658 П.С.З. XIII, 10168, 31 декабря 1753 Синодский по определению Синода от 20 декабря за М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 407 д. 16891. 659 М.А.М.Ю. Генеральная Ведомость Счетной Экспедиции л. 119–126 Там сказано, что по повелению Имп. Екатерины II и по жалобам архиереев и монастырских властей Коллегией Экономии «приводится к усмирению вотчинных крестьян домов архиерейских – 5 и монастырей – 23». 660 Архив Св. Синода протокол 24 мая 1753 года – о вотчинах Вятского архиерейского дома. Протокол 19 сентября 1754 года и 18 сентября 1756 года – по очень громкому делу Новоспасского монастыря. Протокол 18 сентября 1756 года – о вотчинах Данилова и Никитского в Переяславле Залесском монастырях. В одном из протоколов Св. Синода за 1756 год упоминается также учрежденная в Ярославле следственная комиссия по делу о властях, управителях и слугах Спасо-Ярославского монастыря. Такая же комиссия была и в Чернигове – протокол 9 октября 1758 г. 666 Ср. В.О. Ключевского, Русский рубль XVI–XVIII в. в его отношении к настоящему. Чтения в Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. 1884, I и отдельно. Москва 1884 г. По мнению Ключевского: Рубль 1500 г. стоил не меньше 100 нынешних. 1501–1550 стоил не меньше нынешних 1551–1600 1601–1612 1613–1636 1651–1700 1701–1725 1730–1740 1741–1750 Рецензент этого сочинения П. С–кий (в Журнале Мин. Нар. Просв. 1885 г. часть 239, май, стр. 305–317) дает уничтожающую критику, заявляя, что научным образом установить ценность рубля невозможно. 667 С архиерейских домов и монастырей по ведомости 1728 г. (О.А.С.С. VIII, положено было платить 53326 руб. 22 1/2 коп.; по ведомости 24 апреля 1732 г. (М.А.М.Ю. дела С.Э.П. связка 249 д. л. 68–70) в К. Э. платилось 53745 руб. 87 1/2 коп., 3276 чтв. 7 1/2 чк. и десятинной пашни пахалось 3947 1/4 . По ведомостям К. Э. в приложении VIII к XII т. О.А.С.С. к делу 325/86, 6 ноября 1732 г. – всего надлежало собрать 50980 руб. 80 3/4 коп. По окладной книге 1746 г. (М.А.М.Ю. в 1746 г. всего взять надлежало с архиерейских домов и монастырей 46090 руб. 65 1/2 коп. Как видно из последней страницы этой книги, из приписки 29 октября 1756 г., в этом году за оклад была принята книга 1746 г.; по ней в 1756 г. взято 19868 руб. 78 3/4 коп.; отдано на строение 1048 руб. 91 коп.; из оклада выключено 934 руб. 40 коп.; в доимке осталось 24238 руб. 73 коп., с причта Архангельского собора – 300 руб. Итого 42199 руб. 98 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Так жил и так трудился на пользу своей обители, а отчасти и для устроения своей будущей судьбы Софроний Тернавиот во время пребывания своего в Москве в начале 1756 г. Когда он находился еще в Москве, из Киева было получено (11 января) уже ивестное нам распоряжение («архипастирский ордер») о том, кому какие «презенты» должны были быть поднесены, а также поручение хлопотать в св. синоде о выдача в пользу Киево-Печерской лавры денег, вещей и книг, оставшихся после смерти иероманаха Рудзенского 302 , а в гражданских учреждениях по делу «о великороссийских дворах, поселившихся на лаврской земле около крепости Печерской» 303 . Вскоре после 22 января 1756 года Софроний Тернавиот выехал из Москвы и к 10 февраля был уже в С.-Петербурге. 27 февраля 1756 года он так писал об атом архим. Луке: «Сего февраля 10 числа прибил я в Санкт-Петербург и в силу к означенному числу, за великием бездорожием, поспеть могл» 304 . На первых порах он остановился в С.-Петербурге на прежней квартире, которая находилась в доме царского духовника, или где-то вблизи его дома, но потом, вследствие разных неудобств, вынужен был перебраться в Александро-Невскую лавру. «Хотя, по милости господина отца духовника», – писал Софроний Тернавиот тогда же архим. Луке, – «определена была мне прежняя квартира, в которой рад бы я жить, толко от частых гостинных постоев вся загажена и много подчинки требовала и оную очистить моему карману было бы с убитком, а болше того, что жить было в оной опасно: около двора забору, а в хоромах в окошках затворов нет, а близ двора батюшки живут многи промысловые люди и на другом дворе стоит князь Долгоруков, и по той причине утруждал я преосвященного Санкт-петербургского о квартере, и, по милости его преосвященства, определена мне квартера в Невском монастыре, где ныне уже и живу» 305 . 