Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДРОЙЦ [Гедрайтис; литов. Giedraitis] Иосиф Арнульф (Юозапас Арнульфас) (29.06.1754, Гедройце, ныне Гедрайчяй, Литва - 5(17).07.1838, Ольсяды, ныне Альседжяй, Литва), еп. Самогитский (Жямайтский), переводчик Свящ. Писания на литов. язык. Потомок ветви кн. Фабиана Гедройца, 2-й сын ротмистра литов. войск Йонаса Гедройца и племянник Инфляндского, затем Самогитского еп. Степонаса Йонаса Гедройца. Начальное образование получил в Вильно. С 1771 г. учился в семинарии в Ворне (ныне Варняй, Литва), где располагалась кафедра Самогитского еп-ства. Еще не будучи клириком, получил от дяди должность каноника капитула Инфляндского еп-ства. 24 янв. 1781 г. рукоположен во пресвитера, назначен настоятелем прихода в Лайжеве (ныне Лайжува, Литва). С 1781 по 1785 г. обучался в Риме, куда был направлен по протекции дяди-епископа. В 1785-1786 гг. Г. совершил поездку по Сев. Италии, Франции, останавливался в Париже. Через Нидерланды и Германию вернулся на родину, где в 1786 г. был назначен каноником капитула Самогитского еп-ства. В 1788 г. стал прелатом-архидиаконом, в 1789 г. был комиссаром по сбору средств на общественные нужды. За успешное осуществление этой миссии польск. кор. Станислав Август наградил Г. орденом св. Станислава. В Виленском ун-те Г. получил степень д-ра канонического права (1790) и д-ра богословия (1792). С согласия польск. короля папой Римским Пием VI Г. был утвержден в должности епископа Ортенсийского in partibus infidelium и 11 апр. 1791 г. назначен коадъютором (помощником) епископа Жмудского с правом наследования еп-ства. После 3-го раздела Речи Посполитой Г. в 1795 г. был избран первым делегатом от духовенства и народа Жямайтского княжества и отправлен в С.-Петербург, где его приняла имп. Екатерина II , пожаловавшая Г. крестом с бриллиантами. В 1801 г. в связи с болезнью дяди Г. вступил в управление Самогитским еп-ством и после смерти епископа (13 мая 1802) занял эту кафедру. При Г. в еп-стве открылось ок. 20 новых приходов. Он способствовал духовному просвещению паствы, в чем видел одну из главных задач. По его распоряжению при каждом приходе были организованы школы. Г. сумел установить хорошие отношения с рус. властями и пользовался активной поддержкой министра иностранных дел Российской империи кн. Адама Чарторыйского. При его участии помимо начальных приходских школ Г. смог организовать в поветах гимназии и школы для продолжения образования. Оказывая содействие развитию благотворительной деятельности, Г. помогал в организации лечебных учреждений. Стараниями Г. было построено новое здание кафедрального собора Самогитского еп-ства в Ворне.

