министр военно-сухопутных сил (1808–1810), ген.-инспектор всей пехоты и артиллерии (1808–1819), председатель военного департамента Государственного совета (1810–1812, 1816–1826), член К-та министров и сенатор (с 1810), главный начальник военных поселений (с 1819), главный начальник Отдельного корпуса военных поселений (1821–1826); Аралов Григорий Григорьевич, владелец магазина писчебумажных товаров в Москве на углу Тверской ул. и Леонтьевского пер.; Ардашев Николай Николаевич (1862–1923), историк. Сотрудник МАМЮ (с 1887), секретарь Тургайского статистического к-та и советник Оренбургского губернского правления, с 1902 вернулся в МАМЮ, архивариус, затем начальник отделения, профессор, член Совета Московского археологического ин-та (с 1907), редактор издания «Акты Московского государства»;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

196 В 1788 г. 1-го класса Симонов монастырь был закрыт, а его здания приспособили под казармы военных. И лишь благодаря ходатайству владыки Платона, московского губернатора и других знатных москвичей он был восстановлен. 197 Николо-Берлюковская пустынь была основана в 1606 г. иеромонахом Варлаамом, пришедшим из разоренного поляками Стомын-ского монастыря. В 1770 г. пустынь упразднили, но попечением владыки восстановили в 1779 г. в числе восьми заштатных монастырей Московской епархии. Новый храм обители он снабдил книгами и утварью и сам освятил его. 199 Первые масонские ложи основаны в России англичанином, генералом русской службы Джеймсом Кейтом, в 1740-х г. В 1772 г. «великим мастером» стал канцлер И.П.Елагин, который реорганизовал существовавшие к тому времени ложи в единую «Великую Провинциальную ложу», объединившую 14 дочерних. Масонство открыто распространялось в России до 1822 г., когда было запрещено рескриптом Александра I, но продолжало существовать неофициально. 200 Воспользовавшись поездкой Куракина в Стокгольм, старшая ложа соединенных, т.е. Елагинско-Рейхелевских, лож, дала ему рекомендательное письмо к главной Стокгольмской ложе, прося ее «князя Куракина во все градусы масонские принять» и с ним прислать их. Затем, по словам Н. И. Новикова, по возвращении князя Куракина оказалось, что он и князь Гагарин приняты во все градусы, и от шведской ложи даны «акты и диплом на все российские ложи», начальником которых и сделан был князь Куракин, передавший это начальство князю Гагарину. (См.: Пыпин А. Н. Масонство в России. М., 1997. С. 140). 201 Платон (Левшин) , митрополит Московский. Из бумаг митрополита Московского Платона (Устав свободных каменщиков и замечания на него Платона)//Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1881. Т. 4. Отд. 3. С. 27. 202 Лопухин Иван Владимирович (1756–1816) – статский советник, полковник, председатель уголовной палаты, видный масон, входивший в директорию розенкрейцеров, один из энергичных и убежденных сторонников этого учения. Автор ряда трудов и переводов («Нравоучительный катехизис истинных франк-масонов», «Духовный рыцарь» и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

В Трансильвании видны признаки существования организованной жизни Церкви с первой четверти XIV века, когда она возглавлялась архиепископом или митрополитом, которые не имели постоянного места, но должны были быть там, где им разрешали правители Трансильвании. Важно отметить, что в Трансильвании Румынская Православная Церковь не была государственной, официальной конфессией, но, напротив, " терпимой " (tolerated) религией, в отличие от других четырех деноминаций. В начале XVIII века, во времена митрополита Афанасия Ангела, для получения больших политический прав некоторые из румынских клириков заключают унию с Католической Церковью. Таким образом, в Румынской Церкви произошло разделение, хотя кроме признания папского примата, вся доктрина, чин богослужения и структура Церкви остались неизменными. К концу XVIII века и началу нового века великие Объединенные ученые Самуил Мику Клейн (1745-1806), Георге Шинкай (1754-1816) и Петру Майор (1756-1821) в своих работах стремились доказать румынское происхождение как румынского народа и его языка, так и наследственность румынского элемента в Дакии. Петру Майор издал первую историю религии румын (1813). В отличие от Молдовы и Валахии, в Трансильвании не было больших монастырей, поскольку не существовало правящего класса, способного обеспечить все необходимое для их строительства. Тем не менее, первые тексты и рукописи на румынском языке были написаны в Трансильвании и датированы XV-XVI веками (Воронецкая Псалтырь, Шуеянская Псалтырь, Псалтырь Хурмузаки). Во второй половине XVI века диакон Корези напечатал в Брашове более 20 книг на славянском и румынском языках. Новая типография была открыта в Альба-Юлии в следующем веке, и в 1648 году здесь был напечатан Новый Завет на румынском языке. Впервые вся Библия переведена на румынский язык в 1688 году в Бухаресте. К концу XVIII века, в особенности под влиянием Объединенных ученых и их школы мысли, мы присутствуем при завершении романизации литургической службы. Этот момент имеет особое значение в истории Румынской Церкви, т.к. славянский язык и Православие являлись в течение более чем 7 веков основаниями этнической самобытности румын. Славянский язык был для румын тем же, чем латинский - для народов Западной Европы. Но процесс замены этого книжного языка, который больше не могли понимать простые люди, на румынский начался несколькими веками раньше. Румынскому языку потребовалось некоторое время для того, чтобы созреть и быть способным выражать терминологические тонкости православного богословия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010