25 февраля 1756 года Софроний Тернавиот представлялся императрице, наследнику и супруге его. «И поднесенные мною презенты», – писал 27 февраля Софроний Тернавиот архим. Луке, – «всемилостивейшая государиня сама изволила все в моленной церкве милостиво з благодарением принять, и их высочества такожде милостиво от мене писма и презент принять изволили, и о здравии вашего ясне в Богу високопреподбия спрашивали, и от рук его высочества румку вина венгерского выпить я удостоился» 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Да и многие чаяли получить гостинцы хорошие, за что весма мною негодуют, досаждая вашей святыни, ибо з голыми руками принимают весма холодно, а временем сведавши, что ничего нет, отказуют: не время» 310 ... Изредка только выпадали на долю лаврского «стряпчего» счастье и успех в порученных ему делах и просьбах о разных нуждах обители. Так, в том же самом письме от 11 марта 1756 года Софроний Тернавиот с радостью сообщал архим. Луке, что он подавал своевременно гетману 311 прошение «о своде фарфортов» (вероятно, форпостов?), «на которое», – прибавлял он, – «полезная резолюция последовала вчерашнего числа: как писарь Безбородко 312 , увидевшись в дворцы, обявил мне» 313 . Вскоре после того, именно 21 марта 1756 г. Софроний Тернавиот извещал архим. Луку о том, что он подал в св. синод два лаврских прошения и просил обер-прокурора и всех синодальных членов, которые все обещались удовлетворить просьбу Киево-Печерского архимандрита. «Я же», – прибавлял Софроний Тернавиот, – «старатимусь как найскорей получить благословителный указ, который в самой скорости прислать не умедлю» 314 . В других письмах Софрония Тернавиота, относящихся к данному времени, заметно несколько холодное отношение к дававшимся ему поручениям от лаврского начальства. Вопреки обыкновению, он не стремится теперь уже добиваться аудиенции у государыни и передает лаврские «презенты» большей частью через посредство своих знакомых из среды придворных чинов. Напр., нарочито напечатанные воскресенские канонники, полученные им 12 апреля 1756 года, он передает высочайшим особам через Μ. Ф. Полторацкого и В. И. Чулкова, при чем обращает на себя внимание то, казалось бы, маленькое, но в данном отношении весьма характерное обстоятельство, что он сообщает об этом архим. Луке только 14 мая, замечая в одном месте: «а ея величества и их высочества я не удостоился видеть» 315 . Чем объяснить такую перемену в настроении Софрония Тернавиота и в его отношении к порученному лаврскому послушанию? Без сомнения, на это были некоторые внешние причины, не зависящие от Софрония Тернавиота.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

1755 г. апреля 11 – 17 ноября. – За отъездом посла Кейзерлинга в Саксони делами заведывал секретарь посольства Битнер. 1755 г. ноября 18 – 29 июня 1767 г. (отпущен)). – Чрезвычайный посол граф Герман Карл Кейзерлинг для пребывания при Цесарском Дворе. – 2 сентября велено ему из Саксонии возвратиться в Вену, «понеже нынешние сумнительные обращения требуют неотлагательного при Венском Дворе нашего присутствия»; вследствие чего он 18 ноября и прибыл в Вену. – Отзывная грамота от 28 мая 1761 г. – грамотой от 30 мая 1761 г. назначен полномочным министром на Аугсбургский мирный конгресс вместе с графом Ив. Григ. Чернышевым и секретарем посольства Симолиным; а по окончании конгресса велено (19 марта 1762 г.) ехать в Варшаву. 1756 г. ноябрь. Уп. дворянин посольства Алексей Пушкин. 1756 г. май – июнь 1759 г. (?). – Коллежский советник Степан Пучков для приема и препровождения выходящих в Россию албанцев и черногорцев. – 23 декабря 1756 г. в Вене. 15 марта 1757 г. в Триесте. В Вене 27 мая 1757 – май 1758 г. (?). 