http://pravenc.ru/text/161889.html

Алексей Иванович Васильев (рождение 17 февраля 1742 † 15 августа 1807), один из знаменитых и самых почтенных государствевных мужей России, был сыном сенатского обер-секретаря († 1754); мать его Ирина Андреевна была из фамилии Володимировых, а дед, быв секретарём в адмиралтейств-коллегии при Петре Великом, службою приобрёл дворянское достоинство. Алексей Иванович, обязанный своим возвышением здравому и ясному уму, неутомимой деятельности и примерному безкорыстию, был при Екатерине Великой сенатором; исправлял важную должность государственного казначея; потом был президентом медицинской коллегии. Император Павел Петрович, вступив на престол, сделал его снова государственным казначеем и пожаловал ему Александровскую ленту; в день коронации, 5 апреля 1797 года, возвёл в Баронское Российской Империи достоинство и пожаловал две тысячи душ; в конце года чин действительного тайного советника, а пятнадцать месяцев спустя Андреевскую ленту. Уволенный в 1800 году, он, в день восшествия на престол Императора Александра Павловича, снова назначен государственным казначеем, а в день коронации, 15 сентября 1801 года, возведён в Графское Российской Империи достоинство. При учреждении министерств, в 1802 году, он назначен министром финансов, и в этом звании оставался по смерть свою. Граф Алексей Иванович, от брака с княжною Варварою Сергеевною Урусовою (рождение 1751 † 15 сентября 1831), имел двух дочерей: графиню Екатерину Алексеевну, за генерал-лейтенантом князем Сергием Николаевичем Долгоруковым, и графиню Марию Алексеевну, за генерал от кавалерии графом Василием Васильевичем Орловым-Денисовым. У графа Васильева были два брата: действительный статский советник (рождение 1750 † 9 декабря 1798), и Пётр Иванович. Фёдор Иванович оставил дочь, за Павлом Александровичем Галаховым, и сына Владимира Фёдоровича, возведённого в Графское Российской Империи достоинство через три дня по кончине знаменитого дяди своего, указом 18 августа 1807 года 193 . Граф Владимир Фёдорович, действительный статский советник и тульский губернатор, от брака с графинею Мариею Ивановною Кутайсовою, оставил сына графа Алексея Владимировича, и трёх дочерей: графиню NN за Иваном Алексеевичем Пушкиным; графиню Анну Владимировну за Николаем Фёдоровичем Рахмановым, и графиню Елисавету Владимировну.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Гольяны. Церковь Воздвижения Креста Господня (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня , Богоявления Господня , Параскевы Иконийской Год постройки:1802. Год утраты:приблизительно 1930 Архитектор: Ф.М. Росляков Адрес: Республика Удмуртия, Завьяловский район, Гольяны Координаты: 56.763539, 53.744933 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Гольяны Сарапульского уезда. Крестовоздвиженская церковь (не уст. – 1934 г.) Сведений об открытии прихода и строительстве первой церкви в с. Гольяны по документам ЦГА УР не обнаружено. В июле 1754 г. начато строительство новой церкви вместо обветшавшей с тем же названием – во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 23 января 1780 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота 16 на строительство придела в трапезе Крестовоздвиженской церкви в честь Богоявления Господня. 23 мая 1795 г. эта церковь сгорела от удара молнии. 4 октября 1795 г. была получена храмозданная грамота 2195 на строительство каменного храма с тем же названием. До завершения строительства каменной церкви было разрешено построить временную небольшую деревянную церковь во имя Богоявления Господня. В построенной в этом же 1795 г. церкви богослужения совершались до 1801 г. Строительство каменного храма началось в 1798 г. на средства прихожан, а закончено в 1804 г. В 1799 г. были построены и готовы к освящению 2 придела: во имя Богоявления Господня и в честь Св. Великомученицы Параскевы. Главный престол холодной церкви освящен 13 сентября 1832 г. во имя Воздвижения Честного Креста Господня. В 1848 г. теплая церковь была разобрана до основания из-за образовавшейся трещины на своде, и в том же году вновь построена. 20 октября 1849 г. освящен левый придел – в честь Св. Великомученицы Параскевы, в 1851 г. – правый – в честь Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=35023