14 марта 1759 г. в Триесте. 17 1757 г. апреля 25 – 1762 г. июль (последняя реляция). – Генерал-майор Шерингер при австрийской армии для наблюдения за военными действиями. 1758 г. – Славяно-сербского гусарского полка секунд-майор Пишчевич, адъютант Марков и 4 унтер-офицера находились в областях Венского Двора для препровождения в Россию черногорцев. 1758 г. марта 14 – 30 июля (отозван). – Генерал майор граф Захар Чернышев в австрийскую армию. 1758 – 1761 гг. май. – Упоминается советник посольства павел Левашев. 1758 – 1767 гг . – Перевочик Иван Келлерман. 1759 г. октября 19 – 26 апреля 1760 г. (возвратился). – Капитан Ив. Шакуров проездом в Венецию 23 ноября 1759 г. приехал в Вену. 1760 г. июня 23 секретарь посольства Аше. 18 1760 г. июля 27 – 1762 г. (?). – Майор Клебек в австрийскую против пруссаков армию к генералу Лаудону для примечания военных действий. 1760 г. ноября 20 (декабря 30?) – 7 августа 1761 г. (возвратился в Петербург). – Камер-юнкер барон Александр Сергеевич Строгонов для поздравления с бракосочетанием эрцгерцога Иосифа. Из Петербурга выехал около 19 января 1761 г. – В Вену приехал 7 апреля. – 12 июня принят. – 21 июня отпущен, получив диплом на графское достоинство. – С ним секретарь Ив. Крок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

По вырезании на медной доске мастером грыдорованного дела Иваном Соколовым меньшого рисунка, доска была в 1756 году представлена им в Св. Синод, с прошением, какие следует вырезать слова на оставленных для надписи, не отделанных, вверху и внизу местах рисунка. Св. Синод приказал, 1756 г. мая 20-го, в верхнем месте вырезать надпись такую: сей антиминс сиесть трапеза священная на приношение бескровные жертвы в божественной литургии, освятися благодатию Пресвятого и животворящего Духа, сего ради преподается власть священнодействовати на нем во храме; и оставить место наименования храма. А в нижнем месте вырезать туже подпись, какая доселе печаталась, кроме того только, что где, пред речением: «благословлением», поставлен предлог иже, оный исключить, а поставить же, чтобы было вырезано «благословением же» 182 . (Дело арх. Св. Синода 27-го апреля 1752 г., 11). На ускорение работы антиминсных досок и на окончание их повлияло вышеупомянутое дело С.-Петербургского Архиепископа Сильвестра, начавшееся в 1754 году октября 31-го. И первые антиминсы, напечатанные с этим рисунком, были посланы к нему. В 1756 году декабря 9-го, Преосвященный Сильвестр, как видели выше, просил напечатать 20-ть антиминсов вырезаннною в Академии Наук медною доскою. Об этом было из Св. Синода сообщено, 1757 года января 7-го, в канцелярию Академии Наук. А из этой канцелярии, 13-го января того же года, были присланы в Св. Синод требуемые антиминсы, и тогда же отосланы в С.-Петербургскую Духовную Консисторию (Дело арх. Св. Синода 1769, ноября 21, 27, 96). Спустя 8-мь лет после сего, антиминсы оказывались снова неисправно печатными. В 1765 году сентября 7-го Синодальный член Димитрий, Митрополит Новгородский, словесно донес Св. Синоду, что присланные к нему из Московской типографской конторы печатные антиминсы, как видно, от давнего употребления резных досок, коими печатаются антиминсы, оказались весьма неисправными. Св. Синод, вследствие сего, в 1765 году сентября 25-го, указом в Московскую типографию приказал «во всем, что принадлежит до происходящего печатания в Московской типографии, иметь наиприлежнейшее смотрение с крайним радением, дабы как литеры для книжного печатания были отливаны, так и доски для кунштов, употребляемых в книги и для антиминсов, были вырезаны самым исправным и наилучшим мастерством, под опасением штрафа за слабое смотрение (Дело арх. Св. Синод , 1763 г. сент. 7, 82).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