Дегтево. Церковь Корсунской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Корсунской Божией Матери, каменная, приходская; разделяется аркой со стеклянными дверями на летнюю и зимнюю; прочная. В летней — настоящей один престол во имя Корсунской Божией Матери (9 окт.), в зимней — трапезной два престола во имя Св. Иоанна Златоустого (13 нояб.) и св. Николая Чудотворца (6 дек.). Вся церковь закончена постройкой в два срока: зимняя — трапезная в 1802 г., а летняя — настоящая в 1819 г., на средства прихожан при преимущественном содействии местных помещиков Филимонова и Малышкиных. По данным церковного архива видно, что основание селу положил князь Алексей Шайдок и сын его Иван Алексеевич Шайдок, поселившиеся своею усадьбою на том самом плоскогорье, окаймленном с юго-восточной стороны речкою Курбицей, которое и занято настоящим селом Дегтевым и существующею ныне церковью. В окружности были дегтярные заводы, из коих последний уничтожен был лет 50 тому назад, отчего и самое село названо Дегтевым. Первоначально была церковь рубленая, деревянная, основана во 2-м десятилетии 18 столетия. В 1751 году церковь обращена в приходскую, в 1754 году деревянная церковь сломана и построена каменная, существовавшая до 1801 года. Земли церковной 33 д 121 кв. с., два церковных деревянных дома для священника и псаломщика. Сумма церковная билет. 195 руб. Прихожан 304 ч. м. 337 жен. п. Село на плоскогорье при речке Курбице. Адрес: Курба, Ярославль. В приходе две школы: церк.-приходская и земская, содержатся на местные средства. По штату причта положено быть священнику и псаломщику. Казенного жалованья 392 руб. Причтового капитала 1088 руб. По данным на 1908 год Время основания церкви с. Дехтева (Дегтева) относится к 1819 году. Престолов в ней три: Корсунской Божией Матери, Иоанна Златоуста и св. чудотворца Николая. Земли церковной 31 десятина, в приходе 14 селений. Всего домов 86, душ муж. пола 358, жен. пола 393. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско - Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г.

http://sobory.ru/article/?object=09166

Кумылженская. Церковь Троицы Живоначальной. Храм Пресвятой Троицы Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1995. Адрес: 403400, Волгоградская область, станица Кумылженская, ул. Межколхозстроя, д. 2А. Телефон: 8 (84462) 6-21-21 Координаты: 49.887793, 42.574637 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм Пресвятой Троицы располагается в приспособленном помещении, в здании бывшего магазина. Построена колокольня, обустроена прилегающая к храму территория. Имеется воскресным школа и библиотека. Богослужения проводятся регулярно с 1995 года. Первоначально в станице Кумылженской существовала Николаевская деревянная церковь. В середине XVIII века она стала ветхой и малопоместительной. По этой причине в 1754 году ее разобрали и с добавлением нового леса перестроили большую однопрестольную церковь, которую освятили в 1757 году. Затем, по случаю перехода станицы на новое место, была перенесена и церковь. Здание церкви было продано в станицу Малодельскую. С 1792 года начали строить каменную, с такой же колокольней Свято-Троицкую церковь, с приделом Святого Николая Чудотворца. Нынешняя церковь построена в 1807 году тщанием прихожан, зданием каменная, с такой же колокольней в одной связи, крепка, покрыта листовым железом. Престолов в ней два, один главный во имя Живоначальной Троицы, а другой придельный, во имя святителя Николая. Утварью снабжена достаточно.По штату при ней положено по указу Святейшего Синода от 13 февраля 1913 года за 2809 два священника, дьякон и два псаломщика. Кружечных доходов в 1914 году получено 1802 рубля 98 копеек. Другие источники – проценты от причтового капитала 72 рубля 19 копеек. Причт пользуется от прихожан земляным паевым казачьим наделом в количестве 42 десятины 5 сажень. Качество земли - пахотная малоплодородная. Средний доход, ею приносимый -150 рублей. Вся земля сдается в аренду. Домов для священноцерковнослужителей не имеется, причт живет или в домах собственных, или же на квартирах, нанимаемых на собственные средства. Другие здания, принадлежавшие церкви – деревянный дом, завещанный умершим священником Василием Федоровым в собственность церкви для причтового помещения. Домом пользуется пожизненно жена завещателя Анна Федорова. Дом деревянный, крытый железом, завещанный умершим казаком Иануарием Зерщиковым в пользу церкви. Распоряжается домом в силу завещания церковно-приходское попечительство. Дома эти очень ветхи и требуют постоянного ремонта.