342 Университетское здание на Моховой улице (ныне просп. Маркса, д. 18), построенное по проекту Μ. Ф. Казакова в 1786–1793 гг., сгорело в 1812 г.; было восстановлено через четыре года под руководством архитектора Д. И. Жилярди, сохранившего основные объемы и внутреннюю планировку, но перестроившего фасад. В дальнейшем здание существенно не перестраивалось. 344 До 1733 г. в Москве еще существовал «Комедиантский дом у Никольских ворот», строительство которого было начато по повелению Петра I (см.: Забелин, с. 336–342). В начале 1700-х гг. «комедии» ставились в «большой столовой палате» Лефортовского дворца. 345 Театр у Красного пруда был построен в 1756 г.; здесь выступали итальянская и русская труппы (подробнее см.: Пыляев, Старая Москва, с. 117–118). 346 Первый постоянный русский театр был основан по указу Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 г. «Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову», – гласил этот указ (см.: Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830, т. 14, с. 613, 10599). В годы директорства Сумароков написал лишь одну трагедию – «Димиза» (1756), позднее переделанную в «Ярополка и Димизу», и драму «Пустынник» (1757). 347 О. С. Павлищева (сестра A. С. Пушкина) писала о их детских годах: «...родители возили (...) на уроки танцевания к Трубецким (...), Бутурлиным (...), Сушковым, a по четвергам на детские балы к танцмейстеру Иогелю, переучившему столько поколений в Москве» (A. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2-х т. M., 1974, т. 1, с. 47). (Танцмейстер жил на Бронной в собственном доме). Иогель вел танцевальные классы в доме Грибоедовых (в Новинском, в приходе Девяти мучеников; ныне ул. Чайковского, д. 17); у него учились Д. Н. Свербеев, Н. И. Новиков, И. И. Дмитриев (см.: Записки Д. Н. Свербеева, т. 1, с. 211). 349 Этот дом на старом Ваганьковском холме строился в 1784–1786 гг. архитектором В. И. Баженовым для гвардии капитан-поручика богача Π. Е. Пашкова (1721–1790). «К Александру Ильичу дом перешел в 1802 г.; к бригадиру Алексею Александровичу в 1810; в 1839 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

2) Открываются также браки, заключенные в таких отдаленных списках кровного сродства, о которых умалчивает 54-е правило вселенского шестого собора; состоящие в таких браках также не хотят распуститься и, находясь под церковным отлучением, намерены перейти в униатство, если их браки не будут признаны в православной церкви действительными. – Представляя описанные явления на благоусмотрение св. синода, преосвященный просит от него разрешения – как поступать ему: следует ли означенных лиц, сочетавшихся против „других церковных установлений и обычая», содержать в отлучении от православной церкви и отпускать их в унию, – или принять их в общение с церковью с признанием браков их действительными? – Св. синод, в ответ на означенные доношения по изложенным вопросам, протоколом 14-го октября 1756 г. определил: В 1759 году тот же преосвященный доношением просил 390 св. синод разъяснить ему – как понимать объем духовного родства, определенный в 50-й главе кормчей книги, – прямо указывает, что в этой главе заключается несогласие между различными правилами, определяющими объем духовного родства, и выражает мысль что власть, предоставленная ему св. синодом в решении брачных дел, могла бы быть расширена. В 1768 году, новым доношением 391 , преосвященный прямо и определенно испрашивает от св. синода права – в судебных решениях дел о браках, заключаемых в родстве, руководствоваться ему 53 и 54 правилами шестого вселенского собора, а не 50-ю главою кормчей книги. По этому последнему доношению, св. синодом предоставлено преосвященному: браков, заключенных в 4-й степени духовного родства, как уже совершившихся, не расторгать; о браках, состоявшихся между лицами, находившимися в 5 и 6-й степенях свойства, чинить преосвященному надлежащее рассмотрение и решение в силу святых отец правил, соображаясь при том с синодальным указом к нему от 21-го октября 1756 года; из дел же св. синода, – говорится в протоколе, – усматривается, что хотя таковые браки и не дозволяются, однако некоторые, уже заключенные, как