http://sobory.ru/article/?object=21795

Можга, село. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Строительство храма началось в 1816 году на месте предыдущего обветшавшего деревянного храма. Зимняя половина завершена к 1821 году, а летняя - к 1861. Территория, на которой находится Казанско-Богородицкая Церковь, вошла в состав Вятского наместничества в 1780г., а церковь в состав Вятской епархии в 1791г., по Указу Правительствующего синода от 14 февраля1791 г. В документах государственного архива в архивных фондах Вятского губернского правления, Вятской губернской казенной палаты, Вятской духовной консистории, Вятского губернского статистического комитета выявлены документы по истории села Можги с конца XVIII в. Клировая ведомость Богородицкой церкви села Можги за 1844 г. сообщает, что церковь холодная, деревянная, построена в 1754 г. 16 марта 1780г. указом Казанской духовной консистории по резолюции преосвященного Амвросия, архиепископа Казанского и Свияжского велено было в селе Можга Елабужской округи по неимению там теплой церкви построить деревянную церковь во имя святителя Василия Великого. Церковь была построена в соответствии с указом Вятской духовной консистории, по прошению священнослужителей Богородицкой церкви и приходских людей, и освящена протоиереем Елабужского Спаского собора Иоанном 22 октября 1791 г. Под прошением перечислены фамилии прихожан из села и окрестных 33 деревень на двух листах. Приложена ведомость о церкви и краткая справка о приходе (607 дворов, жителей 2661 мужского и 2746 женского пола) и священно-церковнослужителях. В клировой ведомости Богородицкой церкви села Басурман Можги Елабужского духовного правления за 1802 г. указано, что в селе имеется:  первая церковь Богородицкая холодная, вторая - Василия Великого, обе деревянные. В приходе по последнему разбору состояло 465 дворов, а ныне 776. 18 марта 1806 г. в трапезной отдельно стоящей теплой церкви по неосторожности сторожа новокрещённого Тимофея Фомина произошел пожар, в результате чего обгорели стены и потолок, проломилась крыша, сгорели некоторые вещи, а в самой церкви от дыма и жара были повреждены стены, иконостас и образы местных святых, а престол и жертвенник обнажены. К концу мая 1807 г. иконостас и местные образа были исправлены, в трапезной стены и потолок вытесаны, на жертвенник и престол надеты новые одежды и срачицы, и после освящения воды осенью 1807 г. в церкви вновь началось богослужение.

http://sobory.ru/article/?object=14569

Новиковка. Церковь Иоанна Предтечи. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:1879. Год утраты:Не установлен. Архитектор:К.В. Тиден Адрес: Россия, Саратовская область, Базарно-Карабулакский район, с. Новиковка Координаты: 52.141451, 46.286087 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Русская деревня Новиковка (Ивановское) образовалась в конце XVII века на земле мелкопоместных владельцев. 11 (21) января 1697 года С. Яковлев, И. Некрасов и О. Климов получили по отказным книгам свободные угодья на юге Пензенского уезда. В октябре 1699 года новиковские земли также получили пензенские помещики П. Мартынов и Г. Ермолов, симбирский землевладелец Л. Карандышев и казанские помещики Г. Аристов и В. Новиков. В 1704 году часть угодий в дачах уже упомянутого С. Яковлева пожаловали А. Новикову и И. Мартынову. По фамилии братьев Новиковых, очевидно, и было названо новое поселение. 1 (12) апреля 1728 года в сельце Новиковка Узинского стана по прошению поручика В. И. Яковлева и других землевладельцев было разрешено строить церковь во имя Иоанна Предтечи. На тот момент приход насчитывал 92 крестьянских двора, принадлежавших восьми разным помещикам. Деревянных храм был построен и освящён в 1730 году. В 1735 году Т. Мартынов продал часть унаследованной от отца земли своему племяннику А. Мартынову. От Н. Мартынова в 1741 году часть недвижимого имения в Новиковке получила в приданое его дочь П. Киреева. В 1748 году овдовевшая дочь С. Яковлева помещица М. Каракозова получила часть Новиковки вместе с сыном и племянником в наследство. Последние 1754 году продали свою долю М. Пилюгиной. В 1773 году вместо старой церкви была выстроена новая, также деревянная. В середине 1770-х годов после ухода войска Емельяна Пугачёва в окрестностях села ещё некоторое время орудовала одна из его шаек. В 1802 году вдова О. Евсюкова запрашивала разрешение на постройку в Новиковке новой каменной церкви вместо ветхой деревянной, но к 1804 году вновь вышла замуж и своё намерение оставила.

http://sobory.ru/article/?object=49701

Староникольское. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 2012 и 2015. Адрес: Россия, Воронежская область, Хохольский район, Староникольское, ул. Веры Чуркиной, 111 Координаты: 51.460112, 38.732688 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты О существовавшей ранее церкви Живоначальной Троицы в селе Староникольском Возникновение села Староникольского относится к XVII ст. По окладным книгам 1676 г. в Никольском была часовня во имя св. Николая, и «к часовне той 35 дворов детей боярских драгунского строю». В 1796 г. указом Казенной палаты переселено в Никольское Задонской округи из разных сел 40 дворов. В 1802 г. в Никольском насчитывалось 1123 души муж. пола и 1145 душ жен. пола. До 1858 г. к сему селу принадлежала деревня Матрона (Матренка), где была построена собственная церковь. В 1904 г. в Ст. Никольском было 690 дворов прихожан, а в них муж. пола 2954 души и жен. пола 2863 души. В 1676 г. в Никольском была часовня, но вскорости в Никольском была построена деревянная церковь во имя того же св. Николая, упоминаемая и в 1705 г. в переписных книгах. В 1754 г. на этом храме была возобновлена протекавшая крыша, в 1773 г. на церковь выдан новый антиминс. В 1774 г. началась постройка новой каменной церкви в то же наименование, оконченная в 1782 г. Из здания старой церкви были устроены в новом храме пол и паперть. В 1801 г. в церкви был выстлан чугунный пол и под святой престол подведен фундамент. В 1808 г. прихожане подали местному епископу прошение, из которого видно, что «по причине умножившегося народа, долженствующего приходить в оную церковь, она по малости своей не вместима, так что многие должны стоять во время богослужения вне храма, что в холодные зимние времена совсем неспособно». Храм был несколько распространен и перестроена колокольня. Между 1820 и 1822 гг. церковь переименована была в Троицкую, тогда же, вероятно, был устроен придел во имя св. Николая. В 1828 г. храм перекрыт и покрашен, в 1834 и 1859 г. возобновлялся иконостас. В 1900-01 гг. произведен капитальный ремонт храма: устроены новые иконостасы, исправлена сень над престолом в главном алтаре, поправлен жертвенник и пр. На ремонт израсходовано 5 189 руб.