совершившиеся, не были расторгаемы; брачившиеся же и венчавшие их священники подвергаемы были епитимии по рассмотрению епархиальных архиереев. – Как из приведенного сейчас протокола и из указа св. синода Георгию Конисскому в 1756 году, так и из других синодальных дел, видно, что св. синод, начиная со второй половины XVIII века, не только собственными судебными решениями находил возможным умерять и ослаблять строгость некоторых правил 50-й главы кормчей книги, но предоставлял и епархиальным архиереям такую судебную в брачных делах власть, при обладании которою они могли, по судебным решениям, оставлять без расторжения или признавать дозволенными брачные союзы, заключенные вопреки некоторым правилам рассматриваемой главы. Таковые решения их, которые полагались в подражание решениям св. синода и по власти, предоставленной им от высшего церковного правительства, служили источником брачного права в епархиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

9 февраля 1755 года св. Синод должен был выслушать ведение правительствующего Сената, напомнившего ему о государственной обязанности духовного ведомства определять в монастыри и богадельни всех присылавшихся из военной коллегии и от генералитета отставных служащих, не имевших собственных средств для существования; выслушав Сенатское видевшие, основанное на требовании императорских указов, Синод постановил приказать канцелярии синодального экономического правления в точности исполнять высочайшие распоряжения о размещении по монастырям и богадельням «отставных от воинской и статской службы воинских чинов людей» 367 . – Сенат, узнав, по доношению главного комиссариата, действовавшего, по всей вероятности, под влиянием генерала-кригс-коммиссара, бывшего синодального обер-прокурора, Шаховского, что св. Синод по своему усмотрению распоряжается имуществами осужденных духовных лиц и раскольников, предназначенными правительством на содержание госпиталей, 24 июля 1756 года постановил сообщить Синоду ведение, чтобы оставшиеся после духовных персон и раскольников движимые и недвижимые имения, а также и деньги, полученные от продажи их имущества, были немедленно же, в силу высочайшего повеления Петра I, переданы на содержание госпиталей в ведомство главного комиссариата 368 . – 2 октября того же 1756 года, по поводу доношения военной коллегии, получившей от св. Синода официальный отказ в принятии на монастырское содержание безумного юнкера Ушакова, не имевшего собственных средств для существования, Сенат определил поставить на вид высшему органу церковного управления его законную обязанность взять на свое попечение присланного из коллегии юнкера и «впредь таковых же безумствующих из воинских служителей и бедных... в пристойные монастыри до исправления ума принимать» 369 . – 20 декабря 1756 года св. Синод слушал ведение правительствующего Сената, что в Украине «от лакомства попов» сильно распространился незаконный обычай венчания однодворцами своих малолетних сыновей на взрослых девицах 370 , и что местное духовенство брало за совершение подобных браков большие денежные суммы, чем и приносило значительный вред экономическому благосостоянию однодворцев. Хотя Синод и не совсем доверчиво отнесся в сообщению Сената об отягощении однодворцев высокой и непосильной платой за совершение браков, мотивируя свое недоверие отсутствием жалоб на вымогательство духовенства, но тем не менее он должен был исполнить желание Сената и постановил послать указы к епархиальным преосвященным об обязательном принятии соответствующих мер, необходимых для прекращения и предупреждения на будущее время незаконных браков и вымогательства приходского духовенства 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