http://sobory.ru/article/?object=34414

Спасо-Парголовская церковь (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Парголовская церковь в городе Санкт-Петербург возведена в 1876–1880 годах в византийском стиле по проекту архитектора К. А. Кузьмина, один из немногих храмов епархии никогда не закрывавшихся. В храме хранится много почитаемых святынь. Содержание История [ править править код ] Спасо-Парголовская церковь в начале ХХ века В первой половине XVIII века эти земли были пожалованы как майоратное владение (то есть не подлежащее продаже и передаче, как целиком, так и по частям) графам Шуваловым, которые перевезли сюда часть крестьян из своих имений в средней полосе России. Тогда в районе будущего храма возникла Большая Суздальская слобода, названная по происхождению крестьян (из Суздальской губернии). Ныне об этом напоминают нам названия: Суздальские озёра и Суздальский проспект. Именно здесь, в Суздальской слободе, на самой высокой точке горы у большого озера и был возведён на средства графа Петра Ивановича Шувалова (1710?-1762) в 1754-1755 годах первый деревянный храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. На его освящении 7 сентября 1755 года присутствовала Императрица Елизавета Петровна. После строительства храма Большая Суздальская слобода стала именоваться Спасским селом. Первый храм простоял недолго и сгорел от удара молнии 31 мая 1791 года. На его месте была сооружена каменная часовня из красного кирпича, которая стоит и поныне. В следующем году, на склоне холма, чуть ближе к селу, на средства графини Екатерины Петровны Шуваловой, урождённой Салтыковой (1743-1816), по проекту известного архитектора Луиджи Руска (1758-1822) был сооружён новый деревянный храм. Облик второго храма на горе над озером был запёчатлён на рисунке 1825 года художника Г. Г. Чернецова (1802-1865), о храме упоминает А.С. Грибоедов в очерке «Загородная поездка», опубликованном в газете «Северная пчела» от 26 июня 1826 года: «Разного рода мысли и чувства возбуждает, несколько вёрст далее, влево от большой дороги, простота деревенского храма. Одинок и построен на разложистом мысе, которого подножие омывает тихое озеро».

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Парголов...

Андроник , строит. (sic) 1534 Исаия , 1588. Иродион , 1593.      Эти не Заозерские-ль? Давид , 1599. ??Св. Паисий † 1604. Исаия , 1606–8. Боголеп , 1613–25. Феодорит , 1628–31. Фирс определён 30 мая 1634, 1635, 1637, 1638. Кирилл , 1647–58 окт., в июле 1659, 1660, 62, уволен. Сергий , в февр. 1664, в дек. 1674. Сильвестр , 1677, 79, 1684–89; † … Феодосий , в окт. 1692. Филарет Наумов , 1697–1704, 11 мар. отставлен, за беспорядки. Иоасаф , 1704–8, уволен 23 мар. Боголеп определён 23 мар. 1708–1710. Филарет (паки) 1712–17. Павел , 1719–29. Никодим определён 9 мая 1729; † 5 авг. 1738. Симеон , 1741–47. Андроник 1754 перев. в Костромской Богоявленский. Феофан 1760 перев. из Железноборовского; по 1771. Игумены Тимофей , 1771 и 72, перев. в Спасо-Геннадиев. Иосиф перев. из Спасо-Геннадиева, в 1772–80. Нил 1790 перев. в Луховский Тихонов. Евгений , 1794–96, после архим.; в авг. 1801 перев. в Устюжский Архангельский. Архимандриты Анатолий Ставицкий , из префектов Киевской акад., с 1801, а в 1802 перев. в Борисоглебский на Устье. Август определён 1802, а 1809 перев. в Костромской Богоявленский. Парфений , 1810–14. Гедеон , 1819–26. Амфилохий перев. из Луховского Тихонова, в 1826 и 27. Макарий 1827 перев. из Александровского Свирского; † 1832. Никанор , 1832–37. Дионисий Муравьев перев. из Кривоезерской пустыни, в 1837–39, перев. в Макариев Унженский. Игум. Владимир в 1840 перев. из Чухломского Авраамиева; до … – Серафим , 1846–55. – Феоктист , 1856–60. – Митрофан перев. из Железноборовского, 1860–69. Игумены Вассиан , 1509. Варлаам , 1591–1606. Иродион , в янв. 1614. Дионисий , 1623, 34, 35. Сергий , 1646–48. Паисий (строит.) 1678. Пафнутий (строит.) 1684, 1703–7. Варфоломей (строит.) 1722. Мнтрь был упразднён в февр. 1726. Иона (строит.) 1740. Козма (строит.) 1749. Мнтрь обращён в домовый синодальный. Игумены Афанасий , 1335, 1354, 72.       Оба упом. в баснословном Прохор , в исх. XV века.       Соль-Галицком летописце. Мисаил , 1580. Макарий , 9 февр. 1598. Иоаким , в февр. 1600–1617.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010