был вынужден не только вести многочисленные занятия в ун-те, но и подрабатывать частными уроками, одновременно стараясь найти работу с постоянным заработком. В том же году он безуспешно пытался получить место учителя в школе; в 1766 г. он с немалыми усилиями добился возможности работать помощником библиотекаря в Королевской б-ке, где трудился до мая 1772 г. Для получения права претендовать на профессорское место в ун-те К. представил еще одну диссертацию под названием «Использование метафизики в соединении с геометрией в естественной философии: Раздел первый, содержащий физическую монадологию» (Metaphysicae cum geometria iunctae usus in philosophia naturali, cuius specimen I. continet monadologiam physicam; краткое название - «Физическая монадология»), публичная защита к-рой состоялась 10 апр. 1756 г. (AA. Bd. 1. S. 579). После защиты К. подал прошение о назначении его на должность ординарного профессора метафизики и логики, к-рая стала вакантной после смерти проф. Кнутцена, однако прошение К. не было удовлетворено, а вакантное место упразднили. В 1756 г. К. познакомился с И. Г. Гаманом , впосл. ставшим известным философом, сторонником учения о непосредственном знании, критиком Просвещения и рассудочного знания. С 1758 по 1762 г. Кёнигсберг после поражений Пруссии в Семилетней войне (1756-1763) находился в составе Российской империи. Присутствие русской армии и русской администрации не отменило привилегий и прав, к-рыми пользовался Кёнигсбергский ун-т, но изменило сложившийся веками уклад жизни. К. в это время стал русским подданным, продолжал читать лекции в ун-те и давал частные уроки русским офицерам. В связи с освободившимся профессорским местом после смерти И. Д. Кипке К. подал очередное прошение в Академический совет о назначении его ординарным профессором метафизики и логики. 14 дек. 1758 г. в соответствии с принятыми предписаниями он подал личное прошение на имя имп. Елизаветы Петровны (опубл.: РА. 1896. 7. С. 455-456). Прошение не было удовлетворено Академическим советом ун-та, к-рый предпочел К.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

Теперешний театр… отделали… в конце 1825 года. — Большой театр, сооруженный в 1821–1824 гг. архитектором О. И. Бове (с использованием проекта проф. А. А. Михайлова), был открыт 7 января 1825 г. … дом для комедии был где-то на Басманной… — До 1733 г. в Москве еще существовал «Комедиантский дом у Никольских ворот», строительство которого было начато по повелению Петра I (см.: Забелин, с. 336–342). В начале 1700х гг. «комедии» ставились в «большой столовой палате» Лефортовского дворца. … итальянцы… давали свои представления в особом здании у Красного пруда. — Театр у Красного пруда был построен в 1756 г.; здесь выступали итальянская и русская труппы (подробнее см.: Пыляев, Старая Москва, с. 117–118). … Сумароков, быв в милости у императрицы, заправлял этим театром, и присылал в Москву актеров, и писал свои трагедии… — Первый постоянный русский театр был основан по указу Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 г. «Дирекция того русского театра поручается от нас бригадиру Александру Сумарокову», — гласил этот указ (см.: Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830, т. 14, с. 613, No 10599). В годы директорства Сумароков написал лишь одну трагедию — «Димиза» (1756), позднее переделанную в «Ярополка и Димизу», и драму «Пустынник» (1757). … учились танцевать у Иогеля. — О. С. Павлищева (сестра А. С. Пушкина) писала о их детских годах: “…родители возили на уроки танцевания к Трубецким , Бутурлиным , Сушковым, а по четвергам на детские балы к танцмейстеру Иогелю, переучившему столько поколений в Москве” (А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2х т. М., 1974, т. 1, с. 47). (Танцмейстер жил на Бронной в собственном доме). Иогель вел танцевальные классы в доме Грибоедовых (в Новинском, в приходе Девяти мучеников; ныне ул. Чайковского, д. 17); у него учились Д. Н. Свербеев, Н. И. Новиков, И. И. Дмитриев (см.: Записки Д. Н. Свербеева, т. 1, с. 211). … Флагге… не имел такой большой практики… — Сведений об этом учителе танцев обнаружить не удалось. … дом Пашковых был во всем блеске… хорошо и весело жить.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010